Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике международной научной конференции
Актуальность представленного опыта.
Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. “Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор.” Н. Н. Моисеев
Становится ясно, что спасти и сохранить окружающую среду можно при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Цель экологического воспитания — это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Всё это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности. Эта цель достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
— углубить и расширить экологические знания;
— привить начальные экологические навыки и умения — поведенческие, познавательные, преобразовательные,
— развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
— сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать правильные.
Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности.
Содержание и сущность практического опыта.
Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы.
Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы.
Внеклассная работа определяется как деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. Внеурочная деятельность направлена на достижения определенных результатов, требующих от учащихся мыслительной работы, преодоление определенных трудностей. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.
Одной из задач внеклассной работы по экологическому воспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды.
Для того, чтобы внеклассные занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Внеклассная работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.
В основе построения внеклассных занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:
— формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
— развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
— обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
— воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы достигается, если:
— обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;
— реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.
Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим. Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.
Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течение длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования природной среды и ее охраны привлекательными и интересными.
Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности.
Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий:
— индивидуальных,
— групповых,
— массовых.
Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т. д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой. Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в детских объединениях по интересам (кружках). В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:
— научно-познавательного;
— ценностного;
— нормативного;
— практически-деятельностного.
Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.
В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы.
Таким образом, внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.
Используемые формы, методы, приемы.
Первое важнейшее условие — экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с учётом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.
Второе непременное условие — надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Правильно используя различные методы воспитания можно сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика.
В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое воспитание, в которое существенный вклад вносят и естественно — научные предметы. На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы, диафильмы и т. д.), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды.
Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т. п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.
Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.
Среди традиционных массовых форм натуралистической работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни (День природы, День леса, Лесной карнавал и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.
Мы проводим тематические линейки “Береги природу, человек”, “Бойтесь, люди, остаться одни!”, “Планета у нас одна”, спецвыпуски стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений, миниатюр о полюбившемся уголке природы, трудовые десанты в зоне действия и другие общественно полезные дела.
Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков природы может включать несколько этапов: 1. Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн). 2. Конкурс рисунков “Природоохранительные знаки” (командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе). 3. Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая — третьей и т. д.). 4. Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и -такие темы: “Самый красивый уголок нашего края”, “Удивительное растение (животное)”, “Очевидное — невероятное” и т. п. 5. Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2–3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса), 6. Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира). 7. Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.
Для учащихся начальных классов особенно актуальна игровая деятельность, поскольку потребность в игре в этом возрасте остаётся по-прежнему, достаточно сильной. Дети с большим интересом относятся к внеклассным мероприятиям: с удовольствием готовят их, и принимают в них участие.
В первом классе, каждый ребенок — это отдельная личность, нет ни общих интересов, нет общих дел, группа существует отдельно. Поэтому, в первую очередь важно было построить работу таким образом, чтобы формирование дружного коллектива осуществлялось через совместную деятельность. На уроках и во внеурочное время создаю проблемные ситуации, которые одному решить нельзя, что способствует сплочению детей. Растет возможность для личностного самовыражения и самоутверждения, позволяет подключиться детям, которые чувствовали себя изолировано.
Внеклассная работа построена в форме игры-путешествия «Вокруг света». Название команды «Юннаты». Цель путешествия — добраться до пика «Надежды» и получить звание «Лучший ЭКОЛОГ». Весь путь рассчитан на 4 года обучения и будет состоять из переходов разной сложности от станции к станции. Каждая станция — это путешествие по маршруту с различными заданиями и даже препятствиями, в виде отрицательных героев. Учитывая возрастные особенности детей, на каждой станции определён доминирующий вид деятельности.
Важно и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев — все эти возможности предоставляет изучение окружающего мира, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
На каждой станции, т. е. в начале учебного года ребята получают маршрутные листы с заданиями, есть задания индивидуальные, групповые, а есть коллективные. Получив листы, ребята распределяют дела по интересам и желанию, делятся на группы, назначают старшего.
I станция (1 класс) — «Я познаю мир»
II станция (2 класс) — «Друзья природы»
III станция (3 класс) — «Юные исследователи»
IV станция (4 класс) — «Экологи-краеведы»
I станция (1 класс): «Я познаю мир»
Программа этого года является пропедевтической. Она вводит ребенка в круг проблем последующих трех лет игры-путешествия: я — помощник; я — исследователь, я — эколог. На первом этапе дети знакомятся с тем, что их окружает, и выявляют объекты, которые нуждаются в защите и охране.
1. Викторина «Почемук и Почемучка»
Все задания и вопросы направлены на познание окружающего мира. В процессе игры ребята делают вывод о важности защиты природы. Важно найти ответ на вопрос «А что мы можем сделать для природы?»
2. Экскурсия в осенний лес.
Наблюдение за изменениями в природе. Сбор природного материала для поделок.
3. Изготовление поделок из природного и бросового материала. Выставка.
Важность использования бросового материала, дать вторую жизнь использованным предметам, развиваем творческие способности.
4. Изготовление кормушек для птиц.
Привлечение родителей и при изготовлении кормушек и при развешивании.
5. Экскурсия в зимний лес.
Наблюдения за изменениями в природе. Подкармливание птиц, развешивание кормушек.
6. «Птицы наши друзья!»
Конкурс стихов, поговорок, пословиц о птицах.
7. Экскурсия в весенний парк.
Наблюдения за изменениями в природе.
8. «Трудовой десант»
Уборка территории от мусора школьного двора.
II станция (2 класс): «Друзья природы»!
Программа второго года нацелена на конкретные действия детей, внесение посильного вклада в охрану и защиту природы.
1. Экологический праздник «Природа — мы твои друзья».
Ребята встречаются с различными сказочными персонажами, которые учат быть друзьями природе.
2. Изготовление кормушек для птиц.
Традиционное мероприятие, проводится ежегодно.
3. Выставка поделок из природного и бросового материала.
4. Проект «Красная книга» Самарской области
Сбор материала о растениях Самарской области, занесенных в Красную книгу. Изготовление настольной Красной книги, представление среди учащихся начальной школы.
5. Конкурс творческих работ по экологии «Их беда — наша вина!»
Рисунки, фото, статьи о жестоком обращении с животными.
6. Акция «Красная лента». Беседа «Каков в гнезде, таков в полете».
Конкурс рисунков «Красота родного края»
7. Участие в Международной акции «10.10.10»
Сбор макулатуры.
8. Климатический урок «Планета в опасности».
Направлен на воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Класс делится на две группы: биологи и экологи и выполняют задания, перемещаясь от станции к станции.
9. «Трудовой десант»
Уборка территории пришкольного участка.
III станция (3 класс): «Юные исследователи»
Программа третьего года нацелена на углубление экологических знаний путем исследовательских работ, воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое.
1. Внеклассное мероприятие: «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды».
2. Изготовление кормушек для птиц.
3. Выставка поделок из природного и бросового материала.
4. Конкурс «Братья наши меньшие»
Выставка газет о домашних животных.
5. Исследовательская работа «Лесные пожары»
Значение леса для жизни человека. Выявление причин пожаров. Правила поведения в зоне пожара.
6. Экскурсия в пожарную часть города.
Знакомство с профессией, а также героями — пожарными, спасшими наш лес от пожара.
7. «Трудовой десант»
Уборка территории пришкольного участка.
IV станция (4 класс) — «Экологи-краеведы»
Четвертый год обучения направлен на изучение природы родного края
1. Конкурс творческих работ «Любимые уголки родного края»
Рисунки, фото, презентации, рефераты.
2. Изготовление кормушек для птиц.
3. Выставка поделок из природного и бросового материала.
4. Турнир «Знатоки природы!»
Долгосрочный проект, проходит в несколько туров:
I. Конкурс на лучшего знатока тайн природы.
II. Конкурс рисунков “Природоохранительные знаки”
III. Эстафета эрудитов.
IV. Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы”
V. Конкурс знатоков голосов природы.
VI. Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.
5. Акция «Родному городу — миллион цветов!»
Озеленение пришкольного участка, посадка цветов, оформление клумбы.
6. «Трудовой десант»
Уборка территории пришкольного участка.
7. Подведение итогов.
Анализ проведенной работы за 4 года. Награждение медалями «Лучший ЭКОЛОГ»
Ожидаемый результат
Приобретение учащимися навыков самопознания, раскрытие у каждого ребенка интереса к различным видам деятельности и вовлеченность в деятельность, раскрытие творческого потенциала ребенка, приобретение ребенком возможностей изменения своей роли и позиции в предлагаемой деятельности.
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Литература:
1. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. — 2003. — № 5. — С.64–75.
2. Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М., Снитко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 64 с.
3. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. — 2005. — № 8. — С.57.
4. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. — М.: Просвещение, 1990. — 121 с.
5. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. — 1991. — № 5. — С.2–8.
6. Хафизова Л. М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. — 1988. — № 8. — C.40–46.
7. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. — Ярославль: Изд. «Академия развития», 1997. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внеклассная работа, окружающая среда, природа, школьник, экологическое воспитание, III, бросовый материал, Изготовление кормушек, окружающий мир, родной край.
Отслеживание результатов экологической воспитанности школьников
Отслеживание результатов экологической воспитанности школьников
Отслеживание результатов экологической воспитанности школьников.
Зам. директора по воспитательной работе Рустайской средней школы Послова Людмила Витальевна
Рустайская средняя школа вот уже несколько лет работает над
программой развития «Школа экологического образования», одной из
основных целей которой является экологическое воспитание учащихся.
Анализируя воспитательную работу школы, мы пришли к выводу о
необходимости уделить особое внимание аспектам изучения уровня
экологической воспитанности учащихся.
«Экологическая воспитанность» включает в себя понятия:
- Обучение: запас знаний об окружающем мире.
- Воспитание: система нравственных ценностей и мотивы экологически
ценностных ориентаций, потребности и привычки экологического поведения. - Развитие: активная жизненная позиция и практическая деятельность в экологической сфере.
Экологическая воспитанность это не набор частных свойств личности, а
согласованность между знаниями об окружающем мире, системой
нравственных ценностей, потребностями и привычками экологического
поведения, активной практической деятельностью по охране окружающей
среды.
Конечной целью экологического воспитания учащихся является углубление
его экологической воспитуемости, способность к самовоспитанию.
Экологическая воспитуемость — это возможности учащихся к дальнейшему
росту экологической личности в сотрудничестве с взрослыми,
сверстниками. Если экологическая воспитанность — это актуальный уровень
экологической культуры личности, то экологическая воспитуемость — это
ее потенциальный уровень.
Опытно экспериментальная работа по этому направлению имеет ряд
Во-первых, экологическая культура учащихся складывается под влиянием
многочисленных факторов и воздействий.
Во-вторых, формирование экологического сознания — процесс длительный.
В-третьих, формирование того или иного качества протекает у школьника
по-разному, так как школьники отличаются разным уровнем воспитанности.
В силу этих особенностей отслеживание проводится в несколько этапов.
1 этап.
Определение конкретного объема работы, и
проведение проблемных теоретических семинаров, для того чтобы вооружить
педагогов методическими рекомендациями.
2 этап.
Составление предварительной характеристики
экологической воспитанности школьников классным руководителем по схеме,
(каждый компонент оценивается по пятибалльной системе).
- Изучение общих данных (возраст, экологическое состояние здоровья)
- Условия семейного воспитания (экология семейных отношений)
- Экологическая направленность личности школьника.
- Уровень деятельности в учебной, трудовой, общественной работе.
- Проявление интереса к экологической сфере деятельности (творческих
склонностей и задатков, степень целеустремленности в этой сфере). - Темперамент и характер ученика (настойчивость в достижении цели,
степень активности в практической деятельности, мера собранности,
аккуратность, дисциплинированность) - Уровень нравственной воспитанности (глубина моральных знаний, чувство стыда, совести, сострадания).
- Доминирующие положительные стороны в экологической деятельности.
После составления основных характеристик можно составить диаграмму основных параметров экологической воспитанности.
После этого классному руководителю уже станет ясно, на что надо обратить особое внимание, какие качества нужно еще воспитать.
3 этап.
Это самый важный этап. Привлечение к анализу экологической
воспитанности самих учащихся, родителей и педагогов. Самое важное
здесь, побудить учащихся к самоанализу. Самооценке и самоконтролю.
Классными руководителями организуется повседневное наблюдение за
учащимися, за их участием в экологической деятельности. Результаты
наблюдений дополняются беседами, которые выполняют воспитательную
функцию. Реальный уровень экологической воспитанности выявляет метод
коллизий (конфликтных ситуаций), которые хорошо применять для выявления
уровня моральных качеств наряду с экологической воспитанностью.
С целью выявления нравственных понятий и представлений школьников об
окружающей среде, их отношение к природе педагоги используют метод
анкетирования по классам с учетом возрастных особенностей. Таким
экологической воспитанности каждого учащегося, выделяя его
положительные стороны, акцентируя внимание на них самого учащегося,
класса, родителей, школы, опираясь на достигнутое для дальнейшего
развития качеств.
Выявление отрицательных качеств в развитии экологической личности
школьника позволяет предупредить дальнейший регресс в данном развитии
ученика. Задача педагога — перевести каждого учащегося на более высокий
уровень экологической воспитанности.
Каким же должен выглядеть ученик экологически воспитанный?
- Знания об окружающем мире.
- Широкий запас знаний об окружающей среде, обществе, об отношении к флоре, Фауне, другому человеку, самому себе.
- Знания об окружающем мире — понимает, умеет рассуждать.
- Знания — гибко применяет при анализе экологических ситуаций.
- Система нравственных ценностей и мотивы.
- Использует экологические знания, как основу своих личностно-ценностных ориентаций.
- Умеет сопоставлять и осознавать разные подходы и принимать решения.
- Отстаивает и принимает свой метод в экологической деятельности.
- Умеет поставить реальную цель в экологической деятельности, достигая их в ситуациях помех, затруднений.
- Способен в кризисных ситуациях строить новые ценности, смысл, методы экологической деятельности.
- Экологическая мораль и практическая деятельность.
- Умеет сотрудничать, общаться, соревноваться без нанесения ущерба деятельности другого человека.
- Выбирает оптимальные нормы экологической деятельности.
- Активизирует свое самосознание (компьютерные работы).
- Ведет всегда экологический образ жизни.
Экологическое образование Создание среды для просвещения об окружающей среде | |||
Перейти к …
| Экологическое образование (ЭО) — это процесс, в ходе которого люди осознают свое окружение и приобретают знания, навыки, ценности, опыт , а также решимость, которая позволит им действовать — индивидуально и коллективно — для решения текущих и будущие экологические проблемы. ЭЭ — это сложный процесс, охватывающий не только события, но и глубоко лежащий в основе подход к обществу. здание в целом. ЭЭ предоставляет людям информацию, необходимую для создания партнерских отношений, понимания деятельности НПО, разработки подходов к городскому планированию, основанных на участии, и обеспечения будущих рынков для эко-бизнеса. Экологическое образование – это процесс обучения, который повышает знания и осведомленность об окружающей среде и связанных с ней проблемах, развивает необходимые навыки и опыт для решения проблем, и воспитывает отношение, мотивацию и приверженность к принятию обоснованных решений и принять ответственные меры (ЮНЕСКО, Тбилисская декларация, 1978). Экологическое образование способствует критическому мышлению, решению проблем и эффективные навыки принятия решений и учит людей взвешивать разные стороны экологических проблем для принятия обоснованных и ответственных решений. Экологическое образование не пропагандирует какую-то конкретную точку зрения или курс действие. Компонентами экологического образования являются:
Экологическое образование направлено на воспитание граждан, которые хорошо осведомлены о биофизической среде и связанных с ней проблемах, знают, как помочь решить эти проблемы и мотивированы работать над их решением. Stapp, W.B., et al. (1969). Концепция экологического образования. Журнал экологического образования, 1(1), 30-31. Экологическое образование, правильно понятое, должно представлять собой всестороннее образование на протяжении всей жизни, учитывающее изменения в быстро меняющемся мире. Он должен готовить человека к жизни посредством понимания основных проблем современного мира и предоставления навыков и качеств, необходимых для того, чтобы играть продуктивную роль в улучшении жизни и защите окружающей среды с должным учетом этических ценностей. ЮНЕСКО, 1977 г. |
Определение экологического образования | K12 Academics
Экологическое образование считалось дополнительным или факультативным предметом в большей части традиционной учебной программы K-12. На уровне начальной школы экологическое образование может принимать форму учебной программы по обогащению естественных наук, экскурсий по естествознанию, проектов общественных работ и участия в научных школах на открытом воздухе. Политика ЭЭ помогает школам и организациям разрабатывать и совершенствовать программы экологического образования, которые дают гражданам более глубокое понимание окружающей среды. Политика ЭЭ, связанная со школами, сосредоточена на трех основных компонентах: учебных программах, зеленых объектах и обучении.
Школы могут включить экологическое образование в свои учебные программы при достаточном финансировании в рамках политики ЭЭ. Этот подход, известный как использование «окружающей среды как интегрирующего контекста» для обучения, использует местную среду в качестве основы для преподавания образовательных стандартов штата и округа. В дополнение к финансированию учебных программ по окружающей среде в классе политика экологического образования выделяет финансовые ресурсы для практического обучения на открытом воздухе. Эти занятия и уроки помогают справиться с «синдромом дефицита природы» и смягчить его, а также поощряют более здоровый образ жизни.
Зеленые школы, или продвижение зеленых объектов, являются еще одним важным компонентом политики экологического образования. Озеленение школьных зданий обходится в среднем немногим менее чем на 2 процента дороже, чем создание традиционной школы, но окупаемость этих энергоэффективных зданий происходит всего за несколько лет. Политика экологического образования помогает уменьшить относительно небольшое бремя первоначальных затрат на создание «зеленых» школ. Политика «зеленых» школ также предусматривает субсидии на модернизацию, ремонт или ремонт старых школьных помещений. Кроме того, варианты здоровой пищи также являются центральным аспектом зеленых школ. Особое внимание в этих правилах уделяется доставке в школы свежеприготовленной пищи, приготовленной из высококачественных местных продуктов.
В средней школе учебная программа по окружающей среде может быть отдельным предметом в рамках естественных наук или частью студенческих групп или клубов по интересам. На уровне бакалавриата и магистратуры это можно считать отдельной областью в рамках программ образования, экологических исследований, экологических наук и политики, экологии или программ экологии человека / культуры.
Экологическое образование не ограничивается планами занятий в классе. Есть множество способов, которыми дети могут узнать об окружающей среде, в которой они живут. От экспериментальных уроков в школьном дворе и экскурсий в национальные парки до внешкольных зеленых клубов и школьных проектов устойчивого развития, окружающая среда является темой, которая легко доступна. Кроме того, празднование Дня Земли или участие в неделе ЭЭ (проводимой Национальным фондом экологического образования) — отличный способ посвятить свои уроки экологическому просвещению. Чтобы добиться максимальной эффективности, поощряйте целостный подход и подавайте пример, используя устойчивые методы в классе и на школьной территории и поощряя учащихся и родителей привносить экологическое образование в свои дома.
Последний аспект политики экологического образования, но, безусловно, не менее важный, — это подготовка людей к процветанию в устойчивом обществе. Помимо построения прочных отношений с природой, американские граждане должны обладать навыками и знаниями, чтобы преуспеть в рабочей силе 21 века. Таким образом, политика экологического образования финансирует как подготовку учителей, так и инициативы по обучению рабочих.