Зачем нужно экологическое воспитание
Главная
Родителям
Как воспитывать ребенка?
Зачем нужно экологическое воспитание
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- ребенок в обществе
- природа
- экологическое воспитание
- нравственность
Сегодня все чаще можно услышать призывы о необходимости экологического воспитания детей. Влияние человека на природу на протяжении многих веков носило разрушающий характер. А со второй половины XIX века, когда технологический прогресс вышел на новый уровень, это влияние приобрело такие масштабы, что природа не успевает с ним справляться. Внимание проблемам экологии уделяется во всем мире — приоритетным стало движение: «Человек + Природа = Единство».
Однако многочисленные международные программы по решению экологических проблем до сих пор не дают желаемого результата.
Экологическое воспитание – это формирование у человека убежденности в необходимости бережного отношения к природе. Человек, получивший экологическое воспитание, осознает ценность природных ресурсов и всего живого на земле, понимает силу и возможности природы, но также знает, что они небезграничные и требуют бережного обращения.
Главные цели экологического воспитания:
- Ознакомление с современными экологическими проблемами — глобальными и региональными.
- Обучение сознательному отношению к природе и всему живому на земле.
- Знакомство с конкретными методами сохранения окружающей среды.
Что дает ребенку экологическое воспитание?
- Экологическое воспитание не только формирует готовность защищать природу, но и закладывает основы нравственности в ребенке.
- Новые знания об окружающем мире и процессах, происходящих в нем, способствуют развитию интеллекта и аналитических способностей.
- Развивает способность видеть красоту природы и формирует чувство эстетики.
- Наблюдение за природой развивает внимание и память.
- Навыки ухода за животными и растениями учат сопереживать живым существам.
Читайте также
Как научить детей беречь и ценить вещи
Как научить детей бережному отношению к природе
В каком возрасте следует начинать экологическое воспитание?
Собственно, ребенок в возрасте 3-4 лет уже начинает активно знакомиться с окружающей средой – животными, растениями. И это — лучший период для того, чтобы прививать ему навыки бережного отношения ко всему живому.
В дошкольном возрасте ключевая роль в экологическом воспитании ребенка возлагается на родителей. Малыш на подсознательном уровне перенимает модель поведения взрослых, и в первую очередь, родителей. Слова папы или мамы о том, что нельзя обижать животных, совершенно бесполезны, если в следующий момент родитель будет прогонять камнями с детской площадки случайно забредшего туда бездомного пса.
Доступные способы экологического воспитания ребенка в дошкольном возрасте
Начинать следует с наблюдения за природой. Нужно объяснить малышу, что человек (даже ребенок) в большинстве случаев сильнее и умнее других живых существ, и на нем лежит ответственность за сохранение их жизни. Расскажите, что нельзя тянуть собаку или кота за хвост, а также отрывать бабочке крылья, топтать цветок и т. д, потому что живые существа испытывают боль и могут погибнуть от неправильного обращения.
Несколько простых способов знакомства с окружающей природой в рамках экологического воспитания:
- При знакомстве с животными (кошка, собака, пони и др.) учите ребенка гладить их очень аккуратно – это процесс должен доставлять удовольствие обоим «сторонам».
- Учите малыша, что за некоторыми животными лучше просто наблюдать – делать это необходимо тихонько, чтобы не испугать. Речь идет о птичках, белочках, бабочках, например. Показывайте, что такое наблюдение может быть очень интересным – как птички ищут корм, как они общаются между собой и т.д.
- Полезными будут и наблюдения за растениями. Продемонстрируйте, что если не ломать ветку, кустик или стебель, то каждый день можно наблюдать, как появляются новые листики, как они увеличиваются в размерах, появляются и раскрываются цветочки. Кроме того, растения – это отличное пособие для изучения форм, цветов и текстур.
- Дети старшего дошкольного возраста или школьники могут стать отличными помощниками в уходе за растениями и животными.
Популярная и распространенная практика – уход за домашними животными. Это действительно замечательно, но при одном условии – родители не должны целиком перекладывать ответственность за животное на ребенка, независимо от того, собака это, кот, хомяк или рыбки! Ребенок может не справиться с возложенной на него ответственность или просто забывать, и нет ничего хуже, чем вид неухоженного, замученного и несчастного животного перед глазами. И верх безответственности взрослых – возврат животного, ведь в первую очередь нужно демонстрировать ответственность за братьев меньших и прививать это качество ребенку.
Если нет возможности завести домашнего питомца, то сделайте семейной традицией посещать:
- зоопарк;
- выставки кошек и собак;
- экофермы;
- ботанические сады и дендрарии;
- зоологические музеи и т.д.
Уделяя внимание экологическому воспитанию ребенка, вы способствуете формированию личности с устойчивыми моральными принципами и ответственным отношением ко всему живому. И наиболее эффективным экологическое воспитание будет в том случае, если оно подкреплено личным примером родителей.
София Шевченко
Фото с сайта pibig.info
Не провоцируете ли вы своим поведением страхи у ребенка?
Дети совершенно по-другому, нежели взрослые, воспринимают окружающий мир — они безоговорочно верят взрослым и боятся сказочных героев.
Пройти тест
Еще по теме
Татуировки и пирсинг – разрешить нельзя запретить
А читать интересно: упражнения для дошкольников и первоклашек
Правила воспитания в семье Охлобыстиных
Определение экологического воспитания
В первую очередь, суть экологического воспитания может быть определена с помощью понимания его задач, направленных на удовлетворение следующих пунктов:
- создание необходимости во взаимодействии с природой и развитие стремления познать ее законы и явления;
- создание специализированных установок и мотивов деятельности, которая будет заключаться в понимании универсальной ценности природы;
- формирование убеждения в том, что сбережение окружающего мира необходимо, с точки зрения обеспечения как своего собственного, так и общественного здоровья;
- создание нужды в активном участии в деятельности, направленной на изучение и охрану природы, а также пропаганды экологических познаний.
Главная задача экологического воспитания заключается в том, чтобы склонить общество в сторону формирования познаний о природе, её взаимодействия с ним, а также вывода в массы знаний по её изучению и охране. Процесс экологического воспитания детей всегда, в той либо иной мере, включает в себя воспитание и образование и направлен на формирование природной ответственности к окружающему миру.
Определение 1Экологическое воспитание в качестве педагогического процесса нацелен не только на экологические познания, но и на его ощущения, другими словами, психологическую сферу, его искреннюю подготовку к прививанию людям экологических ценностей. Экологическое воспитание — это неотъемлемая часть единой системы воспитания, и по этой причине к обсуждению сути могут быть применены единые подходы теории воспитания.
Важнейшие направления экологического воспитания существуют только на базе учета современности как единого целого, определении главных целей, сути и противоречий в нем, а также выводов педагогической науки насчет современного состояния, подходов и направлений к воспитанию в наши дни. В настоящее время суть экологической воспитанности не может быть рассмотрена в качестве только одной из частей природоохранной системы. Такое воспитание является необходимым компонентом становления и развития личности, который может способствовать решению задач следующих этапов развития цивилизации. Именно по этой причине экологическому воспитанию придают настолько важное общественное значение.
Категории экологического воспитания
Определение 2Экологическая воспитанность — это понятие, сущность которого может определяться с помощью таких категорий, как: мировоззрение — ценности — отношение — поведение, которые определяются в качестве главных составляющих всей системы.
Каждое из звеньев представляется в последовательности и исполняет свою конкретную функцию. Все они являются связанными друг с другом и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания. Результат экологического воспитания должен заключаться в получении сформированного, основывающееся на естественнонаучных и гуманитарных познаниях, экологического мировоззрения, которое отражает собой глубокую уверенность личности в осмыслении связи природы и человека, как единого целого. Справедливым можно назвать выражение И.В. Цветковой о том, что сформировавшееся мнение о согласии и единстве отношений природы и общества в процессе экологического воспитания может также сопутствовать установлению общественного порядка.
Экологическое мировоззрение представляет собой основу принципов и типов знания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения определяется как одна из самых трудных задач в педагогике. Оно оказывает значительное влияние на систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение по отношению к природе, обществу и человеку.
Отношение, представляя собой элемент системы экологического воспитания, во многом основывается на психологических установках учеников к естественному и общественному окружению. В данных установках проявляет себя выражающая уже сформированное мировоззрение система ценностей. Отношения характеризуются психологическим строем подростков и индивидуальностью восприятий ими экологических проблем. В задачах экологического воспитания особое место занимает необходимость в формировании таких систем взаимоотношений, которые основываются на ощущении глубочайшей ответственности за окружающую природу перед потомками и является неким отображением гармонического сочетания собственных интересов с общественными.
Экологический кризис
Результатом серьезного экологического кризиса, что разгорелся на нашей планете, было внесение существенных изменений, затронувших отношения между природой и человечеством, а также необходимость в переосмыслении всех достижений мировой цивилизации. Примерно с 60-х годов XX века, когда проблема уничтожения в связи с промышленной деятельностью впервые встала перед человеком всерьез, возникла и начала оформляться в виде новой дисциплины экология. В качестве следствия данного возникновения, появилась и экологическая культура. Из-за массового экологического кризиса необходимо определить тип отношений человека и природы, которые могут считаться гармоничными, и понять, какое воздействие человеческая активность оказывает на окружающую среду. Также важно отметить, по какой причине экологическая культура и экологическое воспитание настолько важны конкретно в данный момент. Стоит заметить, каким образом степень экологического воспитания соотносится с обстановкой в мире, в каких отношениях оно состоит с массовым экологическим упадком. Также необходимо указать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической ситуации в мире и прямо зависит от экологического воспитания.
Определение 4Уровень экологического воспитания и экологической культуры определяет вопрос о выживании всего живого на планете, сумеет ли человечество продолжить жить на Земле, либо его ожидает вымирание или деградация с последующей мутацией.
Конкретно на такой дисциплине как «экологическая культура» в наше время лежит задача, которую можно охарактеризовать как спасение человечества и необходимость выработки устройств для предотвращения вымирания и гибели . По этой причине нужно крайне внимательно подойти к проблеме экологического кризиса, и бороться с ним с помощью воспитания и пересмотра достижений как цивилизации в общем, так и всего законодательства в частности. Экологическая ответственность крайне тесно связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, способность предвидеть ближайшие и отдаленные результаты произведенных в природной среде действий, критическое отношение к себе и окружающим. Воплощение нравственных требований, которые связаны с отношением к природе, подразумевает под собой формирование убежденности, а вовсе не страха за возможное возмездие в виде порицания со стороны окружающих. Существующая в наше время система школьного и внешкольного воспитания и обучения включает крайне большой объем экологических знаний, навыков и умений, способных реализовать запросы в направлении возвышения и развития экологической культуры. В условиях прогрессивной экологической ситуации принципиальной является экологизация всей системы воспитания и обучения нового и растущего поколений. Один из наиболее важных принципов экологического воспитания представляет собой так называемый принцип непрерывности, другими словами взаимозависимый процесс изучения. Отличительной чертой взаимоотношений, выработавшихся в процессе экологического воспитания, считается гармоничное сочетание убеждений и долга в решении задач по изучению и охране природы. Ценности. Этот элемент экологического воспитания нацелен на формирование ценностных ориентации, социальных, духовных, которые получали бы индивидуальный характер, характер твердых убеждений в незыблемости принятых основ и установок. Воспитание значимых ценностей формирует личность подростка.
Определение 5Поведение представляет в экологическом воспитании обобщающий элемент. Оно будет признано экологически грамотным только в том случае, если соответствует сформированному мировоззрению, правильным ценностным ориентациям и отношению к собственным действиям, а также к природе. Поведение подростка, его действия позволяют на самом деле судить об эффективности экологического воспитания.
Вывод
Из всего вышесказанного следует, что экологическое воспитание применяется на базе личного подхода и нацеливается на взаимодействие всех элементов, обладающих общей целью овладения экологической культурой, ценностным и сознательно ответственным отношением к природе и человеку, которое должно быть выражено в экологообразной деятельности.
Экологическое образование Создание среды для просвещения об окружающей среде | |||
Перейти к …
| Экологическое образование (ЭО) — это процесс, в ходе которого люди осознают свое окружение и приобретают знания, навыки, ценности, опыт , а также решимость, которая позволит им действовать — индивидуально и коллективно — для решения текущих и будущие экологические проблемы. ЭЭ — это сложный процесс, охватывающий не только события, но и глубоко лежащий в основе подход к обществу. здание в целом. ЭЭ предоставляет людям информацию, необходимую для налаживания партнерских отношений, понимания деятельности НПО, разработки подходов к городскому планированию на основе участия и обеспечения будущих рынков для эко-бизнеса. Экологическое образование – это процесс обучения, который повышает знания и осведомленность об окружающей среде и связанных с ней проблемах, развивает необходимые навыки и опыт для решения проблем, и воспитывает отношение, мотивацию и приверженность к принятию обоснованных решений и принять ответственные меры (ЮНЕСКО, Тбилисская декларация, 1978). Экологическое образование способствует критическому мышлению, решению проблем и эффективные навыки принятия решений и учит людей взвешивать разные стороны экологических проблем для принятия обоснованных и ответственных решений. Экологическое образование не пропагандирует какую-то конкретную точку зрения или курс действие. Компонентами экологического образования являются:
Экологическое образование направлено на воспитание граждан, которые хорошо осведомлены о биофизической среде и связанных с ней проблемах, знают, как помочь решить эти проблемы и мотивированы работать над их решением. Stapp, W.B., et al. (1969). Концепция экологического образования. Журнал экологического образования, 1(1), 30-31. Экологическое образование, правильно понятое, должно представлять собой всестороннее образование на протяжении всей жизни, учитывающее изменения в быстро меняющемся мире. Он должен готовить человека к жизни посредством понимания основных проблем современного мира и предоставления навыков и качеств, необходимых для того, чтобы играть продуктивную роль в улучшении жизни и защите окружающей среды с должным учетом этических ценностей. ЮНЕСКО, 1977 г. |
Экологическое образование Определение | Law Insider
означает Структуру экологического менеджмента от 15 ноября 2008 г., обновленную Получателем 21 июля 2010 г. и опубликованную 23 июля 2010 г., а также техническое руководство по ее реализации, принятое Получателем, с указанием подробностей программа действий, мер и политик, направленных на получение максимальных выгод от Проекта, устранение, компенсацию или смягчение любого неблагоприятного воздействия на окружающую среду или снижение такого воздействия до приемлемого уровня, поскольку такая Концепция управления окружающей средой может время от времени изменяться с предварительным письменное соглашение Всемирного банка и Получателя, и такой термин включает любые приложения или графики к таким рамкам.
означает все федеральные, государственные, местные и иностранные законодательные акты, постановления, постановления, кодексы и другие положения, имеющие силу закона, все судебные и административные приказы и определения, все договорные обязательства и все нормы общего права, касающиеся общественного здравоохранения и безопасность, здоровье и безопасность работников, а также загрязнение или охрана окружающей среды, включая все, что касается присутствия, использования, производства, образования, обработки, транспортировки, обработки, хранения, утилизации, распределения, маркировки, испытаний, переработки, сброса, выпуска , угроза высвобождения, контроль или очистка или воздействие любых опасных материалов, веществ или отходов, химических веществ или смесей, пестицидов, загрязняющих веществ, загрязняющих веществ, токсичных химикатов, нефтепродуктов или побочных продуктов, асбеста, полихлорированных дифенилов, шума или радиации, а также ранее, сейчас или в будущем в силе.
означает принципы и требования, изложенные в Главе V, Приложении 1 и Приложении 4 (если применимо) ПФС;
означает все федеральные, государственные, местные и иностранные законодательные акты, постановления, постановления и другие положения, имеющие силу закона, все судебные и административные приказы и определения, все договорные обязательства и все нормы общего права, касающиеся общественного здоровья и безопасности, здоровье и безопасность работников, а также загрязнение или охрана окружающей среды, включая, помимо прочего, все, что касается наличия, использования, производства, образования, обработки, транспортировки, обработки, хранения, удаления, распространения, маркировки, тестирования, переработки, сброса, выпуска , угроза выброса, контроль или очистка любых опасных материалов, веществ или отходов, химических веществ или смесей, пестицидов, загрязняющих веществ, загрязняющих веществ, токсичных химических веществ, нефтепродуктов или побочных продуктов, асбеста, полихлорированных дифенилов, шума или радиации, каждый с поправками и как сейчас или в будущем в силе.
или «ПУОС» означает план управления окружающей средой для Проекта, включая любые его обновления, включенные в ПЭО;
означает экологический отчет Фазы I, отвечающий требованиям Американского общества по испытаниям и материалам, и, если в соответствии с обычными отраслевыми стандартами разумный кредитор потребует его, экологический отчет Фазы II, каждый из которых подготовлен лицензированной третьей стороной. партийный профессионал, имеющий опыт в экологических вопросах.
или «ПЭО» означает первоначальную экологическую экспертизу Проекта, включая любые ее обновления, подготовленную и представленную Заемщиком и одобренную АБР;
требования означают требования, установленные применимыми федеральными, государственными и местными экологическими законами и нормативными актами, включая, помимо прочего, законодательные акты, постановления, постановления, постановления суда, постановления о согласии, административные распоряжения или соглашения о соответствии, включая Хэнфордское федеральное соглашение об объекте. и Приказ о согласии, приказы о согласии, разрешения и лицензии; и
означает действия, выполняемые во время или после Операций для соблюдения требований всех Законов об охране окружающей среды или договорных обязательств, связанных с рекультивацией Объектов или иным соблюдением Законов об охране окружающей среды.
означает исследование существующих и прошлых видов использования площадки с целью выявления всех потенциальных проблемных зон на площадке, на которых вещества могли быть выброшены в окружающую среду.
означает систему управления окружающей средой или план управления для устранения всех экологических рисков и обеспечения соблюдения всех законов и лицензий в области окружающей среды;
означает все требования законодательства, вытекающие из иностранных, федеральных, государственных и местных законов или нормативных актов или относящиеся к ним, касающиеся загрязнения или защиты окружающей среды или защиты здоровья или безопасности работников, включая, помимо прочего, Закон о комплексном реагировании на окружающую среду, компенсации и ответственности, 42 U. S.C. § 9601 и последующие, Закон о безопасности и гигиене труда от 1970 г., 29 U.S.C. § 651 и последующие, а также Закон о сохранении и восстановлении ресурсов от 1976, 42 США § 6901 и последующие, в каждом случае включая любые поправки к ним, любые последующие законы и любые постановления или руководства, обнародованные в соответствии с ними, а также их эквиваленты на уровне штата или на местном уровне.
означает экологические нормы и стандарты охраны труда и техники безопасности Группы Всемирного банка, действующие на [Дата торгов].
означает любые расходы, убытки, расходы, ответственность, обязательство или другую ответственность, вытекающую из Закона об охране окружающей среды или Закона о безопасности и гигиене труда и состоящую из или относящуюся к:
означает заражение или осквернение воздуха, земли или вод штата или их превращение в вредные для здоровья населения, вредные для коммерческого или рекреационного использования или вредные для рыб, птиц, животных или растений. жизнь.
означает любые законы, уставы, постановления, приказы, подзаконные акты, разрешения или законные требования любого государственного органа в отношении охраны окружающей среды;
означает любое место, которое указано или предлагается для включения в Список национальных приоритетов, Комплексную информационную систему по реагированию на окружающую среду, компенсации и ответственности или в любой аналогичный государственный список объектов, относящихся к расследованию или очистке, или которое является предметом о любом незавершенном или угрожаемом действии, иске, судебном разбирательстве или расследовании, связанном с любым местом, где произошел выброс или угроза или подозрение на выброс опасного материала.
означает Закон о комплексном реагировании на окружающую среду, компенсации и ответственности от 1980 г., Закон о сохранении и восстановлении ресурсов от 1976 г. и Закон о безопасности и гигиене труда от 1970 г., каждый с поправками, вместе со всеми другими законами (включая правила, положения). , кодексы, планы, предписания, постановления, приказы, декреты, постановления и обвинения в соответствии с ними) федеральных, государственных, местных и иностранных правительств (и всех их учреждений) в отношении загрязнения или защиты окружающей среды, общественного здравоохранения и безопасности, или работник здоровье и безопасность, включая законы, касающиеся выбросов, сбросов, выбросов или угроз выброса загрязняющих веществ, загрязняющих веществ или химических, промышленных, опасных или токсичных материалов или отходов в атмосферный воздух, поверхностные воды, грунтовые воды или земли или иным образом относящиеся к производство, обработка, распространение, использование, обработка, хранение, утилизация, транспортировка или обращение с загрязняющими веществами, загрязняющими веществами или химическими, промышленными, опасными или токсичные материалы или отходы.
имеет значение, указанное в Разделе 4.19(d) настоящего документа.
означает Агентство по охране окружающей среды США.
и «ESMF» означает структуру Получателя от 30 ноября 2010 г., которая: (i) устанавливает стандарты, методы и процедуры, определяющие, как научно-исследовательская деятельность в рамках Проекта, местоположение, количество и масштаб которой в настоящее время неизвестны, должна систематически решать экологические и социальные вопросы на этапах проверки и категоризации, рассмотрения, проектирования, реализации и мониторинга в ходе реализации Проекта; (ii) систематизирует оценку воздействия на окружающую и социальную среду, необходимую для такой деятельности, до реализации Проекта; и (iii) устанавливает процедуры проведения оценки воздействия на окружающую среду для конкретных участков, будь то ограниченная оценка воздействия на окружающую среду или полная оценка воздействия на окружающую среду.
означает любые федеральные, государственные или местные законы, постановления, кодексы, постановления, правила, политики и распоряжения, которые предназначены для обеспечения защиты окружающей среды или которые классифицируют, регулируют, призывают к восстановлению, требуют отчетности с в отношении воздуха, воды, подземных вод, твердых отходов, опасных или токсичных веществ, материалов, отходов, загрязнителей или загрязняющих веществ, перечислить или определить их или которые предназначены для обеспечения безопасности сотрудников, рабочих или других лиц, включая общественность.