Эдипов комплекс | Словарь гендерных терминов
- Э
Эдипов комплекс
Эдипов комплекс — одно из основных понятий классического психоанализа, использованное Зигмундом Фрейдом для обозначения амбивалентного (двойственного) отношения ребенка к своим родителям. Под эдиповым комплексом понимается проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям.
Впервые представления об эдиповом комплексе были выражены З. Фрейдом в 1897 г. в одном из писем к берлинскому врачу В. Флиссу (1858–1928). На основе самоанализа, включающего детские воспоминания, он выявил в себе ранние смешанные чувства любви к матери и ревности к отцу. При этом основатель психоанализа соотнес свои личные переживания с древнегреческим мифом, содержание которого было отражено в древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип». В трагедии Софокла повествовалось о несчастной судьбе Эдипа, который, не ведая того, сперва убил своего отца Лая – царя Фив, потом женился на своей матери Иокасте, затем, узнав от оракула о совершенных им непреднамеренных деяниях, он ослепил себя.
Почерпнутая из древнегреческого мифа тема отцеубийства и запрета на инцестуозную связь переросла у З. Фрейда в идею эдипова комплекса, присущего каждому человеку. Согласно З. Фрейду, сновидения человека убеждают в том, что, вероятно, всем суждено направлять свое первое сексуальное чувство на мать и первое насильственное желание – на отца.
Наблюдения за детьми и изучение воспоминаний взрослых о своем детстве подвели З. Фрейда к выводу о всеобщем, универсальном проявлении эдипова комплекса. Мальчик эротически привязан к матери, хочет обладать ею и воспринимает отца как помеху ему в этом; девочка испытывает нежные чувства к отцу и потребность в устранении матери, чтобы занять ее место в отношениях с отцом.
В своем понимании эдипова комплекса З. Фрейд исходил из того, что бисексуальность (мужское и женское начало) человека приводит к такому положению, когда ребенок может занимать как активную, так и пассивную позицию. Сексуальное предпочтение родителя противоположного пола и ненависть к родителю того же пола составляют, с точки зрения З. Фрейда, позитивную форму эдипова комплекса. Любовь к родителю того же пола и стремление устранить из жизни родителя противоположного пола характерны для негативной формы этого комплекса. В процессе психосексуального развития ребенка проявляются обе формы, образуя так называемый полный эдипов комплекс.
Данный комплекс характеризуется двойственным отношением ребенка к своим родителям. Он одновременно любит и ненавидит каждого из них, боготворит их и желает им смерти; хочет быть похожим на них и боится быть наказанным за свои бессознательные желания. Мальчик не только проявляет эротические чувства к матери и стремится устранить отца, но и испытывает свойственные девочке нежность к отцу и враждебность к матери. Аналогичная картина наблюдается и у девочки: она не только имеет сексуальное влечение к отцу и ревностное чувство к матери, но и враждебно настроена к отцу и испытывает сильную эмоциональную привязанность к матери.
В представлении З. Фрейда эдипов комплекс проявляется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, и перед каждым ребенком встает жизненная задача, связанная с развитием и преодолением этого комплекса. Разрушение и гибель эдипова комплекса в процессе психосексуального развития ребенка, характеризующегося переходом от фаллической (символизирующей значение пениса) фазы детской сексуальности к ее латентному (скрытому) периоду – нормальный путь развития человека: «в норме в конце этого раннего сексуального периода эдипов комплекс должен быть преодолен, основательно смягчен и переформирован, а результатом такого превращения будет возможность хороших успехов в последующей душевной жизни». Вытеснение же эдипова комплекса и сохранение его в бессознательном чревато невротизацией ребенка, впоследствии сказывающейся на психических расстройствах взрослого: благополучное преодоление этого комплекса, как правило, не осуществляется основательно, и тогда «пубертатный период вызывает реанимацию комплекса, что может иметь плохие последствия».
З. Фрейд считал, что, несмотря на универсальность эдипова комплекса, развитие и изживание его у мальчика и девочки проходят по-разному. Угроза кастрации и страх мальчика перед возможностью наказания за инцестуозные влечения приводит к отвращению его от эдипова комплекса. Связанные с этим комплексом эротические влечения мальчика десексуализируются и сублимируются, то есть переключаются на социально приемлемые цели. В случае идеального осуществления этого процесса эдипов комплекс разрушается и упраздняется. Стало быть, эдипов комплекс у мальчика погибает вследствие угрозы кастрации.
Развитие и преодоление эдипова комплекса у девочки имеет иной характер. Обнаружив, что в отличие от мальчика она не имеет пениса, девочка воспринимает кастрацию как уже свершившийся факт. Это приводит к тому, что «в то время как эдипов комплекс мальчика погибает вследствие кастрационного комплекса, эдипов комплекс девочки становится возможным и возникает благодаря кастрационному комплексу».
По мнению З. Фрейда, девочка испытывает зависть к тому органу, который у нее отсутствует. Она переходит символическим путем от пениса к ребенку, желает получить его в подарок от отца. Это желание сохраняется на протяжении длительного времени, в результате чего девочка медленно расстается с эдиповым комплексом. В форме желания обладать пенисом и родить ребенка эдипов комплекс девочки долгое время сохраняет свою действенность и способствует подготовке женщины к ее половой роли. Преодоление этого комплекса у девочки связано с угрозой утраты родительской любви.
В процессе гибели эдипова комплекса внешний авторитет родителей как бы перемещается вовнутрь детской психики. Он становится внутренним достоянием ребенка, приводя к образованию такой психической инстанции, как Сверх-Я. Так, по мнению З. Фрейда, Сверх-Я становится наследником эдипова комплекса. Отныне Сверх-Я выступает в роли недремлющего ока или карающей совести, вызывая у человека чувство вины. По выражению основателя психоанализа, эдипов комплекс оказывается одним из самых важных источников сознания вины, доставляющей особое беспокойство невротикам.
Согласно З. Фрейду, в эдиповом комплексе завершается инфантильная сексуальность. Кто оказывается не в состоянии нормальным образом пройти эдипову фазу психосексуального развития, тот заболевает неврозом. Эдипов комплекс составляет ядро неврозов.
З. Фрейд не утверждал, что эдипов комплекс исчерпывает отношение детей к родителям, которое может быть сложным и многообразным. Более того, он считал, что этот комплекс может претерпевать изменения. Вместе с тем он исходил из того, что эдипов комплекс является значительным фактором душевной жизни ребенка и существует опасность «скорее недооценить его влияние и обусловленное им развитие, чем переоценить его».
На основе этого комплекса возникает, как полагал З. Фрейд, человеческая культура, связанная с соответствующими нормами и запретами на инцест. В эдиповом комплексе совпадают начало религии, нравственности, морали, социальных институтов общества и искусства.
Что касается возможности реализации эротических и деструктивных влечений, связанных с эдиповым комплексом, то она может находить свое воплощение в сновидениях. Не случайно в сновидениях нередко содержатся разнообразные сцены, сюжеты и образы инцестуозного характера, сопряженные с убийством и смертью родителей, родственников, близких людей.
Признание или отрицание эдипова комплекса – своего рода лакмусовая бумажка, позволяющая проводить различие между сторонниками и противниками психоанализа. Как замечал З. Фрейд, ничто другое не навредило психоанализу столь сильно в отношении к нему современников, как «рассмотрение эдипова комплекса в качестве общечеловеческой судьбоносной структуры» (Лейбин, 2010).
Литература:
Лейбин, В. М. (2010). Эдипов комплекс. Словарь-справочник по психоанализу (с. 660-664). Москва: АСТ.
Добавить комментарий
Эдипов комплекс
Эдипов комплекс — Согласно Зигмунду Фрейду и его последователям по психоанализу, это комплекс детских переживаний, состоящий из влечения мальчика к матери с ревностью и недоброжелательством по отношению к отцу, развивающимся в этой связи.
Разрабатывая учение о неврозах, Фрейд пришел к выводу о наличии сильных сексуальных мотивов в их этимологии. Обращаясь за подтверждением своей гипотезы к мифологическим сюжетам, художественным и литературным памятникам истории, Фрейд особое внимание уделяет древнегреческому мифу о царе Эдипе.
Название комплекса происходит из древнегреческой мифологии. Эдип — сын царя из города Фивы Лайя и царицы Иокасты, которым было предсказано, что их сын убъет отца и станет мужем собственной матери. Когда родился Эдип, царь приказал проколоть ему ступни (Эдип — значит пухлоногнй, с распухшими ногами) и бросить на съедение зверям. Раб пожалел мальчика и отдал его пастуху коринфского царя Полиба. Эдип вырос в уверенности, что царь Полиб ему отец.
Тот же Дельфийский оракул, по наводке которого царь приказал убить собственного сына, предсказал (внушил?) уже самому Эдипу, что тот убьет своего отца и женится на матери. Потрясенный этим предсказанием, Эдип решает покинуть дом, который он считал родным. В пути Эдип встречает Лайя и, вступив с ним в спор, убивает его. Так исполнилась первая часть пророчества: Эдип становится убийцей своего отца.
На пути в Фивы Эдип встречает Сфинкса, который стережет город и пожирает всех путников, не разгадавших его загадку. Эдип решает загадку. Тогда Сфинкс бросается в пропасть, и дорога в Фивы становится свободной. Эдип входит в город, и благодарные фиванцы избирают его царем и дают в жены вдову прежнего царя Иокасту.
От этого брака родились сыновья Этеокл и Полиник, а также дочери Йемена и Антигона. Так сбывается вторая часть пророчества (которое несколько похоже на внушение) — Эдип становится мужем своей матери. Через несколько лет в Фивах начался свирепый голод, вспыхнула эпидемия чумы. Дельфийский оракул предсказывает, что бедствия прекратятся после того, как будет обнаружен убийца Лайя. В результате расследования Эдип с ужасом узнает правду, ослепляет себя и покидает Фивы, Иокаста кончает жизнь самоубийством.
Подобные легенды распространены у многих народов. Кара, постигшая Эдипа, отражает социальный запрет на брачные отношения между прямыми родственниками (инцест). Корни этого запрета уходят в глубокую древность, когда нашими предками было отмечено, что дети, рожденные в результате таких отношений, более слабые и менее жизнеспособные (потому что чаще страдают наследственными заболеваниями, так как выше вероятность объединения рецессивных генов).
Подобный мифу об Эдипе существует древнегреческий миф об Электре (женский вариант комплекса Эдипа).
В этих мифологических сюжетах Фрейд усмотрел не только доказательства того, что сексуальные влечения являются основой деятельности человека, но и подтверждение идеи о существовании тех сексуальных комплексов, которые якобы с детства заложены в человеке.
Эдипов комплекс, являясь одним из базовых образований, определяет далее специфику сексуальной жизни человека, особенности его склонностей, странностей, вкусов и привычек. Преформации этого комплекса лежат и в основе неврозов и невротических реакций человека.
Во взрослой жизни человека комплекс Эдипа вытесняется в сферу бессознательного, является универсальным для мужчин и определяет многие аспекты их сексуальности и невротизма.
Соответственно у девочек и женщин формируется и развивается так называемый комплекс Электры.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Поиск в Британике
Викторина по основам скандинавской мифологии
Еще 5 картин, которые стоит увидеть в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге
Как работает коллегия выборщиков?
Узнайте об Эдиповом комплексе
5 минут
Написано и проверено психологом Даниэлой Алос .
Последнее обновление: 21 декабря 2022 г.
Эдипов комплекс считается краеугольным камнем психоанализа Фрейда. Это одна из фундаментальных концепций психоаналитической теории. Он не только объясняет формирование структуры личности, но и помогает понять клинические проявления.
Что касается теории, Эдипов комплекс представляет собой центральную ось теории влечений и метапсихологии Фрейда. Объясняет психическое функционирование и формирование личности. В то время это была веха и революция, потому что этот новый подход был основан на принципе психической причинности. Другими словами, он использовал бессознательное для объяснения формирования личности.
Эдипов комплекс и его клинические проявления важны из-за их причинно-следственной связи. В зависимости от его развития и разрешения будет развиваться определенная структура личности. В свою очередь, это уступит место генерации симптомов в различных структурных модальностях (психоз, невроз или перверсия).
Что такое Эдипов комплекс?
Для начала мы должны уточнить, что технический термин -комплекс- относится к конфликту в психоанализе. Значение этого слова полностью отличается от его использования в психологии или популярном сленге, где оно относится к «быть застенчивым», или «иметь комплекс».
Таким образом, Эдипов комплекс намекает на конфликт, основанный на организованном наборе романтических и враждебных желаний, испытываемых ребенком по отношению к своим родителям. Фрейд определяет это как бессознательное желание поддерживать сексуальные отношения (кровосмесительный характер) с родителем противоположного пола (мать) и на устранение родителя того же пола (отцеубийство) .
«Впервые ребенок должен обменять удовольствие на социальное достоинство».
-Зигмунд Фрейд-
Фрейд формально придает Эдипову комплексу статус комплекса в своей работе «Пять лекций по психоанализу» (1910). Мы говорим формально, потому что он начал использовать этот термин в 189 г.7. Именно тогда он упомянул шедевр Софокла под названием «Царь Эдип».
Фрейд использует греческую трагедию «Царь Эдип», чтобы проиллюстрировать универсальность амбивалентности ребенка по отношению к своим родителям, а также развитие гетеро- и гомосексуальных компонентов. Эта тема будет рассмотрена в подростковом возрасте. В этот период происходит трансформация сексуальности и отстранение от родительской власти.
Что важно в Эдиповом комплексе?
В своей работе под названием «Три эссе по теории сексуальности» (1905), Фрейд уверяет, что кровосмесительные фантазии о замене соперничающего родителя повторяются у детей. Это означает замену отца для мальчиков и матери для девочек. Эта фантазия заставляет детей одновременно чувствовать вину и страх перед наказанием.
Защитные механизмы являются «естественной» реакцией на эту динамику. Они дают разрешение этим желаниям. Эти защитные механизмы будут различаться в зависимости от типа формирующейся личности. При неврозах вытеснение допускает эдипальное разрешение. В случае психоза эдипальное разрешение достигается путем выкупа . А в случае извращения, отрицание будет применяться механизм.
«Невроз — это неспособность терпеть двусмысленность».
-Зигмунд Фрейд-
Защитные механизмы, используемые каждым человеком для решения Эдипова комплекса, определяют структуру его личности. Следовательно, они также будут определять, как эти люди сталкиваются и объясняют как внешний, так и внутренний миры. Жак Лакан, французский психоаналитик, очень привязанный к теориям Фрейда, лучше всего объясняет роль лишения права выкупа и отрицания как защитных механизмов.
Тем не менее, углубляясь в роль, которую Эдипов комплекс играет в отношении чувств амбивалентности, которые могут существовать, есть функция, которая выделяется среди всех остальных. Этот комплекс позволяет познакомить ребенка с нормами права и культуры. Фрейд ссылается на это в своей работе «Тотем и табу» (1913), когда пишет о первобытной орде.
Связь между Тотемом и Табу и Эдиповым комплексом
В работах Фрейда «Тотем и табу» , новый общественный порядок, основанный на экзогамии, устанавливается после того, как убийство тотема вызывает сожаление и чувство вины внутри орды. Экзогамия означает запрет или табу на владение женщинами одного клана. В то же время они проложили путь тотемизму. Это означает, что убийство тотема является табу (где тотем — фигура, символизирующая отца).
Запреты тотемизма (включая инцест и убийство отца) представляют собой два центральных бессознательных желания эдипова конфликта. Фрейд заключает в своей работе, что Эдипов комплекс является центральным условием тотемизма. Поэтому она и универсальна, и фундаментальна в культуре любого человеческого общества.
Фрейд связывает Эдипов комплекс с комплексом кастрации, который представляет собой реакцию на сексуальное запугивание или ограничение сексуальной практики в раннем детстве . Комплекс кастрации будет следствием установления нормы, запрета, введенного фигурой отца.
Угроза кастрации (у мужчин) или мысль о том, что их кастрировали (у женщин), приводит к вытеснению первого сексуального опыта. Позже, в подростковом возрасте, он позволит выбирать экзогамный объект.
Таким образом, после акта вытеснения у невротика, (который представляет собой защитный механизм) , устанавливается очень важная психическая инстанция, Супер-Эго. Этот экземпляр произведет психическое структурирование через введение социальной нормы, норма также отнесена к фигуре отца. Эта интроекция закона позволит ребенку начать управлять своим внутренним миром, а также учитывать внешние желания и требования.
Функции Эдипова комплекса
Эдипов комплекс является фундаментальным столпом психоаналитической теории. Фрейд также приписывал ей различные функции:
- Открытие объекта любви, являющееся результатом разрешения амбивалентных чувств к родителям.
- Принятие запрета инцеста как закона.
- Доступ к гениталии как к уже сложившемуся человеку, индивидууму со своими атрибутами и личностными характеристиками.
- Конституция различных психических инстанций , особенно Супер-Эго как продукт ассимиляции отцовской власти.
- Идентификация идеала.
- Принятие собственного пола.
Таким образом, для Фрейда Эдипов комплекс имеет место в треугольных отношениях. Эти отношения формируются матерью, отцом и ребенком. Также разрешение этого «треугольника» и приобщение к норме обусловливают личность ребенка.
«Цивилизация началась, когда разгневанный человек впервые бросил слово вместо камня».