Эффект ореола примеры: объяснение простыми словами, примеры, причины

Эффект Ореола – Что Это В Психологии

Эффект ореола или гало-эффект знаком практически каждому человеку. Мы в реальности сталкиваемся с данным явлением. Вспомните ситуацию, когда вы, едва взглянув на человека, решали, что он добрая душа или, наоборот, наделяли нового знакомого негативными характеристиками. Внешность ввела вас в заблуждение.

Верные выводы о человеке вы сделали позже, когда узнали его лучше. В данном случае вы оказались заложником эффекта ореола. Сегодня мы расскажем подробно, что это такое, приведём жизненные примеры и выясним, как избежать когнитивного искажения.

Краткое содержание:

Что такое эффект ореола?

Исследователям удалось доказать: привлекательные люди изначально считаются здоровыми, умными, добрыми и заслуживающими всяких похвал.

Впервые явление обосновал Эдвард Ли Торндайк. Он организовал исследование и доказал: симпатичные люди получают больше привилегий, нежели некрасивые.

Эдвард Ли Торндайк

В исследовании Торндайка участвовали офицеры и их подчинённые. Учёный попросил офицеров оценить каждого из солдат по разным параметрам. В результате выяснилось, что красивые мужчины получили высокие баллы не только по показателю внешности, но и по всем остальным. Их считали более сильными, выносливыми, здоровыми и умными. Действительность не соответствовала оценкам.

Психолог М. Г. Эфран – последователь Торндайка – установил, что красивые преступники часто получают меньший срок. Судьи находят им оправдания. Они попадают под эффект ореола и не могут относиться к подсудимому объективно. Избежать эффекта ореола трудно. Исследования Эфрана доказали: под него попадают высокообразованные люди.

Что означает эффект ореола в психологии?

Эффектом ореола называют когнитивное искажение действительности, то есть это явление, в ходе которого мы делаем выводы о человеке, опираясь на первое впечатление.

Искажающее влияние оказывает эмоциональная информация, полученная от человека. Нам интересен образ, а не сама личность. Например, мы можем считать известного актёра смелым и отважным потому, что в сериалах он играет только таких героев. Мы подсознательно наделяем его положительными чертами. Нам нравятся сериалы с участием этого актёра и сами персонажи. Лично с актёром мы, конечно, не знакомы.

Вспомним, известного советского актёра Г. Вицина. Он играл комические роли и многие его поклонники были уверены, что в жизни кумир – весёлый и позитивный человек. Однако те, кто был близко знаком с актёром, уверяли о том, что в быту Георгий Вицин был пессимистом. Он был угрюмым и замкнутым человеком.

Таким образом, психологи объясняют эффект ореола так: доминирующие черты или качества человека становятся поводом для того, чтобы создать о нём полное впечатление. Мы обобщаем выводы и составляем ложное представление о ком-либо.

Эффект ореола используют намеренно. Режиссёры, мультипликаторы знакомы с данным явлением. Они изначально наделяют отрицательного героя отталкивающей внешностью. У него может быть, к примеру, большой нос или бородавка, то есть что-то в его облике вызывает у зрителя отвращение. Так, искусственно вызывается нужное отношение к персонажу.

И, наоборот, все положительные герои всегда красивы и привлекательны. Даже ребёнок знает, что красавица Алёнушка не может совершить ничего дурного, а вот её сестра-толстушка с растрепавшейся косой вполне способна на злой поступок.

Примеры эффекта ореола

Эффект ореола в психологии описан многими учёными. Мы встречаемся с этим явлением повседневно. Он настолько привычен, что мы даже не понимаем, какой опасности себя подвергают привлекательные люди. Конечно, им многое даётся без особых усилий.

Но исследования показали: в больнице доктора, очарованные внешностью пациента, совершают ошибки. Они не воспринимают такого больного всерьёз. Доктор, попав под эффект ореола, делает ошибочные выводы о здоровье пациента. И пропускает заболевание. Гало-эффект сделал своё чёрное дело. Доминирующая черта человека – красота – исказила ситуацию. Он был воспринят как здоровый и полный сил.

Важно понимать, что эффект ореола не всегда связан только с внешностью человека. Мы приведём и другие примеры из жизни.

Начальник поддерживает только одного сотрудника. Когда-то он добился успехов, отлично справился с отчётом и теперь все проекты доверяют только ему. Старания других сотрудников руководитель попросту не замечает. Он уверен: никто, кроме одного специалиста, не справится с задачей.

На собеседование приходит два кандидата. Один из них – обладатель диплома престижного вуза, второй – имеет непрестижное образование. На работу будет взят тот, чей диплом вызывает больше доверия. Руководитель не учёл личных качеств, результатов собеседования. Он сделал выводы по первому впечатлению. А они были основаны на восторге от учебного заведения, в котором обучался первый кандидат.

Представьте, что к вам подошла девушка для знакомства. У неё длинные, распущенные, волнистые волосы. Что вы о ней скажете? Наверняка согласитесь на знакомство. Посчитаете её открытой, доброй и привлекательной. Возможно, сочтёте легкомысленной. А вот девушку с собранными в пучок волосами вы воспримите как серьёзную, но закрытую особу. Она не подходит на роль временной подружки.

Исследования психологов доказали: женщинам, которые хотят, чтобы они производили впечатление серьёзных дам, следует собирать волосы. Мужчины воспринимают распущенные локоны как призыв к действию.

Девушка в платье от известного модельера будет воспринята как обеспеченная и успешная особа. А вот о женщине в скромном платье скажут, что у неё нет денег, она не ухаживает за собой и не пользуется вниманием мужчин. Действительность может отличаться от того впечатления, которое произвели дамы.

Эффект ореола распространяется даже на имена. Мы предвзято относимся к человеку с редким именем. А вот собеседник с привычным именем воспринимается нами адекватно. Психологи настоятельно рекомендуют родителям не усложнять жизнь детям и отказываться от вычурных имён.

Эффект ореола используют в рекламе. Маркетологи привлекают известных людей для рекламы продукции того или иного бренда. Мы, видя в рекламном ролике любимую актрису, покупаем шампунь только потому, что она нам нравится. Она не может посоветовать плохого. Мы напрочь забываем о том, что звезда экранов просто сделала свою работу и получила деньги. Возможно, что в реальности, она никогда не пользовалась тем шампунем, который рекламировала.

Рекламные ролики подобного типа востребованы не только среди производителей косметики. Такие методы используют банкиры и другие финансовые организации. Но здесь есть и обратная сторона. Статистика показывает: если актёр, который снялся для рекламного ролика, стал участником скандала, конфликта, продажи компании упадут.

Как избежать эффекта ореола?

Поговорим о том, как не стать жертвой эффекта ореола. Ведь искажённая информация не соответствует действительности. Мы оказываемся в плену обмана собственного сознания. Психологи уверяют: можно избежать эффекта ореола. Вот что они рекомендуют:

1. Когнитивное искажение разрушается со временем. Не судите по первому впечатлению. Выждите. Вы увидите реальные черты характера того, кто вам понравился.

2. В экстремальной ситуации открываются истинные черты человека. Ваш мужчина-красавец может оказаться трусом и слабаком. А поклонник с демонической внешностью, которого вы считали злодеем и негодяем, покажет себя как отважный человек.

3. Изучайте информационные источники. Ищите доказательства своих утверждений. Собирайте сведения.

4. Будьте критичны. Подвергайте сомнениям всё, что услышали. Проверяйте факты. Не судите о человеке по одному поступку.

5. Опишите человека после знакомства. Письменно ответьте на вопрос, какой он? Подтвердите свою оценку фактом. Вы наверняка не сможете это сделать.

Таким образом, эффект ореола – это не только первое впечатление. Это искажённое восприятие любой информации. Это желаемый образ, он не соответствует действительности.

Часто мы хотим заблуждаться. Человеку свойственно преувеличивать достоинства тех, кого он любит. Он не замечает негативных черт характера. Важно избегать эффекта ореола. Иначе мы будем предвзято оценивать людей, ситуации и жить в нереальном мире. Реальность же глубоко нас разочарует.

Каролина Кораблёва

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Мы в телеграм канале! Присоединяйся!

Что такое эффект ореола: примеры использования

Автор admin На чтение 7 мин Опубликовано

Здравствуйте, уважаемые читатели! Эффект ореола – это искаженное восприятие другого человека на основе сформированных стереотипов или в связи с личностными характеристиками. Искаженное – потому что не всегда мнение о ком-то совпадает с его реальным образом. Это когда, допустим, послушный тихий мальчишка, который учится на одни пятёрки, берёт и разбивает в классе окно. Учителя могут до последнего отрицать его вину. Ведь как может такой хороший ребёнок взять и что-то сделать не правильно?

Содержание

  1. История возникновения
  2. Условия возникновения
  3. Рекомендации
  4. Целостность
  5. Тестирование реальности
  6. Осторожность
  7. Завершение

История возникновения

Изначально ещё в 1920-х годах об этом явлении заговорил Эдвард Торндайк. Он провёл интересный эксперимент, попросив двух командиров охарактеризовать и оценить свой взвод. Начать необходимо было с физических данных, таких, как телосложение, тембр голоса, выносливость и активность. После чего переходить к интеллектуальным возможностям. А также указать, насколько каждый из них способен находить общий язык и сотрудничать с остальными. Вести за собой, поддерживать, нести ответственность за принятые решения и ошибки.

Результаты подтвердили догадки Торндайка о том, как искажается наше восприятие в такие моменты. Оказалось, что у солдат, получивших высокие оценки за физические данные, остальные оценки тоже были достаточно высокими. Тот, кто внешне выглядел слабым, в глазах командира не выделялся и другими способностями. По остальным характеристикам он также не дотягивал до нормы.

После, уже в 1970-х годах Роберт Чалдини заявил о том, что подсознательно нам нравятся более симпатичные люди, да настолько, что мы наделяем их несуществующими положительными качествами. А вот менее симпатичных личностей отвергаем полностью, приписывая им и замечая в основном негативное. Тех же, кого природа обделила внешне слишком явно, вообще можем считать исчадиями ада.

Сила этого феномена настолько велика, что мы, находясь в компании некрасивого человека, рискуем значительно подпортить себе репутацию. Так как вполне привлекательные женщины и мужчины в компании лиц с заурядной внешностью воспринимаются окружающими менее интересными и манящими. Единственное исключение – мужчина рядом с красоткой повышает свою значимость, в то время как непривлекательная девушка рядом с красавцем становится ещё невзрачней.

Условия возникновения

Чаще всего, эффект ореола проявляется в таких условиях:

  • Дефицит времени. Не всегда есть возможность близко познакомиться с кем-то, узнать, как он ведёт себя в различных ситуациях и прочее. Отчего недостаток информации искажает реальность нашего восприятия. Следовательно, нам приходится опираться на тот минимум, который удаётся ухватить.
  • Отсутствие интереса. Или сам человек не вызвал желания узнать его лучше, или в силу различных обстоятельств возникло состояние, когда фиксация внимания сконцентрирована на собственных переживаниях и мыслях. В итоге – сумбурное, неопределённое представление о собеседнике.
  • Информационная перегруженность. Ежедневно мы контактируем с большим количеством людей. Поэтому порой просто не хватает ресурсов, чтобы подумать о каждом из них для объективной оценки.
  • Стереотипы. В обществе существует немало стереотипов, на которые мы реагируем и которыми пользуемся в моменты, когда нет желания лично исследовать и тестировать реальность.
  • Особенность внешности или характера. Она может забирать всё внимание на себя, делая не значимыми остальные характеристики. Например, беседуя с победительницей конкурса красоты и любуясь ею, достаточно сложно сохранять ясность ума и замечать её настоящую, с недостатками и несовершенствами.

Рекомендации

Можно обвинить командиров из эксперимента Торндайка в необъективности и вообще всех, кто формирует мнение о другом человеке, не особо хорошо его узнавая. Но если подумать, каждый из нас постоянно попадает в эту ловушку. Например, высокий, крупный мужчина с накачанными мышцами воспроизводит впечатление выносливого и сильного человека. Способного наверняка защитить любого, кто слабее его. А также выдержать массу неурядиц и проблем, не сломившись духом.

Именно так порой могут размышлять женщины, выбирая себе партнёра. И упорно не замечать, что он на самом деле пытается при каждом удобном случае избежать ответственности, работы и постоянно сомневается в себе. После чего испытать разочарование, что он оказался не таким распрекрасным, каким выглядел поначалу. А это разочарование грозит привести к недоверию мужчинам вообще, или ещё хуже – к депрессии.

Эффект ореола способен принести массу проблем, как тому, кого неверно оценивают, так и тому, кто оценивает. Самый простой пример: не узнав хорошо человека, можно оттолкнуть его и лишиться верного друга или спутника. Довериться кому-то, кто на первый взгляд показался интересным и безопасным, а на самом деле оказаться преданным и обманутым.

Рекомендации, которые помогут избежать возникновения этого феномена:

Целостность

Расширяйте границы восприятия, то есть не формируйте мнение о человеке, опираясь лишь на несколько характеристик его личности или поступков. Однобокость суждений повергает нас в ловушку. Например, ваш коллега может быть и злым и добрым. В зависимости от ситуации, его настроения и прочее, он будет вести себя по-разному. Каждый из нас многогранен, просто какие-то черты характера более ярко выражены. Но это не значит, что полярные им, то есть полностью противоположные, отсутствуют. Другими словами, даже самый милый человек на свете в какой-то ситуации проявляет себя жестоким и чёрствым.

В психологии есть такое понятие, как перверзный нарцисс. Это личность, которая манипулирует другими с целью разрушения. Так вот, на первый взгляд она может показаться достаточно обаятельной и харизматичной, иначе как ещё заманить жертву? Первое мнение о них обычно позитивное, кажется, что удалось встретить самого интересного человека в мире, который угадывает желания и понимает, как не понимал ещё никто другой. А потом, когда партнёр привязывается к нему, становится зависимым, он открывает своё истинное лицо. И начинаются мучения и душевные пытки.

Поэтому удерживайтесь от поверхностных суждений. Присматривайтесь и неустанно познавайте другого человека. Все мы постоянно меняемся. И однобоко судить даже о своём партнёре, думая, что вы его знаете как никто другой – большая ошибка.

Тестирование реальности

Суть этой рекомендации в том, чтобы постоянно соотносить какую-либо информацию с реальностью. К примеру, многие студенты используют эффект ореола себе на благо. Поступая на первый курс, они прилежно учатся и ведут себя тихо на парах. Знаете почему? Потому что бытует мнение, что как себя зарекомендуешь изначально, так и будут преподаватели относиться на протяжении всего времени, пока не получишь диплом.

И действительно, тем, кто в дальнейшем начинает прогуливать пары, не вовремя сдаёт работы – делают поблажки, «закрывая глаза» на многие нюансы. Преподаватель знает возможности студента, знает, на что он был способен. И до последнего может стремиться «вытягивать» его. Теряя объективность.

Осторожность

Хочется напомнить о том, что следует быть внимательными с малознакомыми людьми. Так как они в общении могут казаться очень приятными, но никто не знает, с какой целью они стремятся понравиться. Я не призываю подозревать всех и вся, нет. Просто будьте аккуратными, не теряйте бдительность. Многие мошенники как раз делают ставку на эффект ореола.

Да что тут говорить, если в 1941 году Джон Монахан провёл исследование, по результатам которого было выяснено, что жюри присяжных затрудняется принять решение, если перед судом оказывается харизматичная, симпатичная личность. Тяжесть преступлений обесценивается, находятся оправдания проступков и прочее. То есть, мы способны «закрыть глаза» на недопустимое поведение, будучи очароваными внешностью собеседника. От того рискуем и ставим под угрозу собственную безопасность.

Завершение

В сфере торговли довольно часто проявляется этот феномен. Покупатели, оценив один продукт какого-то бренда, приобретают и остальные его товары, считая, что их качество и прочие характеристики также на высоте. Этим как раз успешно пользуются маркетологи. Повлиять на сознание клиентов, вызвав доверие, также может задействованная в рекламе продукции знаменитость. Обязательно с хорошей репутацией. В таком случае прибыль компании гарантирована. Если хотите больше узнать про влияние брендов на нашу жизнь, ознакомьтесь с эффектом Веблена.

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Развивайтесь, познавайте себя и не теряйте бдительности!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»