Биографический метод в психологии, исследования
Биографический метод в психологии, это реальная возможность изучения жизненных обстоятельств и целей отдельной личности или группы людей и, при необходимости, дальнейшей их коррекции. Во время анализа в качестве источников информации могут использоваться автобиографии, всевозможные документы, тесты, интервью, воспоминания других людей, произведенные человеком работы.
Использование биографического метода
Биографический метод в психологии — это метод психологического воздействия, изучение и анализ жизненных ситуаций, произошедших с отдельным человеком или группой лиц. Психолог рассматривает даже, казалось бы, незначительные моменты, которые могли как-то повлиять на становление личности, формирование ценностей, мнения и позиции. Те, которые носят позитивный характер, он предлагает использовать для развития личностных качеств.
Особое внимание специалист уделяет тем периодам, когда человек переживал кризис. И не важно, возрастной он или нормативный. В такие моменты обычно происходят серьезные психические сдвиги, которые в результате меняют поведение, привычки, отношения с окружающими. Последнее приводит к конфликтным ситуациям.
Какие-то негативные черты характера обостряются, а после закрепляются. Так происходит, если обновленные потребности индивида не находят удовлетворения, если его идеям общество и окружающие его люди не дают реализовываться.
О биографическом методе исследования человеческой личности много говорил психолог и доктор педагогических наук Б. Г. Ананьев. Он связывал его с теорией индивидуальности. По его мнению, главная задача — ближе познакомиться с жизненным путем каждого отдельного человека. Ананьев считал, что биографический метод — это изучение влияния социальной среды на становление человеческой личности. И происходит оно не только в рамках одного субъекта, но и общества, государства, эпохи в целом. Немаловажную роль здесь играют и окружающие люди, у которых либо хорошее, либо плохое отношение к индивиду.
Ананьев ставил перед биографическим методом такие задачи:
- Определить психологический статус человека.
- Выявить основные черты его характера.
- Распознать способности.
- Понять, что стало причиной тех или иных поворотных событий.
Интересно, что биографический метод применим как для исследования отдельной личности, так и целой группы.
Развитие этого психологического метода исследования связывают с гуманитарными науками. Можно сказать, что это биографический жанр, который предполагает подробное описание жизненного пути, всех важных для человека событий, моментов, приведших к его становлению как личности.
Историческая биография
Плутарх. «Параллельные биографии»
Плутарх
Историческая биография — наиболее ранний вид биографического письма. Основные тенденции исторической биографии были намечены уже в «Параллельных биографях» Плутарха. Ее особенностью были строгие каноны биогрфического письма, по которым строились жизнеописания монархов, святых и других исторических лиц. Автор намеренно затушевывал свое «я». Персонаж при этом выступал в контексте своего исторического времени, и его смыслы соотносились с культурно-историческими ценностями эпохи, в которую он жил.
«Занимаясь историческими исследованиями, мы удерживаем душой память лишь о лучших и самых признанных характерах, и это позволяет нам решительно отвергать все скверное, безнравственное и пошлое, с чем сталкивает неизбежное обращение с окружающим миром, и обращать умиротворенный и успокоенный мир наших мыслей только на образцовое» (Плутарх) (8, с. 343).
Дж.Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
Новые эпохи рождали своих летописцев, по-прежнему продолжавших трактовать биографических персонажей по тем же канонам: личность приобретала черты мифологического героя, отражавшего ценности и ожидания официальной власти.
Джорджо Вазари, итальянский живописец и зодчий, следуя по стопам Плутарха, в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» дал определенный тип биографического письма, где живой художник возводился в ранг земного божества. Высокий слог таких биографий исключал тонкий психологический анализ личности. Убиралось все бытовое, низменное и, по большому счету, человеческое. Так, например, жизнеописание Леонардо да Винчи начинается со следующих слов:
«Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, чаще всего естественным, а то и сверхъестественным путем на человече ские тела обильно изливаются величайшие дары и что иной раз одно и то же тело бывает с переизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам богом, а не приобретенное человеческим искусством» (Вазари) (1, с. 197).
Историография XIX-XX веков
Эта линия продолжилась в отечественной историографии в трудах воспитанника Петра I В. Н. Татищева, историка Екатерининской эпохи князя М. Щербатого, профессора и ректора Московского университета С. М. Соловьева, его ученика В. О. Ключевского и др. Они создавали жизнеописания русских «великих мужей» исходя из тех же нормативных требований официальной биографии. Историко-культурный контекст задавал личностные смыслы и позицию персонажей, при этом гражданская позиция автора была достаточно ощутима.
Спираль развития этого направления в понимании и истолковании жизни человека продолжала наращивать свои витки в последующие века. Этот подход не потерял актуальности в настоящее время. «Великие мужи» трансформировались в современных политических деятелей и продолжают оставаться персонажами все новых биографий. Примером такого биографического стиля является последняя серия «Исторические силуэты» (Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона. Ред. Ю. Хайдекинга). Этот виток соотносим с историко-биографическим подходом.
Плюсы и минусы биографического метода в психологии
Преимуществ у биографического метода несколько:
- Динамичность. Психолог изучает человека в динамике, а не в статике. Благодаря этому он видит, как тот жил раньше, что и почему изменилось к сегодняшнему дню. Становится ясно, как индивид строил отношения с окружающими, сложно ли ему было адаптироваться в социальной среде, какие ценности и уроки он усвоил. Все это в совокупности помогает психологу составить план дальнейшей работы.
- Нет необходимости в подготовке. Будет, конечно, лучше, если специалист имеет социологическое образование. Однако провести опрос может и тот, кто совсем не знаком с социологией. Так, биографическим методом часто пользуются работодатели, принимая на работу новых сотрудников.
- Во время сеанса царит дружелюбная, непринужденная атмосфера. Разговор проходит настолько тонко и деликатно, что человек совсем не чувствует давления. Наоборот, ему кажется, что он просто беседует с хорошим другом.
- Есть много источников. Например, если есть необходимость изучения публичного человека, психолог может воспользоваться записями его выступлений, интервью, пообщаться с кем-то из круга его общения и т. д. Он берет во внимание всю доступную ему информацию.
- Обилие фактов. Психолог концентрирует внимание на событиях, которые имели место в жизни человека. Он изучает, а после анализирует предпосылки, причины, мотивы. Ему важно построить логическую цепочку, выяснить, что привело к принятию индивидом того или иного решения.
Помимо плюсов, биографический метод имеет и ряд минусов:
- Описательность. Во многих случаях события или действия никак не связаны с чувствами, эмоциями и ощущениями. Хотя последние на самом деле — неотъемлемая часть психологического портрета. Именно поэтому в биографическом методе часто допускаются небольшие погрешности. К тому же психологам иногда приходится делать выводы, основываясь на предположениях.
- Большие затраты времени и сил. Биографический метод довольно трудоемкий. Нужно не только получить всю нужную информацию, но и тщательно проанализировать ее. Не всегда есть такая возможность.
- Индивидуальность. Возьмем, к примеру, использование этого метода при приеме на работу потенциального сотрудника. Конечно, работодатель может изучить его биографию и подобрать оптимальные условия работы и подходящую должность. Но это информация об одном человеке. Сделанные на ее основе выводы вряд ли подойдут для кого-то другого.
- Субъективность. Проявляется, если психолог для составления портрета общается с родными и друзьями человека. Они могут сгущать краски, высказывать свою личную точку зрения или умалчивать какие-то моменты. В результате специалист попадает в тупик.
- Ложь. Не каждый человек способен рассказать нелицеприятные факты из своей жизни. Всем хочется показать себя с лучшей стороны, поэтому иногда люди либо приукрашивают, либо недоговаривают. Даже опытный психолог не всегда сразу распознает обман. Поэтому и психологический портрет личности получается слегка неполным, смазанным.
И еще один существенный минус — забывчивость. Во время сеанса человеку нужно вспомнить какие-то важные моменты из его прошлого. Но память не всегда может воспроизвести всю нужную информацию. Поэтому часто психолог получает искаженные данные.
Сильные стороны
- Динамичность. Биографический метод – одна из немногих психологических уловок, позволяющих рассмотреть развитие человека в динамике, а не в статике. Данные, датируемые разным годом, помогают увидеть, что было раньше, что изменилось, и что именно послужило этому причиной. Как формировались ценностные устои, как происходила его адаптация в обществе и как изменялись его отношения с людьми. Некоторым психологам это помогает предсказать дальнейшее развитие личности при использовании параллелей.
- Не требует предварительной подготовки. Хотя очевидно, что для полноценного проведения опросов необходимо социологическое образование, самый поверхностный анализ может произвести человек, с социологией незнакомый совершенно. Биографический метод часто используется руководителями для оценки соискателя на работу, а также для улучшения качества работы. Достаточно лишь элементарной логики.
- Происходит в непринуждённой манере. Метод биографического изучения личности настолько не явственен, настолько тонок, что изучаемый человек (например, в случае, если мы говорим о беседе работодателя и потенциального работника) не будет чувствовать давления. Вопросы метода напоминают скорее приятный разговор, позволяя человеку раскрыться с лучшей стороны.
- Множество источников. Если вести речь не о поверхностном изучении здесь и сейчас, а о более глубоком, позволяющем понять человека изнутри, исследователь может обратиться к самым разным источникам. Если исследуется публичная личность, можно изучить его интервью, публикации, общественные выступления, взглянуть на личную жизнь и, разумеется, пообщаться с представителями его близкого круга. Психолог не опирается исключительно на слова изучаемого, что помогает ему собрать разные части мозаики и делать совершенно иные, но более точные выводы.
- Фактологическая составляющая. Большая часть материалов, используемых в биографическом методе, сосредотачивается на конкретных действиях исследуемого человека. Основная мера – событие, максимально достоверное по своей сути. Наличие перед глазами психолога предпосылок, поступков, мотиваций и последствий позволяет ему проследить логику действий изучаемого и проанализировать, что могло повлиять на то или иное решение. Несмотря на обильный фактический материал, специалист имеет возможность увидеть картину жизни сразу, не тратя времени на личный опрос изучаемого человека.
Техники биографического метода
Их всего 7:
- Личное дело. Проводится анализ дневников, автобиографии, анкет, характеристик и прочих подобных бумаг. Сюда же относятся фотографии и письма. Это помогает понять, почему у человека появились те или иные черты характера, как проявляется его психологическая зрелость, какими еще способами можно исследовать его внутренний мир. В личном деле обращают внимание на социальное происхождение, окружение индивида, вид информации, которую он получает из окружающих источников, основные события из жизни.
- Анкета. Эта техника биографического метода чаще всего используется во время беседы с соискателем. Заполняя анкетные данные, человек систематизирует воспоминания из прошлого, а также сообщает такую информацию, которой нет в других источниках, например, болезни, перенесенные в детстве, или участие в общественной жизни.
- Автобиография. Бывает спонтанной или целенаправленной (спровоцированной). Во втором случае ее пишут по заранее составленному плану. Благодаря этой технике психолог может составить общее представление о жизненном пути человека.
- Биографическое интервью. Занимает много времени — 2-3 сеанса длительностью по 5 часов. Психолог задает вопросы относительно жизненного пути. Это так называемая ступенька к тому, чтобы человек рассказал о своих ощущениях и переживаниях. В процессе важно фиксировать эмоциональные реакции на то или иное событие.
- Круг общения. Здесь нужно составить график, отображающий длительность и интенсивность общения с людьми, которые сыграли важную роль в становлении личности. Анализу подлежит структура общения в разные периоды жизни, количество связей, продолжительность дружбы с отдельными индивидами.
- События. Еще один вид биографического метода в психологии. Предполагает перечисление и краткое описание фактов, которые человек считает наиболее значимыми в своей судьбе. В этом случае также нужно составить график.
- Впечатления. Человеку нужно сначала вспомнить, а потом описать события, которые произвели на него сильное впечатление.
Для анализа полученной информации то, что сказал человек, рекомендуется заносить в таблицу. В ней должны быть записаны даты, события, субъективная оценка, характеристики психологического состояния и личная оценка индивида.
Слабые стороны
- Описательность. Действия и поступки зачастую не имеют ничего общего с чувствами и эмоциями, которые человек испытывает, а ведь они составляют важную часть психологического портрета. Это создаёт психологам определённые трудности, так как им приходится взвешивать скорее предположения, нежели факты, допуская при этом некоторые погрешности.
- Трудоёмкость. К сожалению, для более глубоких выводов, которые неизменно требуют некоторые цели, всё-таки необходим подробный анализ. Допустим, что биографический метод во время приёма на работу позволяет оценить способность соискателя соответствовать профессиональным требованиям – и, тем не менее, не всегда выявляет его глубинные психологические установки. Полноценный портрет требует глубокого погружения в биографию и её тщательный анализ – не все могут себе это позволить.
- Индивидуальность. Разумеется, тот факт, что биографический метод направлен на изучение внутреннего мира конкретного человека, нельзя однозначно читать его слабой стороной. Если и так, то это слабая сторона для руководителей предприятий, которые изучают психологию своих подчинённых для повышения качества их деятельности. Обращение к биографии одного из сотрудников позволяет обеспечить лучшие условия для него, но это не значит, что те же условия подойдут остальным. Другими словами, применение метода широко невозможно.
- Субъективность. Создавая психологический портрет со слов других людей, будь то друзья или биографы описываемого человека, психологи неизменно сталкиваются с явлением субъективности. Авторы биографий часто используют метод сгущения красок, чтобы не описывать жизнь поэтапно, другие люди описывают человека со своей точки зрения. Эти точки могут разительно отличаться, что может поставить психолога в тупик.
- Все лгут. Помимо субъективности со стороны других людей, существует субъективность со стороны самого человека. Проще говоря, интервьюируемому всегда хочется видеть себя с лучшей стороны, из-за чего он может несколько приврать, чтобы выставить себя в лучшем свете. Распознать ложь не всегда легко, поэтому и психологический портрет выходит «смазанным».
- Все забывают. Биографический метод требует от человека погружения в прошлого – в собственное или чужое, не имеет значение. Человеческая память не может вместить в себя всего, поэтому некоторые данные могут быть искажены, что негативно отразится на итоговом результате. Подмена фактов также не исключена.
Пример использования биографического метода
Представьте, что вы — руководитель крупной компании. Сейчас ваша главная задача — принять на работу нового сотрудника. Вам нужно узнать не только о его профессиональных качествах, но и о том, какой он внутри. Конечно, соискатель заполнит анкету и, возможно, предоставит автобиографию. Но этого мало. Здесь на помощь и придет биографический метод.
Вам нужно поговорить с человеком. Попросите вспомнить важные события из его жизни. Пусть он расскажет, что чувствовал в тот момент, опишет эмоции. Ведите себя не как руководитель. Создайте дружелюбную атмосферу.
Содержание
- 1 Историческая биография 1.1 Плутарх. «Параллельные биографии»
- 1.2 Дж.Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
- 1.3 Историография XIX-XX веков
- 5. 1 Метод психологического портрета 5.1.1 Психологический портрет исторического лица
Вывод
Биографический метод широко используется психологами, рекрутерами и даже обычными людьми. Благодаря его простоте и ненавязчивости, исследователь имеет возможность задать именно столько вопросов, сколько посчитает необходимым для получения полноценного представления о личности человека. Ежели работа производится по свидетельствам других людей, исследователь избавлен от необходимости личного допроса и имеет перед собой обширную картину поступков личности и достаточную фактическую основу для совершения выводов. Разумеется, эта методика не идеальна, но свою цель она определённо выполняет.
Источник
Биографический метод в психологии, исследования
Биографический метод — психологическое исследование, главная цель которого — получить личную информацию о человеке. Эта информация касается не только сухих фактов из его жизни, но также чувств, переживаний и эмоций в определенные моменты. Исследование помогает психологу увидеть внутренние проблемы и противоречия, а также составить план дальнейших действий.
Содержание
- Использование биографического метода
- Плюсы и минусы биографического метода в психологии
- Техники биографического метода
- Пример использования биографического метода
- Заключение
Использование биографического метода
Биографический метод в психологии — это метод психологического воздействия, изучение и анализ жизненных ситуаций, произошедших с отдельным человеком или группой лиц. Психолог рассматривает даже, казалось бы, незначительные моменты, которые могли как-то повлиять на становление личности, формирование ценностей, мнения и позиции. Те, которые носят позитивный характер, он предлагает использовать для развития личностных качеств.
Особое внимание специалист уделяет тем периодам, когда человек переживал кризис. И не важно, возрастной он или нормативный. В такие моменты обычно происходят серьезные психические сдвиги, которые в результате меняют поведение, привычки, отношения с окружающими. Последнее приводит к конфликтным ситуациям.
Какие-то негативные черты характера обостряются, а после закрепляются. Так происходит, если обновленные потребности индивида не находят удовлетворения, если его идеям общество и окружающие его люди не дают реализовываться.
О биографическом методе исследования человеческой личности много говорил психолог и доктор педагогических наук Б. Г. Ананьев. Он связывал его с теорией индивидуальности. По его мнению, главная задача — ближе познакомиться с жизненным путем каждого отдельного человека. Ананьев считал, что биографический метод — это изучение влияния социальной среды на становление человеческой личности. И происходит оно не только в рамках одного субъекта, но и общества, государства, эпохи в целом. Немаловажную роль здесь играют и окружающие люди, у которых либо хорошее, либо плохое отношение к индивиду.
Ананьев ставил перед биографическим методом такие задачи:
- Определить психологический статус человека.
- Выявить основные черты его характера.
- Распознать способности.
- Понять, что стало причиной тех или иных поворотных событий.
Интересно, что биографический метод применим как для исследования отдельной личности, так и целой группы.
Развитие этого психологического метода исследования связывают с гуманитарными науками. Можно сказать, что это биографический жанр, который предполагает подробное описание жизненного пути, всех важных для человека событий, моментов, приведших к его становлению как личности.
Плюсы и минусы биографического метода в психологии
Преимуществ у биографического метода несколько:
- Динамичность. Психолог изучает человека в динамике, а не в статике. Благодаря этому он видит, как тот жил раньше, что и почему изменилось к сегодняшнему дню. Становится ясно, как индивид строил отношения с окружающими, сложно ли ему было адаптироваться в социальной среде, какие ценности и уроки он усвоил. Все это в совокупности помогает психологу составить план дальнейшей работы.
- Нет необходимости в подготовке. Будет, конечно, лучше, если специалист имеет социологическое образование. Однако провести опрос может и тот, кто совсем не знаком с социологией. Так, биографическим методом часто пользуются работодатели, принимая на работу новых сотрудников.
- Во время сеанса царит дружелюбная, непринужденная атмосфера. Разговор проходит настолько тонко и деликатно, что человек совсем не чувствует давления. Наоборот, ему кажется, что он просто беседует с хорошим другом.
- Есть много источников. Например, если есть необходимость изучения публичного человека, психолог может воспользоваться записями его выступлений, интервью, пообщаться с кем-то из круга его общения и т.д. Он берет во внимание всю доступную ему информацию.
- Обилие фактов. Психолог концентрирует внимание на событиях, которые имели место в жизни человека. Он изучает, а после анализирует предпосылки, причины, мотивы. Ему важно построить логическую цепочку, выяснить, что привело к принятию индивидом того или иного решения.
Помимо плюсов, биографический метод имеет и ряд минусов:
- Описательность. Во многих случаях события или действия никак не связаны с чувствами, эмоциями и ощущениями. Хотя последние на самом деле — неотъемлемая часть психологического портрета. Именно поэтому в биографическом методе часто допускаются небольшие погрешности. К тому же психологам иногда приходится делать выводы, основываясь на предположениях.
- Большие затраты времени и сил. Биографический метод довольно трудоемкий. Нужно не только получить всю нужную информацию, но и тщательно проанализировать ее. Не всегда есть такая возможность.
- Индивидуальность. Возьмем, к примеру, использование этого метода при приеме на работу потенциального сотрудника. Конечно, работодатель может изучить его биографию и подобрать оптимальные условия работы и подходящую должность. Но это информация об одном человеке. Сделанные на ее основе выводы вряд ли подойдут для кого-то другого.
- Субъективность. Проявляется, если психолог для составления портрета общается с родными и друзьями человека. Они могут сгущать краски, высказывать свою личную точку зрения или умалчивать какие-то моменты. В результате специалист попадает в тупик.
- Ложь. Не каждый человек способен рассказать нелицеприятные факты из своей жизни. Всем хочется показать себя с лучшей стороны, поэтому иногда люди либо приукрашивают, либо недоговаривают. Даже опытный психолог не всегда сразу распознает обман. Поэтому и психологический портрет личности получается слегка неполным, смазанным.
И еще один существенный минус — забывчивость. Во время сеанса человеку нужно вспомнить какие-то важные моменты из его прошлого. Но память не всегда может воспроизвести всю нужную информацию. Поэтому часто психолог получает искаженные данные.
Техники биографического метода
Их всего 7:
- Личное дело. Проводится анализ дневников, автобиографии, анкет, характеристик и прочих подобных бумаг. Сюда же относятся фотографии и письма. Это помогает понять, почему у человека появились те или иные черты характера, как проявляется его психологическая зрелость, какими еще способами можно исследовать его внутренний мир. В личном деле обращают внимание на социальное происхождение, окружение индивида, вид информации, которую он получает из окружающих источников, основные события из жизни.
- Анкета. Эта техника биографического метода чаще всего используется во время беседы с соискателем. Заполняя анкетные данные, человек систематизирует воспоминания из прошлого, а также сообщает такую информацию, которой нет в других источниках, например, болезни, перенесенные в детстве, или участие в общественной жизни.
- Автобиография. Бывает спонтанной или целенаправленной (спровоцированной). Во втором случае ее пишут по заранее составленному плану. Благодаря этой технике психолог может составить общее представление о жизненном пути человека.
- Биографическое интервью. Занимает много времени — 2-3 сеанса длительностью по 5 часов. Психолог задает вопросы относительно жизненного пути. Это так называемая ступенька к тому, чтобы человек рассказал о своих ощущениях и переживаниях. В процессе важно фиксировать эмоциональные реакции на то или иное событие.
- Круг общения. Здесь нужно составить график, отображающий длительность и интенсивность общения с людьми, которые сыграли важную роль в становлении личности. Анализу подлежит структура общения в разные периоды жизни, количество связей, продолжительность дружбы с отдельными индивидами.
- События. Еще один вид биографического метода в психологии. Предполагает перечисление и краткое описание фактов, которые человек считает наиболее значимыми в своей судьбе. В этом случае также нужно составить график.
- Впечатления. Человеку нужно сначала вспомнить, а потом описать события, которые произвели на него сильное впечатление.
Для анализа полученной информации то, что сказал человек, рекомендуется заносить в таблицу. В ней должны быть записаны даты, события, субъективная оценка, характеристики психологического состояния и личная оценка индивида.
Пример использования биографического метода
Представьте, что вы — руководитель крупной компании. Сейчас ваша главная задача — принять на работу нового сотрудника. Вам нужно узнать не только о его профессиональных качествах, но и о том, какой он внутри. Конечно, соискатель заполнит анкету и, возможно, предоставит автобиографию. Но этого мало. Здесь на помощь и придет биографический метод.
Вам нужно поговорить с человеком. Попросите вспомнить важные события из его жизни. Пусть он расскажет, что чувствовал в тот момент, опишет эмоции. Ведите себя не как руководитель. Создайте дружелюбную атмосферу.
Заключение
Биографический метод в социологии и психологии — это возможность лучше узнать человека. Сказать он может что угодно. Но, чтобы понять его чувства и мысли, придется постараться. В этом поможет интервью — разговор о самых сильных впечатлениях и значимых событиях.
Литературная критика 101 – Полезная художественная литература
Три цели критики:
- Помочь нам решить проблему при чтении.
- Чтобы помочь нам отфильтровать и разрешить конфликтующие показания.
- Чтобы дать нам возможность вырабатывать интерпретирующие, но научные суждения о литературе.
- Исторический/биографический подход:
Историко-биографические критики рассматривают произведения как отражение жизни и времени автора (или жизни и времени персонажей). Подход H / B считает необходимым знать об авторе и политическом, экономическом и социологическом контексте его времени, чтобы по-настоящему понять произведение (работы).
Преимущества: Этот подход хорошо работает для некоторых произведений, таких как произведения Александра Поупа, Джона Драйдена и Мильтона, которые явно носят политический характер. Также необходимо использовать исторический подход, чтобы поместить аллюзии в их надлежащий классический, политический или библейский фон.
Недостатки: Новые критики называют убеждение историков/биографических критиков в том, что значение или ценность произведения могут определяться намерением автора, «преднамеренной ошибкой».
Таким образом, искусство сводится к уровню биографии, а не универсальности.Перечень важнейших исторических вопросов:
- Когда была написана работа?
- Когда он был опубликован?
- Как его восприняли критики и публика и почему?
- Что говорит прием работы о стандартах вкуса и ценности во время ее публикации и рецензирования?
- Какие социальные установки и культурные обычаи, связанные с действием слова, преобладали в то время, когда произведение было написано и опубликовано?
- Какие виды властных отношений описывает, отражает или воплощает это слово?
- Как отношения власти, отраженные в литературном произведении, проявляются в культурных практиках и социальных институтах, преобладающих в то время, когда произведение было написано и опубликовано?
- В какой степени мы можем понять прошлое, как оно отражено в литературном произведении?
- В какой степени работа отражает отличия от идей и ценностей своего времени?
Контрольный список биографических критических вопросов:
- Какие влияния — люди, идеи, движения, события — очевидные в жизни писателя отражены в произведении?
- В какой мере описанные в слове события являются прямым переносом того, что происходило в реальной жизни писателя?
- Какие модификации реальных событий внес писатель в литературное произведение? Для каких возможных целей?
- Каковы последствия различий между реальными событиями и их литературным преобразованием в стихотворении, рассказе, пьесе или эссе?
- Что автор открыл в произведении о своих характерных способах мышления, восприятия или эмоций?
- Какое место занимает это произведение в литературном становлении и карьере художника?
- Морально-философский подход
Моральные/философские критики считают, что главной целью литературы является обучение морали и исследование философских вопросов. Практики включают Мэтью Арнольда (произведения должны быть «высокой серьезности»), Платона (литература должна проявлять морализм и утилитаризм) и Горация (литература должна быть «восхитительной и поучительной»).
Преимущества: Этот подход полезен для таких работ, как «Опыт о человеке» Александра Поупа, в котором представлена очевидная моральная философия. Это полезно и при рассмотрении тематики произведений (например, бесчеловечность человека по отношению к человеку в «Гекльберри Финне» Марка Твена). Наконец, она не рассматривает литературу просто как «искусство», изолированное от всех моральных импликаций; он признает, что литература может воздействовать на читателей, неявно или напрямую, и что важно содержание произведения, а не только благопристойный проводник для этого сообщения.
Недостатки: недоброжелатели утверждают, что такой подход может быть слишком «оценочным». Некоторые считают, что о литературе следует судить в первую очередь (если не исключительно) по ее художественным достоинствам, а не по ее моральному или философскому содержанию.
Контрольный список моральных/дидактических критических вопросов:
- Какая непреходящая истина раскрывается в теме этой работы?
- Как вознаграждаются действия главного героя и наказываются действия антагониста?
- Формализм / Новая критика
Формализм
http://bcs.bedfordstmartins.com/virtualit/poetry/critical_define/crit_form.html
Новая критика http://bcs.bedfordstmartins.com/virtualit/poetry/critical_define/crit_newcrit.html Подход к литературе, когда-то называвшийся новой критикой, предполагает внимательное чтение текста. Критики-формалисты считают, что вся информация, необходимая для интерпретации произведения, должна быть найдена в самом произведении; нет необходимости привносить стороннюю информацию об истории, политике или обществе того времени или о жизни автора. Критики-формалисты тратят много времени на анализ иронии, парадокса, образности и метафоры. Их также интересует сеттинг произведения, персонажи, символы и точка зрения.
Преимущества: Этот подход можно осуществить без особых исследований, и он подчеркивает ценность литературы вне ее контекста (фактически делает литературу вневременной). Практически все критические подходы должны начинаться здесь.
Недостатки: Текст виден изолированно. Формализм игнорирует контекст произведения. Он не может объяснить аллюзии. Он склонен сводить литературу к не более чем набору риторических приемов.
Контрольный список формальных критических вопросов:
- Как структурирована или организована работа? Как это начинается? Куда это пойдет дальше? Как это кончается?
- Каков сюжет произведения? Как его сюжет связан с его структурой?
- Каково отношение каждой части произведения к произведению в целом? Как части связаны друг с другом?
- Кто рассказывает или рассказывает о том, что происходит в произведении? Как рассказчик, говорящий или персонаж раскрывается читателям? Как мы узнаем и понимаем эту фигуру?
- Кто такие главные и второстепенные персонажи, что они собой представляют и как они связаны друг с другом? Каковы время и место работы – постановка? Как сеттинг связан с тем, что мы знаем о персонажах и их действиях? Насколько сеттинг символичен?
- Какой язык использует автор для описания, повествования, объяснения или иного создания мира литературного произведения? Конкретнее, какие образы, сравнения, метафоры, символы появляются в произведении? Какова их функция? Какие смыслы они передают?
- Психологический подход
Критики-психологи рассматривают произведения через призму психологии. Они смотрят либо на психологические мотивы персонажей, либо на самих авторов, хотя первый подход обычно считается более респектабельным. Чаще всего психологические критики применяют к произведениям психологию Фрейда и/или Юнга (архетипы).
(a) Фрейдистский подход:
http://bcs.bedfordstmartins.com/virtualit/poetry/critical_define/crit_psycho.html
Фрейдистский подход часто включает выявление влияния психики персонажа (по-гречески «душа»), которая состоит из:
- Ид (резервуар либидо или принципа удовольствия в бессознательном)
- Суперэго (агент моральной цензуры и хранилище совести/гордости, защищающее общество)
- Эго (рациональный управляющий агент бессознательного, защищающий индивидуума)
Критики Фрейда склоняются к сексуальным последствиям символов и образов, поскольку Фрейд теоретизировал, что все человеческое поведение (влечения) происходит от либидо/сексуальной энергии.
- Вогнутые изображения, такие как пруды, цветы, чаши и пещеры = женские символы.
- Выпуклые изображения, такие как небоскребы, подводные лодки, обелиски и т. д. = мужские символы
- Действия, такие как танцы, верховая езда и полеты = сексуальное удовольствие.
- Вода = рождение, женский принцип, материнское начало, чрево и желание смерти.
- Эдипов комплекс = бессознательное соперничество мальчика с отцом из-за любви к матери
- Комплекс Электры = бессознательное соперничество девочки с матерью из-за любви к отцу
Критики могут также ссылаться на психологию развития ребенка Фрейда, которая включает оральную стадию (поедание), анальную стадию (элиминация) и генитальную стадию (воспроизведение).
Преимущества: Полезный инструмент для понимания некоторых произведений, в которых персонажи проявляют явные психологические проблемы. Как и в случае с биографическим подходом, знание психологического склада писателя может дать нам представление о его творчестве.
Недостатки: Психологическая критика может превратить произведение в не более чем психологическое исследование, не рассматривая его как произведение искусства. Критики иногда пытаются поставить диагноз давно умершим авторам по их произведениям, что, возможно, не лучшее свидетельство их психологии. Критики склонны видеть секс во всем, преувеличивая этот аспект литературы. Наконец, некоторые работы не поддаются такому подходу.
Перечень важнейших психологических вопросов
- Какие связи вы можете установить между вашим знанием жизни автора и поведением и мотивами персонажей в его или ее произведениях?
- Как ваше понимание персонажей, их отношений, их действий и их мотивов в литературном произведении помогает вам лучше понять ментальный мир и воображаемую жизнь или действия и мотивы автора?
- Как конкретное литературное произведение — его образы, метафоры и другие языковые элементы — раскрывают психологические мотивы его персонажей или психологический склад ума его автора?
- В какой степени вы можете использовать концепции психоанализа Фрейда, чтобы понять мотивы литературных персонажей?
- Какие виды литературных произведений и какие типы литературных персонажей кажутся наиболее подходящими для критического подхода, использующего психологическую или психоаналитическую точку зрения? Почему?
- Как можно сочетать психологический или психоаналитический подход к конкретной работе с подходом с другой критической точки зрения — например, с биографической, формалистической или феминистской критикой?
(b) Юнгианский подход
http://www. sonoma.edu/users/d/daniels/Jungsum.html
Юнг также является влиятельной силой в критике мифов (архетипов). Критики-психологи обычно обеспокоены его концепцией процесса индивидуации (процесса открытия того, что делает одно отличным от всех остальных). Юнг обозначил три части самости:
- Тень – более темная, бессознательная самость; редко всплывает на поверхность, но с ним нужно столкнуться для полноты «Я 9».0006
- Персона – публичная личность/маска (особенно мужская)
- Анима/Анимус – «образ души» мужчины/женщины (негатив, составляющий составное целое)
Невроз возникает, когда кто-то не может ассимилировать один из этих бессознательных компонентов в свое сознание и проецирует его на кого-то другого. Персона должна быть гибкой и уметь уравновешивать компоненты психики.
Мифологический/Архетипический: Мифологический/архетипический подход к литературе предполагает, что существует набор символов, образов, персонажей и мотивов (т. е. архетипов), вызывающий у всех людей одинаковую реакцию. Согласно психологу Карлу Юнгу, человечество обладает «коллективным бессознательным» (космическим резервуаром человеческого опыта), которое содержит эти архетипы и является общим для всего человечества. Критики мифов определяют эти архетипические модели и обсуждают, как они функционируют в произведениях. Они считают, что эти архетипы являются источником большей части силы литературы.
Преимущества: Обеспечивает универсальный подход к литературе и определяет причину, по которой определенная литература может выдержать испытание временем. Это хорошо работает с произведениями, которые очень символичны.
Недостатки: Литература может стать не более чем средством для архетипов, и этот подход может игнорировать «искусство» литературы.
Контрольный список критических вопросов по мифологии
- Какие случаи в работе кажутся обычными или достаточно знакомыми как действия, чтобы их можно было считать символическими или архетипическими? Есть ли путешествия, битвы, падения, повороты судьбы и т. д.?
- Какие типы персонажей появляются в произведении? Как их можно классифицировать?
- Какие существа, элементы природы или искусственные объекты, играющие роль в произведении, можно считать символическими?
- Какие изменения претерпевают персонажи? Как можно охарактеризовать или назвать эти изменения? С чем они могут быть связаны или сопоставлены?
- С какими религиозными или квазирелигиозными традициями можно сравнить или связать сюжет, персонажей, элементы или объекты произведения? Почему?
- Феминистский подход
http://bcs.bedfordstmartins.com/virtualit/poetry/critical_define/crit_femin.html
Феминистская критика озабочена влиянием пола на письмо и чтение. Обычно он начинается с критики патриархальной культуры. Он касается места женщин-писательниц в каноне. Наконец, он включает в себя поиск женской теории или подхода к текстам. Феминистская критика политическая и часто ревизионистская. Феминистки часто утверждают, что мужские страхи изображаются через женские персонажи. Они могут утверждать, что пол определяет все, или наоборот: что все гендерные различия навязаны обществом, а пол ничего не определяет.
Теория Элейн Шоуолтер:
В своей книге «Их собственная литература» Элейн Шоуолтер утверждает, что все литературные субкультуры проходят три основных этапа развития. Для литературы о женщинах она называет эти этапы Женским, Феминистским и Женским:
- Женский Стадия — включает «подражание преобладающим способам господствующей традиции» и «интернализации ее стандартов».
- Феминистская стадия — включает «протест против этих стандартов и ценностей и защиту прав меньшинств…».
- Женская стадия — это «фаза самопознания, обращения внутрь себя, освобождения от некоторой зависимости оппозиции, поиска идентичности».
Преимущества: Женщины были недостаточно представлены в традиционной пушке, и феминистский подход к литературе пытается решить эту проблему.
Недостатки: феминистки превращают литературную критику в поле политической битвы и игнорируют достоинства произведений, которые они считают «патриархальными». Приводя доводы в пользу особого женского стиля письма, они склонны низводить женскую литературу до статуса гетто; это, в свою очередь, препятствует естественному включению женской литературы в литературные каноны. Феминистский подход часто слишком теоретичен.
Перечень критических вопросов феминисток
- В какой степени представление женщин (и мужчин) в произведении отражает место и время, когда произведение было написано?
- Как в произведении представлены отношения между мужчинами и женщинами или между представителями одного пола? Какие роли мужчины и женщины берут на себя и выполняют и с какими последствиями?
- Представляет ли автор произведение исходя из преимущественно мужского или женского восприятия? Почему это могло быть сделано и с какими последствиями?
- Как факты из жизни автора соотносятся с изображением мужчин и женщин в произведении? К их относительным степеням власти?
- Насколько другие произведения автора соответствуют этому в изображении властных отношений между мужчинами и женщинами?
- Марксистская критика
http://bcs. bedfordstmartins.com/virtualit/poetry/critical_define/crit_marx.html
Марксистская критика — это тип критики, в которой литературные произведения рассматриваются как продукт труда, а практикующие специалисты подчеркивают роль класса и идеологии, поскольку они отражают, пропагандируют и даже бросают вызов господствующему социальному порядку. Марксистские критики рассматривают тексты не как хранилища скрытых смыслов, а как материальные продукты, которые следует понимать в широком историческом плане. Короче говоря, литературные произведения рассматриваются как продукт труда (и, следовательно, сферы производства и потребления, которую мы называем экономикой).
Основные марксистские принципы и основные термины:
- Пролетариат: тот класс общества, который не владеет средствами производства.
- Буржуазия: состоятельный класс, управляющий обществом.
- Власть Базиса: Маркс считал, что экономические средства производства в обществе (базис) создают и контролируют все человеческие институты и идеологии (надстройка). Эта надстройка включает в себя все социальные и правовые институты, все политические и образовательные системы, все религии и все искусство. Эти идеологии развиваются в результате экономических средств производства, а не наоборот.
- Отчуждение. Маркс считал, что капиталистическое общество создало три формы отчуждения:
- Во-первых, рабочий отчужден от того, что он производит.
- Во-вторых, рабочий отчужден от самого себя; только когда он не работает, он чувствует себя по-настоящему самим собой.
- Наконец, в капиталистическом обществе люди отчуждены друг от друга; то есть в конкурентном обществе люди настроены против других людей.
Маркс считал, что решением является коммунизм, который позволит полностью раскрыть наши «человеческие возможности». Для Маркса возможность того, что кто-то может отказаться от собственности на свою собственную способность преобразовывать мир, равносильна отчуждению от своей собственной природы; это духовная потеря.
Диалектический материализм
Маркс считал коммунизм исторической неизбежностью. Общество перешло от одной экономической системы к другой, например, от феодализма к капитализму. Противоречия каждой системы приводили к ее краху. По мере развития истории неудачи предыдущей системы привели к принятию новой. Версия Маркса заключалась в том, что человеческая история представляет собой серию шагов к совершенному экономическому устройству — неизбежный марш. Согласно Марксу, капитализм был результатом конфликта между помещиками и крепостными в феодальном обществе и между цеховыми мастерами и подмастерьями в докапиталистическом обществе. Возникшие в результате конфликты создали класс капиталистов или буржуазию, владеющую средствами производства, и класс наемных рабочих или пролетариат, который вынужден продавать свой труд, чтобы выжить. Производная от диалектики Гегеля вера в то, что истина (синтез) возникает из сравнения тезиса и антитезиса.
Контрольный список марксистской/культурной критики:
- Каков экономический статус персонажей?
- Что с ними происходит в результате этого статуса?
- Как они справляются с экономическими и политическими трудностями?
- Какие еще условия, вытекающие из их класса, подчеркивает писатель? (например, плохое образование, плохое питание, плохое здравоохранение, неадекватные возможности)
- В какой степени работа терпит неудачу, упуская из виду экономические, социальные и политические последствия ее материала?
- Какими еще способами экономический детерминизм влияет на работу? Как читатели должны относиться к этой истории в современных экономических условиях (на национальном, глобальном и т. д.)?
Источник: http://teacherweb.com/KY/BallardHighSchool/LivesayAPELit/Literary-Criticism-Overview.pdf
Нравится:
Нравится Загрузка…
Проекты исследований в области развития | Развитие продолжительности жизни
Результаты обучения
- Сравнение преимуществ и недостатков планов исследований развития (поперечных, лонгитюдных и последовательных)
Теперь вы знаете о некоторых инструментах, используемых для проведения исследований человеческого развития. Помните, что методы исследования – это инструменты, которые используются для сбора информации. Но легко спутать методы исследования и дизайн исследования. Дизайн исследования — это стратегия или схема принятия решения о том, как собирать и анализировать информацию. Дизайн исследования диктует, какие методы используются и как. Планы исследований развития – это методы, используемые, в частности, в исследованиях развития на протяжении всей жизни. Когда мы пытаемся описать развитие и изменение, дизайн исследования становится особенно важным, потому что нас интересует, что меняется, а что остается неизменным с возрастом. Эти методы пытаются изучить, как возраст, когорта, пол и социальный класс влияют на развитие.
В большинстве исследований развития используются модели поперечного сечения, потому что они менее трудоемки и менее дороги, чем другие разработки. Поперечное исследование дизайнов используются для изучения поведения участников разного возраста, которые тестируются в один и тот же момент времени. Предположим, что исследователей интересует взаимосвязь между интеллектом и старением. У них может быть гипотеза (обоснованная догадка, основанная на теории или наблюдениях), что интеллект снижается по мере взросления человека. Исследователи могут решить провести определенный тест интеллекта для лиц в возрасте 20 лет, лиц в возрасте 50 лет и лиц в возрасте 80 лет одновременно и сравнить данные по каждой возрастной группе. Это исследование носит сквозной характер, потому что исследователи планируют одновременно изучить показатели интеллекта людей разного возраста в рамках одного и того же исследования; они берут «срез» людей в определенный момент времени. Предположим, что сравнения показывают, что 80-летние взрослые получают более низкие баллы в тесте интеллекта, чем 50-летние взрослые, а 50-летние взрослые получают более низкие баллы в тесте интеллекта, чем 20-летние. взрослые люди. Основываясь на этих данных, исследователи могут сделать вывод, что люди становятся менее умными по мере взросления. Будет ли это действительной (точной) интерпретацией результатов?
Рисунок 1 . Пример дизайна перекрестного исследования
Нет, это неверный вывод, потому что исследователи не следили за людьми в возрасте от 20 до 50 и 80 лет. Одно из основных ограничений кросс-секционного исследования заключается в том, что результаты дают информацию о возрастных различиях не обязательно изменениях с возрастом или с течением времени. То есть, хотя описанное выше исследование может показать, что в 2010 году 80-летние набрали меньше баллов по тесту интеллекта, чем 50-летние, а 50-летние набрали меньше баллов по тесту интеллекта, чем 20-летние. -лет, данные, использованные для этого вывода, были собраны у разных людей (или групп людей). Например, может случиться так, что, когда эти 20-летние станут старше (50, а затем и 80), они по-прежнему будут набирать такие же высокие баллы в тесте на интеллект, как и в 20 лет. — летние дети показали бы относительно низкие результаты теста интеллекта даже в возрасте 50 и 20 лет; исследователи не знают наверняка, потому что они не следили за теми же людьми, когда они становились старше.
Также возможно, что различия, обнаруженные между возрастными группами, связаны не с возрастом как таковым, а с когортными эффектами. 80-летние в этом исследовании 2010 года выросли в определенное время и пережили определенные события как группа. Они родились в 1930 году и принадлежат к традиционному или молчаливому поколению. Эти 50-летние люди родились в 1960 году и входят в когорту бэби-бумеров. Эти 20-летние люди родились в 1990 году и относятся к поколению миллениалов, или поколению Y. Какие вещи переживала каждая из этих когорт, чего не испытывали другие или, по крайней мере, не так, как они?
Вы, возможно, заметили множество различий между опытом этих когорт, например, переживаемые определенными войнами, политическими и социальными движениями, экономическими условиями, достижениями в области технологий, изменениями в стандартах здравоохранения и питания и т. д. различия, которые могут особенно повлиять на их результаты в тестах интеллекта, такие как уровень образования и использование компьютеров. То есть многие из родившихся в 1930 г., вероятно, не закончили среднюю школу; те, кто родился в 19в среднем 60 человек могут иметь высшее образование, но большинство из них не имеют высшего образования; молодые люди, вероятно, нынешние студенты колледжа. И это даже без учета дополнительных факторов, таких как пол, раса или социально-экономический статус. Молодые люди привыкли сдавать тесты на компьютерах, но члены двух других групп не выросли с компьютерами и могут чувствовать себя не так комфортно, если тест на интеллект проводится на компьютерах. Эти факторы могли повлиять на результаты исследования.
Другим недостатком поперечного исследования является то, что оно ограничено одним временем измерения. Данные собираются в определенный момент времени, и вполне возможно, что в этот исторический год могло произойти что-то, что затронуло всех участников, хотя, возможно, на каждую когорту это могло повлиять по-разному. Только подумайте о настроениях участников исследования, которое проводилось в США сразу после терактов 11 сентября 2001 года.
Рисунок 2 . Лонгитюдные исследования изучают одного и того же человека или группу людей в течение длительного периода времени.
Лонгитюдное исследование начинается с группы людей одного возраста и происхождения (когорты) и многократно измеряется в течение длительного периода времени. Одним из преимуществ этого типа исследований является то, что за людьми можно следить во времени и сравнивать их с собой, когда они были моложе; поэтому измеряются изменения с возрастом во времени. Каковы преимущества и недостатки лонгитюдного исследования? Проблемы с этим типом исследования включают в себя его дороговизну, длительность и отсев участников со временем. Подумайте о фильме, 63 Up , часть серии Up, упомянутой ранее, которая является примером отслеживания людей с течением времени. В видеороликах, которые снимаются каждые семь лет, вы видите, как люди меняются со временем физически, эмоционально и социально; а некоторые остаются неизменными в определенном смысле. Но многим участникам очень не нравилось быть частью проекта, и они неоднократно угрожали уйти; один исчез на несколько лет; другой умер до ее 63-го года. Хотели бы вы давать интервью каждые семь лет? Хотели бы вы, чтобы это стало общедоступным для всех?
Продольные исследования используются для изучения поведения одних и тех же людей во времени. Например, в нашем примере с изучением интеллекта и старения исследователь может провести лонгитюдное исследование, чтобы выяснить, становятся ли 20-летние люди менее интеллектуальными с возрастом с течением времени. С этой целью исследователь может провести тест на интеллект людей, когда им 20 лет, затем еще раз, когда им 50 лет, а затем еще раз, когда им 80 лет. Это исследование носит лонгитюдный характер, поскольку исследователь планирует изучать одних и тех же людей по мере их старения. Основываясь на этих данных, модель интеллекта и возраста может выглядеть иначе, чем в поперечном исследовании; можно обнаружить, что показатели интеллекта участников выше в возрасте 50 лет, чем в возрасте 20 лет, а затем остаются стабильными или немного снижаются к 80 годам. Как это может быть, если поперечное исследование выявило снижение интеллекта с возрастом?
Рисунок 3 . Пример плана лонгитюдного исследования
Поскольку лонгитюдное исследование проводится в течение определенного периода времени (который может быть краткосрочным, например, в месяцах, но часто более продолжительным, например, в годах), существует риск истощения. Отсев происходит, когда участники не завершают все части исследования. Участники могут переехать, изменить свои номера телефонов, умереть или просто потерять интерес к участию с течением времени. Исследователям следует учитывать возможность отсева путем первоначального включения в исследование большей выборки, так как некоторые участники, вероятно, со временем отсеются. Есть также что-то известное как выборочное отсев — это означает, что определенные группы лиц могут иметь тенденцию к отсеву. Часто наименее здоровые, наименее образованные участники с более низким социально-экономическим статусом со временем склонны отсеиваться. Это означает, что оставшиеся участники уже не могут быть репрезентативными для всего населения, поскольку в целом они здоровее, лучше образованы и имеют больше денег. Это может быть причиной того, что наше гипотетическое исследование показало более оптимистичную картину интеллекта и старения по прошествии лет. Что исследователи могут сделать с избирательным отсевом? Каждый раз во время тестирования они могли случайным образом набирать больше участников из той же когорты, что и первоначальные участники, чтобы заменить тех, кто выбыл.
На результаты продольных исследований также могут повлиять повторные оценки. Подумайте, насколько хорошо вы справились бы с контрольной по математике, если бы вам задавали один и тот же экзамен каждый день в течение недели. Ваша успеваемость, вероятно, со временем улучшится, не обязательно потому, что вы развили лучшие математические способности, а потому, что вы постоянно решали одни и те же математические задачи. Это явление известно как эффект практики. Эффект от практики возникает, когда участники со временем лучше справляются с задачей, потому что они выполняли ее снова и снова (а не из-за естественного психологического развития). Таким образом, наши участники могли каждый раз знакомиться с тестом интеллекта (и с администрацией компьютеризированного тестирования).
Еще одним ограничением лонгитюдного исследования является то, что данные ограничены только одной когортой. В качестве примера подумайте о том, насколько комфортно 20-летние участники когорты 2010 года чувствуют себя с компьютерами. Поскольку изучается только одна когорта, невозможно узнать, будут ли результаты отличаться от результатов других когорт. Кроме того, изменения, которые обнаруживаются по мере старения людей с течением времени, могут быть связаны с возрастом или временем измерения эффектов. То есть участников тестируют в разные периоды истории, поэтому переменные возраста и времени измерения могли быть перепутаны (перепутаны). Например, что, если между 2020 и 2040 годами произойдут серьезные изменения в обучении и образовании на рабочем месте, и многие участники получат гораздо более формальное образование во взрослом возрасте, что положительно повлияет на их показатели интеллекта в 2040 году? Исследователи не знали, увеличились ли показатели интеллекта из-за старения или из-за более образованной рабочей силы с течением времени между измерениями.
Последовательные исследования Планы включают элементы как продольных, так и поперечных планов исследования. Подобно лонгитюдным планам, в последовательных исследованиях участвуют участники, за которыми наблюдают с течением времени; Подобно схемам поперечного сечения, последовательное исследование включает участников разного возраста. Этот дизайн исследования также отличается от тех, которые обсуждались ранее, тем, что люди разного возраста участвуют в исследовании в разные моменты времени для изучения возрастных изменений, развития у одних и тех же людей по мере их старения и для учета возможность влияния когорты и/или времени измерения. В 1965, K. Warner Schaie [1] (ведущий теоретик и исследователь интеллекта и старения) описал конкретные последовательные схемы: кросс-последовательный, когортный последовательный и последовательный во времени. Различия между ними зависели от того, на какие переменные обращали внимание при анализе данных (данные можно было рассматривать с точки зрения нескольких перекрестных планов, нескольких продольных планов или нескольких когортных планов). В идеале, сравнивая результаты различных типов анализа, можно выделить влияние возраста, когорты и времени в анамнезе.
Рассмотрим еще раз наш пример интеллекта и старения. В исследовании с последовательным дизайном исследователь может набрать три отдельные группы участников (группы A, B и C). Группа А будет набрана, когда им исполнится 20 лет в 2010 году, и будет протестирована снова, когда им исполнится 50 и 80 лет в 2040 и 2070 годах соответственно (аналогично описанному ранее лонгитюдному исследованию). Группа B будет набрана, когда им исполнится 20 лет в 2040 году, и будет снова протестирована, когда им исполнится 50 лет в 2070 году. Группа C будет набрана, когда им исполнится 20 лет в 2070 году, и так далее.
Рисунок 4. Пример последовательного плана исследования
Исследования с последовательным планом являются эффективными, поскольку они позволяют проводить как лонгитюдные, так и поперечные сравнения — изменения и/или стабильность с возрастом во времени можно измерить и сравнить с различиями между возрастами и когортные группы. Этот дизайн исследования также позволяет изучить влияние когорты и времени измерения. Например, исследователь может изучить показатели интеллекта 20-летних в разное время в истории и в разных когортах (следуйте желтым диагональным линиям на рисунке 3). Это могли бы изучить исследователи, интересующиеся социокультурными и историческими изменениями (поскольку мы знаем, что развитие на протяжении жизни является междисциплинарным). Один из способов взглянуть на полезность различных планов исследований в области развития был описан Шайе и Балтесом (19).75) [2] : поперечные и продольные планы могут выявить модели изменений, в то время как последовательные планы могут идентифицировать источники развития для наблюдаемых моделей изменений.
Поскольку они включают в себя элементы продольных и поперечных планов, последовательные исследования имеют многие из тех же достоинств и ограничений, что и эти другие подходы. Например, последовательная работа может потребовать меньше времени и усилий, чем лонгитюдное исследование (если в нашем примере данные собираются чаще, чем за 30-летний период), но больше времени и усилий, чем кросс-секционное исследование. Хотя практические эффекты могут быть проблемой, если участников просят выполнять одни и те же задачи или оценки с течением времени, отсев может быть менее проблематичным, чем то, что обычно происходит в лонгитюдных исследованиях, поскольку участникам, возможно, не придется оставаться вовлеченными в исследование в течение такого длительного периода.