49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент. Психология труда
49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент. Психология трудаВикиЧтение
Психология труда
Прусова Н В
Содержание
49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент
Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходит его рабочий день и трудовая деятельность. Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона, цех, аудитория института, кабинет, кабина грузовика и т. д. При использовании такого метода субъект исследования может и не знать того, что в данный момент проходит какое-то исследование. Это нужно для чистоты эксперимента, ведь когда человек не знает, что за ним наблюдают, он ведет себя естественно, раскованно и без смущения.
Примером естественного эксперимента может служить искусственно созданная ситуация пожара в больнице.
Лабораторный эксперимент проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к профессиональной деятельности субъекта. Эта модель позволяет установить контроль за ходом наблюдения, регулировать действия, создавать необходимые условия и позволяет неоднократно воспроизводить тот или иной эксперимент в одном и том же месте в тех же условиях. Применяют лабораторный эксперимент чаще всего для моделирования какой-либо ситуации или одного аспекта трудовой деятельности, тщательного анализа и исследований.
Для того чтобы провести лабораторный эксперимент на производстве, необходимо, чтобы психолог тщательно изучил трудовую деятельность субъекта в реальных условиях его труда. Психологу необходимо выделить ключевые моменты трудовой деятельности субъекта, выявить ее особенности и т. д. Для проведения эксперимента необходимо владеть точными сведениями, изучить все возможные ошибки, причины появления этих ошибок и пути решения. Как и естественный эксперимент, лабораторный имеет свои недостатки. Трудность заключается в том, что необходимо до малейших деталей разработать и искусственно создать ситуацию, а сам испытуемый находится в новой обстановке, он теряется, не может сосредоточиться, что значительным образом снижает эффективность и рациональность проведения эксперимента.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Эксперимент
Эксперимент Эксперимент – главный метод научной психологии, он настолько важен, что студенты-психологи нередко называют любое психологическое исследование экспериментом, что не вполне верно. В отличие от других методов психологии, эксперимент подразумевает
2. Естественный эксперимент
2. Естественный эксперимент Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходят его рабочий день и трудовая деятельность.Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона, цех, аудитория института,
3. Лабораторный эксперимент
3. Лабораторный эксперимент Лабораторный эксперимент проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к профессиональной деятельности субъекта. Эта модель позволяет установить контроль за ходом наблюдения, регулировать действия, создавать
Эксперимент с часами
Эксперимент с часами Перед тем как читать дальше, закройте, пожалуйста, правой рукой часы на левом запястье (если вы носите часы на правой руке, просто сделайте все наоборот). Я предполагаю, что вы носите эти часы уже довольно давно и ежедневно многократно смотрите на них,
Эксперимент: зеркало
Эксперимент с монеткой
Эксперимент с монеткой Мимика может рассказать еще больше о вашем собеседнике:Выложите перед собой на стол монетки: 2 рубля, 1 рубль, 50 копеек и 10 копеек.Теперь отвернитесь и попросите вашего партнера в одной ладони зажать монетку в 2 рубля, а в другой спрятать оставшиеся
Эксперимент «Свежесть»
Эксперимент «Свежесть» Пожалуйста, прочтите:1. Вы чувствуете себя свежо.2. Пока вы читаете эти строки, дышите размеренно и спокойно. С каждым вдохом сознательно вбирайте в себя новую энергию. Вы чувствуете себя очень хорошо. Энергия свежести с каждой буквой приятно
Эксперимент 1
Эксперимент 1 Начните напрягать руку: сожмите пальцы в кулак, напрягите запястье, затем предплечье – до локтя Замечайте при этом, как меняется ваше состояние, как меняется ваше дыхание, где еще появляется напряжение. Продолжите эксперимент с напряжением: напрягите всю
Эксперимент 3
Эксперимент 3 Встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд сбросьте напряжение, расслабьте руку. Проделайте аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.Эксперимент
ЭКСПЕРИМЕНТ
Эксперимент
Эксперимент Как ни важна роль, которую играют в творческом процессе писателя самоанализ и наблюдение, ими обоими не ограничиваются способы добывания материала. Недостатком самонаблюдения и наблюдения является то, что оба они, в сущности, сводятся к обнаружению того, что
Парадокс опытов над животными: ставим эксперимент на животном, чтобы доказать, что нельзя ставить эксперимент на животном
Парадокс опытов над животными: ставим эксперимент на животном, чтобы доказать, что нельзя ставить эксперимент на животном Противники опытов над животными исходят из того, что мыши и шимпанзе попадают в сферу моральных соображений, а помидоры и робособаки — нет. Причина в
Естественный эксперимент — Психологос
Естественный эксперимент, или полевой эксперимент — вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.
Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора — нет.
Данный тип психологического эксперимента используется, например, во многих исследованиях по социальной психологии, и нередко проводится в режиме пилотажного, пробного варианта.
Возможности и ограничения метода
При проведении такого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют этические и организационные соображения, оставить испытуемого в неведении о своей роли и участии в эксперименте, что имеет преимущество в том, что на естественность поведения испытуемого не скажется факт проведения исследования.
Ограничения метода — ограничены возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных.
Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. Не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений, в возможности точно дозировать и варьировать влияние раздражителей, устранять мешающие факторы и создавать сравнимые условия. Теперь это мнение не может считаться верным во всех случаях. Современная техника открывает широкие возможности перенесения положительных сторон лабораторного эксперимента в естественный. При этом отсутствует главный и весьма существенный недостаток лабораторного эксперимента — искусственный характер условий, который вносит резкие изменения в течение психических процессов. В естественном эксперименте человек трудится, учится, подчас даже не зная, а чаще всего забывая, что он является объектом исследования.
Виды и формы естественного эксперимента
Естественный эксперимент имеет много форм и различных приемов. Для сбора первичной информации обычно используются:
- Вводные задачи.
В простейшем своем виде он широко применяется в форме вводных задач. Задачи эти могут ставиться руководителем устно («Случилось то-то, что будете делать?») или путем введения незаметно для сотрудника отклонения в его работу. Уже одно наблюдение за таким естественным экспериментом дает ценные факты, позволяет проверить ту или иную гипотезу исследователя.
- Формирующий эксперимент
Широкое применение в практической психологии находит формирующий (обучающий или воспитывающий) эксперимент, в котором навыки или качества личности изучаются в процессе их формирования, развития.
- Измененение условий деятельности
Своеобразным методическим приемом является целенаправленное изменение структуры профессиональной деятельности. Смысл этого приема заключается в том, что при выполнении определенной деятельности выключаются по заранее продуманному плану отдельные анализаторы, меняется поза или «хватка» за рычаги управления, вводятся дополнительные раздражители, меняются эмоциональный фон и мотивы деятельности и т. д. Учет результатов деятельности в различных условиях позволяет оценить роль тех или иных факторов в структуре изучаемой деятельности и гибкость соответствующих навыков.
- Моделирование изучаемой деятельности
Моделирование как метод применяется в ситуациях, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности.
В таком случае прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.
типов экспериментов: обзор | Психология
В исследованиях используются различные типы методов, которые условно можно разделить на 1 из 2 категорий.
Экспериментальный (лабораторный, полевой и природный) и N экспериментальный ( корреляции, наблюдения, интервью, анкеты и тематические исследования).
Все три типа экспериментов имеют общие характеристики. Все они имеют:
- независимую переменную (IV), которой манипулируют, или естественную переменную
- зависимая переменная (D.V.), которая измеряется
- будет по крайней мере два условия, при которых участники производят данные.
Примечание. Естественный и квази-эксперименты часто используются как синонимы, но это не совсем одно и то же, поскольку в квази-экспериментах участники не могут быть назначены случайным образом, поэтому вместо условия есть условие.
Лабораторные эксперименты
Они проводятся в контролируемых условиях, в которых исследователь преднамеренно изменяет что-то (IV), чтобы увидеть влияние этого на что-то еще (D.V).
Сильные стороны
Контроль — лабораторные эксперименты имеют высокую степень контроля над окружающей средой и другими посторонними переменными, что означает, что исследователь может точно оценить эффекты внутривенного вливания, поэтому он имеет более высокую внутреннюю достоверность.
Воспроизводимый – благодаря высокому уровню контроля со стороны исследователя процедуры исследования можно повторять, чтобы можно было проверить достоверность результатов.
Ограничения
Отсутствие экологической обоснованности — из-за участия исследователя в манипулировании и контроле переменных результаты нельзя легко обобщить на другие (реальные) условия, что приводит к плохой внешней валидности.
Полевые эксперименты
Они проводятся в естественных условиях, в которых исследователь манипулирует чем-то (IV), чтобы увидеть влияние этого на что-то еще (D.V).
Сильные стороны
Валидность – полевые эксперименты имеют некоторую степень контроля, но также проводятся в естественной среде, поэтому можно считать, что они имеют разумную внутреннюю и внешнюю валидность.
Ограничения
Меньший контроль , чем в лабораторных экспериментах, и, следовательно, посторонние переменные с большей вероятностью исказят результаты, поэтому внутренняя достоверность, вероятно, будет ниже.
Естественные/квазиэксперименты
Обычно они проводятся в естественных условиях, в которых исследователь измеряет влияние чего-то, то есть видит влияние этого на что-то еще (D.V.). Обратите внимание, что в этом случае нет преднамеренного манипулирования переменной; это уже естественным образом меняется, а это означает, что исследование просто измеряет эффект того, что уже происходит.
Сильные стороны
Высокая экологическая валидность – за счет отсутствия участия исследователя; переменные возникают естественным образом, поэтому результаты можно легко обобщить на другие (реальные) условия, что приводит к высокой внешней достоверности.
Ограничения
Отсутствие контроля – естественные эксперименты не контролируют окружающую среду и другие посторонние переменные, что означает, что исследователь не всегда может точно оценить эффекты внутривенного вливания, поэтому он имеет низкую внутреннюю валидность.
Невоспроизводимый – из-за отсутствия контроля со стороны исследователя, исследовательские процедуры не могут быть повторены, поэтому достоверность результатов не может быть проверена.
естественный эксперимент | обсервационное исследование
- Похожие темы:
- наблюдение
Просмотреть весь связанный контент →
естественный эксперимент , наблюдательное исследование, в котором событие или ситуация, допускающая случайное или кажущееся случайным распределение субъектов исследования по разным группам, используется для ответа на конкретный вопрос. Естественные эксперименты часто используются для изучения ситуаций, в которых контролируемые эксперименты невозможны, например, когда интересующая экспозиция не может быть практически или этически назначена субъектам исследования. Ситуации, которые могут создать подходящие условия для естественного эксперимента, включают изменения политики, погодные явления и стихийные бедствия. Естественные эксперименты чаще всего используются в областях эпидемиологии, политологии, психологии и социальных наук.
Сравнение с планом контролируемого исследования
Ключевые особенности дизайна экспериментального исследования включают манипулирование и контроль. Манипуляция в данном контексте означает, что экспериментатор может контролировать, какие объекты исследования получают какие воздействия. Например, субъекты, рандомизированные в лечебную группу эксперимента, обычно получают лечение лекарством или терапией, на которые направлен эксперимент, в то время как субъекты контрольной группы не получают никакого лечения или получают другое лечение. Контроль легче всего осуществляется путем случайного распределения, что означает, что процедуры, с помощью которых участники распределяются по условиям лечения и контроля, гарантируют, что каждый имеет равную вероятность включения в любую группу. Случайное распределение гарантирует, что индивидуальные характеристики или переживания, которые могут исказить результаты лечения, в среднем равномерно распределяются между двумя группами. Таким образом, можно манипулировать хотя бы одной переменной, и единицы случайным образом распределяются по разным уровням или категориям управляемых переменных.
В эпидемиологии золотым стандартом дизайна исследования обычно считается рандомизированное контрольное исследование (РКИ). РКИ, однако, могут дать ответы только на определенные типы эпидемиологических вопросов и бесполезны при исследовании вопросов, для которых случайная выборка либо непрактична, либо неэтична. Большая часть эпидемиологических исследований опирается на данные наблюдений, что вызывает проблемы при выводе причинно-следственных связей из результатов. Основное допущение для вывода о причинно-следственной связи состоит в том, что средний результат группы, подвергшейся одному режиму лечения, представляет собой средний результат, который был бы у другой группы, если бы они подвергались такому же режиму лечения. Если лечение назначается не случайным образом, как в случае обсервационных исследований, предположение о том, что две группы взаимозаменяемы (как по известным, так и по неизвестным вмешивающимся факторам), нельзя считать верным.
В качестве примера предположим, что исследователя интересует влияние плохого жилья на здоровье. Поскольку нецелесообразно и неэтично распределять людей по разным жилищным условиям, этот вопрос трудно изучать с использованием экспериментального подхода. Однако, если бы было принято изменение жилищной политики, такое как лотерея для субсидируемых ипотечных кредитов, которое позволило бы некоторым людям переехать в более желательное жилье, оставив других таких же людей в их прежнем некачественном жилье, можно было бы использовать это изменение политики для изучения Влияние смены жилья на состояние здоровья. В другом примере, известном природном эксперименте в Хелене, штат Монтана, курение было запрещено во всех общественных местах на шестимесячный период. Позже следователи сообщили о 60-процентном снижении числа сердечных приступов в районе исследования за время действия запрета.
Естественные эксперименты как квазиэксперименты
Поскольку естественные эксперименты не рандомизируют участников в группы воздействия, предположения и аналитические методы, обычно применяемые к планам экспериментов, для них неприменимы. Скорее, естественные эксперименты — это квазиэксперименты, и их следует рассматривать и анализировать как таковые. Отсутствие случайного распределения означает, что множественные угрозы причинно-следственной связи, включая истощение, историю, тестирование, регрессию, инструментирование и созревание, могут повлиять на наблюдаемые результаты исследования. По этой причине естественные эксперименты никогда не смогут однозначно определить причинно-следственную связь в данной ситуации. Тем не менее, они являются полезным методом для исследователей, и при осторожном использовании они могут предоставить дополнительные данные, которые могут помочь в решении исследовательского вопроса и которые невозможно получить каким-либо другим способом.
Инструментальные переменные
Основным ограничением в выводе о причинно-следственной связи на основе естественных экспериментов является наличие неизмеримого смешения. Один класс методов, предназначенных для контроля искажений и ошибок измерения, основан на инструментальных переменных (IV). Несмотря на то, что они полезны в различных приложениях, достоверность и интерпретация оценок IV зависят от сильных предположений, правдоподобие которых необходимо учитывать в отношении рассматриваемой причинно-следственной связи.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В частности, анализ IV зависит от предположения, что субъекты были эффективно рандомизированы, даже если рандомизация была случайной (в случае изменения административной политики или воздействия стихийного бедствия) и приверженность к случайному распределению была низкой. Методы IV можно использовать для контроля смешивания в обсервационных исследованиях, для контроля смешивания из-за несоблюдения и для исправления неправильной классификации.
Однако анализIV может привести к серьезным погрешностям в оценках эффекта. Также может быть трудно определить конкретную подгруппу населения, к которой применяется оценка причинного эффекта IV.