Эксперимент милгрэм: Эксперимент Милгрэма | это… Что такое Эксперимент Милгрэма?

90% людей готовы по команде бить током незнакомца — РТ на русском

Короткая ссылка

Екатерина Шутова

Польские учёные продемонстрировали, что 9 из 10 человек готовы причинять боль незнакомым людям, если им даёт такую команду авторитетный наставник. Своим опытом они подтвердили и даже превзошли результат аналогичного эксперимента, впервые проведённого Милгрэмом в США в 1960-х годах. RT рассказывает о том, как выясняли причины жестокости экзекуторов концлагерей и кому мучители сочувствуют больше.

Раз сказали — надо делать

Социальный психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета задумал провести опыт, чтобы узнать, насколько легко заставить людей подчиняться приказам. Его интересовало, могли ли палачи в нацистских концлагерях уничтожать миллионы людей, просто, как они говорили, «исполняя приказ». В ходе своего эксперимента, проведённого в 1963 году, Милгрэм хотел выяснить: остановятся ли испытуемые, если их действия будут причинять явную боль другим людям? 

Добровольцам объяснили, что в ходе эксперимента проверяется влияние боли на память.

Роль учеников, которым требовалось запоминать и повторять пары слов из длинного списка, играли актёры. К ним якобы были подсоединены электроды. Всякий раз, когда ученик ошибался, испытуемый, выступавший в роли учителя, должен был наказывать его ударом тока. С каждым последующим ударом напряжение возрастало на 15 В. Минимальный уровень напряжения составлял 15 В, максимальный — 450 В. 

Из 40 испытуемых ни один не отказался нажимать на кнопки и бить учеников током. На 135 В некоторые участники начинали колебаться, однако учёные убедили их, что ответственность за любой исход эксперимента берут на себя. В результате до уровня в 300 В дошли все испытуемые. Каждый раз, когда они выражали нежелание продолжать опыты над людьми, которые кричали и просили прекратить мучения, их убеждали, что эксперимент необходимо довести до конца. Последнюю кнопку, которая отвечала за удар тока напряжением 450 В, нажали 26 человек (65% испытуемых). 

  • Схема эксперимента Милгрэма. Экспериментатор (E) требует от «учителя» (T) задавать «ученику» (L) вопросы и наказывать его за неправильные ответы
  • © Wikipedia
Ничего не поменялось 

Спустя 54 года после первого эксперимента Стэнли Милгрэма польские учёные из Университета социальных и гуманитарных наук решили повторить его опыт. Проверка послушания под воздействием чужого авторитета, по их словам, в Восточной Европе ещё не проводилась. 

Исследователи из Польши пригласили поучаствовать в эксперименте 80 мужчин и женщин. Им снова сказали, что испытания проводятся в связи с исследованием процессов обучения и тренировки памяти. Задача была та же: по команде нажимать на рычаги, если ученики неправильно отвечали на заданный вопрос.

Эксперимент выявил, что больше эмоций вызывали женские крики, поэтому женщинам сочувствовали в три раза чаще, чем мужчинам. В целом же оказалось, что, за редким исключением, люди готовы в определённых обстоятельствах причинять физические страдания другим, особенно если видят их впервые: 90% испытуемых были готовы нажать последнюю кнопку.

«Когда люди узнают об эксперименте Милгрэма, подавляющее большинство говорит, что никогда бы так не поступили, — подводит итог социопсихолог Томас Гжиб. — Наше же исследование снова показало, как сильно влияет на людей ситуация и как легко они соглашаются делать то, что им не нравится». 

  • Стэнли Милгрэм
  • © The Chronicle of Higher Education / aeon.co
Податливость или доверие?

Итоги эксперимента в своё время удивили и расстроили самого Милгрэма. Они не сошлись с предположениями, которые выдвинули опрошенные им учёные и студенты. Этот опыт впечатлил весь мир и неоднократно повторялся в разных странах. Американский учёный решил, что все люди готовы бездумно подчиняться приказам. 

Как показало недавнее исследование Сент-Эндрюсского университета, человек обрекает незнакомца на страдания, поскольку убеждён, что делает это во благо, ради чего-то более важного. По мнению испытуемых, в определённых ситуациях жестокость по отношению к людям, не сделавшим им ничего плохого, может быть оправданна и допустима.  

Критики же Милгрэма, называвшие его эксперимент неэтичным, отмечали, что концлагерь и научный эксперимент сравнивать неверно. Например, австралийский психолог Джина Перри выдвинула предположение, что большую роль в послушании испытуемых сыграл авторитет учёных, а не привычка подчиняться. То есть участники доверяли экспертному мнению, и это заставило их продолжать причинять боль, несмотря на возможные моральные колебания. 

  • © Кадр из фильма «Экспериментатор»

Звучал и другой аргумент: результаты опыта нельзя трактовать как свидетельства бездумной жестокости и отсутствия сочувствия, потому что на самом деле никаким током никого не било.

По результатам аналогичных опытов даже проводились эксперименты, нацеленные на выяснение причин такого поведения людей. Так, публикация, в работе над которой принимала участие Перри, утверждает, что наибольшее значение имело давление на испытуемого. Если его настойчиво просили продолжать, шансы на исполнение возрастали. А чем сильнее сопротивлялся кто-либо из подставных учеников, тем больше испытуемых отказывались продолжать бить его током. Существенное значение имело и то, насколько близки между собой «учитель» и «ученик»: чем лучше они были знакомы, тем меньше была готовность испытуемых причинять боль.

Поляки воспроизвели эксперимент Милгрэма

Польские ученые повторили известный эксперимент Милгрэма на своих соотечественниках. Выяснилось, что поляки 2010-х годов готовы причинять боль людям, подчиняясь авторитету, не меньше, чем американцы 1960-х годов. Результаты работы были опубликованы в журнале Social Psychological and Personality Science в январе 2017 года, внимание к ним привлек выпущенный в марте пресс-релиз.

Один из наиболее авторитетных психологов XX века Стэнли Милгрэм провел свой классический эксперимент в 1963 году под впечатлением от преступлений нацистов в ходе Второй мировой войны. Он хотел выяснить, сколько страданий могут причинить обычные люди другим, если это входит в их обязанности. Для этого ученый пригласил среднестатистических людей поучаствовать в эксперименте, целью которого было заявлено изучение влияния боли на обучение.

В ходе эксперимента участники тянули поддельный жребий, чтобы играть роль учителя или ученика. На самом деле им всегда доставалась роль учителя, а ученика изображал профессиональный актер. Ученик должен был заучивать пары слов, а затем воспроизводить их по команде учителя. При этом в распоряжении учителя был правдоподобно выглядящий генератор тока с 30 переключателями от 15 до 450 вольт с шагом в 15 вольт. При каждой ошибке руководящий работой экспериментатор в белом халате велел учителю давать ученику удар током, причем с каждой последующей ошибкой напряжение увеличивалось на 15 вольт. Актер изображал усиливающуюся болевую реакцию, но экспериментатор настаивал на продолжении «обучения», произнося последовательно четыре фразы: «Пожалуйста, продолжайте», «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили», «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили» и «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать».

Если было достигнуто максимальное напряжение, его применяли трижды, после чего сессия прекращалась. Перед началом эксперимента учителю самому давали демонстрационный удар током напряжением 45 вольт.

Американский эксперимент должен был послужить лишь отладке методологии, после чего Милгрэм планировал провести его в Германии, чтобы лучше понять психологию граждан этой страны во время войны. Однако результаты оказались весьма красноречивыми: в среднем 65 процентов участников, подчиняясь авторитету экспериментатора, доводили наказание ученика до максимального, невзирая на его «боль» и протесты. Лишь около 12 процентов останавливались на показателе в 300 вольт, когда актер начинал изображать нестерпимые страдания. «Я обнаружил столько повиновения, что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии», — рассказывал ученый.

Эксперимент Милгрэма неоднократно воспроизводили в США, Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании со схожими результатами (средняя доля участников, доведших его до конца, в США составила 61 процент, а за их пределами — 66 процентов, разбег составлял от 28 до 91 процента).

Небольшие изменения дизайна исследования, призванные исключить влияние таких факторов как пол, социальный статус, авторитет научного центра, неведение об опасности тока и возможные садистские наклонности, на результаты существенно не влияли, как и год проведения работы. В странах Центральной и Восточной Европы подобные эксперименты до сих пор не проводились.

Сотрудники Университета общественных и гуманитарных наук во Вроцлаве решили исправить эту ситуацию. «Нашей целью было проверить, насколько высок уровень подчинения среди жителей Польши. Особая история центральноевропейского региона сделала вопрос подчинения авторитетам исключительно интересным для нас», — пишут они.

Чтобы снизить психологическую травму участников, ученые воспользовались модификацией эксперимента, основанной на выводах американского психолога Джерри Бергера (Jerry Burger). Он отметил, что большинство (79 процентов) участников оригинальной работы, дошедших до 10-го переключателя, доходят и до последнего, 30-го. Поэтому об уровне подчинения можно судить и по первым 10 показателям напряжения ударов. Таким дизайном и воспользовались польские психологи, чтобы сделать эксперимент более этичным. Для участия в нем пригласили 40 мужчин и 40 женщин в возрасте от 18 до 69 лет.

90 процентов участников, подчиняясь авторитету экспериментатора, дошли до последнего переключателя. Частота отказов от доведения эксперимента до конца была втрое выше, если роль ученика выполняла женщина, однако авторы отмечают, что из-за небольшого размера выборки сделать из этого однозначные выводы невозможно.

«Наше исследование в очередной раз продемонстрировало огромную силу ситуации, в которой находятся люди, и насколько легко они соглашаются на неприятные для себя вещи. Спустя полвека после работы Милгрэма поразительное большинство субъектов все еще готовы бить током беспомощного человека», — прокомментировал результаты один из авторов работы Томаш Гжыб (Tomasz Grzyb).

Олег Лищук

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Эксперимент Милгрэма показал, что любой может стать монстром

Ричард Стоктон | Под редакцией Джона Куроски

Опубликовано 12 сентября 2021 г.

Обновлено 21 сентября 2021 г.

Эксперимент Стэнли Милгрэма по послушанию был направлен на то, чтобы выяснить, насколько легко среднего человека можно склонить к совершению ужасных преступлений по приказу. Они узнали — с тревожными результатами.

В апреле 1961 года бывший полковник СС Адольф Эйхман предстал перед судом за преступления против человечности в израильском зале суда.

На протяжении всего судебного процесса, закончившегося обвинительным приговором и смертным приговором, Эйхман пытался защищаться на том основании, что он «лишь выполнял приказы». Снова и снова он заявлял, что он не был «ответственным деятелем», а был слугой тех, кто был ответственным, и поэтому его нельзя считать морально безупречным за то, что он просто выполнял свой долг и организовывал логистику по доставке людей в нацистские лагеря во время войны. война.

Эта защита не сработала в суде, и он был признан виновным по всем пунктам. Однако идея невольного, но послушного участника массовых убийств заинтересовала психолога из Йельского университета Стэнли Милграма, который хотел узнать, насколько легко морально нормальных людей можно склонить к совершению отвратительных преступлений по приказу.

Рукописи и архивы Йельского университетаУчастники одного из экспериментов Стэнли Милгрэма относительно послушания властям.

Чтобы разобраться в этом вопросе, Милграм опросил десятки людей, чтобы узнать их мнение. Все без исключения группы, к которым он обращался за предсказаниями, считали, что будет трудно заставить людей совершать серьезные преступления, просто приказав им это сделать.

Только три процента студентов Йельского университета, опрошенных Милгрэмом, заявили, что, по их мнению, обычный человек добровольно убьет незнакомца только потому, что ему приказали. Опрос коллег из медицинского вуза был аналогичным: только около четырех процентов психологов факультета предположили, что испытуемые сознательно убьют человека по приказу экспериментатора.

В июле 1961 года Милграм решил открыть для себя правду, придумав эксперимент, результаты которого до сих пор вызывают споры.

Экспериментальная установка Милгрэма

Рукописи и архивы Йельского университета. Оборудование для эксперимента Милгрэма.

Эксперимент, поставленный Милгрэмом, требовал, чтобы три человека заработали. Одному человеку, испытуемому, сообщали, что он участвует в эксперименте по запоминанию, и что его роль будет заключаться в том, чтобы наносить серию ударов током незнакомцу всякий раз, когда он не сможет правильно ответить на вопрос.

Перед субъектом находился лонгборд с 30 переключателями, помеченными повышающими уровнями напряжения, вплоть до 450 вольт. На последних трех были наклеены предупреждения о высоком напряжении.

Wikimedia CommonsИллюстрация установки эксперимента Милгрэма. Экспериментатор (Э) убеждает испытуемого («Учитель» Т) подвергнуть другого испытуемого, который на самом деле является актером («Ученик» Л), болезненным, по его мнению, ударом током.

Второй участник на самом деле был сообщником, который кратко болтал с испытуемым, прежде чем перейти в соседнюю комнату и подключить магнитофон к электрическим выключателям, чтобы воспроизвести записанные крики и крики во время нанесения ударов током.

Третьим участником был мужчина в белом лабораторном халате, который сидел позади испытуемого и делал вид, что проводит тест с сообщником в соседней комнате.

Казнь

Рукописи и архивы Йельского университета. Участники эксперимента Милгрэма.

В начале эксперимента испытуемый подвергался быстрому удару током от аппарата на самом низком уровне мощности. Милгрэм включил это, чтобы испытуемый знал, насколько болезненными были удары током; сделать боль от шока «реальной» для субъекта, прежде чем продолжить.

По ходу эксперимента администратор задавал невидимому сообщнику ряд задач на запоминание, требующих ответа. Когда сообщник давал неправильный ответ, администратор инструктировал субъекта щелкнуть следующим переключателем в последовательности, постепенно повышая напряжение.

При переключении выключателя магнитофон воспроизводил визг или крик, а на более высоких уровнях сообщник начинал стучать в стену и требовать освобождения. Ему дали написанные строки о сердечном заболевании.

После седьмого разряда он полностью замолчал, чтобы создать впечатление, что он либо потерял сознание, либо умер. Когда это случалось, администратор продолжал задавать вопросы.

Не получив ответа от «бессознательного» сообщника, администратор приказал субъекту применять все более и более сильные удары, вплоть до последнего выключателя на 450 вольт, который был окрашен в красный цвет и помечен как потенциально смертельный.

Находки

Рукописи и архивы Йельского университета Стэнли Милграм

Группы, опрошенные Милгрэмом перед началом экспериментов, предсказали, что в среднем менее двух процентов испытуемых можно заставить нанести смертельный удар током противному участнику.

В этом случае 26 из 40 испытуемых — 65 процентов — дошли до 450 вольт. Все они были готовы подать 300 вольт кричащему и протестующему субъекту в другой комнате.

Все испытуемые выдвинули какие-либо возражения во время теста. Однако Милгрэм был поражен, узнав, что, по-видимому, почти две трети нормальных людей убили бы человека электричеством, если бы человек в лабораторном халате сказал им: «Вы обязательно должны продолжать».

Соответственно, после того, как первоначальный эксперимент был завершен, он организовал дополнительные тесты с некоторыми контролируемыми переменными, чтобы увидеть, какое значение имеют различные факторы, влияющие на сопротивление людей авторитету.

Он обнаружил, что люди с гораздо большей вероятностью совершат жестокие действия, если их можно заставить почувствовать, что у них есть разрешение от какого-то признанного авторитета (например, ученого в лабораторном халате или старшего офицера СС) и что готовность участников шокировать возрастает по мере того, как они чувствуют, что власть взяла на себя моральную ответственность за действия, которые они совершают.

Некоторые другие результаты эксперимента Милгрэма:

  • Когда инструкции о применении электрошока даются по телефону, а не в присутствии авторитетного лица в комнате, уровень подчинения снижается до 20,5%, и многие «послушные» испытуемые на самом деле жульничают; они пропускали удары током и делали вид, что щелкнули выключателем, когда на самом деле этого не было.
  • Когда испытуемых заставляли прижимать руку жертвы к ударной пластине, тем самым устраняя расстояние, необходимое для нажатия безличного выключателя, согласие падало до 30 процентов.
  • Когда испытуемые были поставлены в положение, позволяющее приказывать другим людям — сообщникам, входившим в состав экспериментатора, — щелкнуть выключателем, их согласие возросло до 95 процентов. Помещение одного человека между субъектом и жертвой привело к тому, что 9,5 из 10 человек прошли весь путь до предположительно смертельного шока.
  • Когда испытуемым давали «образцы для подражания», чтобы подать пример сопротивления, в данном случае сообщников, которые возражали и отказывались участвовать, согласие упало до 10 процентов. Как будто субъекты действительно хотели остановиться, но нуждались в лидерстве, чтобы дать моральное разрешение не подчиняться авторитетной фигуре.
  • Когда администратор участвовал без лабораторного халата, то есть без униформы, указывающей полномочия, соответствие упало до 20 процентов.
  • Эксперименты, проведенные в местах, расположенных отдельно от престижного кампуса Йельского университета, показали меньшее согласие, всего 47,5%, как будто воспринимаемый статус окружения имел некоторое влияние на испытуемых.
  • Критика эксперимента Милгрэма

    Рукописи и архивы Йельского университета. Участники эксперимента Милгрэма.

    Говорят, что в социальных науках ничего не доказано, и тревожные результаты эксперимента Милгрэма не исключение. Работа Милграма со своими испытуемыми подверглась критике со стороны других представителей психологического сообщества почти сразу после публикации.

    Одним из наиболее серьезных обвинений, выдвинутых против статьи Милгрэма, был первородный грех социальных исследований: предвзятость выборки.

    Убедительно утверждалось, что хотя 40 местных мужчин, которых Милгрэм нанял для своего исследования, различались по происхождению и профессиям, они представляли собой особый случай и что такая небольшая группа белых мужчин, возможно, не является наиболее репрезентативной выборкой человечества. Поэтому работа Милгрэма имела ограниченную ценность для понимания человеческой психологии.

    На самом деле, утверждали критики, Милграм, возможно, обнаружил что-то тревожное в людях, которые участвуют в психологических экспериментах в Йельском университете, но такие люди должны были бы быть более конформистскими и стремящимися угодить авторитетным фигурам, чем действительно репрезентативная выборка населения. .

    Эта критика приобрела определенный вес, когда более поздние исследователи столкнулись с трудностями при воспроизведении результатов Милгрэма. Другие исследователи, используя менее предвзятые выборки, взятые из других групп населения, обнаружили значительно меньшее соответствие запросам администраторов. Многие сообщали о жестком сопротивлении со стороны людей, не имеющих высшего образования, и людей из рабочего класса.

    Результаты, казалось, построили кривую уступчивого поведения, от самой верхушки общества (богатые, белые, отличники из высшего класса) до самых низов (безработные, представители разных рас, бросившие школу).

    Те, кто поднялся выше всех, казались почти неприлично готовыми шокировать незнакомцев до смерти, когда их об этом попросил человек в белом халате. Было высказано предположение, что другие, у которых мог быть негативный опыт общения с властями, обычно были готовы спорить и прекращать эксперимент, прежде чем дело зашло слишком далеко.

    Прошло много времени с тех пор, как кто-то пытался воспроизвести эксперимент Милгрэма, и вряд ли кто-то когда-либо попытается это сделать, по крайней мере, в его первоначальном виде.

    Субъекты должны пройти интенсивный психический стресс-тест, поскольку их заставляют поверить, что они совершают то, что равносильно убийству, что нарушает многие из этических ограничений, действующих в настоящее время в отношении исследований на людях. Еще одна проблема — дурная слава эксперимента — даже если он был этичным, слишком много людей теперь знают об эксперименте, чтобы обеспечить честное выполнение тестовой группой.

    Какими бы ни были недостатки эксперимента Милгрэма и как бы трудно ни было в будущем разобраться в его выводах, того факта, что так много, казалось бы, нормальных мужчин из всех слоев американского общества чувствовали себя вынужденными нарушать свою совесть ради власти, достаточно, чтобы отправить мурашки по коже наблюдателей даже сегодня.


    Вам понравилась эта статья об эксперименте Милгрэма? Далее прочитайте об Отряде 731, отвратительной программе экспериментов на людях в Японии. Тогда читайте о печально известном Стэнфордском тюремном эксперименте.

Эксперимент Milgram (Short 2009)

  • 20092009
  • 15M

Рейтинг IMDB

7,5/10

34

Ваша рейтинг

ShortDramahistory

True Stories of Artanly of Artanly 9000. 9000. ShortDramahistory

TRINE STINLEY STANELESTORY 9000. психолог, который после изучения холокоста провел спорный эксперимент об опасностях послушания. Правдивая история доктора Стэнли Милгрэма, психолога из Йельского университета 1950-х годов, который после исследования холокоста провел спорный эксперимент об опасностях послушания. история доктора Стэнли Милгрэма, 19 летПсихолог из Йельского университета 50-х годов, который после изучения Холокоста провел спорный эксперимент об опасностях послушания.

IMDb RATING

7.5/10

34

YOUR RATING

    • Paul Gibbs
    • Patrick Gibbs
    • Paul Gibbs
  • Stars
    • Rosalie Bertrand
    • Justin Bruse
    • Стив Дэвис
    • Пол Гиббс
    • Patrick Gibbs
    • Paul Gibbs
  • Stars
    • Rosalie Bertrand
    • Justin Bruse
    • Steve Davis
  • See production, box office & company info
  • See more at IMDbPro
  • Фотографии

    Лучшие актеры

    Розали Бертран

    • Еврейка

    Джастин Брюс

    • Учитель #3

    Стив Дэвис

    • Learner

    Darren Ewing

    • Dr.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts