Движущие силы развития личности в психологии это: 3.2. Движущие силы и основные закономерности развития личности

Содержание

9.5. Движущие силы, условия и источники развития личности . Психология физической культуры. Учебник

Под движущими силами развития личности понимают потребности самого ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил.

Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение которых важно для нормального личностного развития. Задержка удовлетворения тех или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности.

Одним из важных моментов движущей силы является мотивация. Она выполняет несколько функций: побуждает поведение; направляет и организует его; придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация).

Данные мотивационные функции реализуются многими побуждениями, среди них такие, как идеалы и ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, интересы и др.

На разных возрастных этапах их значимость проявляется по-разному. Этот факт тоже необходимо учитывать при воспитании.

Процесс развития ребенка происходит в определенных условиях, в окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Иными словами, развитие ребенка зависит от социальной ситуации. Социальная ситуация является исходным моментом для всех изменений, происходящих в развитии ребенка на протяжении периода взросления. Она определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Все это и есть условия психологического развития ребенка. Действительно, одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях могут развиваться по-разному. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за короткий промежуток времени. Поэтому на социальные условия развития следует обращать особое внимание.

Источниками развития являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития.

Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности.

Ведущая деятельность – это деятельность, в результате которой достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.

Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе из одного периода в другой меняется и ведущая деятельность. Современные психологи выделили следующие виды ведущей деятельности.

1. В возрасте от рождения до 1 года отмечается непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми. Новообразование – потребность в общении и хватании.

2. В возрасте от 1 года до 3 лет присутствует предметно-манипулятивная деятельность. Новообразование – самосознание («Я сам»).

3. Детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) присуща игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра. Новообразования – появляется внутренняя позиция дошкольника, возникают произвольное поведение, личностное сознание, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, первый схематический абрис цельного детского мировоззрения.

4. Учебная деятельность отмечается у детей младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет). Новообразования – идет интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.

5. Подростковый возраст (от 10–11 до 14–15 лет) характеризуется общением, которое распространяется на различные виды деятельности: трудовую, учебную, спортивную, художественную и др. Новообразованиями являются: появление чувства взрослости, склонность к рефлексии, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения; идет развитие волевых качеств, появляется потребность в самоутверждении, самоопределении. Смена ведущей деятельности ведет к наступлению кризиса в развитии. Это связано с тем, что потребности ребенка меняются, но он еще не в состоянии их удовлетворить.

Движущие силы и условия развития личности

Секрет любых вечных проблем в науке заключается в спосо­бе их постановки, определяемом принятыми в данной культуре нормами и установками научного мышления. Если в течение нескольких столетий исследователи вновь и вновь поднимают один и тот же вопрос и не могут прийти к его решению, то стоит усомниться, верно ли поставлен сам вопрос, не нуждается ли он в переформулировке. К числу таких вечных вопросов относит­ся и проблема соотношения биологического и социального в человеке.

В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; степень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; объективные и субъективные факторы ее развития; соотношение общественно­го и индивидуального в поступках личности и ее восприятии мира и т.п.

Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» я «внешней» детерми­нации развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргумен­тов в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет от­рицать самые обычные факты о том, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье.

Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в обществе разные социальные роли, получа­ет из школьной «среды» массу новых знаний. У людей разных культур – разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа всех этих «внешних», совсем неэкзотических фак­торов вряд ли удастся предсказать поведение личности. В сфе­ре этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различ­ных теорий «среды», начиная со старых позиций «эмпиризма», согласно которым пришедший в мир человек – «чистая доска», на которой «среда» выводит свои узоры, – до концепции совре­менного «ситуационизма» (В. Мишель) в теориях личности. В этих появившихся в 70-х гг. концепциях личности с упорством отстаивается мнение о том, что люди изначально не делятся на частных и бесчестных, агрессивных и альтруистичных, а стано­вятся таковыми под давлением со стороны «ситуации». Каскад подтверждающих эту позицию экспериментальных исследова­ний, варьирующих «независимые» внешние переменные, поддер­живает «победоносное» шествие сторонников современного ва­рианта теорий «среды».

Однако, по меткому замечанию известного психолога начала XX в. В. Штерна, старые нативистские установки ( native – врожденное) опираются на не менее достоверные факты, поддерживающие победоносное шествие концепции «наследственности», традиционно объясняющей развитие и поведение личности врожденными задатками, конституцией человека и, наконец, его гено­типом. В более современной и не столь жестко привязанной к врожденным факторам форме теория «наследственности» выс­тупает в различных «диспозиционных» подходах к личности, исходящих при объяснении поведения из «врожденных» или «приобретенных» черт личности, характерологических особен­ностей, т.е. различных внутренних факторов, которые опреде­ляют прежде всего индивидуальные различия в поведении человека. Какой бы пагубной ни была «среда», настоящие таланту пробивают себе дорогу, их задатки могут прорасти в любых, даже неблагоприятных внешних условиях. Так утверждают предста­вители теории «наследственности» в ее традиционном вариан­те. Но кто станет отрицать, что человек, как и любое другое живое существо, обладает многими общими с животными формами поведения: ест, пьет, спит, размножается. В письме А. Эй­нштейну основатель психоанализа 3. Фрейд констатирует, что человеку от природы присуща агрессивность. Та же самая нату­ра человека становится территорией для поиска индивидуаль­ных различий в человеческих действиях, их отклонений от нор­мативного типичного поведения, предписанного обществом. Один из специалистов в области изучения мотивации поведения лич­ности X . Хекхаузен выделяет три параметра индивидуального действия личности, которые нелегко объяснить с помощью вне­шних «ситуационных» или «средовых» факторов.

Первый параметр — это степень соответствия действия человека действиям других людей. Чем больше действие отклоняется от типичных действий большинства людей, тем вероятнее, что за ним стоят «внутренние» личностные факторы – внутренние «диспозиции» (предрасположенности к действиям). В зале биб­лиотеки все, как правило, сидят за своими местами, а один чело­век, несмотря на недоуменные взгляды окружающих, становится на стул коленями и пишет. Этот человек имеет тенденцию к нонконформности или же обладает индивидуальным поленезависимым стилем поведения. Второйпараметр — степень соот­ветствия действия человека его же действиям в других происходящих в близкое время ситуациях. Третий параметр индивидуального действия — степень его соответствия действиям, которые имели место в прошлом в сходных ситуациях (стабиль­ность во времени). Если при повторяющейся сходной ситуации человек ведет себя по-иному, то есть основания, чтобы объяснить подобную перемену его поведения «внутренними», «индивиду­альными», а не «средовыми», «социальными» факторами (См.: Хекхаузеп Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. I . M ., 1986. С. 15.). По­добного рода устойчивость индивидуальных действий личности, как бы ни менялась вокруг «среда», используется представите­лями теории черт личности в дискуссиях со сторонниками «си­туационных» концепций личности.

Чаша весов, на которые ложатся факты сторонников «сре­ды» и «наследственности» в любых модификациях этих подхо­дов, непрерывно колеблется. Как правило, эти факты дают простор для противоположных интерпретаций. Так, в родословной Бахов кроме И.С. Баха было еще несколько десятков музыкан­тов. Для сторонников концепции «наследственности» — это яр­кий пример передачи задатков музыкальных способностей из одного поколения в другое.

В тех же фактах представители концепций «среды» видят социально-психологический механизм, иллюстрирующий роль традиций, психологического климата в семье Бахов. Другой пример такого рода фактов — это появившееся в начале 80-х гг. сообщение, что мужчины с Х YY -хромосомной конституцией, т.е. с лишней Y -хромосомой, чаще встречаются среди заключенных в тюрьме, чем мужчины с соответствующей норме хромосомной конституцией. Эти факты, возродившие мифы о гене «преступ­ности», впоследствии не подтвердились. Чаша весов вновь скло­нилась в пользу представителей теории «среды». Однако сами по себе эти факты, по мнению советского генетика Н.П. Бочкова, ровным счетом ничего не говорят ни в пользу теории «сре­ды», ни теории «наследственности». Преступность, естественно, не детерминируется хромосомной конституцией. Тем не менее, наличие хромосомного набора XYY ненормально для человека, что может повлечь за собой патологические изменения его пове­дения, а тем самым увеличить вероятность возникновения асо­циальных поступков.

Представления о «наследственной» и «средовой» детерминации развития личности отличаются поразительной жизнестой­костью. Вместе с тем лежащий в их основе механистический «линейный» детерминизм уже вначале вызвал оппозицию. В конце нашего века эта оппозиция в принципе сохранилась, а дискуссия о соотношении «средового» и «наследственного» факторов была переведена в плоскость экспериментальных ис­следований, в частности исследований проблемы устойчивости и изменчивости свойств личности в изменяющихся ситуациях. К чему же в итоге привели эти многочисленные исследования, со­временная полемика между сторонниками теории «черт лично­сти», пытающихся прогнозировать поведение человека на осно­ве устойчивого набора присущих ему предрасположенностей к действиям, и сторонниками «ситуационных» концепций личнос­ти, строящих прогнозы человеческого поведения на основе варьирования ситуаций. Раскрывая ограниченность этих проти­воборствующих подходов, A . M . Эткинд обращает внимание на весьма красноречивый результат, ставший итогом эксперимен­тальных исследований в этой области: за реальную изменчи­вость поведения различия между ситуациями, взятые сами по себе, и различия между людьми, взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев ( Эткинд От свойств к взаимодействиям: становление сис­темной ориентации в психологии личности //Системные исследования. М., 1982.). Подобный итог исследований, за которы­ми стоит постановка проблемы «среда или диспозиция», лишний раз убеждает в том, что проблема исходно поставлена в некор­ректной форме. Но если ни ситуация сама по себе, ни личность сама по себе не определяют большинство человеческих поступ­ков, то что же их определяет? Ответ на этот вопрос в самых разных подходах к исследованию причин поведения личности звучит следующим образом: взаимодействиемежду личностью и ситуацией, взаимодействие между средой и наследственностью ( Хекхаузеп .  Мотивация и деятельность: В 2 т. T . I . M , 1986.).

Выход из положения был найден в различного рода двухфакторных теориях детерминации развития личности, которые до сих пор определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения.

Существует три наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или, как их иногда называют, «концепций двойной детерминации развития» личности человека: теория конвергенции двух факторов (В. Штерн), теория конфронта­ции двух факторов (3. Фрейд) и концепция взаимодействия двух факторов.

Теория конвергенции двух факторов. В. Штерн, предложивший эту теорию, с подкупающей откровенностью писал, что его концепция представляет компромиссный вариант между теори­ями «среды» и теориями «наследственности»: «Если из двух противоположных точек зрения каждая может опереться на серьезные основания, то истина должна заключаться в соедине­нии их обеих: душевное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, но и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Эта «конвергенция» имеет силу как для основных черт, так и для отдельных явлений развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри? Так как то и дру­гое принимает участие — только неодинаковое в разных случаях — в его осуществлении» ( Штерн В. Психология раннего детства. Петроград, 1915. С. 20.). Иными словами, В. Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, т.е. соци­ального фактора, так и наследственных предиспозиций, которые достаются человеку от рождения, т.е. биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспо­зиции организма) приводят к возникновению новою состояния личности. Впоследствии Г. Оллпорт специально подчеркнул, что предложенная В. Штерном схема или принцип «конвергенции» не является собственно психологическим принципом, а взаимодействие сил «среды» и «сил», исходящих из организма, является выра­жением диалектического взаимоотношения организма и среды.

Г. Оллпорт прав, утверждая, что схема конвергенции, предложенная философом и психологом В. Штерном, является по сво­ему характеру методологической схемой, выходящей за рамки психологии. Дискуссии о соотношении биологического и социального, длящиеся более семидесяти лет между биологами, соци­ологами, психологами, медиками и т.п. после выделения схемы «конвергенции» двух факторов («сил»), опирались на эту схе­му как на нечто само собой разумеющееся. Нередко независимо от В. Штерна и Г. Оллпорта эта схема характеризовалась как «диалектическое» взаимодействие двух факторов. Однако, от­того что к складыванию двух противоположных «факторов» прибавляется термин «диалектика», ни методологический ана­лиз развития человека в природе и обществе, ни конкретно-психологическое исследование механизмов развития личности в мире человека не продвигаются ни на шаг. Напротив, использование мнимой «диалектики» создает опасную видимость решения проблемы там, где нет ни методологически корректной постановки вопроса, ни конкретно-научных поисков путей его решения. сходя из изучения двух принципов ду­шевной деятельности -‘принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа реальности. В соответ­ствии с принципом реальности «душевный аппарат» человека вынужден считаться с реальными отношениями мира, а также стремиться преобразовать их. Благодаря «воспитанию» удает­ся временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Если человек, побуждаемый либидозной энергией, стремится к получению удовольствия, то реальная социальная среда накла­дывает свои нормы, свои запреты, препятствующие достижению той или иной потребности. С позиции внешнего наблюдателя конфронтация двух факторов предстает как конфликт между культурой, обществом и влечениями личности. Во внутреннем плане конфронтация биологического и социального обозначает­ся 3. Фрейдом через изначальный конфликт между различны­ми инстанциями личности — «Сверх-Я» и «Оно». Сверх-Я пред­ставляет в организации личности социальные нормы, усвоенные в ходе развития субъекта под давлением принципа реальности, а Оно в основном отражает спрятанное в глубинах организма природное начало.

Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу в психологии и философии. При этом подчеркивалось, что в мировоззренческом плане предло­женные 3. Фрейдом схемы влекут за собой резкое противопос­тавление «личность» и «общество». Пансексуализм психоана­литической теории 3. Фрейда, его настойчивое стремление ви­деть в метаморфозах либидозных первичных порывов объясни­тельный принцип любых проявлений не только жизни личности, но и общественных движений в истории человечества, привел к появлению «отступников» в рядах сторонников психоанализа. Многочисленные попытки вначале К. Юнга и А. Адлера, а за­тем К. Хорни, Э. Фромма и многих других неофрейдистов огра­ничить сферу действия либидозных порывов как объяснитель­ного принципа развития личности шли по пути «социологизации» психоанализа, а также поиска фактов, доказывающих ог­раниченное значение сексуальных влечений в жизни личности. Известно, что 3. Фрейд не принял ни этих попыток «социологизации» психоанализа, ни этих фактов, ни обвинений в биологизаторстве. Дело заключается в том, что 3. Фрейд и его критики общались на разных уровнях методологии науки. Ни один из неофрейдистов, как, впрочем, и их противники в рядах гуманис­тической психологии, социального бихевиоризма, ролевых под­ходов к изучению личности, не вышел за рамки метапсихологии традиционного психоанализа, обоснованной 3. Фрейдом в его исследовании «По ту сторону принципа удовольствия». Этими рамками являются выведение развития жизни, истории организмов из борьбы конструктивной тенденции к ассимиля­ции (поддержанию жизни и ее развитию) и разрушающей тен­денции к диссимиляции (стремлению к распаду, к смерти), конечной целью которой является присущая любой органической жизни тяга к восстановлению прежнего состояния. Тягу к восстановлению прежнего состояния 3. Фрейд и охарактеризовал понятием «либидо», или первичный порыв, за которым стоит, по его выражению, в разных формах дуализм двух тенденций, в частности в виде конфликта Оно и Сверх-Я. Невосприимчи­вость 3. Фрейда к подобной критике имеет своим объективным основанием то, что на методологическом уровне большинство его противников критиковали частности, сами оставаясь в рамках схемы противоборства двух факторов, обеспечивающих в конечном итоге адаптацию индивида и вида, а также историю их эволюции.

Методологическая платформа психоанализа и его современ­ных вариантов не будет расшатана от полупризнаний и соци­ально-экономических прививок к психоаналитической доктри­не, которые используют неофрейдисты, отправившиеся за поис­ком истины: «Феномены социальной психологии должны, быть объяснены как процессы активной и пассивной адаптации ин­стинктивного аппарата к социально-экономической ситуации. В определенных аспектах инстинктивный аппарат как таковой является биологически данным; но он в высокой степени под­вержен преобразованиям. Роль первичных формационных (об­разующих) факторов переходит к экономическим условиям. Через семью экономическая ситуация оказывает свое образую­щее влияние на индивидуальную психику. Задача социальной психологии заключается в том, чтобы объяснить долю психичес­ких установок и идеологии – в особенности их бессознательных корней – через влияние экономических условий на либидозные порывы» ( From Э. The Crisis of Psychoanalysis . Essays on Freud , Marx and Social Psychology . 1978, P . 164.). В неофрейдизме к биологическому фактору прибав­ляется солидный социально-экономический фактор, а лежащие в основе развивающиеся системы закономерности эволюции пол­ностью остаются согласующимися с их пониманием в метапсихологии психоанализа.

Двухфакторные схемы детерминации развития личности в результате подобной критики уточняются, «переодеваются» в новые термины, но содержание их остается неизменным. В свя­зи с этим особенно сложной становится задача их критического анализа, выделения тех реальных фактов, на которые опирают­ся в современной психологии личности схемы двухфакторной детерминации развития личности, а также тех устойчивых стереотипов, схематизмов сознания в мышлении ученых, которые препятствуют продуктивной постановке проблемы биологичес­кого и социального в человекознании.

Психосексуальные стадии развития: определение, Фрейд

Оговорка по Фрейду — это когда кто-то ошибочно говорит что-то, что раскрывает его настоящие, бессознательные чувства. Известный пример: Дэвид Кэмерон сказал, что собирает деньги для богатых, а не для бедных.

Наряду с введением термина «оговорка по Фрейду» Зигмунд Фрейд также разработал теорию психосексуальных стадий развития.

  • Мы начнем с рассмотрения Фрейдом стадий психосексуального определения.
  • Затем будет изучена психосексуальная теория Фрейда, и каждая
  • каждая из стадий психосексуального развития Фрейда будет подробно рассмотрена, и для облегчения вашего понимания будут приведены примеры некоторых стадий психосексуального развития.
  • Диаграмма психосексуальных стадий развития обобщает психосексуальные стадии.

Стадии психосексуального развития Определение

Слышали ли вы раньше о Зигмунде Фрейде? Возможно, но знаете ли вы, почему он так знаменит? Фрейд был австрийским неврологом, прославившимся своим развитием психоанализа и психосексуальных стадий развития. Он утверждал, что оба эти принципа основаны на отношениях ид, эго и суперэго.

id — самая рефлексивная и примитивная часть нашего бессознательного. Он отвечает за наше удовольствие, половое влечение и любые другие врожденные реакции или приятное поведение, которые люди не могут контролировать.

Суперэго — это голос разума. Он содержит нашу совесть и личность. Суперэго — это часть нашего бессознательного, которая помогает нам принимать правильные решения.

эго является посредником между ид и суперэго. Он пытается сочетать удовольствие Ид с рассуждениями Супер-Эго.

В психосексуальном развитии человека его Ид, Эго и Супер-Эго развиваются, чтобы помочь ему управлять своим телом и делать правильный выбор.

Психосексуальная теория Фрейда

Фрейд утверждал, что психосексуальные стадии представляют собой установленные периоды развития, через которые проходят дети, в основном сосредотачиваясь на времени от рождения до примерно шестилетнего возраста.

Он сказал, что дети проходят пять стадий развития личности, обычно называемых моделью психосексуальной стадии 9.0024 . Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Эти разные стадии связаны с движущей силой развития ребенка или либидо , выражающимся в разных формах и частях тела.

Различные фиксации сексуальных побуждений или инстинктивных влечений представляют стадии психосексуального развития. В процессе роста другие части тела становятся более заметными, что и будет источником возможных разочарований или удовольствий.

Описывая развитие личности и психосексуальные стадии, Фрейд хотел сказать, что развитие связано с высвобождением кульминационной энергии Ид по мере взросления ребенка. Фрейд использовал термин «сексуальный» для описания приятных действий и мыслей.

Приятный может означать приятный, а также сексуальный.

Фрейд подчеркивал важность первых пяти лет жизни ребенка для формирования его личности.

То, как ребенок справляется с конфликтами и их разрешением на этих этапах, определяет некоторые события детства, которые будут формировать его поведение и опыт во взрослой жизни.

Ид, например, нужно контролировать, чтобы он мог удовлетворять свои социальные потребности. Эго и Суперэго также развивают и уравновешивают потребность в удовлетворении и социально приемлемом поведении для осуществления этого контроля.

Фрейд считал, что прежде чем перейти к следующему этапу, нужно разрешить конфликт. На каждом этапе есть определенный конфликт, и если человек не разрешит его, в дальнейшей жизни у него разовьется фиксация.

Стадии психосексуального развития Фрейда

Давайте рассмотрим каждую из стадий психосексуального развития Фрейда.

Психосексуальные стадии развития: оральная стадия

Эта стадия происходит между рождением и первым годом жизни. оральная стадия — это опыт удовольствия, воспринимаемый через рот. Эта стадия связана с едой и удовольствием от кормления сосками и сосания большого пальца.

Они играют важную роль в течение первого года жизни ребенка. Когда детям около года, они начинают отвыкать от многих из этих вещей. Если опекуны не справятся с этим, это может привести к конфликту.

Рис. 1. Оральная фиксация.

Что произойдет, если конфликты не будут разрешены на этом этапе? По Фрейду, последствия неразрешенных конфликтов на этом этапе относятся к месяцу.

Курение, переедание, чрезмерное употребление алкоголя, кусание ногтей, чрезмерный сарказм или излишняя критика могут быть примерами оральной фиксации.

Ребенок также мог быть отлучен от груди либо слишком рано, либо слишком поздно, что привело к фиксации для снятия беспокойства.

Психосексуальные стадии развития: анальная стадия

анальная стадия продолжается до третьего года жизни после того, как ребенок прошел оральную стадию. На этом этапе основное внимание уделяется анусу. На этой стадии дети испытывают удовольствие от дефекации и опорожнения мочевого пузыря.

Анальная стадия является решающей стадией развития эго. Через приучение к горшку ребенок осознает социальную реальность посещения туалета.

Таким образом, на этом этапе дети узнают правила общества.

Что произойдет, если конфликты не будут разрешены на этом этапе? Фрейд предполагает, что склонность к анальной фиксации может проявляться двумя способами:

  • анальная ретенция , которая проявляется в навязчивом перфекционизме.

  • Анальное изгнание , которое проявляется в беспорядке и легкомыслии.

Психосексуальные стадии развития: фаллическая стадия

фаллическая стадия происходит между третьим и шестым годами жизни, в течение которых развивается супер-эго. Акцент делается на половых органах. По мнению Фрейда, на этой стадии ребенок проходит через Эдипов комплекс.

Это важный момент для преодоления бессознательных желаний, направленных к матери у мальчиков и к отцу у девочек. Происходит идентификация с отцом у мальчиков или с матерью у девочек.

Эдипов комплекс происходит из греческого мифа, в котором Эдип женится на своей матери после убийства своего отца. Когда Эдип обнаружил это, он изуродовал себя, выдавив себе глаза. Фрейд предполагал, что мальчики испытывают сексуальное влечение к своим матерям и хотят обладать ими исключительно, а для этого им придется избавиться от отца. Если отец поймет это, он сможет избавиться от того, что сын любит больше всего: от пениса. Затем мальчик подражает отцу и берет на себя мужскую роль, чтобы преодолеть это.

Комплекс Электры относится к девушкам, которые желают своих отцов. Они знают, что у них нет пениса, что приводит к зависти к пенису. Девочки подавляют свою зависть к пенису и вместо этого сосредотачивают свое желание на отце, обвиняя мать в отсутствии у них пениса. Позже девочка больше ассоциируется с матерью и берет на себя ее женскую роль, по Фрейду.

Если неразрешенные конфликты не разрешены на этом этапе, они проявляются в безрассудном и нарциссическом поведении.

Психосексуальные стадии развития: латентная стадия

Сексуальное энергетическое влечение предыдущей стадии становится латентным, поэтому ребенок может сосредоточиться на окружающем мире. Фокус этапа задержки скрыт. Он начинается примерно в шестилетнем возрасте и продолжается до полового созревания.

На этом этапе происходит много общего роста и получения новых знаний.

Рис. 2. Латентный этап сосредоточен на обучении.

Психосексуальные стадии развития: генитальная стадия

Генитальная стадия является последней стадией, которая достигает кульминации в психосексуальной энергии в гениталиях. Она направлена ​​на формирование отношений взрослых. На этом этапе основное внимание уделяется формированию романтических отношений, которое происходит после полового созревания.

Фрейд считал, что эти романтические и приятные отношения были только в рамках гетеросексуальных отношений.

Любая фиксация на предыдущей стадии может привести к тому, что человек предпочтет сексуальное удовольствие на этой стадии (например, человек с фиксацией на оральной стадии предпочтет оральный секс).

В ходе этого процесса формируются эго и суперэго, и ребенок сталкивается с конфликтами между неудовлетворенными желаниями и социальными нормами.

Индивидуум не может разрешать конфликты на любой психосексуальной стадии. В этом случае у них впоследствии могут развиться психологические проблемы из-за фиксации на той или иной фазе.

Таблица стадий психосексуального развития

Давайте взглянем на таблицу стадий психосексуального развития, чтобы получить краткий обзор стадий психосексуального развития Фрейда.

901 53

Оральный: от 0 до 1 года

Стадия

Описание

Последствия неразрешенного конфликта

Фокус удовольствия во рту – грудь матери объект желания.

Оральная фиксация – курение, грызение ногтей, саркастическая, критическая.

Анальный секс: от 1 до 3 лет

Наслаждение сосредоточено на анусе. Ребенок находит удовольствие в сдерживании и изгнании фекалий.

Анальный ретентив – перфекционист, навязчивый.

Анальное изгнание – бездумное, грязное.

Фаллический: 3-5 лет

Наслаждение сосредоточено на области гениталий. Ребенок испытывает Эдипов комплекс или комплекс Электры.

Фаллическая личность – нарциссическая, безрассудная, возможно гомосексуальная.

Латентность: 6 – Половое созревание

Ранние конфликты вытесняются, и меньше фокусируется на сексуальных фиксациях.

Половые органы: После полового созревания

Сексуальные желания становятся осознанными с началом полового созревания.

Трудности в налаживании гетеросексуальных отношений.

Примеры психосексуальных стадий развития

Давайте рассмотрим примеры психосексуальных стадий развития по Фрейду.

  • Малышка любит свою пустышку и всегда хочет, чтобы она была у нее во рту. Фрейд сказал бы, что она находится на стадии оральной фиксации в своем развитии, поскольку ей всегда нужно что-то держать во рту.

  • Трехлетний ребенок начинает копировать своего отца. Фрейд сказал бы, что ребенок осознает, что он одного пола, и узнает о мужественности.

  • В средней школе ученик сосредоточен на обучении и развитии новых дружеских отношений. Фрейд поместил бы этого студента на латентную стадию развития, поскольку он меньше внимания уделяет собственному телу и репродуктивным органам.

Психосексуальные стадии развития – основные выводы

  • Определение психосексуальных стадий – это стадии, переживаемые детьми, связанные с движущей силой детского развития или либидо, выражающейся в различных формах и частях тела.
  • Фрейд утверждал, что дети проходят пять стадий в развитии своей личности, которые обычно называют стадиями психосексуального развития Фрейда.
  • Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.
  • Различные стадии связаны с движущей силой детского развития или либидо, выраженным по-разному и в нескольких частях тела.
  • Примерами психосексуальных стадий развития, которые предполагают, что ребенок зациклен на определенной стадии, являются нарциссические тенденции или трудности в установлении отношений.

Принципы воспитания в психологии — 1123 слов

Содержание

  1. Воспитание
  2. Психосексуальная теория
  3. Психосоциальная теория
  4. 90 009 Другие теории
  5. Заключение
  6. Процитированные работы

Воспитание

Принципы психологии очень важны для воспитания детей, поскольку они помогают родителям и опекунам воспитывать детей от детства до взрослой жизни. Воспитание детей — это психологическая работа, требующая правильного понимания человеческого развития, чтобы правильно воспитывать детей, чтобы они могли достичь надлежащего физического и психологического здоровья в обществе.

Психологические принципы позволили родителям и опекунам систематически заботиться о детях и значительно изменили стиль воспитания в обществе. Теории развития детей в психологии, такие как психосексуальная теория Зигмунда Фрейда, психосоциальная теория Эрика Эриксона, теория когнитивного развития Жана Пиаже, теория социального обучения Альберта Бандуры и многие другие теории развития, внесли значительный вклад в улучшение воспитания и развития детей.

Диана Баумринд в своей теории воспитания утверждает, что «стили воспитания в значительной степени способствуют когнитивному развитию детей» (Тиллер 22). Таким образом, правильный рост и развитие детей зависят от психологических принципов, применяемых в различных стилях воспитания. Поскольку психология является неотъемлемой частью воспитания детей, психологические теории внесли значительный вклад в процесс развития детства.

Психосексуальная теория

Зигмунд Фрейд в своей психосексуальной теории исследовал концепцию сексуального развития с психологической точки зрения, утверждая, что сексуальное развитие неразрывно связано с поведением, убеждениями и психологией человека. Он разделил детское развитие на пять психосоциальных стадий, а именно оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную.

Зигмунд Фрейд изменил представление о сексе, когда предположил, что сексуальность составляет неотъемлемую часть детского развития, поскольку секс является посредником между телом и разумом. Далее он отметил, что сексуальные инстинкты являются основными движущими силами развития личности.

Таким образом, понимание родителями и опекунами того, что сексуальные влечения являются детерминантами развития личности, усилило родительскую заботу, поскольку дети демонстрируют странное поведение, связанное с психосексуальными стадиями, которые обычно кажутся совершенно ненормальными.

Например, когда дети находятся на оральной стадии, они имеют привычку сосать пальцы и класть в рот любые предметы, потому что, согласно Зигмунду Фрейду, рот является основным источником сексуального влечения в младенчестве. Во избежание фиксации родители и опекуны должны помогать младенцу в удовлетворении психосексуальных влечений на разных стадиях развития.

В своей теории психоанализа Фрейд предположил, что психика состоит из трех компонентов, а именно: Эго, Сверх-Эго и Ид. Супер-Эго — это сознательный компонент психики, который налагает и регулирует культурные сексуальные ограничения, в то время как Ид — это бессознательный компонент, определяющий сексуальные инстинкты удовольствия и важный для социализации.

Эго — это компонент психики, который взаимодействует и координирует Супер-Эго и Ид в процессе гармонизации противоречивых сексуальных инстинктов и культурных сексуальных ограничений в процессе психосексуального развития. Таким образом, если родители и опекуны понимают три элемента психики, супер-эго, эго и ид, они помогут детскому эго в определении сексуальной ориентации и разрешении сексуальных дилемм из-за культурных и врожденных ограничений.

Более того, Фрейд придумал концепцию Эдипов комплексов и комплексов Электры при объяснении различных сексуальных ориентаций и привязанностей, переживаемых в семьях. Эдипов комплекс исследует тот факт, что привязанность и влечение мальчика к матери больше, чем к отцу, в то время как комплекс Электры показывает, что привязанность и влечение девочки больше к отцу, чем к матери. Без психологии родители и опекуны задавались бы вопросом о странных переживаниях, связанных со странными ассоциациями в семье. Следовательно, психологическое понимание ассоциаций помогло родителям и опекунам предоставить детям достаточную свободу ассоциаций.

Эриксон постулирует, что генезис развития личности происходит из врожденных характеристик ребенка, которые последовательно формируются через восемь стадий развития личности под влиянием общества и культуры. Эриксон считает, что развитие личности не заканчивается в подростковом возрасте, как изображал Фрейд, но это процесс на протяжении всей жизни.

Он объясняет, что на каждой стадии есть оптимальное время, необходимое Эго для разрешения психосоциального кризиса, потому что разрешение психосоциальных кризисов на предшествующих стадиях кумулятивно определяет личность. Поскольку дети переживают психосоциальные кризисы на каждом этапе, родители и опекуны должны понимать эти кризисы, чтобы помочь детям надлежащим образом разрешать кризисы. Надлежащее разрешение психосоциального кризиса на каждой стадии приводит к добродетели личности, в то время как плохое разрешение психосоциального кризиса приводит к плохой адаптации или злокачественности.

Например, на этапе младенчества психосоциальный кризис находится между доверием и недоверием в зависимости от воспринимаемого младенцем качества материнской заботы. Надлежащее разрешение и уравновешивание доверия и недоверия со стороны эго приводит к добродетели веры и надежды, которая дает младенцу качества терпения и терпимости, когда потребности не удовлетворяются вовремя.

Неправильное и несбалансированное разрешение доверия и недоверия эго приведет к злокачественности или плохой адаптации. Слишком много материнской заботы приведет к сенсорной дезадаптации как дезадаптации, которая заставляет младенца доверять кому-либо во взрослой жизни, не представляя себе возможного вреда от незнакомцев.

С другой стороны, плохая материнская забота приведет к синдрому отмены как злокачественному новообразованию, из-за которого у младенца разовьется недоверие, депрессия и психоз во взрослой жизни. Таким образом, воспитание играет решающую роль в руководстве и помощи детям в разрешении психосоциальных кризисов, чтобы избежать аномалий развития личности из-за плохого разрешения этих кризисов.

Другие теории

Жан Пиаже в теории когнитивного развития утверждает, что дети обладают когнитивными способностями, как и взрослые, но они думают по-другому только в том смысле, что при наличии соответствующих знаний и навыков они соответствующим образом расширят свои когнитивные способности.

Черри утверждает, что «дети играют активную роль в получении знаний о мире, и их можно рассматривать как «маленьких ученых», которые активно строят свои знания и понимание мира» (12). Таким образом, понимание того, что дети обладают когнитивными способностями во взрослом возрасте, очень важно для родителей и опекунов, чтобы дать детям соответствующие навыки и знания.

Альберт Бандура в теории социального обучения утверждает, что дети усваивают новое поведение, наблюдая за тем, что другие люди делают в семье, школе и обществе. Это наблюдение означает, что дети подражают тому, что делают родители, опекуны и другие близкие люди, поэтому окружающая среда отражает то поведение, которое приобретают дети.

Заключение

Психологические теории и принципы играют важную роль в воспитании детей, поскольку они определяют стиль воспитания, который родители и опекуны применяют при формировании поведения и личности детей. Психосексуальная теория рассматривает сексуальные влечения через пять стадий развития, которые требуют удовлетворения для эффективного развития личности, в то время как психосоциальная теория объясняет различные психосоциальные кризисы на восьми стадиях развития, которые требуют надлежащего разрешения как требования развития личности. Другие теории когнитивного развития и социального научения вместе с вышеупомянутыми теориями очень важны для воспитания детей, поскольку они устанавливают требования, необходимые детям для надлежащего развития.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts