8 самых интересных психологических эффектов
Психологические эффекты – это часто повторяющиеся явления, возникающие во время общения людей и взаимодействия человека с обществом. Основываясь на психологических эффектах, многие специалисты строят свои теории и умозаключения, а обычные люди, даже не имея специальных знаний, могут делать свои выводы и выявлять интересные особенности в жизни человека, групп людей и общества в целом. Эти явления довольно часто наблюдаются в повседневности. Знания о психологических эффектах позволяют глубже понять природу человека и особенности его психики. А применение этих знаний на практике способствует саморазвитию, личностному росту, улучшению отношений с другими и повышению качества жизни. Итак, вот 8 самых интересных психологических эффектов: 1. Эффект Ромео и Джульетты Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их. 2. Эффект Несовершенства Представьте себе, что вы в кого-то влюблены. Этот человек вам кажется добрым, талантливым, красивым. Затем представьте себе, что этот человек идет по тротуару и резко падает прямо лицом в грязь. По различным причинам, вы сильнее в него влюбляетесь, и вам кажется, что вы стали ему еще больше нравиться в результате его неуклюжести. Исследования показывают, что людям, как правило, начинает нравиться тот человек, который несовершенен, который делает ошибки и признает их. Данный эффект анализировался в течение очень длительного периода времени, в итоге было обнаружено, что, к примеру, неуклюжие женщины привлекают мужчин больше, но не наоборот. Однако, основополагающий принцип, гласящий, что мы больше тянемся к несовершенным людям, остается неизменным. 3. Эффект Очевидца Эффект очевидца (он же эффект свидетеля или синдром Дженовезе) проявляется в том, что люди, которые оказались свидетелями каких-либо чрезвычайных ситуаций, не пытаются помочь тем, кто пострадал, оставаясь в стороне.
Шесть психологических эффектов, которые заставляют вас перейти по ссылке – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Разработчики веб-интерфейсов сайтов, приложений и соцсетей постоянно конкурируют за внимание пользователей и манипулируют ими. Помогает им в этом знание последних открытий в области современной психологии. Прежде всего, понимание механизмов работы различных эффектов и особенностей восприятия информации. IQ.HSE собрал топ-шесть таких эффектов. Первый в подборке — недавно был обнаружен и описан исследователями Департамента психологии ВШЭ.
Эффект асимметрии внимания
Научно-учебная лаборатория когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов ВШЭ изучает юзабилити — удобство сайтов и приложений для пользователей. В недавнем исследовании ученые пришли к выводу о том, что слова, размещенные справа на экране, схватываются мозгом быстрее.
Это связано с асимметрией функций мозга: для левого и правого полушарий характерны разные стратегии обработки слова. Левое полушарие воспринимает слово справа на экране и обрабатывает его параллельно, одновременно схватывая все буквы. Правое полушарие производит более медленный, последовательный поиск букв и получает информацию от левой части экрана.
Можно предположить, что блоки, расположенные справа на сайте, быстрее схватываются пользователями. Учитывая это, разработчики могут размещать навигацию, уведомления и баннеры справа на экране.
При этом более быстрое схватывание информации может вызвать непроизвольную реакцию на нее: вы кликните по ссылке раньше, чем успеете обдумать это решение.
Прайминг-эффект
Предварительно предъявленная информация может повлиять на ваши последующие решения, даже если вы ее не заметили — это явление называется прайминг-эффектом.
Так, если на фоне веб-страницы изображены деньги, вы вероятнее предпочтете продукт, который выделяется по цене среди других продуктов, представленных в интернет-магазине. Разработчики создают лендинг с учетом прайминг-эффектов: элементы на сайте могут склонить вас к выгодному компании выбору, даже если вы не осознаете этого.
Слепота к изменениям
Слепоту к изменениям наглядно демонстрирует эксперимент с дверью, который провели Дэниел Левин и Дэниел Саймонс. Согласно его условиям, экспериментатор просил прохожих показать ему дорогу. Их разговор прерывался двумя помощниками, которые проносили дверь между собеседниками. Когда экспериментатор менялся с одним из помощников, половина испытуемых не замечала подмены.
Аналогично пользователь не замечает изменений на веб-страницах, если они не произошли в поле его внимания. При этом изменения в левой части экрана сложнее заметить. Мы можем легко пропустить сообщения об ошибке или уведомления, если они не появились в центре экрана и не сопровождались звуковым сигналом. Поэтому разработчики делают важные сообщения как можно заметнее, размещая их по центру на весь экран.
Когнитивная перегрузка
Люди способны сохранять до четырех целостных объектов в рабочей памяти (то же, что и оперативная память, которая задействована в момент совершения работы), пока мы решаем какую-либо задачу.
Если веб-страница содержит слишком много неструктурированной информации или предлагает слишком много опций, пользователю вряд ли захочется надолго задержаться на ней. И напротив: сайты с минималистичным дизайном, понятным расположением блоков и простой навигацией привлекают больше пользователей.
Этим можно объяснить моду на минимализм в веб-дизайне: плоские элементы, крупные шрифты и только значимая информация на странице.
Эффект превосходства изображения
Изображения запоминаются лучше текста и привлекают больше читателей. На новостные заголовки с изображением кликают чаще, чем на простые текстовые описания.
Понимание веб-дизайнерами эффекта превосходства изображения над словом приводит к тому, что все больше сайтов полагаются на привлекательное оформление для удержания пользователей на своем ресурсе.
Баннерная слепота
Явление баннерной слепоты известно психологам еще с 1990-х годов. Исследователи пришли к выводу, что пользователи реже замечают рекламные баннеры расположенные справа на экране — речь именно о рекламных вставках, но не об основном тексте на экране. И еще меньше обращают на них внимание, если содержание текста баннера не соответствует теме основного материала.
Чтобы избежать этого эффекта, разработчики сайтов могут использовать больше визуальных стимулов, персональный таргетинг и соответствие содержания рекламы теме ключевого текста.
IQ
Автор текста:
Анастасия Лобанова
12 августа, 2019 г.
Медиа Топ маркетинг психология
6 психологических эффектов, влияющих на работу нашего мозга
Понимание психологии, лежащей в основе того, как мы работаем, может помочь нам работать еще лучше.
Было проведено множество исследований и исследований, посвященных тому, как и почему наши повседневные действия и взаимодействия. Результаты показательны. Если вы ищете способ ускорить свое личное развитие, понимание психологии, стоящей за нашими действиями, является важным первым шагом.
К счастью, знать — полдела. Когда вы осознаете все разнообразие способов, которыми наш разум формирует восприятие, взвешивает решения и действует подсознательно, вы можете увидеть, как начинают обретать форму психологические преимущества. Это похоже на то, как мы работаем за кулисами, и, находясь за кулисами, вы еще лучше понимаете, что нужно для успеха.
Следующие 6 психологических фактов можно рассматривать как руководство хакера по самосовершенствованию, основанное на настройках мозга по умолчанию. Так вот, это именно то, что вы за кулисами рассказываете о том, как работает наш мозг и как мы можем лучше всего избежать распространенных заблуждений.
Эффект Пратфолла. Если вы несовершенны, ваша привлекательность возрастет.
Не бойтесь споткнуться и упасть перед своим парнем; это только заставит его любить вас больше. Идите вперед и признайтесь в своих неудачах своим друзьям; ваша человечность понравится им.
Эти ошибки привлекают обаяние благодаря эффекту Пратфолла: те, кто никогда не совершает ошибок, воспринимаются менее симпатичными, чем те, кто время от времени совершает оплошности. Путаница сближает людей с вами, делает вас более человечным. Совершенство создает дистанцию и непривлекательный вид непобедимости. Те из нас, у кого есть недостатки, каждый раз побеждают.
Эту теорию проверил психолог Эллиот Аронсон. В своем тесте он попросил участников прослушать записи людей, отвечающих на викторину. Некоторые записи включали звук человека, опрокидывающего чашку кофе. Когда участников попросили раз оценить симпатию участников викторины, группа, разлившая кофе, оказалась на первом месте.
Key Takeaway
Эффект Пратфолла служит хорошим напоминанием о том, что ошибаться нормально . Случайные ошибки не только допустимы, они могут оказаться полезными. До тех пор, пока ошибки не являются критическими и совершение ошибок не усугубляет репутацию человека, которого не любят, случайные ошибки могут оказаться очень полезными. Проваливай.
Эффект Пигмалиона. Чем выше ожидания, тем выше производительность.
Суть этого психологического феномена заключается в концепции самосбывающегося пророчества: если вы верите, что что-то о вас верно, в конечном итоге так оно и будет.
Первое испытание эффекта Пигмалиона было проведено психологом Робертом Розенталем в классе начальной школы с учениками первого и второго класса. В начале года все ученики прошли оценочный тест, и Розенталь заставил учителей поверить в то, что некоторые ученики способны на большие успехи в учебе. Розенталь выбрал этих студентов наугад, независимо от фактических результатов тестов на IQ.
В конце года, когда учащиеся прошли повторное тестирование, группа отмеченных отличников действительно продемонстрировала улучшение по сравнению со своими сверстниками. Почему это было? Более поздние тесты пришли к выводу, что учителя подсознательно давали специальной группе больше возможностей, внимания и обратной связи. Их ожидания в отношении этой группы были выше, и их ожидания создали реальность.
Розенталь резюмировал свое открытие:
То, что один человек ожидает от другого, может стать самосбывающимся пророчеством.
Эффект получил название «Пигмалион» в честь рассказа Овидия о скульпторе, влюбившемся в одну из своих статуй.
Ключевые выводы
Применение эффекта Пигмалиона может принести пользу как личному развитию, так и лидерству. В индивидуальном порядке вы можете поставить перед собой более сложные цели и задачи, чтобы справиться с этой задачей. Как лидер, когда вы ожидаете от своей команды больших успехов, вы можете получить взамен более высокую производительность.
Парадокс выбора. Чем больше у нас выбора, тем меньше вероятность, что мы будем довольны своим решением.
(фото предоставлено Stirwise)
Вы почувствовали раскаяние покупателя? Если да, то вы видели Парадокс выбора в действии.
Даже если наше окончательное решение очевидно правильное, когда мы сталкиваемся с большим количеством вариантов, мы с меньшей вероятностью будем довольны тем, что выбираем. Без сомнения, это вам знакомо. Когда я ем вне дома, я часто пересматриваю свой выбор меню. Когда вы покупаете новую машину, вы можете колебаться с решением. Богатый выбор делает поиск удовлетворения намного сложнее.
Чтобы доказать этот парадокс, психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели эксперимент с джемом из супермаркета. В магазине деликатесов Леппер и Айенгар устроили выставку высококачественных джемов и образцов вкуса. В одном тесте они предложили шесть сортов; другой тест, они предложили 24. Результаты исследования показали, что 30 процентов людей, подвергшихся меньшему выбору, в конечном итоге купили банку варенья. Только 3 процента людей, которым был предоставлен более широкий выбор, купили варенье.
Слава исследования джемов в сочетании с популярной книгой и выступлением психолога Барри Шварца на TED делают парадокс выбора одним из самых разрекламированных (и критикуемых) психологических феноменов. Возможно, лучшим подтверждением этой тирании выбора являются ее объяснения, основанные на здравом смысле: счастье уменьшается из-за дополнительных усилий и стресса, необходимых для взвешивания нескольких вариантов, альтернативные издержки влияют на то, как мы оцениваем предметы, давление выбора может быть истощающим, а возможность вина существует, если решение не окажется, как мы надеялись.
Ключ на вынос
Простое решение парадокса выбора: давайте себе меньше возможностей. Ключ к этому указан в следующем отрывке из книги Шварца:
Сосредоточьтесь на том, что делает вас счастливым, и делайте то, что придает смысл вашей жизни
Эффект свидетеля. человек должен получить помощь.
Притча о добром самаритянине ясно иллюстрирует этот эффект. Как и многие трагические события в истории. Исследователи называют это «путанием ответственности», когда люди чувствуют меньшую ответственность за исход события, когда рядом другие. На самом деле вероятность помощи обратно пропорциональна количеству присутствующих людей. Если вам когда-нибудь понадобится помощь, не ищите ее в толпе.
Эффект свидетеля был показан в исследовании социальных психологов Бибба Латана и Джона Дарли. Они наблюдали, как студенты реагируют на предполагаемое удушье однокурсника в соседней кабинке. Когда испытуемые почувствовали, что кроме них никого нет, 85% бросились на помощь. Когда студент почувствовал, что есть еще один человек, ему помогли 65%. Когда студент почувствовал, что есть еще четыре человека, процент упал до 31 процента.
Возможно, вы сталкивались с эффектом свидетеля в групповом проекте в школе. Часто есть один член группы, который откладывает сроки и задания из-за рассеянной ответственности: они предполагают, что кто-то другой восполнит слабину.
Вынос ключей
Будьте конкретными , когда вам нужна помощь. Попросите кого-нибудь о помощи по имени, чтобы устранить путаницу ответственности. Это особенно противоречит здравому смыслу, поскольку мы, естественно, предполагаем, что обращение к большей группе с просьбой о помощи побудит больше людей присоединиться к нам, тогда как на самом деле все обстоит наоборот. Чтобы избежать разочарования, каждый раз выбирайте только одного человека.
Эффект прожектора: ваши ошибки не замечают так часто, как вы думаете действительно отражают действительность.
Согласно эффекту прожектора, люди не обращают внимания на наши моменты неудач почти так, как мы думаем.Чтобы проверить эффект прожектора, группа психологов из Корнелла попросила группу испытуемых надеть смущающую футболку (с изображением лица Барри Манилоу) и оценить, сколько других людей заметили, что на них было надето. Оценки испытуемых в два раза превышали реальное количество.
Ключи на вынос
Вы оказываетесь в центре внимания реже, чем думаете. Признание этого должно привести к большему комфорту и расслаблению в общественных местах и большей свободе быть собой. Более того, когда вы совершаете ошибку, вы можете быть спокойны, зная, что ее влияние гораздо меньше, чем вы думаете. Психолог Кеннет Савицкий говорит об этом так:
Вы не можете полностью избавиться от смущения, которое испытываете, когда совершаете оплошность, но полезно знать, насколько вы преувеличиваете ее последствия.
Эффект фокусировки. Люди придают слишком большое значение одному аспекту события и не в состоянии распознать другие факторы
«Ничто в жизни не так важно, как вам кажется, пока вы думаете об этом» — Дэниел Канеман
Насколько велика разница в настроении между человеком с высоким доходом и человеком с низким доходом? Разница действительно существует, но она на треть менее значительна, чем ожидает большинство людей. Это иллюстрирует эффект фокусировки; в примере с доходом фактор дохода, связанный с настроением, затмевает бесчисленное множество других действующих обстоятельств.
Насколько счастливее житель Калифорнии, чем житель Среднего Запада? Когда психологи задали этот вопрос жителям обоих районов, каждая группа ответила, что калифорнийцы должны быть значительно счастливее. Правда заключалась в том, что не было никакой разницы между реальным рейтингом счастья калифорнийцев и жителей Среднего Запада. Респонденты сосредоточились на солнечной погоде в Калифорнии и спокойном образе жизни как на преобладающих факторах счастья, хотя на самом деле есть много других, менее известных аспектов счастья, которыми наслаждаются жители Среднего Запада: низкий уровень преступности, безопасность от землетрясений и т. д.
Маркетологи используют эффект фокусировки (также называемый иллюзией фокусировки) на потребителях, убеждая их в необходимых характеристиках продукта или услуги. Политики тоже используют фокусировку, чтобы преувеличить важность конкретных вопросов.
Ключевой вывод
Чтобы бороться с этим эффектом, важно не забывать сохранять перспективу, смотреть на проблемы с разных точек зрения и взвешивать несколько факторов, прежде чем принимать решение. Недостатком эффекта фокусировки является то, что он может привести к ошибкам в предсказании будущих результатов. Если вы сможете избежать туннельного видения (или, по крайней мере, признать, что оно может существовать), вы повысите свои шансы сделать правильный выбор.
Теперь слово за вами. Испытывали ли вы раньше подобные психологические эффекты? Если да, то как вы справлялись с ними? Я хотел бы услышать ваши мысли по этой теме и посмотреть, как лучше всего бороться с ними.
П.С. Если вам понравился этот пост, возможно, вам понравится наш информационный бюллетень Buffer Blog. Получайте каждую новую публикацию, доставленную прямо в ваш почтовый ящик, а также нашу еженедельную рассылку о лучших чтениях в Интернете, которую нельзя пропустить. Подпишите здесь.
увлекательных психологических эффектов, о которых большинство из нас не знает
Психология определялась множеством способов по мере того, как она росла и изменялась на протяжении всей истории. Вот некоторые интересные различные типы психологических эффектов:
Об этой статье
- Эффект Тэтчер:
- Эффект свидетеля:
- Эффект коктейльной вечеринки:
- Эффект Струпа:
- Эффект Пратфолла:
- Прайминг:
- Эффект МакГерка:
- Эффект кадрирования:
- Эффект Пигмалиона:
- ГРУН ПЕРЕВОД:
- Абилин Парадокс:
- . феномен:
- Эффект простого воздействия:
- Эффект обратного огня:
- Эффект Бена Франклина:
- Эффект Einstellung:
- Эффект ложного консенсуса:
- Эффект фокусировки:
- Эффект Форера0124
Эффект Тэтчер:
Эффект Тэтчер, также известный как иллюзия Тэтчер, свидетельствует о том, что мозг не может правильно обработать фотографию лица, перевернутого вверх ногами. Самое интересное, что мозг думает, что может, поэтому у вас появляется уверенность, что все в порядке, пока вы не перевернете его.
& когда вы переворачиваете изображение ….
Как только ваш мозг привыкнет к этому правильно, становится совершенно очевидно, что что-то не так. На самом деле, вы видите, что рот и глаза перевернуты. Иллюзия названа в честь Маргарет Тэтчер, бывшего премьер-министра Великобритании, потому что ее фотография впервые использовалась для иллюстрации иллюзии.
Эффект свидетеля:Если бы вы стали свидетелем чрезвычайной ситуации, происходящей прямо у вас на глазах, вы бы наверняка предприняли какие-то действия, чтобы помочь человеку, попавшему в беду, верно? Хотя нам всем хотелось бы верить, что это правда, психологи предполагают, что ваше вмешательство может зависеть от количества других присутствующих свидетелей.
Термин эффект свидетеля относится к явлению, при котором чем больше людей присутствует, тем меньше вероятность того, что люди помогут человеку, попавшему в беду.
Эффект коктейльной вечеринки: Даже в шумном людном месте, если кто-то произносит ваше имя, вы можете отключить другие шумы и сосредоточиться на этом голосе. Этот эффект также верен для другой информации, которая может быть важна для нас. Этот эффект изменил то, как психологи думали о слуховом входе и внимании.
Мы сначала все слушаем, а потом происходит фильтрация? Или фильтрация якобы бесполезного ввода происходит еще до того, как мы что-то слышим? Этот эффект привел к концепции моделей внимания, которая имеет важное значение в психологии
Эффект Струпа:
В психологии эффект Струпа — это демонстрация вмешательства во время реакции на задачу. Когда название цвета (например, «синий», «зеленый» или «красный») напечатано цветом, не обозначенным в названии (например, слово «красный» напечатано синими чернилами вместо красных), название цвета слова занимает больше времени и более подвержено ошибкам, чем когда цвет чернил соответствует названию цвета.
Можете ли вы сказать цвет слова спонтанно?
Эффект Пратфолла:
Когда человек совершает ошибку или действует неуклюже, что может даже рассмешить людей, он оказывается более симпатичным, в том числе по сравнению с более умными и сообразительными людьми. Когда вы совершаете ошибку, вы кажетесь более человечным, более похожим на других и, следовательно, более симпатичным. Совершенные люди могут казаться опасными, но несовершенные люди безопасны, и поэтому их легче полюбить.
Эффект грунтовки:
Эффект прайминга является бессознательным процессом и в основном остается незамеченным, но его эффекты можно увидеть в экспериментах.
Например, если вы недавно видели или слышали слово EAT, у вас временно больше шансов завершить фрагмент слова SO_P как SOUP, чем как SOAP. Конечно, произошло бы обратное, если бы вы только что посмотрели WASH. EAT формирует идею SOUP, а WASH — SOAP.
Эффект привязки:
Ваш подросток отчаянно нуждается в новом гардеробе. Вы назначаете день для похода по магазинам. Повезло тебе. Ваша дочь скоро найдет идеальную пару джинсов. Отлично, говорите вы ей, пока не проверите ценник: 149 долларов.0,95.
«Извини, дорогой, без сделки. Слишком дорого. Я уверен, что вы сможете найти другую пару хороших джинсов подешевле».
«Нет, я люблю эту; Я должен иметь это». Ее голос превратился в визг, когда подходит продавщица. «Вы знаете, что эти джинсы продаются только на этой неделе со скидкой 25%?»
«Мама, это прекрасно. Если мы получим четыре пары джинсов, это все равно, что получить одну бесплатно».
Дочь в восторге. Мама чувствует себя обманутой. Что тут происходит? Ах, Анкерный эффект в действии.
Эффект Мак-Гурка:
Эффект Мак-Герка — это феномен восприятия, демонстрирующий взаимодействие между слухом и зрением при восприятии речи. Иллюзия возникает, когда слуховой компонент одного звука сочетается с визуальным компонентом другого звука, что приводит к восприятию третьего звука.
Эффект кадрирования:Фрейминг описывает, что наш выбор зависит от как представлена проблема , как «сформулирован» вопрос. В качестве примера рассмотрим классический эксперимент.
Участникам было предложено два альтернативных решения для 600 человек, пострадавших от гипотетического смертельного заболевания:
- Вариант А спасает жизни 200 человек
- Вариант Б имеет шанс 1/3 спасти всех 600 человек и шанс 2/3 не спасти никого
72% участников выбрали вариант А.
Они предложили тот же сценарий другой группе участников, но в другой формулировке:
- Если выбрать вариант С, то погибнет 400 человек
- Если выбран вариант D, то существует вероятность 1/3, что ни один человек не умрет, и вероятность 2/3, что все 600 умрут
Однако в этой группе 78% участников выбрали вариант D (эквивалент варианта B)
Эффект Пигмалиона:
Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя — это явление, при котором более высокие ожидания приводят к повышению производительности . Эффект назван в честь греческого мифа о Пигмалионе, скульпторе, который влюбился в созданную им статую.
Трансфер Грюн:
Трансфер Грюн — интересный психологический феномен, поражающий людей в определенных условиях и делающий их более склонными к импульсивным покупкам или покупкам, о которых они могут потом пожалеть. Классическими признаками того, что кто-то испытывает это явление, являются отвисшая челюсть, слегка остекленевшие глаза и ощущение затуманенности, растерянности; многие люди также начинают ходить медленнее, когда наступает это своеобразное психическое состояние. Некоторые психологи описывают перенос Грюн как почти неактивное состояние, когда разум перестает функционировать, потому что он получает слишком много информации.
Представьте, что вы идете в большой универмаг с мысленным списком вещей, которые нужно купить. Вам нужно купить яйца, молоко, хлеб, сок и кукурузные хлопья. Типичный завтрак. Почему большой универмаг? Потому что там вы получаете дешевые вещи, вот почему! При входе в магазин вам показывают товары со скидками. Здесь ваш список начинает медленно распадаться. «Эй, у них есть виноградный сок со скидкой 20%! Ах, да кому вообще нужен апельсиновый сок? Вы бродите по магазину, и вместо того, чтобы бежать к проходам, где хранятся продукты для завтрака, вы заняты всеми бесплатными вкусностями, запутанной структурой магазина и большим количеством выставленных предметов. Затем вы доберетесь до острова с яйцами. Там переработанное мясо. Возьми с собой немного бекона! Итак, теперь в вашей тележке есть апельсиновый, яблочный и виноградный сок. Вау, новая дрель? Ну, мне нужно поставить несколько картин. Рулоны туалетной бумаги! Мюсли с фруктами и орехами! Люди думают обо всем!
Вы поняли. Вы зашли туда, чтобы купить дешевый завтрак, а вышли с огромным количеством вещей, половина из которых не нужна. Нет, правда. Они есть. Вы могли бы так же легко обойтись и без них.
Парадокс Абилин:
Обстоятельство, при котором группа лиц соглашается на курс действий, основанный на теории, лучше для группы, несмотря на то, что идет вразрез с предпочтениями членов группы. Это происходит, когда люди чувствуют, что их возражения недостаточно сильны, чтобы поддержать изменение мнения других в их группе. Обычно это называют «раскачиванием лодки».
Эффект контраста:
Когда вы подвергаетесь воздействию объекта (А) определенного значения, после воздействия объекта значительно более низкого значения вы воспринимаете значение А выше, чем его фактическое значение.
Ниже мы видим черное изображение с самым ярким серым прямоугольником в центре.
Вот еще один эксперимент, чтобы продемонстрировать это.
Предположим, у вас есть три миски: одна для горячей воды, одна для холодной воды и одна для обычной воды. Теперь опустите левую руку в горячую воду, а правую — в холодную воду одновременно. Теперь через несколько секунд выньте обе руки из соответствующих мисок и опустите их в обычную воду. Что вы наблюдаете? Для левой руки вода будет казаться холоднее, а для правой; будет казаться жарче.
Эффект ореола:
Эффект ореола — это когнитивное искажение, при котором общее впечатление наблюдателя о человеке, компании, бренде или продукте влияет на чувства и мысли наблюдателя о характере или свойствах этого объекта. Он был назван психологом Эдвардом Торндайком в связи с тем, что человек воспринимается как имеющий ореол .
Эффекты плацебо и ноцебо:
Мы можем имитировать обезболивающую терапию, давая пациенту сахарную таблетку или стакан пресной воды вместе со словесными внушениями, что это мощное обезболивающее. Существенным моментом здесь является то, что пациент доверяет врачу, верит в лечение и, следовательно, ожидает клинической пользы. 9Таким образом, 0007 эффект плацебо представляет собой воздействие психосоциального контекста терапии, особенно ее вербального компонента, на мозг пациента.
Эффект ноцебо является обратным эффекту плацебо. Ожидание клинического ухудшения может вызвать реальное ухудшение, например усиление боли. Поэтому важно понимать, что ни сахарные пилюли, ни стаканы с водой никогда не приобретут исцеляющую способность. Единственное, что имеет значение, это слова, которые вводят вместе с сахаром или водой.
Эффект «меньше значит лучше»:
Когда объекты оцениваются по отдельности, а не вместе, лица, принимающие решения, меньше сосредотачиваются на важных атрибутах и больше зависят от тех атрибутов, которые легко оценить. Эффект «меньше значит лучше» предполагает изменение предпочтений, когда объекты рассматриваются вместе, а не по отдельности.
В 1988 году Кристофер Хси продемонстрировал эффект в некоторых экспериментах: когда оба следующих варианта предлагались по отдельности, участники предпочитали меньший вариант. Однако, если они оценивались вместе, участники предпочитали другой более крупный или более многочисленный вариант. Например:
- семь унций мороженого в маленькой чашке было предпочтительнее восьми унций мороженого в гораздо большей чашке
- Набор посуды из 24 целых предметов был предпочтительнее набора посуды из 31 предмета с несколькими сломанными предметами
- словарь меньшего размера был предпочтительнее словаря большего размера с порванной обложкой 90 123 участника сочли, что люди раздавали шарф за 45 долларов более щедро, чем те, кто дарил дешевое пальто за 55 долларов.
Эффект Google:
Эффект Google , также называемый цифровой амнезией, представляет собой тенденцию забывать информацию, которую можно легко найти в Интернете с помощью поисковых систем, таких как Google . Согласно первому исследованию эффекта Google , люди с меньшей вероятностью помнят определенные детали, которые, по их мнению, будут доступны в Интернете.
Феномен Баадера-Майнхоф:
Ваш друг вчера утром рассказал вам о малоизвестной блюграсс-электро-панк-группе. В тот день вы наткнулись на один из их альбомов на гаражной распродаже. Погоди-ка, они же и в той рекламе Doritos! Совпадение … или заговор? Скорее всего, вы испытываете «частотную иллюзию», более известную как феномен Баадера-Майнхоф.
Эффект простого воздействия:
Простой – эффект воздействия — это психологический феномен, благодаря которому люди склонны отдавать предпочтение вещам просто потому, что они знакомы с ними. В социальной психологии этот эффект иногда называют принципом знакомства.
Обратный эффект:Заблуждение : Когда ваши убеждения опровергаются фактами, вы меняете свое мнение и включаете новую информацию в свое мышление.
Истина : Когда ваши самые глубокие убеждения оспариваются противоречивыми доказательствами, ваши убеждения становятся сильнее.
Как только что-то добавляется в вашу коллекцию убеждений, вы защищаете это от вреда. Вы делаете это инстинктивно и бессознательно, когда сталкиваетесь с информацией, несовместимой с отношением. Точно так же, как предвзятость подтверждения защищает вас, когда вы активно ищете информацию, эффект обратного удара защищает вас, когда информация ищет вас, когда она ослепляет вас. Приходя или уходя, вы придерживаетесь своих убеждений вместо того, чтобы подвергать их сомнению. Когда кто-то пытается поправить вас, пытается разбавить ваши заблуждения, это приводит к обратному результату и вместо этого усиливает их. Со временем обратный эффект помогает вам меньше скептически относиться к тем вещам, которые позволяют вам продолжать считать свои убеждения и взгляды истинными и правильными.
Эффект Бена Франклина:Эффект Бена Франклина — предполагаемый психологический феномен: человек, оказавший кому-то услугу, с большей вероятностью окажет этому человеку другую услугу, чем если бы он получил пользу от этого человека.
Когда мы просим коллегу сделать нам одолжение, мы сигнализируем, что считаем, что у них есть что-то, чего нет у нас, будь то интеллект, больше знаний, больше навыков или что-то еще. Это еще один способ показать восхищение и уважение, чего другой человек, возможно, не замечал от нас раньше. Это немедленно повышает их мнение о нас и побуждает их снова помогать нам, потому что они наслаждаются восхищением и искренне начинают любить нас. Это эффект Бена Франклина.
Эффект Бенджамина Франклина работает, но не должен. Должно быть наоборот. Люди должны чувствовать себя ближе к вам, если вы оказали им услугу, а не вы.
Einstellung Эффект:
Часто называемый набором для решения проблем, Einstellung относится к предрасположенности человека к решению данной проблемы определенным образом, даже если существуют лучшие или более подходящие методы решения проблемы. Эффект Einstellung — отрицательный эффект предыдущего опыта при решении новых задач.
Эффект Einstellung более распространен, чем можно предположить из его названия. Мы постоянно сталкиваемся с этим, когда пытаемся решить проблему, ища решения, которые сработали для нас в прошлом, вместо того, чтобы оценивать и решать ее на собственных условиях. Таким образом, хотя мы можем в конечном итоге решить проблему, мы также можем упустить возможность сделать это более быстрым, эффективным и находчивым способом.
Представьте себе шахматный матч. Если вы гроссмейстер и хорошо знакомы с историей шахмат, вы, вероятно, заметите развитие игры, похожее на другие матчи, которые вы знаете наизусть. Зная, как развивались эти предыдущие матчи, вы можете автоматически искать аналогичные решения.
Эффект ложного консенсуса:
Эффект ложного консенсуса — это когнитивное искажение, которое заставляет людей переоценивать степень согласия с ними других. Основная функция эффекта ложного консенсуса состоит в том, чтобы нормализовать и создать восприятие поддержки («если так много людей верят в это, это должно быть правдой» или «если эти человек верят в это, это должно быть правдой») чьих-либо убеждений. Примеры:
1.) Джон возражает против однополых браков, потому что ему противен гомосексуальность. Не в силах понять, как кто-то еще может поддержать это, несмотря на это отвращение, или даже не испытывать отвращения вообще, он заключает, что большинство других разделяют его веру.
2.) Джейн, христианка-фундаменталистка, считает, что такие люди, как она, представляют собой «молчаливое и нравственное большинство». Однако у нее есть только неподтвержденные свидетельства (ее семья и ближайшие друзья разделяют ее убеждения), подтверждающие ее веру.
Эффект фокусировки:
Эффект фокусировки заключается в том, что люди принимают решения на основе наиболее ярко выраженной и отчетливой информации, имеющейся в их рабочей памяти, и по этой причине исключаются другие фрагменты потенциально полезной информации. Таким образом, решение основывается только на долях общего объема знаний или информации, которые человек хранит.
Когда людей спросили, насколько, по их мнению, калифорнийцы счастливее жителей Среднего Запада, и калифорнийцы, и жители Среднего Запада ответили, что калифорнийцы счастливее, но исследование не обнаружило такой разницы в измерении счастья. Эти результаты отражают эффект фокусировки, заключающийся в том, что люди переоценивают положительное влияние солнечной погоды и спокойного образа жизни калифорнийцев. Интересно, что другие аспекты жизни, такие как низкий уровень преступности и безопасность от землетрясений, не учитывались в процессе принятия решений из-за фокусирующего эффекта.
Ref:reflectd.co
Эффект Форера:
Эффект Форера — это термин, используемый для описания склонности людей интерпретировать общие утверждения как точные для них лично, даже если они таковыми не являются. В частности, когда людям дают случайную оценку личности и говорят, что она написана для них лично, они, как правило, оценивают ее как очень точную.