это в психологии внутренний мир человека
Содержание
- История
- Книги
Здравствуйте, дорогие читатели! Наверное, каждый человек когда-либо задумывался о душе. Вопросами о ней озадачиваются и дети, а в пожилом возрасте каждый из нас обращается к религии и тем более задумывается об этом глобальном понятии. Интересно, а верит ли психология в душу человека?
Душа — это в психологии внутренний мир человека, но последнее время этот термин употребляется крайне редко, как синоним переживаний, сознания или внутреннего мира человека. Если же говорить об изначальном определении, то под душой всегда понималось нечто нематериальное, независимое от тела. В принципе, все сходится.
История
Первобытные представления о снах, смерти и даже обмороках подкрепили веру в душу человека, а может и создали ее. Когда-то людям казалось, что ночью душа покидает тело человека и существует независимо от него. Психология старается дать научное основание всем этим явлениям, глубже рассмотреть проблему.
Сейчас мы используем термин «подсознание», когда говорим о сновидениях. Однако, в рядах именитых психологов мы можем встретить тех, кто сродни первобытным шаманам пытается работать с личностью в момент предсонного состояния или в состоянии гипноза (транса).
Психология старается отдалиться от религии, заменить термины на свои, хотя они и имеют близкие связи. У нас появились и другие термины, которые в принципе подразумевают под собой нечто схожее с вместилищем вечных идей — душой.
Еще во времена античности философы говорили о том, что душа живет в головном мозге человека. Гераклит представлял ее в виде такого вещества как огонь, Анаксимен определял в виде воздуха, а Эмпедокл утверждал, что она является смешением разных элементов.
Чуть позже Аристотель заговорил о том, что ее невозможно отделить от тела человека, а под собой она являет три составляющие: растительную, животную и разум.
В эпоху средневековья, как вы, наверное, знаете, процветало влияние религии на науку, а потому Фома Аквинский выдвинул свои идеалистические представления о бессмертной душе, что нашло своих приверженцев.
В общем, на протяжении веков в литературе и философии, ведутся споры, от которых психология старается отдалиться.
Как и всегда эта наука проявляет себя более чем лояльно к воззрениям людей. Она не отрицает этого понятия, не спорит, когда люди называют психологию «наукой о душе», но и не старается защитить «душу» от нападок со стороны атеистов.
Книги
Если вы интересуетесь душой, то могу посоветовать книгу Уайльдера Панфилда «Мозг. Тайны разума», в которой этот врач и психолог по совместительству попытался открыть тайны процессов, которые ведутся независимо от нас, понять, что же такое разум и человеческая душа. Его слова до сих пор остаются актуальными, а идеи новаторскими. Она немного сложна для тех, кто не сведущ в медицине.
У Дениз О’Лири в «Научные битвы за душу» все намного проще. Она не верит в душу, считает что Бог – это иллюзия, а мистика всего лишь плод воображения и самовнушений, даже называет ее психологической патологией. Интересно, какими доводами она руководствуется, когда утверждает об этом? Советую прочитать, аргументы могут быть спорными, но вам в любом случае должно понравиться, конечно же, если вы разделяете ее идеи.
Ну и конечно же, я не могу обойти стороной ту часть аудитории, которая верит. О православном взгляде на душу вы сможете узнать из книги «Загробная жизнь и бессмертие души. Свидетельства и факты». Как психолог, не буду давать собственной оценки этому труду, лишь упомяну, что в ней вы узнаете не только про обряды и молитвы, но и поймете почему церковь считает душу бессметной и чем объясняется эта вера.
Вот в принципе и все. Не забывайте подписываться на рассылку. До новых встреч и удачи.
это миф или реальность? Есть ли душа у человека?
Душа всегда считалась неотъемлемой частью человеческой природы. Различные направления в науке, философии, религии приписывали ей всевозможные, а иногда и диаметрально противоположные свойства. Существует эта часть или нет – до сих пор остается спорным вопросом.
Определения души
В психологии душа – это совокупность различных психических явлений, свойственных личности. В философии и религии под данным термином понимается бессмертная сущность, не имеющая материальной субстанции. Она обусловливает начало жизни, благодаря ней у человека есть воля, сознание, чувства. Все это называется сторонами души человека. Обычно она противопоставляется телу.
Под душой также понимается бесплотное существо, которое остается после умирания физического тела человека. Согласно некоторым религиозным и этическим взглядам, душа есть и у животных.
Душа в обыденном понимании
Душа представляет собой живую часть психологического пространства человека. К ней относят чувства, эмоции, планы, желания, порывы, интересы. Как известно, душевный разговор всегда отличается теплотой. А творить что-либо с душой означает делать это заботливо, не лениться. Многие девушки любят поговорить об особенностях своей душевной жизни. Однако во многих случаях, если юная леди говорит о душе, можно предположить, что в действительности речь идет о ее теле. К примеру, если она говорит, что ее душа «стремится» к молодому обожателю, на самом деле речь идет о влиянии гормонов. А если «душа просит сладостей», речь опять-таки идет о теле.
Мнение философии
Практически все мудрецы древности стремились при помощи данного понятия выразить основное, сущностное начало, которое свойственно всему живому (а в некоторых случаях и неживому) миру. Вопрос о том, в чем заключается природа души, решался философами разных школ в зависимости от их принадлежности к одному из направлений – материалистическому или идеалистическому.
Например, Демокрит полагал, что душа – это нематериальный вид вещества, содержащий в своем составе крайне подвижные атомы огня. Все явления внутренней, душевной жизни этот философ стремился объяснить при помощи физических явлений. Например, согласно его мнению, душа воспринимает внешний мир благодаря тому, что атомы, содержащиеся в ней, приводятся в движение атомами воздуха.
Взгляд Аристотеля
Более сложное представление о душе было развито Аристотелем. Один из самых известных его трактатов под названием «О душе» представлял собой своего рода первое специальное психологическое исследование. В течение многих столетий оно оставалось основным руководством по психологии. А Аристотель и сегодня по праву считается одним из влиятельнейших основателей психологической науки (как и ряда других областей знания).
Философ не считал душу всего лишь веществом. Но, с другой стороны, он и не стремился рассматривать ее в полном отрыве от материального, подобно представителям других современных ему учений. Он писал о том, что душа – это сущность, облаченная в форму естественного тела, которое обладает возможностью физической жизни.
В иудаизме
Верят в существование души и в иудаизме. Согласно Талмуду, душа – это независимая от физического тела сущность. Это та часть человека, которая обладает непосредственной связью со Всевышним. По своей природе она непорочна. Все плохое в людях обусловлено наличием существующего наряду с положительным отрицательного начала. Душа делает тело одухотворенным. Именно она управляет им. Точно так же, как Всевышний наполняет окружающий мир и остается невидимым, душа наполняет собой физическое тело.
Идеи о загробной жизни евреев отчасти похожи на буддийские, а также на древние верования египтян (откуда, возможно, были заимствованы эти представления). Согласно этим идеям, душа человека вечна. А грешные души снова и снова возвращаются на землю, чтобы проходить круг перерождения. Происходит это до тех пор, пока не достигнется полное совершенство.
В христианстве
Согласно христианскому мировоззрению, душа – это реальность. Большая часть всевозможных направлений христианства трактует душу как высшую нематериальную сущность человека, носитель разума, эмоций, а также воли. После того как физическое тело умирает, она продолжает существовать. А дальнейшая судьба души определяется ее действиями на протяжении земной жизни. Бессмертие — важнейшее свойство души человека в христианстве. Попадет ли душа в рай или ад, определяется на Божьем суде. Помимо этого, в римско-католической церкви имеется также и учение о чистилище.
В буддизме
Одной из центральных идей во многих направлениях буддизма является Анатма-вада. Данная концепция отрицает абсолютное «Я», или «Атман». Будда отрицает существование целостной души у человека. Люди состоят из различных элементов – материального тела, нематериального разума, а также бесформенного сознания. Природу человека Будда сравнивает с колесницей, состоящей из колес, осей, оглоблей и пр. Поэтому можно сказать о том, что понятие души в буддизме отсутствует. Когда такая «колесница» распадается, человек прекращает существовать.
Тибетские представления
Согласно тибетской Книге Мертвых (Бардо Тодол), душа человека является реальностью. После смерти она попадает в туннель, расположенный внутри особой серебряной нити. Она связывает человека с богом. У темной души нить очень тонкая. Если человек на протяжении многих воплощений творил зло, то Высшие силы лишают его связи с Богом. У грешника изымается Божья искра, и он уже не имеет шансов на возобновление связи с высшим миром. Его дух становится полностью черным.
Если у светлого духа нить, связующая ее со Всевышним, прочна, то у темной души она постоянно истончается. Серебряная нить, согласно Бардо Тодол, может восстановиться по желанию человека. Если человек искренне раскаивается в плохих поступках и стремится стать лучше, его связь с вышним миром упрочняется.
Существуют ли люди без души?
В православии считается, что личность лишается духовного начала в том случае, когда она окончательно выбирает грех. При этом как таковой смерти духа не существует – есть только вечные мучения. Смысл же человеческой жизни состоит в том, чтобы сделать душу живой, приблизить ее к Богу.
Согласно Каббале, человек который развивает духовную сторону своей жизни правильным образом, исправляет свои желания, постепенно начинает ощущать новую реальность. Когда он устремляется к духовности, истинному постижению смысла вещей, ему открываются причины тех событий, которые с ним происходят. Иными словами, у человека нет души до тех пор, пока он сам в себе ее не разовьет. Процесс этот подобен выращиванию растения из семени – так учат сторонники Каббалы.
Так или иначе, люди без души – это те, кто не живут, а всего лишь существуют. Их внутренний мир лишен любви. Родиться таким человек не может. Процесс формирования «Я» личности происходит во время взаимодействия с миром. Иными словами, человек утрачивает себя постепенно, в результате негативного воздействия внешних факторов, а также и собственной реакции на эти факторы. Поэтому о тех людях, которые по причине несчастий и страданий стали черствыми, безэмоциональными, и говорят, что у них нет души.
Добрая душа: основные качества
Если негативного человека определить достаточно просто, то какими же свойствами обладают люди противоположного склада? Как правило, такие личности тоже всегда заметны. Но в некоторых случаях добрая душа человека раскрывается только в процессе общения с ним. Такие люди обладают следующими качествами: добросовестность, милосердие, любовь, способность к состраданию, преданность. У них имеется обостренное чувство справедливости. Они отзывчивы и никогда не пройдут мимо чужой беды. Также добрый человек не станет лгать. Еще одно его качество – это трудолюбие.
Эксперименты американских ученых
Ученые из США решили провести опыты, результаты которых позволили бы судить о наличии или отсутствии у человека бессмертной души. Эксперименты были простыми. На потолке в операционной палате размещались различные рисунки. Если во время умирания сознание человека действительно продолжает функционировать, то люди должны были видеть, что на них изображено.
Ученые слабо верили, что результат опытов может быть положительным. И они оказались правы. Результаты показали, что описания «увиденного» больными во время клинической смерти представляли собой не более чем галлюцинацию, спровоцированную умиранием нейронов.
Мнение профессора неврологии К. Нельсона
Данные опыты позволили сделать вывод о том, что представления о загробной жизни все же являются мифом. Ранее профессор неврологии К. Нельсон, проводивший исследования в университете Лексингтона в штате Кентукки, пришел к выводу о том, что больные, находящиеся в состоянии комы, не способны отличить реальность от видений и галлюцинаций. Исследователь пишет: «Чувство окруженности белым светом является следствием деятельности глаз во время фазы быстрого сна». Ученый также подчеркивает, что очень сильное мышечное расслабление приводит больного к чувству, что он умер. Помимо этого, кома способствует возникновению чувства нахождения вне собственного тела.
Исследования ученых из Британии
А другим ученым на вопрос о том, есть ли душа у человека, удалось получить утвердительный ответ. Масштабный эксперимент проходил под чутким руководством реаниматолога С. Парниа. Из 2060 больных, которые попали в поле зрения медиков, выжить удалось 330. Более 40 % из этих людей сообщали о том, что даже после смерти у них сохранялась способность воспринимать окружающую реальность. 140 человек говорили о том, что при этом они отчасти были в сознании. Однако 39 % опрошенных не могли вспомнить конкретных воспоминаний. Парниа утверждает: нельзя сказать однозначно о том, что происходит после смерти с сознанием. Однако нет сомнений, что оно никуда не исчезает.
Например, один из больных (возраст 57 лет) сообщил о том, что вышел из тела и три минуты наблюдал за тем, как врачи проводят реанимационные процедуры. Он детально описал действия медиков и то, какие звуки при этом издавала специальная техника, которой проводились манипуляции.
Парниа пишет о том, что сознание в этом случае присутствует еще в течение трех минут после остановки сердца, притом что обычно оно отключается максимум через полминуты. Это одно из важнейших свидетельств в пользу существования души. Ученый подчеркивает: после того, как физическое тело человека прекращает функционировать, каким-то неведомым образом его сознание все еще действует. Человек сохраняет способность воспринимать окружающий мир, что заставляет ученых поверить в бессмертие души.
Вряд ли в ближайшем будущем людям удастся полностью разгадать тайну человеческого духа. Однако эта интрига продолжает волновать ученых, религиозных деятелей и простых людей. Возможно, неведомые силы позволят человечеству раскрыть тайну души после того, как он сможет достичь внутренней гармонии и совершенства.
Душа в бездушной психологии — Пятнадцать восемьдесят четыре
Академические перспективы издательства Cambridge University Press
28
апр.
2023
Роберт Кугельманн
В тесте словесных ассоциаций кому-то дается ряд слов в качестве подсказок, и его просят ответить любым словом, которое приходит им в голову при упоминании каждой подсказки. Итак, вот тест словесных ассоциаций, состоящий из одного пункта. Ваша единственная подсказка: «душа». … Что приходит на ум? … Вероятно, слово «тело», но наверняка были и другие. Была ли «психология» одним из них? Поскольку это фиктивный тест, я понятия не имею, но склонен думать, что «психология» стояла не на первом месте в списке.
Было проведено исследование вводных учебников по психологии, опубликованных между 1887 и 1987 годами, чтобы выяснить, что изучают психологи, согласно текстам. Поскольку эти тексты обычно знакомят студентов с областью, представленные определения могут повлиять на ход карьеры. Поведение было наиболее распространенным, но имели место Разум, Сознание и Опыт. В одном из 205 учебников говорится, что психологи изучают душу, и этот учебник был издан до 1930 года.
Так было не всегда. Еще в 18 9В 0017-м -м веке существовали живые науки о душе, некоторые из которых охватывали человеческую жизнь, начиная с анатомии и заканчивая высказываниями о бессмертии души. Некоторые из этих наук даже предлагали количественные исследования аспектов деятельности души. Затем во второй половине 19 века в Европе оформилась парадоксальная «психология без души». На самом деле «психологии» (это слово не всегда используется) существовали и раньше, особенно у Дэвида Юма, а затем и у британских эмпириков. Известное заявление Юма о том, что, занимаясь самоанализом, он никогда не находил себя, а только постоянно меняющиеся ощущения и тому подобное.
Психология без души возникла по ряду причин, но важнейшей из них был отход от метафизических вопросов, особенно в естественных науках.
Наука должна была быть эмпирической, и душа не поддавалась наблюдению. По мере развития психологии в Соединенных Штатах в конце 19 и начале 20 веков многие, а может быть, и большинство психологов отвернулись от души. Несомненно, « Принципы психологии » (1890) Уильяма Джеймса сыграли свою роль в этом сдвиге. Эмпирик Иаков пришел к выводу, что нет необходимости постулировать существование души, потому что одного «потока сознания» достаточно, чтобы объяснить себя как объект, «я», так и субъект, «я». Отнесение их к душе ничего не добавило. Ко времени собрания Американской психологической ассоциации в 1910 году другой выдающийся психолог, Джеймс Роуленд Энджелл, объявил, что душа мертва и похоронена в том, что касается психологии. Психологи по-прежнему интересовались психической жизнью, но все больше и больше интересовались поведением. Поведение было публичным в том смысле, что мы с вами можем наблюдать одно и то же поведение. По словам бихевиориста Макса Мейера, психология должна была стать «психологией другого-одного».Нарратив «психология без души», ставший мемом следующего века, действительно является доминирующим нарративом в истории психологии, особенно в академической психологии, преподаваемой в средних школах, колледжах и университетах. Однако существует и другой нарратив, столь же уходящий корнями в реальную историю психологии, как и бездушная психология. Эта другая история рассказывает о путях, которые пережила душа в психологии. Некоторые из этих способов уходят своими корнями в старые «науки о душе», хотя они также поддерживали научные исследования в области психологии наравне с тем, чем занималась бездушная психология. Другие развивались в психотерапии, особенно в «глубинной психологии», психологии бессознательного. К. Г. Юнг, пожалуй, больше, чем любой другой психолог двадцатого века, сосредоточил свое внимание на душе.
Таким образом, неудивительно, что важные вклады в психологию души исходят от линии Юнга, в том числе от Эриха Неймана, Джеймса Хиллмана и многих других. Новаторские способы понимания души встречались и в других психологиях, включая даже томистскую психологию Томаса Вернера Мура и Магды Арнольд. Бихевиорист Э. Б. Холт, ученик Уильяма Джеймса, даже включил душу в свою концепцию поведения. Отто Ранк, творческий психоаналитик, связал воедино понимание души в психотерапии с заботой о свободе и здесь-и-сейчас.Эта альтернативная история психологии продолжается и в наши дни, так как душа по-прежнему остается актуальной темой, даже если это «отчет меньшинства». В целях организации и памяти я разделяю эти современные психологии на три категории: душа как существительное; душа как прилагательное; и душа как глагол. Душа существительное — это традиционный способ считаться с ней. Здесь мы имеем дебаты о «дуализме», а именно о том, что мы состоим из тела и души. Тогда возникает вопрос: как взаимодействуют эти два вещества? Душа прилагательное определяет наше поведение и опыт. Здесь мы говорим о «психологической» реальности и «психологическом опыте», сравнивая его с другими формами реальности и опыта. Глагол «душа» — это действие, создание, и повторяющаяся здесь тема состоит в том, что жизнь состоит из «созидания души». Все три учитывают то, как мы употребляем слово «душа». Из-за сложности того, как мы говорим о «душе» в повседневной жизни и в психологии, душу трудно определить. Эта альтернативная история психологии является предметом Душа в бездушной психологии .
Душа в бездушной психологии Роберта КугельманаНазвание: Душа в бездушной психологии
ISBN: 9781009301213
Авторы: Роберт Кугельманн 001
- Название: Восстановление вещества к душе психологии
- Дата: 1998
- Источник: Journal of Psychology and Theology 26:1 (1998): 29-43.
- Тип статьи: Журнальная статья
- Аудитория: Продвинутый, Средний
- Категории Королевства: Жизнь разума
Описание:
В настоящее время в литературе (если не в клинической практике) разговоры и размышления о себе заменили душу в качестве главного объекта многих психологических теорий.
Чтобы обосновать эти утверждения, Раздел I содержит обсуждение ряда существующих заблуждений относительно природы вещества (например, что вещество является статичной вещью, не связанной с другими вещами) и решение ключевых проблем с текущими моделями самость (например, что самость является языковой конструкцией). В разделе II сравниваются два очень разных взгляда на целое с частями-субстанциями и на свойства-вещи. Раздел III проясняет сущность дуализма субстанций, описывая пять состояний души и природу способности души.
Раздел завершается кратким описанием основных типов соображений, оправдывающих веру в субстанциальный дуализм. В заключительном разделе я утверждаю, что «я» — это душа, показывая, как ключевые особенности некоторых психологических моделей «я», по-видимому, требуют дуализма субстанций, чтобы иметь смысл, и разъясняя набор психологических терминов/понятий в свете того, что было доказано. ранее.Связанный контент : Если эта статья вас заинтересовала, вы также можете рассмотреть следующее:
- «Психология разумного замысла и эволюционная психология: сравнение конкурирующих парадигм» (статья)
- «Психология разумного замысла и эволюционная психология сознания: превращение воды в вино» (статья)
- Сознание и существование Бога (книга)
- Непокорный Imago Dei (книга)
-
- Натурализм (книга)
- Философские основы христианского мировоззрения (книга)
- Blackwell Companion to Natural Theology (книга)
- Христианские взгляды на то, как быть человеком (книга)
центра многих психологических теорий. Я утверждаю, что
этот сдвиг происходит из-за ряда недоразумений относительно
Природа и обоснование субстанциального дуализма. Я
также утверждаю, что это сосредоточение на себе, без структуры,
трактующей его как субстанциальную душу, приводит к
количеству концептуальных проблем и терминологической
двусмысленности. Более того, я показываю, что некоторые черты общепринятых представлений о себе на самом деле кажутся
необходимыми для обретения смысла субстанциальной душой. Чтобы обосновать
эти утверждения, Раздел I содержит обсуждение ряда
текущих недоразумений относительно природы
0007 субстанции (например, что субстанция — это статическая вещь,
не связанная с другими вещами), и решение ключевых проблем
с текущими моделями «я» (например, что «я» — это
языковая конструкция). В разделе II сравниваются два очень разных взгляда на целое с частями-субстанциями и на
свойств-вещей. Раздел III проясняет сущность субстанциального
дуализма, описывая пять состояний души и
природу способности души. Раздел
завершается кратким описанием основных типов соображений, которые
оправдывают веру в субстанциональный дуализм. В заключительном разделе,
, я утверждаю, что «я» — это душа, показывая, как ключевые
черты некоторых психологических моделей «я»
, разъясняя набор психологических терминов/понятий в свете
. того, что утверждалось ранее. В настоящее время «я» заменило душу в качестве главного
центр многих психологических теорий. Я утверждаю, что
этот сдвиг происходит из-за ряда недоразумений относительно
сущность и обоснование субстанциального дуализма. Я
также утверждаю, что это сосредоточение на себе, без рамки,
трактующей его как субстанциальную душу, приводит к ряду
концептуальных проблем и терминологических
двусмысленностей. Более того, я показываю, что некоторые черты
общепринятых представлений о себе на самом деле кажутся
требующими наличия существенной души, чтобы иметь смысл. Чтобы обосновать
эти утверждения, Раздел I содержит обсуждение набора
текущего непонимания природы
вещества (например, что вещество является статичной вещью, не связанной
с другими вещами), и решение ключевых проблем
с текущими моделями себя (например, что self — это
конструкция языка). В разделе II сравниваются два очень разных взгляда на целое с частями-субстанциями и на
свойств-вещей. Раздел III проясняет сущность субстанциального
дуализма, описывая пять состояний души и
природа способности души. Раздел завершается
наброском основных типов соображений, которые
оправдывают веру в субстанциальный дуализм. В заключительном разделе,
, я утверждаю, что «я» есть душа, показывая, как ключевые
черты некоторых психологических моделей «я»
, по-видимому, требуют субстанциального дуализма, чтобы иметь смысл, и
, разъясняя набор психологических терминов/ понятия в
свете того, что утверждалось ранее.