Движущими силами процесса развития личности являются: 3.2. Движущие силы и основные закономерности развития личности

Содержание

Условия и движущие силы психического развития

Сущность личности, как мы знаем, по своей природе социальна. Источники ее развития находятся в окружающей среде. Личность детерминирована, определяется ее общественным бытием. Развитие личности в этом смысле есть процесс усвоения человеком социального опыта, который приходит в общении с людьми. В результате этого и формируются психические особенности человека: его характер, волевые черты, интересы, склонности и способности.

Психологи считают, что психические особенности человека – прижизненное, онтогенетическое образование; ведущую, решающую роль в их формировании играют социальный опыт человека, условия его жизни и деятельности, обучение и воспитание.

Среда (в широком смысле слова), целенаправленное обучение и воспитание формируют психологические особенности человека, а не являются лишь условием для проявления чего-то изначально данного, генетически строго обусловленного. При этом отмечается особая роль целенаправленного обучения и воспитания, которая определяется как сознательный, целенаправленный процесс воздействия старшего поколения на младшее в целях формирования определенных качеств личности.

Человек – активное, деятельное существо, а не пассивный объект влияний среды. Поэтому внешние условия жизни, внешние воздействия определяют психику человека не прямо, а через процесс взаимодействия человека со средой, через его деятельность в этой среде. При этом правильнее говорить не о воздействии среды, а о процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой.

Развитие психики в конечном итоге обусловлено внешними условиями, внешними воздействиями. Однако это развитие нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств. Эти условия и обстоятельства всегда проходят через жизненный опыт человека, через его личность, индивидуальные психические особенности, его психический склад. В этом смысле внешнее влияние преломляется через внутренние условия, к которым относятся своеобразие психики индивидуума, его личный опыт. Еще И.М. Сеченов, выдвигая тезис о детерминированности поведения человека внешними воздействиями, предостерегал против упрощенного понимания внешних воздействий как только наличных, в данный момент действующих влияний, тогда как на самом деле надо принимать во внимание всю совокупность предшествующих воздействий, которые аккумулируются в жизненном опыте данного человека.

В-третьих, человек как активное существо может и сам сознательно изменять свою собственную личность, т.е. заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием. Процесс самовоспитания при этом мотивируется средой, в процессе активного взаимодействия с которой он происходит. Так что и здесь влияние среды оказывается опосредованным.

Отсюда можно сделать вывод о том, что одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность. Законы психического развития молодого человека потому и сложны, что само оно развитие является процессом сложных и противоречивых изменений, что многогранны и многообразны факторы, влияющие на это развитие.

Человек, как известно, является существом природным. Природные, биологические предпосылки необходимы для его развития. Необходимы определенный уровень биологической организации, человеческий мозг, человеческая нервная система, чтобы стало возможным формирование психических особенностей человека. Природные особенности становятся важными предпосылками психического развития, но лишь предпосылками, а не движущими силами, факторами психического развития. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание – продукт общественного бытия человека. Нервная система обладает врожденными органическими основами для отражения окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни формируется соответствующая способность. Природной предпосылкой развития способностей является наличие задатков – некоторых врожденных анатомо-физиологических качеств мозга и нервной системы, но наличие задатков еще не гарантирует развитие способностей, которые формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания человека.

Природные особенности оказывают достаточное влияние на психическое развитие человека.

Во-первых, они обусловливают разные пути и способы развития психических свойств, не определяют их. Ни один ребенок не является природно расположенным к трусости или смелости. На базе любого типа нервной системы при правильно поставленном воспитании можно выработать нужные качества. Лишь в каком-то одном случае это будет труднее сделать, чем в другом.

Во-вторых, природные особенности могут влиять на уровень достижений человека в какой-либо области. Например, имеются врожденные индивидуальные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими в отношении овладения каким-либо видом деятельности. Например, ребенок, имеющий благоприятные природные задатки для развития музыкальных способностей, будет при всех прочих равных условиях развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется больших успехов, чем ребенок, такими задатками не обладающий.

Движущие силы психического развития человека сложны и многообразны. Непосредственными движущими силами развития ребенка являются противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения, воспитания и деятельности. К таким противоречиям относятся например противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; противоречия между возросшими физическими и духовными потребностями и старыми сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; между растущими требованиями со стороны общества, коллектива, взрослых и наличным уровнем психического развития.

Указанные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Например, у младшего школьника существует противоречие между готовностью к самостоятельной волевой деятельности и зависимостью поведения от наличной ситуации или непосредственных переживаний. Для подростка наиболее остры противоречия между его самооценкой и уровнем притязаний, переживанием отношения к нему со стороны окружающих, с одной стороны, переживанием своего реального положения в коллективе, потребность участвовать в коллективе – с другой; противоречие между потребностью участвовать в жизни взрослых в качестве полноправного члена и несоответствием этому своих возможностей.

Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.

Психическое развитие процесс не только количественных изменений свойств и качеств. Психическое развитие не сводится к тому, что с возрастом увеличиваются объем внимания, произвольность психических процессов, смысловое запоминание и т.д., уменьшаются детская фантазия, импульсивность в поведении, острота и свежесть восприятия. Развитие психики связано с появлением в определенные возрастные периоды качественно новых особенностей, так называемых новообразований, как то: чувство взрослости у подростков, потребность в жизненно-трудовом самоопределении в ранней юности.

В психологии отмечаются общие тенденции, закономерности психического развития, но они вторичны по отношению к воздействию среды (в широком смысле слова), так как их своеобразие зависит от условий жизни, деятельности и воспитания. К таким общим закономерностям относится в первую очередь неравномерность психического развития, которая заключается в том, что при любых даже самых благоприятных условиях обучения и воспитания различные психические функции, психические проявления и свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды развития ребенка возникают наиболее благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер. По-видимому, существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут оптимальными, называют сензитивными (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Причиной такой сензитивности являются и закономерности органического созревания мозга, и то обстоятельство, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться лишь на основе других сформировавшихся психических процессов и свойств (например, математическое мышление может формироваться на основе сформировавшейся до известной степени способности к абстрактному мышлению), и жизненного опыта. Например, для развития речи сенситивен период от 1 года до 5 лет, для формирования двигательных навыков – младший школьный возраст, для формирования математического мышления – 15-20 лет.

Другая закономерность – интеграция психики. По мере развития психика человека приобретает все большую ценность, единство, устойчивость, постоянство. Маленький ребенок, по мнению Н. Д. Левитова, в психическом отношении представляет собой ма-лосистематизированное сочетание психических состояний. Психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности.

Третья закономерность – пластичность и возможность компенсации. На величайшую пластичность нервной системы указывал И.П. Павлов, отмечая, что все можно изменить к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие воздействия. На этой пластичности основаны возможности целенаправленного изменения психики ребенка, школьника в условиях обучения и воспитания. Пластичность открывает возможности и компенсации: при слабости или дефектности развития одной психической функции усиленно развиваются другие. Например, слабую память можно компенсировать организованностью и четкостью деятельности, дефекты зрения отчасти компенсируются обостренным развитием слухового анализатора и др.

Итак, развитие ребенка – сложный диалектический процесс. Он на разных этапах имеет свои качественные особенности. В психологии выделяют следующие периоды развития ребенка и школьника: новорожденный (до 10 дней), младенческий возраст (до 1 года), ранний детский (1-3 года), преддошкольный (3-5 лет), дошкольный (5-7 лет), младший школьный (7-11 лет), подростковый возраст (11-15 лет), ранняя юность, или старший школьный возраст (15-18 лет).

Каждый период отличается своими существенными особенностями, потребностями и деятельностью, характерными противоречиями, качественными особенностями психики и характерными психическими новообразованиями. Каждый период подготавливается предыдущим, возникает на его основе и служит в свою очередь основой для нового периода. Возрастную характеристику определяют: изменение положения ребенка в семье и школе, изменение форм обучения и воспитания, новые формы деятельности и некоторые особенности созревания его организма, т.е. возраст является не только биологической, но и социальной категорией. В связи с этим в психологии существует понятие о ведущем виде деятельности. Для каждого возраста характерны разные виды деятельности, существует потребность в каждом из видов: в игре, учении, труде, общении. Но в разные периоды развития эта потребность различна, и соответствующие виды деятельности наполнены конкретным содержанием. Ведущим видом деятельности является такой, который, на данном возрастном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и свойствах личности, а не тот, которым чаще занимается ребенок, школьник (хотя эти характеристики обычно совпадают).

Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, хотя дошкольники в доступных для них формах занимаются учебной и трудовой деятельностью. В школьном возрасте ведущим видом деятельности становится учение. С возрастом повышается роль трудовой деятельности. Да и сама учеба претерпевает существенные изменения. В течение 10-11-летнего периода обучения в школе изменяются его содержание и характер, с каждым годом повышаются требования к ученику, все большую роль играет самостоятельная, творческая сторона учебной деятельности.

В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия как следствие, во-первых, индивидуальных вариантов условий жизни, деятельности и воспитания и, во-вторых, природных индивидуальных различий (в частности, в типологических свойствах нервной системы). Конкретные условия жизни весьма разнообразны, так же как и индивидуальные особенности личности. Поэтому можно говорить о том, что возрастные характеристики, хотя и существуют как достаточно типичные для данного возраста, время от времени подвергаются пересмотру в связи с так называемой акселерацией (ускорением) развития. Это связано с изменением условий жизни, увеличением объема информации, получаемой ребенком, и др.

Все это делает характеристику возрастных особенностей условной и неустойчивой, хотя возрастные особенности существуют как наиболее типичные, характерные особенности возраста, указывающие на общее направление развития. Но возраст не есть абсолютная, неизменная категория. Понятие возраста, возрастных границ и особенностей имеет не абсолютное, а относительное значение.

Похожие материалы в разделе Возрастная психология:

  • Защитные механизмы личности в позднем возрасте
  • Принципы и методы психологии развития и возрастной психологии
  • Трудовая и учебная деятельность младшего школьника
  • Особенности старшего подросткового возраста
  • Младший школьный возраст
  • Теории старения
  • Подростковый возраст
  • Подходы к классификации возрастной структуры населения
  • Развитие общих и специальных способностей в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте
  • Предмет, задачи, проблемы психологии развития и возрастной психологии

Движущие силы развития. Определение, понятие, виды, классификация, этапы развития и цели

Личностное развитие — процесс длительный и сложный. Во-первых, что заставляет взрослых много лет заботиться не только о физическом здоровье ребенка, но и о его нравственном, умственном, духовном росте? Во-вторых, что побуждает подросшего человека к личностному самосовершенствованию и как это делать?

Что значит «развитие»

Слово «развитие» обозначает довольно объемное понятие. Это:

  • движение от низшего к высшему;
  • переход от одного качественного состояния к более совершенному;
  • поступательное движение от старого к новому.

То есть развитие — это процесс закономерный, неизбежный, обозначает прогрессивные изменения чего-либо. Наука считает, что развитие происходит на почве возникающих противоречий между новыми и устаревающими формами, способами существования чего-либо.

Синонимом слова «развитие» является слово «прогресс». Оба эти слова обозначают успех в чем-либо, достигнутый по сравнению с прошлым.

Противоположное значение имеет слово «регресс» — это движение назад, возвращение от достигнутого высокого уровня к прежнему, более низкому, то есть это упадок в развитии.

Виды развития человека

После рождения человек проходит через такие виды развития:

  • физическое — увеличивается рост, вес, физическая сила, пропорции тела;
  • физиологическое — совершенствуются функции всех систем организма — пищеварительной, сердечно-сосудистой и др. ;
  • психическое — совершенствуются органы чувств, растет опыт пользования ими с целью получения и анализа информации из внешнего мира, развиваются память, мышление, речь; изменяются ценности, самооценка, интересы, потребности, мотивы действий;
  • духовное — обогащается нравственная сторона личности: формируются потребности в осмыслении своего места в мире, значения своей деятельности для его совершенствования, растет ответственность за ее результаты;
  • социальное — расширяется круг отношений с обществом (экономические отношения, нравственные, политические, производственные и др.).

Источники, движущие силы развития человека зависят от таких факторов, как условия жизни, круг общения, а также от его внутренних установок и потребностей.

Понятие о личности

Слова «человек» и «личность» не являются синонимами. Сравним их значения.

Человек — это биологическое существо с врожденными физическими характеристиками. Условиями его развития являются благоприятные внешние факторы: тепло, пища, защита.

Личность — результат, феномен общественного развития, у которой сформированы сознание и самосознание. Она обладает определенными психологическими и физиологическими свойствами, приобретенными в результате развития и воспитания. Психологи считают, что личностные качества появляются только в результате социальных отношений.

Каждая личность уникальна, обладает только ей присущими позитивными и негативными качествами. У каждого человека свои жизненные цели и устремления, намерения, причины и мотивы действий. В выборе средств он руководствуется собственными обстоятельствами и взглядами на мораль. Антисоциальная личность, например, не знает или не признает общепринятых норм морали и руководствуется в своих поступках эгоистичными целями. Безответственность, конфликтность, склонность к обвинению других в собственных неудачах, неумение учиться на собственных ошибках — характерные черты такой личности.

Внешние силы личностного развития

Движущая сила — это то, что толкает объект вперед, своего рода пружина, рычаг. Человек также нуждается в побуждениях к личностному совершенствованию. Такими стимулами являются как внешние движущие силы, факторы развития, так и внутренние.

К внешним относятся воздействия со стороны окружающих — родственников, знакомых, которые передают ему собственный жизненный опыт.

Они убеждают человека совершить (или не совершать) какие-то действия, что-то изменить в жизни, предлагают варианты и средства развития, помогают ему в этом.

Движущей силой развития индивида может стать государственная политика, например, в области образования, трудоустройства. Человек выбирает из имеющихся вариантов ту специальность или место работы, которые являются для него наиболее перспективными. В результате он овладевает новыми для него знаниями и трудовыми навыками и умениями — происходит его развитие как личности.

Если человек стремится к внутреннему, нравственному, интеллектуальному росту, он ищет ответы на волнующие его вопросы в литературе, кино, в произведениях искусства, в религии, науке, анализирует чужой опыт — все это тоже является источниками, движущими силами его развития.

Внутренние стимулы развития личности

Непременное условие и движущие силы развития индивида — это рост его психических возможностей и потребностей, их противоречия со старыми. Недостаточность внутренних и внешних средств толкают человека на поиск новых, адекватных путей удовлетворения возросших запросов — происходит вынужденное или сознательное усвоение новых знаний, умений и навыков, развивается чувственное, эмоциональное восприятие мира.

Далее процесс повторяется: приобретенный опыт устаревает и возникает надобность в разрешении запросов нового, более высокого, уровня. В результате связи с окружающим становятся более осознанными и избирательными, разнообразными.

Цели развития личности

Как видим, движущими силами развития являются потребности общества в воспитании человека, отвечающего насущным социальным критериям, и потребность самого человека в саморазвитии.

Образ полноценного и самодостаточного члена общества должен выглядеть так. Общественные и личностные цели развития индивида совпадают. Он будет полезным обществу и выполнит собственную программу роста, если будут реализованы его способности, он будет духовно и физически здоровым, образованным, работоспособным, целеустремленным, творческим.

Кроме того, его интересы должны быть социально направленными и реализуемыми в общественной деятельности.

Этапы развития

Движущие силы развития — это, как видим, целый комплекс воздействий на человека на всем протяжении его жизни. Но это воздействие должно быть дозированным, а цели, формы, средства, методы воспитания соответствующими возрастным этапам человека и уровню его индивидуального развития. В противном случае формирование личности замедляется, искажается или даже прекращается.

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

Учитывая эту периодизацию, следует знать, что движущие силы развития — это и специальные знания в области педагогики и психологии, и разумный подход к выбору средств воспитания на каждом возрастном этапе ребенка.

Условия личностного роста

Здоровая наследственность, психофизиологическое здоровье и нормальная социальная среда, правильное воспитание, развитие природных задатков и способностей — непременные условия развития человека. Их отсутствие или наличие неблагоприятных факторов развития ведут к формированию ущербной личности.

Многочисленны примеры того, как негативные внешние влияния или внутренние мотивы тормозили или даже прекращали формирование полноценного члена социума. Например, нездоровый семейный климат, ошибочные жизненные принципы и установки создают у ребенка неправильные представления о своем месте в этом мире и путях его достижения. В результате — отрицание общественных и моральных ценностей, отсутствие стремления к саморазвитию, духовности, образованию, труду. Формируется иждивенческая психология, асоциальная мораль, следование низшим побуждениям.

Способность к развитию, заложенная самой природой, внутренние движущие силы развития личности полностью или частично отсутствуют у людей с наследственными или приобретенными пороками развития центральной нервной системы. Их существование сводится к удовлетворению физиологических потребностей.

Движущие силы и основные закономерности развития личности — презентация на Slide-Share.ru 🎓

1

Первый слайд презентации: Движущие силы и основные закономерности развития личности

Васильев А. А. ЗЭКМ-03-19( БиБД ) Педагогика (4)

Изображение слайда

2

Слайд 2: Уникальность

Личность по умолчанию скрывает в себе некое индивидуальное начало, формирующееся и раскрывающееся в рамках социальных отношений отдельного индивида. Поэтому личность всегда уникальна. Каким именно образом эта самая уникальность формируется, нам нужно и узнать в рамках этой презентации.

Изображение слайда

3

Слайд 3: Нет проблем

Представим абстрактную ситуацию, что у отдельно взятого индивида всё «идеально». То есть нет никаких проблем ни физического, ни социального, ни умственного характера. То есть абсолютно все потребности удовлетворены. Разумеется, это невозможно. При этом этот «человек» не знает, что может быть по-другому. Несложно понять, что любой человек, помещённый в такие условия, будет мало отличаться от другого такого же. Это говорит о том, что в таких «ровных» условиях факторов, влияющих на формирование личности (то есть уникального человека) нет.

Изображение слайда

4

Слайд 4: Противоречия

На основе приведённого ранее примера становится понятно, что движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу.

Противоречия  – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Изображение слайда

5

Слайд 5: Внутри и снаружи

Внутренние противоречия  возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает. Внешние противоречия  стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося. Общие (универсальные) противоречия  обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов.

Индивидуальные противоречия  характерны для отдельно взятого человека.

Изображение слайда

6

Слайд 6: Ненасытность

Всем известной особенностью любого человека является неограниченность его потребностей, поэтому при поступательном развитии личности разрешение противоречий происходит через более высокие уровни деятельности. Когда потребность удовлетворяется, противоречие снимается. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим, и процесс продолжается.

Изображение слайда

7

Слайд 7: Пирамида

Наглядно эту особенность иллюстрирует знаменитая многим Пирамида потребностей Маслоу

Изображение слайда

8

Слайд 8: Закономерности

Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, – с другой. К числу основных относятся  закономерности, определяющие, что развитие человека: • детерминировано внутренними и внешними условиями; • обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении; • детерминировано типом ведущей деятельности; • зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует; • обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственностью, средой (социальной, биогенной, абиогенной), воспитанием (большим количеством видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельностью человека. Эти факторы действуют – не порознь, а вместе – на сложную структуру развития личности.

Изображение слайда

9

Слайд 9: Заключение

Таким образом, мы выяснили, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а в комплексе.

При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. В свою очередь, педагогика в своей общей сути является наиважнейшим внешним социальным фактором.

Изображение слайда

10

Последний слайд презентации: Движущие силы и основные закономерности развития личности

Спасибо за внимание

Изображение слайда

3 теории развития личности и способы их применения

Автор: Cher Zevala

Трудно не интересоваться концепцией личности. Как получается, что, когда их ДНК более чем на 99,999% одинакова, два человека могут вести себя так по-разному и формировать такие совершенно разные мнения?

Даже братья и сестры, которые развиваются в одинаковой среде — или, казалось бы, близкой к ней — могут стать людьми с полярно противоположными личностями. Даже внутри отдельных личностей трудно понять личность; большинство из нас навязчиво проходят личностные тесты, чтобы лучше понять, кто мы и почему.

Психологи так же увлечены личностью, как и все мы, и они стремятся ответить на наши вопросы, связанные с личностью, с помощью науки.

Психология личности — это уникальная отрасль в области, которая изучает психологические сходства и различия между людьми и, что более важно, стремится объяснить, какие психологические процессы управляют личностью человека.

Однако наука о личности намного сложнее, чем тест на определение личности, который можно найти в журнале.

Теории личности

Вот три основные теории личности, их значение и применение в повседневной жизни.

1. Теория Фрейда

Психоанализ Зигмунда Фрейда произвел революцию в том, как люди относятся к психическим заболеваниям, а это означает, что каждый, кто интересуется формальным изучением психологии, должен понимать его теории. Неудивительно, что у него есть хорошо зарекомендовавшая себя и основательная теория личности.

Согласно Фрейду, развитие личности зависит от инстинктивных влечений, бессознательных процессов и влияний раннего детства; таким образом, личность человека более или менее закрепляется в течение первых пяти лет жизни.

По мере того, как ребенок проходит через пять психосексуальных стадий Фрейда — т. е. оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную, — у него развиваются черты личности. Например, если ребенка на оральной стадии перекормить, он станет агрессивным и доминирующим, а если его недокормить, он станет пассивным и созависимым.

Если ребенок на анальной стадии получает слабое приучение к туалету, он станет неопрятным и щедрым, но если его приучение будет слишком суровым, он станет навязчивым и упрямым.

В течение этого годового периода развития у детей формируются три части их личности, как их представлял Фрейд: Ид, Эго и Психика.

Ид — это инстинктивная, идеалистическая личность; психика использует усвоенные ценности и нравы общества; а эго опосредует эти стремления к созданию уравновешенной, счастливой личности.

Дисбалансы вызывают психозы и неврозы, черты личности, которые Фрейд надеялся устранить, вновь обратившись к психосексуальным стадиям анализа.

Найти правильный уход
может быть непросто.

Мы делаем проще.

Получить помощь сегодня

2. Теория личности Айзенка

Хотя Фрейд может быть более известен среди неспециалистов, у Ганса Айзенка есть более доступная и реалистичная теория личности. Используя стандартизированный тест, разработанный Айзенком, психологи могут определить знакомые черты личности пациентов для определения психического здоровья.

В конечном счете, Айзенк считал, что личность является выражением нервной системы и что, развивая баланс между возбуждением и торможением нервов, можно развить здоровую личность.

После Второй мировой войны Айзенк разработал серию вопросов для оценки психических заболеваний у возвращающихся солдат, проходящих лечение от невротических расстройств. Анализируя ответы солдат, Айзенк выявил множество сходств, из которых он развил свои личностные черты первого порядка.

К ним относятся такие качества, как капризность, уравновешенность, импульсивность, пессимизм, пассивность и живость.

При дальнейшем анализе Айзенк выделил два больших измерения, или черты личности второго порядка, которые управляют личностью человека. К ним относятся экстраверсия/интроверсия и невротизм/стабильность; первое объясняет социальное поведение субъекта, а второе объясняет эмоциональный контроль.

Позже Айзенк добавил третье измерение, психотизм, который относится к жестоким, агрессивным и лишенным сочувствия субъектам. Переобучив нервную систему по-разному реагировать на стресс, можно изменить параметры личности.

3. Теория черт личности 16PF Кеттелла

Теория личности Рэймонда Кеттелла работала прямо вопреки теории Айзенка. Не соглашаясь с концепцией, согласно которой личность отражает только три измерения, Кеттелл пытался доказать, что для понимания личности необходимо учитывать гораздо большее количество черт.

Для этого Кеттелл изучил большую и разрозненную группу людей и собрал огромное количество информации, классифицированной как L-данные (история жизни, например, школьные оценки и производительность труда), Q-данные (стандартный вопросник) и T -данные (объективные тесты).

В конечном итоге Кеттел определил 16 личностных черт. Некоторые из этих черт включают интеллект, чувствительность, независимость, живость и теплоту.

Затем он разделил их на исходные и поверхностные черты, которые соответственно сложнее и легче обнаружить, но соответственно более и менее важны для описания личности.


СООТВЕТСТВУЮЩАЯ СТАТЬЯ: Алфавитный список психических расстройств


Резюме

Теории личности полезны для психологов по целому ряду причин: они предлагают стандартизированные описания поведения и черт, которые можно сравнивать между субъектами, и они показывают здоровы ли испытуемые или нуждаются в помощи.

Обывателям интересно рассматривать теории личности, но они, как правило, мало что дают в понимании вашего психического здоровья без интерпретации квалифицированного профессионального психолога.

Психология формирования личности

Личность — это то, о чем люди склонны много думать. Когда мы знакомимся с новыми людьми, будь то на работе, в школе или на общественных мероприятиях, мы часто сразу же сосредотачиваемся на их личности. Хороши ли они, полезны, общительны или застенчивы — это лишь некоторые из вещей, которые мы оцениваем, когда оцениваем окружающих нас людей.

Что такое развитие личности?

Именно наша личность делает нас такими, какие мы есть, но как именно формируется наша личность? Развитие личности было главной темой, интересующей некоторых из самых выдающихся мыслителей в области психологии. С момента возникновения психологии как отдельной науки исследователи предлагали множество идей, объясняющих, как и почему развивается личность.

Развитие личности относится к тому, как с течением времени появляются организованные модели поведения, составляющие уникальную личность каждого человека. Многие факторы влияют на личность, включая генетику, окружающую среду, воспитание и социальные переменные. Возможно, наиболее важно то, что постоянное взаимодействие всех этих влияний продолжает формировать личность с течением времени.

Ключевые теории

Наша личность делает нас уникальными, но как развивается личность? Как именно мы становимся теми, кто мы есть сегодня? Какие факторы играют наиболее важную роль в формировании личности? Может ли личность измениться?

Чтобы ответить на этот вопрос, многие видные теоретики разработали теории, описывающие различные ступени и этапы, встречающиеся на пути развития личности. Следующие теории сосредоточены на различных аспектах развития личности, включая когнитивное, социальное и моральное развитие.

Стадии психосексуального развития Фрейда

Зигмунд Фрейд не только является одним из самых известных мыслителей в области развития личности, но и остается одним из самых противоречивых. В своей хорошо известной теории стадий психосексуального развития Фрейд предположил, что личность развивается поэтапно, что связано с конкретными эрогенными зонами. Он предположил, что невыполнение этих этапов приведет к проблемам с личностью во взрослой жизни.

Структурная модель личности Фрейда

Фрейд не только теоретизировал о том, как личность развивалась в детстве, но также разработал структуру общей структуры личности. Согласно Фрейду, основная движущая сила личности и поведения известна как либидо. Эта либидинозная энергия подпитывает три компонента, составляющих личность: Ид, Эго и Супер-Эго.

  • id — это аспект личности, присутствующий при рождении. Это самая основная часть личности, которая побуждает людей удовлетворять свои самые основные потребности и побуждения.

  • Эго — это аспект личности, которому поручено контролировать побуждения Ид и заставлять его вести себя реалистично.

  • Суперэго является последним аспектом развития личности и содержит все идеалы, мораль и ценности, пропитанные нашими родителями и культурой. Эта часть личности пытается заставить эго вести себя в соответствии с этими идеалами. Тогда Эго должно быть посредником между первичными потребностями Ид, идеалистическими стандартами Супер-Эго и реальностью.

Концепция Фрейда об ид, эго и суперэго получила известность в массовой культуре, несмотря на отсутствие поддержки и значительный скептицизм со стороны многих исследователей. Согласно Фрейду, именно три элемента личности работают вместе, создавая сложное человеческое поведение.

Этапы психосоциального развития Эриксона

Восьмиэтапная теория человеческого развития Эрика Эриксона – одна из самых известных теорий в психологии. В то время как теория основывается на стадиях психосексуального развития Фрейда, Эриксон решил сосредоточиться на том, как социальные отношения влияют на развитие личности. Теория также выходит за рамки детства и рассматривает развитие на протяжении всей жизни.

На каждой стадии психосоциального развития люди сталкиваются с кризисом, в ходе которого необходимо выполнить задачу. Те, кто успешно завершает каждый этап, выходят с чувством мастерства и благополучия. Те, кто не разрешает кризис на каждом этапе, могут бороться с этими навыками до конца своей жизни.

Этапы когнитивного развития Пиаже

Теория когнитивного развития Жана Пиаже остается одной из наиболее часто цитируемых в психологии, несмотря на то, что подвергается серьезной критике. Хотя многие аспекты его теории не выдержали испытания временем, центральная идея остается важной и сегодня: дети думают иначе, чем взрослые.

Согласно Пиаже, дети проходят серию из четырех стадий, отмеченных характерными изменениями в их образе мышления. То, как дети думают о себе, других и окружающем мире, играет важную роль в формировании личности.

Стадии нравственного развития Кольберга

Лоуренс Кольберг разработал теорию развития личности, которая сосредоточена на росте нравственного мышления. Опираясь на двухэтапный процесс, предложенный Пиаже, Кольберг расширил теорию, включив в нее шесть различных этапов.

Теория подвергалась критике по целому ряду причин. Одна из основных критических замечаний заключается в том, что она не учитывает в равной степени представители разных полов и культур. Теория Кольберга остается важной для нашего понимания того, как развивается личность.


Личность включает в себя не только врожденные черты, но и развитие когнитивных и поведенческих моделей, которые влияют на то, как люди думают и действуют. Темперамент является ключевой частью личности, которая определяется унаследованными чертами.

Характер — это аспект личности, находящийся под влиянием опыта, который продолжает расти и меняться на протяжении всей жизни. В то время как личность продолжает развиваться с течением времени и реагировать на влияния и жизненный опыт, большая часть личности определяется врожденными чертами и опытом раннего детства.

Кендра Черри

Процесс социализации: развитие личности

Личность Развитие

   буйный
эмоциональный тон


Личность человека есть комплекс психические особенности, которые отличают их от других людей. Это включает в себя все модели мышления и эмоций, которые заставляют нас делать и говорить вещи особым образом. На базовом уровне личность выражается через наш темперамент или эмоциональный тон. Однако, личность также окрашивает наши ценности, убеждения и ожидания. Есть многие потенциальные факторы, которые участвуют в формировании личности. Эти факторы обычно рассматриваются как происходящие от наследственности и окружающей среды. Исследования психологов за последние несколько десятилетий все чаще указывали на более важное значение наследственных факторов, особенно для основных черт личности, таких как эмоциональный тон. Тем не менее, приобретение ценностей, убеждений и ожиданий, по-видимому, в большей степени обусловлены социализацией и уникальный опыт, особенно в детстве.

Некоторые наследственные факторы, влияющие на формирование личности развития делают это в результате взаимодействия с конкретными социальными среды, в которой живут люди. Например, ваш генетический унаследованные физические и умственные способности влияют на то, как другие видят вас, а впоследствии и то, как вы себя видите. Если у вас плохая моторика которые мешают вам бросить мяч прямо и если вы регулярно получаете плохие оценки в школе, вы, скорее всего, быть отмечены вашими учителями, друзьями и родственниками как кто-то, кто неадекватность или провал в той или иной степени. Это может стать самоисполняющееся пророчество, поскольку вы все больше воспринимаете себя таким образом и становитесь все более пессимистичными в отношении своих возможности и ваше будущее. Точно так же ваше здоровье и внешний вид, вероятно, будут очень важно для развития вашей личности. Вы можете быть слабым или крепкий. У вас может быть нарушение обучаемости. Вы можете быть стройной в культура, которая считает ожирение привлекательным или наоборот. Эти в значительной степени наследственные факторы, вероятно, заставят вас чувствовать, что вы красивый, уродливый или просто адекватный.

Точно так же цвет кожи, пол и сексуальная ориентация может иметь большое влияние на то, как вы воспринимаете самим собой. Принимают ли вас другие как нормального или ненормального может заставить вас думать и действовать социально приемлемым или маргинальным и даже девиантный способ.

  культурно девиантные волосы
стиль выбранный по этим
Север американский женщины
помечать их социально
маргинальный образ жизни

Существует множество потенциальных воздействий окружающей среды. которые помогают формировать личность. Практика воспитания детей особенно критический. В доминирующей культуре Северной Америки дети обычно воспитываются так, побудить их стать самостоятельными и независимыми.

Дети это часто им позволяют вести себя как равные своим родителям. За Например, они участвуют в принятии решений о том, какой тип пищи и развлечение, которое будет у семьи на вечеринке. Детям выплачиваются пособия и небольшие работы по дому, чтобы научить их нести ответственность за сами себя. Напротив, детей в Китае обычно поощряют думать и действовать как член своей семьи и подавлять собственные желания когда они вступают в противоречие с потребностями семьи. Независимость и уверенность в своих силах рассматривается как признак несостоятельности семьи и обескураженный. Неудивительно, что китайские дети традиционно им не разрешалось действовать наравне со своими родителями.

Несмотря на значительные различия в воспитании детей практики во всем мире, есть некоторые сходства. Мальчики и девочки социализируются по-разному в той или иной степени во всех обществах. Они получают различные сообщения от родителей и других взрослых относительно того, что подходящее для них занятие в жизни. Им предлагается подготовиться к их будущее на должностях, соответствующих их полу. Мальчикам чаще разрешается свобода экспериментировать и участвовать в физически рискованной деятельности. Девочек поощряют учиться выполнять домашние обязанности и участвовать в воспитание ребенка по присмотру за детьми. Если дети не соблюдают эти традиционных путей, их часто называют маргинальными или даже девиантными. Девушки могут называться «сорванцами», а мальчиков могут высмеивать за то, что они недостаточно мужской.

 

рискованная деятельность, которая до
конце 20 века было разрешено
только для мужчин в большинстве обществ

Всегда есть уникальные ситуации и межличностные события, которые помогают формировать нашу личность. Такие вещи как наличие родителей-алкоголиков, серьезные травмы в автомобильной аварии или изнасилование может оставить душевные шрамы, которые делают нас боязливыми и менее доверчивыми. Если вы единственный ребенок, вам не нужно учиться идти на компромисс. так же, как дети, у которых есть несколько братьев и сестер. Случайные встречи и действия может иметь большое влияние на всю оставшуюся жизнь и повлиять на нашу личность. Например, быть принятым для поступления в престижный университет или оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы встретить человека, который станет ваш супруг или спутник жизни может значительно изменить ход всей вашей жизни. Точно так же, будучи призванным в армию во время войны, узнав, что вас удочерили, или лично свидетелем трагического события, такого как разрушение Мира Башни торгового центра в Нью-Йорке могут изменить вашу основную перспективу.


Существуют ли типы личности?

Мы часто разделяем черты характера с другими, особенно члены нашей собственной семьи и общества. Это, наверное, из-за в основном к тому, чтобы социализироваться примерно таким же образом. Для нас это нормально приобретают черты личности в результате инкультурации. Большинство людей перенимают традиции, правила, манеры и предубеждения их культура. Учитывая этот факт, неудивительно, что некоторые исследователи утверждают, что существуют общенациональные типы личности, особенно в культурно однородных обществах. В течение 1940-х годов ряд ведущих антропологов и психологов утверждали, что существуют разные японские и немецкие личности, которые привели эти две нации к просмотру другие страны пытаются их уничтожить.

Понятие национального типы личности в первую очередь берут свое начало в антропологии с исследованием Рут Бенедикт, начиная с 1920-х гг. Она считала, что личность почти полностью выучил. Она сказала, что нормальные люди приобретают отчетливые этос , или же культурно-специфический личностный паттерн в процессе инкультурации как дети. Далее Бенедикт сказал, что наша культурная личность паттерны считаются нами «естественными», а другие личностные паттерны рассматривается как «неестественный» и девиантный. Она сказала, что такие чувства характерны для всех людей во всех культурах, потому что мы этноцентрический. Бенедикт сравнил типичные личности 19Североамериканский век Равнинные индейцы с фермерами пуэбло индейцы Юго-запада. Она сказала, что бизоны, охотящиеся на равнины Характер индейцев можно было охарактеризовать как агрессивный, склонный к насилие и стремление к экстремальным эмоциональным состояниям. Напротив, она сказала что типичный индеец пуэбло был полной противоположностью — миролюбивым, неагрессивным и трезвым по характеру.

 
Индийские равнины  
 

  Полинезийская женщина

Взгляды Бенедикта были особенно популярны в 1930-х среди ранние феминистки, такие как ее ученица Маргарет Мид. Это было потому, что если личность полностью изучена, это означает, что женское и мужское черты личности не запрограммировано биологически. Другими словами, культура, а не гены делают женщин заботливая по отношению к детям и пассивная по отношению к мужчинам. Так же, культура делает мужчин агрессивными и властными. Если это правда, то эти стереотипное поведение можно изменить и даже обратить вспять. Мед проведен этнографическая полевая работа среди полинезийцев а также меланезийский народы южной части Тихого океана, чтобы найти примеры обществ, в которых женственность и мужественность имеют очень отличные и даже противоположные характеристики от тех, встречается в западном мире. Она начала свои исследования на Самоа в 1925 где она обнаружила расслабленный подростковый возраст, когда мальчики и девочки свободно говорят о сексе. а не скрыто или подавлено.


ПРИМЕЧАНИЕ. В 1983 году Дж. Дерик Фриман утверждал, что Маргарет Мид была неправа в своем утверждении. о расслабленном самоанском подростковом возрасте в отношении сексуальности. Он описал Самоанское общество как сравнительно пуританское в результате христианской миссионерские влияния. Другие исследователи возражали, говоря, что Фриман провел большую часть своих полевых исследований спустя поколение после Мида и этого самоанского общество могло измениться за это время.


Сегодня большинство антропологов считают, что Бенедикт а ее ученики зашли слишком далеко в своих утверждениях о влиянии культуры на личность формирования и в обесценивании наследственности. Они также были склонны к чрезмерному упрощению, определяя людей, которые не разделяет всех черт «национального типа личности», как девианты. Более правильно рассматривать членов общества как имеющих ряд типов личности. То, что описывал Бенедикт, на самом деле было модальная личность . Это самый распространенный тип личности в обществе. В действительности, обычно в каждом обществе существует ряд нормальных типов личности.

В начале 1950-х Дэвид Рисман предложил что есть три распространенных типа модальной личности, которые встречаются вокруг Мир. Он называл их ориентированными на традицию, направленными внутрь себя и другими направленными. личности. личность, ориентированная на традиции — это тот, который делает сильный акцент на делать вещи так же, как они всегда делались. Физические лица с таким типом личности менее склонны пробовать что-то новое и искать новый опыт. Те, у кого направленных внутрь личности, являются ориентированный на чувство вины. То есть их поведение строго контролируется их совесть. В результате, полиции не нужно уверены, что они соблюдают закон. Эти люди следят за собой. Если они нарушат закон, они, скорее всего, сдадутся для наказания. Напротив, люди с другие личности имеют более неоднозначное отношение к правильному и неправильному. Когда они отклоняются от общественной нормой, они обычно не чувствуют себя виноватыми. Однако, если они застигнутые врасплох или выставленные на всеобщее обозрение, они, скорее всего, почувствуют стыд.

Сторонники концепции Рисмана о трех модальных личности позволяют предположить, что наиболее распространена личность, ориентированная на традицию. в малых обществах и в некоторых субкультурах крупных. Говорят, что личности, ориентированные на внутренний мир, более распространены в некоторых крупных обществах, особенно в культурно однородных. Напротив, личность, ориентированная на других, скорее всего, будет находиться в культурно разнообразные крупномасштабные общества, в которых нет единообразия в процессы социализации и значительная анонимность горожан.

В то время как анализ личности Рисмана был проницательный, критики указали, что люди могут иметь характеристики всех трех выявленных им модальных типов. Например, большинство северных Американцы, вероятно, не чувствуют вины за превышение скорости, когда они едут по автострадам, однако они будут чувствовать себя очень виноватыми, сбив кого-то на своей машине и, скорее всего, вызовет полицию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts