Эго — Психология человека
Покажите мне человека без Эго, и я покажу вам лузера.Дональд Трамп
Эго человека, как одна из трех сущностей [есть также Ид и Супер-Эго], предложенных Зигмундом Фрейдом для понимания динамики человеческой психики, является довольно важным понятием не только для психологии, но и вообще для жизни. Благодаря этому понятию мы можем позволить себе задуматься над тем, кто мы такие, как формируется наше представление о самих себе и насколько оно адекватно действительности. А результат таких размышлений в свою очередь позволит нам принимать предельно разумные решения в различных жизненных ситуациях, грамотно оценивая свои силы и возможности. Об Эго необязательно читать, чтобы понять, что оно есть. Любой человек, даже не обладая достаточно обширными знаниями в области психологии и не знакомый с теориями Фрейда, тем не менее может почувствовать, а затем и осознать, что есть в нем какое-то особое представление о самом себе, как о личности, как о ком-то кого он может назвать своим “Я”. Оно, это Я, нам всем необходимо, потому что оно позволяет нам контактировать с внешним миром через призму наших личных эгоистических интересов. Но при этом оно дает нам искаженное представление о самих себе, мешая нам видеть себя такими, какие мы есть, а не какими себе кажемся. В этой статье мы обсудим наше Эго преимущественно с практической точки зрения, чтобы понимать, как наше Я влияет на нас и как мы можем на него повлиять, чтобы эффективно преследовать и отстаивать свои интересы и не иметь наиболее распространенных проблем, связанных с Эго.
Что такое Эго
Вначале еще раз вкратце дадим определение тому, что обсуждаем. Эго – это внутреннее “Я”. Оно позволяет человеку воспринимать себя, как личность, у которой есть свои интересы, желания, потребности, цели. То есть, по сути, оно и есть наша личность, точнее, наше представление о себе, как о личности. Благодаря Эго человек отделяет себя от других, с точки зрения своих интересов, желаний, особенностей. Эго – это наша с вами мнимая сущность, не существующая в реальности, это наша ложная самоидентификация. Вот мы говорим: “Я” и дальше уже у нас набор представление о том, кто этот Я такой.
Ид – это бессознательная часть психики. Это врожденные, инстинктивные аспекты личности человека. Другими словами – это наша животная сущность.
Супер-Эго – это сущность, отвечающая за моральные и религиозные установки человека, за нормы его поведения и моральные запреты. К функциям Супер-Эго, оно же Сверх-Я относится самонаблюдение, совесть и формирование идеалов человека. Супер-Эго формируется в процессе воспитания и образования. Это некий идеал, который человек хочет в себе видеть, его, так скажем, правильная с позиции общественного мнения личность, благодаря которой он отличает правильные поступки от неправильных.
Нас с вами интересует именно Эго, поэтому остановимся на нем. Наше Эго является посредником между “Оно” [наши инстинктивные влечения] и “Супер-Эго” [цензурой]. Оно дает нам представление о себе здесь и сейчас. А Супер-Эго – это идеал, к которому мы стремимся, ну или хотим соответствовать, если уже считаем себя близкими к идеалу. С его помощью мы держим свое Эго в рамках идеалистических стандартов. Таким образом, Эго – это промежуточное звено между нашей животной сущностью и идеальной, совершенной личностью, в том смысле, в каком мы ее принимаем, согласно тем общественным установкам, которые мы впитали, живя в человеческом обществе. Таким образом, Эго помогает нам взаимодействовать с окружающими людьми, с одной стороны не в ущерб нашим интересам, а с другой, с учетом общественного мнения и порядков. Давайте более подробно обсудим роль Эго в нашей жизни и то, как оно в нас формируется.
В чем польза Эго
Как я уже сказал, благодаря Эго человек осознает себя как личность, у которой есть свои интересы, желания, потребности и мнение, которое все эти вещи отражает. Эго позволяет нам думать о себе так, как это необходимо, чтобы мы были нацелены на борьбу за свои интересы. Именно благодаря Эго мы с вами не считаем себя хуже других, именно благодаря ему мы ценим свою жизнь и не готовы расстаться с ней ради кого-то другого, если только этот другой для нас не настолько важен, что мы сознательно готовы выбрать его вместо себя. Но даже в этом случае Эго будет сопротивляться, призывая нас подумать в первую очередь о себе. Одним словом, благодаря Эго мы любим себя и жизнь.
Также благодаря ему мы заставляем других людей любить и ценить нас. Ведь Эго искажает наше мнение о самих себе не только для нас, но и для окружающих людей, которых мы также убеждаем в своей ценности и уникальности. Вернее, оно само по себе является таким искаженным мнением, но прежде чем им стать, Эго помогает нам определенным образом воспринимать информацию о себе, фильтруя все плохое и оставляя, и приумножая все хорошее, чтобы мы считали себя лучше, чем есть на самом деле. То есть искажение всегда идет в лучшую сторону. И думая о себе очень хорошо, мы и другим людям внушаем это мнение, вынуждая их тоже думать о нас лучше, чтобы они лучше к нам относились. Другими словами, наше Эго помогает нам приукрасить свою личность для окружающих. Мы, можно сказать, набиваем себе цену благодаря ему. А вот когда наше мнение о себе ухудшается, то у нас возникают проблемы, в виде низкой самооценки, неуверенности в себе, депрессии и даже суицидальных мыслей. Только с подавленным Эго человек может прийти к мысли о том, чтобы причинить себе вред. И точно также люди, Эго которых не выполняет своих обязанностей, позволяют окружающим плохо к себе относиться.
Таким образом, Эго защищает нас еще и от людской агрессии, преимущественно, психологической. Когда кто-то пытается подавить нас морально, оно сопротивляется этому и не позволяет нам поверить в плохое мнение о себе. Наше Эго берет из внешнего мира преимущественно такие факты, которые показывают нам нас в самом лучшем свете. А плохое отсеивает. Если кто-то убеждает нас в том, что мы плохие, глупые, слабые, что мы в чем-то не правы, Эго отражает эти атаки, не позволяя принизить нас в наших собственных глазах. Даже простое нежелание выслушивать о себе что-то плохое – это защитная функция Эго. Она примитивная, но в некоторых случаях без такой защиты никак не обойтись. Но если агрессоры побеждают наше Эго, мы можем перестать отстаивать свои интересы, веря в то, что не заслуживаем ничего хорошего. Мы можем начать думать, что должны быть наказаны за свои проступки, грехи, поэтому перестанем защищать себя. Мы становимся покорными, уступчивыми, безвольными, если наше Эго побеждено. Так человек сначала становится рабом внутри своей головы, а потом уже и внешне превращается в раба, смирившегося со своей участью жертвы. Так что без Эго, как видите, жизнь могла бы быть просто ужасной. И те люди, Эго которых подавлено, целиком зависят от мнения окружающих людей о себе. Что, как вы понимаете, совсем не хорошо, ведь люди эгоистичны и поэтому будут использовать незащищенного человека в своих интересах, говоря ему только такие вещи о нем самом, какие им выгодны. Вот это что касается пользы Эго. Теперь давайте поговорим о его недостатках.
Проблемы с Эго
Проблемы с Эго являются обратной стороной его достоинств. Все-таки, речь идет об искаженном самомнении, пусть даже и искажено оно в лучшую для человека сторону. Все равно, не объективный взгляд на себя, мешает принимать полезные и адекватные решения, человек оказывается просто ослеплен своим Эго. Он может сильно преувеличивать свои возможности, пытаясь разгрызть орешек, который ему не по зубам. В результате зубы ломаются. С этой точки зрения наше Эго обманывает нас нам же во вред.
Вообще, Эго человека часто преподносится разными специалистами, мыслителями, писателями и религией исключительно в негативном свете, как некий внутренний враг, с которым нужно бороться и в конечном счете его обязательно надо победить. И тогда человек вроде как мудрым станет. В таких случаях Эго ассоциируется с гордыней, тщеславием, нарциссизмом, жадностью и некоторыми другими пороками. Но это не всегда так. Я с такой враждебной позицией по отношению к Эго не согласен. Конечно, Эго приводит к эгоизму, делает человека ненасытным, чрезмерно требовательным к окружающим, когда он необоснованно считает, что заслуживает большего и лучшего, что он всегда все делает правильно, а ошибаются только другие. Все эти заблуждения имеют место быть. Однако, это происходит в тех случаях, когда человек просто не задумывается о своем Я, не пытается его понять. Да, мы можем быть упертыми из-за нашего Эго в своих чрезмерных желаниях, капризах, можем давать волю своим страстишкам, считая, что мир крутится вокруг нас. Но когда человек знает, что есть разница между его мнением о себе и тем, что можно считать объективностью, а это и мнения других людей о нем, и его реальные возможности, он перестает полностью доверять своему мнению о себе, причем без ущерба для своего психологического комфорта. Надо просто понимать, как формируется собственное Я. Таким образом, основная проблема с Эго – это элементарное незнание и не понимание того, что оно из себя представляет, в чем его смысл и как на него реагировать. С этим часто сталкиваются молодые люди, которые еще очень мало знают о жизни и поэтому не могут в ней грамотно сориентироваться. Они сконцентрированы на самих себе, Эго держит их в плену собственных иллюзий, и они ему безоговорочно доверяют. И только расширение своих представлений о жизни, в том числе и через собственные ошибки, может позволить им начать более трезво оценивать свои возможности. Так что грамотно бороться со своим Эго, значит просто думать о том, что оно нам говорит через наши мысли о самих себе. Нельзя безоговорочно верить своему Я, оно всегда нуждается в критической оценке.
Еще одна проблема, связанная с Эго – это слишком бережное отношение человека к себе. При таком отношении человек мнит себя особенной личностью, которой не к лицу заниматься тяжелыми и грязными делами, выходить из зоны комфорта, кому-то подчиняться и так далее. С одной стороны, это хорошо, когда человек себя бережет, когда тянется к комфорту, легкой жизни, не требующей от него лишних с его точки зрения усилий. Но совершенно очевидно, что в жизни не всегда все дается легко и порой нужно иметь характер, чтобы добиться своих целей, который в свою очередь формируется благодаря нашей воле, когда мы что-то делаем через “не хочу” и даже через “не могу”, потому что просто надо, нам надо. Впрочем, воля тоже зависит от Эго и если человек себя убедит в том, что некоторое самопожертвование ему необходимо, что оно для него выгодно, что надо себя потрепать немного, ради достойных целей, он его совершит, не переступая через свое Эго, потому что оно его поддержит в этом решении. Но чаще все-таки Эго вынуждает человека беречь себя и избегать различных трудностей, поэтому оно отрицательно сказывается на формировании характера.
Фанатичная концентрация человека на собственном мнении – это еще одна негативная сторона его Эго. Человек в таком случае слушает только себя и больше никого не слышит, и не хочет слышать. Для него есть только одно правильное мнение, его. По сути, это эгоизм, примитивная черта нашего Я, призывающая нас думать только о себе, даже если это нам вредит. Вот мы и придерживаемся своего мнения, не думая о том, насколько оно верно. А поскольку то, что люди называют своим мнением, ими чаще всего позаимствовано у кого-то другого, обычно каких-то мыслителей, а не создано самостоятельно, путем долгих и изнурительных размышлений, то его целью является преследование личных интересов, не более того. Никакой правды люди не ищут, никакая истина им не нужна, они ищут только собственную выгоду. Человек говорит: “Мое мнение”, а подразумевает: “Мое желание”, он говорит: “Я думаю”, а на самом деле имеет в виду: “Я хочу”, хотя люди сами не всегда это понимают. Они могут настаивать на своем мнении не потому, что оно на самом деле их и даже не потому, что считают его правильным, а просто потому, что оно им выгодно. Но не признают этого, даже для самих себя. Только вот, таким способом в этом мире не всегда возможно добиться своих целей, такая упертость нас ограничивает. Так можно нажить себе массу врагов или остаться в одиночестве. Эго, конечно, скажет человеку, что он все равно прав, к каким бы результатам он не пришел, это они, другие люди, все не правы, вот только это мало что даст. Без поддержки людей, без сотрудничества с ними, в этой жизни далеко не уйдешь.
Признание только своего мнения мешает человеку учиться на своих ошибках, коим всегда есть место в этой жизни. Он их просто не признает, обвиняя во всех своих проблемах других людей. Его Я говорит ему, что он все сделал правильно, не совершил никаких ошибок [несмотря на отсутствие положительного результата или на наличие негативного], поэтому менять ничего не нужно, разбираться в себе не надо, а тем более критиковать и наказывать себя. Во всем виноваты либо другие люди, любо обстоятельства. Эго тут защищает психику человека, чтобы она не травмировалась из-за неудач и осознания собственной слабости, выше я об этом писал, но при этом человеку закрывается доступ к размышлению над причинами произошедшего, в числе которых непременно будут и его собственные неправильные действия. Собственно говоря, все наши проблемы мы можем свести к своим действиям, совершенным или несовершенным. Ну может быть какая-то малая часть наших неудач от нас и не зависит вообще, но во многом мы управляем своей жизнью, вернее, можем ею управлять. Но наше Эго, часто вмешивается в это управление не самым лучшим образом, вынуждая нас замечать только светлую сторону своих поступков. Негатив отвергается, как опасный для психики сигнал. Причем, чем чаще человек сталкивался в своей жизни с критикой со стороны других людей, чем сильнее его подавляли, тем сильнее Эго защищает его от любого негатива, в том числе конструктивного, в виде той же обоснованной критики. Хотите, чтобы человек постоянно наступал на одни и те же грабли, начните критиковать его по поводу и без повода, особенно в детстве, когда психика и ум еще не окрепли и человек все воспринимает очень серьезно, и вы получите индивида, который настолько насытился негативом, что больше не желает его принимать, даже если ему это необходимо делать ради собственной пользы. Эго такого человека становится непробиваемым, а сам он становится до безумия упрямым, никогда не признающим своих ошибок, как бы больно ему из-за них не было. Вот так Эго нам помогает, решая одну проблему, оно может создать другие.
И еще Эго мешает человеку кого-то по-настоящему любить. Ведь чтобы любить полноценной взрослой любовью, нужно быть готовым к тому, чтобы поставить любимого человека и его интересы выше себя. Потому что любовь требует того, чтобы человек отдавал, а Эго и вызываемый им эгоизм, наоборот, призывает только брать. Поэтому в человеке с раздутым Эго любовь не возникает. У него может быть только любовь к самому себе, при которой он хочет быть с кем-то, кто ему чем-то нравится. Например, если речь идет о мужчине, он может любить красивую женщину не потому, что она сама по себе ему дорога, а потому, что ему хочется обладать красивой вещью, ради себя любимого. Такая любовь недолговечна и ненадежна. Или женщина, может любить мужчину не потому, что он сам по себе является интересной личностью, а потому, что он, скажем, богат или знаменит. Так у нее выражается любовь к самой себе, она просто хочет иметь что-то лучшее, чем большинство других вариантов, чтобы чувствовать себя лучше других людей. Эго таких людей призывает их взять что-то хорошее, желательно самое лучшее, а о том, чтобы отдавать, делать что-то для любимых людей, ради них, а не ради себя, они даже не думают. Из-за своего непомерного Эго такие люди, когда сходятся с себе подобными, часто стремятся просто использовать друг друга, у них преобладает рыночный подход в отношениях, когда речь идет о стремлении получить выгоду от партнера, а не о чувствах к нему и гармонии в отношениях.
Борьба с Эго
Размышляя об Эго в целом и о своем собственном Я, я пришел к выводу, что никакой борьбы с ним быть не должно. Каким бы не было наше мнение о самих себе, как бы мы себя не идентифицировали, наше Я – не враг нам. Пусть это и не самый разумный друг, и союзник, но зато надежный и верный, который заинтересован в нашем процветании. Я считаю, что человеку просто нужно уметь отделять себя от своего Эго, как некую личность, которую он плохо знает от той личности, которой он хочет быть. И говоря о том, каким человек хочет быть, я имею в виду не Супер-Эго, а просто Эго, то есть того, кем он себя считает. Надо просто понять, что наше мнение о себе живет только в нас самих, а снаружи мы совсем другие люди. Одного этого понимания будет достаточно, чтобы не находиться в плену иллюзий, созданных нашим Эго.
Эго нуждается не столько в усмирении, сколько во внимании к себе. А уж побеждать его и вовсе не нужно. Это мое личное мнение. Эго отвечает за наше выживание в первую очередь на психологическом уровне. Мы не должны терять себя в этом мире, чтобы не стать тенью кого-то другого, чтобы не позволить никому помыкать собой. А если человека обезличить, то он как раз-таки станет марионеткой, не имеющей, ни собственного мнения, ни воли к жизни. Что может прийти на место Я? Только разве что только Мы. А вы разве хотите быть частью чего-то, какого-то общества, коллектива, где вы, в силу отсутствия у вас вашего Я, будете легко заменимы? Не думаю, что это достойная для человека участь. Поэтому призывы бороться с Эго, по моему мнению, это стремление подчинить волю человека, неважно кому. Как только человек теряет себя, как только он начинает думать, что его роль в этом мире несущественна, он становится легкой добычей более сильной личности. И попав под чужое влияние, он теряет свободу, а без свободы [пусть и относительной] полноценное счастье невозможно.
Проблемы с нашим Я отрицать, конечно, не стоит. Мы должны понимать, что не все о себе знаем, что не до конца себя понимаем, поэтому можем сильно ошибаться на счет своих возможностей. Обращаясь к каждому отдельно взятому человеку, я хочу сказать: Эго – это не ты, Эго – это то, что ты считаешь собой. Нужно почаще рефлексировать, думать о себе, своих поступках, желаниях, мыслях, искать причину, по которой они возникают, думать о том, как каждый из нас выглядит со стороны, обдумывать мнение других людей о себе, а не просто отмахиваться от него, если оно нам не нравится. Все это позволит не зависеть от Эго, а значит и не быть жертвой его иллюзий.
Также надо понимать, что из-за своего Я человек может стать жертвой чужих манипуляций. Эго весьма податливо внешнему влиянию, если оно обращается именно к нему. Похвалите человека и его Эго раздуется до неимоверных размеров, и он потеряет контроль над собой, а поругайте, и человек погаснет, опустит руки и потеряет веру в себя. И хотя Эго защищает нас от критики, испортить или улучшить нам настроение, через воздействие на него, может практически каждый. Чтобы этого не допустить, важно уметь прислушиваться к разным точкам зрения о себе, чтобы не было такого, что одно мнение о себе мы принимаем, потому что оно нам нравится, а другое отвергаем, как неудобное, неприятное, не совпадающее с нашим собственным мнением о себе. То есть, надо приучить себя к спокойному отношению к любым мнениям о себе и к плохим, и к хорошим. Потому что у разных людей разные поводы говорить о нас что-то определенное, в зависимости от наших поступков, слов, от ситуаций, в которых мы оказались. Объективностью тут является то, что мнение других людей о нас такое же субъективное, как и наше собственное мнение о себе. И только приняв во внимание множество таких мнений, можно получить какую-то объективность. Но это сложно сделать. Для этого человек должен обладать хорошим психологическим здоровьем. А если в его прошлом имеется много болезненных моментов, когда его подавляли и унижали, то его уже никакая объективность не интересует, так как его Эго слишком сильно фильтрует негатив, компенсируя таким образом старые психологические травмы. Так что в этом случае надо поправлять свое психологическое здоровье.
В жизни вообще многое влияет на размеры нашего Эго. Успех в каких-то делах, общественное признание, большие деньги, большие возможности и власть – все это позволяет человеку думать о себе не просто хорошо, а как о великой, выдающейся личности. Некоторые люди начинают мнить себя богами, считая, что во многом и намного превосходят других людей. Вот у них Эго имеет поистине космические масштабы. С одной стороны, это позволяет им действовать смело, уверенно, напористо, агрессивно, что при более или менее грамотном расчете позволяет им добиваться новых и очень больших побед. Чувство превосходства над другими избавляет их от сдерживающего страха, из-за которого люди проявляют нерешительность. Но, с другой стороны, столь раздутое Эго способно привести таких людей к катастрофе, когда они пытаются совершить невозможное, когда переоценивают свои силы. Они теряют бдительность, действуют неосторожно, неоправданно рискуют, начинают безоговорочно верить тем, кто им льстит, потому что сами верят в то же самое и из-за всего этого могут совершить катастрофические ошибки. Тут уже требуется спускание с небес на землю. Своим умом люди редко это делают, я даже не могу припомнить сейчас таких примеров, когда вот так человек взял и образумился, без всяких внешних стимулов. В основном приходится говорить о падении с небес на землю, из-за каких-нибудь потрясений, когда жизнь наказывает человека за его безрассудство.
Примеры с непомерно раздутым Эго можно часто наблюдать в политике. Люди, особенно те, которые долго находятся у власти и по ряду причин не боятся ее потерять, становятся настолько далекими от реальности, что принимают совершенно необдуманные решения, приводящие к крайне негативным последствиям, как для всего общества, так и для них самих. И что особенно страшно – не всегда люди, допустившие такие ошибки, хотят их признавать, а значит и исправлять. Тоже случается и с начальниками самодурами, из-за искаженного самомнения которых страдает большое число людей. Так что если человек сам не задумывается о своем Эго, о том, что оно из себя представляет, как влияет на него, то тогда законы жизни приведут его к неизбежным для него результатам.
Эго – очень тонкая штука, как, впрочем, и вся человеческая психика. На него столько всего способно повлиять, начиная с внешних факторов и заканчивая собственными размышлениями человека о себе. Это значит, что его роль в нашей жизни очень важна. Отказываться от него через борьбу с ним, все равно что лишать себя каких-то внутренних органов, считая, что они нам не нужны. А в данном случае наше Я можно было бы сравнить с достаточно важным органом, а не с аппендицитом каким-нибудь. Поэтому борьба с Эго, по моему, подчеркиваю, мнению, не нужна. Но нужно думать о нем, чтобы не забывать о его существовании и влиянии на нас. А по возможности, нужно анализировать свое Я, изучать его составные части, чтобы понимать, какие вещи вынудили нас сложить о себе такое мнение, каким оно в настоящий момент является. Когда вы это узнаете, то и понимание того, как относиться к этому мнению к вам обязательно придет.
ЭГО — Что такое ЭГО?
Слово состоит из 3 букв: первая э, вторая г, последняя о,
Слово эго английскими буквами(транслитом) — ego
- Буква э встречается 1 раз. Слова с 1 буквой э
- Буква г встречается 1 раз. Слова с 1 буквой г
- Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о
Значения слова эго. Что такое эго?
Эго
Эго Под это я понимаю комплекс идей, представлений, составляющий для меня центр поля моего сознания и который, как мне кажется, обладает в высокой степени непрерывностью и тождественностью (идентичностью) с самим собой.
Юнг К. Словарь терминов
ЭГО – понятие, используемое в психоанализе для обозначения одной из частей или инстанций психики человека. В классическом психоанализе структурное понимание человеческой психики осуществлялось через призму раскрытия взаимосвязей между Оно (Ид)…
Словарь-справочник по психоанализу. — 2010
Эго (лат.- ego – я, самость) – в психоанализе – структурное и топографическое понятие, относящееся к организованным частям психического аппарата, то есть скопление когнитивных и перцептивных процессов, которые осознаются и соотносятся с реальностью…
vocabulary. ru
ЭГО (Ego) — один из трех элементов личности в теории Фрейда и та ее часть, которая функционирует в прямом контакте с действительностью, стремясь управлять запросами Оно в соответствии с суждениями Суперэго («сверх-Я») и с пониманием реального мира.
Большой толковый социологический словарь. — 2001
Эго (Ich). В структурной теории Фрейда — одна из трех инстанций душевного аппарата; выступает в роли посредника между внутренней реальностью (Ид) и внешней реальностью, отвечая прежде всего за функции восприятия и движения…
Базисное руководство по психотерапии
Эго (Лат.) «Я»; сознание в человеке «я есмь я» — или чувство «я есмь». Эзотерическая философия учит о существовании двух Эго в человеке: смертного или личного, и Высшего, Божественного и Безличного, называя первое «личностью»…
Религиозные термины
ЭГО (Лат.
) «Я»; сознание в человеке «я есмь я» — или чувство «я есмь». Эзотерическая философия учит о существовании двух Эго в. человеке: смертного или личного, и Высшего, Божественного и. Мид Д. Теософский словарь
Эго-психология
Э́го-психоло́гия — направление психоанализа. Отличается выдвижением на первый план Эго (в то время как Фрейд в основном исследовал Оно), а также вниманием к адаптации личности в окружающем мире, вопросам свободы личности…
ru.wikipedia.org
(эгопсихология) — одно из направлений психоанализа, сформированное под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда — его дочери А. Фрейд и Э. Гартмана; возникло как реакция на ортодоксальный фрейдизм.Оно поставило в центр исследований проблемы человеческого Я. Основные идеи эго-психологии отрабатывались на материале детского психоанализа и исследований личностной проблематики.
Головин С. Словарь практического психолога
ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ) Направление психоанализа, представители которого (в отличие от ортодоксального психоанализа, рассматривающего инстинкты, влечения как доминирующую часть личности) считают…
Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасовский. — 2000
Эго идеал – в психоанализе
Эго идеал – в психоанализе — представление индивид о том, каким он хотел бы быть. Иногда используется как синоним супер-Эго, но чаще между этими понятиями делают такое различие: поведение, противоречащее супер-Эго, вызывает чувство вины…
Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии
Эго идеал – в психоанализе — представление индивида о том, каким он хотел бы быть. Иногда используется как синоним супер-Эго, но чаще между этими понятиями делают такое различие: поведение, противоречащее супер-Эго, вызывает чувство вины…
vocabulary.ru
Я (ЭГО)
Я (ЭГО) — неизменное в нас, как бы ни менялось все остальное в нашей душе. Это — средоточие индивидуальной личной жизни, субъект, способный мыслить, познавать, оценивать, переживать, принимать решения…
Краткий религиозно-философский словарь. — 1996
АЛЬТЕР ЭГО
АЛЬТЕР ЭГО, СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1980, ч/б, 8 мин. Трагикомедия. Герой фильма бросил пить и начал новую жизнь. Но «внутренний голос», преследуя и подначивая к рюмочке, не дает ему покоя.
Энциклопедия кино. — 2010
АЛЬТЕР ЭГО. 1980, 8 мин., ч/б, 2то. жанр: трагикомедия. реж. Юрий Мамин, сц. Юрий Мамин, опер. Валерий Мартынов. В ролях: Виктор Шагин, Людмила Самохвалова, Ксения Самохвалова, Владимир Студенников.
Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
Развитие эго
РАЗВИТИЕ ЭГО (ego development) Психоаналитическое положение, согласно которому психика делится на ИД и на ЭГО, заставляет делать различие между развитием либидо и развитием Эго; при этом первое является продвижением по различным либидным стадиям…
Критический словарь психоанализа
Развитие эго (ego development) Разные авторы употребляют термин «Р. э.» по-разному. Большинство психоаналитиков используют его в одной из трех областей: а) при описании периода формирования чувства собственного Я, или эго, в первые 2—3 года жизни…
Психологическая энцклопедия
Русский язык
Э́го, нескл. , с.
Орфографический словарь. — 2004
Примеры употребления слова эго
Уязвленное прошлогодним позором, эго олигарха требовало общеевропейского триумфа.
Давайте оставим полемику и собственное эго в стороне и сосредоточимся на финале.
Совершенно очевидно, что рейтинг куплен, чтобы порадовать раздутое эго эксбиционистки Кейт.
хотя таким как вы, на людей пос*рать*, главное только ваш комфорт и ваше эго.
Больше никаких амбиций, раздутого мужского эго и знакомств на одну ночь.
Скорее всего, в Дэвиде Мойесе маститый Фергюсон видит свое альтер эго, скинувшее два десятка лет.
- Слова из слова «эго»
- Слова на букву «э»
- Слова, начинающиеся на «эг»
- Слова c буквой «о» на конце
- Слова c «го» на конце
- эгоцентрический
- эгоцентричность
- эгоцентричный
- эго
- эгретка
- эгрет
- эгутер
Психология Эго | Encyclopedia.
comПубликация The Ego and the Id (1923b), где Фрейд первоначально описал трехчастную модель id, ego и superego как ключевых макроструктур разума, открыла эго-психологию в психоаналитической теории. Предшественники можно найти в более ранних публикациях Фрейда: «Проект» 1895 года;
Книга Фрейда о тревоге (1926d) разработала структурную теорию психологии эго и сыграла ключевую роль в ее эволюции. Его новая модель формирования симптомов рассматривала симптомы как результат компромисса между конфликтами Ид, Эго и Супер-Эго. Эта новая формулировка работы ментальной сферы была представлена как пересмотр топографической модели Фрейда, более ранней теории, сосредоточенной на отношении ментального содержания к сознанию. Для Фрейда антагонизм между динамически бессознательным и сознательным, а также значение этого различия для психопатологии являются фундаментальными для психоанализа.
Но он пришел к выводу, что и вытесненные, и вытесняющие силы, а также чувство вины бессознательны — клинически значимый фактор, который он хотел подчеркнуть. Фрейд видел, что для повышения теоретической ясности и более точной концептуализации данных клинической психоаналитической работы ему нужна новая структура разума.Во внутренней работе теории Оно, которое включает многое из того, что было динамическим бессознательным в топографической модели, действует как первичный процесс и является основным хранилищем психической энергии, инстинктов и значительной части что было вытеснено, за исключением бессознательных аспектов эго и суперэго. Ид стремится удовлетворить базовые потребности и желания. Суперэго, напротив, издает моральные директивы, самоупреки и самонаказания, а также устанавливает ценности и идеалы. Фрейд рассматривал эго как связный набор психических функций и квинтэссенцию катексисов покинутых объектов. Он представляет реальность, обуздывает импульсы и ищет наилучший компромисс между требованиями Ид, Супер-Эго и внешней среды.
Очерчивание этих аспектов и функций стало основной задачей психоаналитических теоретиков на следующие полвека и далее. Описание и организация основных защитных механизмов Анны Фрейд (1936/1966) подчеркивали защитные аспекты эго. Она сформулировала принцип, согласно которому производные ид, эго и суперэго заслуживают равного внимания со стороны психоаналитика. Представление Хартмана (1939/1964) о том, что первичное и вторичное эго автономны, очерчивает эго как подструктуру разума, определяемую его функциями: в широком смысле, его защитными, автономными и синтетическими функциями и их взаимосвязями.
Терапия в топографической модели сосредотачивается на том, чтобы сделать бессознательное сознательным и раскрыть фантазии, связанные с универсальным влечением, относящиеся к различным стадиям психосексуального развития. Терапия в психологии эго направлена на расширение масштабов эго за счет масштабов ид и, в качестве клинического коррелята, на понимание того, как субъект уникально справляется с опасностью и внутренними конфликтами, включая импульсы ид, реакции суперэго и защитные, адаптивные и интегративные решения эго. Другое техническое значение эго-психологии заключается в том, что терапевт должен уделять пристальное внимание организации и деталям сознательного содержания, прислушиваясь к его бессознательному субстрату. Акцент на защите также привлек внимание к проблеме стойкости характера, которую систематически разрабатывал Вильгельм Райх. Изучение сопротивления характера позже стало аспектом техники эго-психологии. Расширение знаний о развитии эго и его связи с ранними объектными отношениями сыграло ключевую роль в эволюции психоаналитической эго-психологии.
Текущие психоаналитические подходы, основанные на психологии эго, включают описание бессознательной фантазии Джейкоба А. Арлоу, внимание Чарльза Бреннера к конфликту и формированию компромисса, а также развитие Пола Грея тщательного наблюдения за защитным процессом. Отто Кернберг обеспечил интеграцию психологии эго и теории объектных отношений.
Марвин С. Хурвич
Библиография
Арлоу, Джейкоб и Бреннер, Чарльз. (1964). Психоаналитические концепции и структурная теория . Нью-Йорк: Издательство международных университетов.
Фрейд Анна. (1966). Эго и механизмы защиты (Rev. ed.). Нью-Йорк: Издательство международных университетов. (Оригинальная работа опубликована в 1936 г.)
Фрейд, Зигмунд. (1923). Эго и Ид. СЭ , 19: 1-66.
——. (1926). Запреты, симптомы и тревога. СЭ , 20: 75-172.
Хартманн, Хайнц. (1964). Очерки психологии эго . Нью-Йорк: Издательство международных университетов. (Оригинальная работа опубликована 1939)
Дополнительная литература
Холт, Роберт Р. (1975). Прошлое и будущее психологии эго. Psychoanalytic Quarterly , 44:550-576.
Крис, Эрнст. (1951). Эго-психология и интерпретация в психоаналитической терапии. Psychoanalytic Quarterly , 20 , 15-30.
Валлерстайн, Роберт. (2002). Рост и трансформация американской психологии эго. Журнал Американской психоаналитической ассоциации , 50 , 135-170.
Эго-психология — Без предмета — Энциклопедия психоанализа
Из Без предмета — Энциклопедия психоанализа
Перейти к: навигация, поиск
Французский: [[psychologie du moi]] |
Школа
Эго-психология – это школа постфрейдистского психоанализа, основанная на детской психологии, второй топографии Фрейда и работах Анны Фрейд об эго и его защитах. Он основан на разработке структурной модели психики Фрейда, которая почти полностью фокусируется на функции Эго в посредничестве между конфликтующими требованиями инстинктивного Ид, моралистического Супер-Эго и внешней реальности.
Эго-психология развивалась в Соединенных Штатах после Второй мировой войны и сосредоточивалась на способах укрепления защитных механизмов сознательного разума, а не на бессознательной мотивации наших действий, как в классическом психоанализе.
Рудольф Левенштейн, обучающий аналитик Лакана, был одним из отцов-основателей психологии Эго, бежавшим от преследований нацистов в 1940-х годах.
Автономное Эго
Основанная европейскими иммигрантами, эта школа психоанализа уделяла чрезмерное внимание приспособлению и приспособлению человека к существующим социальным условиям. По мнению американских аналитиков, эго нужно защищать, задача анализа — укрепить эго против требований инстинктивного Ид, моралистического Супер-Эго и внешней реальности. Эго-психологи, такие как Хайнц Хартманн, Эрнст Крис и Рудольф Левенштейн, утверждали, что эго имеет аспект, не связанный с невротическими конфликтами индивидуума. Существовала бесконфликтная зона («автономное эго»), которая казалась свободной действовать и выбирать независимо от ограничений.
Лечение
По их мнению, роль аналитика заключалась в том, чтобы стать союзником «здоровых» сил эго в их борьбе за господство над инстинктами и влечениями. Было сказано, что пациент, чтобы укрепить свое «автономное эго», должен идентифицировать себя с эго психоаналитика. Следовательно, задачей аналитика было развитие сильного эго.
История
Эго-психология была привезена в Соединенные Штаты австрийскими аналитиками, эмигрировавшими туда в конце XIX в.30-х годов, а с начала 1950-х годов она была доминирующей школой психоанализа не только в Соединенных Штатах, но и во всей ИПА. Эта доминирующая позиция позволила эго-психологии представить себя наследницей фрейдистского психоанализа в его пуристской форме, хотя на самом деле между некоторыми из ее положений и работами Фрейда имеются радикальные различия.
На протяжении большей части своей профессиональной жизни Лакан оспаривал заявление эго-психологии о том, что она является истинной наследницей наследия Фрейда, несмотря на то, что аналитик Лакана, Рудольф Левенштейн, был одним из отцов-основателей эго-психологии.
Критика
Лакан атакует эту позицию множеством аргументов. Во-первых, он критикует эго-психологическую концепцию «здоровой части» эго. Как, спрашивает Лакан, они могут знать, какая «часть» «здорова»? Лакан бросил вызов всем центральным концепциям эго-психологии, таким как концепции адаптации и автономного эго. Не предполагает ли это, что цель анализа достигается идентификацией с эго аналитика? Является ли целью психоанализа помочь пациенту увидеть мир таким, каким его видит аналитик? Лакан связывает большинство проблем и противоречий эго-психологии с идеей существования «объективной», «познаваемой» реальности.
Для Лакана эго — враг. Происхождение эго находится в зеркальной фазе. Зеркало, которое держит мать, предлагает полусформировавшемуся в развитии и мускульно неуправляемому ребенку его первое представление о себе как о устойчивой единой внешности. Эго состоит из «отчуждающих идентификаций». Собственная лакановская концепция эго предполагает, что ему следует глубоко не доверять, потому что оно неспособно отличить собственные желания субъекта от желаний других.
Согласно Лакану, эго не автономно, а подчинено и отчуждено по отношению к людям и образам, с которыми оно идентифицировало себя в процессе своего развития. Он считал, что анализ потерпел неудачу, если он закончился тем, что анализанд идентифицировал себя с аналитиком.