Программы экологического образования дошкольников
- Информация о материале
- Природа, экология
- Просмотров: 122510
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.
Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых – исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, — показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.
В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения – привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова , С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др. ) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.
Программы экологического образования дошкольников
Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный».
Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
Программа «Паутинка» Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.
Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.
Программа В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы «Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек) , но и выходит за пределы планеты — в ближнее и дальнее космическое пространство.
Программа Т. А. Копцевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы – «Мир-человека» «Мир искусства» – посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения
К этой же группе можно отнести программу Н. А. Рюкбейль «Чувство природы», предназначенную для воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Дети обучаются три года, и на каждом этапе решаются новые задачи их воспитания, образования и развития. Общим итогом становится устойчивый интерес к природе, желание общаться с ней и творческое самовыражение детей в различных видах художественной деятельности. Особенность программы — в ее организации на каждом занятии, которое длится два академических часа, дети «погружаются» вместе педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей — рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.). На каждом занятии (два раза в неделю) педагог достигает «эмоционального неравнодушия» каждого ребенка- именно чувство природы должно стать основой дальнейшего экологического образования детей в школе. Познавательный план программы тесно связан с эстетическим: детей учат видеть красоту растений и животных как результат их замечательной приспособленности к среде обитания.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.
Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе – растениям , животным и экосистеме леса, два – взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение – разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором написаны экологические сказки, придуманы»письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы – программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы — растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый – это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку- он рассматривает в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый – это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять , приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания – это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).
Примером может служить программа «Непреходящие ценности природы» Е. В. Пчелинцевой-Ивановой, а также региональная программа дошкольного образования Ставраполья «Планета детства», в которой в естественно-научном экологическом блоке представлена программа «Азбука экологии» и ее научное обоснование (автор Л. И. Грекова).
Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
—
См. на сайте: Дипломная работа «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни».
- Назад
- Вперед
Экскурсии и прогулки с детьми старших групп в природу как одно из средств экологического образования и воспитания
Содержание:
Введение………………………………………………………
- Экологическое воспитание дошкольников…………………………4-5.
- Формы экологического образования дошкольников………………6-7.
- Прогулка как
одна из основных форм экологического
образования дошкольников………………………………………………
…………..8. - Наблюдение — главный компонент прогулки…………………………9.
- Тематическое планирование наблюдений и игр на прогулке в группах старшего дошкольного возраста…………………………………10-27.
- Литература…………………………………………………
………….28.
Введение.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Одно издошкольников с птицами, — показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманная организация и руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.
В современной методической литературе достаточно полно рассматриваются проблемы экологического воспитания дошкольников. Но, к сожалению, мы не встретили методических материалов, в которых бы предлагалась тематика наблюдений на прогулке по временам года, соответствующие этой тематике дидактические игры экологического содержания, что, на наш взгляд, значительно повысит результативность экологического воспитания старших дошкольников.
Цель данной работы – поиск оптимальных методов, приемов и форм организации наблюдений со старшими дошкольниками как средства экологического воспитания.
Задачи:
1. Раскрыть сущность наблюдений и дидактических игр как эффективных средств экологического воспитания старших дошкольников;
2. Систематизировать тематику наблюдений и дидактических игр экологического содержания со старшими дошкольниками в разное время года.
1.Экологическое воспитание дошкольников.
Удивительный мир природы… Он встречает
ребёнка морем звуков, запахов, сотней
загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать,
думать.
В сердце каждого из нас с детства остаются
нежные и щемящие воспоминания: узкая
тропинка в лесу, пронизанном особым светом,
наполненном звуками и запахами; тихий
пруд с зелёными берегами и голубым отражением
небес; золотистое поле пшеницы в знойный
летний день; крошечный кузовок, доверху
наполненный земляникой. Эти памятные
картины согревают сердце во взрослой
суетной жизни, соединяя тонкими невидимыми
нитями с детством, где было так много
света и красоты.
Человек – часть природы, без взаимодействия
с которой его жизнь не может быть полноценной.
Благодаря природе развивающийся организм
постепенно накапливает здоровье и силы.
Мир природы становится основным средством
разностороннего развития ребёнка в условиях
психологического комфорта.
Экологическое воспитание – одно из направлений психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание», успешно решающее задачи формирования у дошкольников целостной картины мира, развитие познавательной исследовательской деятельности, расширение кругозора.
Цель экологического воспитания — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Основная задача экологического образования в старшем дошкольном возрасте — формировать у детей понимание существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологических факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Детей старшего дошкольного возраста также знакомят с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно дело, просто сказать ребёнку, что уничтожать деревья в лесу – это «плохо». И совсем другое – когда ребёнок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом, и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костер, а можно объяснить, что почва – «живая земля», в которой обитает множество живых организмов, корни растений. И многие из них гибнут из-за разведения костров. Одна из задач экологического образования детей старшего дошкольного возраста – формировать у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе.
В настоящее время у большинства детей старшего дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих или хороших, вредных или полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать.
Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста – выработать одинаково бережное отношение ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.
2.Формы экологического образования дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм.
- Создание в группах центров экологии, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
- Экологическая тропа на территории ДОУ с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, необходимо использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего, выбрать деревья, кустарники, цветы разных пород, разного возраста, разной формы.
- Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.
- Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями необходима опытно-экспериментальная деятельность. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
- Одной из
форм ознакомления детей с природой является
чтение художественной литературы. Худ
ожественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную основной общеобразовательной программой. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми необходимо провести беседу. Очень важно донести до детей смысл произведения. - Во время непосредственно образовательной деятельности, других форм работы с детьми по экологическому воспитанию используются аудио- и видео материалы: классическая музыка, познавательные фильмы, презентации, мультфильмы, компьютерные программы и игры на экологическую тематику.
- С детьми старшего возраста педагог проводит викторины, кроссворды, интеллектуальные игры «Знатоки природы родного края», «Сохрани природу», «Мир птиц», «Подводное царство». Эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.
- Ежемесячно проводить конкурс детских рисунков: «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка — зима», «Тает снежок, ожил лужок».
- Одной из форм экологического воспитания являются экологические праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
- Экологическое воспитание немыслимо без тесного сотрудничества с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей педагог использует как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
3.Прогулка как одна из основных форм экологического образования дошкольников.
Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную детскую деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.
Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.
На прогулках целесообразнее знакомить детей с теми явлениями природы или с теми признаками объектов, представления о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени – в процессе наблюдений, игр, труда. Например, наблюдение за изменениями погоды в разные сезоны целесообразнее организовать на прогулках. При этом детей знакомят с повседневными изменениями природы, например таянием снега, набуханием почек и т.д. Более полные представления о повадках птиц дети также получают во время наблюдений на прогулках.
Следует помнить, что обобщенные знания детей о сезонах формируются постепенно. Начиная с первой младшей группы на основе чувственного опыта должно идти накопление конкретных представлений о каждом сезоне, но только в средней группе возможно подвести детей к первичному обобщению их знаний о характерных признаках сезона.
В старшей группе дети уже могут овладеть обобщенными знаниями обо всех сезонах, но эти знания еще далеко не полны, и их следует уточнять и закреплять в подготовительной к школе группе.
4.Наблюдение – главный компонент прогулки.
Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями.
При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления. Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки. Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т.д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются.
Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, учить наблюдать. Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления.
Закрепить знания, полученные в процессе наблюдений в природе можно с помощью бесед с детьми, экологических игр.
5.Тематическое планирование наблюдений и игр на прогулке.
Месяц | Неделя | Тема наблюдения | Цель | Содержание |
Сентябрь Октябрь | 1 2 3
4 1 | Путешествие по экологической тропе Экскурсия в цветник Мы в лес идём. («Уголок леса» на территории детского сада). Экскурсия на огород Листопад | Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках, растущих на участке. Продолжить знакомство с осенними цветами. Продолжить знакомство с сезонными изменениями в природе. Закрепить знания об овощах, растущих на территории Сибири. Конкретизировать | Дети называют деревья (берёза, липа, сирень, сосна, рябина, клён), определяют характерные признаки деревьев и кустарников . Чтение стихотворений. Игра «К дереву беги!». Дети называют цветы (астра, цинния, бархатцы, космея), строение цветов. Читают стихотворения о цветах. Воспитатель предлагает собрать букеты из осенних цветов. Воспитатель обращает внимание детей, что лес меняется, зелёные листья блекнут, жухнет трава. Дети должны назвать те изменения, которые они сами увидели в «Уголке леса». Загадки, пословицы о лесе. Воспитатель загадывает загадки, дети находят отгадки на грядках: (помидор, капуста, кабачок, картофель, петрушка, укроп, лук), называют характерные признаки каждого овоща. Игровое упражнение «Вершки и корешки». Воспитатель предлагает вспомнить стихи об осени. Загадывает загадки. Дети наблюдают, как падают листья. Рассматривают опавшие листочки (у берёзы, липы листья жёлтые, красные у клёна, калины, у дуба коричневые, у тополя ещё зелёные.) Игра «Послушные листья». |
Семейная прогулка на природе — узоры в природе
Не знаю, как вам, а мне зимой труднее выходить на улицу. Холодно и часто сыро. У нас редко бывает снег. Кроме птиц, все интересные существа прячутся в ожидании весны. Тем не менее, здесь есть чем поживиться, несмотря на мрак и холод. Мир, лишенный оттенков серого и коричневого, раскрывает секреты, которые скрывают весенняя зелень, осенние оранжевые и красные цвета. Пришло время охоты за шаблонами!
Когда я ищу «узор» в словаре, большинство определений включают такие слова, как «дизайн», «повторяющийся», «декорировать» и «обычный». В математике мы говорим о шаблонах как о наборе чисел или объектов, которые следуют «правилу». В природе существует множество математических закономерностей. Этим заявлением я исчерпал свой опыт в этой области! Тем не менее, в Интернете есть хорошие ресурсы, если вы хотите погрузиться в это увлекательное исследование. В конце этой статьи есть несколько ссылок.
Вот несколько идей для изучения закономерностей ваших семейных прогулок на природе. Ваше определение «шаблона» может быть более или менее строгим, в зависимости от возраста вовлеченных детей. Например, многие рукотворные узоры, которые вы найдете, например, линии, нарисованные на дорогах, следуют простой схеме а-б-а-б. Детям младшего возраста будет интересно найти больше примеров этого. Детям постарше может быть интересно узнать больше о фракталах (см. ссылки ниже). Многие узоры в природе, в том числе ветви деревьев, головки семян и даже облака, следуют этому типу узора.
Прогулка по шаблону
Соберитесь, выйдите на улицу и прогуляйтесь. Вы можете съездить в красивую, естественную местность, но для этого занятия это не особо необходимо. Я знаю, что это «природная» прогулка, но на самом деле не менее интересно искать рукотворные узоры. Часто рукотворные узоры являются наиболее очевидными. Природные закономерности иногда бывают более тонкими (читай: более математически сложными). Вот некоторые закономерности, на которые стоит обратить внимание:
Натуральный: полосы на птице (или еноте, если повезет!), семенные головки, иней/лед/снег (принесите лупу), следы животных, ветки деревьев, шишки
Рукотворные: разметка дорог, заборы, праздничные фонари, кирпичные стены, обшивка домов, тротуары
Паттерн Прогулка Охота за Мусором
Возьмите несколько предметов из списка выше. Добавьте свои собственные и отправляйтесь на поиски мусора. Если у вас достаточно людей, вы можете разбиться на команды. Опять же, вы можете делать это где угодно, но было бы весело в парке или на прогулке. Может быть, команда-победитель получит горячий шоколад!
Втирки из дерева
Кора деревьев имеет удивительные узоры. Вы можете запечатлеть эти узоры с помощью веселого художественного проекта, подходящего для детей. Вам понадобится бумага и что-то, чем можно растирать. Для детей младшего возраста лучше всего подойдет «голый» мелок. Дети постарше могут поэкспериментировать с углем или пастелью (это грязно!).
Игра «Таинственный узор»
Используйте камеру телефона, чтобы сделать несколько снимков найденных узоров крупным планом. Загрузите фотографии на свой компьютер и создайте карточку для каждого шаблона, которую вы сможете распечатать и вырезать. Играйте в «угадай закономерность», когда погода слишком плохая для прогулки на свежем воздухе.
Ссылки на дополнительную информацию о математических закономерностях в природе
Что такое фракталы? Fractal Foundation
http://fractalfoundation.org/resources/what-are-fractals/
Самые потрясающие природные фрактальные узоры Земли, журнал Wired
http://www.wired.com/wiredscience/2010/09/fractal-patterns-in-nature/
Серия Фибоначчи, ThinkQuest
http://library. thinkquest.org/27890/applications5.html
Образцы в природе, National Geographic
http://photography.nationalgeographic.com/photography/patterns-in-nature/
Практическое применение принципов Smart by Nature
Четыре руководящих принципа концепции Smart by Nature® Центра экограмотности, описанные в нашей книге Smart by Nature: Schooling for Sustainability , имеют множество последствий для педагогов, как видно из этого выдержка.
1. ПРИРОДА — НАШ УЧИТЕЛЬ
Чтобы представить себе устойчивые человеческие сообщества, мы извлекаем уроки из 3,8 миллиардов лет исследований и разработок в области природы. Мы можем моделировать человеческие общества и институты, включая школы, по образцу и процессам, характерным для устойчивых экосистем, и учиться на практике традиционных обществ, которые поддерживали себя на протяжении веков. (Пригласить природу стать нашим учителем не означает стать сентиментальным или легкомысленным в отношении благодеяний доброй Матери-природы; эта мать практикует жесткую любовь и учит не только возможностям, но и ограничениям. )
Некоторые последствия признания природы своим учителем:
Экологическая грамотность находится в центре внимания. Чтобы понять, как природа поддерживает экосистемы, необходимы базовые экологические знания. Нам нужно, говорит Фритьоф Капра, учить наших детей (и наших политических и корпоративных лидеров) фундаментальным фактам жизни. Например:
• Материя непрерывно циркулирует в паутине жизни
• Энергия, управляющая экологическими циклами, исходит от солнца
• Разнообразие обеспечивает устойчивость
• Отходы одного вида служат пищей для другого вида
• Жизнь захватила планету не в результате сражений, а благодаря налаживанию связей (как предложили Линн Маргулис и Дорион Саган)
Интеграция учебной программы. Сосредоточение внимания на экологических принципах объединяет преподавание по дисциплинам и между классами — противоядие от фрагментации и сужения, которые часто возникают в результате стандартизированного тестирования и государственных предписаний. Некоторые учителя опасаются, что преподавание устойчивого развития просто добавит еще одну ответственность к перегруженным рабочим нагрузкам. На самом деле, связывание предметов вместе таким образом, чтобы это было понятно учащимся, может сделать обучение более полезным.
Системное мышление. Джон Мьюир как-то сказал: «Когда мы пытаемся выделить что-то само по себе, мы обнаруживаем, что оно связано со всем остальным во Вселенной». В образовании мы часто пытаемся расцепить все, чтобы изучить отдельные части. На самом деле, отдельные «вещи» (растения, люди, школы, водоразделы, экономики) не могут быть полностью поняты отдельно от их более крупных систем, что означает мышление в терминах отношений, связности и контекста.
В системном мышлении акценты смещаются: с частей на целое, с объектов на отношения, со структур на процессы, с содержания на паттерны. Например, урок питания, который отслеживает питание от фермы до столовой, может отображать взаимосвязь между выбором продуктов питания, здоровьем местного сельского хозяйства, экологическими затратами на доставку продуктов питания на тысячи миль и влиянием на средства к существованию фермеров по всему миру.
Решение шаблона. Автор/фермер/философ Венделл Берри противопоставляет плохие решения, которые решают только одну задачу и действуют разрушительно на шаблоны, в которых они содержатся, с хорошими решениями, которые находятся в гармонии со своими более крупными шаблонами и приводят к разветвлению наборов решений. Программы «от фермы к школе», например, порождают другие решения: они улучшают здоровье, обучают правильному питанию, поддерживают мелких фермеров и сохраняют деньги в местной экономике. Школьные округа, планирующие новые здания, экономят ресурсы, энергию и деньги благодаря интегрированным процессам проектирования, в которых преподаватели, архитекторы, инженеры и подрядчики сотрудничают для создания объектов, части которых работают вместе как системы.
Здоров от природы. Неудивительно, что природа учит решениям, подходящим для человеческого тела, которое развивалось за миллионы лет до индустриализации. Естественное дневное освещение улучшает здоровье и работоспособность. Дети, окруженные большим количеством природы — даже если это просто вид из окна — меньше испытывают тревогу и депрессию, реже поведенческие расстройства. Свежие, сезонные, необработанные продукты лучше подходят для школьного питания. Дети с синдромом дефицита внимания/гиперактивности и другими проблемами быстро выздоравливают, когда из их рациона исключаются искусственные красители и консерванты.
2. УСТОЙЧИВОСТЬ – ЭТО ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Многие экологические принципы являются вариациями одной фундаментальной закономерности: природа поддерживает жизнь, создавая и взращивая сообщества. Животные, растения и микроорганизмы живут в сетях взаимной зависимости. Люди нуждаются друг в друге как в эмоциональной, так и в физической помощи. Качества, которые поддерживают живость и устойчивость природных экосистем, такие как разнообразие и взаимозависимость, формируют более здоровые школы и другие человеческие сообщества.
Сообщество учителей . Здоровая сеть взаимоотношений, включающая всех ее членов, делает сообщество более устойчивым. Когда учителя, учащиеся, родители, попечители и другие члены сообщества принимают решения и действуют сообща, учащиеся отрабатывают навыки лидерства и принятия решений в сообществе, которые им понадобятся, чтобы быть эффективными проводниками перемен.
Изменение систем. Понимание изменений в живых системах дает информацию для усилий по реформированию школ, округов и других социальных систем. По словам теоретика системных изменений Маргарет Уитли, крупномасштабные изменения, имеющие большое влияние, начинаются с небольших локальных действий. «Хотя они остаются обособленными и обособленными, они не имеют никакого влияния за пределами своей местности. Однако, если они объединятся, обмениваясь информацией и обучаясь, их отдельные усилия могут внезапно проявиться как очень мощные изменения, способные повлиять на большую систему».
Вложенные системы. Школы расположены внутри местных сообществ, экономик и экосистем. Дэвид В. Орр предлагает стандарт для проектировщиков, который можно применить к любой вложенной системе: думайте о колодцах, шахтах, лесах, фермах и производителях, у которых берутся материалы. Обратите внимание на воздействие на климат и здоровье людей и экосистем. Если на обоих концах есть уродство, вы не можете претендовать на успех, независимо от того, насколько искусно вы делаете.
«Скрытый учебный план». «Учебная программа» охватывает все в школе, где учатся дети. Школы учат — сознательно или нет — тем, как они относятся к своим соседям, вкладывают свои деньги или обеспечивают себя едой, энергией, материалами и транспортом. Их действия демонстрируют их понимание своих отношений с остальным миром, их уважение к студентам и их здоровью, а также то, что они действительно думают об устойчивости.
3. РЕАЛЬНЫЙ МИР — ОПТИМАЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
Будь то восстановление среды обитания вида, уход за школьным садом или разработка программы утилизации отходов, учащиеся узнают больше, когда их действия имеют смысл и значение для кого-то другого. В школьном обучении для устойчивого развития учащиеся связываются с миром природы и человеческими сообществами посредством обучения на основе проектов, которое вдохновляет их учиться, чтобы достичь того, что им небезразлично. Они также узнают, что могут изменить ситуацию.
Увидеть природу своими глазами. Дети испытывают, исследуют и понимают основные закономерности природы — паутину жизни, циклы материи, потоки энергии — посредством погружения в мир природы. Они сталкиваются с природой в том богатом и беспорядочном виде, в котором она существует, и понимают природные ритмы и временные масштабы, в которых происходят естественные события, когда они сажают и собирают урожай в саду или наблюдают, как оживает восстановленный ими берег ручья. Учащиеся, которые изучают законы природы в саду, показывают лучшие результаты в естественных науках, чтении и письме, а также в самостоятельном мышлении.
Здания как учителя. Спроектированный и управляемый с воображением, кампус может выступать как классной комнатой, так и уроком, лабораторией для поиска решений экологических проблем, моделью устойчивого развития и источником вдохновения для окружающего сообщества и других учреждений.
Партнерство школы и сообщества. Учащиеся узнают, что ценят их сообщества, сотрудничая с людьми, которые жили там до их приезда и которые останутся там еще долгое время после окончания учебы. Тесно сотрудничая с членами сообщества, учащиеся узнают о ресурсах сообщества и о том, как их использовать.
4. УСТОЙЧИВЫЙ ЖИЗНЬ ОСНОВАН НА ГЛУБОКОМ ЗНАНИИ МЕСТА
Когда люди приобретают глубокие знания о конкретном месте, они заботятся о том, что происходит с ландшафтом, существами и людьми в нем. Когда они понимают его экологию и разнообразие, сеть отношений, которые он поддерживает, и ритм его циклов, они развивают признательность и чувство родства со своим окружением. Местное образование имеет основополагающее значение для устойчивого школьного образования. Глубоко известные места глубоко любимы, а любимые места имеют наилучшие шансы на защиту и сохранение для будущих поколений.
Мир открывается во всей полноте . «Многое из того, что в современном образовании считается знанием, — говорит Дэвид Орр, — представляет собой не более чем абстракцию, нагроможденную на абстракцию, оторванную от осязаемого опыта, реальных проблем и мест, где мы живем и играем». Эти настоящие места, продолжает он, «являются лабораториями разнообразия и сложности, смешивающими социальные функции и естественные процессы». Даже «обычное» окружение — школьный двор, жилой район — может дать богатый опыт.
Сближение дисциплин и взгляд на мир глазами людей. Курс «Золотые ворота» в Академии Марин в Калифорнии сочетает в себе естественную и человеческую историю и литературу, геологию, историю и экологию и помогает учащимся узнать, что значит быть членом биотического сообщества. Девятиклассники школы Лоуренсвилля в Нью-Джерси читают письма, написанные Альдо Леопольдом, когда он был там учеником, а затем прослеживают его следы.
Местные решения экологических проблем. Будь то покупка на месте, удаление инвазивных видов или создание децентрализованных энергетических систем, перемещение становится мощной стратегией устойчивого развития.