Четыре способа привлечь удачу | PSYCHOLOGIES
496 129
КнигиКарьера и самореализацияПрактики how to
Удача — это и объект вожделения, и предмет предрассудков. Считается, что существует два типа везунчиков: те, кто «коллекционируют» благоприятные случаи просто потому, что родились под счастливой звездой, и те, на кого свалился подарок с неба (лотерейный выигрыш, судьбоносная встреча, необъяснимое излечение).
Психолог Филипп Габийе считает, что этот постулат нуждается в дополнении, иначе мы останемся в рамках магии и фатализма. «Действительно, случайное везение встречается, но есть и другой вид удачи, которую можно «подтолкнуть» и культивировать, и такая удача доступна всем».
Этот подход соответствует взглядам Ричарда Вайзмана, психолога из британского Хертфордширского университета, специалиста по «фактору удачи». Изучение сотен удачливых людей позволило ему установить, что существует два вида удачи: пассивная (выиграть в лото) и психологическая, которая возникает в результате волевого решения, осознанного формулирования личной позиции. Другое его открытие состоит в том, что удача второго вида может возобновляться, потому психолог и называет ее «долговременной удачей».
И тот, и другой вид удачи имеет пять составляющих, полагает Вайзман: своевременная встреча (правильный человек в нужный момент), ключевая информация, оказавшаяся кстати, открытость новому (возможность приобретения положительного опыта), неожиданный запрос и судьбоносное событие, нарушающее обычное течение жизни.
«Чтобы продлить удачу, — уточняет Филипп Габийе, — нужно подготовить почву, в которой зерна благоприятных возможностей смогут развиться и укрепиться». Это получится осуществить, только если усвоить следующие четыре установки.
1. Поставить задачу
«Чтобы генератор удачи заработал, он должен быть запрограммирован и отрегулирован в зависимости от избранного нами направления, — утверждает психолог. — Тогда он придаст смысл тем событиям, которые с нами происходят, и «сгенерирует» удачу: именно наши цели, которые обеспечивают работу генератора, позволят нам ее обнаружить».
Канадский психолог Альберт Бандура, известный своей концепцией самоэффективности, писал: «Наша человеческая природа отчасти руководствуется тем выбором личных ценностей и норм, который мы делаем. Механизмы того, в чем мы видим свою ценность как личности, отчасти определяют влияние наших встреч на направление нашего социального развития».
Так, если нет заблаговременно ясной интенции, нет и длительной удачи. Это не означает, что надо начинать с детального планирования проекта. Речь идет скорее о том, чтобы определить свои желания, прочувствовать, в каком направлении хотелось бы развивать свою жизнь, какой смысл в нее вложить.
Позитивная интенция — это квинтэссенция жизненно важных желаний, и чтобы определить их, нужно понять, что дает нам ощущение внутреннего расцвета, что может стать движущей силой всей жизни. «Что отзывается во мне? В чем я нуждаюсь, чего хочу?» Вот те вопросы, которые лежат в основе нашего пути к удаче. Затем каждому предстоит конкретизировать свои ожидания, придать плоть своим намерениям: завести дневник, получить образование, встретиться с теми, чьи желания похожи на наши.
2. Открыться миру
Это значит внутренне быть готовым заметить новое, максимально воспринять то, что происходит вокруг нас. «Это общая установка на внимательность и постоянное бодрствование, позволяющая нам уловить интересную информацию, мгновенно увидеть перспективы нового знакомства, направить энергию в определенном направлении.
Таким образом мы многократно повышаем наши шансы, независимо от того, считаем ли мы себя причастными к появлению этих возможностей или нет». Делая время от времени паузу, чтобы отключиться, мы позволяем нашей интуиции работать и освобождаемся от власти противников удачи — рутины и автоматического мышления.
3. Использовать неудачи
«Самые удачливые не избавлены от ударов судьбы или неожиданных неприятностей, но они умеют эффективно и с долгосрочным результатом «перерабатывать» свои неудачи, — продолжает психолог. — Не отдаваясь на волю гнева, печали или злопамятности, они ищут в себе причины неудачи, находят верную оценку, учитывая обстоятельства, и, наконец, подвергают свой провал «вторичной переработке».
Для начала они отделяют случайное или неизбежное от того, за что они сами (пусть частично) несут ответственность. «Они также могут парадоксальным образом обнаружить в самом сердце своей неудачи зародыши удачи, ведь почти всегда все могло быть хуже».
Наконец, они задаются единственным значимым в такой ситуации вопросом: что я могу вынести из этой неприятности? Или, иначе говоря, как и при каких условиях я смогу преобразовать ее в нечто положительное? Как мне следует сейчас поступить, чтобы обернуть ее в свою пользу? Чему меня научило это событие? Как я могу использовать ситуацию, чтобы встретить нужных людей, получить новую информацию, открыть другие миры?
Последним этапом «переработки» становится «перезапуск» генератора шансов, с тем чтобы теперь открыть новые двери, найти иные пути. Заняться непривычным делом, возобновить отношения с прежними знакомыми, принимать и посылать приглашения, собирать информацию на волнующую нас тему… Каждому предстоит самому найти способ впустить свежий ветер в свой мир и добавить в свою удачу новые ингредиенты, как бы они ни назывались — своевременная встреча, ключевая информация, новый мир, неожиданный запрос. ..
4. Стать талисманом для других
«Удача — это другие», — утверждает Филипп Габийе. Чем обширнее сеть наших личных контактов, чем больше тех, с кем мы знакомы, тем выше вероятность того, что с нами произойдет счастливый случай. Ричард Вайзман уточняет: удачливым людям «свойственно ожидать, что их отношения с другими будут плодотворными».
При условии, конечно, что, вступая в отношения, мы проявляем великодушие, внимание к другому и оказываем услуги безвозмездно, иначе знакомства сводятся к корыстному и эгоистичному пополнению списка контактов. Вот почему помимо связей как таковых нам нужна энергия дарения себя, иначе основу для длительного везения заложить не удастся. Это значит, что мы сами должны стать для других талисманами, приносить им удачу.
«У любви, знаний и удачи есть нечто общее: они созданы, чтобы непрерывно циркулировать в обществе, связывать людей и создавать общечеловеческие ценности, — утверждает психолог. — Чтобы приносить удачу другим, достаточно уделить им внимание и время, быть готовыми их выслушать. Сообщить собеседнику важные сведения, открыть ему новое поле возможностей, но также быть рядом в случае неудачи, чтобы помочь обратить ее в шанс для перемены к лучшему».
Проявляя сочувствие и солидарность, мы не только обеспечиваем себе запас будущих удач, но и наполняем жизнь смыслом и глубиной, опровергая печально известную максиму «Человек человеку волк».
Об авторе: Филипп Габийе — профессор психологии Высшей школы коммерции, автор книг «Похвала удаче» и «Похвала оптимизму». Один из пионеров позитивной психологии во Франции.
Текст:Флавия Мазлен-СальвиИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
3 уровня финансовых отношений — проверьте вашу пару
«Как понять, что отношения с подругой себя изжили?»
«Не могу принять себя таким, какой я есть, — неидеальным человеком»
8 признаков настоящей влюбленности
Ирина Старшенбаум: «Мой выбор — не быть жертвой»
«Сын-подросток начал пересказывать новости из интернета — кто и где пострадал»
Нездоровые отношения: как нарушаются связи с телом — 4 причины селфхарма
11 источников вдохновения для творческого ребенка: кино и книги для развития уверенности
3 научно обоснованных способа привлечь удачу
28 февраля 2021 Мотивация
Наверняка вы замечали, что некоторые люди гораздо везучее других. Профессор психологии из Англии обнаружил причину этого явления и выяснил, как стать баловнем судьбы.
Что отличает везучих от невезучих
Ричард Уайзман (Richard Wiseman), профессор психологии в Хартфордширском университете, решил выяснить, в чём разница между самопровозглашёнными везунчиками и неудачниками.
В ходе исследований Уайзман обнаружил, что удачливые люди отличаются высокой степенью экстраверсии. Они улыбаются в два раза чаще и стараются поддерживать зрительный контакт с другими. Учёный считает, что именно коммуникабельность и открытость помогают притянуть счастливые возможности.
А вот невезучие люди склонны к эмоциональной неустойчивости, тревоге и негативным эмоциям.
Уайзман провёл ряд интересных экспериментов. Чтобы выяснить влияние тревоги на человека, он попросил членов первой группы смотреть на двигавшуюся точку в центре экрана компьютера. Спустя некоторое время в углах экрана появились большие точки, и их заметили практически все испытуемые. А людям из второй группы учёный предложил денежное вознаграждение за то, чтобы они сфокусировались на центральной точке. Более трети участников эксперимента не обратили внимания на другие точки, находясь в стрессовом состоянии из-за желания получить деньги.
Эксперимент показал, что тревога хотя и помогает нам сконцентрироваться на одной задаче, но не даёт заметить новые возможности.
Невезучие люди упускают шансы, поскольку слишком переживают из-за какой-то одной проблемы. Везунчики же открыты всему новому.
Участникам другого эксперимента Уайзман дал газету и попросил посчитать фотографии в ней. У неудачливых это заняло около двух минут, а у везучих — несколько секунд. Дело в том, что уже на второй странице было написано: «Перестаньте считать. В этой газете 43 фотографии». Везучие люди сразу увидели эту надпись. Они оказались более внимательными.
У удачливых людей более оптимистичные взгляды на жизнь. Даже если что-то идёт не так, как они надеялись, они склонны искать в ситуации плюсы.
3 способа привлечь удачу
Уайзман также решил выяснить, может ли человек стать удачливым, и попросил испытуемых выполнять для этого несколько упражнений. Спустя месяц 80% участников исследования утверждали, что стали счастливее, довольнее своей жизнью и, самое главное, везучее.
Вот что просил делать Уайзман:
1. Мыслите шире
Из-за постоянных переживаний по поводу того, достигнете ли вы своей цели, вы можете упустить перспективные возможности. Будьте открыты всему новому, тогда у вас будет больше шансов вытянуть счастливый билет.
2. Относитесь к жизни позитивно
Не стоит видеть во всём только негатив. Такой настрой отбирает жизненные силы. Вместо того чтобы жаловаться на что-то, будьте благодарны за то, что не случилось худшее.
3. Сделайте на этой неделе то, чего никогда раньше не делали
Обыденность может утомлять. Если вы каждый день общаетесь с одними и теми же людьми, едите ту же самую еду и выполняете рутинную работу, постарайтесь разнообразить свою жизнь. Выход из зоны комфорта повышает шансы поймать удачу за хвост.
Да, некоторые из нас уже рождаются с большими привилегиями. Однако не стоит винить в своих неудачах жизненные обстоятельства или других людей. Возьмите на себя ответственность за своё счастье.
Что такое удача? | Psychology Today
2021 год обещает стать еще одним годом преобразований, поскольку мы постепенно выходим из пандемии и пытаемся вернуть нашу жизнь к чему-то, напоминающему нормальную жизнь. Истории о людях, которые заразились вирусом и выжили, появляются в газетах, журналах и в Интернете. В недавней статье в Vox задокументировано, как некоторые выжившие после пандемии описывали чувство потери контроля и беспомощности перед лицом болезни.[1]
И, к сожалению, многие также описывали чувство вины за то, что выжили, в то время как другие этого не сделали. Выжившие, а также люди, которые вообще никогда не болели, часто приписывают свое выживание удаче. Это заставило меня задуматься: обычно ли люди чувствуют себя счастливыми, что пережили COVID-19?или не повезло, что столкнулись с этим? Решить, повезло ли человеку сбежать или не повезло, что он пострадал в первую очередь, может быть трудной задачей. Так что же такое удача?
Определение удачи
Люди, которые верят в удачу, описывают себя либо как удачливых, либо как невезучих, как если бы удача была стабильной и устойчивой характеристикой личности. Однако исследователи, изучающие удачу, обычно видят ее совсем по-другому.
Удача в психологии обычно рассматривается как атрибуция. Атрибуция — это решение, которое мы принимаем относительно причины события или причины того, что что-то происходит в мире. Поскольку мы социальные животные, «событием», на котором мы сосредоточены, очень часто являются другие люди. Мы глубоко заинтересованы в том, чтобы выяснить, почему люди делают то, что они делают.
Когда мы ищем факторы, вызвавшие событие, мы склонны приписывать причинно-следственную связь нашим собственным навыкам, нашим усилиям, сложности задачи или удаче. Навыки и усилия являются внутренними, относительно стабильными, личными факторами, которые может контролировать человек, выполняющий атрибутирование. Сложность задачи и удача для нас внешние, нестабильные и менее контролируемые.
Атрибуты удачи
Представьте, что вы студент, изучающий что-то совершенно новое для вас, скажем, курс статистики. Вы получаете результаты первого экзамена и видите большую красную букву «F» на странице. Как вы объясните причину этого события? Исследователи говорят, что ваша атрибуция будет сосредоточена на трех основных характеристиках ситуации: месте и стабильности причины, а также степени нашего контроля над этой причиной. Локус причины относится к тому, видим ли мы источник причины как аспект нашей собственной личности и поведения (внутренний локус) или как исходящий из ситуации, в которой мы находимся (внешний локус). себя: «Я завалил тест, потому что провалил его и отправился на вечеринку вместо того, чтобы учиться», — это внутренняя атрибуция — объяснение, основанное на оценке вашего собственного поведения.
Как бы вы объяснили это событие?
Источник: Барбара Блэтчли
Если вы затем скажете: «Я всегда хорошо училась, мне просто нужно приложить усилия в следующий раз», — тогда вы увидите, что ваша внутренняя атрибуция стабильна. И если вы продолжаете говорить: «Я могу присоединиться к учебной группе, которая только что была организована на этаже моего общежития, или пойти к репетитору перед следующим экзаменом», то вы говорите, что причина вашей плохой оценки на первом экзамене является внутренним, стабильным и что у вас есть некоторый контроль над ним. Этот ученик вряд ли припишет свою оценку удаче.
Теперь представьте, что в ответ на плохую оценку на экзамене вы скажете: «Ух ты, учитель меня действительно ненавидит! Она слишком жестко оценила мой экзамен. Она, наверное, чем-то рассердилась, когда ставила мне оценку на экзамене, — может, в следующий раз у нее будет лучше настроение. Тогда ваша атрибуция является внешней (основанной на ситуации, а не на ваших собственных способностях), нестабильной и вне вашего контроля. Этот студент с гораздо большей вероятностью скажет, что он или она завалили экзамен из-за невезения.
Атрибуционное объяснение удачи работает в некоторых ситуациях, но не во всех, и, что хуже всего, не совпадает с тем, как большинство людей говорят об удаче в повседневной жизни.
Два исследователя из Нидерландов спросили игроков, группу людей, которые должны быть знакомы с удачей и быть удачливыми, что они думают об удаче.[2] К их удивлению, ни один игрок не упомянул о причинно-следственных связях или о том, что удача является чем-то внешним или не зависящим от них. Наоборот, игроки говорили, что некоторым людям просто повезло больше, чем другим (имея в виду, что удача — это внутренняя характеристика некоторых людей), и что удача также существовала где-то там, во вселенной, вне и отдельно от человечества. Хитрость заключалась в том, чтобы определить, когда удача доступна и когда ее можно использовать, когда вы можете заставить ее задержаться рядом с вами, потирая лапку счастливого кролика или используя свои счастливые кости, и когда удача иссякает.
У удачи есть множество определений, которые различаются не только у разных людей, но и в разных ситуациях. Иногда мы видим себя во власти случая. В других случаях мы рассматриваем удачу почти как наше неотъемлемое право. Мы часто верим в удачу и в наше личное везение как в защиту от капризов судьбы. Приписывание выживания во время пандемии удаче — пример такой защиты от случайностей во Вселенной.
Вам повезло? | Психология сегодня
Источник: Богиня Фортуна. Викисклад.
Последнее время я много думаю об удаче. Это реальное явление? Если да, то все ли мы в равной степени подвержены этому? И если он есть, то какой именно? Откуда приходит удача, хорошая или плохая? Почему некоторым из нас везет в работе, любви и жизни вообще больше или меньше, чем другим? Какой свет может пролить современная психология на природу и реальность удачи?
Одним из тех, кто занимается научным изучением удачи, является британский психолог-экспериментатор Ричард Уайзман. Согласно книге 9 доктора Вайзмана 2004 г.
Основное значение его выводов состоит в том, что мы в основном сами создаем удачу. Это почти клише. Но, как и в большинстве клише, в нем содержится по крайней мере некоторая частичная архетипическая правда о природе удачи. Если, например, говорит Уайзман, мы считаем, что сами не повезло, это может превратиться в самосбывающееся пророчество. Наоборот. Другими словами, ожидание неудачи порождает неудачу, а ожидание удачи порождает добро. Но как на самом деле происходит этот, казалось бы, волшебный трюк? Ясно, что считать себя удачливым — более оптимистичная позиция, чем считать себя неудачником, и это может привести к большему и более частому риску, который потенциально может привести к большему вознаграждению.
Естественно, верно и обратное: больше сдержанности в риске, всегда осторожности, боязливости могут свести к минимуму неудачи, но также ограничивают возможность успеха, т. е. удачи. «Удача сопутствует смелым», — гласит старая латинская пословица. Таким образом, очевидно, согласно доктору Вайзману, удача во многом является функцией нашего фундаментального отношения к себе и жизни, и особенно, по его мнению, к важнейшему понятию 9.0039 судьба . (См. мой предыдущий пост.) Что касается четвертого принципа, сформулированного Уайзманом, верно то, что удача исторически всегда была тесно связана с судьбой. Когда я думаю об удаче, я также думаю о судьбе. Но что такое судьба?Судьба (которую я бы отличил от судьбы ), можно сказать, состоит из карт, которые нам сдают в жизни, данностей или не подлежащих обсуждению условий существования, которые мы не выбираем, но которые скорее случаются с нами, и с которым, тем не менее, мы должны бороться, как можем. Выбор и решения, которые мы принимаем, чтобы справиться с судьбой, определяют нашу судьбу. Судьба, как и удача, может быть положительной или отрицательной. Некоторые из этих судьбоносных «карт» универсальны или экзистенциальны, а другие — сугубо личные. Я также думаю о присущей жизни случайности, о том, как, как считает философ Мартин Хайдеггер, мы случайным образом «выбрасываемся» в мир при рождении, в ситуацию, контекст и обстоятельства, которые мы не выбирали, не просили и не создавали. Почему, например, кто-то рождается в роскоши, а кто-то в крайней нищете? Конечно, можно привести множество других примеров, и все они могут быть связаны с удачей, как хорошей, так и плохой. Что на самом деле отличает удачливых от несчастных? Между судьбой и удачей? Является ли жизнь абсолютно случайной? Бессмысленно? Бессмысленно? Или существуют таинственные силы, силы, не поддающиеся нашему контролю и познанию, подобные удаче? И имеет ли разумный психологический и философский смысл, как предполагает Уайзман, категорически отрицать экзистенциальную фактичность судьбы, чтобы увеличить свою удачу?
Древние греки, такие, например, как Софокл, с их знаменитым трагическим чувством жизни, считали, что лучшая удача для человека — никогда не родиться в этом мире. И не сумев избежать этой ужасной участи, посчастливилось умереть молодым. Иными словами, родиться в первую очередь считалось несчастьем, а преждевременно умереть удачей в том, что не придется в течение двадцати десяти и более лет сталкиваться и терпеть неизбежные жизненные превратности, нелепости, печали и страдания. Это чувство иногда выражают глубоко депрессивные пациенты в психотерапии: они желают либо того, чтобы они никогда не рождались, либо того, чтобы их жизнь (и, следовательно, страдание) скоро прекратилась. Для некоторых это желание умереть является пассивным (например, быть сбитым автобусом или заразиться смертельной болезнью), в то время как для других оно является активным (например, застрелиться, повеситься или спрыгнуть с высокого здания). И в том, и в другом случае они — а иногда и все мы в той или иной степени сознательно или бессознательно — борются с тем глубоким экзистенциальным вопросом, который так лаконично выражен в шекспировском романе.0039 Гамлет
Ведь мы никогда не просили родиться. Но вот мы здесь. Нравится или нет. Теперь, даже если вы отвергаете это нигилистическое представление, поддерживаемое также философом Фридрихом Ницше, о том, что сам факт рождения является несчастьем, возникает другой вопрос: если появление в этом странном и напряженном мире не является несчастьем само по себе, может ли кто-то родиться благословленным удачей в будущем, в то время как другие родились под «плохим знаком», возможно, с астрологической точки зрения, или «сглазили», «прокляли», «околдовали» или под влиянием каких-то злых чар? Любопытно, что психотерапевтические пациенты двадцать первого века иногда выражают именно такие опасения. Нередко пациенты сообщают о субъективном ощущении, что им хронически не везет в жизни, что невидимые силы судьбы каким-то образом действуют против них или, в более крайних случаях, что весь космос сговаривается против них.
С незапамятных времен первобытные люди приписывали несчастья или беды сверхъестественным силам природы и различным духам. В ранней египетской культуре злые духи или демоны оказывали пагубное сверхъестественное влияние на человеческую жизнь. Для ранних греков это условие было бы приписано часто произвольной, капризной, а иногда и жестокой воле олимпийских богов. Во времена Иисуса из Назарета считалось, что вторгшиеся демоны являются причиной многих болезней и трудностей. Средневековые люди обвиняли дьявола и его приспешников во всевозможных бедах, несчастьях и страданиях. Во время инквизиции миллионы женщин, считавшихся ведьмами, ответственными за всевозможные предполагаемые злодеяния, такие как наложение заклинаний и вызывание болезней, были гротескно замучены и убиты. Вплоть до семнадцатого века, а в некоторых кругах до сих пор считалось, что изнурительные и тревожные симптомы психических заболеваний вызваны демонической одержимостью (см. его помощники.
Начиная с начала двадцатого века новая и революционная «глубинная психология» Фрейда и К.Г. Юнг предположил, что такие тревожные и несчастливые состояния ума являются результатом деструктивной «одержимости» неким бессознательным «комплексом» или внутренним «демоном», таким как «тень». (См. мою предыдущую публикацию.) Во время последующих поведенческих, а затем и когнитивных революций в психологии во второй половине двадцатого века нам говорили, что наши проблемы проистекают из того, как мы думаем и интерпретируем то, что с нами происходит, и как результат наших собственных действий. Сегодня, в эпоху биологической психиатрии и психофармакологии, мы склонны винить в плохом настроении, неудачах и неприятностях неисправные нейротрансмиттеры. Каждая из этих религиозных, философских или научных теорий стремится, в сущности, объяснить извечную проблему зло —неудачи, несчастья, страдания, болезни, горя, трагедии и катастрофы — один из неизбежных экзистенциальных фактов жизни.
Для постфрейдистской и юнгианской экзистенциальной психологии и психотерапии удача — увлекательное, но философски проблематичное явление. Экзистенциальные философы, такие как Жан-Поль Сартр, например, настаивают на том, что мы, человеческие существа, являемся единственными творцами самих себя и своей жизни и должны нести полную ответственность за то, что мы делаем из жизни. В этом смысле Сартр, казалось бы, поддерживает утверждение Уайзмана о том, что мы создаем свою удачу благодаря нашим личным решениям и действиям. Как сказал Сартр, «мы — это наш выбор». Где же тогда приходит удача или судьба? Если удача является частью человеческого (животного и прочего) существования, как мы можем нести за нее ответственность? Почему, например, одна собака или кошка доживает свой век в прекрасном, стабильном и любящем доме, а другие, не по своей вине, не знают ничего, кроме пренебрежения, издевательств, страданий и преждевременной смерти? Почему один человек рождается в любящей, стабильной и поддерживающей семье, а другой получает только неприятие и неприязнь? Действительно, в зависимости от того, в какой степени мы приписываем происходящее с нами удаче, плохой или хорошей, мы можем вообще не чувствовать ответственности за свою жизнь, воспринимая себя бессильными, беспомощными жертвами жизни. Таким образом, чрезмерная вера в удачу или судьбу может служить способом избежать ответственности за то, что с нами происходит, и за то, что мы в конечном счете решаем делать со своей жизнью.
Социальные психологи называют это явление «теорией атрибуции»: мы пытаемся понять и объяснить жизненный опыт, приписывая либо внутреннюю, либо внешнюю причину его возникновения, что приводит к «предвзятости атрибуции». То есть мы либо виним себя в своих несчастьях (например, наши гены, биохимию или вредные привычки), либо мы виним что-то кроме себя (наших родителей, учителей, женщин, мужчин, христиан, иудеев, мусульман, общество, демонов, Бог или дьявол). Или виним «невезение». Но важно отметить, что когда мы виним или приписываем что-то судьбе или удаче, мы одновременно автоматически различаем удачу и неудачу. Мы судим, решаем, интерпретируем и определяем, какая удача является «хорошей», а какая «плохой». В действительности, однако, как испытало большинство из нас, то, что мы сначала рассматриваем как неудачу, может, задним числом, иногда оказаться полезным, удачным и полезным; тогда как то, что мы считаем в данный момент удачей, может позже оказаться проблематичным или даже катастрофическим. Таким образом, концепция удачи в целом является отчасти психологической системой приписывания добра или зла событиям, которые происходят с нами помимо нашей воли.
Но что, интересно, как это ни трудно, если бы мы решили не производить такой оценки с самого начала, если бы удача не воспринималась автоматически ни как плохая, ни как хорошая? Стоит ли тогда нам еще говорить о удаче? Или мы просто добровольно приняли бы все, что происходит, как нашу судьбу, без осуждения, не как удачу или неудачу, а просто как то, что есть? Без объяснений и атрибуции. Этот философский вопрос напоминает понятие Ницше о amor fati : добровольно любить свою судьбу. Это также напоминает традиционную блюзовую мелодию «Рожденный под дурным знаком» и особенно загадочную строчку: «Если бы не невезение, мне бы вообще не повезло». И это напоминает парадоксальную рекомендацию Отто Ранка в определенные моменты времени добровольно принимать судьбу как «добровольное утверждение необходимости», чтобы не чувствовать себя полностью жертвой и беспомощностью судьбы.
Очевидно, что большая часть жизни находится вне нашего контроля, что является одним из основных определений удачи. Удача — это то, что случается с нами, к лучшему или к худшему. Как бы нам ни хотелось думать, что мы можем контролировать удачу, мы не можем, хотя, как предполагает Уайзман, могут существовать методы ее максимизации. Мы можем создавать внутренние и внешние обстоятельства, чтобы уговорить и усилить удачу. Но, в конечном счете, понятие удачи попадает в категорию У.Х. Содержательное замечание Одена: «Мы живем Силами, которые, как мы притворяемся, понимаем». Удача — это сила или мощь, превосходящая рациональность. Удача, традиционно символизируемая греческой богиней Фортуной, описывает те аспекты жизни, которые мы не контролируем и не можем контролировать, но тем не менее находимся под сильным влиянием. «Госпожа Удача», еще один архетипический образ, олицетворяющий удачу, может быть с нами или против нас в разные периоды нашей жизни. И нам может везти в одном аспекте жизни, например, в любви, и не везти в другом, например, в бизнесе. Так насколько же на самом деле мы ответственны за свою собственную удачу в жизни? Настаивать на том, что люди несут ответственность за свою собственную удачу или неудачу, хотя это, безусловно, в некоторой степени верно, может быть первичным защитным механизмом против признания присущей жизни случайности и несправедливости. Многие постмодернисты отрицают ежедневное влияние удачи на нашу жизнь. Гораздо больше беспокойства вызывает существование во вселенной, в которой мы капризно зависим от всего, что происходит в любое время без всякого смысла и причины, часто несправедливо и незаслуженно, чем обманывать себя тем, что мы являемся хозяевами своей собственной судьбы и единственными творцами своей судьбы. наша собственная удача. Конечно, некоторым, когда на них сияет удача, они первыми приписывают себе заслуги; но когда случается неудача, они скорее называют это так, чем берут на себя полную ответственность за свою неудачу.
Источник: Три судьбы. Wikimedia Commons
Обратите внимание на вышеупомянутую архетипическую связь между удачей и женскими фигурами Фортуны (Тихе в греческой мифологии) и Госпожи Удачи, а также Судьбы (Мойры или Парки), трех женщин в белых одеждах, которые вершили судьбу или судьба не только людей, но и самих богов. Говоря о римской богине Фортуне, Макиавелли говорит нам: «Фортуна может быть арбитром одной половины наших действий, но другую половину, или, может быть, чуть меньше, она все же оставляет нам на нашу волю». В некоторых культурах яйца считаются символом удачи. В других божьи коровки или кошачьи. С юнгианской точки зрения удачу можно рассматривать в какой-то мере как синхронный продукт наших отношений с так называемой «женской» стороной жизни: с творчеством, эмоциональностью, иррациональностью, интуицией. Например, тот, кто находится в полной гармонии со своей интуицией и готов доверять ей и действовать в соответствии с ней, может считаться удачливым; в то время как тот, кто отстранен или диссоциирован от этого женского аспекта себя, может столкнуться с, казалось бы, бессмысленными неудачами. При ближайшем рассмотрении такие неудачи могут быть попыткой сказать нам, что действительно существует иррациональная, случайная сторона жизни, которую следует признать, уважать, ценить и реагировать на нее. Когда мы отказываемся признать присущую жизни иррациональность, силу женского начала или феномен «бессознательного» вообще, это проявляется как невезение, своего рода тонкий самосаботаж, но такой, который заставляет нас смотреть в лицо ограничения эго и рациональности, а также изменить и расширить наше отношение к существованию и психике.
Затем возникает знакомое и сверхъестественное явление, когда вы оказываетесь «не в том месте, не в то время» или «в нужном месте в нужное время». Коллективное мнение о том, что «время решает все» в жизни, связано с удачей и нашим отношением к ней. Поэтому мы склонны тесно связывать удачу со временем, как хорошим, так и плохим. Возьмем, к примеру, несчастных, посетивших концерт кантри-музыки в Лас-Вегасе в прошлом году, когда злобный массовый убийца Стивен Пэддок начал стрелять из окна своего отеля. Были некоторые предполагаемые жертвы этих перестрелок, которые выжили невредимыми, в то время как другие вокруг них погибли. . Была ли их удача лучше, чем у тех, кто был убит? Четко. Но почему? И что это на самом деле означает? Было ли это просто случайностью? Случайность? Или были другие невидимые, но влиятельные силы, которые каким-то образом удерживали их от вреда? Есть ли у некоторых людей нечто вроде «ангелов-хранителей», защищающих их от зла, как это было у Джорджа Бейли в XIX веке?46 праздничная классика Это прекрасная жизнь ? Или, может быть, как думают другие, сам Бог? Если да, то как насчет менее удачливых жертв таких злодеяний? Где был их метафизический духовный защитник или благодетель в ту роковую ночь? Заслуживали ли они смерти, а другие нет? А что, если бы они решили не идти на концерт в тот вечер, а пойти на него? Делает ли это их частично ответственными за то, что они решили оказаться не в том месте и не в то время, и, следовательно, за свою собственную гибель? Или они, как и все там, были всего лишь несчастными жертвами зверств и обстоятельств, созданных не ими самими, а одним лишь обезумевшим убийцей?
Такие вопросы всегда возникают, когда случаются трагедии, будь то рукотворные или природные, потому что мы отчаянно хотим разобраться в бессмысленном насилии и зле. Значение бессмысленности. Этот основной экзистенциальный и духовный вопрос поднят в бестселлере раввина Гарольда Кушнера 1983 года « Когда плохие вещи случаются с хорошими людьми ». (См. также мои предыдущие посты о травме зла.) Мы могли бы в равной степени задаться вопросом, почему хорошие вещи случаются с плохими людьми, поскольку удача не всегда благосклонна к добру. (Серийные убийцы, например, могут годами, а в некоторых случаях даже всю жизнь, оставаться незамеченными, потому что, хотя они и умны, им еще и повезло.) и несчастье, как в библейском Книга Иова . Эти загадки традиционно являются территорией философов и теологов, но регулярно представляются специалистам в области психического здоровья.
С точки зрения психологии, несомненно, то, что мы называем удачей, может быть косвенным следствием выбора, который мы сделали в какой-то момент, недавний или отдаленный. О том, как мы думаем о вещах. Как мы себя ведем. Из нашей нейробиологии. Неврозы. Прошлый травмирующий опыт. Или из-за недостатка мужества и силы духа. Например, человек, решивший не заканчивать среднюю школу в подростковом возрасте, может винить невезение в том, что спустя десятилетия не смог найти хорошо оплачиваемую работу и столкнулся с хронической безработицей. Или, решив развестись со своим супругом, а не преодолевать конфликты, оказываются одинокими и изолированными во время праздников, обвиняя свое состояние в невезении в любви. Этот же человек может страдать от той или иной формы того, что Фрейд называл «навязчивым повторением» в отношении выбора потенциальных партнеров, возможно, бессознательно выбирая тех, которые эмоционально или физически отвергают или недоступны для него или нее. (См. мой предыдущий пост.) Это невезение? Или бессознательный комплекс на работе?
Действительно, с точки зрения аналитической психологии Юнга, кажущиеся бессмысленными или произвольными негативные реакции со стороны других или мира и даже некоторые неблагоприятные события в окружающей среде иногда можно проследить до упрямого, но скрытого и тонкого «синхронистического» психологического состояния ума. , при котором наши сознательные установки, выбор, восприятие, эмоции и действия находятся под латентным и пагубным влиянием, а следовательно, управляются и определяются мощными, относительно автономными бессознательными силами, называемыми 9.0039 комплексы . В этом отношении мы фактически являемся жертвами бессознательного. Мы чувствуем себя жертвами того, что мы принимаем за судьбу, потому что мы не осознаем и отвергаем свою ответственность за бессознательное причинение, создание или, по крайней мере, содействие этому. Например, люди, которые считают себя непривлекательными по своей природе, могут иметь то, что им кажется повторяющимся неудачей в отношениях, в значительной степени потому, что они бессознательно отвергают или саботируют любовь, когда она предлагается. Таким образом, в этом смысле они могут с легкостью приписать такие прерванные отношения «невезению» или «судьбе», а не собственному неврозу. И, как предполагает Уайзман, восприятие себя как удачливого или неудачливого по своей природе может иметь последствия в мире и повлиять на удачу.
Юнг, который, основываясь на собственном опыте (см. мой предыдущий пост), признавал, принимал и ценил иррациональную или теневую сторону жизни, любил рассказывать следующую классическую историю о Создателе дождя:
Крошечная деревня в Китае страдал от самой сильной засухи, какую только можно было вспомнить. Уже много месяцев, а может быть, и лет не было ни капли дождя. Посевы умирали. Еды осталось немного. Водоснабжение было опасно низким. Пыль летела повсюду, мешая жителям дышать. Смерть и высыхание повисли в воздухе. Сельские жители совершали всевозможные традиционные ритуалы, церемонии и молитвы в надежде изгнать любых злых демонов или злых духов, которые могли быть ответственны за то, что навлекли на них это несчастье. Но, несмотря на все усилия их духовных руководителей, дождя не было. В отчаянии деревенский староста решил послать за профессиональной помощью из далекой провинции: известного вызывателя дождя. По прибытии старый, сморщенный человек попросил кое-что очень странное: он попросил жителей деревни построить небольшую соломенную хижину недалеко от самой деревни, принести ему еды и воды на пять дней, а затем оставить его там одного. одинокий, абсолютно нетронутый. Не зная, что и думать, но желая попробовать что угодно, жители деревни сделали именно так, как он сказал, и с нетерпением ждали дождя. Ничего не произошло. Три дня прошли незаметно. Жители потеряли всякую надежду. Но вот, на четвертый день, на небе появились темные тучи. А вскоре пошел дождь. И дождь. И дождь. Настоящий потоп. Восторженные, благодарные, но в то же время совершенно озадаченные, собравшиеся с облегчением жители деревни собрались вокруг старого создателя дождя, желая узнать, как он это сделал. Он смиренно объяснил: «Я не несу ответственности за дождь. Когда я впервые прибыл в вашу деревню, она казалась нестройной, дисгармоничной, неуравновешенной, беспокойной. И я чувствовал себя не в своей тарелке. обратно в гармонию с самим собой, в гармонию с Дао. Природа сделала все остальное».
И в результате чары невезения, казалось бы, нескончаемой засухи были сняты. Здесь поразительный вывод заключается в том, что наша удача неразрывно связана с природой, и что удача или неудача (например, переживание засухи, торнадо или наводнения) могут быть связаны с нашим отношением к природе (Дао) или его отсутствием. К нашему душевному состоянию. То, что происходит внутри, отражается во внешнем. Как внешняя среда влияет на внутреннее равновесие, так и внутренняя психологическая среда влияет на внешний мир. Мы неразрывно и органически связаны с нашим окружением и неизбежно являемся его частью, и наоборот.
В конечном счете, мы ответственны за часть своей удачи, как хорошей, так и плохой, и не отвечаем за некоторые из них. Мы все подвержены как удаче, так и неудаче. Как известно и профессиональному игроку, и серферу, удача, образно говоря, приходит волнами, а затем исчезает или превращается в свою противоположность. Хитрость заключается в том, чтобы знать, как продуктивно оседлать волну удачи, успешно бороздить ее до того, как она иссякнет. И уйти от, держаться подальше или катиться с опасными полосами или потоками невезения, не гибнув от них, — в то же время терпеливо ожидая, когда в какой-то момент прибудет следующая волна удачи. В жизни бывают периоды, когда нам больше везет, чем нет, а бывают моменты, когда нам в основном не везет. Такие нежелательные периоды невезения могут быть краткими, но иногда продолжительными, длящимися годами или даже десятилетиями, и могут быть уподоблены временам кажущегося бесконечным голода или засухи или другим стихийным бедствиям, над которыми мы не имеем никакого контроля и которые мы не можем предотвратить. нести полную ответственность. (Обратите внимание на широко распространенное суеверие, что разбитое зеркало приносит несчастье семь лет. Не семь дней или семь месяцев. А семь лет!) Эта цикличность — основная природа удачи.
За что мы несем ответственность, так это за то, как мы решаем справляться с такой цикличностью и время от времени длительными трудностями. И, при очевидном отсутствии удачи, за верную подготовку себя психологически, духовно, философски и физиологически к возможному приходу или возвращению удачи. Эта внутренняя и внешняя «психологическая готовность» может иметь решающее значение для удачи или неудачи, хотя мы можем не осознавать нашу часто неуловимую роль в определении этого. Подобно Создателю Дождя, даже, а может быть, и особенно, в отсутствие удачи, мы можем подготовиться к тому, чтобы воспользоваться преимуществами госпожи Удачи или иногда нечастыми и мимолетными посещениями Фортуны, если будем готовы сделать это — готовы реагировать на действия, когда появляется возможность. без колебаний и двусмысленности. Например, для одинокого человека, готового пригласить следующую привлекательную женщину на свидание или положительно ответить на приглашение. Без такой внутренней подготовки и готовности мы можем не распознать или отреагировать на этот многозначительный, преходящий, но судьбоносный момент 9.0039 kairos , позволив удаче незаметно и к сожалению пройти мимо нас, заставив нас чувствовать себя скорее неудачниками, чем везунчиками.
Итак, да, как заключает доктор Уайзман в своем исследовании, мы действительно «делаем свою удачу» в том смысле, что независимо от того, действует ли судьба за или против нас, удачливы мы или несчастливы, мы в конечном счете определяем нашу судьбу тем, как мы сталкиваемся и реагируем на нашу судьбу. Но, я полагаю, мы делаем это не отрицанием силы и реальности судьбы, как советует Уайзман, а скорее уважительным признанием ее. Удачу можно рассматривать как экзистенциальный потенциал, представленный нам жизнью, к добру или злу. Как и в рассказе о Создателе дождя, секрет заключается в том, чтобы быть терпеливым, бдительным, самонастраивающимся и психологически подготовленным к распознаванию этой потенциальности, когда и если она проявится, а затем быть способным и готовым искренне реагировать или действовать в этот момент. Знать, когда ждать, интроспективно слушать, чувствовать, размышлять, а когда смело действовать, — это, конечно, ключ к успеху. Есть время для пассивного, «женского» отношения к судьбе и время для смелых и агрессивных действий, направленных на ее изменение. Таким образом, удачу можно рассматривать как процесс пассивности, перемежающийся самоутверждением, когда это необходимо. Конечно, мы обладаем ограниченной силой и свободой, чтобы что-то сделать или предотвратить. Активно и своевольно вмешиваться в судьбу, когда это необходимо.