Эгоцентризм что это в психологии определение: Эгоцентризм — Психологос

Эгоцентризм — Психологос

Фильм «Аббатство Даунтон»

Эгоцентризм — неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого человека.

Разновидности эгоцентризма:

  • Познавательный, характеризующий восприятие и мышление;
  • Моральный эгоизм — говорящий о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;
  • Коммуникативный, наблюдаемый при передаче информации другим людям. Заключается в пренебрежении смысловым наполнением понятий.

Эгоцентрист когда не может, а когда-то и не хочет понять, что люди — другие, не как он, что другие люди на многие вещи смотрят по своему, а не как он, что у них свои и взгляды и потребности.

У детей эгоцентризм выражен очень ярко, и каждый может убедиться в этом, воспроизведя с детьми 5-7 лет эксперимент Ж. Пиаже.

Дети рассаживаются вокруг круглого стола, им дается все необходимое для рисования, а на столе стоят 3 пирамидки: красная, синяя и зеленая. Дается задание: «Нарисуйте эти пирамидки!» Это задание дети выполняют без труда. «Хорошо, спасибо. А теперь, пожалуйста, пусть Ваня нарисует пирамидки так, как их видит Маша — она сидит напротив тебя. Сможешь?» — Ваня, ни минуты не колеблясь, берет снова цветные карандаши и рисует пирамидки — точно так же, как и в первый раз.

Ему пока еще не может прийти в голову, что с другой стороны стола, с другой точки зрения, те же самые пирамидки будут выглядеть уже по-другому, и красная, скажем, окажется уже не слева, а справа…

Дети взрослеют, а эгоцентризм — остается. Нет, конечно, сейчас мы уже знаем, что каждый человек одну и ту же ситуацию воспринимает по-своему, со своей точки зрения, но проблема в том, что это знание нами используется слишком редко.

Эгоцентризм особенно ярко выражен у детей и снова усиливается к старости, в связи с общим снижением интеллекта. Что касается взрослых людей, то эгоцентризм более выражен у женщин.

Вот простейший эксперимент, который часто проводится в практике семейного консультирования. Приходят муж и жена, но мужа просят подождать в коридоре. Супруга начинает ярко, подробно и образно рассказывать, как непорядочно и плохо ведет себя ее муж. Тогда консультант обращается к ней с просьбой описать ситуацию от лица мужа. Видели бы вы, какое недоумение, затруднение и растерянность на лице жены. Ой, как не хочется ей ставить себя на место мужа и смотреть на ситуацию и себя его глазами. «Ведь ваш муж, наверное, рассказал бы о том же самом по-другому. Вот сейчас мы его пригласим — как будет рассказывать про это он? — Ну, уж он тут наплетет. Я-то рассказываю как на самом деле все было…»

Ничуть не лучше (а, скорее всего, хуже) покажет себя в аналогичной ситуации ее муж.

А попробуйте сами: вспомните ситуацию последней домашней ссоры и попробуйте описать ситуацию и себя глазами того, с кем вы поссорились! И трудно, и не хочется, потому что выглядите непривлекательно.

Супруги прожили вместе более 10 лет, успели уже много раз крупно поругаться, а вот поставить себя на место другого, посмотреть на семью его глазами, постараться его понять — нет, на это времени, а точнее ума и душевных сил не хватило.

Готовы ли вы к подобному эксперименту?

Он вовсе не сложен тем, кто не ругается, а выслушивает мнение другого даже в ссоре. «Я вижу проблему так. А как ты?»

ВЫ НЕ МОЖЕТЕ СЧИТАТЬ, ЧТО ПРАВЫ, ПОКА НЕ ПОСМОТРИТЕ НА СИТУАЦИЮ ГЛАЗАМИ ДРУГОЙ СТОРОНЫ

Вот еще один аналогичный эксперимент, выявляющий взаимопонимание между супругами и, кстати, способствующий его улучшению. Супругам даются листочки бумаги, и они должны (каждый отдельно друг от друга) дописать незаконченные предложения. Какие? — Например, предлагается фраза «Я больше всего ценю в тебе…» — и надо дописать 5-10 пунктов, предположим: порядочность, чувство юмора, справедливость, твою зарплату, любовь ко мне, терпимость… Каждый пишет то, что ему важно.

Если в паре неблагополучные отношения, им предлагаются, как правило, следующие фразы:

Меня часто раздражает в тебе… (пишут быстро и энергично. «Можно больше, чем 10 пунктов?»).

Я хочу, чтобы ты… (тоже пишут без затруднений).

Я ценю в тебе… (Это уже существенно сложнее. «А можно меньше 5 пунктов?» Такое ощущение, что они что-то вспоминают: видимо, то, что ценили друг в друге раньше. А ведь полезный вопрос, не правда ли?).

Ему не нравится во мне… Он хочет, чтобы я… Он ценит во мне… (все эти пункты идут с большим трудом, люди с напряженным интересом начинают смотреть друг на друга, как будто в первый раз…).

Но надо предупредить, что нельзя, например, писать по типу «Меня раздражает в тебе то, что ты эгоист».

Что здесь имеется в виду? То, что муж любит смотреть телевизор, а не заниматься с сыном уроками или ничего не делает по дому? (Или: «А что он утром поест, а посуду за собой не помоет?») Тогда, пожалуйста, так и напишите. Иначе написанное вами непонятно, но может сделать другому больно.

Никто не отменял еще старинного правила: «Человека критиковать нельзя, критиковать (естественно, доброжелательно и конструктивно) можно только его действия».

Теперь, после выполнения этого условия супруги могут обменяться листочками и обсудить написанное. Как правило, это вызывает живейший интерес и бурные эмоции. Многие вещи становятся для них открытиями, и, если обсуждение направляется в конструктивное русло, оно для обоих дает очень многое.

Понятно, что аналогичные эксперименты можно проводить не только в семейной консультации и не обязательно письменно. В какой-то, более простой и гибкой форме все это может происходить в рамках обычного разговора между супругами.

Например, вечером мы гуляем с женой, и можно среди других разговоров поиграть в такой:

– Давай погадаю! Ты больше всего ценишь во мне… (А если я что-то позабуду, жена мне напомнит, и мне будет приятно. Если же я что-то назову и встречу удивленные глаза жены — будет что обсудить).

– Ты хочешь, чтобы я «больше занимался с детьми» — я сам этого хочу. «Реже ездил в командировки» — и я хочу того же, но ведь там я зарабатываю деньги, а деньги всегда нужны. (А на что-то я отвечу: “Нет, у меня свои планы»).

– Тебе не нравится во мне и нередко раздражает, что … (надо принять как непреложное, что практически в любой, самой благополучной и любящей паре всегда есть что-то, что другому не нравится. Из этого вовсе не стоит делать секрет или проблему. «Да, тебе не нравится во мне то-то. Мне это самому в себе не нравится, но поделать ничего не могу. Второе: тебе не нравится во мне то-то. Я с этим борюсь и прошу твоей помощи. А то, что тебя раздражает то-то и то-то — это твои проблемы, давай бороться с твоим раздражением”).

Если такие разговоры становятся семейной традицией, супругам никогда не будет скучно, и душевное отчуждение едва ли будет им грозить.

Как правило, эгоцентризм связан с эгоизмом и нередко является его крайним выражением. Однако нередки случаи, когда эгоцентризм проявляют даже вполне альтруистичные люди — например, когда родители заботятся о ребенке, стараясь порадовать его тем, что сейчас радует их, взрослых людей. «Я люблю книги по истории — и ребенка порадую книгами по истории!» — Тоже эгоцентризм…

эгоцентризм | это… Что такое эгоцентризм?

   ЭГОЦЕНТРИЗМ (с. 645) (от лат. ego — я + centrum — центр) — позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т.п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности исходящую от другого человека. В основе эгоцентризма лежит непонимание человеком того, что возможно существование других точек зрения, а также уверенность, что психологическая организация других людей тождественна его собственной.

   Важно отметить, что трактовка термина «эгоцентризм» неодинакова в психологии и в этике. Большинство философских энциклопедий и словарей определяют эгоцентризм как негативную личностную особенность, крайнюю степень эгоизма. Психологическая трактовка — иная, она не несет в себе отрицательной моральной оценки, хотя и подразумевает, что проявления эгоцентризма могут быть и негативными.

   Группа американских психологов попыталась выяснить, какие понятия преобладают в суждениях и оценках маленького ребенка, прибегнув к довольно простому методу исследования. Записав на магнитофон продолжительные фрагменты детской речи, психологи подсчитали, какие слова в высказываниях детей встречаются чаще всего. Словом-рекордсменом в составленном списке оказалось местоимение «Я».

   Кажется естественным, что не только для ребенка, но и для человека любого возраста собственная личность выступает точкой отсчета его мироощущения, «мерой всех вещей». Однако в живом разговорном языке возникло и такое понятие, как «ячество» — неумеренное выпячивание собственного Я, преувеличение значимости своих суждений при одновременном пренебрежении чужими мнениями и интересами. В нашем языке прочно укоренилось иноязычное слово «эгоизм», обозначающее преобладание в мировоззрении человека своекорыстных интересов. Желая упрекнуть ребенка, старшие иногда называют его эгоистом. С точки зрения психологов, это не совсем точно и далеко не всегда справедливо.

Чаще речь следует вести об эгоцентризме, который неоднозначно заслуживает осуждения.

   Эгоцентризм отличается от эгоизма, представляющего собой прежде всего моральную ценностную ориентацию личности и проявляющегося в корыстном поведении вопреки интересам других людей. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; таким образом, он может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик же может вести себя как эгоист, но необязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что чужую позицию он не воспринимает, будучи целиком сконцентрирован на собственных интересах.

   В психологии эгоцентризм рассматривается в различных аспектах, выщеляются следующие его виды: познавательный эгоцентризм, характеризующий главным образом процессы восприятия и мышления; моральный эгоцентризм, проявляющийся в непонимании моральных оснований поведения других людей; коммуникативный эгоцентризм, затрудняющий общение (прежде всего — речевое) за счет пренебрежения различиями смыслового наполнения понятий и т.

п. В целом эгоцентризм так или иначе связан с познавательной сферой.

   Крайне выраженный эгоцентризм представляет собой симптом ряда психических заболеваний (шизофрении, истерии и др.). При этом общение больных с окружающими искажается настолько, что собеседник перестает выступать партнером в разговоре и служит лишь «зеркалом» собственных высказываний больного.

   По мнению ряда психологов, эгоцентризм представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психического развития. В подтверждение этого приводятся конкретные факты. Например, большинство дошкольников левую руку стоящего к ним лицом человека называют правой, так как она ближе к собственной правой руке ребенка.

   Наиболее последовательно идея детского эгоцентризма развита в работах Ж.Пиаже. Небезынтересно, что в своей автобиографии сам Пиаже признавал термин «эгоцентризм» неудачным, однако именно им он был введен в научный лексикон в значении, отличном от философско-этического. В работах Пиаже описано множество проявлений детского эгоцентризма. Им, в частности, приводится в качестве примера такой диалог с малышом-дошкольником: Скажи, у тебя есть брат?

   Да, есть. Его зовут Пьер.

   А у Пьера есть брат?

   Нет, у него нет брата.

   Четырехлетний ребенок просто не в состоянии отступить со своей точки зрения и мысленно встать на позицию брата. Очевидный факт, что он сам приходится братом Пьеру, ускользает от его внимания.

   Пиаже, в частности, проанализировал феномен так называемой эгоцентрической речи, которую он считал проявлением общей эгоцентрической позиции ребенка. Он утверждал, что ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не пытается встать на точку зрения собеседника. Ребенок полагает, что другие понимают его так же, как он себя, и потому не пытается сделать свое сообщение понятным собеседнику. Пиаже и его сотрудниками был также осуществлен ряд психологических экспериментов над познавательными процессами ребенка, призванных подтвердить концепцию детского эгоцентризма. В 60 — 70-х гг. полученные данные были подвергнуты критическому пересмотру многими учеными, указывавшими, что они скорее свидетельствуют об эгоцентризме экспериментаторов, неспособных понять и учесть своеобразную позицию ребенка.

   Наиболее аргументированная критика концепции детского эгоцентризма принадлежит Л.С.Выготскому. Им, в частности, было показано, что эгоцентрическая речь выступает одним из этапов формирования мышления и речи — промежуточным между громкой устной речью и речью внутренней. То есть в ходе психического развития эгоцентрическая речь не исчезает, а превращается во внутреннюю речь. Эгоцентризм, согласно Выготскому, не является изначально предопределенным состоянием, а лишь характеризует особенности одного из этапов развития высших психических функций.

   В современной психолого-педагогической литературе эгоцентризм преимущественно рассматривается как особенность познавательной сферы ребенка, обусловленная недостаточным развитием высших психических функций. По мере становления личности эгоцентризм преодолевается за счет развития механизма децентрации.

   В ходе взросления, чтобы удовлетворять свои растущие запросы, ребенку приходится учиться ладить с окружающими, договариваться, идти на компромисс. А для этого необходимо понять, что другому человеку может быть присуща другая точка зрения. И ребенок, поначалу совершенно невосприимчивый к этому очевидному факту, постепенно научается с ним считаться. В нормальных условиях детский эгоцентризм изживается к 10-12 годам.

   Но бывает, что родители сами замедляют этот естественный процесс. Столкнувшись в молодости со многими жизненными трудностями, такие родители стремятся оградить от них собственных детей, спешат удовлетворить любые их запросы. Неудивительно, что так формируется потребительская жизненная позиция, а окружающие люди начинают восприниматься растущим ребенком только как источники благ либо как нежелательные препятствия.

   Однако эгоцентризм в той или иной степени свойствен любому человеку и может обостряться под влиянием различных обстоятельств. Недостатки воспитания, имеющие следствием несформированность произвольной регуляции поведения, проявляются в том, что человек бывает не способен отсрочить удовлетворение какой-либо потребности и подчиняет этому все свои мысли и чувства.

   Обращает на себя внимание, что в пожилом возрасте способность к децентрации (учету иных позиций и точек зрения, нежели собственная) снижается; пожилые люди нередко становятся эгоцентричны (хотя далеко не всегда эгоистичны).

   Эгоцентризм взрослых людей нередко служит причиной осложнения межличностных контактов. Неумение учесть точку зрения другого оборачивается конфликтами и одиночеством. В сфере семейного воспитания эгоцентризм родителей нередко проявляется в приписывании ребенку своих собственных интересов, привязанностей, страхов и т.п. Таким образом ребенку отказывают в проявлениях индивидуальности, формируют у него пассивную, зависимую жизненную позицию.

   Преодоление эгоцентризма — одна из центральных задач воспитания. Его важнейший механизм — формирование у ребенка способности оценивать ту или иную ситуацию с различных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.


определение эгоцентризма | Open Education Sociology Dictionary

Home

> E Words

> эгоцентризм

Содержание

Определение эгоцентризма

( существительное ) Забота о собственных интересах и благополучии других; эгоцентризм.

Egocentrism Произношение

Руководство по произношению

Слоговая система: e·go·centrism

Звуковое произношение

– американский английский

– британский английский

Фонетическое правописание

  • американский английский – /eegoh-sEn-triz-uhm/
  • британский английский – /eegoh-sEn-tri-zuhm/

    900 Телефон

    • Американский английский: / ˌioˈsɛnˌtɹɪzəm /
    • Британский английский: / ˌiːgəʊˈsentɹɪz (ə) m /

    Примечания

    • Plural: egocentrisms
    • .
    • Также называется эгоцентричность .
    • AN ( Существительное ) Egocentrist демонстрирует эгоцентризм ( наречие ) Egocentristically в ( прилагательный ) Egocentric OR ( Adjective ) Egocentric OR ( Adjective ) Egocentric OR (.

    Связанная цитата

    • «Обозначив как «эгоизм» состояние, в котором «я» ведет свою собственную жизнь и послушно только себе, обозначение «альтруизм» адекватно выражает противоположное состояние, в котором «я» не принадлежит самому себе. имущество. Он смешан с чем-то другим, чем он сам, и цель поведения находится вне его самого, т. е. в одной из групп, в которых он участвует. Таким образом, мы называем самоубийство, вызванное сильным альтруизмом, «альтруистическим самоубийством»» (Дюркгейм [189].7] 2004:77).

    Дополнительная информация

    • Происхождение слова «эгоцентрический» – Этимологический онлайн-словарь: etymonline.com
    • Виндшитл, Пол Д., Джейсон П. Роуз, Майкл Т. Сталкфлит и Эндрю Р. Смит. 2008. «Являются ли люди чрезмерными или рассудительными в своем эгоцентризме? Моделирующий подход к пониманию предвзятости и точности человеческого оптимизма». Журнал личности и социальной психологии 95 (2): 253–73. дои: 10. 1037/0022-3514.95.2.253.

    Родственные термины

    • физическое лицо

    Ссылка

    Дюркгейм, Эмиль. [1897] 2004. «Самоубийство». Стр. 65–83 в 90 090 чтениях Эмиля Дюркгейма. Rev. ed., отредактированный и переведенный К. Томпсоном. Нью-Йорк: Рутледж.

    Works Consulted

    Macmillan. (Nd) Словарь Macmillan . (https://www.macmillandictionary.com/).

    Мерриам-Вебстер. (Nd) Словарь Merriam-Webster . (http://www.merriam-webster.com/).

    участников Википедии. (Nd) Викисловарь, Бесплатный словарь . Фонд Викимедиа. (http://en.wiktionary.org).

    Приведите определение эгоцентризма

    ASA – Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

    Bell, Kenton, ed. 2013. «эгоцентризм». В Открытом образовательном социологическом словаре . Проверено 18 ноября 2022 г. (https://sociologydictionary.org/egocentrism/).

    АПА – Американская психологическая ассоциация (6-е издание)

    эгоцентризм. (2013). В К. Белл (ред.), Открытый социологический словарь образования . Получено с https://sociologydictionary.org/egocentrism/

    Chicago/Turabian: Дата автора — Чикагское руководство по стилю (16-е издание)

    Bell, Kenton, ed. 2013. «эгоцентризм». В Открытом образовательном социологическом словаре . По состоянию на 18 ноября 2022 г. https://sociologydictionary.org/egocentrism/.

    MLA – Ассоциация современного языка (7-е издание)

    «эгоцентризм». Открытый образовательный социологический словарь . Эд. Кентон Белл. 2013. Интернет. 18 ноября 2022 г. .

    Эгоцентризм — IResearchNet

    Наше повседневное представление об эгоцентризме предполагает, что люди ведут себя «эгоистично» или не проявляют «внимания» к другим. Хотя на самом деле эгоцентризм обычно проявляется в неспособности принять точки зрения других людей, он больше коренится в недостатках человеческого познания, чем в какой-либо мотивации эгоизма. Как у детей, так и у взрослых эгоцентризм возникает, когда мы не в состоянии распознать идиосинкразическую природу наших собственных знаний или субъективную природу наших собственных восприятий. Такие неудачи описывают играющего ребенка, который закрывает глаза и радостно восклицает своим родителям: «Вы меня не видите!» Точно так же они описывают взрослого врача, который ставит своему пациенту медицинский диагноз, который может понять только другой врач.

    Швейцарский психолог и биолог Жан Пиаже (1896–1980) стал пионером в научном изучении эгоцентризма. Он проследил развитие познания у детей по мере того, как они выходят из состояния крайнего эгоцентризма и приходят к осознанию того, что другие люди (и другие умы) имеют разные точки зрения. В рамках стадийной теории когнитивного развития Пиаже младенец на сенсомоторной стадии чрезвычайно эгоцентричен. В течение этих первых двух лет развития младенцы не осознают, что существуют альтернативные перцептивные, аффективные и концептуальные точки зрения. Как только они достигают предоперационная стадия

    (2–7 лет) дети начинают осознавать существование альтернативных точек зрения, но обычно не принимают их, когда это необходимо. Используя различные хитроумные задачи, Пиаже обнаружил, что дети на этом этапе часто не осознают, что другой человек, который также смотрит на тот же неоднородный предмет, что и они, но под другим углом, видит его по-другому. Наблюдение Пиаже о том, что дети старшего возраста перестают демонстрировать такие проявления эгоцентризма, привело его к утверждению, что дети преодолевают эгоцентризм, когда достигают 9-летнего возраста.0013 конкретно-оперативной
    стадии и прийти к пониманию того, что разные перспективы дают разное восприятие. Теория когнитивного развития Пиаже утверждает, что к 7 годам большинство из нас свободны от эгоцентризма. Со времен Пиаже исследования в рамках психологии развития детской теории разума продолжали изучать эгоцентризм во многих областях социальных и когнитивных рассуждений, таких как восприятие, общение и моральное суждение. Это исследование в целом по-прежнему сосредоточивалось на проявлениях эгоцентризма у маленьких детей и стадиях развития, на которых они преодолеваются. Еще одна важная традиция в психологии, которая также продвинула наше понимание эгоцентризма — хотя в значительной степени в отрыве от традиции теории разума в психологии развития — это традиция эвристики и предубеждений в когнитивной и социальной психологии. Исследования эвристики и предубеждений, влияющих на человеческое суждение, показали, что даже во взрослом возрасте наше восприятие характеризуется различными эгоцентрическими недостатками. К ним относятся эффект ложного консенсуса , при котором люди склонны переоценивать степень, в которой их собственные предпочтения разделяются другими; проклятие знаний , при котором специалисты в определенной области не в состоянии адекватно учитывать уровень знаний неспециалистов, с которыми они общаются; illusio n прозрачности , посредством которой люди склонны преувеличивать степень, в которой их внутренние эмоциональные состояния (такие как тревога во время публичных выступлений) очевидны для сторонних наблюдателей; и эффект прожектора, , при котором люди склонны переоценивать степень, в которой аспекты их внешнего вида и действий замечаются другими.

    Хотя эгоцентрические предубеждения, как правило, менее выражены во взрослом возрасте, чем в младенчестве, сохранение некоторых форм эгоцентризма во взрослом возрасте предполагает, что преодоление эгоцентризма может быть процессом на протяжении всей жизни, который никогда не достигает полного результата. Открытие каналов связи между психологами развития, изучающими теорию сознания, и социальными и когнитивными психологами, изучающими склонность к суждениям, вероятно, породит множество новых и интересных вопросов, позволив обеим областям сделать важные теоретические успехи.

    Ссылки:

    1. Эпли, Н., Мореведж, К., и Кейсар, Б. (2004). Перспективное восприятие у детей и взрослых: эквивалентный эгоцентризм, но дифференциальная коррекция. Журнал экспериментальной социальной психологии , 40 , 760–768.
    2. Flavell, JH (1999). Когнитивное развитие: знания детей о Annual Review of Psychology, 50, 145–156.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts