Джон Локк
IGDA. ДЖОН ЛОКК
Джон Локк (Locke) (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. В «Опыте о человеческом разумении» (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.
Другие биографические материалы:
Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Английский просветитель (С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).
Фролов И.Т. Английский философ-материалист (
Субботин А.Л. Политический мыслитель (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).
Андреева И.Н. Основоположник социально-политической доктрины либерализма (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).
Макаровский А.А. Сын классового компромисса и отец европейского свободомыслия (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965).
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Философ и педагог (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001).
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Сторонник сенсуализма ( Кириленко Г.Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. М. 2010).
Кумарин В. Великий педагог (Аксиомы Д. Локка).
Кондаков И.М. Создатель основ эмпирической психологии (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).
Субботин А.Л. Идеи Локка сыграли огромную роль в истории философской и общественно-политической мысли европейского Просвещения (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
Баландин Р.К. На опыте основывается все наше знание
(Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012
Блинников Л.В. Влияние Локка чувствуется вплоть до XX века (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002).
Основоположник свободомыслия XVIII века (Всемирная история. Том V. М., 1958).
Не в силах выносить городскую духоту (Материалы энциклопедии «Мир вокруг нас»).
По данным из энциклопедии (Энциклопедия Кирилла и Мефодия).
Далее читайте:
Джон Локк. Мысли о воспитании.
Джон Локк. Опыт о человеческом разумении (Статья А.Л. Субботина о сочинении Дж. Локка).
Валентин Кумарин. Аксиомы Д. Локка.
Сочинения:
Сочинения в трех томах. М., 1985-88.
Works, v. 1-10, London, 1801.
The Works of John Locke, v. 1–10. L., 1812;
The Correspondence of John Locke, v. 1–8. Oxf., 1981–1989;
Essays on the Law of Nature… Ed. by W. von Leyden. Oxf., 1954;
Two Treatises of Government. A Critical edition with an Introduction and Apparatus Criticus by Peter Laslett. Cambr., 1960;
A Letter on Toleration, ed. by Klibansky and Cough. Oxf., 1968;
Литература:
Заиченко Г. А. Джон Локк. М., 1973.
Заиченко Г.А. Дж.Локк. М., 1988;
Рахман Д. Дж. Локк. X., 1924;
Серебренников В. Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности. СПб., 1892;
Mackie J. L. Problems from Locke. Oxford, 1976.
Dunn J. Locke. Oxford, 1984.
Aaron R.I. John Locke. Oxf., 1973;
Fox Bourne H.R. The Life of John Locke, v. 1–2. L., 1876;
Cranston M. John Locke. A Biography. Longmans, 1957;
Gibson J. Locke’s Theory of Knowledge and its Historical Relations. Cambr.–N. Y., 1917;
Gough J.W. John Locke’s Political Philosophy. Oxf., 1973;
Yolton J.W. John Locke and the Way of Ideas. L., 1956;
John Locke: Problems and Perspectives, ed. J. W.Yolton. Cambr., 1969.
Джон Локк: философия, основные идеи, учение кратко
Конечную реальность, без следа исчезающую в субстанции Спинозы, пытался сохранить для сознания человека Джон Локк (1632-1704) — продолжатель линии эмпирического философствования, начатой Ф. Бэконом.
Основным мотивом его учения стала полемика против принципа непосредственной достоверности истины и синтетического метода научного познания. Возражая Декарту, Локк хочет представить идеи как результат опыта, а не нечто врожденное или исходное, априорное. При этом общей идеей или понятием Локк именует не раскрытие сущности того, что есть, а простое субъективное представление в нашей душе. Этот взгляд на общие идеи как на призраки, порождаемые воображением, исходит из предпосылки, что существуют только созданные Богом единичные вещи, которые познаются людьми посредством восприятия. Отсюда же возникает локкова гипотеза о нашем уме как изначально чистой доске, постепенно заполняемой знаками, которые все обозначают предметы чувственного опыта. Поэтому, в противоположность метафизике, эмпиризм утверждает: nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu (лат.) — нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувстве.
Каким путем и в каком порядке появляются из этого начала представления в нашем уме? Согласно Локку, первыми возникают простые или единичные идеи, т. е. ощущения. Из ощущений единичных вещей возникают представления о цветах и свете, фигуре, покое, движении. Рефлексия, т.е. обдумывание действий нашего ума приводит к представлениям о вере, сомнении и о самом мышлении. Сочетание ощущений и рефлексии создает представление об удовольствии, страдании и т.п. Согласно Локку, сложные или общие идеи не входят в сознание ни путем ощущения, ни путем рефлексии. Они целиком создаются нашим мышлением, которое с помощью воображения конструирует их из уже доставленных чувствами простых идей.
Сложные идеи синтезируются умом путем сравнения представлений друг с другом, различения в них разного и одинакового и, наконец, абстрагирования, т.е. мысленного отвлечения от одних свойств и фиксации тех, которые кажутся нам важными и полезными. Таким образом из наблюдения многообразных явлений внешнего и внутреннего мира у нас рождаются представления о времени и пространстве, о причине и следствии, свободе и необходимости, о природе, субстанции, материи и духе.
Указывая на опыт как источник всех наших знаний, Локк правильно констатирует, что прежде чем начать рассуждать, человек должен иметь чувственный опыт. Исходя из этого, он верно изображает ход возникновения в сознании субъективных представлений о пространстве, времени, свободе, необходимости, причине и т.п. Вместе с тем Локк признается, что он не знает, что такое время, пространство, субстанция, природа и т.д. сами о себе. Это признание — не случайность. Локк убежден, что все общие представления, т.е. родо-видовые понятия, категории и идеи суть лишь субъективные порождения нашего воображения. Они не выражают чего-то реально существующего, а только номинально обозначают продукты абстрагирующей деятельности рассудка.
Вспоминая старый схоластический спор номиналистов и реалистов, Локк даже проводит различие между «реальными» и «номинальными» сущностями — единичными предметами внешнего и внутреннего мира и обозначающими их общими идеями, или именами, служащими лишь удобным средством общения между людьми. И в этом Локк не заблуждается. Отвлечение от многообразия единичных предметов действительно дает не знание общего, а лишь ряд неопределенных абстрактных представлений, которым не соответствует никакая реальность.
Он только не замечает, что этот вывод ставит под сомнение выдвинутый им принцип опыта как источника всех наших знаний. Ведь исходя из опыта, каким его представляет себе Локк, мы можем знать лишь единичные вещи, но и это — не знание, а только восприятие и наблюдение, не больше. Поэтому с точки зрения эмпиризма истина оказывается лишь чем-то условным и относительным — простым соответствием наших субъективных представлений единичным и случайным предметам вне или внутри нашего нашего сознания.
Джон Локк | Философия, общественный договор, два трактата о правительстве и факты
Джон Локк
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 29 августа 1632 г. Англия
- Умер:
- 28 октября 1704 г. (72 года) Англия
- Известные работы:
- «Письмо о веротерпимости» «Эссе о человеческом разумении» «Очерки о законах природы» «Некоторые мысли об образовании» «Разумность христианства» «Два трактата о правительстве» «Два трактата о правительстве»
- Предметы изучения:
- христианство знания язык личность первичное качество
- Роль в:
- Просветление
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Кем был Джон Локк?
Джон Локк был английским философом и политическим теоретиком, родившимся в 1632 году в Рингтоне, Сомерсет, Англия, и умершим в 1704 году в Хай-Лейвере, Эссекс. Он признан основателем британского эмпиризма и автором первого систематического изложения и защиты политического либерализма.
Подробнее читайте ниже: Джон Локк
Какие самые известные произведения Джона Локка?
Самыми известными работами Джона Локка являются «Эссе о человеческом понимании» (1689), в котором он разработал свою теорию идей и свое описание происхождения человеческого знания в опыте, и «Два трактата о правительстве» (первое издание). опубликовано в 1690 г., но существенно составлено до 1683 г.), в котором он защищал теорию политической власти, основанную на естественных индивидуальных правах и свободах и согласии управляемых.
Подробнее читайте ниже: Два трактата о правительстве
Подробнее читайте ниже: Эссе о человеческом понимании
Какой вклад Джон Локк внес в эпистемологию?
В эпистемологии (философской теории познания) Джон Локк выступил против существования врожденных идей (идей, присутствующих в уме естественным образом или при рождении), показав, что все человеческие идеи, кроме «пустяковых», могут быть получены из ощущений или размышлений. (наблюдение за действиями ума) и как знание может быть определено в терминах восприятия согласия или связей между идеями.
Подробнее читайте ниже: эпистемология: вера и разум
Какой вклад Джон Локк внес в политическую теорию?
В политической теории или политической философии Джон Локк опроверг теорию божественного права королей и утверждал, что все люди наделены естественными правами на жизнь, свободу и собственность и что правители, не способные защитить эти права, могут быть удаляются народом, при необходимости силой.
политическая философия: Локк
Узнайте больше о вкладе Джона Локка в политическую философию.Как Джон Локк повлиял на Просвещение?
Философия Джона Локка вдохновила и отразила ценности Просвещения в признании прав и равенства людей, критике произвольной власти (например, божественного права королей), защите религиозной терпимости и общем эмпирическом и научном характере. .
Подробнее ниже: история Европы: влияние Локка
Как Джон Локк повлиял на структуру правительства США?
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Джон Локк (родился 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — умер 28 октября 1704, Хай Лейвер, Эссекс), английский философ, чьи работы лежат в основе современного философского эмпиризма и политического либерализма. Он был вдохновителем как европейского Просвещения, так и Конституции Соединенных Штатов. Его философское мышление было близко к мышлению основоположников современной науки, особенно Роберта Бойля, сэра Исаака Ньютона и других членов Королевского общества. Его политическая мысль основывалась на идее общественного договора между гражданами и важности терпимости, особенно в вопросах религии. Многое из того, за что он выступал в сфере политики, было принято в Англии после Славной революции 1688–1689 годов.и в Соединенных Штатах после провозглашения независимости страны в 1776 году.
Ранние годы
Семья Локка симпатизировала пуританству, но осталась в англиканской церкви, и эта ситуация отразилась на дальнейшей жизни и мышлении Локка. Выросший в Пенсфорде, недалеко от Бристоля, Локку было 10 лет в начале английских гражданских войн между монархией Карла I и парламентскими силами под руководством Оливера Кромвеля. Отец Локка, юрист, служил капитаном в кавалерии парламентариев и участвовал в некоторых ограниченных действиях. Таким образом, можно предположить, что с раннего возраста Локк отвергал любые притязания короля на божественное право на власть.
После того, как в 1646 году закончилась первая Гражданская война, отец Локка смог добиться для своего сына, явно проявившего академические способности, место в Вестминстерской школе в далеком Лондоне. Именно в это уже известное учреждение Локк поступил в 1647 году в возрасте 14 лет. Хотя школа перешла во владение нового республиканского правительства, ее директор Ричард Басби (сам выдающийся ученый) был роялистом. В течение четырех лет Локк оставался под руководством и контролем Басби (Басби был приверженцем дисциплины и очень любил березу). В январе 1649 г., всего в полумиле от Вестминстерской школы, Чарльз был обезглавлен по приказу Кромвеля. Мальчиков не пустили на казнь, хотя они, несомненно, были хорошо осведомлены о происходящих поблизости событиях.
Учебная программа Вестминстера сосредоточена на латыни, греческом, иврите, арабском языке, математике и географии. В 1650 году Локк был избран Королевским ученым, академическая честь и финансовая выгода позволили ему купить несколько книг, в основном классические тексты на греческом и латинском языках. Хотя Локк, очевидно, был хорошим учеником, ему не нравилось учиться в школе; в более позднем возрасте он нападал на школы-интернаты за их чрезмерный упор на телесные наказания и за нецивилизованное поведение учеников. В своей чрезвычайно влиятельной работе Некоторые мысли о воспитании (1693), он приводил доводы в пользу превосходства частного репетиторства для образования молодых джентльменов ( см. ниже Другие работы).
Оксфорд
Осенью 1652 года Локк, в сравнительно позднем возрасте 20 лет, поступил в Крайст-Черч, крупнейший из колледжей Оксфордского университета и резиденцию двора Карла I во время Гражданских войн. Но роялистские дни Оксфорда остались позади, и пуританские последователи Кромвеля заняли большинство должностей. Сам Кромвель был канцлером, а Джон Оуэн, бывший капеллан Кромвеля, был вице-канцлером и деканом. Однако Оуэн и Кромвель стремились как можно скорее вернуть университет к нормальной жизни, и им это в значительной степени удалось.
Позже Локк сообщил, что считает учебную программу бакалавриата в Оксфорде скучной и неинтересной. В основном это был средневековый университет, сосредоточенный на Аристотеле (особенно на его логике) и в значительной степени игнорировавший важные новые идеи о природе и происхождении знания, которые были развиты в трудах Фрэнсиса Бэкона (1561–1626), Рене Декарта (1596). –1650) и других натурфилософов. Хотя их работы не входили в официальную программу, Локк вскоре начал их читать. Он получил степень бакалавра в 1656 году и степень магистра два года спустя, примерно в это же время он был избран студентом (эквивалентом члена) Крайст-Черч. В Оксфорде Локк установил контакт с некоторыми сторонниками новой науки, в том числе с епископом Джоном Уилкинсом, астрономом и архитектором Кристофером Реном, врачами Томасом Уиллисом и Ричардом Лоуэром, физиком Робертом Гуком и, что наиболее важно, с выдающимся естествоиспытателем и теолог Роберт Бойль. Локк посещал занятия по иатрохимии (раннее применение химии в медицине), и вскоре он сотрудничал с Бойлем в важных медицинских исследованиях человеческой крови. Медицина отныне должна была играть центральную роль в его жизни.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Восстановление английской монархии в 1660 году было для Локка неоднозначным благословением. Это побудило многих его научных сотрудников вернуться в Лондон, где они вскоре основали Королевское общество, которое послужило стимулом для многих научных исследований. Но в Оксфорде новая свобода от пуританского контроля поощряла неуправляемое поведение и религиозный энтузиазм среди студентов. Эти эксцессы заставили Локка опасаться быстрых социальных изменений, что, несомненно, частично отражало его собственное детство во время Гражданских войн.
В своем первом существенном политическом труде, Два трактата о правительстве (составленном в 1660 г. , но впервые опубликованном три века спустя, в 1967 г.), Локк отстаивал очень консервативную позицию: в интересах политической стабильности правительство вправе издавать законы. по любому вопросу религии, который не имеет прямого отношения к основным верованиям христианства. Эта точка зрения, ответ на предполагаемую угрозу анархии, которую представляют сектантские разногласия, была диаметрально противоположна доктрине, которую он позже изложил в 9 г.0053 Два правительственных трактата (1689 г.).
В 1663 году Локк был назначен старшим цензором в Крайст-Черч, должность, которая требовала от него наблюдения за учебой и дисциплиной студентов и чтения серии лекций. Полученные в результате очерка о законах природы (впервые опубликованные в 1954 г.) представляют собой раннее изложение его философских взглядов, многие из которых он сохранил более или менее неизменными до конца своей жизни. Из них двумя наиболее важными были, во-первых, его приверженность закону природы, естественному моральному закону, лежащему в основе правильности или неправильности любого человеческого поведения, и, во-вторых, его приверженность эмпирическому принципу, согласно которому все знания, включая моральные, знание, полученное из опыта и, следовательно, не врожденное. Эти утверждения должны были стать центральными в его зрелой философии как в отношении политической теории, так и эпистемологии.
Джон Локк | Энциклопедия Первой поправки
(Изображение с Викисклада, нарисовано Годфри Кнеллером в 1697 г., общественное достояние)
Американское революционное поколение черпало многие идеи у английского философа Джона Локка (1632–1704). Локк, которого часто считают основателем современной «либеральной» мысли, первым выдвинул идеи естественного права, общественного договора, религиозной терпимости и права на революцию, которые оказались важными как для американской революции, так и для последовавшей за ней Конституции США.
Локк выступал против «отцовского» надзора правительства
Локк родился в зажиточной семье, которая поддерживала парламентские симпатии во время Гражданской войны в Англии. Получив медицинское образование в Оксфорде, он работал семейным врачом и советником Энтони Эшли Купера (впоследствии графа Шефтсбери), который стал самым видным лидером оппозиции вигов после «Реставрации» монархии Стюартов в 1660 году. Во время политической ссылки в Голландии Локк усовершенствовал свои самые известные работы по философии и политической теории: «Опыт о человеческом разумении» и «Два трактата о правительстве» соответственно. Обе работы основаны на предпосылке, что, поскольку люди способны проявлять разум, им можно доверить управление своими делами без «отцовского» надзора со стороны правительства, как он утверждает в своем «Втором трактате» (19).52 издание: 30).
Локк опубликовал эти работы только после Славной революции 1688 года, когда парламент сверг абсолютиста Якова II в пользу конституционной монархии, и даже тогда он сохранил анонимность авторства «Трактатов». В то время как Первый трактат разоблачает философию «божественного права королей», более влиятельный Второй трактат излагает позитивную теорию правления Локка. Это оказалось важным для американских основателей, хотя более поздние историки участвовали в широких дебатах о том, был ли Локк главным образом радикальным либертарианцем, апологетом капитализма, социал-демократом, моральным индивидуалистом, атеистическим гедонистом или глубоко религиозным реформатором. .
Локк сказал, что «изначальным» состоянием человечества является «состояние совершенной свободы»
Основные идеи Второго трактата обманчиво просты. Чтобы понять правительство, Локк начинает с «изначального» состояния человечества, которое он описывает как дополитическое «естественное состояние»: мужчины и женщины в «состоянии совершенной свободы распоряжаться своими действиями и распоряжаться своей личностью и имуществом по своему усмотрению. , в рамках закона природы, не спрашивая разрешения и не завися от воли любого другого человека».
Это также состояние равенства: при отсутствии какой-либо естественной иерархии каждый человек рождается с равными правами на «жизнь, свободу и имущество», которые квалифицируются как «собственность», самое существенное естественное право ( 1952: 48). Тем не менее естественное состояние нежелательно; как порождения страсти, люди склонны предвзято относиться к своей собственной выгоде, и им не хватает как нейтрального «арбитра» для разрешения споров, так и беспристрастного силовика для исполнения законов природы (1952: 49).
Когда естественное состояние скатывается в «состояние войны», эти свободные и равные индивидуумы рационально решают заключить общественный договор, основанный на взаимном «согласии» и руководствующийся «решимостью большинства» (1952: 55). . Индивиды отказываются от своих естественных прав разрешать споры и обеспечивать соблюдение законов природы, и, таким образом, отказываясь от своих индивидуальных прав, они создают первоначальные полномочия правительства: законодательную и исполнительную, различие, которое Локк использует для оправдания фундаментального разделения властей. Если какая-либо ветвь превышает свои полномочия, народ сохраняет за собой право восстать после «длинной череды злоупотреблений» (19).52: 126).
Американцы находились под непосредственным влиянием принципов Локка
Американские революционеры часто проводили прямую линию между принципами Локка и своими собственными. Они часто цитировали его во время протестов против Закона о гербовых марках и войны брошюр. Томас Джефферсон, описывая написанную им Декларацию независимости, заметил, что «весь ее авторитет основан на гармонирующих настроениях того времени», взятых из «элементарных книг публичного права, таких как Аристотель, Цицерон, Локк, Сидней и т. д. ” (1999 издание его политических сочинений: 148).
Хотя имя Локка реже упоминалось во время разработки Конституции, его опасения по поводу защиты «жизни, свободы и имущества» разделялись всеми делегатами в Филадельфии, которые беспокоились, что правительства штатов потерпели неудачу в этом основном вопросе. Задача Локка. Видные антифедералисты, разочарованные первоначальным отсутствием билля о правах, также апеллировали к философии Локка. Как писал Ричард Генри Ли, «существуют определенные неотъемлемые и фундаментальные права, которые при формировании общественного договора должны быть четко установлены и закреплены» (19).85 издание: 232).
Локк защищал религиозную терпимость
Самый непосредственный вклад Локка в Первую поправку заключается в его защите религиозной терпимости. Хотя веротерпимость в американских колониях возникла раньше Локка, особенно в плюралистических средних колониях и в трудах Роджера Уильямса из Род-Айленда, Локк оказал значительную поддержку этому делу в своем Письме о веротерпимости (1689 г.). Как христианский рационалист, Локк отверг идеи о том, что вера может быть принуждена и что благочестие требует особой организационной или доктринальной ортодоксии.
Если правительство существует только для защиты собственности, оно не может иметь права голоса по отношению к религии: «Забота о душах не возложена на гражданского магистрата, как и на других людей. . . . Никакая такая власть не может быть возложена на магистрата с согласия народа; потому что никто не может настолько отказаться от заботы о своем спасении, как слепо предоставить его выбору любого другого» (издание 1983 г.: 26). Он добавил, что «сама Церковь есть вещь абсолютно отдельная и отличная от Речи Посполитой. Границы того и другого фиксированы и незыблемы. Он смешивает Небо и Землю вместе.