Выделяют основные уровни развития мышления отметьте их: Основные виды мышления

Основные виды мышления

11.11.2011

Мышление в своих отдельных проявлениях может представлять удивительное многообразие. Так, мышление взрослого и ребенка, бухгалтера и плотника, здорового и больного качественно различно. Даже мышление одного и того же человека может быть различным при решении разных задач в неодинаковых условиях. Таким образом, можно говорить о видах мышления. Остановимся на некоторых из них, обращая при этом внимание на критерии их выделения.

Уровни развития мышления (по форме):

  1. наглядно-действенное
  2. наглядно-образное
  3. словесно-логическое или словесно-символическое

Раньше других появилась генетическая классификация, согласно которой выделяются три уровня развития мышления. При этом ранним и простейшим видом мышления является наглядно-действенное мышление ребенка, находящееся «в плену» у ситуации и действия, т.

е. не способное осуществляться без опоры на «созерцание» ситуации и возможности действовать в ней.

Совершенствуясь, мышление постепенно освобождается, «эмансипируется» из плена реальной конкретной ситуации. Вместо оперирования предметами мышление начинает оперировать их образами. Так возникает наглядно-образное мышление с присущими ему свойствами, например обратимостью осуществленных в воображении ситуаций. Появляется также возможность производить мысленно операции, не осуществимые в реальной действительности. Например, возможность отделения свойства от предмета, что закрепляется в речи.

В ходе дальнейшего совершенствования, мышление отказывается от оперирования предметами целиком и переходит к мысленному оперированию актуальными в каждом данном случае свойствами. Предметно-символический код, который использовало мышление, становится символическим, а нередко и словесно-символическим. Таким образом, возникает словесно-логическое или словесно-символическое

мышление. Как видим, первым критерием выделения этих видов мышления оказывается собственная логика развития мышления, его все более значительное освобождение от многочисленных конкретных деталей реального оперирования элементами предметного мира.

Конечно, с развитием мышления не исчезает сама способность оперировать в ходе поиска решения самими предметами или их образами, хотя характер этого оперирования изменяется под влиянием изменяющихся новых видов мышления. Таким образом, возможно деление мышления на виды в зависимости от того, чем оперирует мышление: символами, образами или действиями. По этому же критерию выделяют вербальное и визуальное, конкретное и абстрактное мышление.

В зависимости от направленности:

  • теоретическое
  • практическое

Существует также деление мышления на виды в зависимости от направленности этого мышления —

теоретическое и практическое. Направленность на объяснение явлений действительности приводит к появлению теоретического мышления, а направленность на преобразование действительности — практического. Таким образом, определяемое практическое мышление — это познание, подготавливающее преобразование некоторого объекта, познание, дающее субъекту возможность преобразовать, изменить объект, т.е. обеспечивающее адекватные действия субъекта по переводу объекта из одного состояния в другое.

Мыслительный процесс предполагает как создание гипотезы, новой идеи или образа, так и критическую оценку этого начала, проверку его на соответствие реальности. В обычном, реалистическом мышлении эти его компоненты взаимосвязаны и взаимоуравновешены. В некоторых особых случаях критический компонент отсутствует или ослабевает, и тогда возникает аутистическое мышление. Оно может приобретать различные формы в зависимости от того, как и почему снижается роль критического компонента. Это может быть связано с недостатком или недоступностью знаний о мире, как в детском или мифологическом мышлении; с направленностью мышления не на познание, а на удовлетворение каких-то внутренних желаний; наконец, просто с нефункционированием этого механизма, как это бывает в сновидном мышлении.

Деление мышления на продуктивное, творческое и репродуктивное противоречит самому определению мышления как заведомо продуктивного процесса, как «поиска и открытия существенно нового». Однако и такое деление оправдано, так как репродуктивные компоненты могут присутствовать в мыслительном процессе в большей или меньшей степени.

По характеру протекания познания:

  • интуитивное
  • аналитическое

По характеру протекания познавательных процессов разделяют мышление интуитивное

и аналитическое. Первое совершается непосредственно, как «ясное видение» открытого принципа или закона, второе — путем логических умозаключений, постепенно приводящих к нему.

Говоря о мышлении аутистическом, практическом, визуальном и т.п., мы должны помнить, что мышление едино и речь идет лишь о различных видах и формах этого единого процесса.

Ключевые слова: Мышление

Источник: Карпов А. В., Общая психология

Материалы по теме

Язык как орудие мысли

Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления

Мышление как творческий процесс

Штейнмец А.Э., Общая психология

Понятие как форма мышления

Логика: Шпаргалка.: РИОР; Москва; 2010

Абстрактное мышление, как этап познавательной деятельности

Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Группомыслие: феномен «огруппления мышления»

Семечкин Н.И., Психология малых групп

Мыслительные операции. Логические формы мышления. Виды мышления. Качества ума

. ..

Воображение и мышление

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Логическое мышление

Карпов А.В., Общая психология

Тест с ответами по предмету теория обучения – пройти тест онлайн бесплатно

    Авторам

    8-800-333-85-44

    Оформить заявку

    Вход

    • Справочник
    • Онлайн-калькуляторы
    • Тесты с ответами

    Выполним любые типы работ

    • Дипломные работы
    • Курсовые работы
    • Рефераты
    • Контрольные работы
    • Отчет по практике
    • Эссе
    Узнай бесплатно стоимость работы

    Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    • Контрольная работа

      от 1 дня /

      от 100 руб

    • Курсовая работа

      от 5 дней /

      от 1800 руб

    • Дипломная работа

      от 7 дней /

      от 7950 руб

    • Реферат

      от 1 дня /

      от 700 руб

    • Онлайн-помощь

      от 1 дня /

      от 300 руб

    Оставляй заявку — и мы пройдем все тесты за тебя!

    4 этапа и советы по каждому из них

    Этапы развития Пиаже — это теория о том, как дети учатся по мере взросления. Он включает в себя четыре отдельных этапа, каждый из которых имеет разные этапы и навыки.

    Жан Пиаже был известным психологом и теоретиком познания в 20-м веке, который сосредоточился на развитии детей. Его теории возникли в результате наблюдения за детьми и регистрации их развития.

    Он привлек внимание к идее, что дети — это не просто маленькие взрослые, и утверждал, что образ их мышления принципиально отличается.

    Пиаже считал, что дети действуют как «маленькие ученые», исследуя окружающую среду, чтобы понять ее. Он считал, что дети делают это естественно, без вмешательства взрослых. Он выдвинул идею о различных стадиях развития, через которые дети учатся языку, памяти и рассуждениям.

    В этой статье объясняются четыре стадии когнитивного развития Пиаже, ключевые концепции и то, как люди могут их использовать, чтобы помочь детям учиться и развиваться.

    В следующей таблице показаны четыре стадии когнитивного развития Пиаже:

    Младенцы от рождения до 2 лет используют свои чувства и движения тела, чтобы понять окружающий их мир, поэтому этот этап известен как сенсомоторный этап.

    Первый способ общения новорожденного — это основные рефлекторные действия, такие как сосание, размахивание руками или качание головой. Они используют свои пять чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус и слух, чтобы исследовать свое окружение и свое тело.

    Младенцы собирают информацию об этом опыте, изучая, как разные вещи заставляют их чувствовать. Они также учатся различать людей, объекты, текстуры и достопримечательности.

    На этом этапе дети также начинают понимать концепцию причины и следствия. Они начинают помнить, что определенные действия будут иметь конкретный результат, и используют это для планирования своих действий заранее.

    Примерно в 6 месяцев они начинают понимать постоянство объектов. Это означает, что ребенок знает, что объекты продолжают существовать, даже если он больше не может их видеть, слышать или чувствовать.

    Когда у ребенка есть постоянство объекта, это означает, что теперь он может формировать ментальный образ или представление об объекте, а не только реагировать на переживания в своем непосредственном окружении.

    Примеры

    Определенное поведение может указывать на то, что ребенок развил некоторые ключевые навыки на этом этапе. Например, ребенок, понимающий причину и следствие, может намеренно трясти погремушкой, чтобы издать звук, или плакать, чтобы привлечь внимание.

    Ребенок, который понимает постоянство объекта, будет:

    • знать, что его опекун все еще рядом, когда играет в такие игры, как прятки
    • знать, что игрушка все еще существует, даже если она спрятана под одеялом
    • понимают, что они или их окружение все еще здесь, даже если они закрывают глаза

    На этом этапе дети опираются на постоянство объекта и продолжают развивать абстрактные мыслительные процессы. Это означает, что они могут думать о вещах за пределами физического мира, например, о том, что произошло в прошлом.

    Они также воображают и мыслят символически, и они начинают демонстрировать эту способность через свой язык и поведение.

    В этот период дети демонстрируют пять основных моделей поведения:

    • Имитация: Дети теперь могут имитировать действия другого человека, даже если человек, которого они моделируют, больше не находится перед ними.
    • Символическая игра: Дети начинают присваивать свойства или символы объектам. Они могут проецировать свойства одного объекта на другой. Например, они могут притворяться, что палка — это меч.
    • Рисунок: Имитация и символическая игра являются важными элементами рисования. Он начинается с бессмысленных каракулей и переходит к более точному изображению предметов и людей.
    • Ментальные образы: Дети начинают визуализировать в уме самые разные вещи. Они могут часто спрашивать названия предметов, чтобы установить ассоциации между словами и предметами.
    • Вербальное воспроизведение событий: Это означает, что дети могут использовать слова для описания и представления прошлых событий, людей или предметов.

    Основной функцией речи в этом возрасте является экстернализация мышления, а не общение. Дети могут говорить в потоке сознания и развивать более сложные языковые навыки по мере прохождения этой стадии.

    Пиаже считал, что дети остаются эгоцентричными на протяжении всей предоперационной стадии. Это означает, что они не могут понять, что другие люди думают иначе, чем они, или что происходящие события не всегда связаны с ними.

    Примеры

    Некоторые примеры, когда ребенок находится на предоперационной стадии, включают:

    • подражание тому, как кто-то говорит или двигается, даже когда его нет в комнате
    • рисование людей и предметов из своей собственной жизни, но понимание того, что они являются лишь изображениями
    • притворяться, что палка — это меч или что метла — это лошадь во время игры
    • воображать, что они супергерой или кто-то, кем они восхищаются
    • придумывать воображаемого друга абстрактное мышление и стать менее эгоцентричным. Теперь они могут понять, что события не всегда имеют к ним отношение и что у других есть другая точка зрения.

      Дети также могут применять логические, конкретные правила к физическим объектам. Однако они еще не могут сделать то же самое для абстрактных понятий.

      Конкретная операционная фаза сосредоточена вокруг трех элементов:

      • Сохранение и обратимость: Сохранение понимание того, что объекты могут изменяться в размере, объеме или внешнем виде, но по существу остаются неизменными. Обратимость означает, что некоторые вещи, которые изменились, могут вернуться в исходное состояние, а другие — нет.
      • Классификация: Это означает, что дети могут классифицировать объекты по группам и подгруппам. Например, они могут группировать объекты по цвету, форме или сходству.
      • Серийность: Серийность — это способность ребенка группировать объекты по росту, весу или важности. Это важная концепция для освоения, так как дети нуждаются в этом навыке во время обучения математике и естественным наукам.

      Примеры

      Некоторые признаки того, что ребенок усвоил навыки на этом этапе, включают:

      • знание того, что вода имеет те же свойства (например, влажность), даже если она находится в разных сосудах или имеет разный цвет
      • понимание того, что вода может замерзнуть, а затем снова растаять, но другие изменения необратимы
      • умение группировать мелки по цвету
      • умение раскладывать игрушки по порядку в зависимости от их размера или важности

      На этом заключительном этапе когнитивного развития дети изучают более сложные правила логики. Затем они используют эти правила, чтобы понять, как работают абстрактные концепции, и решить проблемы.

      Ребенок может анализировать свое окружение и делать выводы. Они могут создавать теории о том, что возможно и что может произойти в будущем, на основе имеющихся у них знаний.

      Это известно как гипотетико-дедуктивное рассуждение. Это неотъемлемая часть официальной операционной стадии. Это позволяет кому-то задуматься над вопросом «Что, если?» Человек с этим навыком может представить несколько решений и возможных результатов в данной ситуации.

      Примеры

      На этапе формальной работы ребенок может придумать множество способов решения одной задачи, а затем выбрать наилучший вариант в зависимости от того, насколько он логичен или успешен.

      Например, если ребенку нужно создать модель солнечной системы из материалов, которые есть у него дома, он может использовать их несколькими способами. Обдумывание нескольких возможностей и последующее использование наиболее логичной или эффективной показывает, что они обладают навыками гипотетико-дедуктивного мышления.

      На этом этапе дети также могут анализировать и оценивать свои мысли и действия. Например, если они спорят с другом, они могут подумать, какой вклад могли внести их мнения или поведение. Затем они могут решить, как подойти к ситуации.

      В следующих разделах объясняются несколько важных аспектов когнитивного развития, которые Пиаже предлагает в своей теории.

      Схема

      Пиаже включил идею схемы в свою теорию когнитивного развития.

      Схема — это категория знаний или мысленный шаблон, который ребенок развивает для понимания мира. Это результат детских переживаний.

      Например, ребенок может разработать схему собаки. Изначально слово «собака» относится только к первой встреченной собаке. Однако со временем это слово стало обозначать и включать всех собак. Когда ребенок составляет эту схему, он может называть каждое похожее животное собакой, прежде чем овладеет категорией.

      Схемы постоянно растут и адаптируются по мере того, как дети приобретают новый опыт, давая им структуру для приобретения знаний. Пиаже предположил, что это происходит двумя путями: ассимиляцией и аккомодацией.

      Ассимиляция означает, что ребенок использует ранее существовавшую схему для понимания новой ситуации. Например, если они встречают новую породу собак, они могут включить ее в свою схему «собака», даже если она выглядит иначе, чем собаки, с которыми они сталкивались ранее.

      Приспособление означает, что ребенок адаптирует ранее существовавшую схему, чтобы она соответствовала новому опыту или объекту. Например, если ребенок встречает кошку, он может добавить ее к своей схеме «собака», пока кто-нибудь не объяснит, что собаки и кошки разные. Затем они адаптируют свою схему к этой новой информации.

      Уравновешивание

      Согласно теории, уравновешивание мотивирует детей продолжать проходить этапы когнитивного развития.

      Когда ребенок усваивает новые знания, его мировоззрение неточное, поэтому он находится в состоянии неравновесия. Это состояние побуждает ребенка приспосабливаться к новой информации и достигать состояния равновесия.

      Пиаже внес значительный вклад в теории детского развития, и многие из них до сих пор имеют влияние. Однако другие критикуют его идеи.

      Во-первых, то, как Пиаже проводил свои исследования, не соответствовало бы стандартам научных исследований, которых придерживаются современные академики. Он имел тенденцию наблюдать и брать интервью у небольшого числа детей в естественных условиях, а не в условиях обучения. Это означало, что небольшой размер выборки или окружающая среда могли создать систематическую ошибку.

      Кроме того, он проводил свои исследования в Западной Европе и не принимал во внимание влияние различных социальных и культурных практик на развитие ребенка.

      Хотя некоторые ученые согласны с тем, что стадии развития существуют, они могут быть не такими отчетливыми и конкретными, как в теории Пиаже.

      Исследования показали, что некоторые навыки развиваются раньше, чем он предполагал. Например, в статье 2021 года отмечается, что эгоцентризм, по-видимому, проходит гораздо раньше, чем считал Пиаже, в возрасте от 4 до 5 лет, а не от 7 до 11 лет. получить информацию и понять их мир. Основываясь на этой идее, педагоги и опекуны могут помочь детям учиться, позволяя им:

      • использовать свои чувства для исследования объектов и ощущений (например, посредством осязания, вкуса, зрения, обоняния или слуха)
      • самостоятельно исследовать свое физическое окружение в безопасных пределах
      • учиться на практике, даже если они делают ошибки
      • взаимодействовать с другими детьми, которые находятся на той же стадии развития или чуть выше
      • получают ответы на свои вопросы о мире
      • сталкиваются с новыми ситуациями, объектами или проблемами, которые создают дисбаланс, поскольку это побуждает их расширять свои знания

      На более поздних этапах словесные головоломки, задачи на решение проблем и логические головоломки помогают когнитивному развитию детей.

      Если ребенок не демонстрирует поведение или навыки, изложенные в теории Пиаже, точно в возрасте, который он предсказывает, это не обязательно повод для беспокойства. Тем не менее, родители и опекуны должны поговорить с педиатром, если у них есть какие-либо опасения.

      Стадии развития Пиаже — это теория, согласно которой дети проходят определенные этапы от рождения до взрослой жизни, причем каждый этап приносит новые навыки и вехи по мере развития их знаний о мире.

      Пиаже считал, что дети развиваются благодаря постоянному стремлению изучать и адаптировать схемы, которые представляют собой ментальные шаблоны, помогающие им понимать вещи. Его идеи до сих пор оказывают значительное влияние на детскую психологию и подходы к образованию.

      Однако существует критика теории Пиаже, а также альтернативных моделей детского когнитивного развития, также пришедших из XX века, таких как идеи Льва Выготского и Марии Монтессори.

      Что это такое и как они используются?

      Кем был Пиаже и каковы этапы его развития?

      Жан Пиаже был швейцарским психологом, изучавшим развитие детей в начале 20 века. Его теория интеллектуального или когнитивного развития, опубликованная в 1936 году, до сих пор используется в некоторых областях образования и психологии. Он фокусируется на детях, от рождения до подросткового возраста, и характеризует различные этапы развития, в том числе:

      • язык
      • нравственность
      • память
      • рассуждение

      При разработке своей теории Пиаже сделал несколько предположений о детях:

      • Дети строят свои собственные знания на основе своего опыта.
      • Дети учатся чему-то самостоятельно, без влияния взрослых или детей старшего возраста.
      • Природа мотивирует детей учиться. Им не нужны награды в качестве мотивации.

      Всего выделяют четыре стадии:

      • сенсомоторная стадия
      • предоперационная стадия
      • конкретная рабочая стадия
      • формальная рабочая стадия

      Стадии охватывают диапазон возрастов от рождения до 2 лет и юношеской взрослой жизни.

      Стадии Пиаже зависят от возраста и отмечены важными характеристиками мыслительных процессов. Они также включают цели, которых дети должны достичь по мере прохождения определенного этапа.

      В своей теории Пиаже использует множество терминов для объяснения когнитивного развития и того, как оно достигается на разных стадиях.

      Схема — это термин, который он использовал для представления строительных блоков знаний. Вы можете думать о схемах как о различных каталожных карточках внутри мозга. Каждый из них информирует человека о том, как реагировать на новую информацию или ситуации.

      Например, представьте себе человека, который идет в продуктовый магазин за молоком. В этом случае схема представляет собой запомненный образец поведения, который можно применить к данной ситуации. Человек помнит, как проходить между рядами, находить молоко, выбирать предпочтительный вид, а затем платить на кассе. Всякий раз, когда человеку поручают получить молоко, этот конкретный «сценарий» или схема вызывается из памяти.

      Другие важные термины:

      • Ассимиляция – это использование существующей схемы и ее применение к новой ситуации или объекту.
      • Адаптация меняет подходы, когда существующая схема не работает в конкретной ситуации.
      • Уравновешивание — это движущая сила, которая продвигает вперед все разработки. Пиаже не верил, что развитие идет устойчиво. Вместо этого он двигался семимильными шагами в соответствии с опытом.

      Как лица, осуществляющие уход, могут использовать схемы?

      Родители и учителя могут помочь ребенку разработать различные схемы, способствующие обучению и развитию на всех этапах. Это может быть достигнуто путем предоставления детям большого количества контактов с внешним миром. Знакомство с разнообразным опытом обучения на практике с раннего возраста может помочь создать эти внутренние каталожные карточки. Затем, когда дети становятся старше, речь идет о расширении опыта и применении его к новым, даже гипотетическим ситуациям.

      Итак, как именно этапы Пиаже можно применить к образованию? По сути, речь идет о том, чтобы распознать стадию, на которой ребенок находится в настоящее время, и приспособиться к этому уровню развития.

      Учителя и родители могут помочь, предоставив детям различный опыт или способы исследовать и экспериментировать с окружающей средой. Благодаря этому опыту дети могут получить практическое понимание различных концепций.

      Для маленьких детей, поступающих в дошкольные учреждения и детские сады, теории Пиаже больше соответствуют игровым школьным программам или средам, в которых детям предлагаются возможности для проб и ошибок и взаимодействия с реальным миром.

      Философию Пиаже можно включить в любую образовательную программу.

      Примеры:

      • Возможность проб и ошибок. Сосредоточьтесь на процессе обучения, а не на конечном результате.
      • Предоставление детям наглядных пособий и другого реквизита, например моделей, для иллюстрации различных идей и концепций.
      • Использование примеров из реальной жизни для рисования сложных идей, таких как текстовые задачи по математике.
      • Предоставление возможности классифицировать или группировать информацию. Контуры и иерархии являются хорошими примерами и позволяют детям создавать новые идеи на основе предыдущих знаний.
      • Предлагает задачи, требующие аналитического или логического мышления. В этом случае в качестве инструмента можно использовать головоломки.

      Вы также можете помочь своему ребенку на всех этапах, придерживаясь его особого стиля обучения в то время:

      Сенсомоторный

      • Используйте настоящие предметы в игровой деятельности.
      • Подключите игру к пяти чувствам.
      • Внедрение распорядка для самых маленьких детей. Они предсказуемы и могут быть очень полезны для развития коммуникации.

      Предоперационная

      • Дети лучше учатся на практике. Позвольте им активно взаимодействовать с различными вещами в их окружении, включая книги, людей, игры и предметы.
      • Задавайте вопросы, пока дети занимаются повседневными делами, и дайте им возможность придумать свои собственные идеи.
      • Обращайте внимание на новые вещи и побуждайте детей задавать вам вопросы об этих вещах.

      Работа с бетоном

      • Создание графиков времени, трехмерных моделей, научных экспериментов и других способов манипулирования абстрактными понятиями.
      • Используйте головоломки и загадки для развития аналитического мышления.
      • Сосредоточьтесь на открытых вопросах.

      Формальная операционная

      • Предлагайте пошаговые объяснения концепций и используйте диаграммы и другие наглядные пособия.
      • Исследуйте гипотетические ситуации. Вы можете связать их с текущими событиями или социальными проблемами.
      • По возможности расширяйте понятия. Например, если вы говорите о Гражданской войне, обсудите другие вопросы, разделившие страну с того времени.

      Есть некоторые критические замечания по поводу стадий Пиаже. В частности, исследователи 1960-х и 1970-х годов утверждали, что Пиаже мог недооценивать способности детей, используя в своих наблюдениях запутанные термины и особенно сложные задачи. В других исследованиях дети успешно продемонстрировали знание определенных понятий или навыков, когда они были представлены в более простой форме.

      Теория Пиаже также предполагает, что дети определенной стадии в первую очередь будут находиться на этой стадии по всем направлениям со всеми поставленными перед ними задачами. Другие исследователи обнаружили, что существует целый ряд способностей, связанных с когнитивными задачами. Другими словами, некоторые дети могут преуспевать или бороться в одной области по сравнению с другой.

      Теория Пиаже также объясняет, что попытки научить детей особенно сложным понятиям не увенчались бы успехом. Тем не менее, в некоторых случаях дети могут усвоить передовые идеи даже при кратком обучении. Дети могут быть более адаптируемыми и компетентными, чем это предполагают стадии Пиаже.

      Наконец, Пиаже в своей работе в первую очередь изучал белых детей среднего класса из развитых стран. В результате его результаты могут быть искажены для этой подгруппы людей и могут не применяться напрямую к другим группам или местам.

      Лев Выготский разработал свою теорию детского развития в то же время, когда Пиаже разрабатывал свою собственную теорию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts