Душа в психологии: Что такое душа? Размышляют психологи и раввин //Психологическая газета

Происхождение понятия «Душа»

Многие знают, что психология дословно с греческого — это наука о душе («психон» — душа).

Но мало кто знает откуда берет свое начало самый термин души — «ψυχή».

Понятие души происходит из греческого мифа об Эроте и Психее: Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была недовольна выбором сына (т.к. Психея была простой смертной) и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что это произвело глубокое впечатление на богов и богинь. И они помогли ей выполнить все требования Афродиты. А Зевс превратил Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Влюбленные были соединены навеки. Психея стала образцом истинной любви – высшей реализации человеческой души.

Этот лиричный миф, в свою очередь, символизирует предтечи развития психологического направления в философии. Именно неугомонные размышления о сути человеческого сознания, о душе, вылились в итоге в одну из самых манящих и таинственных наук настоящего.

Предполагается, что даже у далеких предков, сознание которых было на зачаточном уровне, уже возникали мысли о собственном существовании. Ключевым моментом было понимание того, что смерть является особенным состоянием, переходом в неизвестное. Именно догадки и предположения о том, что происходит «после» захватывали умы и, надо думать, развивали мышление первобытных людей. На это просто нельзя было не обращаться внимание, об этом невозможно было не думать.

Первые представления о душе можно проследить в мифологических и религиозных системах различных народов. Это представления о Ка и Ба в древнем Египте, Атмане и Брахмане в Индии, эллинские представления о посмертной жизни в царстве Аида и т.д. Существующие у многих народов так называемые «книги мертвых» повествуют о жизни души после ухода из тела.

В большинстве случаев душа рассматривалась как нечто сверхъестественное, как «сущность внутри животного, сгусток внутри человека». Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объясняется ее отсутствием. Сон или транс представляют собой временное, а смерть – постоянное отсутствие души. Предохраниться от смерти можно либо закрыв душе выход из тела, либо, если она его покинула, добившись ее возвращения. С этой целью принимались различные меры предосторожности в виде запретов или табу.

В мифах античной Греции душа предстает как своеобразный двойник тела, его копия, тень. Она живет после ухода из тела в царстве Аида, унесенная туда Танатосом.

Так или иначе, во всех этих верованиях существование души было несомненным.

Возникает вопрос: «А почему представление о душе в разных культурах, в разное время, никогда не сообщавшихся меж собою, так схожи?». И вопрос этот, как вы понимаете, религиозный. Историки древних времен давно задаются вопросом о схожести религиозных верований народов, некоторые из которых удивительны.

Я думаю ответ кроется не в исторических искажениях и не мистических тайнах, а в … психологии человека и социума.

Какими бы ни были разными условия жизни первобытных людей в разных уголках мира, но начальном этапе формирования культуры народы имеют мало развилок и путей индивидуализации. Как ростки деревьев когда зелены — все похожи намного значительно сильнее, чем далее по развитию. И чем старше становятся, тем более отличаются.

Так же и наши дети — в детстве мало различаются, индивидуальность не выраженная. Но по мере взросления обретают все больше уникальных черт как внешних, так и внутренних.

Так вот схожесть культуры — они невольно похожи, т.к. путь в начале был по сути один. В племенах рождались дети, их воспитывали. Люди поняли, что когда-то у всех были родители. Но кто были родителем самых первых людей?

Бог.

Люди понимали свое отличие от животных. А значит их отец — Бог — сделал их особенными.

А вот что касается души, то тут, по моему мнению, причина в формировании аффективного аппарата: чем сознательнее становились люди, тем сильнее были их эмоции и привязанность. Тем сложнее было подумать о том, что умерший соплеменник просто разлагается, как труп, ведь люди особенные в силу воли Отца. Кроме того было еще и необъяснимое загадочное состояние сна.

Тогда-то и появился миф о душе и ее вариациях. Душа не подвластна страшной однозначной неотвратимой смерти, она спасает от горечи потери любимого или близкого человека, смягчает скорбь по нему, ведь он не просто перестал существовать, но перешел на иной уровень. Не исчез без следа, но где-то «здесь» или «там». Это похоже на то, как маленьким детям придумывают какую-нибудь осторожную сказку, чтобы не травмировать со ставкой «подрастет — поймет», в которую верили всем племенем.

Чувствую, что требуется уточнение. Мое «похоже» нисколько не значит, что я отрицаю существование души, но лишь подчеркиваю похожесть теории формирования мифа о душе. Еще не скоро мы сможем узнать, как же было на самом деле. Но возможность узнать теоретически имеется, теперь получить бы инструмент для этого.

Дочитали? Обнимаю. Берегите свою душу.

Психология как наука о душе

Всем, кто хотя бы немножко интересовался наукой психологией, известно, что это – учение о душе, ведь термин построен из «психо» — душа, и «логос» — учение, наука, знание. А тем, кто не просто интересовался, но хотя бы слегка углубился в это учение, стало, наверняка, любопытно, где в психологии душа. Мы поделимся с вами развитием понятия души в психологии по эволюционному принципу.

Устранение души

Еще в начале XX века о существовании психологии, как науки о душе высказался один известный психолог. Он сказал, что когда-то прекрасное название «наука о душе» было присвоено тому, что мы имеем, абсолютно не полноправно, ибо психология – это не только не созидание новых учений о душе, это полное уничтожение понятия душа. И действительно, абитуриенты, которые идут изучать психологию в ожидании раскрытия таинств души обнаруживают много чего интересного, но слишком редко сталкиваются даже со словом «душа».

Душа в античности

Психология души человека изучалась еще в античности, и была достаточно своеобразна для современного человека. Суть заключалась в том, что душой наделены все предметы в мире – и живые, и неживые. Тем самым, делая неживые предметы одушевленными. Души были бессмертны и вечно странствовали в телах людей, животных, растений и т.д.

Душа индивида

Понятие души в психологии людей росло по мере совершенствования навыков человека — с развитием мышления, письменности, творчества, наук. Нужно было средство, которое помогло бы отделить понятия души человека и всех остальных существ. Душа стала приближаться к более точным наукам.

Психология сегодня

Еще сто лет назад учение попытались отнести психологию к одной из отраслей науки, по сей день с этой задачей психологи не справились. Слово «логос» само по себе предполагает, что психология – это естественная наука. Именно этим и руководствуются психологи, проводя эксперименты, опыты и исследования личности и души человека. С точки зрения психологии, как естественной науки, душа – это совокупность закономерных поведенческих реакций. Именно так, наше поведение в социуме закономерно и поддается объяснению. Но как же быть со случаями, когда каждый из нас не понимает действия ближнего, когда нас удивляет спонтанность и НЕЗАКОНОМЕРНОСТЬ поведения другого человека?

Именно здесь вступают в силу приверженцы психологии, как части гуманитарной науки. Безусловно, общение, социальность, совместная деятельность, многогранность человека свидетельствует о гуманитарности психологии. Но в то же время, психология и точная наука. А означает ли это, что и само «психо» следует разделить и исследовать под тремя разными «прицелами»? Наша душа – едина, неопозннна и неосязаема. Поэтому психологам всегда было, есть и будет над чем трудиться, ведь наши незакономерные души радо выкидывают новые коньки.

 

Похожие статьи

Вампиры в реальной жизни

Есть ли место с нашей жизни для вампиров? Если говорить об энергетических, то безусловно есть. Именно о категории людей, которые питаются чужой энергетикой мы и расскажем в этой статье.

Понятие личности в психологии

В этой статье мы рассмотрим вопрос личности, с точки зрения психологии, а именно, составляющие личности (характер, темперамент, опыт и т.д) и структуру.

Психология развития

Психология разделяет развитие личности на семь этапов, каждый из которых отвечает за формирование тех или иных навыков и качеств человека. Подробнее и развитии, с точки зрения психологии мы расскажем в этой статье.

Энергетические вампиры — как распознать?

Энергетические вампиры находятся среди нас сплошь и рядом. поэтому информация о том, как распознать и защититься от людей, которые питаются нашей энергией и отравляют жизнь.

ПСИХОЛОГИЯ И ДУША: Исследование происхождения, концептуальной эволюции и природы души.

Рецензии на книги | Осень 1998

Джеймс М. Моррис

Отто Ранк. Перевод Грегори К. Рихтер и Э. Джеймс Либерман. Университет Джона Хопкинса. Нажимать. 176 стр. 29,95 долл. США

Делиться:

Время Читать:

2 м 52 сек.

Осень 1998 г.

ПСИХОЛОГИЯ И ДУША: Исследование происхождения, концептуальной эволюции и природы души. Отто Ранк. Перевод Грегори К. Рихтер и Э. Джеймс Либерман. Университет Джона Хопкинса. Нажимать. 176 стр. 29 долларов США.95

В течение 20 лет Отто Ранк (1884–1939) был учеником, коллегой и практически приемным сыном Зигмунда Фрейда, пока Ранк не сделал то, что всегда делают сыновья и чего следовало ожидать от Фрейда: он восстал против фигуры отца. . Ранк порвал с Фрейдом в середине 1920-х — отчасти из-за того, что Ранк настаивал на том, что все неврозы возникают в результате родовой травмы, — и его последующие работы повели идеи Фрейда по путям, по которым мастер не мог идти.

Хотя это противоречило сциентизму Фрейда и неприятию религии и философии, Ранк настаивал на фундаментальной важности души для любого описания человеческой психологии. «Психология и душа» — это идиосинкразическая история Ранка об эволюции отношения человечества к душе и самосознанию. Он прослеживает зарождение веры в душу в столкновении реальности желания жить вечно и не менее настойчивой реальности биологической смерти. Болезненное столкновение этих двух вещей и отказ человечества принять окончательность смерти зажигают в нашем сознании искру «веры души». В различных формах эта вера сохранилась от самых ранних стадий анимизма и магического мировоззрения первобытных людей до эволюции сложных обществ и сложных представлений о сознании.

Психология — это, по сути, наука о душе. «Объект психологии — не факты, — пишет Ранк, — а идеи, созданные верой души… Психология имеет дело только с интерпретациями явлений души». Безусловно, это не традиционная христианская или религиозная концепция души.

Действительно, писал Ранк, «душа может не существовать и, подобно вере в бессмертие, может быть величайшей иллюзией человечества». Но у иллюзии есть свое применение.

«Психология и душа» — первый полный английский перевод работы, опубликованной Ранком в 1930 (как Seelenglaube und Psychologie). Он опирается на антропологию, социологию, мифологию, религию, философию, историю и литературу, чтобы наметить развитие человеческой психики. Такие фигуры, как Адам и Ева, Гомер, Гильгамеш, Лоэнгрин, Шекспир и Фауст, странным образом всплывают по ходу текста. Со временем даже физика подкрепляет этот аргумент: новая физика времен Ранка отвергла жестко детерминированную причинность, позволив ему приписать психике ее динамическое формирование силой человеческой воли.

Это короткая книга, но не стоит притворяться, что она легкая. Несмотря на все героические усилия и разъяснения переводчиков (Либерман — клинический профессор психиатрии и поведенческих наук в Медицинской школе Университета Джорджа Вашингтона; Рихтер — профессор иностранных языков в Государственном университете Трумэна в Кирксвилле, штат Миссури), аргумент часто продвигается по каменистой почве.

Тем не менее, антиматериалистическая страсть книги создает убедительный контрапункт суровой биологии нашего века, и границы, которые она устанавливает для того, на что может претендовать психоанализ, справедливо проведены: «Психология может заменить знание, полученное посредством мысли, не больше, чем она может заменить религию и мораль. » В этой осторожности есть здравый смысл Ранка, который однажды сказал одному поклоннику: «Прочитайте мои книги и отложите их; читайте Гекльберри Финна, там все есть».

— Джеймс Моррис

Психология тела, души и духа

12 лекций, Берлин, 23 октября 1909 г. – 16 декабря 1911 г. (CW 115)

«Штайнер не говорит о душе; он говорит от души. Вот и весь метод. Однако за занятия по психологии взимается вступительный взнос. Плата заключается в том, что вам нужно оставить позади свою хорошо известную вам самоидентификацию. Вы должны страдать от того, что оставляете позади не только то, что знаете, но и то, что вы думаю, что ты знаешь о себе. Это требование квалифицирует психологию как неотъемлемую часть работы по посвящению». —  Роберт Сарделло (из введения)

Эта серия лекций обеспечивает основу для совершенно новой психологии. Первые четыре лекции дают точное, динамическое понимание человеческой души по отношению к деятельности органов чувств и к тонким процессам, из которых состоит человек на Земле. Следующие четыре лекции посвящены тому, что мы можем знать о человеческой душе, основываясь только на прямом наблюдении. Никакого теоретизирования не происходит. Чтобы показать, что мы можем знать о душевной жизни посредством непосредственного наблюдения за собой и другими, Рудольф Штайнер воздерживается от использования своих высших способностей ясновидения для составления картины нашей душевной жизни. Заключительные лекции изображают отношения душевной жизни к духовной жизни, показывая нам, как пробудить индивидуальную духовную жизнь и как отличить иллюзорные духовные переживания от подлинных.

Представленные более века назад, мы могли бы подумать, что содержание этих лекций в психологии устарело. Также заманчиво думать, что, поскольку Штейнера обычно не связывают с основоположниками современной психологии, его усилия следует рассматривать в лучшем случае как нечто интересное. Напротив, эти лекции на самом деле являются источником истинного течения психологии, поскольку сам термин означает «изучение души».

Психология тела, души и духа будет интересен всем, кто интересуется более глубоким пониманием психологии, а также тем, кто интересуется внутренним развитием. Независимо от того, занимаемся ли мы образованием, медициной, искусством, драмой, экономикой или бизнесом, взгляды, содержащиеся в этой книге, могут восстановить часто отсутствующий в современной психологии элемент души.

Подробное введение доктора Роберта Сарделло помещает лекции Штайнера в контекст современной жизни и психологии и дает представление о том, как читать и использовать этот текст для внутреннего развития и более глубокого понимания духовной науки.

Предыдущий перевод этих лекций был опубликован как Антропософия, Психософия, Пневматософия и как Мудрость человека, души и духа. Этот том является переводом с немецкого языка антропософи, психософии, пневматозофии (GA 115)

C O N T E N T S:

ВВЕДЕНИЕ Робертом Сарделл. )

1. Человек и чувства
2. Сверхчувственные процессы в чувствах человека
3. Высшие чувства, внутренние силы и творческие начала в организме человека
4. Сверхчувственные токи, групповая душа и Я в людях и животных

II — «Психософия (1–4 ноября 1910 г.)

1. Аспекты душевной жизни
2. Деятельность душевных сил человека
3. Чувства, чувства и эстетическое суждение
4. Сознание и душевная жизнь

III — «Пневматософия» (12–16 декабря 1911 г.)

1. Франц Брентано и учение Аристотеля о духе
2. Истина и заблуждение в свете духовного мира
3.  Воображение –Воображение; Вдохновение – Самореализация; Интуиция – Совесть
4. Природа, эволюция сознания и реинкарнация

Рудольф Штайнер  (1861–1925) родился в деревня Кралевец, Австро-Венгерская империя (ныне в Хорватии), где он вырос.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts