Стили ораторского искусства: Виды ораторской речи. Каковы особенности ораторского искусства?

Содержание

Основы ораторского искусства — приемы ораторской речи

Умение расположить к себе аудиторию — важнейший навык для человека, стремящегося к успеху в самых разных сферах жизни. Все исследования феномена первого впечатления подтверждают одно: наш мозг воспринимает первоначальную оценку как самую полную и правильную. Первое впечатление очень устойчиво, все, что ему противоречит, мозг относит к исключениям. Чтобы стереть негативное мнение о себе, придется многократно исправлять ситуацию в разных контекстах, иначе неприятное впечатление останется доминирующим.

Римские патриции ставили основы ораторского искусства выше знаний законов. С тех пор мало что поменялось. Умение эффектно говорить и производить впечатление на публику — необходимое качество лидера. Человек, владеющий риторикой, четко и ясно излагает свои мысли, слушает и слышит оппонентов, способен убедить скептиков и договориться с противниками.

Харизматичный руководитель — это удача для компании. Некоторые яркие личности харизматичны от природы, но это большая редкость, поэтому над имиджем топ-менеджеров работают целые PR-отделы. И все же ни один пиарщик не может выступить перед публикой или провести переговоры за своего босса, поэтому руководителю ничего не остается, как научиться ораторскому искусству. Это нужно не только топ-менеджерам и публичным политикам, навыки оратора необходимы руководителям любого уровня, преподавателям, всем, кто планирует продвигаться по карьерной лестнице.

Содержание

  • Что должен уметь оратор
  • Что является основой ораторского искусства
  • Наработка ораторских навыков
  • Композиция ораторской речи
  • Как выстроить речь по правилам ораторского искусства
    • Ясная структура выступления
    • Грамотный и выразительный язык
    • Объективная и полезная информация
    • Баланс между эмоциями и фактами
    • Лаконичная речь
    • Уместные паузы
    • Портрет аудитории
    • Импровизация
    • Подготовленные шутки, цитаты, истории
    • Чувство юмора
    • Стиль повествования
  • Ораторские приемы
  • Два пути развития ораторских способностей
  • Заключение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что должен уметь оратор

Оратор — это спикер, который умеет выступать перед публикой и обладает целым арсеналом риторических навыков.

Оратора можно назвать человеком-оркестром, он:

  • владеет приемами ораторской речи — грамотно, красиво и доходчиво доносит свои мысли до публики;
  • знает психологические механизмы воздействия на аудиторию;
  • обладает актерскими навыками — понимает законы сценической речи, контролирует жесты и мимику;
  • чувствует отклик аудитории и умеет импровизировать;
  • отлично разбирается в теме, о которой говорит.

Еще в Древней Греции, где зародилась и расцвела риторика, ходили споры, является ли красноречие врожденным талантом избранных, или это навык, который можно развить. До сих пор многие убеждены, что успешные выступления на публике — удел харизматичных лидеров, остальным эта опция недоступна. Но история знаменитого древнегреческого оратора Демосфена — урок для всех, кто считает ораторские способности исключительно божьим даром.

Демосфен был косноязычен, обладал тихим голосом и постоянно подергивал плечом. Сложно представить себе человека, более непригодного к риторике. Но мечта стать знаменитым оратором осуществилась, благодаря исключительному упорству и бесконечным тренировкам. Так слава о таланте Демосфена пережила уже пару тысячелетий и стала примером, как развить в себе ораторское искусство, имея очевидные противопоказания к публичным выступлениям.

Что является основой ораторского искусства

Риторика родилась в Древней Греции как наука об ораторском искусстве. Уже тогда она объединяла и само искусство красноречия, и науку, изучающую ораторские приемы, и сам процесс убеждения с помощью слов.

Если говорить кратко, что такое ораторское искусство, то это мастерство публичного выступления перед аудиторией. Риторика учит эффективно воздействовать на публику, опираясь на три основных фактора:

  1. Этос — условия для произнесения речи: время, место, состав аудитории.
  2. Пафос — посыл оратора, тема и цели его выступления.
  3. Логос — языковые средства и ораторские приемы в речи.

В зависимости от конкретной ситуации (этоса) выделяют разные виды красноречия:

  • академическая риторика — лекции, научные доклады;
  • социально-политическая риторика — парламентские выступления, дипломатические речи, манифесты и доклады, митинговые, военно-патриотические речи;
  • судебная риторика — речи обвинителей и защитников;
  • богословская риторика — проповеди, слово пастора;
  • социально-бытовая риторика — застольные и приветственные речи, гражданская панихида, торговое красноречие.

Пафос определяет цель и особенности стиля ораторской речи:

  • информационная речь сообщает аудитории новые факты или знания;
  • развлекательная — призвана развеселить и увлечь публику;
  • убеждающая — имеет цель убедить слушателей в правоте оратора;
  • агитирующая — призывает аудиторию к каким-то поступкам;
  • воодушевляющая — заражает эмоциями.

Наработка ораторских навыков

Определение ораторского искусства в современном понимании — это, по сути, культура речи и психологические навыки, которые делают человека эффективным в поле публичных выступлений и в межличностном общении. Риторика использует эмоционально-психологические приемы воздействия на слушателей и учитывает портрет аудитории. Ее главная задача не столько донести знания, сколько сформировать мнение и убедить.

Зачем нужно ораторское искусство сегодня? Спикер, овладевший навыками красноречия, не просто контролирует себя во время выступления, он полностью управляет ситуацией. Наработка навыков невозможна без постоянных тренировок. Риторика никогда не была голой теорией, в этой дисциплине количество практики перерастает в качество.

Речь подготовленного оратора обладает особыми свойствами:

  • содержит языковые и невербальные методы воздействия на слушателя;
  • ориентирована на получение обратной связи от аудитории;
  • эффективность воздействия на публику достигается за счет взаимодействия психологического состояния оратора и его авторитета у аудитории.

Композиция ораторской речи

Композиция ораторской речи —это структура выступления, где каждая часть работает на наиболее убедительное представление идеи спикера. Продуманная композиция держит аудиторию в постоянном напряжении. Любая речь должна иметь вступление, основную смысловую часть и заключение. Один из секретов ораторского искусства — удачное начало и концовка способны «вытянуть» слабую середину.

  1. Цель вступления — расположить аудиторию, вызвать интерес, наладить необходимую форму взаимодействия с публикой. Яркое начало привлекает внимание к оратору. Хороший тон — в самом начале обозначить тему и проблематику выступления. Чтобы зацепить публику, расскажите уместную историю из жизни, любопытный факт, парадокс, задайте неожиданный вопрос по теме.
  2. Цель основной части ораторской речи — убедить слушателей в правомерности изложенного тезиса с помощью аргументов, примеров, опровержений. Здесь работают факты, логика и приемы ораторского искусства, удерживающие внимание.
  3. Заключение — это не просто обобщение сказанного и подведение итогов. В заключении важен пафос, так как здесь формируется эмоциональное впечатление, нужная спикеру реакция на все вышесказанное. Слушатель может не запомнить всех тезисов и аргументов, но сильная эмоция в конце оставляет сильное впечатление о выступлении в целом. Главное, не заканчивать на минорной ноте. Независимо от темы финал должен внушать оптимизм.

Как выстроить речь по правилам ораторского искусства

Чтобы зацепить и удержать внимание аудитории, грамотная речь должна подчиняться правилам ораторского искусства вне зависимости от целей, композиции и условий выступления.

Кратко основы ораторского искусства можно сформулировать как базовые правила, которым подчиняется любое направление риторики.

1. Ясная структура выступления.

Структура и цель произносимой речи должны быть понятны не только спикеру, но и аудитории. Повествование строится в логической последовательности, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. При этом соблюдается закон усиления, когда каждый следующий аргумент весомее и убедительнее предыдущего.

2. Грамотный и выразительный язык.

Ничто не убивает выступление так, как речь с грамматическими и орфоэпическими ошибками. Еще одна болезнь ораторов — слова-паразиты, которые способны довести слушателей до белого каления. Основа ораторской речи — ее чистота и грамотность.

3. Объективная и полезная информация.

Спикер имеет право на собственную точку зрения, которую он аргументированно доносит до аудитории, но информация должна быть проверенной, правдивой и объективной.

4. Баланс между эмоциями и фактами.

Голые эмоции никому не внушают доверия, в то же время сухие факты и цифры слушать скучно даже подготовленной публике. Разбавляйте цифры эмоциями и интересными историями, это сделает выступление сбалансированным.

5. Лаконичная речь.

Длинный, путаный монолог с массой отклонений от темы в лучшем случае вызывает у слушателей скуку, а в худшем раздражение. Высший пилотаж, когда лаконичность сочетается с информационной емкостью. Про такие выступления говорят «каждое слово на вес золота». Научитесь жестко укладываться в регламент, так вы проявляете уважение к аудитории и тренируетесь говорить строго по делу.

6. Уместные паузы.

Особое место в устной речи уделяйте паузам. Короткие остановки после ключевых тезисов или перед особо важной информацией задают определенный ритм, слушатель получает возможность обдумать услышанное, а спикер — собраться с мыслями. Не бойтесь пауз и не заполняйте их мычанием, эканьем и другими паразитными междометиями.

7. Портрет аудитории.

Любой оратор должен учитывать характер и состав аудитории, перед которой он выступает. Здесь тонкая грань: нужно приподнимать слушателей до своего уровня, но при этом говорить так, чтобы люди вас понимали.
Сила слова в ораторском искусстве зависит от того, какое впечатление произвел на публику выступающий. Это и интонация, и внешний вид, и манера держаться. Нужно удерживать баланс, не опускаясь до панибратства или заискивания, но и не завышая планку требований к аудитории.

8. Импровизация.

Выступающий должен учитывать отклик аудитории. Спикер, не чувствующий «дыхание зала», никого ни в чем не убедит. Одно из обязательных качеств хорошего оратора — гибкость, умение импровизировать. Для развития навыка импровизации нужно работать над логическим и образным мышлением, расширять кругозор и лексический запас. Чем больше вы погружены в тему выступления, тем естественней будет импровизация.

9. Подготовленные шутки, цитаты, истории.

«Ни одна импровизация не даётся мне так хорошо как та, которую я готовил три дня». Марк Твен.

Чтобы оживить выступление, опытные спикеры делают «домашние заготовки», которые помогают разрядить обстановку, найти ключ к сложной аудитории, заполнить вынужденную паузу из-за технического сбоя. Это может быть забавная история, парадоксальный факт, шутка или анекдот в тему.

Украшают речь цитаты признанных лидеров. Шутки не стоит зачитывать с листа, но чтение цитат вполне уместно. Чтобы усилить эффект от яркого изречения, выпишите его на карточку, в процессе выступления сделайте паузу, достаньте карточку и зачитайте цитату.

10. Чувство юмора.

Хорошая шутка снимает напряжение, располагает аудиторию к оратору, сглаживает шероховатости речи. Остроумные выступления запоминаются лучше. Но юмор должен быть уместен и перекликаться с ситуацией.

11. Стиль повествования.

Стилистика ораторской речи должна учитывать ситуацию, вид риторического выступления и характер публики. Стиль должен быть уместным и не вызывать недоумения у аудитории.

Ораторские приемы

Особенности ораторского искусства связаны с механизмами воздействия речи спикера на аудиторию здесь и сейчас. Риторика — это устное выступление, а большинство людей плохо воспринимает информацию на слух. Ораторские приемы стимулируют внимание, образное мышление слушателей, помогают усвоить материал.

  • При подаче сложного материала или сухих цифровых данных используйте наглядные сравнения, примеры, вызывающие образные ассоциации.
  • Объясняйте сложное понятие несколько раз, придумывая новые образы и сравнения. Используйте разные формы повторения для закрепления материала.
  • Используйте средства художественной выразительности, которые делают речь образной и помогают восприятию информации:
    • аллегория — объяснение абстрактного понятия через конкретный образ, все басни строятся на аллегориях;
    • антитеза — резкое противопоставление понятий, контрастность образов делает речь яркой и эмоциональной;
    • гипербола — нарочитое преувеличение помогает расставить акценты, но здесь главное не перегнуть палку.
  • Риторический вопрос — эффектный, эмоционально заряженный прием, но применять его нужно, будучи уверенным в лояльности аудитории. Риторический вопрос не предполагает ответа, в нем самом уже заложен ответ. Но если публика не согласна с точкой зрения оратора, то есть риск вызвать негативную реакцию.

    Для защиты от колкостей из зала опытные ораторы применяют «метод бумеранга», как бы отражая реплику в стилистике оппонента. Самые удачные «бумеранги» становятся анекдотами.
    Например, как-то Уильям Черчилль нелицеприятно высказался против лейбористов в английском парламенте. Разгневанная лейбористка выкрикнула: «Мистер Черчилль, вы так противны, что, если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд!» Парламентарии расхохотались.Черчилль выдержал паузу и ответил даме в том же духе: «Если бы вы были моей женой, то я бы сам с наслаждением выпил яду!».
  • Чтобы заострить внимание или подчеркнуть свою общность с аудиторией, текст дополняют вставками — короткими замечаниями, сделанными как бы невзначай, но несущими сильный эмоциональный заряд.
    Например, фраза «отремонтированное в прошлом году шоссе после зимы снова нуждается в капитальном ремонте», дополненная вставкой «никогда такого не было и вот опять» повысит лояльность зала к выступающему.
  • Неожиданные слова или действия надолго запоминаются публике. Недаром эксцентричные ораторы остаются в истории. Но злоупотреблять этим приемом не стоит: главное здесь знать меру и чувствовать уместность.
    Например, специалист по поэзии серебряного века Владимир Николаевич Альфонсов, уже будучи в преклонном возрасте, декламируя стихи Маяковского на своих лекциях, в запале вскакивал на парты или швырял очки в конец аудитории. Его лекции стали легендой, а студенты обожали своего гениального преподавателя.

Два пути развития ораторских способностей

Каждый человек без серьезных речевых патологий способен научиться риторике, нужно только время и упорство. Пожалуй, единственное качество, которое не способствует овладению ораторским искусством, это лень.

Отточенные навыки красноречия играют нам на руку в разных сферах жизни и ситуациях: на собеседовании, презентации проекта, ответе на экзамене, при произнесении торжественных речей, докладов и т.п.

Есть 2 пути освоения риторики:

  • Регулярные самостоятельные занятия помогут вам овладеть навыками ораторского искусства, как когда-то помогли даже косноязычному Демосфену. В первую очередь, это работа над техникой и культурой речи. Чем больше вы занимаетесь перед зеркалом или камерой телефона, тем свободней, чище и благозвучней будут ваши монологи. Над чем можно работать дома:
    • Тренируйте спокойное, размеренное дыхание, невысокий темп речи, живую интонацию без фальши.
    • Развивайте силу звучания голоса и внятную дикцию.
    • Учитесь работать с текстами:
      • перефразируйте содержание небольших отрывков своими словами, концентрируя смысл в одном предложении;
      • ищите в текстах ключевые фразы и формулируйте их по-своему;
      • пересказывайте прочитанное, выделяя только самое главное.
  • Самостоятельные занятия сделают вашу речь заметно чище, но риторика этим не ограничивается. Запишитесь на специализированные курсы или тренинги. Здесь вы получите комплексные знания и по-настоящему отработанные навыки. Курсы — это изучение психологических основ ораторского искусства, занятия по подготовке речей и, самое главное, практика. Без реальной практики публичных выступлений продвинуться в красноречии невозможно.

Заключение

Что значит ораторское искусство? Это умение зажигать словом людей. Настоящий оратор владеет речью, умеет донести идеи до любой аудитории, убедить слушателей в важности своих высказываний. Слово в устах умелого спикера имеет большую силу, оно способно увлечь и повести за собой.

Ораторское мастерство никому не дается по умолчанию, но овладеть им может каждый человек, наделенный даром речи. За плечами любого успешного оратора стоит большая работа над звучанием голоса, чистотой и грамотностью языка, актерскими навыками и личностным развитием.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подписывайтесь на 

Телеграм-канал и прокачайте свою речь за 10 минут в день!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основы ораторского искусства — приемы ораторской речи

Умение расположить к себе аудиторию — важнейший навык для человека, стремящегося к успеху в самых разных сферах жизни. Все исследования феномена первого впечатления подтверждают одно: наш мозг воспринимает первоначальную оценку как самую полную и правильную. Первое впечатление очень устойчиво, все, что ему противоречит, мозг относит к исключениям. Чтобы стереть негативное мнение о себе, придется многократно исправлять ситуацию в разных контекстах, иначе неприятное впечатление останется доминирующим.

Римские патриции ставили основы ораторского искусства выше знаний законов. С тех пор мало что поменялось. Умение эффектно говорить и производить впечатление на публику — необходимое качество лидера. Человек, владеющий риторикой, четко и ясно излагает свои мысли, слушает и слышит оппонентов, способен убедить скептиков и договориться с противниками.

Харизматичный руководитель — это удача для компании. Некоторые яркие личности харизматичны от природы, но это большая редкость, поэтому над имиджем топ-менеджеров работают целые PR-отделы. И все же ни один пиарщик не может выступить перед публикой или провести переговоры за своего босса, поэтому руководителю ничего не остается, как научиться ораторскому искусству. Это нужно не только топ-менеджерам и публичным политикам, навыки оратора необходимы руководителям любого уровня, преподавателям, всем, кто планирует продвигаться по карьерной лестнице.

Содержание

  • Что должен уметь оратор
  • Что является основой ораторского искусства
  • Наработка ораторских навыков
  • Композиция ораторской речи
  • Как выстроить речь по правилам ораторского искусства
    • Ясная структура выступления
    • Грамотный и выразительный язык
    • Объективная и полезная информация
    • Баланс между эмоциями и фактами
    • Лаконичная речь
    • Уместные паузы
    • Портрет аудитории
    • Импровизация
    • Подготовленные шутки, цитаты, истории
    • Чувство юмора
    • Стиль повествования
  • Ораторские приемы
  • Два пути развития ораторских способностей
  • Заключение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что должен уметь оратор

Оратор — это спикер, который умеет выступать перед публикой и обладает целым арсеналом риторических навыков. Оратора можно назвать человеком-оркестром, он:

  • владеет приемами ораторской речи — грамотно, красиво и доходчиво доносит свои мысли до публики;
  • знает психологические механизмы воздействия на аудиторию;
  • обладает актерскими навыками — понимает законы сценической речи, контролирует жесты и мимику;
  • чувствует отклик аудитории и умеет импровизировать;
  • отлично разбирается в теме, о которой говорит.

Еще в Древней Греции, где зародилась и расцвела риторика, ходили споры, является ли красноречие врожденным талантом избранных, или это навык, который можно развить. До сих пор многие убеждены, что успешные выступления на публике — удел харизматичных лидеров, остальным эта опция недоступна. Но история знаменитого древнегреческого оратора Демосфена — урок для всех, кто считает ораторские способности исключительно божьим даром.

Демосфен был косноязычен, обладал тихим голосом и постоянно подергивал плечом. Сложно представить себе человека, более непригодного к риторике. Но мечта стать знаменитым оратором осуществилась, благодаря исключительному упорству и бесконечным тренировкам. Так слава о таланте Демосфена пережила уже пару тысячелетий и стала примером, как развить в себе ораторское искусство, имея очевидные противопоказания к публичным выступлениям.

Что является основой ораторского искусства

Риторика родилась в Древней Греции как наука об ораторском искусстве. Уже тогда она объединяла и само искусство красноречия, и науку, изучающую ораторские приемы, и сам процесс убеждения с помощью слов.

Если говорить кратко, что такое ораторское искусство, то это мастерство публичного выступления перед аудиторией. Риторика учит эффективно воздействовать на публику, опираясь на три основных фактора:

  1. Этос — условия для произнесения речи: время, место, состав аудитории.
  2. Пафос — посыл оратора, тема и цели его выступления.
  3. Логос — языковые средства и ораторские приемы в речи.

В зависимости от конкретной ситуации (этоса) выделяют разные виды красноречия:

  • академическая риторика — лекции, научные доклады;
  • социально-политическая риторика — парламентские выступления, дипломатические речи, манифесты и доклады, митинговые, военно-патриотические речи;
  • судебная риторика — речи обвинителей и защитников;
  • богословская риторика — проповеди, слово пастора;
  • социально-бытовая риторика — застольные и приветственные речи, гражданская панихида, торговое красноречие.

Пафос определяет цель и особенности стиля ораторской речи:

  • информационная речь сообщает аудитории новые факты или знания;
  • развлекательная — призвана развеселить и увлечь публику;
  • убеждающая — имеет цель убедить слушателей в правоте оратора;
  • агитирующая — призывает аудиторию к каким-то поступкам;
  • воодушевляющая — заражает эмоциями.

Наработка ораторских навыков

Определение ораторского искусства в современном понимании — это, по сути, культура речи и психологические навыки, которые делают человека эффективным в поле публичных выступлений и в межличностном общении. Риторика использует эмоционально-психологические приемы воздействия на слушателей и учитывает портрет аудитории. Ее главная задача не столько донести знания, сколько сформировать мнение и убедить.

Зачем нужно ораторское искусство сегодня? Спикер, овладевший навыками красноречия, не просто контролирует себя во время выступления, он полностью управляет ситуацией. Наработка навыков невозможна без постоянных тренировок. Риторика никогда не была голой теорией, в этой дисциплине количество практики перерастает в качество.

Речь подготовленного оратора обладает особыми свойствами:

  • содержит языковые и невербальные методы воздействия на слушателя;
  • ориентирована на получение обратной связи от аудитории;
  • эффективность воздействия на публику достигается за счет взаимодействия психологического состояния оратора и его авторитета у аудитории.

Композиция ораторской речи

Композиция ораторской речи —это структура выступления, где каждая часть работает на наиболее убедительное представление идеи спикера. Продуманная композиция держит аудиторию в постоянном напряжении. Любая речь должна иметь вступление, основную смысловую часть и заключение. Один из секретов ораторского искусства — удачное начало и концовка способны «вытянуть» слабую середину.

  1. Цель вступления — расположить аудиторию, вызвать интерес, наладить необходимую форму взаимодействия с публикой. Яркое начало привлекает внимание к оратору. Хороший тон — в самом начале обозначить тему и проблематику выступления. Чтобы зацепить публику, расскажите уместную историю из жизни, любопытный факт, парадокс, задайте неожиданный вопрос по теме.
  2. Цель основной части ораторской речи — убедить слушателей в правомерности изложенного тезиса с помощью аргументов, примеров, опровержений. Здесь работают факты, логика и приемы ораторского искусства, удерживающие внимание.
  3. Заключение — это не просто обобщение сказанного и подведение итогов. В заключении важен пафос, так как здесь формируется эмоциональное впечатление, нужная спикеру реакция на все вышесказанное. Слушатель может не запомнить всех тезисов и аргументов, но сильная эмоция в конце оставляет сильное впечатление о выступлении в целом. Главное, не заканчивать на минорной ноте. Независимо от темы финал должен внушать оптимизм.

Как выстроить речь по правилам ораторского искусства

Чтобы зацепить и удержать внимание аудитории, грамотная речь должна подчиняться правилам ораторского искусства вне зависимости от целей, композиции и условий выступления.

Кратко основы ораторского искусства можно сформулировать как базовые правила, которым подчиняется любое направление риторики.

1. Ясная структура выступления.

Структура и цель произносимой речи должны быть понятны не только спикеру, но и аудитории. Повествование строится в логической последовательности, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. При этом соблюдается закон усиления, когда каждый следующий аргумент весомее и убедительнее предыдущего.

2. Грамотный и выразительный язык.

Ничто не убивает выступление так, как речь с грамматическими и орфоэпическими ошибками. Еще одна болезнь ораторов — слова-паразиты, которые способны довести слушателей до белого каления. Основа ораторской речи — ее чистота и грамотность.

3. Объективная и полезная информация.

Спикер имеет право на собственную точку зрения, которую он аргументированно доносит до аудитории, но информация должна быть проверенной, правдивой и объективной.

4. Баланс между эмоциями и фактами.

Голые эмоции никому не внушают доверия, в то же время сухие факты и цифры слушать скучно даже подготовленной публике. Разбавляйте цифры эмоциями и интересными историями, это сделает выступление сбалансированным.

5. Лаконичная речь.

Длинный, путаный монолог с массой отклонений от темы в лучшем случае вызывает у слушателей скуку, а в худшем раздражение. Высший пилотаж, когда лаконичность сочетается с информационной емкостью. Про такие выступления говорят «каждое слово на вес золота». Научитесь жестко укладываться в регламент, так вы проявляете уважение к аудитории и тренируетесь говорить строго по делу.

6. Уместные паузы.

Особое место в устной речи уделяйте паузам. Короткие остановки после ключевых тезисов или перед особо важной информацией задают определенный ритм, слушатель получает возможность обдумать услышанное, а спикер — собраться с мыслями. Не бойтесь пауз и не заполняйте их мычанием, эканьем и другими паразитными междометиями.

7. Портрет аудитории.

Любой оратор должен учитывать характер и состав аудитории, перед которой он выступает. Здесь тонкая грань: нужно приподнимать слушателей до своего уровня, но при этом говорить так, чтобы люди вас понимали.
Сила слова в ораторском искусстве зависит от того, какое впечатление произвел на публику выступающий. Это и интонация, и внешний вид, и манера держаться. Нужно удерживать баланс, не опускаясь до панибратства или заискивания, но и не завышая планку требований к аудитории.

8. Импровизация.

Выступающий должен учитывать отклик аудитории. Спикер, не чувствующий «дыхание зала», никого ни в чем не убедит. Одно из обязательных качеств хорошего оратора — гибкость, умение импровизировать. Для развития навыка импровизации нужно работать над логическим и образным мышлением, расширять кругозор и лексический запас. Чем больше вы погружены в тему выступления, тем естественней будет импровизация.

9. Подготовленные шутки, цитаты, истории.

«Ни одна импровизация не даётся мне так хорошо как та, которую я готовил три дня». Марк Твен.

Чтобы оживить выступление, опытные спикеры делают «домашние заготовки», которые помогают разрядить обстановку, найти ключ к сложной аудитории, заполнить вынужденную паузу из-за технического сбоя. Это может быть забавная история, парадоксальный факт, шутка или анекдот в тему.

Украшают речь цитаты признанных лидеров. Шутки не стоит зачитывать с листа, но чтение цитат вполне уместно. Чтобы усилить эффект от яркого изречения, выпишите его на карточку, в процессе выступления сделайте паузу, достаньте карточку и зачитайте цитату.

10. Чувство юмора.

Хорошая шутка снимает напряжение, располагает аудиторию к оратору, сглаживает шероховатости речи. Остроумные выступления запоминаются лучше. Но юмор должен быть уместен и перекликаться с ситуацией.

11. Стиль повествования.

Стилистика ораторской речи должна учитывать ситуацию, вид риторического выступления и характер публики. Стиль должен быть уместным и не вызывать недоумения у аудитории.

Ораторские приемы

Особенности ораторского искусства связаны с механизмами воздействия речи спикера на аудиторию здесь и сейчас. Риторика — это устное выступление, а большинство людей плохо воспринимает информацию на слух. Ораторские приемы стимулируют внимание, образное мышление слушателей, помогают усвоить материал.

  • При подаче сложного материала или сухих цифровых данных используйте наглядные сравнения, примеры, вызывающие образные ассоциации.
  • Объясняйте сложное понятие несколько раз, придумывая новые образы и сравнения. Используйте разные формы повторения для закрепления материала.
  • Используйте средства художественной выразительности, которые делают речь образной и помогают восприятию информации:
    • аллегория — объяснение абстрактного понятия через конкретный образ, все басни строятся на аллегориях;
    • антитеза — резкое противопоставление понятий, контрастность образов делает речь яркой и эмоциональной;
    • гипербола — нарочитое преувеличение помогает расставить акценты, но здесь главное не перегнуть палку.
  • Риторический вопрос — эффектный, эмоционально заряженный прием, но применять его нужно, будучи уверенным в лояльности аудитории. Риторический вопрос не предполагает ответа, в нем самом уже заложен ответ. Но если публика не согласна с точкой зрения оратора, то есть риск вызвать негативную реакцию.
    Для защиты от колкостей из зала опытные ораторы применяют «метод бумеранга», как бы отражая реплику в стилистике оппонента. Самые удачные «бумеранги» становятся анекдотами.
    Например, как-то Уильям Черчилль нелицеприятно высказался против лейбористов в английском парламенте. Разгневанная лейбористка выкрикнула: «Мистер Черчилль, вы так противны, что, если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд!» Парламентарии расхохотались.Черчилль выдержал паузу и ответил даме в том же духе: «Если бы вы были моей женой, то я бы сам с наслаждением выпил яду!».
  • Чтобы заострить внимание или подчеркнуть свою общность с аудиторией, текст дополняют вставками — короткими замечаниями, сделанными как бы невзначай, но несущими сильный эмоциональный заряд.
    Например, фраза «отремонтированное в прошлом году шоссе после зимы снова нуждается в капитальном ремонте», дополненная вставкой «никогда такого не было и вот опять» повысит лояльность зала к выступающему.
  • Неожиданные слова или действия надолго запоминаются публике. Недаром эксцентричные ораторы остаются в истории. Но злоупотреблять этим приемом не стоит: главное здесь знать меру и чувствовать уместность.
    Например, специалист по поэзии серебряного века Владимир Николаевич Альфонсов, уже будучи в преклонном возрасте, декламируя стихи Маяковского на своих лекциях, в запале вскакивал на парты или швырял очки в конец аудитории. Его лекции стали легендой, а студенты обожали своего гениального преподавателя.

Два пути развития ораторских способностей

Каждый человек без серьезных речевых патологий способен научиться риторике, нужно только время и упорство. Пожалуй, единственное качество, которое не способствует овладению ораторским искусством, это лень.

Отточенные навыки красноречия играют нам на руку в разных сферах жизни и ситуациях: на собеседовании, презентации проекта, ответе на экзамене, при произнесении торжественных речей, докладов и т.п.

Есть 2 пути освоения риторики:

  • Регулярные самостоятельные занятия помогут вам овладеть навыками ораторского искусства, как когда-то помогли даже косноязычному Демосфену. В первую очередь, это работа над техникой и культурой речи. Чем больше вы занимаетесь перед зеркалом или камерой телефона, тем свободней, чище и благозвучней будут ваши монологи. Над чем можно работать дома:
    • Тренируйте спокойное, размеренное дыхание, невысокий темп речи, живую интонацию без фальши.
    • Развивайте силу звучания голоса и внятную дикцию.
    • Учитесь работать с текстами:
      • перефразируйте содержание небольших отрывков своими словами, концентрируя смысл в одном предложении;
      • ищите в текстах ключевые фразы и формулируйте их по-своему;
      • пересказывайте прочитанное, выделяя только самое главное.
  • Самостоятельные занятия сделают вашу речь заметно чище, но риторика этим не ограничивается. Запишитесь на специализированные курсы или тренинги. Здесь вы получите комплексные знания и по-настоящему отработанные навыки. Курсы — это изучение психологических основ ораторского искусства, занятия по подготовке речей и, самое главное, практика. Без реальной практики публичных выступлений продвинуться в красноречии невозможно.

Заключение

Что значит ораторское искусство? Это умение зажигать словом людей. Настоящий оратор владеет речью, умеет донести идеи до любой аудитории, убедить слушателей в важности своих высказываний. Слово в устах умелого спикера имеет большую силу, оно способно увлечь и повести за собой.

Ораторское мастерство никому не дается по умолчанию, но овладеть им может каждый человек, наделенный даром речи. За плечами любого успешного оратора стоит большая работа над звучанием голоса, чистотой и грамотностью языка, актерскими навыками и личностным развитием.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подписывайтесь на 

Телеграм-канал и прокачайте свою речь за 10 минут в день!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ораторский стиль, Пророческий стиль и Романтический стиль

В этом видео я собираюсь разработать модель стиля письма, которую я представил в предыдущем видео, на трех примерах.

Я начну с обзора проблем, определяющих концептуальную позицию, а затем проиллюстрирую модель, рассмотрев o риторические стили, пророческие стили, и романтические стили .

В следующем видео я рассмотрю три других стиля письма, которые гораздо больше подходят для современного академического письма, но я думаю, что важно увидеть ряд стилей, чтобы правильно понять, почему не существует такой вещи, как единый правильный стиль письма. стиль.

Ораторский стиль

Наш первый пример — «ораторский стиль».

Это стиль письма, связанный с выступлениями перед собранием, предназначенный для того, чтобы убедить группу принять курс действий по конкретной проблеме.

Греческая демократия в значительной степени опиралась на этот способ государственного управления, и риторические формы, связанные с успешным ораторским искусством, были хорошо изучены греками и римлянами.

Политические речи на протяжении всей истории основывались на ораторских методах.

Интересная особенность речи в этом режиме заключается в том, что, поскольку говорящий пытается сформировать аудиторию в единое целое с одним голосом и одним руководящим взглядом, стиль речи часто имеет черты, которые вы ассоциируете с музыкой. Оратор будет использовать ритм и повторение таким образом, чтобы вызвать участие и согласие аудитории.

Эта форма не подходит для сложных аргументов; стиль более успешен, когда он апеллирует к общепринятым истинам и общественным добродетелям.

Это простой пример, не очень относящийся к академическому письму, но вы можете видеть, как контекст дискурса определяет критерии успеха или неудачи.

Если бы сенатор в греческой ассамблее произнес речь, написанную как академическая курсовая работа, она бы провалилась как часть ораторского письма, независимо от того, насколько хороша она была бы в качестве академического письма.

Пророческий стиль

Давайте посмотрим на другую более старую форму письма в «пророческой» традиции, которую иногда называют «пророческой» традицией.

Здесь сцена-образец представляет писателя как пророка или оракула, который приходит, чтобы передать сообщение сообществу. Пророк видит себя медиумом, проводником, передающим весть, авторитетность которой исходит из какого-то другого источника.

Писатель и зритель не равны; у писателя есть особый доступ к источнику мудрости и правды, которого нет у публики.

Речи Ветхого Завета являются классическим источником для этой формы, но она также отражена почти в любом виде письма, где автор утверждает, что имеет особый доступ к авторитету.

Апелляция к традиции или обычаям или здравому смыслу смыслу, или мудрости наших предков, может иметь такой характер — авторитет не обязательно должен иметь божественный источник.

Писатели моды могут заимствовать этот режим, например, когда они утверждают, что знают, какой цвет или стиль будут популярны следующей осенью.

Романтический стиль

Вот еще один стиль письма, который иногда называют «романтическим».

В этой традиции основное внимание уделяется передаче субъективного опыта. Нет четкого различия между мыслями, чувствами и ощущениями или между субъектом и его переживаниями.

Письмо рассматривается как акт творчества, который исходит из самого себя и раскрывает его.

Что касается вопроса о знании и истине, с этой точки зрения единственное, что можно познать, — это опыт от первого лица.

В этой традиции истина не может быть понята аналитически или выражена в языке без потери определения, потому что истина в основе своей является чем-то, что можно познать только через опыт.

Романтическое письмо, очевидно, очень далеко от концептуальной позиции, которую мы связываем с академическим письмом, где истина в принципе рассматривается как объективная и доступная каждому.

Подведение итогов

Каждый из этих стилей письма определяется типовой сценой, в которой писатель располагается по отношению к тексту и аудитории.

Когда вы указываете коммуникативные цели, определяемые контекстом, характеристиками писателя, характеристиками аудитории, их отношениями друг с другом и их отношением к тексту, тогда вы определяете основные правила, определяющие, что будет учитываться. как успешное общение.

Ораторский стиль, пророческий стиль и романтический стиль сильно отличаются друг от друга, но вы все же можете отличить хорошее письмо от плохого в каждой традиции.

То же самое касается стилей письма, которые мы рассмотрим в следующем видео, которые, как мы увидим, гораздо более актуальны для академического письма.

Отличная помощь в любом задании

Можно констатировать, что правильного стиля письма не существует. Чтобы доказать это утверждение, давайте рассмотрим три стиля письма и подробно охарактеризуем их. После того, как это будет сделано, краткое резюме будет предоставлено в конце статьи.

Ораторский стиль, пророческий стиль и романтический стиль

Как видно из подзаголовка выше, для этой статьи выбраны три стиля: романтический стиль, ораторский стиль и, наконец, пророческий стиль. Итак, давайте рассмотрим каждый из них.

 

Ораторский стиль

Ораторское определение описывает этот стиль как стиль, используемый для подготовки речей. Цель такого письма — убедить общественность в том, что что-то нужно делать, поддерживать или не стоит внимания.

Этот стиль письма уходит своими корнями в Древнюю Грецию и Рим, где его широко использовали представители власти. Публичные выступления были одним из наиболее эффективных инструментов воздействия на общественное мнение. В результате наибольшую поддержку людей получили те личности, которые обладали незаурядными ораторскими способностями и сумели овладеть ораторским стилем.

Для большей эффективности говорящие использовали такие элементы речи, как рифмы, повторы, а также некоторые дополнительные приемы, связанные с музыкой.

Другой особенностью этого стиля является то, что говорящий должен избегать использования сложных аргументов. Его речь должна быть простой, но эффективной, чтобы взывать к добродетелям публики. Каждое ораторское предложение должно быть понятным. Ораторский в предложении, этот принцип публичных выступлений реализовывался многими политиками и философами. Это означало возможность сказать многое в двух словах.

Итак, даже учитывая, что ораторский стиль письма считается одним из самых важных и эффективных, он должен быть в то же время простым. Только представьте себе римского императора, говорящего так, как будто он читает курсовую работу! Такая речь, вероятно, не имела бы успеха у публики.

Пророческий стиль

Пророческое определение , а также определение пророческого стиля можно обозначить как средство донесения сообщений до масс. Пророческое слово передавалось пророками, которые должны были быть медиумами, передающими важную информацию. При этом источники такой информации были разные, в том числе и вышестоящие.

Пророческий смысл и разные пророческие речи ясно изложены в Библии, в частности, в Ветхом Завете. Одной из особенностей этого стиля письма является то, что пророк не был равен публике. Это был человек, который, как считалось, имел доступ к особому источнику истины и мудрости, в то время как другие люди были лишены такой возможности.

Пророческий принцип в предложении также может быть применен к этому стилю письма. Пророчества, как правило, кратки по своей сути, но содержат много информации.

В наши дни пророческие слова и пророчества понимаются несколько иначе. Современное понимание того, как написать пророчество, ограничивается такими вещами, как, например, предсказание того, какая стрижка будет в тренде в следующем сезоне.

Романтический стиль

Романтический стиль письма характеризуется одной особенностью. Этот тип письма поддерживает идею о том, что общение, как и письмо, основано на личном опыте, чувствах и эмоциях пишущего/говорящего.

Одной из романтических характеристик является субъективность, а одной из наиболее распространенных характеристик романтического героя является концентрация на собственном опыте.

В результате достоверность этого стиля письма сомнительна, так как истина считается основанной на опыте от первого лица, что делает ее субъективной.

Одна вещь, которая делает этот стиль письма противоречащим принципам традиционного академического письма, заключается в том, что в академическом письме истина представлена ​​​​как объективная информация, которая известна, поддерживается и доступна для всех.

{custom_calc|Форматирование}

Резюме

Независимо от объективности или субъективности каждого описанного выше стиля письма, все они представляют собой модель общения между автором и аудиторией.

Успешная коммуникация возможна только в том случае, если оратор или писатель может четко определить цель и контекст доносимого сообщения, а также правильно проанализировать аудиторию, ее потребности и личные отношения с ней.

Следовательно, каждый из описанных в статье стилей может быть полезен для достижения главной цели писателя.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts