Духовно нравственное воспитание дошкольников: Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами этнопедагогики — Дагестанский НИИ педагогики им.А.А.Тахо-Годи

5 апреля 2018 года сотрудниками ГБУ «Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А.А.Тахо-Годи» на базе МКДОУ детский сад «Теремок» в селении Тотурбийкала Хасавюртовского района был проведен республиканский научно-практический семинар на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами этнопедагогики».

Цель семинара: практическое овладение педагогами ДОО методами и формами работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

— Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников.

— Обобщить опыт работы образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

— Вызвать интерес педагогов ДОО к данной проблеме с учетом требований ФГОС ДО.

В настоящее время возрождению духовно-нравственного воспитания уделяется значительное внимание со стороны государства.

Можно сказать, что вопросы духовно-нравственного воспитания детей стали приоритетными в государственной политике и нашли отражение в следующих  государственных документах.

Федеральный закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ» (ст.87, п.1) указывает, что «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации …».

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т.е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

В ФГОС ДО в разделе I. Общие положения, п. 1. 4. отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Из числа многих обозначенных задач (п. 1. 6.) Стандарт направлен на решение следующей задачи: «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

В работе семинара приняли участие 38 человек: заведующие и старшие воспитатели дошкольных образовательных организаций, руководители методических объединений Хасавюртовского района, Управление образования Администрации МО «Хасавюртовский район», педагоги ДГПУ.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась директор МКДОУ детский сад «Теремок» Акаева Асиль Махтиевна, которая обозначила важность проведения данного мероприятия, необходимость обсуждения актуальной проблемы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Далее слушали Байрамбекова Марата Мирзоевича, заведующий сектором культуры и искусства народов Дагестана ДНИИП им.А.А.Тахо-Годи, доктор педагогических наук, который рассказал о современных проблемах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

В наши дни проблема нравственного воспитания встала наиболее остро, и ее проявления  выделяются на фоне общих общественных проблем. Решение данной проблемы необходимо решать в семье и в образовательных организациях всеми эффективными способами.

Основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие — это духовная культура семьи, детского сада, школы.

Продолжила выступление с докладом «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников средствами этнопедагогики» Исмаилова Уздият Алиевна, старший научный сотрудник ДНИИП им.А.А.Тахо-Годи.

Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа.

Воспитание у дошкольников нравственных качеств в педагогическом процессе происходит при использовании средств народного воспитания. Основными средствами народной педагогики, а соответственно и народного воспитания являются природа, игра, слово, традиции, быт, искусство. С докладом «Воспитание нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы» выступила Мамеева Эльвира Мерветовна, старший научный сотрудник ДНИИП им.А.А.Тахо-Годи.

В нравственном воспитании произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувства ребенка. Они в яркой, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая самые разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.

Всего было заслушано 9 докладов по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Также была проведена экскурсия по детскому саду. В ходе экскурсии состоялся просмотр творческих работ воспитанников и педагогов ДОО.

Старший воспитатель  МКДОУ детский сад «Теремок» Абдурахманова З.Б. представила вниманию просмотр организованно-образовательной деятельности (занятие) в подготовительной группе «Чебурашка» по социально-коммуникативному развитию «Я, ТЫ, ОН, ОНА – вместе дружная семья!»

За значительный вклад в систему этнокультурного образования и развитие дошкольного образования педагоги и руководители  МКДОУ детский сад «Теремок» были награждены почетными грамотами Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им.А.А.Тахо-Годи.

В заключительной части семинара у присутствующих была возможность получить ответ на любой поставленный вопрос, внести предложения и пожелания. Педагоги обсудили проблемы, возникающие при решении задач духовно-нравственного воспитания. Старшие, опытные педагоги делились опытом с молодыми коллегами.

Из полученных отзывов участников семинара можно сделать вывод, что семинар прошел с пользой для дела и опыт работы по данному направлению пригодится участникам семинара в их дальнейшей педагогической деятельности.

Участниками и гостями семинара была дана высокая оценка деятельности педагогического коллектива МКДОУ детский сад «Теремок».

Подводя итоги работы, участники семинара констатировали важность обсуждаемых проблем по духовно-нравственному воспитанию и продуктивный характер состоявшегося обмена мнениями.

В заключение хочется отметить высокий профессионализм педагогического коллектива детского сада «Теремок», чуткое отношение к детям. Выражаем огромную благодарность директору МКДОУ детский сад «Теремок» Акаевой Асиль Махтиевне и всему педагогическому коллективу за предоставленную возможность проведения семинара.

Просмотры: 156

«Духовно — нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации регионального компонента в ДОУ».

| Материал:
  1.           «Духовно — нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации регионального компонента в ДОУ»

            Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

          Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

       Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

         В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.  Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

 В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в  сторону ранней интеллектуализации,  что не способствуют духовному развитию. В  погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

          Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

         Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.

       С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

         Особое внимание в деятельности  ДОУ  уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу.

         Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

        Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

           Насыщенность народного праздника иди игры  творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Актуальность программы также обусловлена тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко обозначены основные принципы дошкольного образования одними из которых являются:

— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

— учет этнокультурной ситуации развития детей.

Духовно-нравственное развитие — Кармель Монтессори Академия и Детский Дом

«Нравственное воспитание является источником того духовного равновесия, от которого зависит все остальное и которое можно сравнить с физическим равновесием или чувством равновесия, без которого невозможно стоять прямо или двигаться в какое-либо другое положение».
— Мария Монтессори, От детства к юности, с. 116.

Развитие внутреннего мира ребенка как является важным аспектом Монтессори-метода. Ребенок — духовное существо; духовное развитие, однако, не обязательно означает религиозное развитие, хотя оно может иметь место и имеет место для отдельных детей и их семей. Дети узнают о пяти основных религиях мира — христианстве, иудаизме, исламе, буддизме и индуизме — изучая их священные писания, узнавая об их праздниках и обсуждая их основные принципы и обычаи.

Духовное развитие в среде Монтессори начинается в классах Toddler и Preprimary с естественными и логическими последствиями, развитием самодисциплины с использованием принципов уважительного участия, свободы в пределах и взрослых моделей стремления к внутренней силе характера.

По мере того, как ребенок взрослеет в начальных и начальных классах, изучение мировых религий в учебной программе по общественным наукам, линия текущих событий, сократовские моральные дискуссионные группы, экуменический опыт и философские/психологические исследования дают ребенку опыт для формирования его или ее собственной личности, души и бытия.

Духовному развитию учащегося Erdkinder (12–18 лет) способствуют директор/директор и семья, но оно также расширяется за счет независимости, уверенности и компетентности в его или ее собственном духовном сознании, личных решениях и социальных обязанностях. присуще мировому гражданству. Уроки морали и этики (включая вечерние занятия, которые родители посещают раз в месяц в течение трехлетнего цикла) и развитие личной философии являются неотъемлемой частью уровня Erdkinder.

Окружающая среда устроена так, чтобы направлять ребенка к позитивным моделям поведения. Ребенок свободен двигаться лично, социально и академически в пределах окружающей среды. «Ребенок имеет право (свободу) поступать правильно». Ребенок, нарушающий эти права, может быть перенаправлен, отделен от ситуации или, что еще лучше, сама среда предложит логические последствия. Ребенок, который пролил воду, вытирает ее шваброй.

Духовное развитие связывает все дисциплины в значимое целое. Это сосредотачивает ребенка, давая ему или ей место, чтобы найти отдельные понятия и навыки в космическом представлении. Духовность не может быть «предписана»; это можно только прожить. Дети, родители и преподаватели Академии Кармель Монтессори продолжают стремиться к индивидуальному и коллективному духовному совершенству.

Духовное и нравственное воспитание детей

Одним из величайших принципов Веры Бахаи и самым ревностным направлением деятельности общины бахаи является духовное воспитание детей. Это было частой темой выступлений Абдул-Баха в Америке, в том числе на одном из самых первых мероприятий, которые Он посетил после Своего прибытия в Соединенные Штаты.

Фотография Абдул-Баха с девушкой была сделана на крыльце Его дома в Святой Земле через несколько лет после Его возвращения с Запада.

Абдул-Баха выступал на собраниях детей на обоих побережьях и на Среднем Западе. Одна женщина, присутствовавшая на собрании детей в Окленде, штат Калифорния, на котором Он выступал, позже написала:

: «Когда Абдул-Баха закончил говорить, мое сердце наполнилось счастьем и теплой любовью к Нему. Мы ушли с неизгладимой памятью о словах Учителя, сказанных Его мягким, прекрасным голосом, так любезно изрекающего нам Свои наставления».
(Рамона Аллен Браун, «Воспоминания об Абдул-Баха», стр. 61)

Абдул-Баха посетил детское собрание в Вашингтоне, округ Колумбия, 24 апреля 1912 года, а затем сказал их родителям:

«Сегодня на этом собрании собрались просветленные и духовные дети. Они дети Царства. Таковым душам принадлежит Царство Небесное, ибо они близки к Богу. У них чистые сердца. У них духовные лица. Действие божественных учений проявляется в совершенной чистоте их сердец. Вот почему Христос обратился к миру, говоря: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», — то есть люди должны стать чистыми сердцем, чтобы познать Бога…
«Я молюсь за этих детей и прошу подтверждения и помощи для них от Царства Абха, чтобы каждый из них мог быть обучен под сенью защиты Бога, каждый мог стать как зажженная свеча в мире человечества, нежное и растущее растение в розовом саду Абхи; чтобы эти дети могли быть так обучены и образованы, чтобы они дали жизнь человеческому миру; чтобы они могли получить понимание; чтобы они могли даровать слух людям мира; чтобы они могли посеять семена вечной жизни и быть принятыми у порога Бога; чтобы они приобрели такие добродетели, совершенства и качества, чтобы их матери, отцы и родственники были благодарны Богу, довольны и полны надежд.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts