Что такое сопротивление? – Блог – Ясно
Человек приходит к психологу, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Считается, однако, что со временем в нем активизируются силы, которые противодействуют этим переменам и самому процессу терапии. Этот феномен заметил еще Фрейд и дал ему название: сопротивление. Наш психолог Елизавета Мусатова составила небольшой гид по этому занимательному явлению.
Как проявляется сопротивление?
По-разному. Некоторые явления, которые считаются возможными признаками сопротивления, включают:
- резкое нежелание приходить на встречу или внезапную неприязнь к терапевту;
- «выцветание» чувств: скука или ощущение бессмысленности во время сессии;
сомнения и мысли о том, что психолог или терапия вообще не помогает;
систематические препятствия перед сессиями: забыл, сел не в тот автобус, перепутал время, оставил кошелек дома или просто что-то постоянно «не срастается»;
участившиеся телесные реакции накануне встреч: то простуда, то нога подвернулась или голова разболелась;
внезапное и резкое улучшение: все наладилось, не нужно больше к психологу.
Получается, пациент сам себе мешает? Как-то это странно.
Фрейдовскую идею впоследствие подвергали критике. В первую очередь, за то, что ответственность за прогресс как будто ложится исключительно на клиента: сам себе мешает! Кроме того, сомнению подвергался и классический подход, который предлагает терапевту увидеть сопротивление, показать его клиенту и проработать, тем самым убрав причины для изменений. Да и само слово «сопротивление» уже подразумевает конфликт. В русском языке сопротивление можно подавить, сломить, преодолеть. Но ведь терапия — не война. Некоторые специалисты считают, что правильнее назвать такие реакции не сопротивлением, а защитой.
Причины для нее могут быть разными. Во-первых, человек приходит к психологу за переменами, но любые изменения, даже если они выглядят позитивными и желанными, являются стрессом, которого мы бессознательно стараемся избежать. Во-вторых, в терапии обсуждаются неприятные переживания и опыт, связанный со стыдом, страхом, болью.
Даже если человек понимает, что это необходимо, психика пытается не допустить контакт с тем, что однажды поранило. В-третьих, прямо сейчас человеку может не хватать чего-то важного, чтобы двигаться вперед: энергии, поддержки, опоры, уверенности. Он предохраняется от слишком крупных перемен по очень высокой цене. Наконец, клиент может защищаться от того, что происходит на сессии — возможно, терапевт говорит или делает то, что воспринимается болезненно.А может быть такое, что просто психолог не подходит?
Может быть, вам действительно не подходит конкретный специалист или подход, в котором он работает. Такое бывает — даже очень хороший психолог может оказаться просто не вашим. Доказано, что целебным в терапии в первую очередь является взаимодействие между двумя людьми. Если оно не срастается, подход и техники уже не будут иметь значения. Если психолог вам подходит, сопротивление все равно может возникнуть. Ведь терапия — это живые отношения. В них, как в любых других отношениях, возникают разные чувства.
Наконец, не исключена вероятность, что с вашим психологом что-то не так. Возможно, вы попали к недобросовестному специалисту. Прислушайтесь к себе: если вам не хочется продолжать работу уже с первой сессии или вы видите явные нарушения этики, процесс стоит прервать. Кстати, показательной будет и реакция психолога в ответ на рассказ о ваших переживаниях. Предложит ли он посмотреть, что за ними стоит, или будет обесценивать и убеждать, что вам только кажется?
Что делать с сопротивлением?
Как ни назови описанные выше реакции, сопротивлением или защитой, важно одно: они действительно происходят. Причины их могут быть неочевидны или упрятаны глубоко в бессознательное, но они есть. Словом, реакция сопротивления — это не столько проблема, сколько сигнал. Важно понять, о чем именно он пытается рассказать. А для этого стоит поделиться этим с психологом. Кстати, когда человек не осознает, что проявляет признаки сопротивления (такое случается, и нередко), психолог сам обратит на них внимание и предложит обсудить. Так что не удивляйтесь, если разговор на сессии зайдет о том, почему вы опаздываете или забываете перечислить оплату.
Получается, нужно тратить оплаченное время, чтобы поговорить об отношениях с психологом? И об опозданиях?
Да. Разговор о том, что же на самом деле стоит за той или иной реакцией, часто выводит на новый уровень в работе. А это обязательно отразится и в жизни за пределами кабинета. Более того, такой разговор сам по себе может оказаться терапевтичным.
Насколько вам комфортно говорить с другим человеком о своих чувствах? Позволяете ли вы себе злиться? Боитесь ли быть неудобным? Хотите оставаться «хорошим» любой ценой? Кстати, да: а психолог не обидится, если я скажу, что злюсь на него или не хочу приходить на сессию?
Многие чувства, которые возникают в процессе сопротивления, в обществе табуированы.
Кроме того, в русскоязычной культуре вообще не очень принято предъявлять другому человеку свои переживания и конструктивно их обсуждать. Конечно, может возникнуть страх или опасение обидеть или разозлить другого в ответ. Одно из серьезных отличий терапевтических отношений от любых других: психолог должен контейнировать ваши переживания. То есть, выдерживать любые, даже очень сильные, чувства. И не просто выдерживать, а быть способным создать для них безопасное пространство, показать эмпатию, дать поддержку в происходящем и, конечно, вместе с вами исследовать, что же происходит.Свои переживания специалист тоже должен уметь контейнировать. Это значит, что, даже если ваши чувства задели за живое, психолог не даст ответной реакции захлестнуть себя с головой и не превратит сессию в выяснение отношений, а отнесет свои переживания на личную терапию или супервизию.
Записаться к Елизавете Мусатовой на сессию можно с её личной страницы.
Психологические сопротивления и защиты — УСПЕШНЫЕ МОЗГИ — психологическая аналитическая консультация
«Люди, они как ёжики — тоже колются и фыркают, защищая себя…» Мария, 27 лет.
В человеке часто есть две силы:
С одной стороны, желание решить свою психологическую проблему (даже если она не осознается, тем не менее, душа стремиться ее решить).
А с другой стороны, сопротивление этому решению проблемы (или сопротивление психокоррекционной или психотерапевтической помощи).
Дело в том, что любое решение проблемы часто сопровождается неприятными или даже болезненными душевными ощущениями. Когда психолог начинает помогать человеку, он вынужден лезть глубоко в душу. Душа болит, а простого и эффективного обезболивания души в психологии пока не придумали. На начальном этапе работа психолога вызывает у клиента неприятные эмоции, травматические воспоминания, аффекты, чувства и импульсы, которые были до этого упрятаны в бессознательное, но в связи с психологической работой начинают всплывать в сознании. Поэтому пойти за помощью к психологу – это мужественный шаг. Сделать его непривычно, больно, страшно и часто материально дорого. Лишь после нескольких сеансов у клиента возникает ни с чем не сравнимое ощущение душевной легкости, радости и комфорта. Это состояние настолько восхитительно, что те, кто его пережил, перестают «бояться» идти к психологу.
Психологическая помощь — это всегда работа двух сторон: психолога и клиента. Чудес по мановению волшебной палочкой в психологии не бывает. Поэтому от клиента требуется не меньше труда над своей проблемой, чем от психолога. Только труд этот разный: от психолога требуется внимательность, компетентность, решительность и эффективность работы, а от клиента искренность, трудолюбие и точность выполнения психологических техник и предписаний для самостоятельной работы.
БЕЗ РАБОТЫ КЛИЕНТА РЕЗУЛЬТАТА ОТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НЕ БУДЕТ! Правда, от клиента не требуется знаний и умений, а нужно только сотрудничество. Но без этого «чудо» не произойдет даже у самого «великого» специалиста. ЗАСТАВИТЬ клиента измениться – нельзя. Можно только ВМЕСТЕ ДОСТИГАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.
Первая трудность на пути к освобождению от проблемы — это преодоление психологических сопротивлений и защит клиента (в его же интересах). В общих словах, психологические сопротивления и защиты — это силы в психике клиента, которые противодействуют помощи психолога и решению психологических проблем клиента. На самом деле клиент пытается избежать душевной боли потому, что боль будет «здесь и сейчас», а результат помощи и решения проблемы «неизвестно когда и потом». Клиент, победивший боль и страх в своей душе, получает заслуженное вознаграждение: он начинает уважать себя и делает первый шаг к радости жизни.
Итак, психологическая защита защищает любого человека от психологической боли. Причина боли может находиться в прошлом, например, психотравма, тяжелые воспоминания, горечь утраты. Причина может лежать в настоящем: непосредственно происходящая ситуация вовне и актуальные процессы внутри психики человека. Причина может быть связана с будущим, например, ожидания плохого, гипотетические страхи, переживания за возможные события и последствия. Природа создала эти защиты для скорой психологической самопомощи (примерно, как ответная реакция на физическую боль, болезнь или травму у организма). Однако, психологические защиты ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЮТ, НО НЕ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ И НЕ ДАЮТ ПОМОЩИ. ОНИ ПОМОГАЮТ ПРОДЕРЖАТЬСЯ ДО ТОЙ ПОРЫ, КОГДА ПРИДЕТ ПОМОЩЬ.
Если оставить человеку защиты, но долго не давать помощи, то он становится странным, неадекватным, закомплексованным и т.п. Потому что защиты выполнили свою функцию: они защитили от психологической боли в тяжелой ситуации, но они не создали психологического комфорта, и они не пригодны для жизни в благополучной ситуации. Это все равно, что везде ходить «в латах»: на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах, и есть в латах, и душ принимать в латах и т.п. Это неудобно для себя, это странно для окружающих, это закрепощает и делает несвободным. И САМОЕ ГЛАВНОЕ: ЭТО НЕ МЕНЯЕТ ВАШУ ЖИЗНЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ. ВЫ ПРОСТО ПРИСПОСОБИЛИСЬ.
Типичные случаи, после которых проявляются психологические защиты и сопротивления.
1. Прошлая психологическая травма (например, сильный стресс).
2. Неприятные воспоминания (например, горе от потери).
3. Страх перед любыми неудачами (боязнь возможной неудачи).
4. Страх перед любыми изменениями (негибкость в адаптации к новому).
5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (психологический инфантилизм у взрослых).
6. Вторичная психологическая выгода от своей болезни или своего состояния (несмотря на очевидный ущерб).
7. Слишком строгое «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися страданиями за реальные и мнимые проступки (как правило, результат воспитания).
8. Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» — быть активным, работать над собой, быть сексуальным, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.
9. Повышенный уровень психологической чувствительности, тревожности и невротизма (может быть следствием слабого типа нервной системы).
В этих и многих других случаях человек становится обостренно чувствительным к психологической боли и выстраивает хитроумные защиты, чтобы избежать психологической боли. Только это не решает проблему. Человек живет «в латах», часто на горе себе и на потеху окружающим. Хороший психолог помогает снять эти «латы» психологических защит максимально быстро и при этом безопасно. Конечная цель — научиться жить и радоваться свободной жизни без «лат», но сохранять свою защищенность.
Каковы последствия психологических защит, если не решать психологическую проблему?
1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Хуже общается. Ограничивает свой образ жизни, или он становится очень специфичным, странноватым.
2. Далее дезадаптация возрастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Возрастает внутреннее напряжение, тревожность. Сценарий жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.
3. Образ жизни становится эдакой формой «безболезненной самопсихотерапии». Защитный стиль жизни становится чрезвычайно важным для человека. Т.о., идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматических заболеваний.
Какие бывают психологические защиты?
1. Канализация агрессии на других людей (в словесной (вербальной) или в поведенческой форме). Скидывание агрессии на других людей может быть не только «дурной привычкой» и «педагогической запущенностью» у взрослого человека, но и парадоксальным образом свидетельствовать о скрытой неуверенности и скрытом чувстве вины.
2. Вытеснение – выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и чувств, импульсов глубоко в бессознательное. Человек просто «забыл», «не успел», «не сделал». Так иногда некоторые изнасилованные женщины через несколько лет искренне «забывают» об этом происшествии.
3. Отрицание – намеренное игнорирование болезненных реальностей и такое поведение, будто бы их не существует: «не заметил», «не услышал», «не увидел», «не срочно», «отложу на потом» и т.п. Человек игнорирует очевидную реальность и сочиняет для себя мнимую реальность, в которой неприятностей не существует. Например, главная героиня романа «Унесенные ветром» Скарлетт говорила себе: «Я подумаю об этом завтра».
4. Формирование противоположных реакций – преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Например быть предельно пунктуальным, а на самом деле желание быть свободным со временем. Такое случается, например, при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз).
5. Трансфёр (перенос, перемещение) – смена объекта чувств (перенос с реального, но субъективно опасного объекта на субъективно безопасный). Агрессивная реакция на сильного (например, на начальника) переносится с сильного, которого наказать невозможно, на слабого (например, на женщину, ребенка, собаку и т.п.). (Японцы использовали эту психзащиту в изобретении кукол для биться, замещающих начальника). Возможен перенос не только агрессии, но и сексуального влечения или даже одновременно сексуального влечения и агрессии. Типичный пример — перенос сексуального влечения и агрессии в адрес психотерапевта, вместо выражения этих эмоций настоящему объекту, вызвавшему эти чувства.
6. Обратное чувство – изменение импульса, превращение его из активного – в пассивный (и наоборот) – либо смена его направления (на себя с другого, или на другого с себя), например, садизм – может перейти в мазохизм, или мазохизм – в садизм.
7. Подавление (например, при страхах и фобиях) — ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу, страхи. Эта психзащита порождает различные персональные ритуалы (амулет на экзамен, определенная одежда для уверенности в себе и прочее).
8. Подражание (идентификация с агрессором) – имитация того, что понимается как агрессивная манера внешнего авторитета. Критика детьми своих родителей в их же агрессивной манере. Подражание поведению своего начальника дома со своей семьей.
9. Аскетизм – отказ себе в удовольствиях с видом собственного превосходства.
10. Рационализация, (интеллектуализация) – излишнее умствование как способ переживания конфликтов, долгое обсуждение (без переживания аффекта, связанного с конфликтом), «рациональное» объяснение причин произошедшего, на самом деле не имеющее ничего общего с рациональным объяснением.
11. Изоляция аффекта – почти полное подавление чувств, связанных с какой–то определённой мыслью.
12. Регрессия – психологическое возвращение в ранний возраст (плач, беспомощность, курение, алкоголь и прочие инфантильные реакции)
13. Сублимация – перевод одного вида психической энергии в другой: секс – в творчество; агрессия – в политическую активность.
14. Расщепление – неадекватное разделение позитивного и негативного в оценках себя и других, внутреннего мира и внешней ситуации. Часто происходит резкая смена «+» и «-» оценок себя и других, оценки становятся нереалистичными и нетвёрдыми. Часто они противоположны, но существуют параллельно. «С одной стороны, конечно, … а с другой стороны, несомненно, …»
15. Девальвация – сведение важного до минимума и презрительное отрицание этого. Например, отрицание любви.
16. Примитивная идеализация – преувеличение силы и престижа другого человека. Так создаются кумиры.
17. Всемогущество – преувеличение собственной силы. Бахвальство своими связями, влиятельными знакомыми и т.п.
18. Проекция – наделение своими собственными психологическими особенностями другого человека. Приписывание другому собственных желаний, эмоций и т.п. Например: «Сейчас любой готов за деньги и власть пройти по трупам!»
19. Проективная идентификация – проекция на другого, над которым человек затем пытается установить контроль. Например, проекция своей враждебности на других и ожидание того же с их стороны.
20. Репрессия – подавление желаний (своих или чужих).
21. Эскапизм – избегание болезненной ситуации. Это может проявляться буквально, т.е. поведенчески — человек может физически убегать из ситуации (от общения, от встречи), а может косвенно – избегать определенных тем разговора.
22. Аутизм – глубокий уход в себя (выход из «жизненной игры»).
23. Реактивное образование – замена поведения, или чувства на противоположное поведение или чувство как реакция на сильнейший стресс.
24. Интроекция – некритичное усваивание чужих убеждений и установок.
25. Фанатизм – воображаемое слияние желаемого и действительного.
Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации. Если вы обнаружили у себя, у своих близких или знакомых эти психологические защиты, есть повод задуматься о том, насколько конструктивно поведение данного человека. Вполне возможно, что, одев «латы» психологических защит, он лишает себя душевного комфорта и радости жизни.
Скорей всего, внимание, забота и компетенция хорошего психолога могут помочь этому человеку обрести исполнение своих сокровенных желаний.
© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.
Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: [email protected] Будем рады помочь Вам!
Что такое психология сопротивления и могу ли я извлечь из нее пользу?
Почему люди избегают того, что может помочь им больше всего? Вы наверняка наблюдали это явление. Родители подростка предлагают нанять репетитора, чтобы помочь ему в учебе. Он знает, что ему нужна помощь, но сопротивляется этой идее. Взрослые тоже так делают. Кто-то записывается на уроки танцев, думая, что это будет веселый способ провести вечер пятницы, но когда приходит время идти на урок, они придумывают миллион отговорок, чтобы не пойти. Резистентность может возникать и при терапии. Поскольку эта реакция распространена, полезно понимать психологию сопротивления.
Пытаетесь понять, как извлечь пользу из психологии сопротивления?
Спросите профессионала. Чат с лицензированным психологом онлайн.
Психология сопротивления
Сопротивление — это одновременно черта, которой некоторые люди обладают в большей степени, и эмоциональное состояние, которое можно наблюдать во время терапии. Сопротивление в психологии относится к любому противодействию терапевтическому процессу. Сопротивление — это способ сопротивляться предложениям, даже тем, которые могут помочь вам решить проблемы с психическим или эмоциональным здоровьем. Иногда человек говорит себе, что он не готов. Может быть, они говорят, что совет несправедлив. Возможно, они объясняют, что терапевт не понимает всей истории. В какой бы форме сопротивление ни было, это защита эго на подсознательном уровне.
Взгляд Фрейда на сопротивлениеРаботая со своими пациентами, Зигмунд Фрейд разработал теорию сопротивления. Он видел, что люди, занимающиеся психоанализом, часто избегают тем, с которыми им больше всего нужно столкнуться. Они отклоняли любую тему, которая была слишком близка к воспоминаниям или эмоциям, которые были слишком неудобными. Фрейд предположил, что сопротивление было признаком какой-то прошлой травмы, скрытой в подсознании, которую необходимо выявить и с которой нужно справиться в настоящем. По мнению Фрейда, этот катарсис позволил бы человеку испытать эмоциональное исцеление и обрести больший контроль над своим поведением.
Сопротивление в современной психологииСопротивление в современной психологии часто относится конкретно к сопротивлению во время терапии. Когда терапевт предлагает решения, клиент сопротивляется их рассмотрению. Сопротивление в разговорной терапии удерживает кого-то от решения своих проблем напрямую, поскольку они используют свои сеансы терапии, чтобы говорить только или в первую очередь о вещах, которые им удобны.
Типы сопротивления
Сопротивление проявляется как оппозиционное поведение, которое мешает вам достичь своего наивысшего потенциала. Будь то в терапии или в повседневной жизни, сопротивление может принимать разные формы.
Провалы в памяти
Когда кто-то сопротивляется решению своих проблем, он может внезапно показаться очень забывчивым. Если они находятся на терапии, они могут забыть о встречах. Если они начинают говорить о сложной теме, они могут остановиться, когда дойдут до самой сложной части, сказав, что не могут вспомнить, что произошло дальше. Это не признаки нечестности, а подсознательное избегание нежелательной информации.
Гнев
Иногда, когда терапевт подходит слишком близко к темам, о которых клиент не хочет говорить, клиент злится. Их гнев уводит разговор в сторону. После этого может быть очень трудно вернуться к этому решающему моменту в терапевтическом процессе. Если сопротивление достаточно сильное, этот гнев может проявляться каждый раз, когда поднимается тема. Это может происходить даже в повседневной жизни; человек может разозлиться, если упоминается конкретная тема или если кто-то предлагает ему помощь или совет по щекотливой теме.
Переписывание истории
Люди могут испытывать тревогу, когда думают о своем прошлом. Они знают, что часть их терапии связана с этими старыми воспоминаниями. Даже не осознавая этого, они могут изменить факты, чтобы представить более приемлемую картину того, что произошло давным-давно.
Припоминание фактов без последствий
В некоторых случаях люди хорошо помнят факты прошлой травмы. Они могут рассказать все важные детали того, что произошло в их прошлом. Однако они не помнят, как это событие повлияло на них тогда или сейчас. Вместо этого они остаются стойкими, не проявляя никакого поведения, которое показало бы, что событие было для них трудным. Даже если событие могло быть настолько травмирующим, что изменило ход их жизни, они могут рассказать историю, как если бы это был новостной репортаж о чем-то, что случилось с незнакомцем.
Защищаться
Если ваш терапевт задает вам вопрос, и вы внезапно чувствуете себя атакованным, правда может заключаться в том, что вы чувствуете сопротивление. Вы можете отстаивать свою точку зрения, приводя причины или оправдания своего поведения, но ваш терапевт, вероятно, вообще не говорит ничего негативного. Это защита вашего эго, пытающаяся удержать вас от чувства недостойности.
Недоверие к терапевту
Некоторые люди перестают доверять своим терапевтам после того, как терапия достигает критической точки. Возможно, сначала они чувствовали себя совершенно комфортно со своим терапевтом, но они начали сопротивляться процессу, когда он стал слишком трудным.
Замешательство
Замешательство — еще один способ сопротивляться терапии. Помните, что сопротивление происходит бессознательно. Таким образом, когда процесс становится слишком трудным, ваш разум может затуманиться и запутаться. Это очень трудно преодолеть, потому что вы не мыслите ясно. Лучше всего продолжать терапию, чтобы ваш терапевт мог провести вас через нее.
Пытаетесь понять, как извлечь пользу из психологии сопротивления?
Спросите профессионала. Чат с лицензированным психологом онлайн.
Зависимость
Это может показаться нелогичным, но люди часто сопротивляются терапии, становясь зависимыми от своего терапевта. Вместо того, чтобы решать свои проблемы напрямую, они оставляют все решения на усмотрение терапевта. Им трудно дождаться следующего приема, и они могут связываться со своим терапевтом между приемами, пытаясь получить инструкции о том, как жить своей повседневной жизнью.
По мере того, как их зависимость растет, возникает другая проблема. Неудобные чувства откладываются в сторону, а терапия фокусируется в первую очередь на преодолении зависимого поведения.
Скука
Некоторые люди обнаруживают, что ведут себя так, как будто им скучно на терапии, поэтому они ищут в своей повседневной жизни развлечения, чтобы развеять скуку. Они могут рассказывать своему терапевту драматические истории только для того, чтобы увидеть их реакцию. Они могут зевать или тупо смотреть во время сеансов, вообще не участвуя в терапии. Это чувство скуки может быть прикрытием для сильных чувств, которые трудно принять или с которыми трудно справиться.
Перенос
Сопротивление и перенос в психологии часто идут рука об руку. Перенос означает, что вы переносите неприятные чувства с одного человека на другого. В терапии клиенты часто переносят свои чувства к человеку, который причинил им боль в прошлом, на своего терапевта. Этот тип переноса происходит из-за веры в то, что ваш терапевт не причинит вам вреда. Вы можете сказать то, что хотели сказать годами, зная, что вы в безопасности. В этом случае перенос позитивен и может вызвать катарсис и облегчение.
Вы также можете испытать перенос, когда передаете своему терапевту положительные чувства, которые испытываете к любимому человеку. Например, человек, потерявший любимую сестру, может передать чувство доверия терапевту. Это может быть полезно, потому что человек чувствует себя очень комфортно, сталкиваясь с трудными проблемами.
Есть другой тип переноса, который не так полезен. Иногда клиент переносит романтические сексуальные чувства к кому-то другому на своего терапевта. Это вредит терапевтическому процессу. Если клиент не может отбросить эти чувства, возможно, ему придется перейти к другому терапевту. Тем не менее, вам не нужно беспокоиться о том, чтобы случайно передать неуместные чувства вашему терапевту, если вы уважаете границы, когда ваш терапевт указывает на них. Терапевты хорошо знают о необходимости установления соответствующих границ со своими клиентами и могут помочь вам в этом вопросе.
Недостатки этой психологии
Сопротивление естественно; все ведут себя резистентно. Однако, когда в терапии возникает резистентность, это может иметь некоторые негативные последствия.
Удлиняет процесс
Сопротивление может привести к тому, что терапия продлится намного дольше, чем она могла бы продолжаться. Это не означает, что терапия не может быть успешной. Даже если вы сопротивляетесь терапии, правильный терапевт поможет вам лучше понять ваше сопротивление. Тогда вы сможете решать свои проблемы более прямым образом.
Однако неконтролируемое сопротивление может помешать вам столкнуться с проблемами, которые влияют на ваше психическое и эмоциональное здоровье и мешают вам достичь своего наивысшего потенциала. Если вы не работаете над преодолением своего сопротивления, вы можете оказаться в паттерне ожидания, который никогда не закончится и никогда не даст вам никаких положительных результатов.
Может привести к прекращению терапии
Крайнее сопротивление может остановить терапию. Вы можете бросить учебу, говоря себе, что это потому, что вы не доверяете своему терапевту. Гневное поведение может создать проблему безопасности для вашего терапевта, и в этом случае ваши обычные сеансы, возможно, придется прекратить. Нездоровый перенос также может создать трещину в терапевтических отношениях, которую невозможно исцелить. Если вы сопротивляетесь терапии экстремально, вам, возможно, придется найти другого терапевта.
Можно ли избежать сопротивления?
Поскольку все испытывают сопротивление, разумно ли вообще думать, что вы можете его избежать? Вы, вероятно, не можете избежать того, что происходит в вашем подсознании. Тем не менее, вы можете работать над преодолением этого — по крайней мере, во время сеансов терапии — чтобы добиться прогресса.
Самосознание — это ключ к тому, чтобы избежать нездорового сопротивления. Нелегко определить ваше сопротивляющееся поведение. Однако вы можете попросить своего терапевта указать на них; вы должны быть готовы к тому, что их наблюдения могут быть более точными, чем ваши собственные. Если вы усердно выявляете свое сопротивляющееся поведение, вы можете сознательно отложить его в сторону, чтобы работать над проблемами, которые удерживают вас от психического и эмоционального здоровья.
Рассмотрите онлайн-терапиюДаже если вы признаете, что сопротивляетесь шагам, которые могли бы улучшить вашу жизнь, вам все равно может понадобиться помощь в преодолении этого сопротивления. Разговор с консультантом — хороший первый шаг к борьбе с контрпродуктивным сопротивлением и к более прямому решению ваших проблем. Разговорная терапия никогда еще не была более доступной и заслуживающей упоминания; особенно в условиях социальных проблем, таких как кризисы в области общественного здравоохранения и экономическая неопределенность, больше людей, чем когда-либо, пользуются услугами психиатрической помощи. Если вы хотите пройти терапию, но не знаете, с чего начать или как вписать ее в свою жизнь, BetterHelp может подойти вам.
Сеть лицензированных консультантов BetterHelp может находиться в комфорте и уединении вашего собственного дома. Вам будет подобран терапевт, который лучше всего подходит для ваших нужд, и вы сможете назначать встречи для консультации в соответствии с вашим расписанием с помощью наиболее удобного для вас средства: видеочаты, телефонные звонки, электронные письма или текстовые сообщения. . Вот несколько отзывов о консультантах BetterHelp от людей, которые работали с проблемами сопротивления в терапии.
Отзывы консультантовКэтлин была самым восприимчивым и искренне заботливым терапевтом, с которым я встречался. Она внимательна ко всему, что я говорю, и предоставляет удивительные инструменты, уникальные для меня, которые помогают мне в текущих ситуациях, с которыми я борюсь. Она может поддержать, но в то же время сурово, когда я сопротивляюсь определенным заданиям, в которых я отчаянно нуждаюсь, чтобы выполнять сложную работу, но в любящей и принимающей среде. 10/10 рекомендую этого замечательного человека в качестве терапевта! https://www.betterhelp.com/kathleen-whipple/
» Д-р Наваз очень восприимчиво понимает проблемы / проблемы своих пациентов. Я очень сопротивлялся желанию обратиться к терапевту, но когда моя жизнь, казалось, перевернулась с ног на голову из-за моих личных проблем, доктор Наваз доказал мне, что Получение профессиональной помощи и поиск кого-то, с кем вы можете связаться, чтобы помочь вам разобраться в своих мыслях и чувствах, было и продолжает быть очень полезным Доктор Наваз, кажется, понимает мою ситуацию и проявляет сострадание и сочувствие, передавая свою оценку и решение проблемы и идеи. »
Заключение
Резистентность является распространенной, идентифицируемой и излечимой проблемой. Нет ничего постыдного в проявлении сопротивления. Важно то, что вы предпринимаете шаги, чтобы преодолеть это, чтобы вы могли двигаться вперед как лучшая версия себя. С правильными инструментами и руководством вы можете уйти от прошлого здоровыми способами. Сделайте первый шаг сегодня.
Как помочь трудным клиентам
Столкновение с клиентом, который сопротивляется или, возможно, враждебно относится к терапевтическому процессу или терапевту, может вызвать беспокойство и поставить под сомнение успех лечения (Clay, 2017).
Однако терапевт должен быть осторожен. Маркировка поведения как резистентного может быть результатом недостатка знаний или терапевтических навыков, а неадекватная реакция на ситуацию может повредить прогрессу клиента (Shallcross, 2010).
Переформулированные, неудобные взаимодействия могут укрепить терапевтические отношения и дальнейшее лечение, а также стимулировать рост клиента.
В этой статье рассматривается сопротивление в терапии, потенциал терапевта по уменьшению его негативного воздействия и его использование как часть терапевтического процесса.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Что такое сопротивление переменам?
- 6 примеров сопротивления изменениям 90 159 причин сопротивления: 3 психологические теории и модели
- Как работать с трудными и сопротивляющимися клиентами
- Снижение и преодоление сопротивления: 7 упражнений
- Вовлечение трудных клиентов в групповую терапию
- 8 полезных вопросов для интервью
- Полезные ресурсы PositivePsychology.com
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое сопротивление переменам?
В то время как у некоторых клиентов может быть бессознательное (также известное как трансферентное) сопротивление терапии, у других есть «сознательное, преднамеренное сопротивление терапевтическим инициативам, которые они не понимают или не принимают» (Austin & Johnson, 2017).
Такое сопротивление или возражение как терапевту, так и терапии иногда называют «реалистичным сопротивлением» и включает противодействие (Rennie, 1994):
- Общий подход терапевта к терапии
- Специфические внутрисессионные приемы
- Некоторые термины, используемые терапевтом
В то время как проблема с общим подходом к терапии является препятствием, которое может потребовать особого внимания, терапевт может смягчить трудности с помощью сеансовых методов и терминов, выстроив прочные рабочие отношения между терапевтом и клиентом (Austin & Johnson, 2017).
Возможно, самая большая проблема заключается не столько в возражениях клиента, сколько в их потенциальной невидимости. Клиент может заявлять и даже делать вид, что согласен с процессом терапии и рекомендациями терапевта, но при этом скрывать свое несогласие.
Однако наблюдательные терапевты, скорее всего, заметят скрытые акты сопротивления, когда клиент (Ackerman & Hilsenroth, 2001):
- Использует заявления, которые отдаляют терапевта
- Избегает определенных тем
- Физически отказывается от разговора
Подготовка и опыт могут помочь специалистам в области психического здоровья распознавать тонкие акты неповиновения, реагировать на них и укреплять сотрудничество с клиентом (Austin & Johnson, 2017).
2 примера сопротивления переменам
Следующие два реальных примера дают представление о типах сопротивления, с которыми может столкнуться психолог:
- После 15 лет работы терапевтом Кирк Хонда испытал наихудший случай сопротивления, работая с двумя родителями и дочерью. Отец, раздраженный этим процессом, начал словесно нападать на Хонду, и вскоре к нему присоединилась дочь. Потный и чувствуя, что у него может случиться приступ паники, Хонда сказал, что чуть не выбежал из офиса (Clay, 2017).
Восстановив самообладание, он смог в конечном итоге восстановить терапевтические отношения, но это оставило его потрясенным и поставило под сомнение его компетентность. Поразмыслив, Хонда понял, что сопротивление, хотя и неудобное, может быть ценным путем к успеху в терапии (Clay, 2017).
- Терапевт Роберт Вубболдинг приводит пример стойкого подростка, принимающего наркотики, бросающего школу и бунтующего против школы и родителей.
«Самооценка играет ключевую роль в борьбе с сопротивлением», — говорит Вубболдинг (Shallcross, 2010).
Связь с клиентом и понимание того, что он воспринимает как жертву с небольшим контролем, жизненно важны. Затем терапевт может помочь клиенту осознать, что путь, по которому он шел, не помог ему — или усугубил ситуацию — и, возможно, пришло время попробовать новый подход.
Сопротивление клиента может принимать различные формы, в том числе (Miller, 1999):
- Споры — Клиент оспаривает точность того, что говорит терапевт, сомневается в его компетентности и авторитете и ведет себя враждебно.
- Прерывание — Клиент постоянно прерывает терапевта, переговариваясь с ним или перебивая его.
- Отрицание — Клиент не желает признавать проблемы, брать на себя ответственность или принимать советы; Например:
- Обвинение других в своих проблемах
- Оправдание своего поведения
- Нежелание меняться
- Игнорирование — Клиент игнорирует терапевта, не обращая внимания, не отвечая, не давая внятного ответа или меняя направление разговора.
Причины сопротивления: 3 психологические теории и модели
Хотя разрывы в терапевтическом альянсе часто неизбежны, они могут препятствовать вовлечению клиента и препятствовать терапевтическому процессу. Такое сопротивление может быть результатом (Safran, Crocker, McMain, & Murray, 1990):
- Использование техник, которые не находят отклика у клиента
- Неспособность следовать или делать то, что клиент ожидает или хочет
Клиент также может пытаться избегать определенных тем, что известно как «сопротивление сговору». Или он может представлять себя психологически уязвимым и искать реакции у терапевта (Austin & Johnson, 2017).
Несколько теорий пытаются объяснить сопротивление в психотерапии. Хотя они различаются предполагаемыми причинами и тем, как вести себя с резистентными пациентами, одинаковое поведение они признают резистентным (Beutler, Moleiro, & Talebi, 2002).
К ним относятся:
Психоаналитическая модель сопротивления
Модель Фрейда предполагает, что сопротивление является результатом конфронтации пациента с неразрешимыми конфликтами.
Согласно этой теоретической схеме, у эго есть несколько специфических защит, таких как «отрицание, сублимация, изоляция, интеллектуализация, замещение, регрессия, проекция и формулировка реакции» (Leahy, 2003).
В результате клиенты могут не знать о своих реальных проблемах, потому что их защита защищает их от правды, проявляемой как сопротивление (Leahy, 2003).
Поведенческие модели сопротивления
Бихевиористам может не нравиться термин сопротивление, но они признают, что клиенты часто не соблюдают терапевтические инструкции (Leahy, 2003).
В соответствии с поведенческой моделью «неспособность пациента соблюдать терапию может быть результатом несоответствующих подкреплений или непредвиденных обстоятельств подкрепления» (Leahy, 2003). Сопротивляющееся поведение может иметь место, когда положительные действия не подкрепляются немедленно или клиент должен ждать желаемого результата.
Когнитивные модели сопротивления
В когнитивных моделях, таких как модель Альберта Эллиса, сопротивление часто является результатом нереалистичных ожиданий и других иррациональных убеждений.
Согласно таким моделям, сопротивление, как и другие иррациональные убеждения, требует прямого столкновения. Клиенту необходимо помочь отказаться от иррациональных убеждений, чтобы двигаться вперед (Leahy, 2003).
Как работать с трудными и сопротивляющимися клиентами
Хотя сопротивление может мешать сотрудничеству и терапии, оно не должно останавливать его.
Такие терапевтические разрывы могут служить носителями, «которые можно использовать для углубления терапевтической связи и стимулирования роста» (Austin & Johnson, 2017). Они позволяют как клиенту, так и терапевту практиковать навыки разрешения межличностных конфликтов и способствуют росту, который может не произойти в их отсутствие.
Процесс разрешения может перевернуть долгосрочные, неадекватные межличностные схемы клиента.
Терапевт не должен избегать ситуаций, которые могут осложнить процесс, а работать над преодолением сопротивления (прямого или косвенного). Без конфронтации терапевт рискует усилить потребность клиента в воспитание , а не рост (Safran et al., 1990).
Существует несколько способов «стимулировать рост путем поощрения деятельности клиента» (Austin & Johnson, 2017):
- Позволить клиенту найти и развить свои навыки и средства для решения проблем.
- Используйте открытые вопросы, чтобы помочь клиенту исследовать свой личный опыт без влияния.
- Пусть клиент сидит и молча переживает свои эмоции, даже неприятные.
Квалифицированные консультанты уравновешивают то, как они справляются с избегающими реакциями, оставаясь чуткими к потребностям и чувствам клиента, и в то же время выясняя причину обращения к психотерапевту.
Но это непросто; это может быть как утомительным, так и разочаровывающим.
Несколько методов и стратегий могут помочь терапевтам сохранять спокойствие и управлять сложным и потенциально опасным терапевтическим процессом (Clay, 2017).
Успокойся
Попытки дать отпор быстро обострят и без того сложную ситуацию. Вместо отреагируйте на это , осознайте свое эмоциональное и физическое состояние (растерянность, страх, учащенное сердцебиение и т. д.) и сделайте паузу, даже ненадолго.
Ежедневные практики осознанности помогут вам оставаться на связи со своими ценностями как терапевта и лучше осознавать свои ощущения и мысли.
Выражайте эмпатию
Выражая вызов, подтверждайте то, что говорит клиент. Скажите им, что вы сожалеете о том, что сделали что-то, что их разозлило или что они считают бесполезным.
Крайне важно звучать искренне и аутентично, чтобы избежать дальнейшей эскалации. Как только эмоция признается, объясните, что ругань, угрожающее поведение, неявка или отказ платить за услуги неприемлемы.
Рефрейминг сопротивления
Если клиент сопротивляется, а терапевт раздражается или раздражается, два человека дерутся друг с другом, и терапевтические отношения разрываются.
Вместо этого поощряйте клиента исследовать и объяснять свои чувства и показывать, что вы признаете и понимаете их.
Развивайте терпение
Терапевту полезно помнить, что вы должны нести бремя боли вашего клиента.
Память о более широкой картине может помочь вам справиться с разочарованием, развивая терпение, которое может быть ценным в этой ситуации и за ее пределами.
Обратитесь за поддержкой к коллегам
У всех специалистов в области психического здоровья есть сложные клиенты.
Обмен историями (конфиденциально) может снять чувство изоляции, привести к позитивным предложениям и выявить ценные техники.
Рассмотрите возможность прекращения отношений
В конечном счете потребности клиента имеют первостепенное значение.
Если клиент действительно считает, что терапевт не встречается с ним, возможно, пришло время прекратить отношения и направить его к другому специалисту.
Снижение и преодоление сопротивления: 7 упражнений
По данным Американской ассоциации консультирования, существует несколько упражнений и подходов, которые консультанты могут использовать для управления и уменьшения негативного воздействия сопротивления (Shallcross, 2010):
- Подход к реальности
Терапевт должен убедить клиента, что подход сопротивления бесполезен и не имеет долгосрочной пользы.
Спросите клиента, как к нему относятся окружающие. Узнайте, «как они их притесняют, отвергают, предъявляют к ним необоснованные требования и контролируют их» (Shallcross, 2010).
Поощряйте клиента к самооценке. Спросите их, какие методы они использовали в прошлом, чтобы справиться с ситуацией и справиться с ней, и были ли они успешными.
Консультант должен попытаться установить связь с реальностью клиента, а не сосредотачиваться на своих собственных планах. Затем они могут побудить клиента признать, что, хотя он не может контролировать поведение других, он может управлять своим собственным, и что терапевт может помочь.
- Улица с двусторонним движением
Консультанты и терапевты могут сыграть свою роль в сопротивлении клиента.
По словам Клифтона Митчелла, профессора Государственного университета Восточного Теннесси, «Сопротивление идет двумя путями. Задача состоит в том, чтобы найти более творческие и эффективные способы взаимодействия» (Shallcross, 2010).
Исход терапии часто определяется преодолением препятствий и проблем, возникающих в процессе.
Следующие методы могут помочь сформировать безопасные и доверительные отношения, которые в конечном итоге будут продуктивными:
- Достигните взаимно согласованных целей терапии. Они могут внести ясность и укрепить терапевтические отношения.
- Не тратьте время на разочарование или разочарование из-за ответов «я не знаю». Вместо этого примите, обнимите и сопереживайте им, а не сопротивляйтесь.
- Сочувствуйте клиенту, чтобы показать, что вы согласны с тем, что проблему трудно понять, но вы можете работать вместе, чтобы решить ее.
- Вместо того, чтобы делать то, что ожидалось, нарушьте типичный (часто ожидаемый) образ мышления, вопросов и ответов с помощью альтернативных вопросов и подходов.
- Не нажимайте клиент, пока он не будет готов. Это приведет к сопротивлению. Вместо этого слушайте и «сосредоточьтесь на том, чтобы не создавать сопротивления и не поощрять оборонительную позицию» (Shallcross, 2010). Затем сделайте шаг назад и позвольте переменам произойти.
- Сократите или прекратите задавать чрезмерные вопросы. Каждый из них может превратиться в микроконфронтацию и привести к непродуктивным ответам. Поощряйте диалог.
Вовлечение трудных клиентов в групповую терапию
Каждая из следующих стратегий может быть полезной в групповых (а часто и индивидуальных) условиях (с изменениями из Austin & Johnson, 2017):
Клиент не выполнил домашнее задание
Попросите группу подтвердить свое понимание домашнего задания, чтобы убедиться, что инструкции ясны; обсудить любую путаницу или препятствия, с которыми они столкнулись.
Обратите особое внимание на разногласия, проблемы и сопротивление внутри группы и подумайте, как расширение и улучшение сотрудничества может помочь.
Клиент пропускает несколько сеансов
Обсудите, почему клиент не смог посетить одно или несколько групповых занятий, и спросите, есть ли какие-либо другие основные причины.
Например, обсуждались ли в последнее время вопросы, вызвавшие стрессовый фактор в решении не присутствовать?
Клиент в устной форме выражает лишь частичное согласие
Клиент может использовать такие фразы, как Я в порядке или Я попробую .
Обсудите несоответствия между тем, что они говорят, и тоном, который они используют в группе.
Возможно, я неправильно понимаю, но это звучит так…
Поймите, что стоит за их реакцией, и поделитесь своей оценкой с клиентом.
Сигналы клиента
не делайте мне больноПризнайте, что клиент страдает, и поощряйте его к полноценному участию в групповом разговоре. Попросите их сесть, оставаться сосредоточенными и говорить открыто в этом безопасном месте.
Клиент избегает определенных тем
Верните групповой разговор к теме и обратите внимание, когда станет очевидной тактика избегания.
Подумайте, соответствует ли их поведение проблемам клиента или свидетельствует о несогласии с терапевтом.
Клиент ведет себя замкнуто или отчужденно
Обсудите с клиентом, что вы чувствуете некоторую дистанцию (от вас или группы) или что вы обеспокоены тем, что вы не на одной волне.
Спросите клиента, чувствует ли он то же самое или хочет ли он чем-то поделиться индивидуально или с группой.
Клиент сигнализирует об уходе другим поведением
Клиент может вести себя таким образом, что сигнализирует о полном выходе из группы.
Будьте осторожны, привлекайте внимание к поведению в группе, так как это может расстроить вас и вызвать дальнейшее сопротивление. Используйте информацию, чтобы сформировать текущую терапию, и попытайтесь вовлечь их в обсуждение в будущем.
8 Полезные вопросы для интервью
Терапия, ориентированная на решение, фокусируется на обсуждении решений, а не проблем, и помогает преодолеть сопротивление.
Чудо-вопросы предлагают клиенту визуализировать то, как может выглядеть будущее, когда проблемы больше не существует, и могут быть менее пугающими для клиента, чем зацикливание на существующих проблемах.
Предложите клиенту представить и описать, как может измениться будущее после того, как проблема будет решена.
Следующие терапевтические вопросы оживляют упражнение (и менее конфронтационны), потенциально предотвращая запуск механизмов сопротивления:
- Что улавливают ваши чувства?
- Что ты чувствуешь?
- Что ты делаешь? (В максимально возможном количестве аспектов вашей жизни)
- С кем ты это делаешь?
- Где ты живешь?
- Как тебе весело?
- Какой доход вы зарабатываете?
- Что вы делаете в мире каждый день?
Вопросы помогают составить представление о том, как могла бы выглядеть жизнь, и могут вызывать меньше споров и давления, чем прямые вопросы.
Полезные ресурсы PositivePsychology.com
У нас есть множество инструментов, техник и рабочих листов для поощрения сотрудничества в терапевтическом процессе и улучшения самооценки клиентов и надежды на будущее.
- Мотивационное интервьюирование в социальной работе
В этом шаблоне представлены пять вопросов, основанных на Прочаске и ДиКлементе (19).86) Модель Этапы изменений , чтобы помочь практикам оценить готовность клиентов к изменениям. - Рабочий лист вашего чуда
Этот рабочий лист можно использовать, чтобы зафиксировать видение клиентом того, как может выглядеть будущее, когда его проблемы перестанут быть проблемами, и служить первым шагом к постановке целей и действиям. - Вещи, которые я люблю
В этом упражнении группе участников предлагается поделиться тем, что им нравится, и обсудить их, поощряя самоанализ и укрепляя групповую сплоченность. - Что я вижу в ВАС
Это групповое упражнение помогает клиентам получить представление о многих замечательных качествах, которые видят в них другие, помогая повысить самооценку и поддерживать более позитивную самооценку. - 17 упражнений по позитивной психологии
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта фирменная коллекция содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.
Сообщение на память
Распознать резистентность и принять соответствующие меры в терапии не всегда бывает просто.
Практикующие врачи должны следить за тонкими признаками избегания или свидетельствами того, что терапевтический альянс напряжен (Austin & Johnson, 2017).
Терапевт может затем осторожно поднять вопрос о том, чего он избегает, или о возникающем напряжении. Они должны помнить, что, в конечном счете, сопротивление может внести полезный вклад в терапевтический процесс, предлагая новые идеи и возможности для роста.
Важно помнить, что терапевтические отношения в конечном счете являются приоритетом. Наблюдение за сопротивлением и управление им может потребовать изменения подходов и вмешательств. Действительно, при выявлении может быть уместно отказаться от запланированной повестки дня и сосредоточиться на более насущных проблемах (Austin & Johnson, 2017).
Теории, примеры и техники, изложенные в этой статье, должны помочь вам осознать, что встреча с сопротивлением может стать значительным прорывом в работе с клиентом, ведущим к более прочной связи между клиентом и терапевтом и ценному росту клиента.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.
- Акерман, С.Дж., и Хильсенрот, М.Дж. (2001). Обзор характеристик и техник терапевта, отрицательно влияющих на терапевтический альянс. Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение , 38 (2), 171–185.
- Остин, С. Б., и Джонсон, Б. Н. (2017). Преодоление и управление сопротивлением с интернализацией клиентов. Общество развития психотерапии. Получено 2 апреля 2021 г. с https://societyforpsychotherapy.org/addressing-resistance/ .
- Бейтлер, Л. Э., Молейро, К., и Талеби, Х. (2002). Сопротивление в психотерапии: какие выводы подтверждаются исследованиями. Журнал клинической психологии , 58 (2), 207-217.
- Клэй, Р. А. (2017). Работа со сложными клиентами. Монитор по психологии. Получено 2 апреля 2021 г. с https://www.apa.org/monitor/2017/07-08/challenging-clients 9. 0160
- Лихи, Р.Л. (2003). Преодоление сопротивления в когнитивной терапии . Гилфорд Пресс.
- Миллер, В. Р. (1999). Рисунок 3-2: Четыре типа сопротивления клиентов [таблица]. В Повышение мотивации для изменения лечения наркомании. Протокол улучшения лечения, серия (№ 35). Министерство здравоохранения и социальных служб США. Получено 4 апреля 2021 г. с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK64964/table/A62668/ .
- Прочаска, Дж. О., и ДиКлементе, К.С. (1986). На пути к всеобъемлющей модели изменений. В W. Miller & N. Heather (Eds.), Лечение аддиктивного поведения: процессы изменения (стр. 3-27). Пленум.
- Ренни, Д.Л. (1994). Отчеты клиентов о сопротивлении в консультировании: качественный анализ. Canadian Journal of Counseling and Psychotherapy/Revue Canadienne de Counseling et de Psychothérapie , 28 (1), 43–57.
- Сафран, Дж. Д., Крокер, П., Макмейн, С., и Мюррей, П. (1990). Разрыв терапевтического альянса как терапевтическое событие для эмпирического исследования.