Во сколько месяцев детки сидят: Baby Sitting Up: A Much Anticipated Stage

Ориентировочная таблица этапов развития ребенка

Ориентировочная таблица этапов развития ребенка — полезная информация

8 (831)

21-88-900, 414-48-96Нижний Новгород, ул. Карла Маркса, д. 56, пом. П1

Перезвоните мне

Записаться на прием

Главная  →  Полезные статьи  →  Рост и развитие ребенка  →  Ориентировочная таблица этапов развития ребенка

Двигательное развитие, моторика Психическое развитие Речевое развитие
1 месяц Попытка приподнять голову, лежа на животе Кратковременно фиксирует взгляд и прослеживает за игрушкой. Первая улыбка при общении со взрослыми. При общении издает тихие звуки — короткое гуление, гукание.
2 месяца Приподнимает и 10-20 сек, удерживает голову, лежа на животе.
В вертикальном положении удерживает голову не постоянно.
Длительно удерживает предмет в поле зрения, четко следит за двигающимся в горизонтальной плоскости предметом. Отвечает улыбкой и удерживает ее при общении со взрослым. Начальное гуление (гукание) при положительном эмоциональном состоянии.
3 месяца Хорошо держит голову и в вертикальном положении. Опирается на предплечья, согнутые под острым углом, лежа на животе. В ответ на обращенную к нему речь взрослого проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук и ног (комплекс оживления). Поворачивает голову и глаза к источнику звука (погремушке). При виде игрушки появляются нецеленаправленные движения рук. Певучее гуление.
4 месяца
Опирается на предплечья, согнутые под прямым углом, лежа на животе. При тракции за руки из положения лежа на спине — активно приподнимает (сгибает) голову — подбородок достает до грудины; пытается подтянуться к: рукам взрослого.
Переворачивается со спины на бок.
Тянется рукой к подвешенной игрушке, пытается захватить, рассматривает ее.
При попытке врача играть с ребенком комплексу оживления предшествует ориентировочная реакция в виде настораживания. Узнает мать (отличает ее от других взрослых). Длительно гулит. Громко смеется при общении со взрослыми.
5 месяцев Опирается на ладони вытянутых рук, на одну руку, лежа на животе. Ровно и устойчиво стоит при поддержке взрослым под мышки.
Четко направляет руки и берет погремушку, которую взрослый держит над грудью ребенка.
Переворачивается со спины на живот.
Плачет, когда уходят, прерывая контакт с ним. Различает строгий и ласковый тон, по- разному реагирует на них. Подолгу певуче гулит.
6 месяцев При тракции за руки из положения лежа на спине — садится. Сидит в подушках или при поддержке взрослым за бедра или пальцы рук. Подползает. Свободно берет игрушку из руки взрослого с любой стороны. Прекращает плакать, когда берут на руки. Начало лепет — произносит некоторые отдельные (без повторения) слоги — «ма», «ба»
7 месяцев Посаженный ребенок самостоятельно сидит, опираясь на руки. Ползает на животе. Начинает поворачиваться о животам на спину.
Может брать по игрушке в каждую руку, удерживать их одновременно, стучать друг об друга.
Различает своих и чужих и по-разному реагирует на них (при попытке врача вступить в контакт с ребенком сначала чаше всего отрицательная реакция). Подолгу лепечет.
8 месяцев Начинает самостоятельно сидеть без опоры. Встает на четвереньки. Сам держит в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает грызет его. При назывании взрослым (вопрос «где» ) разыскивает взглядом знакомый предмет, находящийся в определенном постоянном месте. Громко повторно (сам) произносит различные слова; «ма-ма-ма», «ба-ба-ба».
9 месяцев Сидит сам продолжительное время.
Придерживаясь за барьер сам полностью встает, стоит, переступает и опускается. Ходит при поддержке взрослого за обе руки.
Играет с предметами по- разному в зависимости от их свойств: катает, вынимает.
По просьбе взрослого выполняет заученные движения, например «ладушки», «до свидания», «дай ручку», «открой рот» и т.д.
На вопрос «где» ищет и указывает взглядом или жестом знакомый пред мет, независимо от его местонахождения, находит и достает его из массы игрушек.
Поворачивается на собственное имя.
Во время лепета подражает сам себе, повторяя случайно возникающие звукосочетания.
10 месяцев Стоит самостоятельно без опоры. Ходит, держась одной рукой за опору. Приседает.
При игре открывает и закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет в другой.
По просьбе берет и подает знакомые предметы «дай мяч, дай пялю»). Показывает части тела другого человека. Голосом сигнализирует о предстоящем мочеиспускании или дефекации. Повторяет за взрослым новые, ранее не произносимые слоги.
11 месяцев Уверенно стоит, делает первые шаги без опоры. Играет с пирамидкой, нанизывает кольца. Начинает понимать запрет (реакция торможения при слове «нельзя»). Показывает части своего тела. Первые лепетные слова: «ма-ма. », «ба-ба»; упрощенные слова- обозначения; «кис-кис», «ав-ав», «бай» и т.д. Указанные лепетные слова ребенок использует целенаправленно, соотнося их с конкретным объектом (мать, игрушка, кошка и др.) или действием «ам-ам» — еда).
1 год Самостоятельно стоит без опоры, ходит. Приседает и встает. Сам держит чашку и пьет из нее. Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик). Перестает тянуть предметы и игрушки в рот. Выполняет несколько простых инструкций: «дай то-то, иди ко мне» и д., которым был обучен. Выполняет элементарные требования взрослых. Первые слова: «мама, папа, дай». Появление слов-меток: «бах» — падение и т.д. Копирует интонации, выражена интонация просьбы. Выражает желания звуками и жестами.
1 год — 1 год 3 месяца Умеет пятиться, приседать, наклоняться.
Пытается самостоятельно есть густую пищу ложкой.
Выполняет простые поручения с предметами: «принеси, положи, открой и закрой ящик» и т.д. Среди других предметов отдает предпочтение игрушке. Начинает воспроизводить в игре разученные действия, кормит куклу.
Собирает пирамидку без учета размера колец. Строит башню из двух кубиков.
Быстрый рост пассивного словаря (запаса понимаемых слов). В активном словаре — произвольное использование знакомых слов; существование особого «жаргона» (облегченные слова).
1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев Поднимается и спускается по ступенькам. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой. Воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия: причесывает, умывает куклу т.д. Строит башню из трех кубиков.
При рассматривании сюжетной картины на вопрос взрослого показывает известные ему предметы, животных и др.
По просьбе взрослого называет хорошо знакомые предметы и объекты. активно использует слова при сильной заинтересованности, удивлении или радости, чтобы назвать предмет.
1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев Частично раздевается — носки, шапка — с небольшой помощью взрослых. Понимает несложный рассказ по картинке, пытается отвечать на простые вопросы взрослого при рассмотрении сюжетной картинки. При игре пытается строить из кубиков ворота, скамейку и т.д. Начинает проситься на горшок. Произносит предложения из двух слов. Ежедневно появляются новые слова.
1 год 10 месяцев – 2 года Начинает бегать. Умеет подпрыгивать на месте. Попадает по мячу ногой.
Частично одевается — ботинки, носки, шапку.
В игре воспроизводит ряд логически связанных действий: куклу купает, затем вытирает.
По предлагаемому образцу, и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
При игре может контактировать с другими детьми.
При общении со взрослыми использует предложения из 2-3 слов.
2 года – 2 года 6 месяцев Сам одевается, кроме застегивания и шнуровки. В играх выражена взаимосвязь и последовательность: кормит куклу, затем баюкает и укладывает ее спать. Выполняет двухэтапную инструкцию «пойди в кухню, принеси чашку»). Целый день остается чистым. Говорит многословными предложениями (3-5 слов). Активный словарный запас 50 и более слов. Появляются вопросы: что это? где? когда? почему? Называет свое имя, фамилию. Частично отвечает на вопросы.
2 года 7 месяцев – 3 года Полностью сам одевается и застегивает пуговицы. Обувается, с помощью завязывает шнурки.
Может несколько секунд постоять на одной ноге.
Воображение в игре (стул — машина, кубик-мыло). Возможность игровых действий без предметов. Появление ролевой игры — например, играя с куклой, говорит; «я — мама», «я — доктор».
Коллективная ролевая игра при распределении роли старшими: «ты будешь зайчик».
Собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом. Называет 4 основных цвета.
Элементарные рисунки карандашом, лепит простые фигурки из пластилина.
Понимает прочитанные короткие сказки (видно по мимике, ответам на вопросы).
Называет имена родителей. Часто задает вопросы «почемучка»). Говорит о себе «я».
Начинает употреблять сложные предложения. Речь используется с целью объяснения, размышления.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Невролог, Эпилептолог

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Когда дети начинают сидеть? Возраст сильно различается

Вехи

Не все дети начинают сидеть в одно и то же время. Что более важно, так это то, как они пытаются это сделать.

по Патрик А. Коулман

Обновлен:

Первоначально опубликовано:

Fatcamera/Getty

Ситуация. потому что это само по себе принципиально важно (сидение не равнозначно выживанию), а потому что это дает родителям передышку, а детям лучшую точку зрения для игры. Подобно ползанию и даже ходьбе, сидение является важной вехой в развитии, о которой родители предупреждают, важно это или нет. Итак, когда дети начинают сидеть? Короткий ответ заключается в том, что нейротипичные дети, рожденные в срок, будут сидеть самостоятельно в любое время между 4 и 8 месяцами. Но помимо возраста, в котором дети начинают сидеть, важно смотреть на то, как они выглядят в процессе выяснения того, как сидеть.

Вы бы этого не знали, если бы читали паникерские книги, в которых описаны вехи, которые дают вам четкий период времени, когда ребенок должен, нет должен садиться (обычно они говорят родителям паниковать к 9 месяцам). Тем не менее, большинство из этих строгих сроков для сидения, которые публикуются в книгах для родителей или брошюрах педиатров, основаны в основном на лабораторных данных, собранных в западных, белых, развитых и образованных культурах. Если вы взглянете на эту проблему межкультурным взглядом, то увидите, что это ограниченная точка зрения, которая может вызвать ненужное беспокойство по поводу того, когда именно дети начинают сидеть. Существует огромный диапазон культурных норм, когда ребенок может сидеть самостоятельно и при этом нормально развиваться.

Не каждый ребенок имеет одинаковые возможности для практики. В исследовании 2015 года исследователи из Городского университета Нью-Йорка провели домашние наблюдения за шестью культурными группами по всему миру, чтобы понять, как сидят пятимесячные дети. Они обнаружили, что способность сидеть была связана с факторами окружающей среды и культурой, которые влияли на возможности детей практиковать сидение.

«Уровень владения языком значительно различался внутри культурных групп и между ними», — отмечают авторы исследования. Они обнаружили, что 64% ​​младенцев могли сидеть только с поддержкой в ​​5 месяцев, а 36% сидели самостоятельно. Но количество времени, в течение которого они могли сидеть, также сильно различалось. «Некоторые младенцы сидели без поддержки в течение 20 с лишним минут, в некоторых случаях настолько надежно, что матери перемещались за пределы досягаемости рук своих младенцев, даже когда младенцы сидели на приподнятых поверхностях», — отметили исследователи.

Почему одни младенцы научились самостоятельно сидеть раньше, чем другие? Исследователи отметили, что многие младенцы, особенно младенцы в Соединенных Штатах, которых часто приковывали к детской мебели или несли родители, имели меньше возможностей для развития своей основной силы и практики сидения. С другой стороны, младенцев в других культурах часто помещали во взрослую мебель так, чтобы родители были вне досягаемости рук. Эти младенцы развили баланс и силу кора по необходимости. Таким образом, время, когда ребенок садится самостоятельно, вероятно, будет отличаться от дома к дому и от культуры к культуре.

Что более важно для родителей, так это понять, возможно, когда могут присутствовать неврологические или физиологические барьеры, которые мешают ребенку сидеть. Родители захотят поговорить со своим педиатром, если их ребенок изо всех сил пытается сидеть, потому что его тело кажется чрезмерно жестким и сгибается преимущественно в одну сторону. То же самое касается младенцев, которые кажутся чрезмерно вялыми и судорожными, что мешает им контролировать положение тела.

Эти качества тем важнее донести до педиатра, чем старше становится ребенок. Ребенку, который не сидит к 12 месяцам, несмотря на возможность практиковаться, скорее всего, потребуется какое-то вмешательство. В отличие от того, что могут говорить педиатрические брошюры, , что , когда может быть повод для беспокойства.

Но для большинства родителей ребенок разовьет способность сидеть, когда он будет хорошо и готов. Это означает, что родители с детьми в возрасте от 4 до 8 месяцев захотят проявить терпение и дать своему ребенку достаточно времени, чтобы понять это.

Эта статья была первоначально опубликована

Когда дети начинают сидеть?

Контроль головы, а также развитие мышц спины, шеи и живота помогут вашему ребенку сидеть. В возрасте от четырех до шести месяцев ваш ребенок сможет сидеть с поддержкой и дотягиваться ручками и ладонями до игрушек. Чтобы помочь ребенку развить навыки, необходимые для сидения, поощряйте его участие в программе «Время на животике».

Когда ваш ребенок начнет сидеть с поддержкой, предложите ему сесть на пол. Вы заметите, что он будет наклоняться вперед, опираясь на руки, так как мышцы его спины еще недостаточно окрепли.

Тем не менее, с практикой и поддержкой, ваш ребенок может быть в состоянии сидеть без поддержки на короткое время к шести месяцам. Теперь ваш ребенок также начнет использовать свои руки для исследования, когда он будет тянуться и хвататься за игрушки, которые находятся рядом с ним на полу.

Читать дальше: Вот почему время на полу так важно для младенцев

Когда ребенка кладут на живот, он начинает отжиматься на руках. Когда рядом с ним находятся игрушки, он пытается дотянуться до них, в результате чего падает на спину. Это начинается случайно, и по мере того, как он тренируется и занимается «время на животе», он станет более опытным и целеустремленным в переворачивании на спину.

Когда дети переворачиваются?

К шести месяцам ваш ребенок должен уметь переворачиваться с живота на спину. В этот период очень важно поощрять моторное развитие вашего ребенка, позволяя ему занимать разные позы.

Игра на коврике на полу под постоянным присмотром поможет ему развить моторику. Старайтесь не позволять ребенку подолгу сидеть в коляске или автокресле.

Читать дальше: Вехи моторного развития

Когда дети начинают ползать?

В возрасте от шести до девяти месяцев ваш ребенок будет усердно работать, развивая мышцы живота , чтобы помочь ему сидеть без поддержки и ползать. Когда ваш ребенок лежит на спине, он будет играть ногами и поднимать голову, чтобы посмотреть на свои ноги. Это важно для развития мышц живота.

Когда ваш ребенок освоит способность сидеть без поддержки, он сможет садиться из положения лежа и переходить из положения сидя в положение лежа на полу.

Теперь ваш малыш сможет свободно играть с игрушками, сидя на полу. Когда ваш ребенок отрабатывает эти навыки, он развивает навыки, необходимые для ползания. Когда вашему малышу удастся встать на четвереньки, он будет раскачиваться взад-вперед на четвереньках.

Следующий шаг в ползании — это движение назад на четвереньках. Если вы считаете, что вашему ребенку трудно ползать, вы можете помочь ему, дав ему много времени на животик. Кроме того, разденьте ребенка до жилетки и подгузника, так как одежда, такая как детские комбинезоны, колготки, брюки и т. д., сильно сдавливает таз, бедра и колени ребенка и может мешать ему ползать.

Когда ваш ребенок начнет ползать, поощряйте его ползать по различным поверхностям , таким как ковер и плитка, чтобы развить осязание вашего ребенка. В то время как некоторые младенцы не ползают, сразу начинают стоять, пропуск стадии ползания может быть признаком последних трудностей.

Таким образом, если ваш ребенок не ползает, это не является признаком того, что ваш ребенок действительно сообразителен, если он пропустил этап, скорее вам следует поощрять его проводить время на полу, развивая навыки ползания.

Читать далее: Какие игрушки лучше всего способствуют развитию ребенка

Когда дети начинают ходить?

В возрасте от 9 до 12 месяцев ваш ребенок начнет подтягиваться и принимать стоячее положение.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts