Феномен незавершенных действий: что такое эффект Зейгарник и как довести все до конца
Мысли о незавершенных делах способны повысить тревожность и помешать заниматься текущими задачами. Это одно из следствий так называемого эффекта Зейгарник — способности мозга сильнее фокусироваться на несделанном, чем на том, что мы довели до конца. Подробнее об эффекте и о том, как с его помощью развить продуктивность и улучшить ментальное здоровье, рассказывает сертифицированный коуч МСС ICF Ольга Рыбина
Официант с избирательной памятью: как открыли эффект
Один из преподавателей Берлинского университета часто проводил семинары не в аудиториях, а в кафе — со своими студентами он обедал и дискутировал. Этим преподавателем был известный психолог Курт Левин.
В один из учебных дней Курт Левин и его студентка Блюма Зейгарник обратили внимание на то, что официант не записывает заказы, даже если они достаточно большие и сопровождаются дополнительными пожеланиями посетителей. Это вызвало у психологов интерес. Они подозвали официанта и попросили его повторить, что заказали за каждым столиком. Молодой человек выполнил их просьбу. Он отлично помнил детали неоплаченных заказов, но, как оказалось, не помнил тех, по которым счет был закрыт.
Избирательная память официанта натолкнула преподавателя и ученицу на интересную мысль: человек придает разное значение завершенным и неоконченным действиям. Позже Блюма провела серию исследований, посвятив этому феномену свою дипломную работу. Открытие, которое сделала студентка, впоследствии назвали в ее честь.
Феномен незавершенных действий
В ходе своих исследований Зейгарник сконцентрировалась на обосновании теории поля Курта Левина, согласно которой каждое взаимодействие между людьми или предметами устанавливает так называемую напряженность.
Во время одного из исследований участников разделили на две группы. Каждая группа получила несложные задания: собрать пазл, решить головоломку или математическую задачу. Разница была в том, что участникам одной группы позволили довести начатое до конца, а участникам другой — нет. Потом всех отпустили на перерыв, после которого исследователь спросила, помнят ли участники задания и попросила их перечислить. Выяснилось, что незавершенные задания запомнились практически в два раза лучше, чем те, что удалось доделать.
Таким образом, исследователи пришли к выводу: если человеку не дать возможность закончить начатое дело, он не только будет эмоционально напряжен, но и запомнит детали задания, сохранив доступ к следам памяти.
Блюма Зейгарник отмечает, что если действие не завершить, то намерение останется неосуществленным. Это, в свою очередь, приведет к созданию аффективной активности, которая впоследствии проявит себя в другой деятельности. В случае незавершенности — в постоянном воспроизведении действия в сознании.
Материал по теме
Позже психолог Мария Овсянкина дополнила открытие Зейгарник своими экспериментами. Она выяснила: незаконченная задача, даже без каких либо напоминаний, воспринимается «квазипотребностью». Поэтому навязчивые мысли систематически возвращают нас к задаче, и мы испытываем потребность закончить прерванное действие — и тем самым прийти к разрядке.
Позже эксперименты, начатые Блюмой Зейгарник, продолжил исследователь памяти Джон Баддели. Он давал участникам анаграммы, которые они должны были решить за определенный отрезок времени. Если они не успевали решить их в заданный промежуток — получали ответ. Спустя некоторое время испытуемых спросили, помнят ли они ответы в анаграммах, и выяснилось, что участники лучше запомнили слова, которые не смогли разгадать.
Когда действие феномена ослабевает
Работа эффекта зависит от разных факторов, в том числе от мотивации. Чем больше процесс эмоционально увлекает, тем больше будет беспокоить его незавершенность.
Одним из примеров влияния мотивации на эффект Зейгарник является исследование психолога Джона Аткинсона. Он, сосредоточившись на мотивационных аспектах завершения задачи, подтвердил действие феномена, при этом уточнив: на то, как мы запоминаем неоконченные дела, оказывают влияние индивидуальные различия. Все, кто подошел к заданиям с более высокой мотивацией, стараются решить как можно больше задач. Поэтому количество незавершенных заданий при ограничении времени увеличивается. Если же у участника уровень мотивации ниже, то невыполненные задания он запоминает хуже.
Кроме того, проявление эффекта зависит от вознаграждения. Феномен проявляется слабее, когда человек ждет награду за определенную часть работы. При этом перерыв в работе может уменьшить продуктивность и желание продолжать. Это подтвердили соответствующие исследования, в которых двум группам людей дали задание. Первой группе пообещали вознаграждение, а второй — нет. После оплаты к работе вернулись только 58% участников из первой группы и 86% — из второй. Также участники из первой группы тратили меньшее количество времени на каждую задачу. В результате исследователи сделали вывод, что награда, полученная за потраченное время, а не за количество выполненных заданий, уменьшает запас мотивации и, соответственно, интерес к выполнению задачи.
В свою очередь, китайские исследователи считают, что важно учитывать физиологические особенности каждого отдельного человека. Ученые обнаружили корреляцию между проявлением эффекта и объемом серого вещества в двустороннем гиппокампе и парагиппокампе. Больший объем вещества способствует более яркому проявлению феномена. По мнению исследователей, разгадка в том, что людям с такой анатомией проще концентрировать внимание на цели.
Эффект Зейгарник в повседневной жизни
Пожалуй, один из самых ярких примеров, иллюстрирующих эффект Зейгарник, — сказка «Тысяча и одна ночь».
Похожий прием используют в рекламных роликах и сериалах. К прерванной на самом интересном месте серии зрители вернутся с большей вероятностью, чем в случае если сюжет будет понятным и завершенным.
Еще 50 лет назад двое ученых, Дж. Хаймбэк и Дж. Джейкоби, провели исследования о применении эффекта в рекламе. И пришли к выводу: необходимо, чтобы ролик интриговал моментально. Тогда в случае прекращения просмотра человек почувствует некую незавершенность. Также будет лучше, если в самом сюжете будет недосказанность, — в этом случае вероятность запомнить бренд увеличивается.
Еще один пример работы эффекта Зейгарник — важные разговоры или встречи, которые неожиданно прерывают. Отсутствие элемента завершенности приводит к напряжению. В результате люди, не достигшие договоренности, не способны полноценно переключить внимание на другие задачи.
Материал по теме
Как побороть прокрастинацию
Эффект Зейгарник — не просто очередная «причуда» человеческого мозга. Это еще и инструмент, который позволяет удерживать в фокусе приоритеты. Если научиться им пользоваться, он может помочь справиться с прокрастинацией, повысить эффективность обучения, увеличить личную продуктивность и ментальное здоровье.
Тем, кто склонен откладывать дела в долгий ящик, необходимо заставить себя приступить к задаче, чтобы возникшее когнитивное напряжение подтолкнуло в дальнейшем завершить начатое.
Пример писателя Эрнеста Хемингуэя отлично демонстрирует, как можно браться за любое дело и доводить его до конца. Хемингуэй не пытался за один раз израсходовать все идеи и всю энергию. Он был уверен, что нужно просто приступить к работе, а затем заставить себя остановиться, отложить карандаш, оставить работу незавершенной и отойти.
Он считал: «Когда работается хорошо, переставай писать». Таким образом, его подсознание работало все время. И писатель не просто с воодушевлением возвращался к неоконченному делу — он возвращался с новыми идеями.
Поэтому алгоритм борьбы с прокрастинацией с применением эффекта Зейгарник будет таким:
- просто начать;
- остановиться, когда работа увлечет;
- вернуться к выполнению задачи на следующий день.
При этом следует помнить: часто мы боимся начать, потому что задача слишком сложная или недостаточно структурированная. В этом случае следует сразу разбивать большие задачи на маленькие и сначала приступать к выполнению простых, а позже переходить к более сложным. К примеру, если необходимо сделать объемную презентацию, стоит разделить задачу на этапы: работа с текстом, поиск иллюстраций, редактирование — и так далее. И начать с самых легких.
Как повысить эффективность обучения
Знание принципов феномена Зейгарник поможет сделать обучение более эффективным. Как правило, педагоги считают: если учебная задача прерывается и возобновляется позже, то информация, усвоенная во время выполнения этой задачи, с большей вероятностью запоминается. Поэтому преподаватели рекомендуют не зубрить, а несколько раз просматривать информацию, затем прерывать изучение и отвлекаться на другие дела. Кратковременные тактические перерывы позволят сохранить эффект незавершенности, благодаря которому вы будете мысленно возвращаться к изученному материалу. Информация с большей вероятностью останется в памяти до предстоящего экзамена или тестирования.
Кроме того, не следует ставить мысленную галочку и вешать на изученное ярлык «пройденный материал». Мозгу необходимо дать понять, что это только часть пройденного и вы продолжите дополнительно изучать тему в будущем. Так получится минимизировать побочное действие эффекта и не забыть всю информацию сразу после экзамена.
Эффективность применения феномена в обучении доказывают проведенные исследования. К примеру, японцы нашли способ использовать эффект Зейгарник, чтобы заинтересовать детей на школьных экскурсиях по истории. Для этого перед поездкой преподаватели читают неполную лекцию, а затем говорят детям, что во время экскурсии им предстоит выполнить задание: ответить на вопросы викторины по темам, которые уже были пройдены. Но на какие именно темы будет викторина, заранее не сообщают. По результатам исследования все, кто отвечал во время экскурсии на вопросы викторины, проявили большую вовлеченность: они с воодушевлением искали знакомые места и лучше запоминали новый материал, полученный на экскурсии. Кроме того, те, кому была прочитана неполная подготовительная лекция, лучше ответили на вопросы викторины.
Эффект Зейгарник также применяют в области преподавания русского языка как иностранного. Для этого используют упражнения с незавершенными текстами.
Бизнес-тренеры используют этот эффект при проведении вебинаров. Для этого они, к примеру, ставят группе задачу и не раскрывают правильный ответ. В результате участники постоянно мысленно возвращаются к задаче, фокус и концентрация внимания повышаются, они с нетерпением ждут разгадки. Более того, некоторые особенно активные участники в ходе тренинга предлагают свои варианты решения — в результате они включаются в процесс обучения еще сильнее.
Материал по теме
Эффект Зейгарник и личная продуктивность
Исследователи из Государственного университета Флориды Рой Баумейстер и Эй-Джи Масикампо доказали, что людям трудно начинать новые задачи, если в их памяти остается большое количество незавершенных проектов. При этом каждая новая задача продолжает усугублять ситуацию, ведь она подразумевает прерывание той, что выполняется в текущий момент. В результате увеличение количества дел приводит к когнитивной перегрузке, становится труднее выполнять работу качественно. Мысль даже о несрочном пятиминутном деле может неделями крутиться в голове и мешать сконцентрироваться на текущих проблемах.
Дело в том, что для мозга «завершить» значит «разобраться»: зафиксировать факт, определить составляющие и определить сроки выполнения. Оптимальной стратегией для повышения продуктивности будет составить список задач и разбить их на конкретные пункты, а около каждого пункта проставить дедлайн. При этом срок выполнения в дальнейшем можно корректировать, а часть задач — делегировать. Важно дать мозгу понять: об этих задачах уже позаботились, все под контролем.
Кроме этого, не следует брать на себя ответственность за то, что зависит от других. Руководитель может отложить запуск проекта, а клиент уехать в отпуск или заболеть. Поэтому все задачи необходимо формулировать с позиции своей ответственности — и если потребуется, фиксировать новые сроки.
Исследования показывают, что незавершенные задачи и мысли о работе, которую предстоит сделать, приводят к нарушению сна — особенно в выходные дни. Все это истощает эмоциональные ресурсы. Психологи утверждают, что правильное использование эффекта Зейгарник поможет меньше переживать о неоконченных рабочих делах и сохранить психическое здоровье. Чтобы тревожные мысли возникали реже, рекомендуется регулярно наводить порядок на рабочем месте, особенно перед выходными. А в конце рабочего дня резюмировать, что удалось сделать сегодня, а что получится решить в следующие дни. Главное, ничего не оставлять в подвешенном состоянии.
эффект Зейгарник, или как открытия профессоров психологии помогают доводить пользователей до цели на сайте — Дизайн на vc.ru
Статья для начинающих UX/UI-дизайнеров, исследователей и аналитиков. В статье рассказывается о том, как открытия профессоров психологии Московского государственного и Гарвардского университетов могут помочь большему числу пользователей достичь необходимых целей на сайте.
12 563 просмотров
Время прочтения ~4 минуты.
Советский психолог, доктор психологических наук, профессор и одна из создателей факультета психологии МГУ Блюма Вульфовна Зейгарник, в 1927 году под руководством Курта Левина (чьи идеи оказали большое влияние на социальную психологию) провела ряд экспериментов в ходе которых обнаружила интересную закономерность: память о незавершенных действиях сохранялась у человека почти в два раза (1,9) дольше чем память о завершенных действиях.
Слева: Блюма Зейгарник. Справа: результаты экспериментов Зейгарник. wikipedia.org
В ходе экспериментов, Зейгарник просила испытуемых решить несколько задач за определенное время. При этом, в процессе решения задач, половине испытуемых не давали завершить часть задач, ссылаясь на нехватку времени.
После чего Зейгарник просила всех испытуемых перечислить задачи, которые они запомнили. Оказалось, что среди сохранившихся в памяти задач, отношение завершенных к незавершенным в среднем равнялось 1,9. То есть почти в два раза больше задач вспомнили те испытуемые, которых прервали во время решения задачи.
По итогу экспериментов Зейгарник резюмировала, что в случае прерывания решения задачи у испытуемого возникал определённый уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи.
А согласно теории поля Курта Левина, задача, которая уже была начата, устанавливает напряженность, и это напряжение снимается лишь по завершению задачи. Но если задача прерывается, то снижение напряжения затруднено, за счет чего задача дольше сохраняется в памяти человека. Данный эффект незавершенных действий и есть эффект Зейгарник. Если всё это звучит слишком сложно, то простыми словами эффект Блюмы Зейгарник можно описать так:
Эффект Зейгарник: Незавершенные задачи остаются в памяти человека дольше, чем завершенные.
Блюма Зейгарник
Эффект Овсянкиной
Позже, другой профессор психологии Гарвардского университета, но также с русскими корнями, Мария Овсянкина, дополнила эффект Зейгарник своими исследованиями. В частности, она выяснила, что прерванная или незавершенная задача, даже без дополнительных стимулов и напоминаний, воспринимается испытуемыми как «квазипотребность».
То есть, незавершенная задача создает навязчивые мысли, направленные на то, чтобы вернуться к задаче и закончить прерванное действие. Другими словами, при незавершенной задаче, человек сам стремится к завершению (разрядке). Данный феномен был назван эффектом Овсянкиной.
Применение эффекта Зейгарник и эффекта Овсянкиной в дизайне сайтов
Наверняка вы наблюдали подобные эффекты в своей жизни, например, когда хотели посмотреть 1-2 серии сериала, а в результате просмотрели целый сезон. Сценаристы сериалов хорошо знакомы с описанными выше эффектами и потому каждая серия заканчивается на интересном и интригующем моменте сюжета. Подобное прерывание похоже на прерванную задачу в экспериментах Зейгарник и Овсянкиной. Зритель очень хочет добраться до конца истории (завершить начатую задачу) и потому проводит за просмотром больше времени, чем планировал.
Аналогичным образом эффекты Зейгарник и Овсянкиной применяют и на сайтах, например, многие новостные СМИ указывают броский заголовок, который прерывается многоточием. Пользователь заинтригован и появляется желание прочитать статью целиком, чтобы завершить начатую задачу.
Броские заголовки и незавершенные подзаголовки вызывают желание пройти по ссылке и прочитать всю новость gazeta.ru
Другой пример применения эффектов Зейгарник и Овсянкиной в дизайне – это корзина интернет-магазинов. В большинстве сайтов, корзина является самостоятельной страницей. Но некоторые интернет-магазины делают корзину первым шагом в оформлении товара. Таким образом пользователь зашедший в корзину просмотреть товары становится вовлеченным в процесс оформления покупки.
Выйти из такой корзины означает прервать задачу. А это, исходя из экспериментов выше, остается в памяти надолго и подталкивает пользователей вернуться к задаче и закончить прерванное действие.
Страница корзины не отделена, а является первым шагом оформления покупки burberry.com
Другой пример применения феномена Зейгарник и феномена Овсянкиной – это использование трекеров (индикаторов) прогресса. На примере оформления кредитной карты на сайте банка Тинькофф, пользователь только зашел на страницу с описанием условий по карте, а трекер прогресса уже показывает, что пройдено 5%.
То есть пользователь уже вовлечен в процесс оформления, словно он уже проделал часть работы. Он видит весь путь и подсказку, что необходимо сделать чтобы дойти до конца. Уход будет означать прерванную задачу. А потому, многие пользователи стараются завершить начатое.
Трекер прогресса на странице с описанием кредитной карты банка Тинькофф tinkoff.ru
Вывод:
По возможности, используйте шаги или другие индикаторы выполнения задач пользователем в дизайне сайтов, чтобы визуально указать предстоящий путь и акцентировать внимание на том, что задача не завершена. Тем самым, вы сможете повысить вероятность выполнения задачи, а вместе с этим и конверсию сайта.
В данной статье очень кратко разобран лишь один способ улучшения пользовательского опыта. Если вы хотите узнать больше о UX-дизайне на основе поведенческой экономики, инженерной психологии и UX-исследований, то специально для вас мы составили электронный учебник «Конверсия на стероидах», в котором собрано множество подобных точек роста конверсии в виде удобного курса по UX-дизайну.
Приходите и прокачивайте свои скиллы в дизайне и набирайтесь убедительных аргументов для обоснования своих дизайн-решений перед заказчиками.
Электронный учебник «Конверсия на стероидах» Эдуард Файзуллин
How to Get Rid of the Burden of Unfinished Tasks — SingularityApp
Tame the Zeigarnik Effect
The Zeigarnik effect refers to the tendency to remember unfinished tasks and strive to complete them, in contrast to finished ones which we forget easily. At first glance it seems quite convenient — thanks to this built-in «reminder» in our heads, we retain our current duties in memory. But in fact, the Zeigarnik effect can cause a lot of problems if you don’t keep it under control. In this article, we will tell you how to tame the Zeigarnik effect and turn it to your advantage.
Unconscious aversion to incompleteness is the basis of the Zeigarnik effect. Our brain is literally uncomfortable with tasks left hanging in the air or interrupted work. «It’s great to complete tasks! How nice that my brain is trying to help me with that,» you may think. It’s not quite right, though. Our brain truly does its best — you know the rest.
Such incomplete tasks stick in your head and put you under pressure, eating up your valuable resource of attention and concentration. You prioritize each errand, trying to finish everything at once. Thus, you end up with a chorus of tasks in your head, each one screaming and highlighting its significance. Imagine that you are working in a room full of extremely annoying people, and they all want something from you at once and urgently. Such a situation is not conducive to productivity.
It would be logical to take a break, but it doesn’t help, either. The process is unconscious, you cannot turn it off with willpower. You may lie in the bathtub after a working day, for example, categorically ignoring all your thoughts about the reports and deadlines, but these thoughts are going to distract you anyway. People often don’t even realize that they are thinking about work, but only feel an unreasonable inner tension.
How to Get the Zeigarnik Effect Under Control
The good news is that you don’t have to become a workaholic to quiet your brain. On the contrary — the more you multitask, the less concentration and energy you have left.
The difference of concepts is the key to your way out of the vicious circle of the Zeigarnik effect. Your brain defines the word «complete» differently than you do. There is no need to accomplish everything to free up your working memory. It’s enough to unload the tasks — consider how and when you are going to get the job done. It’s important to sort things out, not to carry them through.
Let’s look at an example. You have some errands to run: prepare a monthly report, interview a client, make a presentation. Each task itself consists of smaller steps — settle on a date, make a draft, prepare questions, upload data, etc. If you don’t write out your to-dos, they keep circling your thoughts, making you multitask. It is impossible to do everything in a day, you understand that, but after work you barely can relax.
How to make life easier?
1. Write out all the tasks and break them down into steps
Do not strive for perfection at this stage — the main thing is to unload the set of tasks to an external drive, it’s okay if you miss something.
Enter everything, that has piled up, in the Inbox section in the app, and then break it down into smaller tasks
2. Highlight those tasks and subtasks that depend on other people
For instance, it is impossible to conduct an interview without a client. However, you cannot predict plans and actions of the other person. Therefore, your brain can «freeze» on the effect of incompleteness.
It’s crucial not to take responsibility for things that are not up to you. The client may suddenly go on vacation, and your coworker may postpone checking the presentation. Set the task in terms of your responsibility.
Instead of «conduct an interview with N,» it’s better to aim for «settle on a time,» «inform N on the interview.»
Set tasks within your capabilities
When you perform a task defined so, the brain marks it done — you have completed your half, the other one is beyond your responsibilities.
3. Set a deadline for each task
Deadlines defeat the Zeigarnik effect. As soon as you set a specific deadline for an item, it immediately goes into the category of ones that have already been taken care of. The brain has no point in bothering you constantly with the tasks which have their own time slots. Due dates can be adjusted — in this case you set them for yourself, not for others. Your objective is to allocate time to specific work, not necessarily to finish it right away. Avoid situations when all the small and large tasks are schedule for the same day. Such planning causes anxiety and stress.
4. Set reminders for important deadlines
Trying to keep all the immediate deadline in mind takes up too much of your working memory. Shuffle off the burden on the planners — set a deadline and a reminder (or several, if you want to make assurance double sure).
5. Take stock of your daily work
At the end of your working day, summarize which tasks you have managed to accomplish (check the checkboxes) and which ones are left for the next days. If you missed the deadline, set another one. This time make it suitable. The objective is never leave to-dos in limbo.
Отмечаем сделанное и думаем, куда перенести незаконченные задачи
Useful tips for taming the Zeigarnik effect
- Get the tasks out of your head as soon as they appear. Even if you don’t have time yet to set a deadline and assign subtasks.
- Set a timer for the tasks. The Zeigarnik effect can bog you down in the details, especially if you are prone to perfectionism.
Built-in Pomodoro timer in SingularityApp keeps you away from getting stuck on one task
- Keep a list of easy and quick to-dos. Devote a common time slot to crack simple tasks one by one. A five-minute task can sometimes distract you throughout the day if you let it roll around in your mind.
Download app
See more cool topics
Recurring Tasks: A Complete Guide to SettingsIf you think that it is impossible to achieve results without repeating some tasks again and again — either in sports or in business — this article is for you
Recurring Tasks: A Complete Guide to Settings How can you improve your personal effectiveness?A step-by-step plan and handy apps for your productivity
How can you improve your personal effectiveness? SingularityApp vs TodoistComparison of Scheduler Applications
SingularityApp vs TodoistОпределение
Эффект Зейгарник основан на идее о том, что человеку свойственно доводить начатое до конца, и если мы что-то не доводим до конца, возникает диссонанс, вызывающий чувство дискомфорта. Незавершение чего-либо ставит нас в состояние напряжения, которое заставляет нас уделять больше внимания делу, которое мы хотим закончить. Следствием этого является то, что мы помним незавершенные задачи лучше, чем уже выполненные, и часто под влиянием этого эффекта мы что-то завершаем. Другими словами, у нас мало мотивации вспоминать то, что мы закончили, тогда как у нас есть сильный интерес к незавершенным вещам, и это держит их в центре нашего внимания.
Русский психолог Блюма Зейгарник (в честь которой назван этот эффект) обратила внимание на это когнитивное искажение в ресторане: она заметила, что официанты могут запоминать сложные заказы на еду, но как только стол получает их еду и оплачивает счет, все детали становятся забытыми. забыл. Заказы тех столов, которые все еще были «неполными», можно было быстро и легко вызвать в памяти (даже если прошло некоторое время с тех пор, как они принимали свой заказ или занимались столом), тогда как заказы «заполненных» столов больше не были. в их воспоминаниях. Как только стол был полностью набран, детали, относящиеся к этому столу, «классифицировались» в уме официанта как завершенные и эффективно стирались из его памяти, чтобы освободить место для новой или все еще актуальной информации.
Эффект Зейгарник имеет много возможностей для применения в коммерческом мире. Например, он часто используется в телешоу или видеоиграх, которые используют «эффект скалолазания», чтобы зрители и пользователи были вовлечены в их продукт. Его также можно использовать в Интернете, чтобы клиенты не чувствовали диссонанса, связанного с этим эффектом. Обеспечение четкого и положительного ощущения прогресса и окончательного завершения путем отображения таких вещей, как индикаторы выполнения, может помочь вашим клиентам узнать, как далеко они продвинулись в процессе оплаты или регистрации, и побудить их продолжать до завершения.
Просмотреть идеи A/B-тестирования по категориям
Просмотреть идеи A/B-тестирования по типу веб-сайта
Просмотреть идеи A/B-тестирования по типу страницы
Просмотреть идеи A/B-тестирования по брендам
Просмотреть идеи A/B-тестирования по определениям
Мы будем присылать вам эксклюзивный контент
в течение следующих нескольких недель.
Продолжайте просмотр
К сожалению, вы достигли лимита в 1 бесплатную тактику в час
Чтобы получить неограниченный доступ к нашим
250+ тактикам ,Присоединяйтесь к нашему БЕСПЛАТНОму списку рассылки
Имя
Фамилия
Рабочий адрес электронной почты
* Присылайте мне экспертные руководства и исследования по A/B-тестированию и оптимизации коэффициента конверсии.
Или подождите 00:59:59
Вы открыли нашу библиотеку из 250 тактик.
Продолжайте учиться или зарегистрируйтесь на Convertize.com, чтобы начать
внедрять их прямо на свой веб-сайт.
Продолжайте просмотр Зарегистрируйтесь БЕСПЛАТНО
Попробуйте БЕСПЛАТНО
Кредитная карта не требуется
Рейтинг: 5/5 ( 28 отзывов )
Convertize Limited
12 Hammersmith Grove
Лондон, W6 7AP
Великобритания
Попробуйте сейчас БЕСПЛАТНО
- О нас
- Контакт
- Карьера
- Пресса и реклама
- Условия
- Политика конфиденциальности
- Соглашение об обработке данных GDPR
- A/B-тестирование
- Агентство CRO
- Агентство CRO в Лондоне
- Уведомления о подталкивании
- Персонализация
- Планы и цены
- AB Вкусная альтернатива
- Альтернатива Google Оптимизации
- Оптимально Альтернатива
- Альтернатива ВВО
- Платформа оптимизации
- Социальное доказательство приложения
- Идеи A/B-тестирования
- Советы CRO-экспертов
- Документация
- Примеры
- Помощь и поддержка
- Документация
- Видеоуроки
4 способа использования эффекта Зейгарник для повышения производительности
Вас когда-нибудь прерывали посреди задачи, и вам было трудно сосредоточиться на чем-то еще, пока вы не вернулись к ней? Или пытались сделать перерыв перед выполнением работы, но обнаружили, что не можете расслабиться — потому что незавершенная задача крутится в голове? Это эффект Зейгарник в движении. Проще говоря, эффект Зейгарник — это склонность запоминать незавершенные задачи лучше, чем выполненные. Это мощно используется в фильмах, на телевидении и в книгах в виде захватывающих моментов, оставляя сюжетные точки неразрешенными, чтобы гарантировать, что мы проглотим следующую часть. Но вы можете использовать эту же энергию для пользы своей работы. Вот лишь четыре способа использования эффекта Зейгарник для повышения производительности.
Как работает эффект Зейгарник
В 1920-х годах д-р Зейгарник обедала с друзьями, когда заметила, что персонал ресторана может запоминать очень длинные и сложные заказы, но как только он был выполнен, их память о нем полностью исчезла. Изучая эту психологическую тенденцию дальше, Зейгарник обнаружил, что люди с большей вероятностью помнят незавершенные задачи, чем те, которые они уже выполнили. Она показала, что как только мы приступаем к задаче, в нашем мозгу возникает связанное с ней напряжение. Это напряжение улучшает когнитивный доступ к соответствующей информации, облегчая нам ее завершение, и снимается только тогда, когда задача выполнена. Когда мы работаем над интересной задачей и внезапно должны остановиться, это напряжение мешает нам полностью сосредоточиться на чем-либо другом; мы просто не можем успокоиться, пока не вернемся и не закончим его. Итак, как мы можем использовать это напряжение, связанное с конкретной задачей, в наших интересах, чтобы поддерживать нашу концентрацию и продуктивный импульс?
Способы повысить производительность с помощью эффекта Зейгарник
1. Начните создавать импульс
Многие из нас склонны к прокрастинации, откладывая задачи на последнюю минуту, прежде чем спешить с ними, что может привести к стрессу и ошибкам. Если перед вами стоит сложная задача, к которой вы не хотите приступать, даже если срок ее выполнения еще не скоро, попробуйте начать ее как можно раньше. Неважно, как долго вы над этим работаете; простое начало может оказать сильное влияние на мотивацию. Как только вы добились успеха в своей задаче, вы обнаружите, что она продолжает появляться у вас в голове и подталкивает вас делать еще немного… и еще немного… пока не выполните ее. Вы можете использовать блокировку времени, чтобы упростить этот процесс, помогая вам выделять небольшие отрезки времени для работы над вашей задачей; всего 30 минут могут дать вам достаточно сил, чтобы закончить его.
2. Планируйте тактические перерывы для улучшения памяти
Короткие глубокие перерывы в работе во время работы над задачей эффективно создают постоянное напряжение, связанное с конкретной задачей. Это действительно может помочь укрепить память и облегчить доступ к нужной информации; исследования показывают, что учащиеся, которые временно перестают повторять, чтобы заниматься несвязанными видами деятельности (например, читать несвязанные предметы или играть в игры), запоминают материал лучше, чем учащиеся, которые выполняют учебные занятия без перерыва. Чтобы поддерживать продуктивный импульс, делайте отдельные короткие перерывы в течение дня. Просто убедитесь, что вы делаете что-то совершенно не связанное с вашей задачей, например, готовите напиток, выходите на прогулку или выполняете упражнения на время.
3. Завершите день со списком дел
Без правильного подхода напряженность, связанная с задачей, может, конечно, быть крайне непродуктивной, подпитывая наше стремление к многозадачности и добавляя остатки задач в наш день. Когда наш мозг постоянно напоминает нам, что мы чего-то не сделали, это может привести к беспокойству, напряжению и даже выгоранию — все это снижает нашу продуктивность. Чтобы сдержать негативный потенциал эффекта Зейгарник, попробуйте в конце дня написать список дел, в котором перечислены все незавершенные дела. Исследование, проведенное Университетом штата Флорида, показало, что люди, которые записывают конкретные планы по выполнению задачи на более поздний срок, реже отвлекаются на мысли о своей незавершенной работе. Таким образом, простое признание того, что у вас есть невыполненная задача, и запись того, когда вы ее выполните, может снизить умственное напряжение и позволить вам расслабиться, то есть вы вернетесь к задаче отдохнувшими и готовыми сосредоточиться.
4. Используйте «рабочие клиффхэнгеры», чтобы вызвать интерес и удержать внимание
Как уже упоминалось, подход Зейгарник используется для получения мощного эффекта в виде клиффхэнгеров. Хотя у вас может не быть телесериала или фильма для продвижения, это не означает, что вы не можете использовать тот же подход, чтобы привлечь внимание и интерес к своей работе. Если вы проводите презентацию или презентацию, сделайте перерыв в ключевом моменте, чтобы держать тему в центре внимания вашей аудитории. Используйте информационные тизеры, чтобы вызвать интерес к тусклым внутренним обновлениям или событиям, а не только к запуску продукта. Если вы проводите встречу, на которой вам нужно получить важную обратную связь, предупредите людей накануне; это позволяет людям обдумать это заранее, что означает, что их отзывы будут более подробными, актуальными и четкими.
Что такое эффект Зейгарник?
Вы поклонник Игры Престолов? Если вы не знакомы с историей сериала, долгожданный финальный сезон вышел после двухлетнего перерыва. В предыдущем сезоне сценаристы создали шокирующие клиффхэнгеры и повороты сюжета. Поклонникам не терпелось узнать, что произошло, но пришлось ждать два года, чтобы получить ответы.
Источник: Adobe Stock
Известно, что прошлый сезон пошел не так, и большинство фанатов остались разочарованными и разгневанными из-за разрешения сериала. Поклонники были так расстроены последним сезоном, что подали петицию, чтобы его переписали «компетентные сценаристы».
Но какое отношение «Игра престолов» имеет к психологии и потребительскому опыту? Что ж, я бы сказал, что прошлый сезон провалился из-за того, что сценаристы не окупили повороты сюжета, которые они привнесли — и после двух лет ожидания потребность фанатов удовлетворить свое любопытство достигла апогея. Когда последний сезон был разочарованием, разочарование фанатов сменилось яростью.
Почему клиффхэнгеры и любопытство так сильно влияют на нас? Это сводится к психологическому принципу, называемому эффектом Зейгарник.
Эффект Зейгарник — это бессознательное стремление закончить начатое, даже если мы не особо заинтересованы в работе. Это понятие впервые ввел российский психолог Блюма Зейгарник. Она обнаружила, что люди запоминают незавершенные задачи лучше, чем выполненные.
Zeigarnik Определение эффекта: Люди помнят незавершенные задачи лучше, чем завершенные.
Люди не только помнят эти незавершенные задачи, но и испытывают большее психологическое напряжение перед началом незавершенной задачи, чем после ее завершения. И как только задача выполнена, люди испытывают психологическое облегчение.
Людей завораживает неполная информация и задачи. И точно так же, как клиффхэнгеры в «Игре престолов», если эта неполная информация не окупается удовлетворительным образом, люди расстраиваются.
Что это значит для обслуживания клиентов? Что ж, подумайте об эффекте Зейгарник как о науке любопытства — его использование может привлечь внимание людей, помочь повысить запоминаемость вашего опыта и повысить вовлеченность клиентов.
В маркетинге и обслуживании клиентов мы можем использовать эффект Зейгарник, чтобы привлечь внимание людей или подтолкнуть их к совершению покупки. Есть три основных способа сделать это:
- Попросите клиентов «заполнить пропуски».
- Привлеките внимание клиффхэнгером.
- Создайте приключение, которое вознаграждает за завершение.
1. Попросите клиентов «заполнить пропуски».
Чтобы привлечь внимание покупателя с помощью эффекта Зейгарник, стоит оставить что-то для воображения. Создание рекламы, которая упускает важную информацию, может остановить их на пути — они хотят понять сообщение, на которое намекают, а не излагают его.
Например, сможете ли вы угадать культовый бренд, который упоминается в объявлении ниже?
Источник: Rethink
Правильно, это реклама кетчупа Heinz. Вы узнали культовую форму краеугольного камня, сделанную бургером? Это использование эффекта Зейгарника вызывает любопытство, поскольку ключевой текст «кетчуп Heinz» не упоминается. Мы хотим выяснить, чем можно закончить предложение «Это должно быть…»
Вы узнали культовую трапецеидальную форму логотипа Heinz? Это использование эффекта Зейгарника вызывает любопытство, поскольку слова «кетчуп Heinz» опущены, а вместо этого представлен скульптурный бургер. Когда люди видят незаконченное предложение («Это должно быть…»), начинает нарастать психологическое напряжение. Мы, естественно, хотим удовлетворить это любопытство, поэтому наш мозг начинает выяснять, какие слова может обозначать бургер.
Еще один пример эффекта Зейгарник в действии — это реклама британского оптометрического бренда Specsavers.
Компания Specsavers блестяще применила неполную информацию в своей рекламе, в которой прославляется потенциальная победа Англии в Еврофутбольном турнире 2021 года. Для тех из вас, кто не является фанатом футбола, это означает «Он возвращается домой» («Это» означает чемпионат, а «дом» означает Англию).
Источник: Specsavers в Твиттере
Это объявление показывает, как мы можем применить эффект Зейгарник, даже если мы включим всю информацию. В этом примере полная информация представлена неполным образом. Несмотря на то, что все буквы присутствуют, они представляют собой головоломку, которую нужно собрать в слова и, в конечном итоге, получить окончательное сообщение.
2. Привлеките внимание с помощью клиффхэнгера
Одним из наиболее распространенных способов применения эффекта Зейгарник является представление клиентам клиффхэнгеров, иногда называемых кликбейтами. Заголовок-приманка упускает важную информацию, которая вызывает любопытство. Клиенты должны нажать на заголовок, чтобы снять психологическое напряжение.
Например, заголовок Upworthy «Реакция балетной труппы на сексистское оскорбление одного футбольного болельщика в Facebook была эпической». Поскольку в заголовке не содержится оскорбления, его можно счесть кликбейтом.
Источник: Upworthy
BuzzFeed, пожалуй, самый известный пример использования кликбейта для увеличения веб-трафика. Согласно анализу 2014 года, около 63 % заголовков были признаны кликбейтом, и сегодня вы все еще можете видеть, как эта тактика работает на сайте Buzzfeed.
Я оставляю вам решать, где заканчивается «движущее любопытство» и начинается кликбейт. Но знайте, что, хотя это может быть эффективным способом стимулировать клики, просмотры и открытия, слишком много кликбейтов в конечном итоге оттолкнет клиентов. Обязательно используйте это приложение эффекта Зейгарник экономно. И этично.
3.
Создайте опыт, поощряющий завершениеЕсли вы хотите применить эффект Зигарник к опыту работы с клиентами, создание вознаграждений за выполнение задач или игр может помочь увеличить вовлеченность.
Например, PlayStation позволяет пользователям «платинировать» игру. Это означает, что пользователи выполнили достаточно сложных и ценных заданий, поставленных в игре, чтобы получить редкую награду — в данном случае виртуальный платиновый трофей.
Источник: Playstation
Без виртуального вознаграждения у пользователей не было бы незавершенных задач. Пользователи с большей вероятностью откажутся от игр, которые они еще не прошли (или не получили платину), потому что нет вознаграждения за создание психологического напряжения. Эффективность элементов геймификации, таких как трофеи, сводится к сочетанию различных психологических принципов, таких как эффект градиента цели, внешняя мотивация, эффект Зейгарник и многое другое.
Получайте бесплатные тематические исследования каждую неделю.
Подпишитесь на информационный бюллетень Choice Hacking, чтобы еженедельно получать на почту тематические исследования по поведенческим наукам и психологии.
Я также вышлю вам мою электронную книгу «5 принципов психологии, которые могут улучшить ваш опыт».
Эффект Зейгарник: ИтогЭффектом Зейгарник легко злоупотребить, поэтому используйте его с осторожностью. Есть два способа, которыми вы потенциально можете пересечь черту при его применении:
- Чрезмерное использование: Слишком сильное применение этого эффекта вызовет раздражение вашей аудитории или не даст достаточной отдачи от ваших клиффхэнгеров, тизеров или других незавершенных эмоций.
- Неудовлетворительные выплаты.