Эффект зейгарник явление характеризующее влияние на процессы памяти: Эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник)

ГОСЫ 2010 / Билет № 15

Экзаменационный билет № 15

  1. Эффект Зейгарник.

  2. Механизмы и эффекты межличностного восприятия

  3. Этническая идентичность: общее описание, структура, становление и формирование, изменения этнической идентичности.

  1. Эффект Зейгарник.

Эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник) — явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения (см. Мотивация) запоминаются лучше, чем завершенные. В опытах было установлено, что количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество запомнившихся завершенных задач. Эффект незавершенного действия зависит от многих переменных: возраста испытуемых, отношения числа завершенных задач к числу незавершенных, времени решения каждой задачи, относительной трудности задач, отношения субъекта к прерванной деятельности, его заинтересованности в выполнении задания и т.

д. Однако эффект незавершенного действия наблюдается не всегда. Оказалось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминались завершенные задачи, тогда как при слабой мотивации — прерванные задания. Эти эксперименты породили в дальнейшем исследования влияния на процессы памяти уровня притязаний и самооценки личности. Было доказано, что при адекватной самооценке эффект незавершенного действия соблюдался, а при повышенной или пониженной — нет. Несмотря на большой экспериментальный материал, эффект незавершенного действия не имеет окончательного теоретического объяснения.

  1. Механизмы и эффекты межличностного восприятия

Общее впечатление о человеке распространяется на оценку отдельных его свойств и качеств; если первое впечатление о человеке благоприятно, то в дальнейшем его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону, а отрицательные моменты как бы недооцениваются или не замечаются;

эффект недавности — по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. новая информация, а по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация, последующая же не оказывает существенного воздействия на общую оценку;

эффект стереотипа — каждому члену определенной социальной группы или общности приписываются сходные характеристики — черты общего стереотипа группы — часто без достаточных на то оснований;

эффект идеализации — хорошие отношения с человеком влияют на сдвиг оценки отдельных его качеств в положительную сторону.

Возникновение эффектов человеческого восприятия и понимания определяется:

механизмом идентификации — восприятие и понимание другого путем отождествления себя с ним;

механизмом рефлексии — путем размышлений «за другого»;

стереотипизацией — путем распространения на оценку другого характеристик какой-либо социальной группы;

эмпатией — понимание другого через эмоциональное вчувствование в его переживания.

ЭФФЕКТ НЕДАВНОСТИ — увеличение вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда (см. Эффект края). Изучается в контексте исследований памяти, процессов научения и социальной перцепции (Перцепция социальная). Установлено, что Э. н. зависит не от длины запоминаемого ряда и темпа его предъявления, а от характера деятельности, выполняемой непосредственно после предъявления ряда: если решается’задача на обнаружение сигнала, то Э. н. сохраняется (Д. Рейтман), если же решается вербальная (например, арифметическая) задача, то Э. н. отсутствует (Л. и М. Петерсон). Э. н. связан с извлечением информации из кратковременной памяти (см. Память кратковременная). В случае отсутствия Э. н. на указанную информацию накладывается другая сходная информация, поступающая в хранилище кратковременной памяти. Как и эффект края, Э. н. не имеет однозначной интерпретации. В социальной психологии Э. н. (известный больше как эффект новизны) изучается при восприятии людьми друг друга и заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.

е. более новая, информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация (см. Эффект первичности).

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол»). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются. Если общее первое впечатление о каком-либо человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

В основе Э. о., как и многих других явлений социальной перцепции (см. Перцепция социальная), лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о социальных объектах, необходимой для успеха той или иной деятельности, ее категоризацию, упрощение и отбор.

Важнейшие из изученных механизмов В. м. следующие:

1) идентификация — понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;

2) социально-психологическая рефлексия — понимание другого путем размышления за него;

3) эмпатия — понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания;

4) стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др.

Предпринимаются попытки вычленить некоторые более универсальные механизмы В. м., которые обеспечивают стабилизацию, категоризацию, отбор, ограничение и т.

п. информации, что является необходимым условием любого перцептивного (см. Восприятие) процесса, в том числе процессов В. м. На открытие таких универсальных механизмов претендовали когнитивного диссонанса теория, имплицитная теория личности. Однако ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы (см. Атрибуция каузальная).

  1. Этническая идентичность: общее описание, структура, становление и формирование, изменения этнической идентичности.

Этническая идентичность — это составная часть общей социальной идентичности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической группе. По Г. Шпету, э. и. — это переживание своего тождества с одной этнической группой и отделение от другой этнической группы.

В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). Некоторые авторы, излишне расширяя понятие этнической идентичности, выделяют еще и ее поведенческий компонент, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы.

Структура этнической идентичности.

Когнитивный компонент: самоназвание, осведомленность об этнической группе, отнесение себя к группе на основе этнодифференцирующих признаков (тотем, вера, территория, язык и т.п.)

Аффективный компонент: отношение к собственной этнической общности, оценка качества этнической группы, оценка своего места в ней, значимость членства в этнической группе.

Классификация этноидентичности Солдатовой на основе аффективного компонента:

— позитивная этноидентичность — норма, положительный образ своей группы в сочетании с положительным отношением к другим;

— этническое безразличие;

— этнонигилизм — отрицательное отношение к своей группе;

— гиперидентичность (этноэгоизм, этноизоляционизм (ксенофобия), национальный фанатизм (принятие любых действий, если они служат интересам нации)).

По Ж. Пиаже, становление этнической идентичности проходит 3 этапа:

— 6-7 лет — первичное знание о своей нации;

— 8-9 лет — зарождение национальных чувств;

— 10-11 лет — полное формирование этнической идентичности, ребенок осознает когнитивную модель, связанную с понятием «»родина»»

этническая константность формируется в подростковом возрасте..

Трансформация идентичности может происходить различными способами. По Дж. Берри, возможны четыре варианта трансформации идентичности в зависимости от значимости своего или чужого этноса: моноидентичность со своим этносом, моноидентичность с чужим этносом (изменение идентичности), биэтническая идентичность (высокая значимость и своего, и чужого этноса), маргинальная идентичность (оторванность ит своего и от чужого этноса). Таким образом, высокая идентичность с одной группой не означает низкой идентичности с другой группой.

эффект незавершенного действия, что это по вашему? — Спрашивалка

АК

Алла Киркижова

эффект незавершенного действия, что это по вашему? действие эффект

684

39

0

Ответы

ВЛ

Вася Латутин

Эффект незавершенного действия
ЭФФЕКТ НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ — явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б.В.Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. В опытах было установлено, что количество запоминавшихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество запомнившихся завершенных задач. Эффект незавершенного действия зависит от многих переменных: возраста испытуемых, отношения числа завершенных задач к числу незавершенных, времени решения каждой задачи, относительной трудности задач, отношения субъекта к прерванной деятельности, его заинтересованности в выполнении задания и т. д. Этот эффект важно учитывать и педагогам, но при этом следует помнить и о большой роли мотивации или установки на запоминание материала.

0

JS

Jack.e. Strify

Эффект незавершенного действия
ЭФФЕКТ НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ — явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б.В.Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. В опытах было установлено, что количество запоминавшихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество запомнившихся завершенных задач. Эффект незавершенного действия зависит от многих переменных: возраста испытуемых, отношения числа завершенных задач к числу незавершенных, времени решения каждой задачи, относительной трудности задач, отношения субъекта к прерванной деятельности, его заинтересованности в выполнении задания и т. д. Этот эффект важно учитывать и педагогам, но при этом следует помнить и о большой роли мотивации или установки на запоминание материала.

0

Юрий Цибельман

Эффект может быть самый разный. Собрался ограбить банк, но передумал — не сел в тюрьму. Размахнулся ударить хулигана, но не ударил — получил разбитое лицо. Хотел пригласить любимую замуж, но испугался — остался в одиночестве, а это страшно.

0

Юрий

явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности.

0

ВН

Валерий Никитин

Пока что всё, что замышлял свершалось! А Вы когда последний раз влюблялись?

0

МН

Мицкевич Наталья

что-то до конца не выполнил и возвращаешься постоянно в исходную точку

0

АК

Алла Киркижова

совершенно верно! порой таких ошибок люди наворочат, пытаясь закончить что-то, что не закончил много лет назад.

1

МН

Мицкевич Наталья

так часто бывает

1

НБ

Наталья Большакова

Это когда я слушаю музыку и кто-то её обрывает на пол-ноте. Это печаль((((

0

Серикжан Исмаилов

гештальт так психологи называют незавершенность желания или действия

0

АС

Александр Сосновский

когда там внутри понимаешь что надо сделать ещё раз по другому…

0

Александр Трохимчук

незнаешь, что будет дальше,,,ненужно что-то начинать!!!!!

0

Марина Павлова

когда делали делали, не доделали и забили или забыли. ..

0

Андрей Шеин

когда ты не закончил ,всё болит и плохое настроение.

0

Вячеслав Х.

????????!!!!!!!!! кто как на это смотрит-не повезло сегодня

0

Александр Патрушев

Что то случилось от того что что то не доделали!

0

Aijan Derkembaeva

взяться за что нибудь и бросить на пол пути…

0

ЛС

Людмила Салова

Мне кажется,что неудовлетворённость!!!А вам?

0

Оля Пестрак

ето когда остановился на полпути. …………..

0

Александр Павлов

это плохо надо все завершать если начал

0

Phantom Summoner

когда жена говорит все я больше не могу

0

ВС

Вл@димир С*

Не можешь — не берись! А то хуже будет…

0

Евгений Шидлюк. Омск.

Это когда уже залез. и всё кончилось.

0

АК

Алла Киркижова

залез куда?((((( вы как всегда. ….

1

Евгений Шидлюк. Омск.

Я про автомобиль, А вы что подумали?

1

АК

Алла Киркижова

вот говорю же, вы как всегда! любитель пошутить с двойным смыслом выражений и слов

1

Gosha S

яйца сводит,если кончить не дали

0

Gosha S

яйца сводит,если кончить не дали

0

Realistka

недолет, недопой, недожор и т. д.

0

Ан

Ансельм

смотря от характера действия

0

Следующая страница

Другие вопросы

как найти третью сторону треугольника когда AB=22,AC=7корень с 3 и угол а=30, грпдусов

Помогите пожалуйста перевести ету фразу

И вот уже представители РПЦ, бакланят, что не хило бы было гражданам иметь волыну, для защиты от Нашего Государства ?

В каком чине и в каком полку мог служить прадед судя по фотографии

Сколько стоит потолочный карниз? средняя цена примерно.

у меня есть 3Д телевизор samsung активные очки самсунг, обыкновенный ноутбук, на нем образ блю рей 3д фильма ноут по

Есть вероятность, что моя девушка беременна..

Что сделать чтобы не вонял пол! На деревянный пол разлилась вонючая жидкость !!

ОЧЕНЬ нужна помощь СРОЧНО -книги

О 2-х непростительных проступках по американски. Ваше отношение к этой американской причуде?

С какого числа после нового года работает почта россии

Комплексный анализ. Доказать, что НЕ существует предел частного сопряженного к комплексному числу z при z -> 0

как должны быть правильно утеплены пластиковые окна когда проем окна был больше стеклопакета

Помогите решить простую задачку по экономике

Помогите пожалуйста по — шагово решить пример ( для образца ) . Заранее благодарен.

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник относится к тенденции лучше запоминать незавершенные задачи, чем завершенные.

Содержание

  1. Что такое эффект Зейгарник?
  2. Открытие эффекта Зейгарник
  3. Эффект Зейгарник против эффекта Овсянкиной
  4. Как работает эффект Зейгарник?
  5. Споры, связанные с эффектом Зейгарник
  6. Эксперименты и результаты
  7. Эффект Зейгарник и нарушение сна
  8. Устранение эффекта Зейгарник
  9. Применение эффекта Зейгарник
  10. Что можно сделать?
  11. Эффект Зейгарник Краткий обзор

Что такое эффект Зейгарник?

Эффект Зейгарник возникает, когда прерванное действие легче вспомнить. Он назван в честь литовского психолога Блюмы Зейгарник 1 , которая впервые изучила это явление после того, как ее профессор и гештальт-психолог Курт Левин наблюдал влияние прерывания на обработку памяти. Блюма во время учебы в Берлинском университете вместе со своим профессором Куртом Левином заметила, что официанты в кафе, похоже, лучше помнят неоплаченные заказы, чем оплаченные. Это, казалось, предполагало, что завершение задачи может привести к более легкому забыванию того же самого, тогда как незавершенные задачи могут быть вызваны более удобным воспоминанием.

Эффект использовался для подтверждения общего присутствия феномена гештальта — эффекта паттерна или структуры восприятия, настолько единого в целом, что его нельзя вывести простым суммированием его компонентов или частей. Гештальт-психологи резюмируют эту точку зрения как «целое больше, чем сумма его частей».

Открытие эффекта Зейгарник

Блюма во время учебы в Берлинском университете вместе со своим профессором Куртом Левином заметила, что официанты в кафе, похоже, лучше помнят неоплаченные заказы, чем оплаченные. Это, казалось, предполагало, что завершение задачи может привести к более легкому забыванию того же самого, тогда как незавершенные задачи могут быть вызваны более удобным воспоминанием.

Блюма проверила эту гипотезу в экспериментальных условиях и опубликовала свои выводы в журнале «Завершенные и незаконченные задания» 2 в 1927 году. В своем эксперименте она попросила каждого участника выполнить ряд отдельных и простых, но требующих концентрации усилий заданий. Во время выполнения заданий руководитель эксперимента слегка прерывал участников, а затем им разрешалось выполнять оставшиеся задания без перерыва. В конце эксперимента она опросила каждого участника и попросила их вспомнить детали каждой задачи, которую они пытались выполнить. Результаты показали, что участники смогли вспомнить детали непрерывных задач около 9 часов.0% лучше, чем те, которые им разрешалось выполнять без перерыва.

Дальнейшее исследование 3 было проведено А. Д. Баддели, результаты которого были опубликованы в 1963 году. В нем испытуемых просили решить серию из 12 задач на анаграммы, на каждую из которых отводилась только 1 минута. Если они не могли решить ее за это время, им открывались ответы. В конце теста, когда их попросили вспомнить слова-решения, они смогли лучше запомнить задания, которые им не удалось решить, почти в два раза чаще, чем те, которые они решили». к эффекту Зейгарник, но то, что он имеет то преимущество, что происходит в условиях, которые легко определить и контролировать», — говорится в исследовании. Это подтверждает тот факт, что люди лучше запоминают прерванные и незавершенные задачи.

Эффект Зейгарник против эффекта Овсянкиной

Эффект Зейгарник не следует путать с эффектом Овсянкиной, который был открыт и назван в честь коллеги Блюмы Зейгарник, Марии Овсянкиной. Эффект Овсянкина относится к тенденции возобновлять прерванные задачи при следующей возможности. Мария, изучив последствия прерывания задачи, обнаружила, что существует врожденная склонность брать такие задачи там, где они были оставлены с намерением их завершить. Готовность возобновить такие задачи сама по себе заставляет разум вспоминать такие задачи более эффективно, чем те, которые уже выполнены и не требуют никаких размышлений.

Как работает эффект Зейгарник?

Кратковременная память 4 имеет ограничения по объему и длительности, поэтому многие вещи сложно удержать в памяти. Попытка удержать воспоминания требует некоторого умственного усилия, состоящего из репетиций. Долговечность памяти прямо пропорциональна количеству приложенных усилий.

На примере официантов их профессия предполагает, что они запоминают множество деталей, связанных с сервируемым ими столом, который состоит из еды и напитки, которые заказывает каждый клиент. Они должны держать детали в памяти до тех пор, пока еда не будет закончена и счета не оплачены. Чтобы справиться с перегрузкой информацией, они применяют ряд умственных уловок, позволяющих лучше запоминать детали. Эффект Зейгарник является одним из таких примеров. Информация удерживается в кратковременной памяти, постоянно возвращая ее в осознание. Таким образом, думая о незавершенных задачах, которыми в данном случае являются неоплаченные столы, официанты могут лучше запомнить их до тех пор, пока счета не будут оплачены и клиенты не уйдут.

Однако это явление не ограничивается самой кратковременной памятью. Чем больше и дольше информация возвращается в сознание, тем сильнее становится память на эту информацию, что в конечном итоге отодвигает ее в долговременную память. Невыполнение задач в основном создает тонкое когнитивное напряжение в уме, которое требует больше умственных усилий и репетиций, чтобы удерживать задачу на переднем крае осознания. Ум способен отпустить обязательство выполнять задачи, как только они будут выполнены.

Споры, связанные с эффектом Зейгарник

Несмотря на всеобщее признание, эффект Зейгарник вызывает споры. В нескольких странах были проведены исследования в попытке воспроизвести эффект, но не удалось обнаружить какой-либо существенной разницы в воспоминании между субъектами, которым разрешалось выполнять задания без перерыва, и теми, кого прерывали в процессе. В исследовательских работах, опубликованных в 2003 году в журнале Experimental Psychology: Applied Американской психологической ассоциацией, говорится: «Наши результаты, показывающие отсутствие существенных преимуществ когнитивных стратегий, позволяют предположить, что определенные проверенные когнитивные вмешательства могут быть неэффективными в очень сложных условиях работы».

Эксперименты и результаты

Для выявления эффекта Зейгарник были обследованы пациенты с различными психологическими расстройствами. Вот некоторые из результатов:

1. У умственно отсталых людей

Концептуальная репликация 5 эффекта была предпринята на людях с органической дисфункцией мозга, и выборка данных 56 таких умственно отсталых людей показала разницу в отзыв выполненных и незавершенных задач, установление эффекта Зейгарник в этой популяции.

2. У больных шизофренией с навязчивыми состояниями

При обследовании 6 из 76 больных шизофренией с навязчивыми симптомами на эффект Зейгарник феномен был обнаружен у таких больных, обладающих симптомами фобических нарушений с соответствующими мерами защиты свидетельствующие об адекватной иерархической структуре мотивации. Эффект отсутствовал у больных с переходом обсессий в состояния, близкие к кататоническим стереотипам.

Узнайте больше о шизофрении здесь

Эффект Зейгарник и нарушение сна

Общеизвестно, что стресс, связанный с работой, вызывает нарушение сна. Эффект Зейгарник напрямую влияет на нарушение сна у сотрудников, особенно в выходные дни. Прерванные и оставшиеся задачи, как правило, беспокоят их в выходные дни, и они намереваются возобновить задачи с намерением закончить их при первой же возможности. Стресс, вызванный этим явлением, заставляет их терять сон в это время.

Согласно исследованию 7 , основанному на роли размышлений как основного механизма нарушения сна у сотрудников, было обнаружено, что незавершенные задачи действуют как стрессор, который приводит к нарушению сна у работающих сотрудников, особенно в выходные дни. Руминация относится к процессу обдумывания одних и тех же мыслей в течение длительного периода времени, и сама по себе это не очень здоровая привычка. Это часто приводит к грустным и мрачным мыслям, которые чрезвычайно вредны для психического здоровья, поскольку могут продлевать и усиливать депрессию и тревогу, а также ухудшать способность думать и обрабатывать эмоции, как показывают исследования 9.0037 8 предложить.

Эффект Зейгарник у сотрудников, таким образом, заставляет их терять сон из-за мыслей об их предстоящей работе, загвоздка в том, что они стремятся приступить к работе как можно раньше, но выходные — свободное от работы время.

Устранение эффекта Зейгарник

Исследование 9 , проведенное в 2011 году, показывает, что составление планов может устранить когнитивные эффекты невыполненных целей. Планирование незавершенных задач способствует выполнению задач и удовлетворяет когнитивные процессы, которые способствуют достижению цели. Исследование показывает, что переход к определенному плану для достижения цели или цели не только облегчает достижение цели, но и высвобождает когнитивные ресурсы для других задач. «Как только план составлен, стремление к достижению цели приостанавливается, что позволяет прекратить связанную с целью когнитивную деятельность, и возобновляется в указанное позднее время», — поясняется в исследовании.

Применение эффекта Зейгарник

Здравый смысл может подсказывать, что лучший способ быть продуктивным — это приблизиться к цели, но эффект Зейгарник предполагает, что прерывание увеличивает сохранение памяти, связанной с конкретными задачами. Основываясь на этом понятии, можно применить следующие методы, чтобы использовать эффект в свою пользу:

1. Борьба с прокрастинацией

Прокрастинация — это акт откладывания или откладывания задачи, который часто приводит к постепенному накоплению стресса. Чтобы справиться с этим с помощью эффекта Зейгарник, нужно начать с первого шага. Как только задача начинается и прерывается, ум будет размышлять над ней, и это послужит мотивацией для дальнейших шагов, чтобы в конечном итоге выполнить задачу. Этот подход, помимо создания мотивации, также дает чувство выполненного долга после завершения работы, и после ее завершения разум может свободно направить свою энергию в другое место.

Узнайте больше о прокрастинации здесь

2. Прерывание учебных занятий

Учащимся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) рекомендуется прерывать учебные занятия. Прерывание их сеансов поможет им вернуться к информации, которую они пытались запомнить, что в конечном итоге поможет им в намеченном процессе.

3. Создание интереса с помощью неопределенности

Эффект Зейгарник помогает рекламодателям и маркетологам увеличить продажи. То же самое происходит и в случае продвижения фильмов. Соответствующий контент или реклама должны быть показаны аудитории, оставив наши важные детали, которые привлекут их внимание.

4. Изменение перспективы и улучшение психического благополучия

Невыполнение задач может вызвать стресс и беспокойство, что может привести к нарушениям сна. Однако стремление к выполнению таких задач может восприниматься как мотивация, что, в свою очередь, поможет повысить производительность и вызвать чувство выполненного долга и удовлетворения после успешного выполнения задач.

Что можно сделать?

Исходя из приведенной выше информации, очевидно, что эффект Зейгарник играет значительную роль в жизни людей. Это явление оказывает негативное влияние на психическое здоровье, однако при определенных усилиях его можно добавить себе на пользу. Это не психологическое расстройство, поэтому его нельзя вылечить. Однако при любом неблагоприятном воздействии на психическое здоровье в виде прямого или косвенного воздействия эффекта Зейгарник рекомендуется обратиться за психиатрической помощью к профессионалу.

Эффект Зейгарник Краткий обзор
  1. Эффект Зейгарник возникает, когда прерванное действие легче вспомнить.
  2. Это явление не ограничивается кратковременной памятью.
  3. Эффект Зейгарник напрямую влияет на нарушения сна у сотрудников, особенно в выходные дни.
  4. . Это явление, которое оказывает негативное влияние на психическое здоровье, однако при определенных усилиях его можно добавить себе на пользу.
  1. Маклауд СМ. Зейгарник и фон Ресторфф: Эффекты памяти и истории, стоящие за ними. Мем Когнит. 2020 авг; 48 (6): 1073-1088. doi: 10.3758/s13421-020-01033-5. PMID: 32291585. [↩]
  2. Зейгарник, Б. (без даты). О выполненных и незавершенных задачах. Справочник по гештальт-психологии, 300-314. https://doi.org/10.1037/11496-025 [↩]
  3. Baddeley, AD (1963). Зейгарниковый эффект при запоминании решений анаграмм. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии, 15 (1), 63-64. https://doi.org/10.1080/17470216308416553 [↩]
  4. Cascella M, Al Khalili Y. Нарушение кратковременной памяти. [Обновлено 21 июля 2020 г.]. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2020 Январь-. Доступно по адресу: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK545136/ [↩]
  5. House RD, McIntosh EG. Эффект Зейгарник на выборке умственно отсталых лиц. Навыки восприятия. 2000 г., апрель; 90 (2): 702. doi: 10.2466/pms.2000.90.2.702. PMID: 10833770. [↩]
  6. Шиуркутэ А.А. «Эффект Зейгарник» у больных шизофренией с навязчивостями. Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 1993;93(4):63-5. Русский. PMID: 8122467. [↩]
  7. Syrek CJ, Weigelt O, Peifer C, Antoni CH. Бессонные ночи Зейгарник: как незавершенные задачи в конце недели ухудшают сон сотрудников в выходные из-за размышлений. J Occup Health Psychol. 2017 апр; 22(2):225-238. дои: 10.1037/ocp0000031. Epub 2016, 21 апреля. PMID: 27101340. [↩]
  8. Михл, Л. К., Маклафлин, К. А., Шеперд, К., и Нолен-Хоксема, С. (2013). Руминация как механизм, связывающий стрессовые жизненные события с симптомами депрессии и тревоги: лонгитудинальные данные у подростков и взрослых. Журнал ненормальной психологии, 122(2), 339.–352. https://doi. org/10.1037/a0031994 [↩]
  9. Masicampo EJ, Baumeister RF. Считайте, что сделано! Составление плана может устранить когнитивные последствия невыполненных целей. J Pers Soc Psychol. 2011 г., октябрь; 101 (4): 667-83. doi: 10.1037/a0024192. PMID: 21688924. [↩]

GoodTherapy | Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник  – это психологический феномен, описывающий склонность запоминать прерванные или незавершенные задачи или события более легко, чем задачи, которые были завершены. Впервые это явление было замечено в начале 19 в.00-х годов и воспроизводился в ряде исследований.

Что такое эффект Зейгарник?

Эффект Зейгарник назван в честь его основательницы, российского психиатра и психолога Блюмы Вульфовны Зейгарник. Во время обеда в ресторане в 1920-х годах Зейгарник заметил, что официанты могли отслеживать сложные заказы и неоплаченные блюда, но как только заказы были заполнены и оплачены, официанты не могли вспомнить подробную информацию о заказах. Заинтригованная, она решила изучить это явление с помощью серии экспериментов в своей лаборатории.

В одном из своих экспериментов Зейгарник попросила группу из 138 детей решить ряд простых задач, головоломок и арифметических задач. Она позволяла детям выполнить половину заданий и прерывала их во время выполнения оставшихся заданий. Зейгарник исследовал их память после часовой задержки и обнаружил, что 110 из 138 детей лучше запоминали прерванные задачи, чем завершенные. В похожем эксперименте с участием взрослых участники смогли вспомнить незавершенные задания 90% лучше, чем выполненные задачи.

С тех пор эффект Зейгарник изучался многими другими исследователями, некоторые из которых смогли воспроизвести результаты Зейгарник, а другие не смогли этого сделать. Для объяснения эффекта было предложено несколько моделей. В некоторых теориях упоминается когнитивное напряжение, возникающее из-за незавершенной задачи, и необходимость держать ее в уме, чтобы в конечном итоге завершить ее и снять это внутреннее напряжение.

Исследования показывают, что другие факторы, такие как мотивация, ожидаемое вознаграждение, время перерыва и достижимость требуемой задачи, могут оказывать значительное влияние на силу эффекта Зейгарник.

Применение эффекта Зейгарник

Эффект Зейгарник используется во многих аспектах современной культуры. Он может немного различаться в зависимости от отрасли, но основные принципы остаются теми же:

  1. Инициировать или привлечь внимание к интересующему событию.
  2. Разрешить людям каким-либо образом участвовать.
  3. Преждевременно завершить событие, чтобы создать когнитивное напряжение.
  4. Пригласить участников вернуться для решения.

Общие области применения этой концепции включают:

  • Создание эффективных заголовков или тизеров в новостной индустрии
  • Создание привлекающих внимание трейлеров в киноиндустрии
  • Использование клиффхэнгеров в производстве сериализованных книг или телевизионных шоу
  • Разработка нескольких и взаимосвязанных квестов в игровой индустрии
  • Создание объявлений, вызывающих клики, для продвижения онлайн-продаж

Использование эффекта Зейгарник в личных целях

Многие люди испытывают навязчивые мысли, которые приходят с незавершенной или прерванной задачей, но есть много личных преимуществ, которые можно получить, если люди научатся эффективно направлять эти мысли и внутреннее желание выполнить работу.

Люди, склонные к прокрастинации, могут осознать важность раннего начала выполнения задач или просто начинать с любого места, где они могут. Когнитивное напряжение, связанное с эффектом Зейгарник, поможет этим людям вернуться к работе до тех пор, пока работа не будет выполнена вовремя.

Производительность также может быть увеличена для людей, которые работают быстро, но имеют проблемы с многозадачностью. Глубокое понимание когнитивных вторжений, сопровождающих незавершенные задачи, поможет работникам понять, что каждая новая задача, по сути, прерывает то, что выполнялось ранее. Таким образом, работники могут быть заинтересованы в том, чтобы установить разумные ограничения на объем многозадачности, тем самым повышая производительность труда и одновременно снижая когнитивную перегрузку и разочарование.

Студенты также могут использовать Zeigarnik в своих исследованиях. Планируя учебные занятия с соответствующими перерывами, включающими несвязанные действия, учащиеся, скорее всего, будут испытывать более навязчивые мысли по темам, которые они охватывают, и могут лучше размышлять над этими мыслями и закреплять их. Длительный период обучения без перерывов обычно менее эффективен для воспоминания информации.

Эффект Зейгарник и психическое здоровье

Эффект Зейгарник может играть важную роль в психическом здоровье человека. Незавершенные задачи, особенно с негативными последствиями, часто приводят к частым и стрессовым навязчивым мыслям. Эти мысли могут мешать сну, вызывать тревогу и еще больше истощать умственные и эмоциональные ресурсы человека, возможно, даже способствуя неадекватному поведению.

И наоборот, эффект Зейгарник может способствовать психическому благополучию, мотивируя человека выполнять задачи, вырабатывать лучшие привычки и решать затянувшиеся проблемы. Успешное выполнение поставленных задач может дать чувство выполненного долга, повышая при этом уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Развитие навыков продуктивной работы и учебы также может способствовать личному чувству зрелости и саморазвития. Кроме того, человек, который может найти выход из вызывающих стресс событий, вероятно, испытает долгосрочное положительное влияние на психологическое благополучие.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts