Экологическое воспитание детей. | Мел
«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда».
Антуан де Сент-Экзюпери
Сейчас слово «Экология» у всех на слуху: мы видим его в заголовках новостей, на упаковках косметики и продуктов. На этикетках многих товаров всё чаще стала появляться красивая маркетинговая приставка «эко». Не всегда этикетки говорят нам правду, к сожалению. Но именно благодаря всем этим внешним знакам, легко отследить настоящую тенденцию: люди нашего времени стали всерьез задумываться о бережном отношении к окружающей среде.
Так же закономерно перед современными родителями встает вопрос об экологическом воспитании детей. Зачем оно нужно? И как его проводить?
Впервые термин «Экология» предложил Эрнст Геккель в 1866 г. Уже тогда людям было известно, что при изменении внешней среды — меняются системы сосуществования организмов разных видов. Всё на Земле связано между собой невидимыми нитями. Экологическое воспитание — формирование у ребенка осознанного, бережного отношения к природе.
Зачем нужно экологическое воспитание?
Во-первых, это развивает ответственность. Ребенок учится с любовью и уважением относиться к природе, потому что осознает, что сам является неотъемлемой частью мира. А это значит, что любое его действие несет за собой последствия: плохие или хорошие в том числе и для него самого, и для всех, кого он знает.
Во-вторых, это — важная часть формирования личности. Да-да, именно так. Умение культурно относиться к природе = умение культурно относиться ко всему! Что делать родителям? Очевидным будет ответ: показывать все на собственном примере.
Забота об экологии должна быть включена в список базовых ценностей семьи, потому что именно здесь малыш учится взаимодействовать с миром.
ДЛЯ НОВИЧКОВ:
1. Попробуйте правило разумного потребления (это отлично отразится не только на природе, но и на ваших финансах).Например, не стоит покупать больше продуктов/игрушек/вещей, чем вам действительно нужно. Используйте воду и электричество только в те моменты, когда они необходимы (не оставляйте свет включенным, а краны с водой — открытыми).
2. Вместе смотрите познавательные видео, интересные мультики, читайте книги про природу. Чем больше малыш узнает про природу — тем больше любви и интереса к ней будет возникать! Кстати, на занятиях окружающим миром, мы всегда рассказываем детям что-то увлекательное, чтобы максимально вовлечь их в процесс обучения, развить любознательность.
3. Во время прогулок, разговаривайте о природе, размышляйте вслух, просите ребенка высказывать свое мнение в ответ. Так вы научите его придерживаться собственной точки зрения и не бояться высказывать свое мнение. Всегда обращайте внимание, что мусор нужно выбрасывать исключительно в специальных местах, а если таких нет — лучше отложить фантики в карман, пока не попадется урна.
ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ:
1. Сортируйте мусор и передавайте его в специальные места переработки. Не обязательно начинать сортировать сразу все отходы, можно начать с малого. Например, сначала откладывать только пластиковую тару и упаковки типа тетра-пак. Потом добавить стеклянные и металлические отходы.
2. Лучше отказаться от покупки полиэтиленовых пакетов: к сожалению, именно их почти невозможно переработать. Зато можно обзавестись модными многоразовыми сумками: с ними в магазин ходить даже приятнее!
Кстати, многоразовые мешки для фруктов — тоже отличная альтернатива одноразовому пластику.
3. Дарите вещам и игрушкам вторую жизнь: передавайте старые вещи в хорошем состоянии в специальные организации для нуждающихся или перепродавайте их. Если вещи не подлежат дальнейшему использованию: придумайте, как эффективно использовать материал или сдать на переработку. Например, из старой кофты можно вместе с детьми сшить красивую декоративную подушку, а из множества старых футболок — лоскутное одеяло.
Отличная тренировка креативности!
Самая важная часть экологического воспитания — осознать, что это не просто требование моды, а настоящая необходимость! Для того, чтобы ваши внуки и правнуки счастливо жили на чистой планете, действовать нужно уже сейчас и начинать надо со своей семьи.
Мы верим, что вместе мы справимся!
Экологическое воспитание дошкольников, Экология в детском саду
Консультация для воспитателей детского сада
«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интелекта»
Трусова Елена Сергеевна, г.Казань
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
- понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Методическая работа в ДОУ:
| | в ДОУ | | , в ДОУ | в ДОУ |
Детская игра в функции экологического воспитания дошкольников
1. Борич, Э. (2001) Важность экологических садржая у одгою и образование. Живот и школа, 6, с. 23-29.Search in Google Scholar
2. Izmjene i dopune nacionalnog kurikuluma za rani i predškolski odgoj i obrazovanje (MZOS, 2016).Search in Google Scholar
3. Jukic, R. (2011) Ekološko odango pitanje образна потреба. Социальная экология: часы за экологию и социологию страданий вокруг, 20, 3, с. 267-286.Поиск в Google Scholar
4. Липовац, В., Сакач, М. Д., Янкович, А., Райчевич, Дж. (2017). Социальная экология: часы за экологию и социологию страданий вокруг, 26, 3, с. 137-150.10.17234/SocEkol.26.3.4Search in Google Scholar
5. Матиевич, М. (2017) Неке предности и эпистемолошке полезности студия случая у педагогических страданий. В: Опич, С., Богнар, Б., Раткович, С. (ред.), Нови приступи методологии истраживания одгоя, Загреб: Учительский факультет у Загреба, с. 109-128.Поиск в Google Scholar
6. Матиевич, М. (2008) Проектное обучение и настава. В: Драндич, Б. (ред.), Наставнички супутник, Загреб: Знамен, с. 188-225.Поиск в Google Scholar
7. Милат, Дж. (2006) Teze za razvoj ekološke pedagogije. Школьный вестник, часы педагогики и школьного питания, 55, 1-2, с. 109-118.Поиск в Google Scholar
8. Munjiza, E., Peko, A., Sablić, M. (2007) Projektno učenje. Osijek: Sveučilište JJ Strossmayera, Filozofski fakultet; Učiteljski fakultetПоиск в Google Scholar
9. Национальный курикулум за рани и предшкольный одгой и образование (МЗОС, 2014)Поиск в Google Scholar
10. Немет-Яич, Дж., Дворник, Д. (2008) Игроказ у разредной настави. Хрватски: час за теорией и практикой наставе христианског иезики, книжности, говорноги и письма истраживания те медийске культуры, 6, 1, с. 29-44.Поиск в Google Scholar
11. Пейич Папак, П. (2008) Игром размишлямо и djelujemo ekološki. В: Узелац, В., Вуйчич, Л., Бонета, Ж. (ред.), Cjeloživotno učenje za održivi razvoj, Rijeka: Uchiteljski fakultet Sveučilišta u Rijeci, p. 111-114.Поиск в Google Scholar
12. Перич Кралик, М., Попович, А. (2017a) Биоэтика у будущего: правила эколошки одгой от предшкольного доби помощи драмско-глазбене радионице. В: Юрич, Х. и И. Келам (ред.), 1. Osječki dani bioetike. Осиек, 7.-8. studenoga 2017., Осиек: Hrvatsko bioetičko društvo, p. 62-63. Поиск в Google Scholar
13. Перич Кралик, М., Попович, А. (2017b) Копачки рит сутра: эколошка радионика за джеку предшкольного возраста. В: Озимец С., Богут И., Рожац В., Стевич Ф., Большец Б., Бакович А. (ред.) Копачки рит ючер, данас, сутра 2017. Тиквеш: Явна установа парк природы Копачки рит, с. 77-78.Поиск в Google Scholar
14. Попович, А. (2015) Глазба као средства образования ромске джеце. В: Весница, М., Бруст Немет, М. , Бушати, Дж. (ред.), ОБРАЗОВАНИЕ ЗА ИНТЕРКУЛЬТУРАЛИЗАМ. Položaj Roma u odgoju i obrazovanju, Osijek: Sveučilište Josipa Jurja Strossmayera u Osijeku Fakultet za odgojne i obrazovne znanosti, p. 571-595.Поиск в Google Scholar
15. Попович А., Попович З., Богут И. (2017) Глазбене активности у интегрираной и именованической настави природы. В: Немет, Ф. (ред.), Зборник радовой научной конференции Учителя факультета на медицинском наставном иезику 2017, Суботица: Свеучилиште у Нового Саду, Учительский факультет на медицинском наставном иезику у Суботицы, с. 673-682.Поиск в Google Scholar
16. Попович Ж., Богут И., Амент Л. (2017) Мишленье одгожителя и родителя джеце предшкольных доби о важности экологических тем у джечьему вртичу. В: Озимец С., Богут И., Рожац В., Стевич Ф., Большец Б., Бакович А. (ред.), Копачки рит ючер, данас, сутра 2017, Тиквеш: Явна установа парк природы Копачки рит, с. 81-82.Search in Google Scholar
17. Seferović – Bosak, S. (2002) Maštarije: Igrokazi za djecu от 3 до 13 лет. Загреб: Školska knjiga. Поиск в Google Scholar
18. Шулентич Бегич, Й., Враньешевич, Д. (2013) Джечи пьевачки збор млаце школа доби у осецким основным школам. Школьный вестник, часы педагогики и школьного питания, 62, 2-3, с. 355-373. Поиск в Google Scholar
19. Таткович Н., Дикович М., Штифанич М. (2015) Одгой и образование за развой данас и сутра. Экологическое и друштвене парадигма. Пула: Sveučilište Jurja Dobrile u Puli. Поиск в Google Scholar
20. Udruga Lijepa naša, https://www.lijepa-nasa.hr/ (дата обращения: 15.02.2019).Поиск в Google Scholar
21. Узелац, В., Старчевич, И. (1999) Djeca i okoliš. Rijeka: Adamić.Search in Google Scholar
22. Verdonik, M., Štiglić, P. (2015) Pojavnost igrokaza u zbornicima i antologijama dječje književnosti – prinos usustavljivanju književne vrste. Časopis o književnosti za decu «Detinjstvo», 41, 1, p. 84-91. Поиск в Google Scholar
23. Вигато, Т., Дундович, Н. (2003). Mješovite dječje predstave. В: Bacalja, R. (ed.), Djetinjstvo, razvoj i odgoj, Zadar: Sveučilište u Zadru, Stručni odjel za izobrazbu uchitelja i odgojitelja, p. 291-299.Поиск в Google Scholar
Как Индия учит 300 миллионов детей быть защитниками окружающей среды | Искусство и культура
Дети в бесплатной школе «Под мостом», открытой на пожертвования школе под эстакадой, узнают не только о чтении и математике, но и об изменении климата и озоновом слое. Неха Тара МехтаВ нескольких милях и за целый мир, в ухоженном зеленом кампусе частной школы недалеко от Нью-Дели, нетерпеливые ученики в белоснежной форме ухаживают за садом лекарственных трав, делают пакеты из выброшенных газет для замены пластиковых и впитывают знания они будут использовать, чтобы приставать к своим родителям об экономии электроэнергии и воды.
Каждая из 1,3 миллиона школ Индии, а также все более чем 650 университетов согласно постановлению Верховного суда обязаны обучать каждого молодого индийца вопросам окружающей среды и устойчивого развития. Движущей силой программы является убеждение, что преподавание этих тем является ключом к решению многих серьезных экологических проблем Индии, от загрязненного воздуха и воды до отсутствия санитарии, распространяющего болезни.
«Они вырастут и станут профессионалами, лидерами, поэтому, если вы усвоите эти принципы в детстве, я уверена, что они останутся с ними», — говорит Анумита Ройчоудхури, директор по исследованиям и защите интересов в Центре науки и Окружающая среда в Нью-Дели.
В огромной стране, которая изо всех сил пытается научить всех своих детей читать, масштабы и амбиции усилий ошеломляют. И во многих местах его успех все еще в лучшем случае неоднороден.
Школы, проводящие экологическое образование лучше всех, превратили устойчивость в общешкольный практический проект, а не просто в еще одну тему для написания детьми отчетов, говорит Бернард Комбс, эксперт по устойчивому образованию в ЮНЕСКО, науке и образовании Организации Объединенных Наций.
«Вы слышите об этом не только потому, что изучаете курс биологии, это то, чем занимается вся школа», — говорит он. «Некоторых студентов не интересуют научные темы, они больше увлекаются дискуссиями или обществознанием».
Такой подход, по словам Комбса, может быть полезен во многих странах. «Научное образование во многих местах просто такое скучное». По его словам, брать уроки за пределы школьной территории — это еще один способ вызвать волнение. Например, в мангровом лесу Сундарбанс на востоке Индии молодежь обучает жителей деревни тому, как сосуществовать с тиграми.
«Они используют драму, они используют игру, они используют искусство, затем они сами становятся своего рода посланниками об этом, и я думаю, что это действительно отличный способ вдохновить детей», — говорит он.
Если все сделано правильно, экологическое образование может помочь встряхнуть школы, которые полагаются на устаревшие методы обучения, отбивая у учащихся охоту задавать вопросы, говорит Картикея Сарабхай, директор поддерживаемого государством Центра экологического образования.
Решение таких вопросов, как адаптация к изменяющемуся климату или защита окружающей среды при одновременном сокращении бедности, может помочь развить навыки критического мышления, утверждают многие преподаватели устойчивого развития.Но пока это далекая надежда. Спустя двенадцать лет после постановления суда 2003 года правительство не может должным образом обучить учителей тому, как учитывать вопросы устойчивого развития, говорит Сильвия Алмейда, преподаватель естественнонаучного образования в Университете Монаш в Австралии, изучавшая экологическое образование в Индии. По ее словам, время на свежем воздухе, практические занятия и обсуждение социальных и экономических аспектов отношений человечества с миром природы считаются важными для экологического образования, но во многих бедных школах их просто нет.
По ее словам, за исключением богатых частных школ и школ, получающих помощь от экспертных организаций, экологическое обучение ведется прямо из учебников. Алмейда добавляет, что большие размеры классов, отсутствие финансирования и традиция зубрёжки делают добавление ещё одного элемента в учебную программу очень сложным.
«Очень легко сказать: «Сделай то-то и то-то». Но как они поддерживаются в этом?» — спрашивает Алмейда. «Где время, где гибкость? Класс, который я посетил, 100 учеников на крошечных тесных скамейках, которых едва хватает, чтобы пошевелить локтем — какого творчества мы можем ожидать от учителей в таких условиях? Мы говорим об инновационных способах преподавания, обучении на открытом воздухе: как один учитель может вывести 75 учеников на улицу?»
По словам Сарабхаи, с момента вынесения судебного решения всем школам Индии потребовалось около трех лет, чтобы получить даже учебники с экологическим содержанием. Но подготовка каждого учителя — огромная задача, — говорит он. В то время как все программы подготовки учителей в настоящее время охватывают этот предмет, многие из тех, кто уже работает, до сих пор не прошли такого обучения.
«Это действительно замедляет процесс изменений, — говорит Сарабхай. «Индия находится на пути к созданию очень хорошей программы, но потребуется еще несколько лет, прежде чем вы сможете сказать, что она действует».
Сегодня только 10% школ хорошо преподают экологические темы, говорит Сарабхай. По его оценкам, к 2020 году подготовка учителей будет завершена, и в каждой индийской школе появится эффективная программа экологического образования. На данный момент его группа предоставляет поддержку и справочные материалы 200 000 школ, а другие экологические организации поддерживают меньшее число. Есть и внешкольные инициативы, такие как поезд «Научный экспресс», который с 2007 года посетили 11 миллионов детей.
Многие индийские учителя сами обучались наизусть, и пока их подготовка не улучшится, система не изменится, — говорит Алмейда. Один педагогический колледж, который она посетила, «был окутан машиной времени, которая вернулась на 15 лет назад», в отличие от ультрасовременных медицинских и инженерных школ того же университета.
«Это было старое здание, библиотека представляла собой длинный коридор, полный деревянных скамеек», — говорит она. «Два компьютера на все учреждение, один в библиотеке и один у директора».
Ученик Государственной школы Дели в Нойде и школьный садовник работают над садоводством. Неха Тара МехтаПодходы к обучению, конечно же, зависят от возраста ребенка. Пока младшие гуляют на природе, а учащиеся средних классов занимаются садоводством, дети постарше изучают круговорот углерода и узнают о причинах и последствиях изменения климата.
И, как и все в стране, резко разделенной по классам, опыт учащихся также сильно различается в зависимости от ресурсов их школ. В бесплатной школе «Под мостом», открытом классе под надземными путями метро Дели, построенном на пожертвования, учитель Лакшми Чандра говорит, что беседует со студентами об изменении климата, озоновом слое и химическом составе солнца.
«Важно учить детей тому, что природа — самая важная часть жизни, — говорит Чандра. «Они могут усердно учиться и стать врачом или инженером, но сначала им нужно осознать важность окружающей среды».
В Индии к некоторым вопросам нужно подходить иначе, чем в более богатых странах. Группа Сарабхая, не желая учить тех, кто живет на уровне прожиточного минимума, о сокращении потребления, переписала один климатический слоган ООН «Борьба с привычкой к CO2» на «CO2, выбирай правильно!»
«Как бы вы хотели, чтобы я пошел в школу в деревне, где нет электричества, и сказал: «Бросай эту привычку?» — спрашивает он.
В отличие от экологических групп в богатых странах, которые в основном сосредоточены на сокращении воздействия потребления, защита окружающей среды в Индии всегда была тесно связана с усилиями по борьбе с бедностью, и это верно и в отношении школ, говорит он.
Разумное использование ресурсов естественно для тех, у кого их мало, и Сарабхай говорит, что это сила, на которую учителя могут опираться. Он часто призывает директоров позволить школьному экологическому клубу оставить себе средства, сэкономленные благодаря усилиям членов клуба по энергосбережению. Директора обычно ошеломлены, добавляет он, когда видят, сколько денег они пообещали.
Сарабхай говорит, что истории успеха и потенциальные решения всегда следует обсуждать вместе с проблемами. Педагоги по всей Индии заменили идею экологического следа отпечатком руки как символом позитивных действий, которые может предпринять человек. «Наши руки олицетворяют нашу силу», — говорит 10-летний хайдарабадец, которому пришла в голову эта идея, вспоминает Сарабхай.
Интерес к обучению устойчивому развитию растет во многих частях мира, поэтому отпечаток руки был экспортирован в страны, включая Южную Африку и Японию. «Этот действенный подход и эту надежду можно разделить по всему миру», — говорит Махеш Прадхан, руководитель отдела экологического образования Программы ООН по окружающей среде в Найроби, Кения.
Женщина проходит мимо горящего мусора в Восточном Дели. По данным Всемирной организации здравоохранения, загрязнение воздуха в Дели является самым высоким в мире. Неха Тара МехтаВ утопающем в зелени кампусе Государственной школы Дели Нойда, частной школы в пригороде столицы, энергичная группа 10-летних детей, все члены Экоклуба, с гордостью хвастаются своей уборкой на местном рынке и в школьная машина для переработки бумаги и компостные ямы.