Психология сублимация: Сублимация (психология) | это… Что такое Сублимация (психология)?

Содержание

Что такое сублимация и как она помогает договориться с эмоциями?

Нас с детства учат направлять эмоции в мирное русло. Вместо драки с обидчиком лучше покричать в подушку или попинать мяч, от разбитого сердца помогает сочинение слезоточивых стихов, а с чувством потери контроля над жизнью во время очередного аврала помогает справиться йога. Все это сублимация. Рассказываем, как она помогает не сойти с ума и сделать мир лучше.

Сублимация от отцов психоанализа

Первым сублимацию, как и многое другое, описал отец психоанализа Зигмунд Фрейд. Он считал, что сублимация обоснована ограниченными возможностями выражения эмоций, в частности невозможностью в полной мере реализовать свое либидо. Сексуальное желание Фрейд видел как движущую энергию человеческой жизни, и когда человек не мог направить ее в область отношений, либидо перетекало в другие области — в творчество, исследования и созидание. По мнению Зигмунда Фрейда и в дальнейшем его дочери Анны, сублимация — это защитный механизм, который позволяет безопасно удовлетворить потребность в выражении эмоций.

В чем опасность выражения эмоций?

В первую очередь в том, что некоторые эмоции могут быть противоположны жизненной позитивной энергии. Это может быть боль, гнев — эмоции, которые имели негативное значение для самого человека.

Во-вторых, открытое выражение голых эмоций может вызывать осуждение со стороны окружения, будь они разрушительными или, наоборот, позитивными. Во многих культурах табу на яркое выражение эмоций сохраняется до сих пор. Например, в европейской и католической культуре горе принято переживать стоически, в то время как в карибской культуре поощряется открытое проживание эмоций без сокрытия слез.

Если Фрейду удалось конкретизировать процесс сублимации, то его ученик Карл Юнг считал сублимацию более тонким алхимическим процессом. С его точки зрения, этот процесс — не последовательная взаимозамена одного способа выражения эмоций другим, а спонтанный перенос эмоции на вид деятельности.

Способы сублимации

Сублимацию активно используют как в повседневной жизни, так и в психотерапии. Она стала частью культурного кода задолго до того, как ее описали психологи, но благодаря вкладу исследователей стало возможным более точное ее применение.

Искусство и арт-терапия

Творчество — один из первых вариантов, который приходит на ум, когда мы говорим о сублимации. Это один из самых безопасных способов выражения и проживания эмоций, какой бы ни была их природа. Кто-то поет, чтобы прокричаться от радости или боли, кто-то отправляется на более глубокую танцевальную терапию, чтобы снять внутренние зажимы и прожить эмоции, таким образом снимая их интенсивность.

Спорт

Второй по популярности вариант. Многие люди используют спорт для выхода гнева, в этом помогают контактные виды спорта, такие как борьба, карате или бокс. Командные и игровые виды спорта помогают преодолеть чувство одиночества и фрустрацию.

Сериалы, фильмы

Просмотр фильмов и сериалов также причисляют к сублимации благодаря «Эстетической теории» Теодора Адорно. Через восприятие опыта на экране человек проживает собственные эмоции (как положительные, так и отрицательные), например соотнося себя с героями боевиков или детективов.

Работа

Профессиональная деятельность также становится полем для сублимации. Чувство потери контроля в личной жизни может компенсироваться дотошным или креативным выполнением рабочих задач.

Видеоигры

Этот вид деятельности тоже дает сублимацию, причем не только гнева или злости, с которыми раньше ассоциировали игры. На сегодняшний день игры с иммерсивными сюжетами, на которые игрок может влиять, позволяют прожить и романтические сюжеты, и истории, связанные с несправедливостью, одиночеством, стыдом и чувством вины.

Темная сторона сублимации

Несмотря на то что сублимация имеет в целом положительный эффект, она не может полностью заменить проживание эмоции и изменить обстоятельства, в которых находится человек. Как и любой защитный механизм психики, сублимация дает убежище, работая в качестве громоотвода, но громоотвод не прекращает грозу.

«В этом и есть темная сторона любого защитного механизма: вместо того чтобы признаться в любви и иметь прямой результат от выражения своих эмоций, человек рисует картины или пишет стихи, что никак не влияет на саму ситуацию. Если бы человек решился и сказал о своих чувствах сразу, то мог бы счастливо быть с человеком, вместо того чтобы в одиночестве писать стихи.

С другой стороны, всегда есть причина, почему человек выбирает сублимировать энергию. Вероятно, человек не готов к конфронтации и у него недостаточно психических сил, чтобы выдержать напряжение.

Поэтому терапевты обычно говорят, что выбранное поведение было наилучшим решением на тот момент», — комментирует клинический психолог Виолетта Пачина.

Александра Иваницкая

Теги

#психология

#эрудиция

Сублимация: что это, примеры, советы психолога

Признаемся: всех нас порой тянет сделать что-то запретное. В условиях современного общества мы сдерживаем себя, но можем написать о том, что нас волнует, проникновенный пост в социальных сетях или пойти в спортзал. Это называется сублимация.

Георгий Яковлев, психоаналитический психотерапевт, клинический психолог, специалист сервиса Alter

Реклама на РБК www. adv.rbc.ru

Что такое сублимация

В психологии сублимация — это процесс, благодаря которому сексуальность и агрессия преобразуются и выражаются в социально-приемлемой форме, так сказать, ставятся на службу обществу. Сублимацию часто относят к «зрелым» и наиболее адаптивным формам психологических защит наряду с юмором, альтруизмом и кооперацией: все эти механизмы нашей психики направлены на то, чтобы минимизировать неприятные переживания и поддержать душевное равновесие.

Исторически термин «сублимация» использовался в разных областях:

  • в физике и химии сублимация означает возгонку, переход вещества из твердого состояния сразу в газообразное, минуя промежуточный этап — жидкую форму;
  • в философии и искусстве сублимация понимается как переход в новое, более чистое и возвышенное состояние.

В начале ХХ века австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд, по аналогии с химической сублимацией, предложил концепцию психической сублимации: человек как бы окольным путем достигает удовольствия иного, «более высокого» порядка. Но о каком удовольствии идет речь?

В психоанализе понятие сублимации и удовольствия неразрывно связано с теорией влечения: в каждом человеке от рождения присутствуют внутренние силы (влечения), которые давят изнутри, непреодолимо «влекут» и подталкивают к «разрядке».

Фрейд, прежде всего, исследовал сексуальное влечение: как оно представлено в теле и психике и каким образом ищет удовлетворения («Влечения и их судьбы», 1915).

С первых лет жизни культура и воспитание ограничивают нас в прямом выражении мыслей, эмоций и желаний, которые считаются запретными (например, эгоистичные, инцестуозные или «убийственные» фантазии в отношении близких). В то же время вся современная цивилизация и культурные достижения человечества построены на сублимации («Неудовлетворенность культурой», 1930). Человек приносит «жертву» обществу, отказываясь от грубого удовлетворения своих страстных и агрессивных побуждений ради безопасности и мирного сосуществования.

Сублимируя, человек непроизвольно меняет курс влечения с сексуальной цели на несексуальную — дружбу, сотрудничество, заботу о других, занимаясь карьерой, наукой, искусством, спортом или иной деятельностью, которую одобряет социум.

Иногда сексуальное влечение полностью трансформируется в страсть к знаниям, как это было у да Винчи — добровольная атрофия сексуальной жизни («Детское воспоминание Леонардо да Винчи», 1910).

© wikipedia.org

Интересно, что концепция сублимации так и не была закончена ни самим Фрейдом, ни последующими поколениями аналитиков и представляет скорее общий ход мысли, нежели руководство к действию. Поскольку это наиболее «здоровый» из бессознательных процессов, его намного труднее исследовать: ни жалоб, ни симптомов.

Примеры сублимации

  • Стремление удовлетворить демонстративные, нарциссические потребности может проявляться в выборе публичной профессии, например артиста или политика.
  • Агрессия может выражаться в социально-приемлемой конкуренции — в контактных видах спорта, публичных прениях (теледебатах, стендап-баттлах), публицистике — а также в выборе специальностей, предполагающих то или иное воздействие или вмешательство (например, в хирургии «резать, чтобы спасать»).
  • Сексуальные и эротические побуждения выражаются в искусстве, литературе, кинематографе и рекламе.

Говоря о сублимации, Фрейд в основном описывал творческую и интеллектуальную деятельность. Но к социально значимой деятельности можно отнести и такое занятие, как коллекционирование (Peter Subkowski, On the Psychodynamics of Collecting, 2006).

Коллекционирование — это последовательное накопление похожих предметов, где одновременно присутствует желание обладать и не расставаться. Склонность к коллекционированию проявляется у многих детей. Любимые игрушки могут заменять отсутствующих взрослых, они успокаивают и помогают справиться с тревогой. Во время игры ребенок становится в активную позицию, он управляет драмой, контролирует ход событий, определяет их исход. Нечто похожее можно проследить у взрослых и в нематериальных формах: коллекционирование знаний, впечатлений, мест отдыха, карьерных позиций, отношений и так далее.

© Shutterstock

В некоторых случаях объекты страсти — предметы искусства и роскоши, брендовые вещи либо какие-то редкости — могут определять коллекционера, становясь его «продолжением». Магическим образом они успокаивают и приносят наслаждение. Опасность поджидает там, где появляются элементы зависимости, преклонения перед неодушевленным, где коллекционер начинает жить исключительно в мире идеальных предметов, эксцентрично избегая «опасных» человеческих отношений. Утрата таких предметов становится серьезнейшим ударом — человек ощущает это так, будто он лишился части себя, как в фильме Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение» (2013).

Тем не менее многие коллекционеры успешны и активны в жизни. Зрелая, сублимированная форма коллекционирования подразумевает, что коллекционер признает неполноту и несовершенство своей коллекции, он знает, когда остановиться, при этом чувствует себя довольно комфортно и в остальных сферах жизни, где также получает эстетическое удовольствие. В наивысшей форме коллекционирование может выражаться в благотворительности: предметы возвращаются обществу взамен на признание. В таком случае предметы отражают вкусы и ценности коллекционера, но не являются буквально его «плотью».

Вот и другой пример из области писательства. Известный индийско-американский психоаналитик и ученый Сэлмэн Актар на вопрос «почему я пишу» отвечает: «ради удовольствия» (Salman Akhtar, «Dancing with Words», 2020). Для него писательство — это один из способов получить самое разное наслаждение. Прежде всего так он выражает (сублимирует) любовь, ненависть, зависть, желание мести, отцовскую назидательность и братскую нежность. С некоторой долей стыда он признается: пишет еще и потому, что ему нравится быть известным (подобные эксгибиционистские устремления могут указывать уже на псевдосублимацию, то есть не столько на стремление принести пользу обществу, сколько на желание показать себя с лучшей стороны, получить одобрение, порой любой ценой). Его имя позволяет ему путешествовать, зарабатывать, выступать и знакомиться с интересными людьми, с некоторыми становиться друзьями. Писательское удовольствие также в том, чтобы пассивно погружаться в свои размышления в три утра, в аэропорту, в поезде, даже на прогулке, чтобы в какой-то момент спонтанно, в творческом порыве за несколько часов написать статью.

Возможно, в такие моменты ему удается освободиться от бренного, человеческого, фрагментарного в себе и обрести внутреннюю целостность.

Сублимация и жизнь

Итак, сублимация тесно связана с культурой, чья задача — направлять нас и задавать систему координат, обеспечивая устойчивость и чувство безопасности. Однако, в отличие от общества XIX века со свойственной ему четкой иерархией, запретами и предписаниями, современное общество вызывает в человеке, скорее, спутанность, одиночество и иллюзию того, что все желания осуществимы. Как подмечает итальянский психоаналитик Росселла Вальдре, сегодня нет места трагедии, вине или страданиям — мы живем в поле личных достижений. Общество хочет видеть успех (Rossella Valdrè, «On Sublimation», 2014).

Кадр из фильма «Красота по-американски»

© imdb

Глубинные личностные изменения (и сублимация) требуют активной внутренней проработки. Но сегодня, в этой гонке желаний, информационном шуме и неопределенности, человек все чаще прибегает к отрицанию, когда неприятная часть реальности, конфликты и переживания не перемалываются в жерновах психики, а просто отбрасываются, словно их и не было: отрицать проще, чем воспринимать. Но выброшенное за дверь возвращается в окно в том же виде. Такой «пустой дом» легко заполняется тревогой. Возможно, поэтому сегодня в практике психологов столь часты обращения, связанные с паническими атаками, необъяснимой грустью, скукой, неудовлетворенностью, ощущением «самозванца».

Чувствуя нехватку чего-то важного, все чаще мы ищем не внутри себя, а во внешнем мире — окружая себя предметами, регалиями, ритуалами, поверхностными связями, предпочитая действовать мгновенно, свайпить и выкладывать контент не рефлексируя. Старение и болезни отвергаются мифом о вечной молодости и непрестанной заботой о своем теле. По меткому выражению Фрейда, человек своего рода «бог на протезах», величественный, но вовсе не обязательно счастливый.

С сублимацией также связан следующий парадокс. Иногда мы как бы отстраняемся от отношений и внешнего мира: например, когда тяжело болеем и не желаем общаться; когда хотим спать; когда погружены в ипохондрию и заняты лишь здоровьем своего тела («О введении понятия «нарцизм»», 1914). Сублимация также подразумевает некоторое отстранение, точнее, изъятие любовной энергии из отношений: этот ценный ресурс ограничен, поэтому, прежде чем использовать его в новых творческих несексуальных целях, сначала нужно вернуть его себе. Но если мы удерживаем все внимание и любовь в себе, то рискуем устроить внутреннюю запруду и запустить процессы саморазрушения — в атаках на себя, самопроизвольных ограничениях, лишении себя удовольствия. Такая десексуализация, доведенная до крайности, обнаруживается в аскетизме, вплоть до анорексии, удовольствия от умирания. Поэтому так важно по-фрейдовски «начинать любить для того, чтобы не заболеть».

Кадр из фильма «Красота по-американски»

© imdb

Как сублимировать «правильно»

Фрейд считал, что наши возможности достигать удовольствия и справляться со страданиями, в том числе посредством сублимации, сильно ограничены. Интеллектуальные и творческие задатки у всех разные, а труд и общественная деятельность не воспринимаются как путь к счастью, если человек работает в силу необходимости.

Наконец, помимо сублимации есть и более доступные «болеутоляющие» средства и приемы, не требующие такой душевной работы, — тот же алкоголь. И все же человечество не вырождается, а продолжает свое развитие и пока еще не отказалось от воспитания и культуры.

Психоанализ не дает указаний, как «правильно» сублимировать, да и вряд ли это может быть самоцелью. Скорее, мы можем подумать о ваших возможностях сублимировать. Вот основные темы для рассуждений.

  • Насколько вы свободны в выражении своей сексуальности, своих нежных и страстных чувств? Как это связано с мнением окружающих?
  • Какие свои лучшие и худшие качества и потребности вам удается реализовать в профессии и в общении с другими людьми? А с чем еще предстоит разобраться?
  • Что вы думаете о зависти, ненависти, агрессии? Можно ли извлечь из них пользу для себя и своего окружения?
  • Как вы относитесь к одиночеству и уединению? Для вас это одно и то же?
  • Какие семейные установки вы переняли еще в детстве, а от каких решительно отказались? Как это сегодня связано с вами, с вашими отношениями, увлечениями, с тем, чем вы занимаетесь, как проживаете и наполняете каждый день?
  • Есть ли в вашей жизни место тайне и любопытству? Может ли что-то вас по-настоящему увлечь? Хотели бы вы делиться этим с окружающими?

Размышляя над этими вопросами, можно почувствовать, что какие-то темы хочется проскочить, а на других задержаться, чтобы прояснить свое отношение.

Какие ситуации вам приходят в голову? Если они связаны с повторяющимся стрессом и неудовольствием, то можно предположить, что сублимация здесь терпит неудачу. Возможно, есть нерешенный глубинный конфликт — в этом случае может потребоваться поддержка психолога.

Способность сублимировать и выдерживать одиночество может говорить о целостности личности — о том, что человек готов узнавать и принимать себя в своих самых невообразимых, «возмутительных» и настойчивых желаниях, без попыток каждый раз нажать на красную кнопку SOS в виде другого человека.

Одна из самых распространенных и продуктивных форм сублимации, конечно же, творчество. При этом необязательно быть гениальным творцом: каждый может участвовать в креативном процессе — если не создавая, то наслаждаясь произведением искусства или просто занимаясь любимым делом.

Среди наиболее полезных форм сублимации можно назвать и психотерапию. Приходя в терапию, человек сразу оказывается в ситуации сублимации: общение с психологом побуждает к рефлексии — здесь вместо бездумных действий используются воображение и язык, и есть надежда, что тебя поймут.

Поэтому к психотерапии имеет смысл обращаться не только когда что-то «болит», но и для того, чтобы все глубже и глубже узнавать себя.

Сублимация — не самый короткий или легкий путь к счастью, но именно она открывает доступ к высшим человеческим ценностям, позволяет исследовать культуру и свое бессознательное. Это чистая форма любопытства и совершенно особый новый источник творческого удовольствия. 

Сублимация — Психологический защитный механизм

В этой статье / видео мы сосредоточимся на

  • понимании защитного механизма сублимации
  • Сравните его со смещением
  • как это может помочь и помешать нашему росту
  • Наконец, как терапевты и коучи могут помочь клиентам, чей рост затруднен сублимацией

Защитный механизм сублимации: тематическое исследование

Ума — овдовевшая женщина; у нее никогда не было чувств ни к одному мужчине, кроме ее покойного мужа. Она знакомится с бойфрендом своей дочери и внезапно чувствует влечение к молодому человеку.

Что делает Ума?

Она бессознательно трансформирует свои неприемлемые чувства в материнские чувства, которые приняты в обществе. Она начинает финансировать его образование, водит его и ее дочь на ужины, в кино и т. д. Звонит ему раз в неделю, чтобы проверить его учебу и общежитие. Изо всех сил старается помочь ему и даже встает на его сторону, когда ее дочь и ее парень затевают драку.

Что Ума делает здесь , так это то, что она использует защитный механизм «сублимации».

Что такое сублимация?

Сублимация (нем. Sublimierung) — тип защитного механизма, при котором социально неприемлемых импульсов или идеализаций бессознательно трансформируются в социально приемлемые действия или поведение , что может привести к долгосрочной конверсии исходного импульса.

История сублимации

Идея сублимации появилась у Зигмунда Фрейда, когда он читал « Путешествие в Гарц » Генриха Гейне.

История об Иоганне Фридрихе Диффенбахе, который отрезал хвосты собакам, с которыми встречался в детстве, а позже стал хирургом. Фрейд назвал «сублимацию» одним из зрелых защитных механизмов, но на самом деле именно «Анна Фрейд» построила на этом в своей книге «Эго и механизмы защиты».

Как работает сублимация?

Всякий раз, когда человек сталкивается с определенными мыслями, чувствами и эмоциями, которые противоречат общественным нормам, это порождает в системе сильное беспокойство, стресс или чувство вины. Поскольку все это противоречит моральным ценностям, наш разум генерирует более тонкий и безопасный способ реализовать эти чувства. Этот другой способ передачи одних и тех же мыслей, чувств, эмоций очень социально приемлем. Таким образом, он уменьшает стресс/беспокойство/чувство вины. Все это происходит на бессознательном уровне, поэтому человек этого не осознает .

Сублимация: Примеры

Поясним с помощью пары примеров:
  • Человек, у которого много подавленного гнева, вырастает в профессионального борца там, где социально приемлемо драться.
  • Танцовщица, не добившаяся профессионального успеха в индустрии развлечений, вместо этого становится инструктором по танцам.

Замещение против сублимации

Если мы посмотрим, сублимация похожа на перемещение; однако, это происходит, когда человек способен вытеснять свои эмоции конструктивным и социально приемлемым способом, а не деструктивной деятельностью.

В перемещении, когда вы просматриваете связанную статью, вы заметите, что гнев, который женщина испытывает к своему боссу, направляется на ее сестру. Так что ее поведение по отношению к сестре все еще было деструктивным; крики на нее разрушали их отношения. С другой стороны, сублимация похожа, но поведение более приемлемо на социальном/моральном уровне, как в случае с Умой.

Сублимация: в повседневной жизни

В повседневной жизни , мы все используем сублимацию сознательно и бессознательно. Простейшим примером может быть мальчик, который испытывает крайнюю злость по отношению к своему отцу, поскольку не может выразить это; он играет в жестокие видеоигры. Теперь это определенно помогает ему в некотором роде, однако обратной стороной этого является то, что первоначальное чувство гнева по отношению к отцу не решается. В то же время не всегда у него будет возможность поиграть в видеоигры, что может добавить еще больше сложностей.

В приведенном выше примере об Уме и ее дочери; есть вероятность, что дочь Умы в конечном итоге может возражать против того, чтобы ее мать переборщила с молодым человеком. Она может выразить недовольство тем, что не является приоритетной . Это может привести к трениям в отношениях матери и дочери.

Таким образом, как и любой защитный механизм, в краткосрочной перспективе сублимация служит цели , но в долгосрочной перспективе она может иметь потенциал для создания осложнений.

Ниша терапевтов: работа с клиентами с помощью сублимации

Помните, что сублимация происходит на уровне бессознательного для защиты клиента , не позволяя ему осознать свои истинные чувства . Это происходит потому, что клиент может быть не в состоянии справиться как с

  1. истинными чувствами (в случае Умы, с влечением к молодому человеку), так и с
  2. тревогой, виной или беспомощностью, которые он испытал бы в результате осознания эти истинные чувства.

Возможные проблемы с клиентами, использующими сублимацию

Во время сеансов терапии и коучинга большинство клиентов сильно сопротивляются признанию своих сублимированных чувств. Во многих случаях терапевты используют конфронтационный подход, чтобы сломить это сопротивление. Важно помнить, что конфронтация в сочетании с признанием истинных чувств без навыков, необходимых для того, чтобы справиться с тем же самым, может принести больше вреда, чем пользы .

Рекомендуемые шаги для работы с клиентами, использующими сублимацию

Поэтому, насколько это возможно, помогите клиенту войти в контакт со своими истинными чувствами с помощью более тонкого подхода, который не включает слишком много конфронтации. Также подготовьте необходимую структуру , чтобы клиент после признания своих истинных чувств не был слишком строг к себе.

Можно использовать метамодель НЛП (модель опроса во время интервью) в сочетании с поддерживающим и успокаивающим тоном и языком тела для того же.

Различные техники из Гипноз также могут быть использованы с по помочь клиенту определить свои бессознательные чувства вместе с причинами того же . Это позволит клиенту глубже понять себя, а также развить навыки, необходимые для того, чтобы справляться с этими чувствами.

Если вы практикующий терапевт или хотите им стать, изучите все техники, упомянутые в этом посте, и многое другое. Дж у нас для нашего практического курса Cognitive Hypnotic Psychotherapist™  , который основан на интеграции различных подходов к психотерапии (когнитивный, поведенческий, психодинамический и гуманистический) с методами гипноза, НЛП, метафоротерапии и Внимательность.

Концепция сублимации в психологии Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга

«Психологические исследования не сняли все многочисленные покровы человеческой психики; она остается такой же неприступной и темной, как все глубокие тайны жизни»  [C.G.Jung, CW 8, пар. 688]

S сублимация — это процесс, посредством которого твердые вещества преобразуются непосредственно в парообразное состояние без прохождения через жидкую фазу. Latin sublime means “high”, subl i m a re , subl i m a t means “to elevate” (from subl i мис , «поднятый»). Термин был введен в немецкую терминологию Гёте (1749 г.-1832). Психологическая коннотация термина была придана Ницше (1844-1900), а позже развита Вильгельмом Флейсом (1852-1928), влиятельной фигурой в теории Фрейда. В психоаналитической теории сублимация есть перенаправление либидо в неинстинктивные каналы. Фрейд считал, что энергию, вложенную в сексуальные импульсы, можно перенаправить на погоню за более приемлемыми и общественно ценными достижениями культурных начинаний, поэтому сублимация является ключевым понятием в его учении, связывающим сексуальную теорию и теорию культуры («заметная черта культурного развития» ). (Van Haute, 2004) Фрейд: «Задача сублимации заключается в смещении инстинктивных целей таким образом, чтобы они не могли столкнуться с фрустрацией из внешнего мира. В этом помогает сублимация инстинктов. Человек получает наибольшую пользу, если может в достаточной степени увеличить выход удовольствия от источников интеллектуальной работы» (…) «Удовлетворение такого рода, как радость художника от творчества, от воплощения своих фантазий или радость ученого от решения проблем. или открытие истин, имеет особое качество. Но их интенсивность слабее по сравнению с интенсивностью, возникающей при насыщении грубых и первичных инстинктивных импульсов». (Фрейд, 1960) «Каждый человек, вступая в сообщество, должен принимать участие в том процессе, посредством которого строится цивилизованная жизнь и только благодаря которому она поддерживается. Он должен повторить жертву своих инстинктивных удовольствий ради общего блага». (Barlett, 1928, курсив мой) Трансформация является наиболее важным понятием в юнгианской психологии и используется для описания разнообразных процессов. (Stein, 1985) Юнг сказал: «Сублимация — это не добровольное и насильственное направление инстинкта в ложное поле приложения» (…) « Sublimatio — великая загадка. Фрейд присвоил это понятие и узурпировал его для сферы воли, а буржуазный, рационалистический теос ». (Adler, 1961) Sublimatio — это алхимический процесс, в котором восходящее действие приводит к переходу в более высокую форму. Алхимик освобождает anima mundi , заточенную в материи. Он увидел освобождение мировой души от тьмы материи; то есть бессознательные. (Stern, 1991) Таким образом, эго освобождается от абсолютной диктатуры архетипических сил и вместо навязчивого следования своей судьбе поддерживает с ними творческую связь. рождение Самости приводит не к смещению прежнего психологического центра, а к полному изменению отношения к жизни, сопровождающемуся психологической свободой. (Якоби, 1942) Вся личность «необратимо обновляется». (Franz, 1980) Не путем выяснения того, что было подавлено, а путем воссоединения эго с его полностью автономным, витальным и par excellence трансформирующим источником, которым, как показал нам Юнг, является бессознательное. В этом смысле термины метанойя, метаморфоза, пресуществление, возрождение и трансформация, через которые протекает индивидуация, являются синонимами. Трансформация – это цель терапии. (Юнг, CW 17, пар. 904) В то время как Фрейд использовал этот термин для описания добровольного акта воли, Юнг утверждает, что сублимация может «произойти» с нами только как своего рода благодать. (Юнг, 1912) Для Фрейда либидо было строго сексуальной энергией, для Юнга оно было самой «жизненной силой». Соответственно различаются и практические результаты их теорий. Терапевтическая техника Фрейда — это reductio in primam figuram (Юнг, CW 8, пар. 40), а юнговская restitutio ad integrum . (Jacobi, 1959) Для Фрейда это понятие основано на материалистическом мировоззрении, в то время как Юнг признает трансцендентных потенциалов человеческой психики. В этом отношении юнгианский анализ не сводит причинно один психический продукт к другому, а динамически связывает их с попыткой произвести символ. Символ в форме трансцендентной функции обладает способностью вызывать психическую трансформацию ( Wandlung ). Соединение бессознательного и сознания происходит через трансцендентную функцию: «новое содержание, управляющее всем мироощущением, кладущее конец разделению и направляющее энергию противоположностей в общее русло. Застой преодолен, и жизнь может течь с новой силой к новым целям». (Юнг, 1921) Исцеление происходит от соединения с природным потенциалом для этого через рост нового : «Невротик болен не потому, что он потерял свою старую веру, а потому, что он еще не нашел новую форму для своих лучших устремлений». (Юнг, 1914) Хотя мы можем говорить о трансформации как о реорганизации либидо, расширении сознания, рождении Самости, создании оси эго-Самость и т. д., феноменология, процесс и природа трансформации должны оставаться таинство и как таковое должно рассматриваться в терапии: со смирением и уважением.

Библиография

 

 

  • Адлер, Г., “ К.Г. Юнг, Письма, 1906-1950 », Издательство Принстонского университета, 1961, I: 171
  • Бартлетт Ф. К., « Психологический процесс сублимации », Scientia: rivista internazionale di sintesi Scientifica , 1928, с. 17н
  • Франц, М.Л.В., « Проекция и воспоминание в юнгианской психологии », 1978, Открытый суд, с. 161
  • Фрейд С., « Эго и Ид », изд. Джеймса Стрейчи, Нью-Йорк: Нортон, 1960 , с. 51
  • Хагман, Г., « Эстетический опыт. Красота, творчество и поиск идеала », Амстердам/Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2005, с. 18-39
  • Jolande J., “ Комплекс/Архетип/Символ: в психологии К.Г. Jung», Princeton University Press, 1959, с. 186
  • Jolande J., Psychologie C.G. Junga , Psychoanalytické Nakladatelství, 1997, с. 34
    • Юнг К., Г., « О перерождении », в « Архетипы и коллективное бессознательное », CW 9i, Princeton University Press, 1973
    • Юнг, К. Г., « Фрейд и психоанализ» , Собрание сочинений, том. 4, Издательство Принстонского университета, 1961
    • Юнг, К.Г., « Развитие личности» , CW 4, Princeton University Press, 1954
    • Юнг, К.Г., « Психологические типы », издательство Принстонского университета, 1971. (Собрание сочинений К. Г. Юнга, том 6), пар. 827-829.
    • Юнг, К., Г., CW 4, « Некоторые важные моменты в психоанализе », в CW 4, Princeton University Press, 1914, с. 252ф
    • Юнг, К., Г., « Практика психотерапии» , в Сборнике сочинений, том. 13, издательство Принстонского университета, 1966, с. 69 ф
    • Юнг, К.Г., « Символы трансформации »,     CW 5, Princeton University Press, 1912 г.
      • Седжвик, Д., « Введение в юнгианскую психотерапию, терапевтические отношения» , Бруннер-Рутледж, 2001, с. 37, 66 и 121
      • Стерн, М., Гибсон, К., Латроп, « Карл Юнг и психология души », Харрингтон Парк, 1991, стр. 112
      • Van Haute, P.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts