Экспрессивное поведение и культура | Студент-Сервис
Согласно теории эволюции Ч. Дарвина, мимика – движения лица, выражающие эмоции, – является врожденной, не зависимой от расы или культуры и не различается у человеческих существ во всем мире. Тем не менее в первой половине XX века многие ведущие культурантропологи, включая М. Мид, обнаружили многочисленные свидетельства того, что у представителей разных культур существуют значительные различия в экспрессивном поведении, в том числе и в мимике. По их мнению, выявленные различия означает, что мимика – это язык, которым, как и любым другим, человек овладевает в процессе социализации. Только благодаря тому, что японцев с детства учат не расстраивать своими переживаниями окружающих, они, испытывая глубокое горе от смерти близких, сообщают об этом с улыбкой.
Но в 60-е гг. П. Экманом и У. Фризеном была проведена целая серия экспериментов, выявивших инвариантность мимики в различных культурах и, получивших название «исследований универсальности». Так, в одном из экспериментов испытуемые из пяти стран (Аргентины, Бразилии, США, Чили и Японии) должны были определить, какой из шести эмоций – гневом, грустью, отвращением, страхом, радостью или удивлением – охвачены люди на показанных им фотографиях. Так как был выявлен высокий уровень согласия представителей всех культур в опознании шести эмоций, ученые сделали вывод об отсутствии культурной специфики мимики.
Правда, исследование проводилось в индустриальных и в значительной степени американизированных культурах. Поэтому оставалась высокая вероятность того, что смысл экспрессивных выражений на лицах людей, сфотографированных в США, опознавался в других странах благодаря знакомству с американскими кинофильмами, телевизионными программами и журналами.
Но когда сходное исследование было проведено на Новой Гвинее, испытуемые – члены двух не имеющих письменности племен – продемонстрировали результаты, сопоставимые с ранее полученными данными, лишь иногда смешивая страх и удивление. Более того, для увеличения надежности результатов исследователи сделали еще один шаг, предъявив студентам из США, которые никогда прежде не видели членов племен с Новой Гвинеи, их фотографии, запечатлевшие на лицах все те же эмоции. И новые результаты оказались аналогичными предыдущим: испытуемые опознали все эмоции, испытывая некоторые затруднения лишь при разграничении страха и удивления.
Экман и Фризен попытались ответить еще на один вопрос: одинаковым ли образом в реальной жизни отражаются на лицах людей те эмоции, которые они опознают на фотографиях. В исследовании, проведенном в США и Японии, испытуемым показывали вызывающие определенные эмоции фильмы и записывали – без их ведома – их реакции на видео. И в этом случае подтвердилась гипотеза об универсальности экспрессивных выражений лица – просмотр одних и тех же эпизодов сопровождался у американцев и японцев одной и той же мимикой.
В дальнейшем исследования, повторяющие и развивающие работы Экмана и Фризена, проводились в других странах, другими исследователями, и все они подтвердили их основные выводы. Хотя и были обнаружены некоторые межкультурные вариации в мимике, в настоящее время универсальность отражения базисных эмоций в экспрессивных выражениях лица общепризнанна. Более того, в исследовании, проведенном одновременно в десяти странах, было выявлено, что по мимике представителей чужих культур очень хорошо опознаются не только «чистые», но и смешанные эмоции.
Но если в вопросе об универсальности человеческой мимики правы Дарвин и современные психологи, то как же быть с многочисленными данными культурантропологов о существенных различиях в проявлении эмоций у представителей разных культур?
Во-первых, не вызывает сомнений, что существуют элементы мимики, использование которых несет на себе явный отпечаток культуры. Так, в Америке мигание двумя глазами обычно означает согласие или одобрение, и американский ребенок познает его значение, наблюдая за родителями и другими людьми. А азиатский ребенок мигать не учится – во многих восточных культурах подмигивание считается дурной привычкой и может обидеть человека.
Во-вторых, не только психолог, но и любой наблюдательный человек, взаимодействующий с представителями различных народов, видит межкультурные вариации в частоте и интенсивности отражения тех или иных эмоций на их лицах.
Иными словами, в каждой культуре выработаны передающиеся из поколения в поколение правила, регулирующие экспрессивные выражения лица и предписывающие, какие – универсальные по своей сути – эмоции позволительно в определенных ситуациях показывать, а какие – прятать. Экман и Фризен назвали их культурно обусловленными правилами «показа» эмоций.
Так, очень строгие правила «показа», а точнее, «сокрытия», маскировки эмоций существуют в японской культуре. Практически все наблюдатели отмечают, что у жителей страны восходящего солнца, «как правило, спокойное, безмятежное выражение лица, независимо от внутренних … эмоций», которые они стремятся скрывать, пряча под маской.
Эта особенность японской культуры отразилась и на результатах сравнительно-культурного исследования, проведенного Экманом и Фризеном. Как уже отмечалось, при просмотре вызывающего стресс фильма в одиночестве на лицах американцев и японцев выражались одинаковые эмоции. Но смотря фильм в присутствии экспериментатора, американские испытуемые демонстрировали те же эмоции отвращения, страха, грусти или гнева, в то время как у японцев негативные эмоции стали отражаться на лице реже и заменялись улыбкой.
Иными словами, даже присутствия экспериментатора оказалось достаточным для того, чтобы у японских испытуемых активизировались культурно-специфичные правила «показа» эмоций и проявились отличия от американцев, для низкоконтекстной культуры которых характерны не столь резкие изменения в поведении – в том числе и невербальном – в зависимости от особенностей ситуации. Следует также отметить, что на поведение японцев, придающих огромное значение статусу взаимодействующих с ними людей, не могло не повлиять то обстоятельство, что при демонстрации фильма присутствовал «старший высокостатусный экспериментатор».
В последние годы социальные психологи обратили особое внимание на межкультурные различия правил «показа» эмоций в разных ситуациях. В исследовании, проведенном в Венгрии, Польше и США, испытуемые должны были оценить, насколько уместной была бы демонстрация эмоций в присутствии членов своей группы, например близких друзей или родственников, и в присутствии членов чужой группы, например в общественном месте, при общении со случайными знакомыми.
По мнению поляков и венгров, «среди своих» уместны позитивные эмоции, а негативные демонстрировать не следует. «Показ» негативных эмоций более уместен «среди чужих». Иными словами, испытуемые из Восточной Европы проявили стремление не расстраивать плохим настроением членов своей группы и мало заботы о чужих. Если судить по этим результатам, польская и венгерская культуры более коллективистичны, чем американская. Американские испытуемые посчитали более приемлемыми проявления гнева, отвращения или страха перед родственниками или друзьями, а не перед посторонними, в присутствии которых индивид в США должен всегда демонстрировать оптимизм и радость жизни.
Еще одним видом экспрессивного поведения человека являются жесты или выразительные движения рук. В обыденном сознании существует убеждение, что с их помощью – «на пальцах» – представители разных культур, даже не зная языка друг друга, могут объясниться между собой. Действительно, иностранцы обо многом могут договориться с местными жителями с помощью жестов, имитирующих действия: изображающих курение сигареты, зажигание спички и т.п. Но даже в этом случае жесты могут быть поняты не везде, так как предполагают знакомство с тем или иным предметом. Кулак с отведенным указательным пальцем, предназначенный для показа пистолета, не даст основы для опознания в первобытной культуре, не знакомой со стрелковым оружием.
За последние десятилетия появилось большое количество работ, описывающих и систематизирующих жесты. В результате становится все более очевидным, что большинство жестов культурно-специфичны, и не. только не способствуют межкультурной коммуникации, а затрудняют ее. Существует множество историй о попавших в затруднительное положение путешественниках, использовавших привычные для них жесты, которые, как оказалось, в других странах имеют совсем другое значение. Г. Триандис приводит пример, как американский президент Р. Никсон, не желая того, оскорбил бразильцев: он сложил в кольцо большой и указательный пальцы, т.е. использовал жест, означающий «окей» в США, но непристойный в Бразилии. Одинаковые по технике исполнения жесты могут по-разному интерпретироваться даже в разных районах одной страны. Так, региональные различия в значении кивания и покачивания головой из стороны в сторону как согласия или несогласия отмечены в Греции и Турции.
При подготовке индивидов к взаимодействию в инокультурной среде психологи обычно рекомендуют во избежание недоразумений использовать жесты как можно меньше. Этой же точки зрения придерживаются и специалисты по лингвострановедению, полагая, что на первом этапе изучения иностранного языка учащимся следует исключить невербальные средства своей национальной культуры, так как выучить и правильно употреблять систему жестов сложнее, чем выучить язык. Постепенно они должны быть ознакомлены с наиболее характерными жестами культуры изучаемого языка, но нет никакой необходимости стремиться к активизации всех жестов, в ряде случаев «то, что у носителя языка кажется обычным, у представителя другой страны становится неуместным».
Разные типы жестов в разной степени связаны с культурой. Адаптеры, (почесывание носа, покусывание губ) помогают нашему телу адаптироваться к окружающей обстановке, но со временем могут и утратить эту функцию. Хотя они слабо используются при межличностном общении, именно культура определяет, какие из них прилично или неприлично использовать в той или иной ситуации. Иными словами, правилам их использования индивид обучается в процессе социализации.
Иллюстраторы непосредственно связаны с содержанием речи, визуально подчеркивают или иллюстрируют то, что слова пытаются выразить символически. Различия между культурами состоят в частоте и правилах использования определенных жестов. Некоторые культуры поощряют своих членов к экспрессии в жестах (в жестикуляции) во время вербальной коммуникации. К ним относятся еврейская и итальянская культуры, но манера жестикуляции в каждой- из них имеет свой национальный колорит. В других культурах индивидов с детства приучают быть сдержанными при использовании жестов как иллюстраторов речи: в Японии считается похвальным умеренность и сдержанность в движениях, жесты японцев едва уловимы.
Все культуры выработали жесты-символы, имеющие собственное когнитивное значение, т.е. способные самостоятельно передавать сообщение, хотя они часто и сопровождают речь. Именно одним из культурно-специфичных символических жестов так неудачно воспользовался американский президент Никсон в Бразилии. Кстати говоря, значение сложенных кольцом большого и указательного пальцев чрезвычайно многообразно: в США это символ того, что все прекрасно, на юге Франции – «плохо, ноль», в Японии – «дай мне немного денег», а в некоторых регионах Европы, как и в Бразилии, – весьма непристойный жест.
Итак, между символическими жестами в разных культурах существуют весьма значительные различия. Исследователи пришли к заключению, что они тем сложнее для понимания в чужой культуре, чем больше дистанция между формой жеста и референтом (тем, что должно быть изображено). «Намекающий жест рукой «иди ко мне», видимо, будет понят повсеместно, хотя в разных культурах он не абсолютно идентичен: русские обращают ладонь к себе и раскачивают кисть вперед и назад, а японцы вытягивают руку вперед ладонью вниз и согнутыми пальцами делают движение в свою сторону . Но «договорный» русский жест «на большой палец» («на ять») – поднятый вверх большой палец сжатой в кулак руки – может и не быть идентифицирован в другой культуре как символ одобрения или восхищения.
В проведенном в Голландии исследовании студенты не только определили значение большинства «намекающих» жестов, использованных китайцами и курдами, но и отметили, что подобные жесты представлены в их собственной культуре. Но некоторые из «договорных» жестов не были правильно интерпретированы ни одним из испытуемых.
В той или иной степени обусловлены культурой и другие элементы экспрессивного поведения человека, например поза. Например, «в Америке движение с выпрямленным телом символизирует силу, агрессивность и доверие». Когда же американцы видят «согбенную фигуру, … то могут «прочитать» потерю статуса, достоинства и ранга». А в Японии люди, «выпрямившие поясницу», считаются высокомерными.
К сожалению, мы не имеем возможности описать межкультурные различия во всех системах невербального поведения, используемых в человеческой коммуникации. К настоящему времени наиболее изученной – кроме перечисленных – оказалась пространственно-временная организация общения (проксемика). Меньше внимания уделяется в этнопсихологии другим системам невербального поведения: разнообразным прикосновениям, основанным на тактильной системе знаков, паралингвистическим добавкам к речи, например интонации и громкости голоса, культуре запахов и т.п., хотя различия и в этих областях отнюдь не способствуют эффективному обмену информацией между представителями разных культур и народов.
Большой интерес представляет всестороннее изучение особенностей коммуникации в сложных, многокомпонентных обычаях и ритуалах. С этой точки зрения достаточно подробно в мировой науке проанализированы погребальные ритуалы в традиционных обществах. Давно установлено, что стереотипизированные элементы вербального (крики, плачи, песнопения) и невербального (мимика, слезы, жесты) поведения их участников не являются стихийным,выражением индивидуальных эмоций, а носят публичный и социальный характер. Так, прежде всего социальным явлением предстает вытье по покойнику в русской деревне.
Наблюдатели отмечали даже использование причитаний для передачи информации, абсолютно не связанной с обрядом похорон: вытье по покойнику служило предлогом для того, чтобы «разнести «при народе» своих недругов». Особенно часто пользовались этим «молодые бабы, терпящие действительные или мнимые обиды в семье от мужа, свекрови и др.
ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ НА ОСНОВЕ ЭКСПРЕССИВНЫХ ИСКУССТВ
ПУТЬ К ЦЕЛОСТНОСТИ: ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ НА ОСНОВЕ ЭКСПРЕССИВНЫХ ИСКУССТВ
Н. РОДЖЕРС
Когда объединяются искусство и психотерапия, их глубина и сфера действия могут быть расширены, а работая вместе, они оказываются связанны на всем протяжении человеческой истории целительства и врачевания.
Ш.МакНифф. «Искусство и психотерапия «
Пробуждение творческой жизненной энергии человека является частью психотерапевтического процесса. Таким образом, творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс. Включая творческие искусства в мою терапевтическую практику, я использую термин человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств (person — centered expressive arts therapy)[1]. Термин экспрессивная терапия, или терапия на основе экспрессивных искусств обычно обозначает танцевальную терапию, арттерапию и музыкальную терапию. Эти термины служат также для обозначения использования в терапии дневниковых записей, стихов, воображения, медитации и драматической импровизации. Использование экспрессивных искусств в целях облегчения процессов эмоционального оздоровления, разрешения внутреннего конфликта и пробуждения творчества человека представляет собой расширяющееся поле деятельности. В главах этой книги я надеюсь побудить вас к тому, чтобы вы обогатили вашу личную и профессиональную жизнь экспрессивными искусствами в том их качестве, которое усилит вашу способность к самопознанию, к культивированию более глубоких отношений с другими людьми, к обогащению ваших методов работы в качестве художника, терапевта и фасилитатора групп.
Что такое терапия на основе экспрессивных искусств?
Терапия на основе экспрессивных искусств использует различные искусства — движение, рисование, живопись,
133
скульптуру, музыку, письмо, вокализацию и импровизацию — в условиях, обеспечивающих поддержку человека, с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления. Она представляет собой процесс самоисследования посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глубин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной » картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства.
Мы выражаем наши внутренние чувства посредством создания внешних форм. Экспрессивное искусство — это использование эмоциональных, интуитивных аспектов нас самих с помощью различных средств. Использовать искусство экспрессивно — это значит войти в наш внутренний мир для того, чтобы обнаружить находящиеся в них переживания и затем выразить эти переживания посредством художественных форм, движения, звука, письма или драматизации. Проговаривание своих переживаний также является важным способом осмысленного самовыражения и самоисследования. В терапевтическом мире, основанном на гуманистических принципах, термин экспрессивная терапия был зарезервирован за невербальной и/или метафорической экспрессией. Гуманистическая терапия на основе экспрессивных искусств отличается от аналитической или медицинской модели арттерапии, в которой искусство используется для того, чтобы продиагностировать, проанализировать и «пролечить » людей.
Большинство из нас уже открыли для себя тот или иной аспект экспрессивного искусства в качестве несомненно полезного для каждодневной жизни. Вы можете рисовать каракули, когда говорите по телефону, и находить это занятие успокаивающим. Вы можете вести личный дневник и обнаружить, что, по мере того как вы пишите, ваши переживания и представления претерпевают изменения. Возможно вы записываете свои мечты и ищите в этих записях некие знаки и символы. Вы можете заниматься живописью или скульптурой в качестве хобби и при этом осознаете всю силу этого опыта, уносящую вас от ваших каждодневных проблем. Или же вы напеваете, когда ведете машину или совершаете длительные прогулки. Все это — примеры самовыражения, самоэкспрессии посредством движения, звука, письма и искусства с целью изменения своего состояния. Все это пути высвобождения ваших переживаний, прояснения ума, поднятия духовных способностей и введения себя в более высокие состояния сознания. Это процесс, который является терапевтическим.
Когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, мы не беспокоимся относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни. Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения. Мы можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если обратимся к символическим или метафорическим обращениям, содержащимся в произведениях экспрессивных искусств. Наши произведения обращаются к нам, и мы можем понять эти обращения, если найдем время, чтобы вникнуть и прочувствовать их.
Хотя в ходе экспрессивной терапии иногда возникают интересные и подчас вполне совершенные произведения, мы оставляем эстетику и мастерство тем, кто желает заниматься искусством профессионально. Конечно, некоторые из нас оказываются настолько вовлеченными в искусство как Средство самовыражения, что впоследствии решают усовершенствовать свои навыки в той или иной конкретной области искусства. Многие арттерапевты видят себя теперь уже не столько в качестве терапевтов, сколько в качестве художников. Многие художники поняли целительные свойства творческого процесса и стали арттерапевтами.
Когда мы работаем с клиентами, использование творческого процесса для глубокого внутреннего исцеления предполагает ряд последовательных шагов. Терапевты, применяющие экспрессивные
134
искусства, осознают, что вовлечение в терапевтический процесс ума, тела и эмоций человека активизирует как интуитивные способности клиента, его воображение, так и логическое, линейное мышление. Поскольку эмоциональные состояния редко бывают логичными, использование воображения и невербальных средств предоставляет клиенту альтернативный путь для самоисследования и общения. Этот процесс является мощной интегрирующей силой.
Традиционно психотерапия является словесной формой терапии, и речь в ней всегда будет важной составляющей. Однако я обнаружила, что, когда клиент выражает себя с помощью образов, можно быстрее понять его внутренний мир. Цвет, форма и символы — это различные языки, которые говорят из бессознательного и для каждого человека содержат особые смыслы. По мере того как я слушаю объяснение клиентом своих образов, я отчетливо вижу мир так, как видит его клиент. Он может также использовать движение или жест, чтобы показать, что и как он чувствует. Следуя его движению, я могу понять его мир посредством кинестетической эмпатии.
Знание клиента о самом себе расширяется по мере того как его движение, художественная деятельность, письмо и вокализация предоставляют ему своего рода ключи для дальнейшего исследования. Использование экспрессивных искусств становится как целительным процессом, так и новым языком, который говорит о многом и клиентам, и терапевту. Эти искусства являются мощными средствами для обнаружения, проживания и принятия неизвестных аспектов своего Я. Словесная терапия сконцентрирована на эмоциональных нарушениях и неприемлемом поведении. Экспрессивные искусства переносят клиента в мир эмоций и добавляют его опыту как бы новое измерение. Включение искусства в психотерапию дает клиенту способ использования неконтролируемых, свободных и наполненных энергией частей своего Я. Терапия может включать в себя моменты радостного, полного жизни учения, идущего на многих уровнях — сенсорном, кинестетическом, понятийном, эмоциональном и мифическом. По свидетельствам клиентов, экспрессивные искусства помогли им выйти за предел своих проблем и увидеть себя конструктивно действующими в окружающем мире.
ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ?
Человекоцентрированный аспект терапии на основе экспрессивных искусств представляет собой исходную философию, лежащую в основе моей работы. Клиентоцентрированный или человеко центрированный подход, развитый мок отцом, К. Роджерсом, акцентирует роль терапевта, проявляющего эмпатию, открытость, честность, конгруэнтность, заботу, когда он слушает индивида или группу и фасилитирует их рост. Эта философия включает убеждение в том, что каждый человек обладает самоценностью, достоинством и способностью к самоуправлению. Философия К.Роджерса основана на доверии к неотъемлемому, присущему каждому человеку внутреннему импульсу в направлении роста и развития. Я строю мой подход к терапии на основе экспрессивных искусств на этой очень глубокой вере в природную способность человека стремиться к полной реализации своего потенциала.
Исследование К.Роджерсом терапевтического процесса выявило, что исцеление происходит тогда, когда клиент чувствует себя принятым и понятым. Почувствовать себя принятым и понятым — достаточно редкий опыт, особенно тогда, когда вы испытываете страх, гнев, горе и. ревность. И тем не менее, исцеляют именно эти моменты принятия и понимания. В качестве друзей или терапевтов мы часто полагаем, что в этих случаях мы должны иметь готовый ответ или же должны дать совет. При этом, однако, мы игнорируем исключительно важную истину: самую большую помощь мы оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся » во всю глубину его эмоциональной боли и проявляем уважение к способности человека найти свой собственный ответ.
135
Эмпатия и принятие дают индивиду возможность усилить самого себя и выявить свой уникальный потенциал. Эта атмосфера понимания и принятия также позволяет вам, вашим друзьям или вашим клиентам почувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы опробовать экспрессивные искусства в качестве пути к становлению собственной целостности.
ТВОРЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
Меня интригует то, что я называю творческой связью (creative connection), — усиливающееся взаимодействие между движением, искусством, письмом и звуком. Например, движение в сочетании с осознанием открывает для нас глубокие переживания, которые затем могут быть выражены с помощью цвета, линии или формы. Когда мы пишем сразу же после движения или занятия искусством, в процессе возникает свободный поток, иногда воплощающийся в стихах. Разработанный мною процесс творческой связи стимулирует подобное самоисследование. Он подобен раскрывающимся лепесткам лотоса, цветущего летним днем. В теплом, принимающем окружении лепестки открываются, чтобы явить внутреннюю сущность цветка. Как только мы осознаем наши переживания, они становятся источником дальнейшего самопонимания и творчества. Мы осторожно позволяем себе ощутить свои новые возможности. С каждым таким открытием мы можем углублять наш опыт. Когда мы достигаем нашего внутреннего ядра, то обнаруживаем свою связь со всеми живыми существами. Мы создаем, творим для того, чтобы установить связь с нашим внутренним источником и вступить в контакт с миром и всей вселенной.
Некоторые писатели, художники и музыканты осознают эту творческую связь. Если вы один из них, то можете сказать: «Конечно, я всегда музицирую и танцую прежде чем начинаю рисовать «. Или если вы писатель, то возможно вы отправляетесь в дальние пешеходные прогулки прежде чем сесть за письменный стол.
Впрочем, вы не одиноки и в том случае, если, подобно многим людям в нашем обществе, говорите про себя: «Я нетворческий человек «. Я надеюсь, что эта книга будет способствовать тому, что вы опробуете новый для себя опыт. Вы удивитесь самому себе.
Я верю, что все мы способны быть подлинно творческими, независимо от того, используем ли мы это творчество, чтобы установить связь с семьей, или для того, чтобы нарисовать картину. Многое в нашем творчестве привносится из бессознательного, из наших переживаний и интуиции. Бессознательное — наш глубокий колодец. У многих из нас поверх этого колодца лежит крышка. Переживания могут быть конструктивно канализированы в креативные занятия — в танец, музыку, занятия искусством или письмо. Когда наши переживания радостны, художественная форма дает духовный подъем. Когда наши переживания полны жестокости и гнева, мы можем преобразовать их в преисполненное мощи искусство вместо того, чтобы изливать их на мир. Такое искусство помогает нам принять этот темный аспект нас самих. Самопринятие имеет первостепенное значение для сочувствия и сострадания другим.
ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННЫХ ЭКСПРЕССИВНЫХ ИСКУССТВ
Я почувствовала свое собственное оздоровление, когда объединила вместе мои интересы в психотерапии, занятиях искусством, танцем, сочинительством и музыкой. Человекоцентрированная экспрессивная терапия возникла в результате моей личностной интеграции этих искусств и той философии, которую я разделяла. В процессе личного экспериментирования я испытала этот инсайт благодаря моему художественному журналудневнику. Я рисовала каракули, «выпускала пар » или же играла красками без заботы о результате.
Сначала у меня не было достаточной уверенности, чтобы предложить эти методы клиентам, я попросила их попробовать все это, а затем дать мне обратную
136
связь. Они сказали, что эти пробы были для них полезны: их самопонимание быстро повысилось, а общение между нами чрезвычайно улучшилось.
То же самое произошло, когда я предложила использовать в целях самовыражения движение, вокализацию и свободное письмо. Клиенты и участники групп отмечали ощущения «новых начинаний » и свободы быть. Один участник группы писал: «Я вновь научился играть, научился тому, как отпускать то, что я «знаю » — мои успехи, достижения и познания. Я открыл важность того, чтобы намного легче иметь дело с тяжелыми эмоциями в экспрессивной игре, нежели думать или говорить о них «.
Стало очевидно, что процесс творческой связи усиливает интеграцию. Это ясно сформулировал один из клиентов, который сказал так: «Исследуя свои переживания, я обнаружил, что могу благодаря выражению своих эмоций в движении и танце прорваться сквозь внутренние барьеры (структуры), которые я установил для самого себя. Если зарисовать чувство, возникающее после движения, то это продлевает процесс раскрытия «.
Трудно выразить в словах глубину и силу художественного экспрессивного процесса. Я хотела бы поделиться эпизодом из личной жизни, в котором использование экспрессивных искусств помогло мне на протяжении трудного периода в моей жизни. Я надеюсь, что, читая об этом, вы хотя бы отчасти ощутите мой процесс роста и развития, ставший возможным в условиях принимающего окружения и благодаря движениям, занятиям искусством и ведению дневника.
Месяцы после кончины моего отца были для меня в эмоциональном отношении, как езда с горы на роликах. Потеря воспринималась, как чудовищная, и в то же время было ощущение, что меня освободили. Мое внутреннее чувство состояло в том, что его уход открыл для меня своего рода психическую дверь, и в то же время он принес мне огромную печаль.
Экспрессивные искусства сослужили мне хорошую службу в это время скорби. Двое моих друзей арттерапевтов пригласили меня поработать какоето время с ними вместе. Конни СмитСигел пригласила меня провести неделю в коттедже в Болинас Бей. Я рисовала одну черную картину за другой. Каждый раз, когда мне надоедали эти черные образы, я начинала рисовать новую картину. Она также оказывалась унылой и мрачной. Хотя изначально Конни была художницей, ее терапевтическая подготовка и способность принимать мое эмоциональное состояние позволили мне быть искренней.
Я поехала также на семинар, который проводила по выходным дням Колин Киберт, и пробыла там какоето время, занимаясь ваянием и живописью. На это раз темой были приливные волны, и вновь — черные картины. Одно скульптурное произведение, выполненное в глине, изображало голову, выныривающую изпод чудовищной волны. Мое ощущение захлестнутости частностями в связи с опустением дома моих родителей, принятием решений относительно вещей моего отца и ответами сотням людей, которые любили его, брало свое. И вновь мои занятия искусством дали полную свободу моим чувствам и, таким образом, принесли ощущение облегчения. Другим большим шагом на этом пути было то, что Колин всячески поддерживала меня в том, чтобы использовать опыт художественного творчества для облегчения и понимания моего внутреннего процесса. Я думала, что должна преодолеть свою скорбь в течение месяца, но эти две женщины позволили мне продолжать выражать мою реку печали. Весь тот год мое экспрессивное искусство обнаруживало мое длящееся ощущение утраты в сочетании с чувством открытия новых горизонтов.
Как часто бывает, когда человек испытывает глубокое страдание, — одновременно приоткрываются духовные сферы. Через три месяца после кончины моего отца я отправилась в Швейцарию, чтобы поработать там кофасилитатором группы вместе с арттерапевтом Паоло Книллем. Это было время, когда у меня было повышенное ощущение связанности и общности с людьми, природой и моими
137
снами. В моем внутреннем бытии произошли удивительные события. Я переживала синхронности (synchronicities), особые послания и замечательные образы. Однажды ночью я внезапно проснулась от того, что, как мне казалось, в моей комнате билось множество больших крыльев. На следующее утро я зарисовала этот опыт настолько хорошо, насколько смогла.
как-то днем я проводила группу, где мы делали упражнение, которое называется «Таяние и рост «. Группа распределилась на пары участников, и партнеры по очереди наблюдали за тем, как их напарники танцевали, «таяли » и затем «вырастали «. Я участвовала в этом действе в паре с Паоло. Он наблюдал, как я медленно таяла из позы в полный рост до совершенной распластанности на полу. Позднее я записала в своем дневнике:
«Мне очень понравилась возможность растаять, полностью отпустить себя. Когда я растаяла и просочилась в пол, то почувствовала себя полностью расслабленной. Я сдалась! Внезапно я ощутила, что буквально пронизана невероятным светом. Хотя мои глаза были закрыты, все сияло. Изумленная, я какоето время спокойно лежала, а затем начала медленно «расти «, пока не выпрямилась в полный рост «.
Я дала участникам группы инструкцию изобразить в цвете опыт их движения. Всепроникающий свет трудно нарисовать, но я попыталась схватить этот ошеломляющий опыт в цвете.
Рефлектируя этот опыт, мне представляется, что сердце вдруг раскрылось. Это сделало меня одновременно и уязвимой, и преисполненной внутренней силы и света. Несколько дней спустя появилась новая картина с волной. На этот раз яркая зеленоголубая вода была освещена розовозолотым небом.
Эти случаи являются частью моего внутреннего опыта, и я поделилась ими по двум причинам. Вопервых, я хотела проиллюстрировать преобразующую силу экспрессивных искусств. Вовторых, мне хотелось показать, что человекоцентрированная экспрессивная терапия базируется на очень специфических гуманистических принципах. Например, крайне важно было то, что я была с людьми, которые позволили мне быть в моем горе и слезах, а не похлопывали по плечу и говорили, что все будет хорошо. Я знала, что если у меня будет что сказать, я буду услышана и понята. Когда я сказала Паоло, что испытала ощущение пронизанности светом, он мог бы сказать — «Это просто твое воображение «. Однако он не только понял, он сказал мне также, что видел в тот момент драматическое изменение в выражении моего лица.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Представляется важным ясно и четко сформулировать гуманистические принципы в качестве основы для дальнейшей работы:
Все люди обладают природной способностью к творчеству.
Творческий процесс исцеляет. Экспрессивный продукт несет важные сообщения индивиду. Вместе с тем именно процесс творчества является глубоко преобразующим.
Личностный рост и высшие состояния сознания достигаются посредством самоосознания, самопонимания и инсайта.
Самоосознание, понимание и инсайт достигаются погружением в наши эмоции. Переживания горя, гнева, боли, страха, радости и экстаза являются тем туннелем, по которому мы должны пройти, чтобы попасть на другую сторону — к самоосознанию, пониманию и целостности.
Наши переживания и эмоции являются источником энергии. Эта энергия может быть канализирована, высвобождена и преобразована посредством экспрессивных искусств.
Экспрессивные искусства — включая движения, художественные ремесла, вокализацию, музыку, медитацию и воображение — ведут нас в бессознательное. Это зачастую позволяет нам выразить прежде неизвестные фрагменты нас самих и, таким образом, высветить новую информацию и достичь нового осознания.
138
Виды искусства взаимосвязаны таким образом, который я называю творческой связью. Когда мы двигаемся, это влияет на то, как мы пишем или рисуем. Когда мы пишем или рисуем, это влияет на то, как мы чувствуем или думаем. В процессе творческой связи одна форма искусства стимулирует и питает другую, приближая нас к внутреннему ядру или сущности, которая является нашей жизненной энергией.
Существует связь между нашей жизненной силой — нашим внутренним ядром или душой — и сущностью всех существ.
Поэтому, по мере того как мы путешествуем внутрь себя, чтобы открыть нашу сущность или целостность, мы обнаруживаем нашу связанность с внешним миром. Внутреннее и внешнее становятся единым.
Мой подход к терапии основан на психодинамической теории индивидуального и группового процесса:
Личностный рост имеет место в безопасном, поддерживающем окружении.
Безопасное, поддерживающее окружение создается фасилитаторами (учителями,
139
терапевтами, руководителями групп, родителями, коллегами), которые являются подлинными, теплыми, эмпатичными, открытыми, честными, конгруэнтными и заботливыми.
Эти качества лучше всего осваиваются, если первоначально переживаются в собственном опыте.
Отношения клиенттерапевт, учительучащийся, родительребенок, женамуж, партнерпартнер могут быть контекстом для проживания всех этих качеств.
Личностная интеграция интеллектуального, эмоционального, телесного и духовного измерений происходит по мере рефлексии и выражения элементов этого жизненного опыта.
Схема, приводимая выше, иллюстрирует то, как выявление сущности Я посредством экспрессивных искусств соединяет нас с универсальным источником энергии, помогая устанавливать отношения с сообществом и с миром в целом.
Если вы пожелаете, то можете отправиться вместе со мной в путешествие такого внутреннего исследования, целью которого является пробуждение вашей креативности. Возможно, что вы — писатель, которого пугает изобразительное искусство, или же вы — художник, который говорит: «Я не могу танцевать «, или же вы — терапевт, который хотел бы открыть методы обогащения отношения консультантклиент.
Процесс творческой связи: приведенная выше схема показывает, что по мере того как благодаря экспрессивным искусствам мы отправляемся в путешествие внутрь себя, мы погружаемся в бессознательное и осознаем новые аспекты своего Я, получая таким образом новое видение и новые возможности. Затем, устанавливая связь с хотя бы еще одним человеком в эмпатическом и поддерживающем окружении, мы учимся способам установления связей с сообществом людей. По мере того как мы учимся быть аутентичными и обладающими новыми возможностями в рамках небольшого сообщества, мы начинаем испытывать все большее воодушевление, продвигающее нас в более широкий социальный круг. Мы становимся способными к сотворчеству и сотрудничеству, достижению нашей высшей цели и реализации всех наших сил. Все это в сочетании с сочувствием и состраданием соединяет нас с миром — другими культурами и природой.
Поступила в редакцию 15. VII 1994 г.
Перевел с английского А.Б. Орлов
Публикуемый, текст представляет собой перевод первой главы новой книги, известного американского психотерапевта Натали. Роджерс ‘Творческая связь (Rogers N. Creative Connection. Polo Alto Scienсe & Behavior Books, Inc., 1993) .- Прим. перевод.
[1] Перевод термина «personcentered therapy » как «личностноцентрированная терапия » не является, на взгляд, вполне точным. Принимая во внимание общепринятое в англоязычной психологической литера различение терминов person (человек) и personality (личность), терапию К. Роджерса следует обозначить как «центрированную на человеке » ли «человекоцентрированную «. — Прим.перевод.
Четыре разных типа личности | Бретт Хардин
Предположительно, я физическое лицо . Я научился быть естественным, поняв, как эффективно общаться с людьми. Дело не в том, что я натурал, а в том, что мои родители научили меня типам личности, когда я был маленьким.
Они читали книги о личности и рассказывали мне содержание. Этот пост представляет собой информацию, разбитую в удобном для восприятия формате. Если вы хотите узнать больше, я перечислил книги с партнерскими ссылками в справочном разделе.
Чтобы понять, как эффективно общаться с кем-то, важно понимать концепцию типов личности. Поняв типы личности высокого уровня, вы сможете сортировать людей в течение 30 секунд и понимать, как проще с ними общаться. Обратите внимание, это не НЛП. Это обсуждение для другого дня.
История
Можете пропустить это, если вам все равно.
Типы людей существуют уже давно. Первоначально названные Гиппократом четырьмя темпераментами, они устанавливают четыре архетипа личности людей. Он был расширен личностным тестом Майерс-Бригг, который слишком сложен.
В любой момент времени кто-то может быть любым из четырех, но люди обычно чувствуют себя наиболее естественно в одном из них. Архетип, в который попадают люди, легко распознать, как только вы поймете четыре, и вы сможете соответствующим образом изменить свою позу и язык, как только вы определите, с какой личностью вы имеете дело.
Прежде чем продолжить, важно отметить, что некоторые выражения, используемые для описания личностей, могут звучать негативно. Используемый язык не должен восприниматься негативно. Один из типов личности ничем не лучше остальных трех. Каждый тип просто отличается, и для общения с каждым из них следует использовать разные подходы.
Типы личности я буду представлять с помощью разбивки Меррилла-Уилсона. Есть еще Мейерс-Бриггс (более сложный) и классические четыре темперамента. Merrill-Wilson имеет лучший ROI. Простой для понимания и быстрой идентификации.
Четыре типа личности: Драйвер, Выразительный, Любезный и Аналитический. Есть две переменные для идентификации любой личности: они лучше в фактах и данных или отношениях ? А их интроверт или экстраверт .
- Драйвер -Extrovert
- Аналитический -Интраверт на основе фактов
- Экспресс -Взаимосвязь
- Экспресс -Отношения. . Определите основной тип и поговорите с ним.
Телевизионные примеры
В большинстве ситкомов и драм представлен каждый из этих типов личности. С каждой разбивкой на личности я приведу вам пример, который должен помочь вам получить полное представление о типе характера.
Водители очень сильные личности. Как правило, они склонны к тому, чтобы сделать это или что-то еще. Они могут казаться очень доминирующими и быстро действовать. Минус в том, что иногда они могут показаться упрямыми или высокомерными. Иногда этот тип личности может показаться дерзким, наезжающим на других, чтобы добиться цели.
Примеры
Я бы очень хотел, чтобы здесь был Отто Манн. Видишь, что я там делал? «Я такой красивый и прямолинейный».Большинство людей, читающих этот пост в блоге от HackerNews, подходят под этот тип личности. Аналитики постоянно оценивают, определяют плюсы и минусы, составляют списки дел. Аналитики постоянно задают вопросы, почти до такой степени, что получают слишком много информации. Другие видят в них талантливых людей с блестящими идеями. Тем не менее, они могут страдать от аналитического паралича из-за чрезмерного анализа ситуаций. Если вы когда-либо составляли список того, что «делаете все правильно», вы аналитик.
Примеры
Всегда думающий, всегда изобретательный: мистер Бернс. Я никогда не понимал женской способности избегать прямого ответа на любой вопрос. Звездный путь: Оригинальный сериал , «По эту сторону рая»«Природные» люди лица. Им нравится общение и общение. Они отличные рассказчики и часто переусердствуют, пытаясь угодить людям. Они также хорошо умеют доносить свое видение, заинтересовывать других идеями и проблемами. Однако иногда на них нельзя положиться, чтобы добиться цели.
Примеры
Гомер СимпсонВыразительный доктор Маккой — «Я врач, а не психолог».Самая спокойная, плоская личность. Любезные типы расслаблены и их трудно возбудить. Кажется, что они постоянно расслаблены и больше всего на свете желают спокойной обстановки. Они будут стараться изо всех сил, чтобы не расстраивать людей. На самом деле, их безразличие часто может расстраивать людей, которых они пытаются задобрить. Они часто будут ждать до последней минуты, чтобы принять решение, и часто будут следовать тому, что делают все остальные. Это глубоко эмоциональные личности, которые хотят гармонии.
Примеры
Дружелюбная Мардж Симпсон Дружелюбный Павел ЧеховЕсли вы хотите узнать больше об эффективном общении с каждым типом личности, я включил партнерские ссылки на книги, которые мои родители использовали для обучения меня этим понятиям. Хотя эти книги полезны при первом прочтении, я перечитываю их раз в год, чтобы напомнить себе, как эффективно донести свои идеи до каждого из четырех различных типов личности.
Каталожные номера
* Personality Plus
* Танцы с дикобразамиПерепечатано с bretthard.in
Sizzle Sizzle — Советы по розничным продажам для экспрессивных стилей личности
От Боб Фиббс
Получите доступ к моему БЕСПЛАТНОМУ электронному курсу обучения розничным продажам из 5 частей!
Доступ сейчас
Только Экспрессивная личность может надеть платье, полностью сделанное из мяса, чтобы представить его на вручении наград.
Только экспрессивная личность может стать гуру фитнеса, нося атласные шорты и майку почти 30 лет.
Конечно, я говорю о Леди Гаге и Ричарде Симмонсе; оба являются экспрессивными личностями. В предыдущем посте я поделился, что Дружелюбный является полной противоположностью Водитель , и сегодня вы обнаружите, что Выразительный является полной противоположностью Аналитический .
Мир является сценой для Экспрессивного стиля личности отчасти потому, что мы вознаграждаем их за их уникальность, их видение и их мысли, которые они могут легко выражать другим.
Выразительный характер — это новое, веселое и необычное. Это люди, которые действительно маршируют под своих барабанщиков. У них могут быть блестящие вспышки, накачивать аудиторию или создавать следующий обязательный продукт. Это были бы желтые лабрадоры-ретриверы, бегающие по собачьему парку с фрисби во рту и призывающие кого-нибудь поиграть с ними.
Только потому, что они такие чертовски веселые и увлекательные, эти личности могут «продать лед эскимосам».
Их энергия и энтузиазм заразительны. В некотором смысле они живут в своем собственном розовом мире возможностей.
Экспрессивные товары отлично подходят для продажи всего вашего магазина; они открывают воронку, чтобы максимизировать возможности.
Выразительные личности — это свечи зажигания для вашей команды. Когда вы открываете новый магазин, часто именно эти люди приходят подать заявку. Это потому, что они любят новые вещи. Как только это становится скучным или рутинным, они ищут что-то другое. Жизнь коротка.
Если на пляже выпадет отличный день, они первыми вызовут болезнь. Их обаяние не может компенсировать такую ненадежность, поэтому многие работодатели избегают их.
Это ошибка.
Экспрессивные личности видят все возможности почти так же, как они видят будущее. Это те, кто может собрать отличный наряд, или показать вам, что вы можете делать с программным обеспечением, или дать отличные идеи о том, что делать в саду. Экспрессивные люди могут продать шипение, а не стейк. (Если вы хотите продать стейк, поговорите с аналитиком.)
Экспрессивным людям нравится играть с продуктами, и они не боятся продавать их .
Из них получаются такие замечательные продавцы, потому что они не боятся быть отвергнутыми другими, плюс у Экспрессивных людей есть естественная способность устанавливать эмоциональный, личный уровень с кем угодно.
Подобно личности Водителя, я сказал, что они могут сделать это.
Но неподготовленные экспрессивные розничные продавцы могут быть слишком много для многих людей. Их естественная яркость и павлинье также может быть утомительно управлять.
Для экспрессивной личности чем больше выбор, тем лучше. Но это противоположно тому, как видят вещи 90% людей в мире; большинство людей хотят, чтобы их выбор сократился до одного или двух.
Необученный Экспрессивный человек часто не перестает предлагать конкурирующие товары — даже в конце распродажи; эта тенденция сбивает покупателя с толку и в конечном итоге приводит к потере продажи. Если неподготовленный Экспрессивный человек не сужает воронку до одной или двух возможностей, клиент может потеряться в море выбора.
Экспрессивные выражения также подвержены тому, что я называю OMG-моментами.
Те, где они говорят, прежде чем подумать. Как этот, который я делюсь из своей книги, Руководство розничного врача по развитию вашего бизнеса …Женщина вошла в наш магазин и спросила: «Сколько стоит этот жилет?» Сотрудник Expressive быстро ответил: «Больше, чем вы можете себе позволить». Немного потрясенная, она ответила: «Откуда ты знаешь, сколько я могу себе позволить?» И, как гладко говорящие, меняющие форму люди, которыми могут быть экспрессивные люди, он ответил: «Я видел все эти сумки с покупками в ваших руках и подумал, что у вас, возможно, закончились деньги».
Самое интересное в этой истории то, что он продал ей этот жилет за несколько сотен долларов и многое другое.
Экспрессивные люди рассказывают вам обо всех преимуществах продукта. Проблема в том, что они могут продавать, основываясь только на эмоциях, поэтому они могут преувеличивать некоторые факты того, что они действительно могут сделать.
Так же, как и личность Водителя, Экспрессивный считает продажи просто игрой, зная, что чем больше они отдают, тем больше вероятность того, что они сделают продажи.
Будучи слишком самоуверенными (как Водители), они могут быть ковбоями, нарушающими правила, которые делают все по-своему, делая скидки, а затем спрашивая разрешения постфактум. Поскольку они такие влиятельные личности, многие менеджеры позволяют им это делать, потому что «большой объем покрывает множество грехов».
Некоторые магазины одежды поощряют Экспрессивных личностей вмешиваться в разговоры с другими сотрудниками и покупателями. Это может быть как хорошо, так и плохо. Хорошо, когда они говорят только то, что нужно для продажи, и плохо, когда один из тех OMG моментов.
Экспрессивные люди почти не боятся неудачи — не только в том, что они говорят, но и в том, что они носят, поэтому вы должны убедиться, что ваш дресс-код позволяет им быть уникальными, а не безликими.
Когда Экспрессив расстраивается, это часто становится драмой. Они питаются чужими эмоциями и могут ворошить котел, поэтому убедитесь, что они знают, когда зашли слишком далеко.
Если вы Экспрессив, вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы чаще продавать больше:
- Следите за своим голосом, чтобы не говорить слишком громко.