Эдипов комплекс — Психологос
31 декабря 2000 г., 21:00
Понятие «эдипов комплекс» было введено в психоанализ Зигмундом Фрейдом, чтобы объяснить причины некоторых неврозов. Название явления основано на греческом мифе, в котором Эдип убивает своего отца Лая и женится на матери Иокасте, и в психоанализе означает бессознательное влечение ребёнка к родителю противоположного пола. По мнению Фрейда, это влечение сопровождается не только ревностью к родителю того же пола, что и ребёнок, но также бессознательным желанием смерти этого родителя. Фрейд использовал термин «эдипов комплекс» применительно к людям обоих полов. Однако впоследствии исследователи, описывавшие аналогичное явление у девочек, ввели понятие комплекс Электры (в греческой мифологии Электра, дочь Агамемнона, намеревалась убить собственную мать). В дальнейшем теорию эдипова комплекса развивал Карл Юнг.
В теории Фрейда, эдипов комплекс является этапом психосексуального развития и восприятия, который называется фаллической стадией и впервые проявляется в возрасте пяти с половиной лет.
Научных данных, подтвержающих обязательность прохождения эдипова комплекса мальчиками в процессе их психосексуального развития — нет. Напротив того, есть данные, что исследования З.Фрейда в этой области содержат многочисленные фальсификации, а исследования М. Мид показали, что во многих культурах с другими традициями воспитания у мальчиков и подростков эдипова комплекс не наблюдается. Его нет. По современным взглядам, эдипов комплекс — не естественная и обязательность данность, через которую проходит каждый ребенок, а результат проблемного воспитания мальчиков в некоторых семьях. Хочется верить, что в вашей семье дети отца любят, уважают и смерти ему не желают…
- Психоанализ
- Психотерапия
Комментарии (2):
Гость, 19 октября 2014 г., 13:25
На мой взгляд, эта заметка об Эдиповом комплексе несостоятельна. Эдипов комплекс нельзя воспринимать так буквально, тем более неправильно переносить его смыслы на настоящее и на себя.
1
ответ
Гость, 11 февраля 2022 г. , 23:18
Здоровая психика требует условий идентификации по отношению к фигурам родителей. Иначе не состоятся личность (Я, Эго)
Материалы по теме:
31 дек. 1999 г.
Фрейдизм, классический психоанализ
Фрейдизм — классический, ортодоксальный психоанализ, выводящий все проблемы взрослого человека из полового инстинкта. В расширительном понимании под фрейдизмом подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Комплекс Электры
Комплексом Электры называют психологическое явление, аналогичное по своей сути Эдипову комплексу, проявляющееся у девочек на фаллической стадии развития. Оно заключается в неосознанном влечении девочек к собственному отцу и соперничестве с матерью за его внимание. Название этого комплекса основано на греческом мифе об Электре, желавшей отомстить за смерть своего отца Агамемнона и подстрекавшей брата Ореста на убийство собственной матери Клитемнестры и её любовника.
0Подробнее
01 янв. 2010 г.
Мама, я хочу жениться на тебе
Едва только ребенок перестал вас мучить бесконечными вопросами о тайне своего рождения и так потрясшими его различиями между мальчиком и девочкой, как вы почувствовали что-то неладное, пусть не совсем, но косвенно имеющее отношение к этой проблеме. Вы всеми фибрами своей души вдруг ощутили, и интуиция навряд ли подвела вас, что ваш малыш влюбился, он — влюблен. Да, да, по-настоящему влюблен, если на свете есть вообще такое чувство. И главный объект любви — вы, вы, и никто иной.
0Подробнее
01 янв. 2000 г.
Споры вокруг учения Фрейда
Теория, сам подход и общекультурное наследие Зигмунда Фрейда вызывали и вызывают самые ожесточенные споры. Интересно, что в России Фрейда знают и уважают гораздо более, чем Скиннера. В Америке — напротив, бихевиоризм и конкретно Скиннер гораздо более уважаемы, нежели Фрейд и фрейдизм. В 1972 году Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвала самых выдающихся психологов XX столетия. По почти единодушному мнению членов ассоциации, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Б.Ф. Скиннер. Впрочем, З.Фрейд был назван вторым.
1Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- Здравствуй, тетина шоколадка!
- Железная леди Маргарет Тэтчер
- Профнабор интересной статусной девушки
- Формат, обязательный для маленьких детей
- Уважение начинается с вежливости
Популярные статьи:
- Знакомство с Дистанцией 2
- Знакомство с Дистанцией
- Убираю нетки: отчеты
- Ложусь вовремя. Отчеты
- Дистанция для членов Клуба
Хиты недели:
- Знакомство с Дистанцией 2
- Знакомство с Дистанцией
- Максимум жизни 1
- Доклад об успехах. Лучшие отчеты
- Чингисхан как руководитель и человек
Эдипов комплекс. Теория Фрейда (сборник)
Эдипов комплекс
Другим великим открытием Фрейда является то, что называется Эдиповым комплексом, и утверждение, что неразрешенный Эдипов комплекс лежит в основе любого невроза.
Легко понять, что? Фрейд имел в виду под Эдиповым комплексом: у маленького мальчика, сексуальные побуждения которого просыпаются в раннем возрасте, в четыре-пять лет, развивается интенсивная сексуальная привязанность и желание в отношении матери. Мальчик желает ее, и отец становится соперником. У сына возникает ненависть к отцу и желание оказаться на его месте, в конце концов убить его. Считая отца соперником, мальчик боится, что отец-соперник его кастрирует. Фрейд назвал эту совокупность Эдиповым комплексом из-за греческого мифа: Эдип женился на своей матери, не подозревая, что любимая женщина – его мать. Когда об инцесте стало известно, Эдип ослепил себя (символ самокастрации) и покинул свой дом и родных в сопровождении одной только своей дочери Антигоны.
Великое открытие Фрейда заключается в показе силы привязанности маленького мальчика к матери или замещающему ее лицу. Степень этой привязанности – желания быть любимым матерью и пользоваться ее заботой, не лишиться ее защиты, и для многих мужчин – не расстаться с матерью, а видеть ее в женщине, которая, будучи его ровесницей, символизирует для него мать, – нельзя переоценить. Подобная же привязанность существует и для девочек, однако она, по-видимому, имеет несколько иной исход, который не был разъяснен Фрейдом, и который и в самом деле очень трудно понять.
Привязанность мужчины к своей матери, впрочем, понять нетрудно. Она – его мир еще во время внутриутробной жизни. Он полностью является ее частью, питаемой и защищаемой ею, и даже после родов ситуация фундаментально не меняется. Без помощи матери ребенок умер бы, без ее любви стал бы психически неполноценным. Мать – та, кто дарит жизнь и от кого жизнь ребенка зависит. Она также может лишить жизни, отказавшись выполнять свои материнские функции.
Символом этих противоречивых качеств матери является индуистская богиня Кали – создательница и разрушительница жизни. Роль отца в первые годы жизни почти столь же незначительна, как и его дополнительная функция зачатия ребенка. Хотя соединение мужского сперматозоида с женской яйцеклеткой – научный факт, житейским фактом является то, что мужчина практически не играет никакой роли в появлении ребенка на свет и в заботе о нем. С психологической точки зрения присутствие мужчины совсем не является необходимым и вполне может быть заменено искусственным оплодотворением. Мужчина может начать снова играть важную роль, когда ребенок достигает возраста четырех-пяти лет, будучи тем, кто учит, кто подает пример, кто отвечает за умственное и моральное воспитание. К несчастью, мужчина часто оказывается примером эксплуатации, иррациональности и неэтичности. Он обычно стремится вылепить сына по своему образу и подобию, чтобы тот стал ему полезен в работе и сделался наследником его собственности, а также восполнил его собственные слабости, достигнув того, чего не смог достичь отец.Привязанность и зависимость от матери или выполняющего ее функции лица оказываются бо?льшим, чем привязанность к личности. Это – страстное желание вернуться к ситуации, когда ребенок пользовался любовью и защитой матери и еще не нес никакой ответственности. Однако не только ребенок испытывает такое желание. Если мы говорим, что ребенок беспомощен и поэтому нуждается в матери, мы не должны забывать, что каждый человек беспомощен по отношению к миру как к целому. Несомненно, он может защищаться и в определенной мере заботиться о себе, однако учитывая опасности, неуверенность, риски, с которыми человек сталкивается, и то, как мало властен он над физическими болезнями, нищетой, несправедливостью, вопрос о том, менее ли беспомощен взрослый по сравнению с ребенком, остается открытым. У ребенка есть мать, чья любовь защищает его от опасностей. У взрослого человека нет никого. Он может иметь друзей, супруга, некоторую степень социальной защищенности, но даже при этом возможность защитить себя и добиться желаемого очень скромна.
Удивительно ли, что человек сохраняет мечту найти мать или такой мир, в котором он снова мог бы быть ребенком? Противоречие между любовью к райскому детскому существованию и необходимостью, порождаемой его статусом взрослого, может с полным правом рассматриваться как ядро развития невроза.В чем Фрейд ошибался – и должен был ошибаться в силу своих допущений, – так это в понимании привязанности к матери как исключительно сексуальной. На основании теории детской сексуальности было логично заключить, что маленького мальчика к матери привязывает то, что она – первая в его жизни близкая женщина и представляет собой естественный объект его сексуальных желаний. Это в значительной мере правда. Существуют многочисленные свидетельства того, что для маленького мальчика мать – объект не только привязанности, но и сексуальных желаний. Однако – и в этом огромная ошибка Фрейда – не сексуальное желание делает связь с матерью такой напряженной и жизненно важной не только в детстве, но, возможно, и всю жизнь человека.
Фрейд не обратил внимания на тот общеизвестный факт, что сексуальные желания как таковые не отличаются большой стабильностью. Даже самые напряженные сексуальные отношения, если они не сопровождаются привязанностью или сильными эмоциональными связями, самой важной из которых является любовь, долго не живут, и даже шестимесячный срок для них, возможно, слишком велик. Сексуальность per se переменчива, и, может быть, более переменчива у мужчин, непостоянных и стремящихся к приключениям, чем у женщин, для которых ответственность за ребенка придает сексу более серьезное значение. Считать, что мужчины будут привязаны к матери в силу сексуальных уз, имевших место двадцать, тридцать или пятьдесят лет назад, когда к женам после трех лет сексуально удовлетворительного брака они теряют интерес, – просто абсурд. Конечно, для маленького мальчика мать может быть объектом сексуального желания потому, что она – одна из первых близких ему женщин, но так же верно то, что, как отмечает и Фрейд в своих историях болезни, мальчик готов влюбиться в девочку своего возраста и завести с ней страстный роман; мать оказывается относительно забытой.
Нельзя понять любовную жизнь мужчины, не видя, как он колеблется между желанием снова найти мать в другой женщине и стремлением найти женщину, как можно более отличающуюся от материнского типа. Этот конфликт – одна из основных причин разводов. Часто случается, что в начале брака женщина бывает не похожа на мать, но в супружеской жизни, когда она должна заботиться о доме, она делается дисциплинирующей силой, удерживающей мужчину от детского стремления к новым приключениям; тем самым она принимает на себя функцию матери и как таковая становится объектом желания; в то же время мужчина боится и отвергает ее. Часто немолодой мужчина влюбляется в юную девушку; среди других причин этого – ее свобода от любых материнских черт, и пока роман длится, у мужчины существует иллюзия освобождения от зависимости от матери. Фрейд, открыв Эдиповы узы, обнаружил одно из самых значительных явлений, а именно, привязанность мужчины к матери и страх потерять ее, однако исказил свое открытие, объяснив его как исключительно сексуальный феномен, и тем самым снизил важность своего открытия, а именно, того, что привязанность к матери является одной из глубочайших эмоциональных связей, заложенных в самой человеческой природе.
Другая сторона Эдипова комплекса, враждебное соперничество с отцом, достигающее кульминации в желании убить его, представляет собой не менее важное наблюдение Фрейда, не имеющее, однако, отношения к привязанности к матери. Фрейд придает универсальное значение черте, характерной только для патриархального общества. В патриархальном обществе сын находится во власти отца; он – его собственность, судьба сына определяется отцом. Чтобы стать наследником отца – добиться, в более широком смысле, успеха, – сын должен не только ублажать отца, он должен быть ему покорен, слушаться и подчинять собственную волю воле отца. Как всегда, угнетение ведет к ненависти, к стремлению освободиться от угнетателя и в конечном счете уничтожить его. Мы видим ясные примеры этого: старый крестьянин правит как диктатор сыном и женой до того момента, когда умирает. Если этот день далек, если сын достигает возраста тридцати, сорока или пятидесяти лет и все еще должен подчиняться власти отца, то действительно во многих случаях он ненавидит его как угнетателя.
Оба наблюдения – несексуального желания защиты и безопасности, райского блаженства, и конфликта между отцом и сыном как неизбежного побочного продукта патриархального общества – были объединены Фрейдом в комплекс, в котором привязанность к матери носила сексуальный характер, а отец тем самым становился соперником, само имя которого вызывало страх и ненависть. Ненависть к отцу в силу сексуального соперничества из-за матери часто демонстрируется высказываниями маленьких мальчиков: «Когда отец умрет, я женюсь на тебе, мамочка». Такие фразы используются как доказательство убийственных импульсов со стороны мальчика и степени его соперничества с отцом.
Я не верю, что они доказывают что-то подобное. Естественно, бывают моменты, когда маленький мальчик хочет быть таким же большим, как отец, и заменить отца в роли любимца матери. Естественно, что в неопределенном состоянии, в котором живут все дети старше четырех лет, когда они уже не являются младенцами, но с ними еще не обращаются, как со взрослыми, они испытывают желание быть большими; однако фразе «Когда отец умрет, я женюсь на тебе, мамочка», – очень многими придается совершенно незаслуженный вес как свидетельству того, что маленький мальчик действительно желает отцу смерти. Маленький ребенок еще не имеет представления о том, что представляет собой смерть, и на самом деле хочет сказать: «Хочу, чтобы отец ушел, чтобы все внимание матери принадлежало мне». Заключать, будто сын глубоко ненавидит отца и даже желает ему смерти, означает пренебрегать миром воображения ребенка и не видеть различия между ним и взрослым.
Рассмотрим миф об Эдипе, в котором Фрейд видел подтверждение своим построениям о трагических кровосмесительных желаниях маленького мальчика и его соперничестве с отцом (см. [32], гл. 7). Фрейд рассматривал только первую часть трилогии Софокла, «Эдип царь»; в ней говорится о том, что оракул предсказал Лаю, царю Фив, и его жене Иокасте, что если у них родится сын, этот сын убьет отца и женится на матери. Когда у них родился сын Эдип, Иокаста решила избежать судьбы, предсказанной оракулом, убив ребенка. Она передала мальчика пастуху, велев оставить того в лесу связанным, чтобы он умер. Однако пастух, пожалев младенца, отдал ребенка слуге царя Коринфа, который отнес его своему господину. Царь Коринфа усыновил мальчика, и тот вырос, не зная, что он не родной сын царю. Дельфийский оракул предрек Эдипу, что его судьба – убить отца и жениться на собственной матери. Эдип решил избегнуть этой судьбы, не возвращаясь к родителям. Покинув Дельфы, он вступил в ссору со стариком, едущим на колеснице, вспылил и убил старика и его слугу, не зная, что убил собственного отца, царя Фив.
В своих скитаниях Эдип пришел к Фивам, где Сфинкс пожирала жителей города; положить этому конец можно было только, отгадав загадку Сфинкс. Загадка была такова: «Кто сначала ходит на четырех, потом на двух, и наконец на трех?» Горожане Фив пообещали, что тот, кто отгадает загадку и тем самым спасет город от напасти, станет царем и женится на вдове предыдущего правителя. Эдип нашел ответ: человек; как ребенок, он ходит на четвереньках, как взрослый – на двух ногах, как старик – на трех, опираясь на палку. Сфинкс бросилась в пропасть, Фивы были избавлены от чудовища, а Эдип стал царем и женился на Иокасте, своей матери.
После того как Эдип счастливо процарствовал несколько лет, на Фивы обрушилась эпидемия, унесшая много жизней. Прорицатель Тересий открыл, что эпидемия – наказание за двойное преступление, совершенное Эдипом, – отцеубийство и кровосмешение. Эдип, сначала отчаянно старавшийся не признавать истины, ослепил себя, когда оказался вынужден ее увидеть, а Иокаста покончила с собой. Трагедия кончается на том, что Эдип наказан за преступление, которое он совершил в неведении, пытаясь избежать его совершения.
Были ли у Фрейда основания заключить, что этот миф подтверждает его взгляд, согласно которому неосознанные кровосмесительные побуждения и вызванная ими ненависть к отцу-сопернику присущи каждому ребенку мужского пола? Действительно, представляется, что миф подтверждает теорию Фрейда и что Эдипов комплекс заслуженно носит свое имя.
Впрочем, если рассмотреть миф более внимательно, возникают вопросы, подвергающие справедливость такого взгляда сомнению. Наиболее важный момент таков: если интерпретация Фрейда верна, следовало бы ожидать такого развития событий: Эдип встретил Иокасту, не зная, что она его мать, влюбился в нее, а затем убил отца, опять же не зная, что это – его отец. Однако нет никаких указаний на то, что Эдип был увлечен или полюбил Иокасту. Единственная причина брака Эдипа и Иокасты, которая нам сообщается, заключается в том, что вдова-царица является как бы приложением к трону. Можно ли поверить в историю, где главной темой служат кровосмесительные отношения между матерью и сыном, но совершенно не упоминается возникшее между ними влечение? Этому вопросу тем больший вес придает тот факт, выяснившийся относительно недавно, что по более ранней версии – Николая Дамасского – оракул лишь однажды предрекает женитьбу Эдипа на собственной матери (см. [43]).
Основываясь на этом, мы можем сформулировать гипотезу: миф может быть понят не как символ кровосмесительной любви между матерью и сыном, а как символ восстания сына против авторитета отца в патриархальной семье, а брак Эдипа и Иокасты является всего лишь вторичным элементом, лишь символом победы сына, который занимает место отца со всеми его привилегиями.
Если думать только об «Эдипе царе», то эта гипотеза остается в лучшем случае гипотезой, но ее валидность может быть доказана при рассмотрении всего мифа об Эдипе, особенно в той форме, которая представлена в других частях трилогии Софокла – «Эдип в Колоне» и «Антигона»[28]. Такое рассмотрение ведет к совсем иному пониманию материала, в центре которого оказывается борьба между патриархальной и матриархальной культурами.
В «Эдипе в Колоне» Эдипа, изгнанного Креонтом, сопровождают дочери Антигона и Исмена, в то время как сыновья Этеокл и Полиник отказываются помогать слепому отцу, за трон которого они вступают в борьбу между собой. Выигрывает Этеокл, но Полиник отказывается признать его победу и пытается завоевать город с посторонней помощью, чтобы отобрать власть у брата.
Таким образом, мы видим, что одна тема трилогии – ненависть между отцом и сыном в патриархальном обществе, но если рассматривать трилогию в целом, то обнаруживается, что Софокл говорит о конфликте между патриархальным и более ранним матриархальным мирами. В патриархальном мире сыновья борются с отцами и между собой, а победителем оказывается Креонт, прототип фашистского правителя. Эдипа, однако, сопровождают не сыновья, а дочери. Именно на них он полагается, в то время как его отношения с сыновьями характеризует взаимная ненависть. Исторически существовавший в Греции оригинальный миф об Эдипе, на основании которого Софокл создал свою трилогию, дает нам важный ключ. В нем фигура Эдипа всегда связана с культом хтонических богинь, представительниц религии матриархата. Почти во всех версиях мифа, начиная с того момента, когда Эдип появляется как ребенок, и до событий, связанных с его смертью, могут быть найдены следы этой связи (см. [45; 192]). Так, например, Этеон, единственный беотийский город, в котором существовал храм Эдипа и где сам миф, возможно, и зародился, имел также храм Деметры (см. [43; 1ff]). В Колоне (недалеко от Афин), где Эдип нашел последнее пристанище, существовали храмы Деметры и Эриний, возникшие, возможно, раньше мифа об Эдипе [43; 21]. Как мы увидим, Софокл в «Эдипе в Колоне» подчеркивал связь между Эдипом и хтоническими богинями.
Возвращение Эдипа в рощу богинь, хотя и является самым важным ключом, не служит единственным доводом в пользу понимания позиции Эдипа как представителя матриархальных порядков. У Софокла имеется еще одна очень ясная аллюзия: Эдип, говоря о своих дочерях, ссылается на египетский матриархат[29]. Вот как он восхваляет их: «О, как они обычаям Египта и нравом уподобились, и жизнью! Мужчины там все по домам сидят и ткани ткут, а женщины из дома уходят пропитанье добывать. Вот так и вы: кому трудиться надо, – как девушки сидят в своих домах, а вам за них приходится страдать со мною, несчастливцем».
То же направление мысли прослеживается, когда Эдип сравнивает своих дочерей с сыновьями. Об Антигоне и Исмене он говорит: «Они теперь меня спасают. Не девушки они, они – мужчины при мне, страдальце. Вы же – оба брата – мне не сыны».
В «Антигоне» конфликт между патриархальным и матриархальным принципами находит свое самое яркое выражение. Креонт, безжалостный правитель, стал тираном Фив, оба сына Эдипа убиты: один во время попытки захватить власть в Фивах, другой – при защите города. Креонт распорядился, чтобы законный царь был похоронен с почестями, а тело претендента осталось непогребенным – величайшее унижение и позор для мужчины по греческим обычаям. Креонт защищает принцип первенства законов государства над кровными узами, подчинения власти вопреки естественным человеческим законам.
Антигона отказывается нарушить закон крови и солидарности людей ради авторитарного, иерархического принципа. Она защищает свободу и счастье человека против произвола мужского правления. Поэтому хор вправе сказать: «Много есть чудес на свете, человек их всех чудесней». В отличие от своей сестры Исмены, которая считает, что женщины должны подчиняться власти мужчины, Антигона отвергает патриархальный порядок. Она следует закону природы и равенства, всеобъемлющей материнской любви: «Я рождена любить, не ненавидеть». Креонт, мужскому превосходству которого брошен вызов, говорит: «Она была б мужчиной, а не я, когда б сошло ей даром своеволье» и повернувшись к сыну, который влюблен в Антигону, продолжает: «Вот это, сын, ты и держи в уме: все отступает пред отцовской волей… А безначалье – худшее из зол. Оно и грады губит, и дома ввергает в разоренье, и бойцов, сражающихся рядом, разлучает. Порядок утвержден повиновеньем, нам следует поддерживать законы, и женщине не должно уступать. Уж лучше мужем буду я повергнут, но слыть не стану женщины рабом».
Конфликт между защитником патриархального порядка Креонтом и Гемоном, восстающим против патриархата в защиту равенства женщин, доходит до кульминации, когда в ответ на вопрос отца: «Иль править в граде мне чужим умом?» Гемон отвечает: «Не государство – где царит один. Прекрасно б ты пустыней правил!» Креонт обеспокоен: «Он, кажется, стоит за эту деву». Гемон указывает на могущество богинь матриархата: «И о нас, и о богах подземных» (подземные боги – это хтонические богини). Конфликт завершается. По приказу Креонта Антигону замуровывают в пещере – в этом тоже символическое выражение ее связи с хтоническими богинями. Гемон в панике пытается спасти Антигону, но безуспешно. Его попытка убить отца не удается, и он лишает себя жизни. Эвридика, жена Креонта, узнав о судьбе сына, тоже кончает с собой, проклиная Креонта как убийцу ее детей. Физически Креонт победил. Он расправился с сыном, с женщиной, которую сын любил, с женой, но морально обанкротился и признает это: «Увы мне! Другому, раз я виноват, нельзя никому этих бед приписать! Я тебя ведь убил – я, несчастный, я! Правду я говорю. Вы, прислужники, прочь уводите меня, уводите скорей, уводите – молю; нет меня; я ничто!.. Уведите вы прочь безумца, меня! Я убил тебя, сын, и тебя, жена! И нельзя никуда обратить мне взор: все, что было в руках, в стороне лежит; и теперь на меня низвергает судьба все терзанья, и вынести их нет сил!»
Если теперь мы рассмотрим всю трилогию, то должны будем прийти к заключению, что инцест – не главный и даже не очень существенный аспект того, что хочет выразить Софокл. Так может казаться, если мы ограничимся «Эдипом царем» (сколько же тех, кто бойко рассуждает об Эдиповом комплексе, прочел всю трилогию?) Однако если рассматривать все три трагедии в целом, мы увидим, что Софокл изображает конфликт между матриархальным принципом равенства и демократии, представляемым Эдипом, и принципом патриархального диктата «закон и порядок», представляемым Креонтом. Хотя последний остается победителем с точки зрения силы, он морально побежден: Креонт потерпел полное поражение и понимает, что не достиг ничего, кроме смерти[30].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
3. КОМПЛЕКС HOMO SAPIENS
3. КОМПЛЕКС HOMO SAPIENS Большое удивление ботаника вызывает то, что в начале мелового периода саговниковые и хвойные леса были внезапно сменены и поглощены лесом покрытосеменных — платанами, дубами… в большинстве нашими нынешними лесными породами, в совершенно зрелом виде
АМЕРИКАНСКИЙ ТОТАЛИТАРНЫЙ КОМПЛЕКС
АМЕРИКАНСКИЙ ТОТАЛИТАРНЫЙ КОМПЛЕКС Советский тоталитаризм основывался на жертвенной морали. Если мы рассмотрим отношения тоталитарного центра с периферией в рамках советской социалистической модели, то увидим, что догматическая строгость и жертвенность достигают
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (от греч. Oedipus — имя древнегреческого мифического фиванского героя и лат. complexus — связь, сочетание) — имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю
Комплекс мессии
Комплекс мессии Комплекс мессии — это иллюзия, что мы можем каким–то образом спастись, изменив человека наверху.Наблюдая, как политики Второй волны спотыкаются и пьяно бормочут что–то в связи с проблемами, возникшими с появлением Третьей волны, миллионы людей,
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Формирование западнизма имело одним из условий и вместе с тем следствием формирование особого социального феномена, который я называю научно-техническим комплексом. В этот комплекс я включаю науку, технику, научно-техническое просвещение и
Комплекс формирования сознания
Комплекс формирования сознания Обучение последовательному счёту, развитие интроспекции, способность сопереживать и страх смерти появляются у ребёнка в младшем возрасте. Эти феномены составляют комплекс, и их появление у человека означает формирование сознания.Что
2.5. Комплекс[59]
2.5. Комплекс[59] Все наши расстройства и унижения, наносящие вред и причиняющие душевную боль, всегда обусловлены неточной моделью поведения, моделью, несвойственной нашей несущей структуре. Как правило, это предпочитаемый нами образ действий, под стать которому мы
Эдипов комплекс
Эдипов комплекс Исследуя первые психические образования сексуальной жизни у ребенка, мы берем обычно в качестве объекта ребенка мужского пола, маленького мальчика. Мы полагали, что у маленькой девочки дело должно обстоять аналогичным образом, но все же как-то иначе. В
Глава VII. Фрейд и эдипов комплекс
Глава VII. Фрейд и эдипов комплекс Между миметическим желанием, динамику которого мы обрисовали в предыдущей главе, и анализом эдипова комплекса, представленным в работах Фрейда, есть как аналогии, так и различия. Предложенная нами схема выявляет неиссякаемый источник
Эдипов комплекс
Эдипов комплекс Другим великим открытием Фрейда является то, что называется Эдиповым комплексом, и утверждение, что неразрешенный Эдипов комплекс лежит в основе любого невроза.Легко понять, что? Фрейд имел в виду под Эдиповым комплексом: у маленького мальчика,
Эдипов комплекс: заметки по поводу случая маленького Ганса
Эдипов комплекс: заметки по поводу случая маленького Ганса [45]К 1905 году Фрейд опубликовал свои «Три очерка по теории сексуальности». Данные, полученные при психоаналитических исследованиях взрослых, привели его как ученого к мысли о необходимости дополнить наблюдения
3.
Эдипов комплекс и патриархатное общество3. Эдипов комплекс и патриархатное общество Тот миф, который Фрейд переписал как эдипов комплекс, воплощает вступление человека в культуру. Он отражает изначальный запрет на инцест, роль отца, обмен женщин и следующие отсюда различия между полами. Это миф не о нуклеарной
1.12, Комплекс Дианы
1.12, Комплекс Дианы Комплекс Дианы означает чрезмерное развитие мужских качеств у женщины, что делает почти невозможными нормальные отношения с мужчиной. Лишь очень женственный и слабовольный мужчина, готовый терпеть её постоянную тиранию, мог бы стать партнёром Дианы.
Эдипов комплекс
Эдипов комплекс Другим великим открытием Фрейда является то, что называется Эдиповым комплексом, и утверждение, что неразрешенный Эдипов комплекс лежит в основе любого невроза. Легко понять, что? Фрейд имел в виду под Эдиповым комплексом: у маленького мальчика,
Комплекс (Complexe)
Комплекс (Complexe) Многосоставная совокупность элементов, затрудняющая целостное восприятие предмета. Термин «комплекс» широко используется в психологии и психоанализе для обозначения группы сознательных или бессознательных представлений (желаний, мечтаний, обид и
Что именно означает Эдипов комплекс?
Что именно означает Эдипов комплекс? Пресс
Введите
искать
iCliniq / Статьи о здоровье / Эдипов комплекс / Что именно означает Эдипов комплекс?
Общие медицинские условия Данные провереныНаписано
Доктор Асна Фатма
и с медицинской точки зрения
проверено доктором Пратапом КагитхойОпубликовано 07 июля 2022 г. — 5 минут чтения
Abstract
Эдипов комплекс — это явление, при котором ребенок привязывается к одному из родителей и проявляет зависть и ненависть к родителю своего пола.
Содержание
Введение
Что такое психоаналитическая теория?
Что такое Эдипов комплекс?
Какова история Эдипова комплекса?
Как работает Эдипов комплекс?
Каковы признаки и симптомы эдипова комплекса?
Что такое Комплекс Электры?
Как лечится Эдипов комплекс?
Каковы осложнения эдипова комплекса?
Введение:
Эдипов комплекс основан на психоаналитической теории доктора Зигмунда Фрейда. Когда ребенок проявляет ненормальную собственническую привязанность к желаемым родителям, а также ревность и негодование по отношению к родителю того же пола, это известно как комплекс Эдипа. Это работает по-разному у мальчиков и девочек. Ребенок часто ревнует к однополым родителям и начинает с ними соревноваться.
Эдипов комплекс основан на конфликте во время фаллической фазы психосексуального развития ребенка. Это состояние должно быть разрешено, и должны быть созданы здоровые отношения между ребенком и родителем того же пола, чтобы помочь достичь психологически здоровой взрослой жизни.
Что такое психоаналитическая теория?
Психоаналитическая теория, данная доктором Зигмундом Фрейдом, является теорией анализа личности, организации и изменений в развитии личности. С момента своего создания он претерпел множество изменений. Согласно психоаналитической теории Фрейда, либидо является источником всей психологической энергии.
Более того, на психические состояния влияют две противоположные силы. Эти силы называются катексисом и антикатексисом. Катексис определяется как умственное вложение в человека, понятие или объект. Напротив, антикатексис связан с блокированием потребностей и побуждений, которые считаются социально неприемлемыми. Поведение человека, по мнению психоаналитических теоретиков, детерминировано. Оно регулируется иррациональными силами, бессознательными, инстинктивными и биологическими побуждениями. Фрейд также считал, что поведение человека находится под влиянием и мотивируется инстинктами жизни и смерти.
Что такое Эдипов комплекс?
Эдипов комплекс или эдипальный комплекс основан на психоаналитической теории, предложенной доктором Зигмундом Фрейдом. Эдипов комплекс, согласно первоначальному определению Фрейда, представляет собой универсальную фазу в жизни маленького мальчика, во время которой он презирает своего отца и стремится иметь отношения с матерью. Эти желания могут быть неосознанными. В этой гипотезе описываются чувства желания ребенка к родителю противоположного пола, а также зависть и гнев по отношению к родителю того же пола.
Проще говоря, мальчик считает, что борется с отцом за внимание и привязанность матери, тогда как девочка считает, что соревнуется с матерью за внимание и любовь отца. Согласно Зигмунду Фрейду, дети видят в своих однополых родителях конкурентов за любовь и внимание своих противоположнополых родителей. Считается, что Эдипов комплекс начинается на фаллической стадии психосексуального развития ребенка.
Существует пять стадий психосексуального развития;
- Оральный: На этом этапе растущий младенец получает удовольствие от оральных источников.
- Анальный: Ребенок получает удовольствие от ануса и связанных с ним выделительных функций.
- Фаллический: Согласно Фрейду, на этом этапе ребенок обнаруживает самостимуляцию.
- Латентный: Ребенок продолжает развиваться, и сексуальные побуждения стихают.
- Генитальный: Этот этап длится от полового созревания до смерти и характеризуется созреванием сексуальных интересов.
Части тела, которые возбуждают сексуальные чувства, связаны с каждой из пяти психосексуальных стадий и служат источником удовольствия на каждой стадии. Мотивирующая сила, лежащая в основе поведения, известна как психосексуальная энергия.
Какова история Эдипова комплекса?
Состояние называется Эдиповым комплексом, потому что оно основано на истории из греческой мифологии. Согласно греческой легенде, Эдип был брошен при рождении, поэтому он понятия не имел, кто были его родители. Он узнает их настоящие личности только после убийства своего отца и женитьбы на своей матери. Хотя Зигмунд Фрейд впервые ввел понятие Эдипова комплекса в своей работе 1899 книге «Толкование сновидений», он не использовал это имя до 1910 года.
Как работает Эдипов комплекс?
Эдипов комплекс относится к желанию ребенка к сексуальной близости с родителем противоположного пола, особенно к интересу мальчика к матери. Хотя подавление скрывает это желание от сознания, Фрейд считал, что оно, тем не менее, влияет на поведение ребенка и его развитие.
Согласно психоаналитической теории Зигмунда, психосексуальное развитие происходит в пять стадий, и эти стадии функционируют в течение определенного периода:
Оральная стадия начинается с рождения и продолжается до 18 месяцев.
Анальная стадия активна от 18 месяцев до трех лет.
В-третьих, фаллическая стадия может начаться в возрасте от трех до пяти лет, а латентная стадия может функционировать от пяти до двенадцати лет.
Наконец, генитальная стадия начинается в 12 лет и действует на протяжении всей взрослой жизни.
К признакам Эдипова комплекса относятся:
Ребенок сильно привязывается к одному из родителей.
Фетиш или пристрастие к одному родителю.
Ненависть к другому родителю.
Ревность и зависть к другому родителю.
Одержимость и собственничество по отношению к одному родителю.
Указание на брак с одним из родителей.
Желания для одного из родителей.
Жажда любви и внимания желанного родителя.
Что такое Комплекс Электры?
Карл Юнг постулировал комплекс Электры в 1913 году как комплекс, сравнимый с Эдиповым комплексом, но у молодых девушек. В этом комплексе у девочек сильно выражено чувство тоски по отцам и обиды на матерей. Фраза «комплекс Электры» была отвергнута Фрейдом, и он считал, что фраза «Эдипов комплекс» применима как к мальчикам, так и к девочкам, хотя каждый пол воспринимает ее по-своему. Зигмунд назвал это явление женским Эдиповым комплексом отношения.
Согласно Фрейду, молодая девушка изначально привязана к своей матери во время женского психосексуального развития. Однако она привязывается к отцу после того, как обнаруживает, что у нее нет пениса, и начинает ненавидеть свою мать, которую считает ответственной за свою «кастрацию». Однако Зигмунд подвергся резкой критике, потому что эта идея считается сильно устаревшей, сексистской и зависит от стереотипных гендерных ролей.
Как лечится Эдипов комплекс?
В соответствии с теорией психосексуального развития Фрейда дети переживают конфликт развития на каждой стадии. Эти конфликты должны быть разрешены для построения здоровой взрослой личности. Чтобы преодолеть конфликт фаллической стадии и вырасти успешным взрослым со здоровой личностью, ребенок должен идентифицировать себя с родителем своего пола.
Ид и Эго: Понимание ребенком Ид и Эго играет решающую роль в разрешении конфликтов развития. Ид — первичный источник энергии, который требует немедленного удовлетворения бессознательных побуждений. Напротив, эго развивается, чтобы уравновесить и стать посредником между неприемлемыми побуждениями Ид и реальностью. В то время как первичное Оно желает убрать отца, более реалистичное Эго признает, что отец гораздо сильнее. Кроме того, у мальчика также складываются положительные отношения с отцом.
Тревога кастрации: У мальчика тревога кастрации, которая представляет собой страх кастрации в прямом и переносном смысле, как это определено Зигмундом. По его словам, ребенок боится, что отец может отобрать у него пенис в наказание за его желания по отношению к матери.
Появление Суперэго: Защитный механизм вызвал шаги идентификации для разрешения конфликта. В этот момент устанавливается суперэго. Суперэго становится своего рода внутренним моральным авторитетом, интернализацией отца, который пытается контролировать желания Ид и побуждает эго действовать в соответствии с социально приемлемыми способами.
Каковы осложнения эдипова комплекса?
Если Эдипов комплекс не разрешен или не пролечен вовремя, он может привести к ряду осложнений, в том числе:
Ребенок может стать зацикленным на матери или отце, что означает одержимость желаемым родителем на всю оставшуюся жизнь.
Трудности развития романтических отношений зрелых взрослых.
Проблемы однополой конкуренции или конкурентного поведения по отношению к представителям своего пола.
Другие психологические проблемы включают управление гневом, депрессию, обсессивно-компульсивное расстройство и т. д.
Заключение:
Несмотря на то, что Эдипов комплекс был популярен, в то время он вызывал большие споры. Теория, лежащая в основе эдипова комплекса, подверглась резкой критике, потому что ей не хватало фактической основы, она была прикрытием для сексуального насилия, содержала стереотипные гендерно-ролевые предположения, включала инцест, считалась сексистской и т. д.
Однако, если у ребенка (мальчика или девочки) замечены подобные признаки, то это не следует игнорировать, так как психологические конфликты в детстве могут привести к ряду психологических проблем во взрослой жизни. Поэтому настоятельно рекомендуется посетить детского психиатра для разрешения состояния.
Часто задаваемые вопросы1. Что такое Эдипов комплекс?
Эдипов комплекс — это психологическая теория, согласно которой ребенок испытывает исключительную близость к родителю противоположного пола, испытывает зависть и выражает агрессивно-негативные чувства по отношению к родителю того же пола.
2. Доказано ли существование Эдипова комплекса?Нет, нет достаточных доказательств, подтверждающих подлинность Эдипова комплекса, утверждающего, что у каждого ребенка есть вытесненное чувство крайнего собственничества и одержимости родителем противоположного пола, а также чувство зависти к родителю того же пола, что и ребенок. Малыш воспринимает их как соперничество между собой и родителем противоположного пола.
3. Как выглядит Эдипов комплекс у взрослых?Эдипов комплекс у взрослых может выглядеть как чувство зависти и агрессивности по отношению к родителю того же пола из-за крайнего собственничества по отношению к родителю противоположного пола.
4. Что делать, если у девочки возникает Эдипов комплекс?Если девочка испытывает подсознательную сексуальную привязанность к отцу в возрасте от трех до шести лет, для описания этого состояния используется термин «комплекс Электры».
5. Как Эдипов комплекс влияет на отношения?Известно, что неразрешенный Эдипов комплекс вызывает тревогу и замешательство в отношении отношений у взрослых и может развить чувство соперничества по отношению к людям того же пола.
6. Является ли Эдипов комплекс реальным психическим расстройством?Эдиповому комплексу нет места в текущей версии Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, используемого психологами для диагностики состояния или расстройства.
7. Эдипов комплекс нормален?Да, Эдипов комплекс — это нормальная стадия психологического развития ребенка, происходящая в возрасте от трех до пяти лет.
8. Есть ли у меня комплекс Электры?Хотя концепции Эдипова комплекса и комплекса Электры не доказаны и игнорируются современной психологией, взрослая женщина может иметь признаки комплекса Электры, когда она не любит свою мать без особой причины или когда она чувствует соперничество с матерью. Также она ищет романтических партнеров с точными характерными чертами своего отца.
- Эдипов комплекс
https://www.simplypsychology.org/oedipal-complex.html - Эдипов комплекс
https://www.uvm.edu/~jbailly/courses/tragedy/student%20second%20documents/ Oedipus%20Complex.html - Sigmund Freud’s Theories
https://www.simplypsychology.org/Sigmund-Freud.html - SIGMUND FREUD AND PSYCHOANALYTIC THEORY
https://www.researchgate.net/publication/342610778_SIGMUND_FREUD_AND_PSYCHOANALYTIC_THEORY
Последнее рассмотрение по адресу:
07 июля 2022 — Чтение через 5 мин.
РЕЙТИНГ
Поставьте свою оценку
❤ 15
Доктор Пратап Кагита
Педиатрия
Метки:- Эдипов комплекс
Комплексное второе медицинское заключение. Отправьте заявку
Самые популярные статьи
У вас есть вопрос по Эдипов комплекс или ?
Спросите врача онлайн* гарантированный ответ в течение 4 часов.
Отказ от ответственности: Никакой контент, опубликованный на этом веб-сайте, не предназначен для замены профессиональной медицинской диагностики, консультации или лечения квалифицированным врачом. Обратитесь за советом к своему врачу или другому квалифицированному медицинскому работнику, если у вас возникнут вопросы относительно ваших симптомов и состояния здоровья, чтобы поставить полный медицинский диагноз. Не откладывайте и не пренебрегайте обращением за профессиональной медицинской консультацией из-за того, что вы прочитали на этом сайте. Прочтите наш редакционный процесс, чтобы узнать, как мы создаем контент для статей и запросов о здоровье.
Эдипов комплекс — Psynso
В психоаналитической теории термин Эдипов комплекс обозначает эмоции и идеи, которые ум удерживает в бессознательном посредством динамического подавления, которые концентрируются на желании мальчика сексуально обладать своей матерью и убить своего отца. В ходе его психосексуального развития комплекс представляет собой фаллическую стадию формирования у мальчика дискретной половой идентичности; аналогичный опыт девушки — комплекс Электры. Эдипов комплекс возникает на третьей — фаллической стадии (возраст 3–6 лет) — из пяти стадий психосексуального развития: (i) оральной, (ii) анальной, (iii) фаллической, (iv) латентной и (v) ) генитальный — при котором источник либидо-удовольствия находится в другой эрогенной зоне тела младенца.
В классической психоаналитической теории Фрейда идентификация ребенка с родителем своего пола является успешным разрешением Эдипова комплекса и комплекса Электры; его и ее ключевой психологический опыт для развития зрелой сексуальной роли и идентичности. Зигмунд Фрейд далее предположил, что девочки и мальчики разрешают свои комплексы по-разному: он с помощью страха кастрации, она с помощью зависти к пенису; и что неудачные решения могут привести к неврозу, педофилии и гомосексуализму. Следовательно, мужчин и женщин, зациклившихся на эдипальной и электровской стадиях своего психосексуального развития, можно считать «фиксированными на матери» и «фиксированными на отце», что проявляется, когда супруг (сексуальный партнер) напоминает мать или отца.
ФОН
Психолог Сигмунд Фрейд (в возрасте 16 лет) со своей матерью в 1872 году.
как фрейдовская психологическая метафора, описывающая психосексуальную конкуренцию Сон -отца за владением матери, по -эвейпип. Комплекс происходит от греческого мифологического персонажа V века до н.э. Эдипа, который невольно убивает своего отца Лая и женится на своей матери Иокасте (ср. «Царь Эдип» Софокла, ок. 429 г.).ДО Н.Э). Как психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939) предположил, что Эдипов комплекс является универсальным психологическим явлением, врожденным (филогенетическим) человеческим существам и причиной большей части бессознательной вины; Фрейд так описал человека Эдипа:
«Его судьба движет нами только потому, что она могла быть нашей — потому что Оракул еще до нашего рождения наложил на нас то же проклятие, что и на него. Судьба всех нас, возможно, состоит в том, чтобы направить наш первый сексуальный импульс на нашу мать и нашу первую ненависть и наше первое смертоносное желание против нашего отца. Наши сны убеждают нас, что это так.
В классической психоаналитической теории Эдипов комплекс возникает на фаллической стадии психосексуального развития (возраст 3–6 лет), когда также происходит формирование либидо и Эго; тем не менее, это может проявиться в более раннем возрасте.
Теоретическая эволюция Эдипа
Шестиэтапная хронология теоретической эволюции Зигмунда Фрейда Эдипова комплекса:
- Стадия 1. 1897–1909 гг. После смерти отца в 1896 году и просмотра пьесы Софокла «Царь Эдип» Фрейд начинает использовать термин «Эдип».
- 2 этап. 1909–1914 гг. Предполагает, что эдипово желание является «ядерным комплексом» всех неврозов; первое использование «Эдипов комплекс» в 1910 году.
- 3 этап. 1914–1918 гг. Рассматривает отцовский и материнский инцест.
- 4 этап. 1919–1926 гг. Полный Эдипов комплекс; идентификация и бисексуальность концептуально очевидны в более поздних работах.
- 5 этап. 1926–1931 гг. Применяет теорию Эдипа к религии и обычаям.
- 6 этап. 1931–1938 гг. Исследует «женское Эдипово отношение» и «негативный Эдипов комплекс»; позже «Комплекс Электры».
Эдипов комплекс
На фаллической стадии решающим психосексуальным опытом мальчика является Эдипов комплекс — соревнование сына и отца за обладание матерью. Именно на этой третьей стадии психосексуального развития (возраст 3–6 лет) гениталии ребенка являются его или ее основной эрогенной зоной; таким образом, когда дети осознают свое тело, тела других детей и тела своих родителей, они удовлетворяют физическое любопытство, раздеваясь и исследуя себя, друг друга и свои гениталии, изучая таким образом анатомические различия между «мужскими» и «мужскими» гениталиями. «женщина» и гендерные различия между «мальчиком» и «девочкой».
Психосексуальный инфантилизм — Несмотря на то, что мать является родителем, который в первую очередь удовлетворяет желания ребенка, у ребенка начинает формироваться дискретная сексуальная идентичность — «мальчик», «девочка», — что изменяет динамику отношений между родителями и детьми; родители становятся объектами инфантильной либидинозной энергии. Мальчик направляет свое либидо (половое влечение) на мать, а ревность и эмоциональное соперничество направляет на отца, потому что это он спит с матерью. Более того, чтобы способствовать союзу с матерью, Оно мальчика хочет убить отца (как это сделал Эдип), но прагматическое Эго, основанное на принципе реальности, знает, что отец — более сильный из двух мужчин, соревнующихся за обладание единственной женщиной. Тем не менее у мальчика сохраняется двойственное отношение к месту отца в семье, что проявляется в страхе перед кастрацией со стороны физически большего отца; страх — это иррациональное, подсознательное проявление инфантильного Оно.
Психологическая защита — У представителей обоих полов защитные механизмы обеспечивают временное разрешение конфликта между побуждениями Ид и побуждениями Эго. Первый защитный механизм — это вытеснение, блокирование воспоминаний, эмоциональных импульсов и идей из сознательного разума; однако его действие не разрешает конфликт Ид-Эго. Второй защитный механизм — идентификация, посредством которой ребенок включает в свое эго личностные характеристики родителя того же пола; приспосабливаясь таким образом, мальчик уменьшает свою тревогу кастрации, потому что его сходство с отцом защищает его от гнева отца в их материнском соперничестве; адаптируясь таким образом, девочка облегчает идентификацию с матерью, которая понимает, что, будучи женщинами, ни одна из них не обладает пенисом и, следовательно, не является антагонистом.
Dénouement — Неразрешенное соперничество между сыном и отцом за психосексуальную одержимость матерью может привести к фиксации на фаллической стадии, способствующей превращению мальчика в агрессивного, чрезмерно амбициозного и тщеславного мужчину. Следовательно, удовлетворительное родительское обращение и разрешение Эдипова комплекса наиболее важны для развития мужского инфантильного Супер-Эго, потому что, идентифицируясь с родителем, мальчик усваивает Нравственность, таким образом, он выбирает соблюдение социальных правил, а не рефлекторно. подчиняться, опасаясь наказания.
Эдипальный случай
В «Анализе фобии пятилетнего мальчика» (1909) на примере эквинофобного мальчика «Маленького Ганса» Фрейд показал, что связь между страхами Ганса и лошадей и его отца — производные от внешних факторов, рождения сестры и внутренних факторов, желания инфантильного Оно заменить отца в качестве компаньона матери и вины за наслаждение мастурбацией, нормальной для мальчика его возраста. Более того, его признание в желании иметь потомство с матерью считалось доказательством сексуального влечения мальчика к родителю противоположного пола; он был гетеросексуальным мужчиной. Тем не менее, мальчик Ганс не мог связать боязнь лошадей со страхом своего отца. Как лечащий психоаналитик Фрейд отметил, что «Гансу нужно было сказать много вещей, которые он не мог сказать сам» и что «ему нужно было представить мысли, которыми он до сих пор не проявлял признаков обладания».
Женское Эдипово отношение
Первоначально д-р Фрейд в равной степени применял Эдипов комплекс к психосексуальному развитию мальчиков и девочек, но позже модифицировал женские аспекты теории как феминное Эдипово отношение и отрицательный Эдипов комплекс; тем не менее, именно его ученик и сотрудник Карл Юнг в 1913 году предложил комплекс Электры для описания конкуренции между дочерью и матерью за психосексуальное обладание отцом.
На фаллической стадии комплекс Электры девочки является решающим психодинамическим опытом в формировании дискретной сексуальной идентичности (эго). В то время как у мальчика развивается страх кастрации, у девочки развивается зависть к пенису, коренящаяся в анатомическом факте: без пениса она не может сексуально обладать матерью, как того требует инфантильное Оно. В результате девочка перенаправляет свое стремление к сексуальному союзу на отца, тем самым продвигаясь к гетеросексуальной женственности, кульминацией которой является рождение ребенка, который заменяет отсутствующий пенис. Кроме того, после фаллической стадии психосексуальное развитие девочки включает перенос ее первичной эрогенной зоны из детского клитора во взрослое влагалище.
Таким образом, Фрейд считал, что отрицательный Эдипов комплекс девочки более эмоционально интенсивен, чем у мальчика, что потенциально приводит к тому, что женщина становится покорной и неуверенной в себе личностью; таким образом, неразрешенный комплекс Электры, конкуренция между дочерью и матерью за психосексуальное обладание отцом, может привести к фиксации на фаллической стадии, способствующей превращению девочки в женщину, которая постоянно стремится доминировать над мужчинами (а именно, зависть к пенису), либо в качестве необычайно соблазнительной женщины. (высокая самооценка) или как необычно покорная женщина (низкая самооценка). Таким образом, удовлетворительное родительское обращение и разрешение комплекса Электры являются наиболее важными для развития женского инфантильного Супер-Эго, потому что, идентифицируясь с родителем, девочка усваивает Мораль, таким образом, она выбирает соблюдение социальных правил, а не рефлекторно. подчиняться, опасаясь наказания.
Теоретический пересмотр Фрейда
Когда Зигмунд Фрейд (1856–1939) предположил, что Эдипов комплекс является психологически универсальным, он спровоцировал эволюцию фрейдистской психологии и психоаналитического метода лечения как соратниками, так и конкурентами; некоторые примеры:
Карл Юнг — В противовес предположению Фрейда о том, что психосексуальное развитие мальчиков и девочек одинаково, что каждый из них изначально испытывает сексуальное желание (либидо) к матери и агрессию по отношению к отцу, студент-сотрудник Карл Юнг возражал. предположил, что девочки испытывали стремление к отцу и агрессию по отношению к матери через комплекс Электры, происходящий от греческого мифологического персонажа 5-го века до нашей эры Электры, которая замышляла матрицидную месть с Орестом, ее братом, против Клитемнестры, их матери, и Эгиста, их отчима, за их убийство Агамемнона, ее отца (ср. Электра, Софоклом). Более того, поскольку он является родным для фрейдовской психологии, ортодоксальная юнгианская психология использует термин «эдипов комплекс» только для обозначения психосексуального развития мальчика.
Эдипов комплекс: Отто Ранк позади Зигмунда Фрейда и других психоаналитиков (1922).
Отто Ранк — В классической психологии Фрейда Супер-Эго, «наследник Эдипова комплекса», формируется по мере того, как младенец усваивает семейные правила своего отца. Напротив, в начале 1920-х годов, используя термин доэдипов, Отто Ранк предположил, что могущественная мать мальчика была источником супер-эго в ходе нормального психосексуального развития. Теоретический конфликт Ранка с Фрейдом исключил его из внутреннего круга фрейдистов; тем не менее, позже он разработал психодинамическую теорию объектных отношений в 1919 году.25.
Мелани Кляйн — В то время как Фрейд предполагал, что отец (отцовский фаллос) играет центральную роль в инфантильном и взрослом психосексуальном развитии, Мелани Кляйн сосредоточилась на ранних материнских отношениях, предполагая, что эдипальные проявления заметны в первый год жизни, устный этап. Ее предложение было частью спорных дискуссий (1942–44) в Британской психоаналитической ассоциации. Кляйнианские психологи предположили, что «в основе эдипова комплекса, как его описал Фрейд… . . существует более ранний слой более примитивных отношений с эдипальной парой». Более того, работа Кляйн уменьшила центральную роль эдипова комплекса с концепцией депрессивной позиции.
Эдипов комплекс: Уилфред Бион (1916).
Уилфред Бион — «Для пост-кляйнианского Биона миф об Эдипе касается исследовательского любопытства — поиска знаний — а не сексуальных различий; другим главным героем эдиповой драмы становится Тиресий (ложная гипотеза, возведенная на фоне беспокойства о новой теории)». В результате «Бион считал центральным преступлением Эдипа его настойчивое стремление узнать правду любой ценой».
Эдипов комплекс: Жак Лакан.
Жак Лакан — С постмодернистской точки зрения Жак Лакан выступал против удаления Эдипова комплекса из центра опыта психосексуального развития. Он считал, что «Эдипов комплекс — поскольку мы продолжаем признавать его — охватывающим все поле нашего опыта с его значением. . . [что] накладывает на человека царство культуры», знаменуя его или ее приобщение к символическому порядку. Таким образом, «ребенок узнает, что такое сила, независимая от самого себя, когда он проходит через Эдипов комплекс. . . столкновение с существованием независимой от себя символической системы». Более того, предположение Лакана о том, что «тройственное отношение эдипова комплекса» освобождает «узника дуальных отношений» отношений сына и матери, оказалось полезным для более поздних психоаналитиков; таким образом, для Болласа «достижение» Эдипова комплекса состоит в том, что «ребенок начинает понимать кое-что о странности обладания собственным разумом. .. . . обнаруживает множественность точек зрения». Точно так же, по Рональду Бриттону, «если связь между родителями, воспринимаемыми как любовь и ненависть, может быть допущена в сознании ребенка… . . это дает нам возможность видеть себя во взаимодействии с другими, и. . . для размышлений о себе, оставаясь собой». Таким образом, в книге «Голубь, который возвращается, голубь, который исчезает» (2000) Майкл Парсонс предположил, что такая точка зрения позволяет рассматривать «Эдипов комплекс как пожизненную проблему развития… . . [с] новыми видами эдипальных конфигураций, которые принадлежат более поздней жизни».
В 1920 году Зигмунд Фрейд писал, что «с развитием психоаналитических исследований важность Эдипова комплекса становится все более и более очевидной; его признание стало ширмой, отличающей сторонников психоанализа от его противников»; таким образом, он оставался теоретическим краеугольным камнем психоанализа примерно до 1930 года, когда психоаналитики начали исследовать доэдипальные отношения сына и матери в рамках теории психосексуального развития. Джанет Малкольм сообщает, что к концу 20-го века для «авангарда» психологии объектных отношений события эдипова периода выглядят бледными и несущественными по сравнению с головокружительными психодрамами младенчества. . . . Для Когута, как для Винникотта и Балинта, Эдипов комплекс не имеет значения при лечении тяжелой патологии». Тем не менее эго-психология продолжала утверждать, что «Эдипов период — примерно от трех с половиной до шести лет — подобен Лоренцу, стоящему перед цыпленком, это самый формирующий, значительный, формирующий опыт человеческой жизни. . . Если взять взрослую жизнь человека — его любовь, его работу, его увлечения, его амбиции — все они указывают на Эдипов комплекс».
Критика
Современные психоаналитики в разной степени признают универсальность эдипова комплекса; Ганс Келлер предположил, что это так, «по крайней мере, в западных обществах»; а другие считают, что этнологи уже установили его темпоральную и географическую универсальность. Тем не менее, немногие психоаналитики не согласны с тем, что «ребенок затем вступил в эдипальную фазу. . . [который] включал в себя острое осознание сложного треугольника, включающего мать, отца и ребенка», и что «в развитии обычно наблюдаются как положительные, так и отрицательные эдипальные темы». Несмотря на свидетельства конфликта между родителями и детьми, психологи-эволюционисты Мартин Дейли и Марго Уилсон отмечают, что это не связано с сексуальным владением родителем противоположного пола; таким образом, в убийстве (1988), они предположили, что Эдипов комплекс дает мало проверяемых предсказаний, потому что они не нашли признаков Эдипова комплекса у людей.
Более того, в книге «Больше никаких глупых песен о любви: Путеводитель по романтике для реалистов» (2010) Анушка Гроуз сказала, что «большое количество людей в наши дни считают, что Эдипов комплекс Фрейда исчез. . . «опровержены» или просто признаны ненужными где-то в прошлом веке». Более того, с постмодернистской точки зрения Гроуз сказал, что «Эдипов комплекс на самом деле не такой.