Честь и достоинство личности: понятие и общая характеристика
УДК 340.114
Страницы в журнале: 20-26
В.Н. Барсукова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Саратовской государственной юридической академии Россия, Саратов [email protected]
Рассматриваются концепции чести и достоинства личности, устанавливаются сходства и различия данных категорий. Автором предлагаются определения понятий чести и достоинства личности.
Ключевые слова: честь и достоинство личности, оценка, мораль, личность, духовные качества.
Честь и достоинство человека представляют собой важнейшую социально-правовую ценность, утверждение и всесторонняя защита которой является фундаментом, на котором зиждется современное общество. Благодаря становлению и развитию демократических институтов уровень гарантированности их уважения и защиты постоянно возрастает. Вместе с тем совершенствование различного рода технологий нередко имеет обратный эффект, закладывающий основу для попрания указанных благ. Ярким примером являются разработки в области медицины, биологии, генетики и т.п. (в сфере клонирования, трансплантации органов и тканей, суррогатного материнства и многие другие), тотальная информатизация современного общества посредством сети Интернет, телевидения, радиовещания и т.д. Обозначенные факторы свидетельствуют о необходимости создания и закрепления на законодательном уровне качественного механизма обеспечения и защиты чести и достоинства личности.
Данным вопросам посвящено немало как общетеоретических, так и отраслевых работ известных ученых, таких как А.В. Белявский, В.А. Блюмкин, Н.А. Придворов, Ф.М. Рудинский, Х.П. Маннанова, А.Д. Анисимов, А.А. Власов, С.С. Омельченко, И.В. Телегина, В.П. Тугаринов, Н.А. Пятак, И.И. Солодкин, И.Г. Филановский, И.С. Ной и др. Однако, состояние современного законодательства в рассматриваемой области по-прежнему вряд ли можно признать удовлетворительным. Показателем ущербности данного механизма является отсутствие нормативно закрепленного определения понятий данных категорий. Сложность формулирования рассматриваемых понятий очевидна. Еще в XIX веке ученый и философ Ч. Беккариа сказал: «Честь принадлежит к числу тех слов, которые послужили основанием для длинных и блестящих рассуждений, не давших ни одного точного и твердого понятия о предмете» [3, с. 232]. При этом многогранность объекта исследования, на наш взгляд, не является весомой причиной для отказа от нормативного закрепления понятий чести и достоинства, а лишь обусловливает необходимость применения к нему многоаспектного подхода, отражающего как философскую, социальную, так и правовую сущность обозначенных благ. Выработка единой позиции относительно понятия данных благ необходима по той простой причине, что полноценная реализация охраны и защиты какого бы то ни было блага или права, в том числе чести и достоинства, невозможна без четкого понимания их сущности. В рамках данной статьи посредством использования различных методов познания (исторического, диалектического, аналитического и др.) нами будет предпринята попытка сформулировать собственное мнение относительно сущности и соотношения обозначенных категорий.
Условно высказываемые в теории позиции относительно понятия «честь» могут быть объединены в две концепции.
Первая теория (назовем ее условно теорией «объективной оценки») в самом общем виде сведена к мысли о том, что честь, будучи социальной категорией, представляет собой оценку личности, ее моральных качеств и поступков обществом (так называемую «внешнюю» оценку). Сторонниками данной позиции являются И.С. Ной, В.М. Седов, М.Н. Малеина, И.Я. Дюрягин, Б.Т. Безлепкин, А.М. Эрделевский и др. Так, например, Б.Т. Безлепкин подчеркивает, что понятие чести связывается не с самооценкой личности, а с ее оценкой другими людьми, т.е. с морально-политической оценкой гражданина со стороны общества, достоинством человека, определяемым обществом; таким образом, понятие чести связывается не только и не столько с совокупностью личных качеств, а главным образом с их морально-этической оценкой другими людьми [2, с. 33]. Анализ высказываний сторонников теории «объективной оценки» свидетельствует об их неоднородности. В частности, некоторые авторы полагают, что честь может принадлежать только человеку, другие считают, что честь может принадлежать и организации (юридическому лицу). Кроме того, отдельные ученые настаивают на том, что честь — это всегда высокая оценка качеств того или иного лица, другие ограничивается указанием на то, что это оценка, не уточняя ее характеристики.
Вторая концепция носит комплексный характер (назовем ее условно теорией «объективно-субъективной оценки»). Ее сторонники полагают, что категория чести в этике выражает, прежде всего, высокую оценку деятельности и поведения человека со стороны общества, проявляющуюся в уважении, всеобщем признании и доброй славе человека и вместе с тем высокой самооценке, т.е. осмыслении общественного признания личности [10, с. 41]. Сторонниками данной теории являются А.В. Белявский, Н.А. Придворов, Х.П. Маннанова, А.Д. Анисимов, А.А. Власов, С.С. Омельченко, И.В. Телегина и др. Выделяя внутреннюю (субъективную) и внешнюю (объективную) стороны чести, они отстаивают позицию о том, что стороны чести тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга воздействие. Объективный компонент чести представляет собой носящую устойчивый характер оценку, касающуюся личности в целом или отдельных ее сторон. По своему содержанию данная оценка носит конкретно-исторический характер и выражает представление о месте и роли человека в сложной системе общественных отношений, требованиях, предъявляемых к человеку со стороны общества, личных и общественных оценках его деятельности, т.е. общие для конкретного общества нравственные явления [6, с. 34]. Субъективный компонент понятия «честь» заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами и требованиями [1].
Краткий обзор позиций, высказываемых в рамках обозначенной теории, показывает ее неоднородность. Назовем лишь некоторые, основные отличия.
Во-первых, большинство ученых придерживаются мнения о том, что честь представляет собой, с одной стороны, оценку личности, ее качеств и поступков обществом (объективная сторона чести), а с другой стороны, самосознание, самооценку личности с точки зрения ее восприятия обществом, т. е. адекватное восприятие человеком того мнения, которое выражает о нем общество (субъективная сторона чести). Встречается, однако, и более широкий подход, согласно которому к категории чести относятся и моральные, духовные, социально значимые качества личности, а также совершаемые ею поступки, мотивы, цели, которыми она руководствуется (так называемая внутренняя сторона чести).
Во-вторых, большинство исследователей отстаивают точку зрения, согласно которой субъективная сторона чести (самооценка своего положения в обществе) не тождественна понятию достоинства. При этом высказывается и противоположное мнение о тождественности данных категорий. Существует также и промежуточная позиция, которая включает достоинство в состав внутренней составляющей чести, не отождествляя данные категории.
В-третьих, в науке высказываются противоположные мнения относительно взаимосвязи внутренней и внешней составляющей чести.
Анализ сущности изложенных теорий позволяет сделать выбор в пользу теории «объективно-субъективной оценки», поскольку вряд ли человек мог бы добиться положительной оценки общества в том случае, если бы он не осознавал, каким образом общество его воспринимает. Очевидно, что положительная оценка общества имеет для личности стимулирующий характер.
В неразрывной связке с категорией чести находится достоинство личности. Как верно отмечает Н.А. Придворов, «категория «достоинство», будучи предельно общим понятием, закрепленным в границах отраслевого и конституционного законодательства, относится к достаточно сложному и многогранному общественному явлению. Оно является чрезвычайно широким, богатым по содержанию и глубоко диалектическим по своей природе понятием» [12, с. 14]. Научной литературе современного периода свойственен плюрализм мнений относительно того, что представляет собой категория «достоинство», каковы его сущность и содержание, кто является его носителем.
Рассмотрим некоторые концепции достоинства, существующие в современной науке.
Теория «субъективной оценки», сторонниками которой являются, например, такие авторы как А. Осмонов и К.А. Шахманаев, трактует достоинство личности как осознание самим человеком и окружающими факта обладания неопороченными нравственными и интеллектуальными качествами. При этом достоинство личности, по мнению авторов, определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные установки, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т.п.) [11, с. 10; 16, с. 13]. Таким образом, данная концепция трактует достоинство личности с позиции внутренней оценки личностью себя и своего положения в обществе. В целом данная концепция имеет рациональное зерно, однако, на наш взгляд, носит несколько односторонний характер, поскольку не учитывает общественной значимости категории достоинства.
Наиболее широкое распространение в настоящее время получила концепция «объективно-субъективной оценки». Она имеет наибольшее число сторонников, к числу которых относятся такие известные ученые, как В.А. Блюмкин, В.П. Тугаринов, Н.А. Пятак, Н.А. Придворов, А.В. Белявский, Ф.М. Рудинский, И.И. Солодкин, И.Г. Филановский, А.А. Власов, А.Д. Анисимов, М. Л. Шелютто, И.С. Ной и др. Суть данной концепции нашла отражение в Словаре по этике, который определяет достоинство как моральное понятие, выражающее представление о ценности всякого человека как личности, особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности [14, с. 84].
В понятии достоинства следует выделять, также как и в понятии чести, объективный момент (признание ценности личности) и субъективный момент, т.е. чувство и осознание своей нравственной ценности.
Объективный компонент включает следующие аспекты:
1) человеческое достоинство, ценность человека вообще независимо от его конкретных качеств и особенностей (общественного положения, профессии, национальности, цвета кожи и т.д.). «Идея человеческого достоинства означает признание человека высшей, ни с чем не сравнимой ценностью» [5, с. 10—11], причем ценностью общественной, ибо вне общества достоинство просто немыслимо. Признание человека высшей ценностью есть сердцевина гуманизма и необходимое условие общечеловеческих норм нравственности. Оно означает в то же время признание так называемых неотъемлемых прав человека — на жизнь, здоровье, счастье, свободу, труд, удовлетворение материальных и духовных потребностей, справедливость, равенство и т.д. [7, с. 401—403; 8, с. 8; 13, с. 257; 15, с. 242; 17, с. 321];
2) личное достоинство, под которым понимается ценность конкретного человека;
3) достоинство человека как представителя определенной социальной группы и т.п. (например, национальное достоинство, достоинство педагога, достоинство судьи, достоинство женщины). В данном контексте также уместно сказать о том, что в ряде случаев общество предъявляет повышенные требования к духовным качествам личности, а также к ее поступкам.
Субъективный компонент достоинства есть осознание индивидом своей ценности как человека вообще, конкретной личности, представителя определенной социальной группы (класса, нации и т.д.). Внутренняя (субъективная) сторона достоинства связана также со способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т. е. связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу [6, с. 45]. Эта сторона обусловливается способностью человеческого сознания отражать не только объективный мир, но и самого себя, свое место и значимость в этом мире [4, с. 25; 12, с. 17].
Несмотря на общность подхода к пониманию категории достоинства с точки зрения включения в нее объективного и субъективного компонентов, внутри данной концепции имеется немало дискуссионных моментов. Отметим наиболее значимые.
Во-первых, некоторые авторы к числу субъектов, наделенных достоинством, относят исключительно физических лиц. Другие трактуют субъектный состав значительно шире, включая в него также коллективы, организации, нации, народы, государства, мировое сообщество.
Во-вторых, отдельные ученые (Н.А. Придворов, А.В. Белявский, А.В. Зелепукин, И.И. Солодкин, И.Г. Филановский и др.) выделяют в качестве самостоятельного структурного элемента достоинства наличие у человека совокупности моральных качеств, ценностных ориентиров, которые объективно характеризуют социальную значимость личности [9, с. 68]. Другие ученые в качестве одного из аспектов достоинства личности указывают нравственное поведение, достойный образ жизни и т.п. На наш взгляд, положительные качества личности, поведение в обществе не являются самостоятельным компонентом достоинства, они входят в структуру личного достоинства и являются тем критерием, на основе которого осуществляется оценка достоинства конкретного лица.
В-третьих, высказывается мнение о необходимости отнесения к личному достоинству не только духовных качеств личности, но и физических (И.И. Солодкин, И.Г. Филановский, А.Д. Анисимов и др.). При этом другие авторы (например, А.А. Власов, А.В. Белявский, Н.А. Придворов и др.), напротив, полагают необходимым употребление этических категорий только для обозначения нравственного сознания и нравственных отношений [6, с. 56]. С данной позицией представляется возможным согласиться: действительно, физические недостатки человека (глухота, слепота и т.п.) ни в коей мере не могут отражаться на его достоинстве.
Теория объективно-субъективной оценки, на наш взгляд, является наиболее обоснованной, поскольку учитывает как социальный, так и индивидуальный аспект достоинства личности.
Честь и достоинство тесно связаны между собой, взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга и чаще всего рассматриваются как единая пара категорий в этике и праве. Провести абсолютную грань между этими понятиями невозможно. Представляется интересной высказанная когда-то Вольтером мысль: «Честь есть состояние безупречного нравственного достоинства» [19, с. 79]. Вместе с тем тесная взаимосвязь данных категорий не исключает присутствия у них специфических признаков.
Чести и достоинству свойственны следующие общие качества.
1. Являясь нравственными категориями, они представляют собой этические блага и в то же время носят общеправовой характер. Современное законодательство относит честь и достоинство к категории личных неимущественных благ.
2. Честь и достоинство имеют общее историческое происхождение и зависят от типа общественно-экономической формации. Появление феноменов чести и достоинства не связано непосредственно с возникновением человеческой цивилизации. Они появляются на определенном этапе социокультурного развития общества, характеризующемся достаточно развитыми материальными и духовными условиями реализации нравственных ценностей. В этом смысле честь и достоинство в полном смысле являются достоянием лишь современного общества. Представление о чести и достоинстве складывается в зависимости от того, в каком обществе имеет место становление данных понятий. Признанные в обществе социальные нормы формируют правила должного поведения, выполнение которых вызывает уважение, положительную оценку.
3. Данные категории раскрывают существенные связи между обществом и личностью. Посредством категорий чести и достоинства характеризуются разнообразные аспекты общественной ценности личности, ее положительные социальные качества, мотивы поведения и нравственные потребности. Как оценочные категории, честь и достоинство раскрывают отношение общества к личности и личности к самой себе.
4. Честь и достоинство связываются с позитивной формой поведения и играют важную роль в регулировании нравственных отношений.
5. Рассматриваемые категории имеют самообогащаемый характер, смысл которого видится в том, что наличие конкретного блага у определенного лица дает ему возможность рассчитывать в дальнейшем на еще более высокую положительную оценку со стороны общества при условии последующего позитивного (по мнению общества) поведения.
6. Честь и достоинство являются приобретенными благами, так как при рождении они признаются за человеком настолько, насколько они корреспондируют естественным правам и свободам, и лишь в дальнейшем своими поступками человек может заслужить хорошее или плохое мнение о себе.
7. Честь и достоинство имеют нематериальный характер, они не являются и не могут являться предметами имущественного оборота в силу свойства их неотчуждаемости и непередаваемости.
Несмотря на тесную взаимосвязь, имеются и довольно существенные различия в характеристиках рассматриваемых категорий. В частности, чести свойственны следующие специфические признаки.
1. Честь, будучи объективным общественным свойством, включает в себя два аспекта: объективный (оценка личности, ее качеств и поступков обществом) и субъективный (оценка личностью своего положения в обществе). Вместе с тем категория «честь» связана, в первую очередь, с социальным статусом личности, с тем, насколько она соответствует тем требованиям, которые к ней предъявляет общество. Моральная ценность личности связывается с ее заслугами, поэтому значение имеют только те качества личности, которые имеют ценность для общества.
2. Наличие чести определяется на основе сопоставления информации о содержании социальных норм, принятых в обществе, и совокупности качеств личности, ее поступков, а также целей и мотивов ее поведения. Объективный характер критериев морали и нравственности не допускает субъективного, произвольного толкования того, что является честью или бесчестьем.
4. Честь может проявляться во внешних формах признания (награды, чины и т. п.).
5. Честь может принадлежать только личности и имеет большое значение для наиболее полного понимания данной категории.
К специфическим чертам достоинства следует, на наш взгляд, отнести следующие.
1. Категория достоинства рассматривается как одно из понятий теории гуманизма, тогда как честь не входит в число этих понятий.
2. Достоинство включает в себя два аспекта: объективный (общественная оценка человека как ценности вообще безотносительно к ее качествам и поступкам, оценка личностного достоинства, оценка представителя определенной общности людей) и субъективный (самоосознание личностью своей внутренней ценности). Достоинство — неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность. В достоинстве отражается представление о ценности всякого человека (т.е. оно исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении) [13, с. 229—251]. Достоинство объективно включает в себя качества, которые личность осознает как ценности общества. Достоинство субъективно отражает переживание субъектом чувства морального удовлетворения уважительным отношением к его качествам и поступкам со стороны общества [18, с. 12]. Таким образом, достоинство ориентировано на внутреннюю составляющую, осознание личностью своей ценности в целом.
3. Достоинство в общечеловеческом понимании принадлежит любому человеку независимо от психофизиологических качеств. Личное достоинство, а также достоинство представителя определенной общности людей может принадлежать только личности.
4. Наличие достоинства определяется на основе сопоставления информации о социальных нормах, принятых в обществе, совокупности качеств личности, ее поступков и мотивов поведения, а также самоосознания личностью своих качеств и поведения.
5. Достоинство не нуждается во внешних атрибутах признания.
Изложенные характеристики позволяют сформулировать следующие определения чести и достоинства.
Честь как социально-правовая категория представляет собой исторически детерминированное этическое благо нематериального характера, отражающее положение личности в обществе, формирующееся в результате ее общественной оценки с точки зрения критериев соответствия ее качеств и поведения социальным нормам, принятым в рамках конкретной общественно-экономической формации, и адекватного восприятия личностью данной оценки, подлежащее защите со стороны государства.
Достоинство как социально-правовая категория есть исторически детерминированное этическое благо нематериального характера, подлежащее всесторонней государственной защите, характеризующее, с одной стороны, человека как высшую ценность, не зависящее ни от каких внешних факторов, а с другой, отражающее ценность личности в глазах общества и самоосознание ею своей социальной значимости с позиций соответствия ее качеств и поведения социальным нормам, принятым в рамках конкретной общественно-экономической формации.
Подводя итог сказанному, сформулируем некоторые выводы:
— честь и достоинство представляют собой многогранное явление, они в равной мере имеют философский, социологический, этический, нравственный и правовой характер;
— как честь, так и достоинство включают в себя два компонента: объективный и субъективный;
— рассматриваемые категории тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, однако не тождественны друг другу;
— обозначенные категории обладают некоторыми общими свойствами, в том числе имеют общее историческое происхождение и раскрывают существенные связи между обществом и личностью, связываются с позитивной формой поведения и играют важную роль в регулировании нравственных отношений и т. д.; при этом данным благам свойственны специфические черты;
— на сегодняшний день существуют объективные предпосылки к закреплению определения чести и достоинства на законодательном уровне, а также совершенствованию механизма их защиты.
Список литературы
1. Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона. URL: http://www.library.ru/help/docs/n56821/hest1.doc (дата обращения: 11.04.2013).
2. Безлепкин Б.Т. Судебная защита чести н достоинства граждан в охранительных отношениях // Правоведение. 1990. № 1.
3. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / биогр. очерк и пер. М.М. Исаева. — М., 1939.
4. Белявский А.В., Придворов Н.А. Охрана чести и достоинства личности в СССР. — М., 1971.
5. Блюмкин В.А. Категории достоинства и чести в марксистской этике: автореф. дис. … канд. филос. наук. — М., 1964.
6. Власов А.А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации. — М., 2000.
7. Герцен А. И. Несколько замечаний об историческом развитии чести: в 7 т. — Спб., 1905. Т. 4.
8. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. — М, 1933.
9. Зелепукин А.В. Предмет и категории этики: учеб. пособие. — Саратов, 2002.
10. Маннанова Х.П. Честь как категория марксистской этики: дис. … канд. философ. наук. — Ташкент, 1970.
11. Осмонов А.К. Уголовная ответственность за оскорбление: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 1972.
12. Придворов Н.А. Институт достоинства личности в советском праве: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — Харьков, 1986.
13. Рудинский Ф.М., Шишенина И.В. Право человека на достоинство // Наука прав человека и проблемы конституционного права. — М., 2006.
14. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. — М., 1989.
15. Уткин С.С. Очерки по марксистско-ленинской этике. — М., 1962.
16. Шахманаев К.А. Уголовно-правовая защита чести и достоинства личности (уголовно-правовой и криминологический анализ): автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2009.
17. Шишкин А.Ф. Основы марксистской этики. — М., 1961.
18. Шмарион В.И. Ответственность за преступления против чести и достоинства личности по российскому уголовному законодательству: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Ростов-н/Д, 2001.
19. Эйнштейн И. Честь в философии и праве. — Спб., 1895.
§ 6. Достоинство и честь. Юридическая этика: Учебник для вузов
§ 6. Достоинство и честь. Юридическая этика: Учебник для вузовВикиЧтение
Юридическая этика: Учебник для вузовКобликов Александр Семенович
Содержание
§ 6. Достоинство и честь
Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.
В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.
Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека — одна из высших нравственных ценностей.
Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя).
Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.
Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде Представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.
Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина.
В России, как и в других европейских странах, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами Петра I еще в 1702 г., дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины TI 1787 г. и позже. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1884 г. по существу узаконил дуэль в армии. (Установленная в армии процедура, предшествовавшая офицерской дуэли, описана А. И. Куприным в повести «Поединок».) В спорах по поводу допустимости или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали на стороне ее противников. Так, известный криминалист Спасович утверждал, что «обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом — жизнью — за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступиться».
Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.
Репутация — мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.
Кодекс чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 г., обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.
Честь, честность
6. Высшее достоинство
6. Высшее достоинство Существует ли реальность по ту сторону личности? Некоторые персоналисты, например Мак-Таггарт, Ренувье и Хоуисон, дают отрицательный ответ. Для Ясперса же личностная реальность свидетельствует о существовании внутренней трансценденции, которая
К. МАРКС РЕЗОЛЮЦИИ МИТИНГА В ЧЕСТЬ ГОДОВЩИНЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ[75]
К. МАРКС РЕЗОЛЮЦИИ МИТИНГА В ЧЕСТЬ ГОДОВЩИНЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ[75] Митинг, созванный по случаю годовщины 18 марта 1871 г., принял следующие резолюции:IОн рассматривает героическое движение 18 марта как зарю великой социальной революции, которая навсегда освободит
Достоинство
Достоинство Шах со своими придворными охотился на краю пустыни. Незаметно спустилась ночь. Резко похолодало, и у шаха от дрожи зуб на зуб не попадал. Придворные заметили огонек, и вскоре все они стояли перед маленькой бедной хижиной. Из дверей вышел одетый в старые
§ 7. Достоинство
§ 7. Достоинство …мир этот связан Действием. Бхагавадгита, III, 9, с. 184 [Махабхарата, 1960] Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. [Евангелие от Марка. 11.20] И если мы выше уже так много говорили о смыслах, пытаясь показать, что и сам человек существует лишь
II. Достоинство человека или достоинство человеческой жизни?
II. Достоинство человека или достоинство человеческой жизни? Философский спор32 о допустимости исследования эмбрионов в потребительских целях и преимплантационной диагностики до сих пор разворачивался в фарватере дискуссии по вопросу об искусственном прерывании
Главное достоинство.
Главное достоинство. Основная ценность подхода к правовым явлениям с позиций естественного права заключается в том, что таким путем оказывается возможным выйти из замкнутого круга одних лишь юридических явлений и непосредственно с ними связанных (еще с «эпохи
ТЕРПЕНИЕ, ВЕРА И ЧЕСТЬ
ТЕРПЕНИЕ, ВЕРА И ЧЕСТЬ На Востоке, как и во многих странах Запада, нет права первородства. Это означает, что сыновья королей и других титулованных лиц не наследуют автоматически высокий ранг, а должны его заслужить. Отец решает, кто из кандидатов наиболее достоин.Жил
250. ЧЕСТЬ
250. ЧЕСТЬ Я не так велик, как обо мне говорят, но не так и мал, как обо мне думают.Ибн Эзра, М. -Шират ИсраелКого чтят? Того, кто чтит.Бен Зома — Мишна, Абот, 4:1Там, где нет чести, нет и позора.Тиферет ИсраелВеличина оказываемой чести измеряется не величиной того, кому ее
5.
4 Что такое честь5.4 Что такое честь Забота о чести и собственном достоинстве, это тоже забота об иерархическом ранге, хотя немало людей думают, что человек чести заботится о благосклонности общественного мнения.Тот, кто боится прослыть трусом, отказавшись от дуэли, не знает, в чем состоит
9. Женская честь
Достоинство (Dignité)
Достоинство (Dignit?) Ценность того, что не имеет цены или количественно измеряемой стоимости; не объект желания или торговли, но объект уважения. «В царстве целей, – пишет Кант, – все имеет цену или достоинство. То, что имеет цену, может быть заменено также и чем-то другим как
Честь (Honneur)
Честь (Honneur) Достоинство в глазах других людей. Или самолюбие, принимающее себя всерьез. Честь способна толкнуть к героизму, но также к войне или убийству (так называемые преступления чести). Чрезвычайно двусмысленное чувство, им нельзя восхищаться, но нельзя его и
Разница между честью и достоинством, которая меняет жизнь
УТРО ЙОМ-КИППУР 5780 – 9 октября 2019
Раввин Джонатан Блейк, Вестчестерский реформистский храм
Вот вопрос. Какой самый важный стих в Торе?
Один из самых известных раввинов своего времени — и всех времен — Акива, живший в первом и втором веках нашей эры, свел Тору к одному основному принципу, которым мог руководствоваться человек на протяжении всей своей жизни:
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя», — учил Акива, цитируя центральный стих из книги Левит, который мы будем читать сегодня днем (19:18).
«Возлюби ближнего своего, как самого себя» создает своего рода прагматичный социальный договор, подход к жизни «я-чешу-твою-спину, а ты-чешешь-мою».
В аяте предполагается, что большинство людей действуют из личного интереса и поэтому могут использовать личный интерес в отношениях с другими. Если я знаю, чего хочу для себя, я могу применить то же самое к другим, и все выиграют.
Акива часто вступал в академические споры с человеком по имени Бен Аззай, который даже не был раввином, но к мнению которого, тем не менее, прислушивались. Бен Аззай имел другое представление о самом важном стихе Торы. Он обратился к Бытию, где Тора учит, что все люди созданы по образу Божию и в равной степени принадлежат к семье человечества (перефразируя Быт. 5:1. См. Иерусалимский Талмуд, Недарим 30b.).
Для Бен Аззай то, что мы созданы по образу и подобию Бога, является ключевым принципом нашего существования. Мы заботимся о нуждах других, а не в надежде, как предположил Акива, что другие ответят взаимностью и позаботятся о нас. 0025 нуждается в нашем , а потому, что это благочестивое дело. Личный интерес здесь роли не играет. Мы относимся друг к другу в соответствии с присущим каждому человеку Достоинством , той Богом данной искрой, которая делает нас людьми и, следовательно, подразумевает, что ни один человек не имеет большей или меньшей «ценности», чем любой другой.
Хотя точку зрения Акивы о любви к ближнему как к самому себе легко понять и применить, Талмуд в конечном итоге поддерживает точку зрения Бен Аззая.
Признание искры божественного в каждом человеке коренным образом меняет наш взгляд на жизнь. То, как мы относимся к другим людям, становится упражнением не в том, чтобы оценить, чего мы хотели бы для самих себя , а в том, чтобы представить себе мир глазами Бога, так сказать, воображая себя равными детьми Божьими. Этот акт вдохновенного воображения коренным образом меняет наше отношение ко всем другим людям.
Акива говорит нам что делать — возлюби ближнего как самого себя — но не объясняет почему . Бен Аззай не может сказать нам , как прожить свою жизнь, но он говорит нам, что существенной чертой человеческого существования является присущая нам Божественность, качество, которое мы знаем как .0025 Достоинство.
Большинство цивилизаций не ориентировалось на это качество Достоинства. На протяжении большей части истории человечества, включая сегодняшний день, мы можем наблюдать общества, настроенные на качество, называемое вместо этого Честь . Хотя мы часто используем слова «Честь» и «Достоинство» взаимозаменяемо, их сокровенные значения не могут быть более разными. В то время как Честь относится к атрибуту, который достигается, строится, полируется, Достоинство является врожденным, неприкосновенным, данным Богом.
А теперь еще один вопрос. Вы когда-нибудь задумывались, почему Александр Гамильтон и Аарон Бёрр решили провести дуэль именно в Уихокене, штат Нью-Джерси?
У меня есть.
Ответ выглядит так. В 1804 году дуэли находились в процессе объявления вне закона на севере Соединенных Штатов. И Нью-Йорк, и Нью-Джерси запретили эту практику. Даже Бен Франклин, которого самого двенадцать раз вызывали на дуэль и ни разу не принял, присоединился к хору видных борцов с дуэлями в революционной Америке.
Гамильтон и Бёрр, как Акива и Бен Аззай, также часто спорили друг с другом в письменной форме. Но Гамильтон и Берр не придерживались академических взглядов. Не желая быть разубежденными даже по закону (или Бену Франклину!), они перенесли свою дуэль в Уихокен, потому что Нью-Джерси не был столь агрессивен в судебном преследовании участников дуэли. В том же месте, вдоль реки Гудзон, под высокими скалами Палисадов, между 1700 и 1845 годами состоялось восемнадцать известных дуэлей.
На самом деле это сделал Аарон Берр. После выживания на дуэли Берру было предъявлено обвинение в убийстве как в Нью-Йорке, так и в Нью-Джерси, но позже обвинения были сняты или привели к оправданию.
Потребовалось еще почти сто лет, чтобы отменить эту практику в Америке. Кажется, что Гражданская война вызвала достаточно усталости от кровопролития, чтобы раз и навсегда положить конец дуэлям.
Но дуэли — это лишь один из симптомов более крупного явления под названием «Культура чести». Культуры чести возникают, когда централизованная государственная власть либо отсутствует, либо считается нелегитимной, либо слабой, и когда люди чувствуют себя материально уязвимыми. В этих условиях люди легко обижаются, быстро чувствуют угрозу и прибегают к упреждающей агрессии и самосуду для разрешения своих споров. Они идут на многое, чтобы продемонстрировать физическую храбрость и не показаться слабыми. (Я рекомендую вам Маккафри, Кевин. «Честь, достоинство, жертва: история трех моральных культур» (2018 г.), опубликовано в Интернете по адресу https://www.skeptic.com/reading_room/honor-dignity-victim-cultures/ , а также Пинкер, Стивен, 2011. Лучшие ангелы нашей природы: почему насилие уменьшилось . Нью-Йорк: Викинг; Блэк, Дональд. 2011. Моральное время. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.)
В худшем случае эта превентивная агрессия перерастает в кровавые междоусобицы, охватывающие целые семьи, банды или племена.
В то время как в Европе привилегия участвовать в дуэлях была ограничена аристократическими джентльменами, в Америке это, как правило, имели политики, редакторы газет, адвокаты — люди, чья профессия требовала от них публичных выступлений или чья публичная репутация считалась чрезвычайно важной. — которые чаще всего получали и принимали вызовы на бой.
В те дни выборные должностные лица не могли свести счеты в социальных сетях, поэтому приходилось использовать оружие. Эндрю Джексон вызывал своих врагов, реальных и мнимых, на дуэли, их было более 100. (Один соперник, Чарльз Дикинсон, которому Джексон бросил вызов после того, как Дикинсон обвинил его в нарушении ставки на лошадь в размере 2000 долларов, даже умер, что не помешало Джексону выиграть президентское кресло несколько лет спустя!)
Постепенно, наряду с дуэлями, многие другие признаки культуры чести в Америке исчезли. Но они не исчезли полностью. Учтите:
Преобладание дуэлей в американской истории дает нам некоторое представление об одержимости этой страны огнестрельным оружием и феномене ныне повсеместных массовых расстрелов, в ходе которых недовольство «разрешается», так сказать, самым ужасным способом, какой только можно вообразить. На юге, где культура чести имеет самые глубокие корни в США, старшеклассники чаще приносят в школу оружие, а случаев стрельбы в школах на душу населения более чем в два раза больше (Osterman, L.L. & Brown, R.P., «Культура чести и насилие над собой», 37(12) Бюллетень Личности и Социальной Психологии 1611-1623 (2011), доступен в Интернете по адресу https://www.academia.edu/1069747/Culture_of_Honor_and_Violence_Against_the_Self).
Или подумайте вот о чем: раньше человека, отказавшегося от вызова на дуэль, публично унижали с помощью уникальной для южан формы наказания, которая называлась «вывешивание». Имя человека, отказывающегося драться, будет запятнано как труса в письменном заявлении, вывешенном в общественных местах и опубликованном в газетах. В настоящее время убийство персонажа переместилось в онлайн, где оно может нанести экспоненциально больший ущерб.
Культура Чести утверждает, что ценность человека определяется его положением в обществе, его фамилией, его общественной репутацией, его богатством, его достижениями. Такая культура начинается с предположения, что «честь» — это то, что человек зарабатывает, строит, оттачивает и защищает. Следовательно, люди, занимавшие низшие ступени социальной лестницы, — цветные, женщины, бедняки, простые рабочие, немощные или люди с ограниченными способностями — никогда не оказывались перед необходимостью защищать свою честь, потому что, согласно предположениям Культуры Чести, , у них их не было с самого начала.
Неужели мы зашли так далеко? Какого морального прогресса мы действительно достигли? Сколько усилий, сколько эмоциональных и материальных вложений мы продолжаем вкладывать в достижения, влияние, социальный статус?
Скандал со взяточничеством в колледже, разразившийся этой весной, свидетельствует о том, что мы недалеко ушли от идеи, что богатство и привилегии, известность и влияние, статус и достижения, академические и спортивные достижения, социальный статус и репутация значат для многих больше, чем, скажем, равенство, справедливость и человеческое достоинство.
В такой культуре должен ли кто-либо из нас быть удивлен шокирующе высоким процентом студентов, поступающих в колледж с тревожными расстройствами, и столь же высоким процентом взрослых всех возрастов, сообщающих о том, что их жизнь лишена цели, что их карьера рушится. без их надежд на личную и профессиональную радость и удовлетворение, что их умы чувствуют себя переполненными, а их сердца — пустыми? В такой культуре должен ли кто-либо из нас удивляться тому, как легко мы заменяем собственную ценность собственным капиталом?
Одна из моих любимых историй начинается с корабля, плывущего по Атлантике в холодный и туманный день. Внезапно откуда-то из-под воды раздается голос. Это крик о помощи. Капитан бежит к борту своего корабля, только чтобы понять, что туман настолько густой, что он не может точно увидеть, откуда исходит крик. Но он слышит испуганный голос, кричащий: «Спаси меня; Я в лодке, которая дала течь. Спаси меня!»
Капитан быстро хватает мегафон и кричит в сторону лодки. «Мы пытаемся добраться до вас. Какова ваша позиция? Какова ваша позиция?»
Голос отвечает: «Старший вице-президент банка! Старший вице-президент банка!»
Наше неотъемлемое человеческое достоинство — это якорь, который держит нас привязанными к нашей истинной самооценке и соединяет нас с другими людьми и, в конечном счете, как учил Бен Аззай, с Богом. Все остальное в конечном итоге подведет нас.
Покойный писатель Дэвид Фостер Уоллес уловил эту истину, сказав:
«Если вы поклоняетесь деньгам и вещам — если в них вы находите реальный смысл жизни — вам никогда не будет достаточно. Никогда не чувствуй, что у тебя достаточно. Это правда. Поклоняйтесь собственному телу, красоте и сексуальной привлекательности, и вы всегда будете чувствовать себя уродливым, а когда время и возраст начнут проявляться, вы умрете миллионом смертей, прежде чем они, наконец, посадят вас… Поклоняйтесь силе — вы почувствуете слабость и страх, и вам понадобится еще больше власти над другими, чтобы сдерживать страх. Поклоняйтесь своему интеллекту, считаясь умным — в конце концов вы почувствуете себя глупым, мошенником, всегда находящимся на грани разоблачения. И так далее» ( Это вода: некоторые мысли, высказанные по важному поводу, о жизни с состраданием . Нью-Йорк: Литтл, Браун и компания, 2009 г.).
Достоинство — это , а не то же, что «честь» или «уважение». Мы можем приказать уважать в соответствии с нашим авторитетом на рабочем месте или нашей ролью родителей, бабушек и дедушек, старших и так далее.
Общество присуждает нам честь за то, что мы учились в том или ином университете, или получили общественное признание за наши достижения, или за наше спортивное мастерство, или художественный талант, за наши оценки, или наш доход, или нашу филантропию, или нашу влияние общества.
Обычно, когда мы говорим: «Я хочу уважения», на самом деле мы имеем в виду: «Относись ко мне достойно». «Относись ко мне как к равному тебе в глазах Бога, потому что я такой».
Именно забота о человеческом достоинстве побуждает Тору создавать в обществе меры защиты для уязвимых, маргинализированных: вдов, сирот, странников, бедняков, стариков, немощных (ср., среди многих других стихов, Исход 22:21-24, Левит 19:34 и 25-35, Второзаконие 10:18, 14:28-29, 15:7-11, 24:17-18, 26:12, 27:19, и 31:12).
Именно забота о человеческом достоинстве побуждает Тору требовать, чтобы углы поля оставались неубранными, а упавшие снопы неубранными, чтобы нуждающиеся могли прийти и забрать под покровом ночи, не унижая себя просить милостыню (Втор. 24:19).
Именно забота о человеческом достоинстве побуждает Тору устанавливать правила этического обращения с другими на войне, даже с женщинами, захваченными в бою (Втор. 21:10-14).
Именно забота о человеческом достоинстве заставляет Тору запрещать оскорблять глухих или ставить камень преткновения перед слепым (Лев. 19:14)… и помните, мы говорим здесь не только о физических недостатках. У всех есть слепые зоны; у всех есть тоны, к которым мы глухи.
Именно забота о человеческом достоинстве заставляет Тору настаивать на том, чтобы молодые и здоровые вставали и оказывали почтение старшим (Лев. 19:32)
одежда рабочего в залог за оказанные услуги, риторически спрашивая в памятной формулировке Торы: «В чем еще он должен спать?» (Исход 22:7; ср. также Втор. 24:17, который запрещает брать одежду вдовы в залог.)
Именно забота о человеческом достоинстве побудила раввинов учить, что смущение другого человека на публике равносильно пролитию крови (Вавилонский Талмуд, Бава Меция 58б-59а).
Мой друг и учитель рабби Шай Хельд резюмирует: «[Б]иблия не может точно сообщить нам, какие правовые меры защиты необходимы для предотвращения эксплуатации уязвимых в наше время, но она может сказать нам — если мы прислушаемся к ней, она *говорит* нам, что то, кем мы являемся как общество, в значительной степени зависит от того, как мы ответим на этот вопрос… Библия не предлагает более сильного послания, чем это: люди на обочине имеют значение, и их благополучие — это ответственность каждого из нас и всех нас» (из готовящейся книги Хелда, пока без названия/неопубликованной. Опубликовано автором). на фейсбуке, 19 июля, 2019).
Библия описывает Культуру Достоинства , культуру, которая ставит врожденное, Богом данное достоинство другого человека на первое место.
Я считаю, что защита человеческого достоинства также лежит в основе великого обещания Америки. На это намекает Декларация независимости, провозгласившая, что «все люди созданы равными, что они наделены их Творцом определенными неотъемлемыми правами», даже если переход от культуры чести к культуре достоинства в этой стране происходил медленно и мучительно. , и предстоит еще долгий путь.
В конце концов, наши учредительные документы , а не признают неотъемлемое достоинство порабощенных африканцев, или женщин, или, если уж на то пошло, не землевладельцев.
«Моральная дуга вселенной длинна, — сказал Мартин Лютер Кинг, — но она склоняется к справедливости». Это больше, чем просто принятие желаемого за действительное; Я считаю, что многовековая история Америки — это в целом история морального прогресса. И все же сейчас снова Достоинство находится в осаде, поскольку наша страна опасно отклоняется от этого руководящего принципа к старым представлениям о Чести и меритократии.
В этот День искупления я умоляю нас сделать восстановление человеческого достоинства нашей главной еврейской обязанностью в наступающем году.
Мы должны восстановить божественность, присущую каждому человеку, независимо от пола, этнической принадлежности, возраста, цвета кожи, сексуальной ориентации, религии или страны происхождения.
Пусть это восстановление человеческого достоинства станет нашим Тшува , нашим возвращением к сути нашей человечности и важнейшему призванию нашей веры.
Сегодня в этом святилище сидят десятки прихожан, которые тихо и с необычайным усердием и радостью предприняли это усилие.
Три года назад в Йом-Кипур мы публично заявили, что WRT обратилась в Общество помощи евреям-иммигрантам — HIAS — с намерением помочь обустроить семью беженцев. Десять дней спустя, во время праздника Суккот, 125 волонтеров WRT пришли на нашу первую организационную встречу. К Хануке Государственный департамент утвердил округ Вестчестер для приема до пятидесяти беженцев, или около восьми семей, и к первой неделе января 2017 года WRT заручился благословением HIAS в качестве принимающей общины.
Потребовалось еще два с половиной года, чтобы WRT подобрали семью беженцев. Сначала мы думали, что можем принять семью, спасающуюся от гуманитарной катастрофы в Сирии. Поскольку количество сирийских беженцев, допущенных в США, резко сократилось, Ирак и Афганистан казались вероятными кандидатами. Но, в конце концов, именно малоизвестная Центральноафриканская Республика прислала нам первых двух членов семьи, взрослых сестер по имени Ахта и Мариам.
Центральноафриканская Республика, или ЦАР, является одной из самых жестоких конфликтных зон в мире. Мариам и Ахта, приехавшие этой весной, увидели, как их жизнь разлучена войной и геноцидом, и пять лет искали убежища в лагере беженцев в соседнем Чаде, прежде чем получили одобрение. У них остались стареющая мать, еще три сестры, три брата и четырехлетний племянник. Остальные мужчины — их отец, мужья, братья — предположительно либо были убиты, либо «пропали без вести» на войне. Наши смелые сестры прошли через еще более строгий процесс проверки, который начинается с ООН и влечет за собой разрешение не менее чем пяти агентств исполнительной власти, от внутренней безопасности до Государственного департамента. Они прибыли сюда двумя из примерно 22 500 беженцев, принятых в прошлом году, — менее десяти процентов от числа, принятого в начале 80-х годов при Рейгане, в то время, когда гуманитарный кризис беженцев сейчас превышает по количеству и серьезности любой предыдущий эпоха после Второй мировой войны. (По данным исследовательского центра Pew Research Center, в 2018 финансовом году было принято около 22 500 беженцев, когда ограничение было установлено на уровне 30 000. Нынешняя администрация намерена ограничить прием беженцев в 2020 финансовом году на уровне 18 000 человек. Исторические средние показатели составляли около 9 человек.5000 беженцев, принимаемых в США каждый год. )
Они пришли сюда буквально с одеждой на спине и с набитым чемоданом. И швейная машинка. Ахта-старшая также прихватила с собой огромную сумку с учебниками: самое ценное, что у нее было, как у учителя арабского языка и литературы. (Я знаю: я дотащил ее потрепанную сумку до их квартиры в Уайт-Плейнс в июньский морозный день).
С тех пор каждое мгновение их жизни сопровождают наши неутомимые волонтеры. Ваши собратья восстановили и защитили основное человеческое достоинство, которого лишили бы их война, пытки, расовая и религиозная дискриминация и несправедливо ограничительный процесс проверки.
Ваши прихожане приводили их на ежедневные занятия по английскому языку, снабжали их пожертвованной одеждой, обставляли квартиру, сдаваемую им по сниженной цене, помогали назначать встречи с различными государственными учреждениями, переводили бесчисленное количество документов с их родного французского на английский, при условии столь необходимую медицинскую помощь, и даже объяснили им, как работает счет Con-Ed.
Они выявили бесчисленные культурные различия между Африкой и Америкой. В первую неделю пребывания здесь Ахта спросила Келли, где она может купить массивный каменный столб для перемалывания семян и зерен в муку. Давайте просто скажем, что образование пошло в обоих направлениях, как это часто бывает, когда кто-то делает мицва: дающий находит себя обогащенным в даянии.
Несколько недель назад Мариам и Ахта, которые пять месяцев назад практически не говорили по-английски, устроились на свою первую работу и теперь работают в компании Target в Уайт-Плейнс. Человек снова стремится учить; другой, чтобы продвинуться в области человеческих ресурсов. Они очень мотивированы на успех, на то, чтобы внести свой вклад в страну, которая их приняла, чтобы сделать жизнь в Америке лучше не только для себя и своей семьи, но и для своего сообщества и страны.
Вы помогли им вернуть украденное достоинство. Может ли быть что-нибудь более еврейское, более святое, чем это?
В настоящее время я хотел бы, чтобы мы поблагодарили всех наших добровольцев, которые пожертвовали время и ресурсы для этой работы. (Volunteers Rise)
Наши усилия по переселению все еще нуждаются в вашей помощи. Мы просим вашей помощи в любой форме, которую вы можете предложить, так как мы взяли на себя обязательство помочь нашим сестрам достичь финансовой независимости в течение года. Карточка была предоставлена вне святилища для всех, кто хочет узнать больше и поддержать это усилие.
Позвольте мне представить вам, что такое восстановление человеческого достоинства. Через две недели после прибытия в США наши волонтеры привели Мариам и Ахту на ифтар — вечерний завтрак на закате, который проводится каждый вечер во время священного для мусульман месяца Рамадан. К своей радости, сестры встретили там пару, говорящую на фульбе, их родном африканском языке. Позже той же ночью Мариам отправила текстовое сообщение нашим волонтерам на свой подаренный iPhone, в котором с энтузиазмом завела новых друзей здесь, в Америке. Она написала (по-французски, на ее родном языке; мы перевели):
«Мы вас очень любим, потому что благодаря вам мы снова обрели улыбку Бога».
Ваше достоинство, присущая вам самооценка — драгоценный дар от Бога. Вы ничего не сделали, чтобы заслужить это. Но это твое, любить вечно.
В Йом-Кипур помните следующее: Как бы далеко мы ни заблудились, наше достоинство ждет, когда мы его вернем.
Будем дорожить этим. Воспитывайте это. Признайте это в наших попутчиках-людях. Внесите свой вклад, чтобы помочь тем, чьим достоинством пренебрегли, восстановить свое.
Делать все это — значит видеть улыбку Бога.
Г’мар Хатима Това
Да будете запечатаны на жизнь и благословение
Нравится:
Нравится Загрузка…
Уважение достоинства каждого человека
26 октября 2017 г. Темы WBAS для семей, Темы WBAS Достоинства и ценности
«Если мы хотим добиться каких-либо успехов в служении Богу, мы должны начинать каждый день своей жизни с новым рвением. Мы должны как можно дольше находиться в присутствии Бога и не иметь никакой другой точки зрения или цели во всех наших действиях, кроме божественной чести». — Сент-Чарльз Борромео
В последнее время были дни, когда трудно принять «рвение», которое описывает Чарльз Борромео. Тревожный рост количества новостей о расизме, ксенофобии и других формах дискриминации и ненависти ложится тяжким бременем на сердце и душу. Меня до сих пор не покидают воспоминания о демонстрантах в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния, многие из которых молодые люди, марширующих с факелами и скандирующих расистские и антисемитские лозунги. В недавней радиопрограмме, посвященной этому событию, рассказывалось, как многие из них радикализируются в Интернете так же, как и иностранные террористы. Раздраженные восприятием дискриминации из-за того, что они «белые мужчины-христиане», они вымещают свой гнев и разочарование на цветных людях, иммигрантах, евреях и других людях, которые, по их мнению, лишают их прав и привилегий.
Это повод более глубоко задуматься о напоминании Чарльза Борромео о необходимости оставаться в присутствии Бога. Это мудрый совет. Почитать себя в божественном смысле означает уважать достоинство каждого человеческого существа и лелеять каждого как одного из возлюбленных Божьих. Мое собственное искушение состоит в том, чтобы навесить ярлыки и осудить факелоносцев, чьи действия и взгляды вызывают у меня отвращение и отвращение. Однако даже они достойны уважения и достоинства, которыми пользуются все люди, независимо от цвета кожи, страны происхождения или религиозных традиций. Я знаю это в своей голове; как привнести это в мою повседневную жизнь?
Один из способов сделать это — оставаться рядом с теми, чьи сердца намного шире, чем у меня. Некоторые из них — люди из моего круга близких — мой муж и дети, друзья, коллеги и члены моей приходской общины. Есть и те, кого я не знаю лично, но чьи слова и действия вдохновляют и бросают мне вызов. Папа Франциск. Малала Юсуфзай. Десмонд Туту.