Духовно нравственные основы семьи и семейной морали: Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании

Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Ясеновская гимназия №2»

Лекторий для родителей

Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании

Подготовила:

учитель ГБОУ ЛНР «Ясеновская гимназия №2»

Тищенко А.В.

2018г.

Тема: «Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании»

Цель: выявление особенностей духовно-нравственного воспитания в семье

Задачи:

1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;

2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.

3. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.

Эпиграф: «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»

( В.А. Сухомлинский).

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент

  1. Приветственное слово

Готовясь к нашей встрече, я подбирала определения понятия «СЕМЬЯ» в трудах педагогов, социологов, психологов. Но лучшее, на мой взгляд, нашлось в нашем учебнике «Основы православной культуры»: «Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды».

Никого не нужно убеждать в том, что личность ребенка формируется в семье, в том, что никто и ничто не заменит малышу семью, которая может и должна дать ему правильные жизненные ориентиры.

Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей к духовно-нравственным ценностям общества. Педагоги  призваны развивать то, что заложено в семье. В ходе совместной работы мы определим, в чём заключается роль семьи и образовательного учреждения в воспитании духовно-нравственной личности ребёнка.

  1. Доклад учителя по теме «Духовно-нравственное воспитание в семье»

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок — общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.

Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для родителей?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений.

Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.

Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам. В связи с этим одной из стратегических линий развития и успешного функционирования школы является серьезное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребёнка. Задача школы — сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для школы.

Одна из важнейших особенностей школьного возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми ребенок в школе начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

В подростковом возрасте родители приходят в школу к учителям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье.

В первую очередь родители обвиняют самого ребенка, не понимая того, что он «сменил очки»: то, что раньше ему казалось смешным, понятным, повернулось совершенно иной стороной. Родительская любовь становится незначимой, «незаметной», повседневной, из общения между членами семьи исчезают доверие и искренность. Данная сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что не подозревая того сами, отец и мать «проглядели» душевное становление своего ребенка. Поэтому, чтобы этого не произошло, никогда нельзя терять из поля зрения психическое состояние своего дитя. Почувствовали какие-либо «нелады» у ребенка – вмешайтесь, т. к. без помощи взрослых ребенку, не имеющему жизненного опыта, очень трудно найти ответы на вопросы «отчего?» и «почему?». Вмешательство взрослых как со стороны семьи, так и со стороны школы, не должно быть вероломным, оно должно быть осторожным, чтобы не навредить. Не навредить – один из главных принципов в формировании и воспитании личности ребенка.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.

Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец 2 тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:

1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».

При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие.

Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»

3) Разъяснение. Воздействие словом.

Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей,

переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает

взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни

упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считал наказание.

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании

строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает

запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно,

надо, нельзя.

Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «…искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

9) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей

из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим

методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные

нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи этим:

а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;

б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей. «Супружеское ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», — писал И. А. Ильин.

III. Работа в группах

— Прошу вас порассуждать над вопросами

1 группа работает над вопросом

— Какие семейные ценности вашего воспитания вы хотели бы перенести на своих детей?

2 группа работает над вопросом

— Все мы стремимся наделить детей нравственными качествами? Что, по-вашему, нам мешает и как семья может это преодолеть?

3 группа работает над вопросом

— Какова роль семьи в формировании безопасной среды ребёнка?  

  1. Решение ситуаций

— Уважаемые родители, прошу вас поделиться личным опытом в воспитании детей и решить ситуации

СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:

  1. Итог урока

Выводы:

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка; найти пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.

  1. Притча

— Нашу встречу хочется закончить  притчей.

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.

А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»

Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».

Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у наших детей? Ра­дость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»: раздражение — ну, что им надо, чего им не спится: боязнь — как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?

Уходя с собрания, очень хочется, чтобы вы задумались, а какие чувства свет в вашем окне вызывает у ваших детей, которые сами через очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами, и сами будут зажигать свет в своих окнах.

Духовно – нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании презентация, доклад

Слайд 1
Текст слайда:


«Духовно – нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании»


Слайд 2
Текст слайда:

совокупность близких родственников, живущих вместе; – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

П о н я т и е «С е м ь я»


Слайд 3
Текст слайда:

Духовность – внутренняя способность осознанно побудить себя к действию, к деятельности, к поведению, к поступкам, не противоречащим морали.

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.


Слайд 4
Текст слайда:

Духовность и речь

«Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ).


«Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал» (Саади).
Квинтилиан: «То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека».


Слайд 5
Текст слайда:

Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина — неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь. Святитель Игнатий Брянчанинов


Слайд 6
Текст слайда:

Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь — жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве. Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому.

государыня императрица Александра Феодоровна


Слайд 7
Текст слайда:

НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА:

Положительные или отрицательные

ДОЛГ, ЧЕСТЬ РАВНОДУШИЕ
БЛАГОРОДСТВО ЖЕСТОКОСТЬ
ЧЕСТНОСТЬ ЛОЖЬ, ЛИЦЕМЕРИЕ
МИЛОСЕРДИЕ ЦИНИЗМ
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ПРЕДАТЕЛЬСТВО
МУЖЕСТВО ВЫСОКОМЕРИЕ
СМЕЛОСТЬ ТРУСОСТЬ
Любовь ненависть


Слайд 8
Текст слайда:

Народные традиции


Слайд 9
Текст слайда:

Литвиченко Аня читает лит. комп. на стихи победителей обл.конкурса на тему «Я расту»


Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13
Текст слайда:

Спасибо за работу!

Пусть ваши дети будут самыми лучшими!


Скачать презентацию

Теория нравственных основ | moralfoundations.org

Теория моральных основ была создана группой социальных и культурных психологов (см. нас здесь), чтобы понять, почему мораль так сильно различается в разных культурах, но все же имеет много общего и повторяющихся тем. Короче говоря, теория предполагает, что несколько врожденных и общедоступных психологических систем являются основой «интуитивной этики». Затем каждая культура строит добродетели, нарративы и институты поверх этих основ, тем самым создавая уникальные морали, которые мы видим по всему миру, и конфликтующие внутри наций. Пять оснований, для которых, по нашему мнению, лучше всего подходят доказательства:

1) Забота/вред : Эта основа связана с нашей долгой эволюцией млекопитающих с системами привязанности и способностью чувствовать (и не любить) боль других. Он лежит в основе добродетели доброты, мягкости и заботы.

2) Справедливость/обман : Эта основа связана с эволюционным процессом взаимного альтруизма. Он порождает идеи справедливости, прав и автономии. [Примечание: в нашей первоначальной концепции Справедливость включала заботу о равенстве, которую в большей степени поддерживают политические либералы. Однако, когда мы переформулировали теорию в 2011 году на основе новых данных, мы подчеркиваем пропорциональность, которую поддерживают все, но в большей степени поддерживают консерваторы]

3) Верность/предательство: Этот фундамент связан с нашей долгой историей как племенных существ, способных образовывать изменчивые коалиции. Он лежит в основе добродетелей патриотизма и самопожертвования ради группы. Он активен в любое время, когда люди чувствуют, что это «один за всех и все за одного».

4) Власть/подрывная деятельность: Этот фундамент был сформирован нашей долгой историей иерархических социальных взаимодействий. Он лежит в основе добродетелей лидерства и подчинения, включая почтение к законной власти и уважение к традициям.

5) Святость/деградация: Этот фундамент был сформирован психологией отвращения и осквернения. Оно лежит в основе религиозных представлений о стремлении жить возвышенно, менее плотски, более благородно. Она лежит в основе широко распространенной идеи о том, что тело — это храм, который может быть осквернен аморальными действиями и загрязнениями (идея, не уникальная для религиозных традиций).

Мы думаем, что есть несколько других очень хороших кандидатов на «учредительство», особенно:

6) Свобода/угнетение : Эта основа посвящена чувствам реакции и обиды, которые люди испытывают по отношению к тем, кто доминирует над ними и ограничивает их свободу. Его интуиция часто находится в противоречии с интуицией авторитетного основания. Ненависть к хулиганам и доминантам побуждает людей объединяться в знак солидарности, чтобы противостоять угнетателю или свергнуть его. Мы сообщаем о некоторой предварительной работе над этим потенциальным основанием в этой статье, посвященной психологии либертарианства и свободы.

Большая часть наших нынешних исследований связана с применением теории к политическим «культурам», таким как либералы и консерваторы. Мы обнаружили, что нынешнюю войну американских культур можно рассматривать как результат того факта, что либералы пытаются создать мораль, опирающуюся в первую очередь на основу заботы/вреда при дополнительной поддержке со стороны основ справедливости/обмана и свободы/угнетения. Консерваторы, особенно религиозные консерваторы, используют все шесть основ, включая Верность/предательство, Власть/подрывную деятельность и Святость/деградацию. Культурная война в 1990-е и начало 2000-х были сосредоточены на легитимности этих трех последних основ. В 2009 году, с появлением «Чайной партии», культурная война отошла от социальных проблем, таких как аборты и гомосексуальность, и стала больше касаться различных концепций справедливости (равенство против пропорциональности) и свободы (правительство угнетатель или защитник?) .

«Чайная партия» и «Захвати Уолл-Стрит» — популистские движения, которые много говорят о справедливости и свободе, но совершенно по-разному, как вы можете видеть здесь, для «Чаепития», и здесь, для OWS. Вы можете найти свой собственный профиль моральных основ на www.YourMorals.org.

Теория была впервые разработана на основе одновременного обзора современных эволюционных представлений о морали и межкультурных исследований добродетелей (сообщено в Haidt & Joseph, 2004 [запросный документ]). Эта теория является расширением теории Ричарда Шведера о «трех этиках», широко используемой во всем мире, когда люди говорят о морали. (См. эту статью: Шведер, Р. А., Мач, Н. К., Махапатра, М., и Парк, Л. [1997]. «Большая тройка» морали [автономия, общность и божественность] и «большая тройка» объяснений страдания). На теорию также сильно повлияла теория реляционных моделей Алана Фиске.

Чтобы узнать больше о MFT:

  • Чтобы получить наиболее полный и доступный обзор теории, прочитайте Праведный разум.
  • Если вы просто хотите прочитать о самих основаниях, вот глава 7 Праведного разума.
  • Для более академического обзора теории, включая критерии для того, чтобы называть что-либо «основой», см. этот обзорный документ.
  • Чтобы просмотреть все наши академические статьи, посетите нашу страницу «Публикации».
  • Чтобы получить общее представление о MFT и о том, как оно применимо к американской политике, посмотрите видеоролики ниже (или просмотрите их здесь и здесь, если они не воспроизводятся ниже):

Этот веб-сайт управляется коллаборацией YourMorals.org. Веб-сайт поддерживается Давидом Доболи.

(последнее обновление: июнь 2021 г.)

Что не так с теорией моральных основ и как сделать моральную психологию правильной

Когда-то исключительный заповедник философии и богословие, изучение морали стало процветающим междисциплинарным направлением, охватывающие исследования в области эволюционной теории, генетики, биологии, животных поведения, психологии и антропологии. Формирующийся консенсус заключается в том, что существует ничего таинственного в морали; это просто набор биологических и культурные особенности, способствующие сотрудничеству.

Наиболее известной среди этих учетных записей является Теория моральных основ Джонатана Хайдта (MFT). Согласно MFT: «Моральные системы представляют собой взаимосвязанные наборы ценностей, добродетелей, норм, практик, идентичностей, институтов, технологий и развитых психологических механизмов, которые работают вместе, чтобы подавить или регулировать эгоизм и сделать возможной совместную социальную жизнь». И MFT продолжает утверждать, что, поскольку люди сталкиваются с множеством социальных проблем, у них есть множество моральных ценностей — они полагаются на множество «основ» при принятии моральных решений. К этим основам относятся: Забота, Справедливость, Лояльность, Авторитет и Чистота.

  • Забота: «Страдание других, включая добродетели заботы и сострадание».
  • Справедливость: «Несправедливое обращение, мошенничество и более абстрактные представления о справедливости и правах».
  • Лояльность: «обязательства членства в группе», включая «самопожертвование и бдительность против предательства».
  • Авторитет: «Социальный порядок и обязанности иерархических отношения, такие как послушание, уважение и выполнение ролевых обязанности».
  • Чистота: «Физическая и духовное заражение, включая добродетели целомудрия, целомудрия и контроль над желаниями».

Эти моральные устои были введены в действие и измерены с помощью Опросника моральных устоев (MFQ; вы можете заполнить его здесь).

MFT и анкета оказали огромное влияние на моральную психологию. Центральные статьи цитировались сотни раз. И сейчас существует огромное количество литературы, в которой МФТ применяется к биоэтике, благотворительности, защите окружающей среды, психопатии, религии и особенно политике. Однако у MFT есть ряд серьезных проблем, как теоретических, так и эмпирических.

Теория моральных основ оказала огромное влияние на моральную психологию. Однако эта теория имеет ряд серьезных проблем, как теоретических, так и эмпирических.

Основная теоретическая проблема заключается в том, что список основ MFT не основан на какой-либо конкретной теории сотрудничества или вообще на какой-либо явной теории. Действительно, Хайдт явно выступал против против , использующего то, что он называет «априорным или принципиальным» подходом к моральной психологии, и вместо этого выступал за использование «специального» подхода. Однако недостатки этого специального подхода слишком очевидны.

Во-первых, список фондов MFT критические упущения. Несмотря на заявления о том, что это эволюционно-кооперативная учетная запись морали, MFT не включает четыре наиболее устоявшихся типа развитое сотрудничество: родственный альтруизм, взаимный альтруизм, соревновательный альтруизм и уважение к предыдущему владению.

  • Родственный альтруизм не имеет специальной основы в MFT. Хотя МФТ утверждает, что забота изначально мотивировала инвестиции в потомство, теперь применяется к неродственным; а MFT рассматривает «семью» как еще один тип «группы». вопросник (MFQ) содержит два пункта, относящихся к семье, но они появляются в разделе «Справедливость и лояльность», а не «Забота».
  • Взаимный альтруизм не имеет специальной основы в MFT. Вместо этого MFT смешивает принцип взаимности — решение повторяющихся проблем заключенных. дилеммы — со справедливостью — решение проблем торга. А у MFQ нет пункты, касающиеся взаимности.
  • Конкурентный альтруизм, т. е. дорогостоящие сигналы статуса, такие как храбрость или великодушие — не имеет специальной основы в MFT, и нет пунктов в МФК.
  • Уважение к предыдущим владение, то есть право собственности и запрет на воровство, не имеет специальный фонд в MFT. Единственное упоминание собственности в MFQ встречается в пункт о наследовании, под Справедливость.

Во-вторых, в дополнение к этим упущений, MFT включает в себя два основания, которые не являются отдельными типами эволюционировавших сотрудничество: Забота и чистота.

  • Забота — как и «альтруизм» или «благотворительность» — это общая категория, а не конкретный вид сотрудничества. Он не делает различий между различными типами сотрудничества — родственным альтруизмом, мутуализмом, взаимным альтруизмом, конкурентным альтруизмом и их соответствующими психологическими механизмами — все они включают заботу о разных людях (включая семью, друзей, незнакомцев) по разным причинам.
  • Предполагается, что чистота проистекает из необходимости избегать «людей с болезнями, паразитами [и] отходами». Но «избегание патогенов» само по себе не является совместной проблемой, как, скажем, «избегание хищников». И действительно, МФТ не предлагает никакой связи между чистотой и сотрудничеством. Напротив, Чистота описывается как «странный угол» морали, потому что она «не связана с тем, как мы относимся к другим людям». Следовательно, классифицировать Чистоту как моральную основу аномально.

Таким образом, подход MFT без теории приводит к вопиющим ошибкам упущения, смешения и совершения. Он пропускает некоторых моральных доменов-кандидатов, объединяет другие и включает домены. Наиболее вопиющим образом отсутствие теории означает, что MFT не может исправить эти ошибки; он не может делать принципиальные предсказания о том, что (другое) могут быть основания, поэтому он не может продвигаться к кумулятивному наука о нравственности.

MFT также имеет эмпирические проблемы. Основная проблема заключается в том, что пятифакторная модель морали MFT не была хорошо подтверждена исследованиями с использованием MFQ. Некоторые из оригинальных исследований, а также репликации в Италии, Новой Зеландии, Корее, Швеции и Турции, а также исследование в 27 странах с использованием краткой формы MFQ, показали, что пятифакторная модель MFT не соответствует общепринятым. степень соответствия модели (CFI <0,90). Эти исследования обычно показывают, что двухфакторная модель — «Забота — Справедливость» и «Лояльность — Власть — Чистота» — лучше подходит. Итак, несмотря на то, что MFT обещает пять моральных доменов, MFQ обычно предоставляет только два. MFQ не различает домены, посвященные справедливости, лояльности или авторитету; он также не устанавливает, что забота и чистота являются отдельными моральными сферами. Проще говоря, он не устанавливает, что существует пять моральных устоев. Другие исследования поставили под сомнение конкретные основы, особенно Чистоту и связь между отвращением и моралью; но это история в другой раз.

К их чести, сторонники MFT признают эти проблемы. Они признают, что первоначальный список фондов был «произвольным», основанным на ограниченном обзоре только «пяти книг и статей» и никогда не претендовал на то, чтобы быть «исчерпывающим». И они положительно поощряли исследования, которые могли бы «продемонстрировать существование дополнительного фонда или показать, что любой из нынешних пяти фондов следует объединить или ликвидировать».

Вот что мы с коллегами сделали. Но мы не сделали этого, внося еще больше «специальных» предложений. Мы вернулись к первым принципам, к теории, которая может обеспечить строгую систематическую основу для кооперативной теории морали — математике сотрудничества, теории игр с ненулевой суммой. Мы называем этот подход моралью как сотрудничеством (MAC).

Согласно MAC, нравственность состоит коллекции биологических и культурных решений проблем сотрудничество, повторяющееся в общественной жизни человека. В течение 50 миллионов лет люди и их предки жили социальными группами. За это время они столкнулись с целый ряд различных проблем сотрудничества, и они разработали и изобрели ряд различных решений для них. Вместе эти биологические и культурные механизмы обеспечивают мотивацию кооперативного поведения; и они обеспечивают критерии, по которым мы оцениваем поведение других. И, согласно MAC, именно эта совокупность кооперативных черт — этих инстинктов, интуиции и институты, составляющие человеческую мораль.

На протяжении 50 миллионов лет люди и их предки жили социальными группами. За это время они столкнулись с целым рядом различных проблем сотрудничества, и они разработали и изобрели ряд различных решений для них.

Какие проблемы сотрудничества лица людей? И как они решаются? Вот где вступает в действие теория игр. Игра Теория проводит принципиальное различие между играми с нулевой суммой и играми с ненулевой суммой. Игры с нулевой суммой состязательны взаимодействий, в которых есть победитель и неудачник; выигрыш одного — проигрыш другого. Игры с ненулевой суммой кооперативные взаимодействия, которые могут иметь двух победителей; это беспроигрышные ситуации. Игра Теория также проводит различие между различными типами игр с ненулевой суммой и стратегии, используемые для их игры. Таким образом, он очерчивает математически различные типы сотрудничества.

Обзор этой литературы предлагает что существует (по крайней мере) семь хорошо зарекомендовавших себя типов сотрудничества: (1) распределение ресурсов среди родственников; (2) взаимовыгодная координация; (3) социальный обмен; и разрешение конфликтов через конкурсы с участием (4) ястребиных проявлений доминирования и (5) голубиных показы подчинения; (6) раздел спорных ресурсов; и (7) признание предшествующего владения.

В своем исследовании я показал, как каждый из этих типов сотрудничества можно использовать для выявления и объяснения определенного типа морали.

(1) Родственный отбор объясняет, почему мы чувствуем особую обязанность заботиться о наших семьях и почему мы ненавидим инцест. (2) Мутуализм объясняет, почему мы формируем группы и коалиции (сила и безопасность в количестве), и, следовательно, почему мы ценим единство, солидарность и лояльность. (3) Социальный обмен объясняет, почему мы доверяем другим, отвечаем взаимностью на услуги, чувствуем благодарность и вину, возмещаем ущерб и прощаем. И разрешение конфликтов объясняет, почему мы (4) участвуем в дорогостоящих проявлениях мастерства, таких как храбрость и щедрость, почему мы (5) выражаем смирение и подчиняемся начальству, почему мы (6) справедливо и справедливо делим спорные ресурсы и почему мы ( 7) уважать чужое имущество и воздерживаться от воровства.

Наше исследование показало, что примеры этих семи типов кооперативного поведения — помогать своей семье, помогать своей группе, отвечать взаимностью, быть смелым, подчиняться начальству, быть справедливым и уважать чужую собственность — считаются морально хорошими во всех отношениях. мира и, вероятно, являются межкультурными моральными универсалиями.

Наше исследование показало, что примеры этих семи типов кооперативного поведения — помогать своей семье, помогать своей группе, отвечать взаимностью, быть смелым, подчиняться начальству, быть справедливым и уважать чужую собственность — считаются морально хорошими. по всему миру.

И мы использовали структуру MAC для разработки новой меры моральных ценностей , которая обещает и обеспечивает семь моральных сфер: (1) Семья, (2) Группа, (3) Взаимность, (4) Героизм, (5) ) Уважение, (6) Справедливость и (7) Собственность. Этот новый вопросник «Мораль как сотрудничество» (MAC-Q) представляет четыре области морали, которые отсутствовали в MFT: семья, взаимность, героизм, собственность. И в отличие от MFQ, он отличает Семью от Группы (Лояльность), Группу (Лояльность) от Уважения (Авторитет) и Взаимность от Справедливости.

Итак, этот принципиальный подход к мораль, твердо основанная на основополагающей логике сотрудничества, превосходит беспринципный подход.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts