Притязания это в психологии: Притязание это

Теория уровня притязаний в психологии

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с личностным и карьерным ростом, принимаем решения и работаем над задачами. И здесь очень многое зависит от того, как человек оценивает себя и насколько посильную ношу способен на себя взвалить. Это связано с нашим уровнем притязаний.

Содержание:

  • 1 Определение
  • 2 Проявления
  • 3 Классификация уровня притязаний
  • 4 Определение уровня притязаний
  • 5 Заключение

Определение

Теория уровня притязаний в исследовании качества жизни фокусируется на последствиях расхождения между поставленными целями или желаниями с точки зрения результатов и текущим уровнем благосостояния человека.

Теория учитывает тот факт, что люди не могут и не хотят выносить абсолютные суждения. Скорее, они постоянно проводят сравнения со своим окружением, с прошлым или со своими ожиданиями в отношении будущего, тем самым развивая притязания. Затем результаты оцениваются по их отклонению от этих стремлений.

Реакция на результат зависит от множества факторов, в том числе и самооценки индивида. Страдающий от заниженной самооценки человек в любом случае не будет удовлетворен результатом, даже если тот окажется достаточно хорошим.

Проявления

В быту уровень притязаний человека выражается в целях и задачах, которые он ставит перед собой. Амбициозные и целеустремленные личности склонны ставить перед собой более сложные, трудно достижимые цели.

В слишком высоком уровне притязаний на самом деле нет ничего хорошего. Иногда человек может ставить перед собой настолько трудные задачи, что их выполнение для него попросту невозможно. Постоянное несоответствие ожиданий и полученного результата негативно воздействует на психику.

Классификация уровня притязаний

Уровень притязаний может быть завышенным или заниженным. В идеале человек трезво оценивает реальность и свои способности, просит от себя столько, сколько может сделать при адекватных усилиях.

О завышенных притязаниях мы говорили ранее. В этом случае человек требует от себя невозможного и расстраивается, когда что-то не получается.

О заниженных притязаниях есть смысл говорить тогда, когда человек по той или иной причине не ждёт от себя слишком много и практически не ставит перед собой каких-либо целей, довольствуясь малым. Он не будет пытаться конкурировать с кем-то, даже наоборот, по возможности избегает соревнований.

Определение уровня притязаний

Для определения уровня притязаний существуют различные тесты, которые можно пройти самостоятельно. Например, моторная проба Шварцландера: по ходу теста человеку необходимо как можно быстрее расставить плюсики в бланке. При этом оценивается реальный результат испытуемого и его ожидания на этот счёт. Для достоверности то же повторяется 2-3 раза.

Заключение

Над уровнем притязаний так или иначе можно работать. Специалист поможет найти причину завышенных ожиданий или боязни ставить перед собой более сложные задачи, устранить её и добиться лучших результатов. Над проблемой можно работать и самостоятельно. Например, полезно пройти курс Викиум «Детоксикация мозга».

📖 Самооценка и уровень притязаний, Общение и личность. Элементы практической психологии. Грановская Р. М. Страница 41. Читать онлайн

Когда сочувственно на наше слово
Одна душа отозвалась —
Не нужно нам возмездия иного,
Довольно с нас, довольно с нас

Ф. Тютчев


Духовная старость в немалой степени связана с неспособностью к восприятию нового, поэтому лучшее из средств против старения — это поддерживать восприимчивость к явлениям реальной жизни. Современные научные данные о долгожителях свидетельствуют о том, что их характерными чертами являются живая связь с современностью и сопротивление внешним и внутренним условиям, благоприятствующим социальной изоляции. Если к внешним условиям следует отнести постепенную потерю сверстников, то к внутренним — резкое понижение зрения, слуха. Максимальный контакт с людьми, связь с современностью положительно влияет на сохранность личности, обеспечивает ее полноценность и после ста лет жизни.



Личность проявляется через отношение к окружающему миру. Процесс социализации, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает его идеологию и мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. Раскрыть этот процесс применительно к отдельной личности — значит изучить жизненный путь человека, выделить для него наиболее значимые социальные роли.

В качестве основных институтов социализации американский психолог Мартене [182] называет прежде всего семью и школу, соответственно родителей, ровесников и учителей. При этом предполагается, что период социализации ограничен школьными годами. Советская психология, в отличие от западной, рассматривает и трудовую деятельность как значимый этап социализации. Б. Г. Ананьев считал, что начало профессиональной деятельности человека совпадает с самым важным для него периодом самостоятельного включения в общественную жизнь. Он подчеркивал, что «переход отношений в черты характера — одна из основных закономерностей развития характера». «Социальные функции, общественное поведение и мотивации всегда связаны с процессом отражения человеком окружающего мира, особенно с познанием общества, других людей и самого себя»[15, с. 307] Поэтому профессиональные роли оказывают значительное воздействие на мотивы, ценности, идеалы личности и, следовательно, на ее поведение.

Последовательно расширяя границы активности личности, социолог В. А. Ядов классифицирует личность по уровням ее включения в различные сферы социального общения. Он выделяет ближайшее социальное окружение, далее — многочисленные так называемые малые группы, трудовые коллективы, где формируются профессиональные роли, — через все эти каналы личность включается в целостную социальную систему путем освоения идеологических и культурных ценностей общества [315].

Общение — проявление фундаментальных свойств психики. Человек общается всегда. Еще Л. С. Выготский [71] обращал внимание на то, что и наедине с собой человек сохраняет функции общения. Аналогично и Пиаже [212] отмечал, что индивидуальный творческий процесс связан с рефлексией, т.  е. ученый, даже углубленный в научную работу, не упускает из виду своих мнимых или реальных оппонентов и постоянно ведет с ними мысленную дискуссию. Многие ученые рассматривают развитие сознания как отражение интериоризованной, перешедшей во внутренний план, коммуникации [305].

Межличностное общение осуществляется на различных уровнях. Представляется удачной классификация, предложенная А. У. Харашем. Низшая ступень может быть обозначена как общение на уровне совместного пребывания (например, пассажиры автобуса или зрители на стадионе). У участников такого общения нет общего предмета деятельности, и их объединяют только одинаковые цели. В этом случае личностные особенности друг друга не учитываются, и общение осуществляется поверхностно, в зависимости только от ролевых позиций (пассажира или зрителя). Следующая ступень — групповое общение, когда кристаллизуется общая цель деятельности и вырабатываются групповые нормы поведения, способствующие ее достижению. При этом формируются стереотипы общения и развивается предубеждение к их нарушениям. Попутно отметим, что они в какой-то степени ослабляют стремление членов группы к новой информации, не согласующейся с позициями и нормами группы. И, наконец, высшая ступень — такое общение в группе, когда уже учитываются, принимаются во внимание личностные особенности каждого, с его особой позицией и оригинальными взглядами на общие нормы и способы реализации общих целей.

Одной из значимых характеристик личности является самооценка, подразумевающая оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы. От нее зависит активность человека и стремление к самоусовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общественные требования в требования человека к самому себе.

При этом те кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной и идеологической позиции.

Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале — это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем — к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но ощущать уважение с их стороны, и, наконец, возникает необходимость во взаимопонимании. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе [52]. Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности.

Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент — хороший или плохой (помыл ли он сегодня посуду или разбил чашку). Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом, конечно, не предполагается, что родители перестают давать беспристрастную оценку конкретным его поступкам [183]. Родителям не следует только связывать порицаемый поступок с общей оценкой личности ребенка. Например, если ребенок солгал, надо его наказать, но говорить, что он лгун, не следует. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку.

У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.

Когда исследовали атмосферу в семьях, где воспитывались подростки с положительной самооценкой, то обнаружили, что там между детьми и родителями существовал тесный контакт [233]. Родители проявляли глубокий интерес к проблемам детей, участвовали в их разрешении и всегда показывали, что считают своих детей достойными не только интереса и сочувствия, но и уважения. Можно предположить, что подобное отношение родителей побудило детей рассматривать себя в положительном свете [55].

Дети, как правило, приходят в школу с положительным отношением к ней. Постепенно у детей с пониженными способностями или слабо подготовленных может накопиться горький опыт получения плохих отметок, тогда изменяется мотивация — отношение к школе и обучению может стать отрицательным, нарастающие трудности в учебе снижают и самооценку. Для предотвращения падения самооценки Н. А. Менчинская [184] считает целесообразным поручать слабо успевающим школьникам роль учителей по отношению к младшим детям. Тогда у ученика возникает потребность восполнять пробелы в знаниях, а успех в этой деятельности способствует нормализации его самооценки. Нарушение адекватной самооценки может произойти и у детей, хорошо подготовленных к поступлению в школу. Хорошая подготовка позволяет им учиться в младших классах успешно, практически не затрачивая усилий. На фоне легких успехов у них укрепляется привычка к постоянным похвалам, развивается высокий уровень притязаний и высокая самооценка. При переходе в старшие классы, где возрастает сложность учебного материала, эти школьники, не имея трудовых навыков, могут утратить превосходство по отношению к товарищам и, вследствие этого, у них резко падает самооценка. Если отметка, выставляемая педагогом, учитывает не только конечный результат, но и трудовой вклад школьника в его достижение, то она стимулирует ученика к поддержанию трудовых усилий, на нужном уровне и способствует формированию адекватной самооценки.

Следует обратить внимание на зависимость формирования правильной самооценки ученика от установки учителей. Американские психологи Розенталь и Якобсон [по 376] поставили эксперимент: в начале учебного года убедили учителей в том, что от определенных учеников («поздноцветущих») следует ожидать больших успехов только к концу учебного года.

На самом деле, ученики, обозначенные как «поздноцветущие», выбирались случайным образом. Проверка, проведенная после этого эксперимента, выявила, что эти «поздноцветущие» ученики действительно улучшили свои успехи в большей степени, чем другие дети. Подобное улучшение до некоторой степени определялось ожиданием учителей, которые, сами не сознавая того, реализовали в отношении «поздноцветущих» определенные установки, которые проявлялись в общении, в особом выражении лица, тоне голоса, манерах — всем том, что могло передать их положительные ожидания ученикам. Например, если учитель предполагал, что ученик обладает высоким интеллектуальным потенциалом, он ждал ответа дольше и с поощряющим выражением лица. Анализируя данные подобных экспериментов, можно заключить, что если у учителя сформирована установка на низкие результаты обучения, то, невольно реализуя ее нетерпеливостью в общении с учеником, равнодушным выражением лица, учитель способствует понижению самооценки у ученика и реальному ухудшению успеваемости.

Большое влияние на самооценку школьника оказывает успеваемость. У учеников с плохой успеваемостью могут резко ухудшиться отношения с коллективом класса и наблюдаться деформация поведения. Некоторые из них, несмотря на равнодушное к ним отношение, всеми силами тянуться к другим ребятам, любой ценой стараясь привлечь к себе внимание, но большая часть неуспевающих занимает пассивную позицию, испытывая одиночество. Такие ребята становятся замкнутыми, конфликтными, ищут общения вне школы.

Самая отрицательная оценка и жесткая критика, относящаяся только к отдельному действию или поступку подростка, не задевает его болезненно, поскольку не затрагивает его самоуважения. Она не воспринимается им как ущемление его личности. Вместе с тем, всякая, даже относительно мягкая критика и неблагоприятная оценка глубоко ранит и потому воспринимается в штыки, если представляется подростку и взрослому человеку как оценка его в целом, так как порождает у него представление о недоброжелательном отношении. Если мы хотим, чтобы наша критика способствовала изменению поведения человека в нужном направлении, то лучше критиковать частности на фоне общей доброжелательности.

Самооценка может показывать, как человек оценивает себя по отношению к некоторому отдельному свойству, а самоуважение выражает обобщенную самооценку. Высокое самоуважение означает, что человек не считает себя хуже других и положительно относится к себе как личности. Низкое самоуважение предполагает неуважение к себе, отрицательную оценку собственной личности [133, 149]. Между идеалом, формируемым как перспектива развития, и реальной самооценкой (на данный момент) существует определенное расхождение, стимулирующее самоусовершенствование. Уровень притязаний относится к идеалу, так как он связан с целями, которые человек стремится достичь. С целями он соразмеряет трудность текущих задач, избирая те, которые представляются ему не только преодолимыми, но и привлекательными. Учет уровня притязаний позволяет понять, почему человек подчас не радуется после удач и не огорчается после неуспеха. Такая, казалось бы, странная реакция объясняется имевшимся в данный момент уровнем притязаний. Ведь если расчет был на большие успехи, то нет причины радоваться, а если успехи не ожидались, то не от чего огорчаться.

Уровень притязаний зависит от веры человека в свои способности и проявляется в стремлении завоевать определенную репутацию, получить признание в глазах значимой для себя группы людей [149]. Добиться этого, как известно, можно либо с помощью полезных для общества действий — особых достижений в творчестве и труде — либо не прилагая особых усилий в этих областях — экстравагантностью в одежде, прическе, стиле поведения (рис.  20).

Степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха и притязаний. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным [320]. Как правило, у людей с пониженным и адекватным самоуважением длительная неудовлетворенность результатами своей деятельности снижает ее результативность. Повышенный, но не слишком высокий уровень притязаний может оказывать положительное влияние на поведение человека, поскольку он предполагает глубокую внутреннюю убежденность в своих возможностях, веру в себя, что помогает противостоять длительным неудачам и отсутствию признания. (В дальнейшем термины «самоуважение» и «самооценка» употребляются как синонимы.)


Рис. 20. Индивидуалист.

(Из кн.: Бидструп X. Рисунки. Т. 2. М., 1969.)

При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит о себе, а и в том, как он поступает. Пониженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные.

Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми и тогда он переносит их решение в план воображения, где он может преодолеть все преграды и получить желаемое в мире мечты. Поскольку потребность не только в достижении целей, но и в общении при этом не исчезает, постольку и она реализуется в вымышленном мире — мире фантазии, мечты (вспомним героя «Белых ночей» Ф. М. Достоевского).

В связи с особой ранимостью лиц с низким самоуважением их настроение подвержено частым колебаниям, они гораздо острее реагируют на критику, смех, порицания и, как следствие этого, более зависимы, чаще страдают от одиночества. Специальные исследования выявили, что при прочих равных условиях только 35% людей с низкой самооценкой не страдали от одиночества, а среди обладавших высоким уровнем самооценки их было 86% [133]. Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, приводит к падению интереса к общественным делам. Люди с пониженной самооценкой в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.

Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае сам знает себе цену, мнение окружающих для него не имеет абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если претензии личности существенно превосходят ее возможности, душевное равновесие невозможно. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Нередко люди становятся несчастными из-за внушенного им в детстве преувеличенного представления о своей значимости, страдая долгие годы из-за уязвленного самолюбия.

Завышенная оценка своих способностей часто приводит к катастрофе. Вот пример из книги Л. А. Растригина и П. С. Граве (выдержки из первой беседы пациентки с врачом). Девушке 19 лет, ее только что вы тащили в тяжелом состоянии из-под колес машины: «Ах, доктор! Вы спрашиваете, что случилось? Крах, жизненный крах! Да, я молода и выгляжу не хуже других. Да, передо мной все пути открыты. Но все-то мне не нужны! Еще в седьмом классе я поняла: у меня одна дорога — на сцену. Запах кулис, рампа, публика, успех, вся эта театральная атмосфера… Вне театра для меня не жизнь… Трижды я держала в театральный. И на этот раз то же самое: „Мы вам рекомендуем подумать о другой профессии“. Я выходила из института, как в тумане… решила — жить на свете не стоит и… бросилась под машину…» [227, с. 102].

Завышенные самооценка и притязания, естественно, не получают желаемого отклика и признания у окружающих людей, что может способствовать отчуждению такой личности от принятых в данном обществе норм поведения и побудить человека на поиски такого образа жизни и такой среды, которые обеспечили бы ему удовлетворение чрезмерных притязаний.

Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим, тогда как низкое самоуважение часто сочетается с отрицательным, недоверчивым и недоброжелательным отношением к другим людям. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

Как слишком высокое, так и слишком низкое самоуважение чреваты нарушениями душевного равновесия. Крайние случаи квалифицируются как патологические отклонения — психостения и паранойя. Психостения возникает на фоне крайне заниженной самооценки и характеризуется хроническим безволием, проявляющимся в безынициативности, постоянной нерешительности, боязливости, повышенной впечатлительности, мнительности. Такие люди вечно боятся не успеть, опоздать, избегают любой возможности проявить инициативу, постоянно сомневаются во всем.

Другая крайность приводит к такому состоянию психики, когда человек постоянно ощущает свое мнимое превосходство над окружающими, якобы особое значение своей личности. Мелкие обиды воспринимаются им очень остро. Обычно такие люди преувеличивают недостатки других, повышенно критичны, недоверчивы и подозрительны к окружающим. Все это часто толкает их к ссорам по пустякам, они докучают всем жалобами и заявлениями, обнаруживая при этом неуемную энергию.

Наблюдается возрастная динамика самооценки. Восприятие внешнего облика одного человека другим или восприятие собственного портрета не только зависят от самооценки, но и от ее возрастных трансформаций. Это ярко проявилось в экспериментах Готтшальфа [по 36]. Испытуемым подросткам предъявлялись специально изготовленные фотографии, на которых были портреты неискаженные и искаженные — несколько суженные или расширенные. Среди них находились портреты родителей, соучеников, учителей и самих испытуемых. Во всех случаях нужно было выбрать неискаженный портрет. Хотя испытуемые, глядя на себя в зеркало, имели возможность выбрать неискаженные фотографии из ряда собственных портретов, они, отыскивая наиболее похожую, обнаруживали тенденцию к выбору расширенного или суженного изображения в зависимости от самооценки. При выборе фотографии соученика предпочтительным оказывалось расширенное изображение, если признавалось его превосходство, и суженное — в случае пренебрежительного к нему отношения. При выборе испытуемыми двух групп (10 и 16 лет) своих фотографий и портретов родителей обнаружилось, что дети первой группы выбирали среди собственных портретов неискаженные, зато среди фотопортретов родителей — расширенные. Испытуемые второй группы выбирали свои портреты в расширенном варианте, а портреты родителей — в суженном. Так, изменение (повышение) самооценки с возрастом незаметно для самого человека сказывается не только на восприятии своей внешности, но и на восприятии им других людей.

Человек всегда стремится к состоянию душевного равновесия и для этого может изменять оценку внешних событий и самого себя, достигая таким путем самоуважения. Л. Н. Толстой считал, что для человека типично стремление к самооправданию, желанию совместить удобства, выгоды, удовлетворение желаний с чувством собственного достоинства и значительности, с одобрением среды.

Толстой называл такие душевные состояния уловками разума. В романе «Воскресение» он дал замечательную по своей отчетливости зарисовку такого состояния:

«Удивляло его (Нехлюдова) то, что Маслова не стыдилась своего положения — не арестантки (этого своего положения она стыдилась), а своего положения проститутки, — но как будто даже была довольна, почти гордилась им. А между тем это и не могло быть иначе. Всякому человеку для того, чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. И потому, каково бы ни было положение человека, он непременно составит себе такой взгляд на людскую жизнь вообще, при котором его деятельность будет казаться ему важною и хорошею… В продолжение десяти лет везде, где бы она ни была, начиная с Нехлюдова и старика-станового и кончая острожными надзирателями, видела, что все мужчины нуждались в ней. И потому весь мир представлялся ей собранием обуреваемых похотью людей, со всех сторон стороживших ее… Так понимала жизнь Маслова, и при таком понимании жизни она была не только не последний, а очень важный человек. И Маслова дорожила этим пониманием больше всего на свете. Чуя же, что Нехлюдов хочет вывести ее в другой мир, она противилась ему, предвидя, что в том мире, в который он привлекал ее, она должна будет потерять это свое место в жизни, дававшее ей уверенность и самоуважение» [265, с. 163].

Этим примером хотелось бы привлечь внимание к тому важному факту, что самоуважение определяется прежде всего системой поступков человека, его собственным жизненным опытом. Убеждения, приобретенные без затрат собственных усилий, только на слух, быстро оказываются лишенными всякой ценности, а человек — не способным к активному отстаиванию своих убеждений при столкновении с реальными жизненными трудностями.

Ш. А. Надирашвили [192] формулирует полезные рекомендации, которые следует принять во внимание, если в процессе общения возникает необходимость изменить жизненную позицию человека. Словесного разъяснения новой позиции, сообщения доказательств ее целесообразности часто совершенно недостаточно, необходимо побудить человека действовать в соответствии с этой позицией.

Для эффективного переориентирования нежелательно резко противопоставлять новую позицию старой, опирающейся на опыт, нецелесообразно также высказываться категорично о непригодности старой позиции. В таких случаях неминуем негативный эффект: люди меняют свои отношения в направлении, противоположном желательному. Это явление в психологии именуется эффектом контраста. Воздействия следует реализовывать в форме последовательных шагов с перерывами. Каждый шаг должен приводить к частичному изменению позиции, а перерыв — способствовать тому, чтобы человек ощутил новую, измененную позицию как свою собственную. Частичное изменение воспринимается легче, чем кардинальное, оно даже может не осознаваться. Это явление в психологии называется эффектом ассимиляции. Большое значение имеет то, от кого исходит данное воздействие. Было установлено, что желательное влияние могут оказать на нас те люди, к которым у нас возникло положительное отношение. Люди, к которым мы относимся отрицательно, вырабатывают у нас отношение, противоположное тому, которое они пытаются создать.

Самооценка и уровень притязаний, определяя душевное состояние человека и продуктивность его деятельности, проходят в своем развитии сложный путь и нелегко поддаются изменению. Только некоторая самокритичность позволяет человеку осознать расхождение своих притязаний и реальных возможностей и скорректировать уровень притязаний. Однако, как показали исследования, такая коррекция легко осуществляется в сторону повышения притязаний и весьма трудно — в сторону их понижения. Для необходимой коррекции самоуважения следует в первую очередь изменять именно систему поступков, и тогда на этой новой базе становится возможным и изменение мировоззрения, обобщаемое и проясняемое словесными формулами. Только включение человека в новую деятельность может привести к радикальному сдвигу в самооценке.

14.3: Причинно-следственные связи — Гуманитарные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    22043
    • Брэдли Х. Дауден
    • Калифорнийский государственный университет Сакраменто

    Магия не заставляет еду появляться на вашем столе во время обеда. Кто-то должен приложить некоторые усилия, чтобы доставить его на стол.

    Мы говорим, что усилие вызывает эффект. Точно так же дома не просто «пукают» по краю улицы нового района, за исключением, возможно, книг о Гарри Поттере. Для создания таких эффектов требуется много физического труда. Хотя усилие вызывает одни события, другие События вызываются без каких-либо усилий. Например, гравитация Луны является причиной приливов на Земле, но Луна не прилагает усилия. Это просто происходит естественным образом.0034

    Причинно-следственные утверждения не всегда содержат слово причина. Вы устанавливаете причинно-следственную связь, если говорите, что при нагревании кубиков льда образуется жидкая вода, что употребление шоколада лечит кожную сыпь, что гравитация Солнца заставляет Землю двигаться по эллипсу или что пыльца в воздухе вызвала эту аллергическую реакцию. Термины «производит», «лечит», «производит» и «срабатывает» являются причинными индикаторами; они указывают на то, что связь представляет собой нечто большее, чем просто случайная корреляция.

    Конечно, не все причинно-следственные связи верны. Какой из предыдущих не является?

    Упражнение \(\PageIndex{1}\)

    Вот реклама сигарет в газете 1950-х годов. Причинно-следственная претензия скрыта между строк. Идентифицируйте его, переписав так, чтобы слово «причины» использовалось явно.

    Больше врачей Курите нашу сигарету

    Убедитесь сами — выкурите нашу сигарету и убедитесь, что у вас не стало меньше раздражения в горле.

    Ответить

    Курение нашей сигареты вызывает меньше раздражения горла, чем курение сигарет других марок.

    Причинно-следственная связь о шоколаде была ложной. Если вы хотите вылечить кожную сыпь, попробуйте что-нибудь другое, кроме шоколада.

    Нам нужно быть осторожными и не воспринимать причинно-следственные связи слишком буквально. Вот причинно-следственная претензия:

    6 Я поддался ностальгии.

    Буквально это говорит о том, что есть что-то, называемое «ностальгией», которое заставило меня поддаться. Но мы знаем, что нельзя интерпретировать это таким образом. Вместо того, чтобы наделять абстрактную вещь, называемую «ностальгией», каузальной силой, было бы лучше интерпретировать предложение следующим образом:

    Мое психическое состояние заставило меня выбрать действия, которые лучше всего можно было бы описать как отражение необычного желания вернуться в какой-то прошлый период моей жизни.

    Упражнение \(\PageIndex{1}\)

    Как лучше всего интерпретировать это причинно-следственное утверждение?

    Экстремальная блондинка приносит несчастье; он кричит, чтобы его ограбили.

    Ответить

    A Прежде чем сделать вывод о том, что светловолосость приносит несчастье, а именно ограбление, было бы лучше интерпретировать фразу [из фильма «Белая материя»] следующим образом:

    В нашем сообществе с очень светлыми людьми часто случаются неприятные события, которые я бы описал так: «Это было неудачно». Эти несчастливые события вызваны верой многих людей, которая побуждает их грабить дома, фермы и предприятия очень светловолосых людей.

    В некоторых научных отчетах делаются причинно-следственные утверждения, а в некоторых — только ассоциативные (корреляционные) утверждения. Важно уметь различать их, чтобы не ошибиться в том, о чем сообщается. К сожалению, многие утверждения неоднозначны и не являются явно теми или иными. Следующая проверка концепции поможет вам научиться различать утверждения такого рода.

    Упражнение \(\PageIndex{3}\)

    В одном из следующих трех отрывков говорящий утверждает, что не только А и В связаны, но и причинно связаны. В другом ученый более осторожно утверждает только, что существует связь между А и В. В третьем ученый двусмысленен, и вы не можете сказать, какого рода утверждение имеется в виду. Какой пассаж какой?

    я. Статистика, представленная министерством полиции Уганды, устанавливает связь между возрастом человека и тем, был ли он или она жертвой насильственного преступления в Уганде в прошлом году.

    а. причинный
    б. только объединение

    c. неоднозначный

    ii. Наше исследование выявило связь между инфляцией и верой людей в стабильность своей экономики.

    а. причинный
    б. только объединение
    c. неоднозначный

    iii. Употребление слишком большого количества леденцов из лакрицы вызывает диарею.

    а. причинный
    б. только объединение
    c. неоднозначный

    Ответ

    (i) б (ii) в (iii) а. Пресловутое слово «связь» иногда используется для утверждения причинно-следственной связи, а иногда только для утверждения корреляции, поэтому оно не является надежным термином-индикатором причинно-следственной связи. Утверждение о шоколаде ложно. Утверждение о пыльце может быть или не быть правдой, в зависимости от обстоятельств. Поскольку вы не знаете обстоятельств, вы не можете назвать это ложью.

    Если сегодня днем ​​вы бросите чашку сахара в бензобак вашего автомобиля с бензиновым двигателем, его двигатель загустеет.

    Это конкретная причинно-следственная претензия . В более общем смысле, если вы положите сахар в бензобак любого двигателя, двигатель закоксуется. Это последнее причинное утверждение является более общим; это относится не только к этому сахару в вашей машине, ни к этой дате. Поскольку в нем упоминаются виды объектов, а не конкретные, это является общим каузальным утверждением — причинное обобщение . Итак, причинно-следственные связи бывают двух видов: общие и частные. Ученые, стремящиеся познать мир, предпочитают общие утверждения конкретным. Вы можете себе представить, почему.

    У события может быть более одной причины. Если Джон намеренно стреляет в Эдуардо, то одной из причин кровотечения Эдуардо является попадание пули в его тело. Другая причина — намерение Джона убить его. Еще одним действием Джона является нажатие на курок. Все три являются причинами. Мы говорим, что их

    способствующие причины или способствующие факторы или частичные причины .

    Некоторые способствующие причины важнее для нас, чем другие, и очень часто мы называем самую важную причину причиной. То, что считается причиной, зависит от того, что нас интересует. Если мы хотим вылечить Эдуардо, мы можем сказать, что причиной является проникновение пули в кожу. Если нас интересует справедливость, мы могли бы сказать, что причиной являются действия Джона, и оставить всю биологию на заднем плане.

    Причинные утверждения бывают двух других разновидностей, помимо конкретных и общих: те, которые говорят о причинах, всегда производят определенное следствие, а те, которые говорят о причинах, только склонны производить следствие. Нагревание кубиков льда в кастрюле на плите всегда приводит к их таянию, а курение сигарет только вызывает рак легких. Ученые выражают это мнение, говоря, что нагревание является определенной причиной таяния льда, но курение не является определенной причиной рака легких. Скорее курение является вероятной причиной рака. Нагревание является определенной причиной, потому что при известных надлежащих условиях его действие будет происходить каждый раз; это не просто делает событие случайным или делает его появление более вероятным, как в случае с курением, вызывающим рак легких.

    Если наше знание состоит только из причин, которые имеют тенденцию вызывать следствие, мы обычно не знаем глубокой истории того, что вызывает следствие. Мы понимаем причинную историю более полно, когда находим определенную причину. 1

    Глагол причины может быть неоднозначным. Выступающие часто говорят: «Курение вызывает рак», имея в виду не определенную причину, а только вероятную. Мы, слушатели, должны быть начеку, чтобы правильно интерпретировать сказанное.

    Употребление в пищу арахиса также может вызвать рак. Но для принятия правильного решения о том, следует ли прекратить есть арахис, мы хотели бы знать, насколько сильна эта тенденция. Насколько вероятно, что употребление арахиса будет для нас проблемой? Если есть один шанс на миллион, то мы склонны утверждать, что удовольствие от поедания арахиса перевешивает опасность; мы рискнем. Для практического принятия решения мы также хотели бы преодолеть неточность в первоначальном утверждении. Сколько рака? Сколько арахиса? Как риск увеличивается с суммой? Если нам придется съедать тысячу арахиса каждый день в течение десяти лет, чтобы оказаться в серьезной опасности, то передайте арахис, пожалуйста.


    1 В некоторых системах невозможно найти определенные причины. Так ведут себя так называемые «стохастические системы». Квантовая механика — это теория природы, рассматривающая естественные системы как стохастические в том смысле, что состояние системы в определенный момент просто делает другие состояния вероятными; это не определяет, какое состояние произойдет. Системы, описываемые квантовой механикой, являются стохастическими системами. Таковы и системы наследования генов, которые впервые описал австрийский монах Грегор Мендель еще в девятнадцатом веке.


    Эта страница под названием 14.3: Causal Claims распространяется по лицензии CC BY-NC-SA, автором, ремиксом и/или куратором этой страницы является Брэдли Х. Доуден.

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или страница
        Автор
        Брэдли Х. Дауден
        Лицензия
        CC BY-NC-SA
        Показать оглавление
        нет
      2. Теги
        1. причинное обобщение
        2. причинно-следственная связь
        3. вызывает
        4. способствующие причины
        5. способствующие факторы
        6. частичные причины
        7. конкретная причинно-следственная претензия

      Внешняя валидность: все, что вам нужно знать

      Последнее обновление: 29 августа 2022 г., 08:16

      Все знают, что внешняя валидность важна. С ним вы воспарите к вершинам применимости исследований. Без него вы едва оторветесь от земли. Но… что именно?

      Не бойтесь: если вы не понимаете, что такое внешняя валидность и как ее достичь, вы попали по адресу. Или, если вы уже знаете, что это такое, но не имеете ни малейшего понятия, как на самом деле применить это на практике, мы вас тоже обеспечим.

      Что такое внешняя валидность?

      Когда мы рассматриваем внешнюю валидность, мы спрашиваем, могут ли результаты нашего исследования быть обобщены за пределы самого исследования. Можно ли это утверждение реально применить к более крупным группам населения, а также к другим временам или ситуациям?

      Закажите бесплатную консультацию

      Когда и как важна внешняя валидность?

      Внешняя валидность чрезвычайно важна для заявлений о частоте — исследований, в которых делается вывод о том, насколько часто или обычно что-либо встречается. Например, «14% студентов колледжа думают о самоубийстве» — это утверждение о частоте. Чтобы серьезно отнестись к этому утверждению, нам нужно знать, как они выбирали участников исследования — спрашивали ли они нескольких студентов на тротуаре? Опрашивали ли они 100 случайно выбранных студентов из разных колледжей?

      Утверждения об ассоциации — исследования, в которых утверждается, что два явления часто происходят вместе — также требуют проверки внешней валидности.   Например, «Люди, которые разговаривают руками, часто теплее и дружелюбнее, чем те, кто этого не делает» — это пример утверждения ассоциации. Всегда ли эти результаты верны? Может ли исследование девочек средней школы в Коннектикуте, которое показало эти результаты, также быть верным для группы мужчин среднего возраста в Калифорнии?

      Когда мы говорим, что одна переменная вызывает другую (каузальные утверждения), мы спрашиваем: на какие совокупности, условия и время мы можем обобщить? Для исследования, в котором утверждается, что уроки музыки повышают IQ, нам нужно было бы спросить, будут ли результаты применимы ко всем культурам, для людей всех социально-экономических слоев и всех возрастов. Однако при утверждении причинно-следственных связей допрос обычно более строго сосредоточен на внутренней достоверности.

      В чем разница между внешней и внутренней валидностью?

      Внутренняя валидность относится к построению исследования и означает, что выводы обоснованы, посторонние переменные контролируются, альтернативные объяснения исключены и используются точные методы исследования.

      Внешняя валидность означает степень, в которой результаты могут быть обобщены за пределами выборки, результаты применимы к практическим ситуациям и что результаты могут быть переведены в другой контекст.

      Исследователь из Университета штата Орегон рассказывает о разнице на практике:

      В некоторых более поздних работах я специально рассматривала физическую активность во время беременности как единственное воздействие; таким образом, в моем объявлении о привлечении женщин к участию в исследовании упоминалось, что я изучаю упражнения во время беременности (а не беременность в целом)[1]. В этом более позднем исследовании у меня было очень мало людей, ведущих малоподвижный образ жизни — действительно, у меня есть несколько человек, которые сообщили, что бегали полумарафоны во время беременности! Поскольку это ненормально, мое исследование — хотя оно имеет разумную внутреннюю валидность — не может быть распространено на всех беременных женщин, а только на ту их часть, которая занимается физической активностью. Ему не хватает внешней валидности. Поскольку он имеет хорошую внутреннюю валидность, я могу обобщить результаты для очень активных беременных женщин, но не для всех беременных женщин.

      Угрозы внешней валидности

      Чтобы ваше исследование можно было применить к другим контекстам (и, таким образом, быть полезным для всех), важно контролировать или устранять угрозы внешней валидности. Вот некоторые из наиболее распространенных угроз.

      Ошибки выборки 

      Опрос в период политической кампании дает яркий пример важности выборки для прогнозирования поведения населения: «Можем ли мы предсказать результаты президентских выборов на основе этой выборки из 1200 человек?»

      Вам нужно знать, взята ли выборка из интересующей совокупности , поэтому сначала нужно определить ее.  Исследователи не спрашивают детей, за кого они проголосовали бы, потому что детям не разрешено голосовать — они не представляют интересующую нас группу населения.

      Вам также необходимо убедиться, что выборка репрезентативна для населения. Опросы, в которых участвуют только взрослые белые мужчины, вряд ли смогут точно предсказать выборы, потому что они неадекватно отражают разнообразие голосующего населения.

      Особые обстоятельства

      Вы также хотите убедиться, что крупные исторические события не повлияют на результаты вашего исследования. Например, заниматься своим исследованием во время глобальной пандемии. Повлияла ли пандемия на ваши результаты?

      Или, если вы планировали опросить людей в течение определенного периода времени (скажем, трех месяцев) и двух месяцев в процессе, в обществе или в профессии произошли большие изменения, из-за которых ваши результаты могут быть менее достоверными. Поскольку некоторые ответы были получены до основного события, а некоторые — после него, трудно сказать, какое влияние оно оказало на результаты.

      Как добиться внешней достоверности

      Большая репрезентативная выборка

      Размер выборки — это всегда компромисс. Выделение времени и денег, необходимых для накопления большой выборки, увеличивает внешнюю достоверность, но меньшая выборка позволяет быстрее завершить работу с меньшими ресурсами. Большинство людей проводят тест G*Power при проведении количественного исследования, чтобы определить минимальный размер выборки, необходимый для обеспечения внешней валидности.

      Вы хотите, чтобы выборка была достаточно большой, чтобы ограничить влияние выбросов.   В более крупной выборке тот, кто предлагает нерепрезентативные взгляды/поведение, не будет искажать результаты. Например, в исследовании, где 4 человека спросили, сколько пончиков они могут съесть, трое съели 2 пончика, а 1 съел 34 пончика, среднее значение составило 10 пончиков на человека. Однако, если опрошено 1000 человек и 999 съедят 2 пончика, а 1 съест 34, среднее значение составит 2,032. Выброс не сильно искажает результаты.

      Случайные выборки считаются более достоверными, чем целенаправленные выборки, потому что у вас больше шансов представить население случайным образом, чем если вы выберете, кто будет частью исследования, или если они будут добровольцами.

      Воспроизводимость

      Если ваше исследование организовано таким образом, что другие могут повторить ваше исследование, тогда результаты могут стать гораздо более достоверными с внешней точки зрения. Если другие повторят исследование и получат аналогичные результаты, это означает, что ваши выводы могут быть верными в целом. Если вы воспроизведете свое собственное исследование при других обстоятельствах или с другими группами населения, у вас будет больше результатов, чтобы сделать ваш вывод более убедительным.

      Заключительные мысли

      Внешняя валидность — важная концепция для понимания. Недостаток понимания может погубить ваше исследование, в то время как сильная внешняя валидность значительно облегчит принятие вашей диссертации и/или публикации статьи.

      About the Author

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Related Posts