Экзистенциально гуманистическое направление в психологии: Экзистенционально-гуманистический подход в психологии и психотерапии

Экзистенционально-гуманистический подход в психологии и психотерапии

Автор — С. Л. Братченко, доцент кафедры психологии РГПУ им. Герцена, кандидат психол. наук. Оригинал статьи опубликован в «Психологической газете» N 01(16) 1997 г.

…Мы — живущие существа, и потому в определенной степени все мы — экзистенциалисты.

J. Bugental, R. Kleiner

Экзистенциально-гуманистический подход не относится к числу простых. Сложности начинаются уже с самого названия. Чтобы разобраться с этим, немного истории.

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на стыке двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека; с другой стороны это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение — экзистенциальное, представленное такими именами как Карл Ясперс, Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Виктор Франкл и др.

Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления — очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом семействе экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло МЭЙ, Джеймс БЮДЖЕНТАЛ и др.

Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛ предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому.

Недавно в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии создана секция экзистенциально-гуманистической терапии. Точнее было бы сказать — официальный статус получила группа психологов и терапевтов, реально работавшая в этом направлении с 1992 года, когда в Москве в рамках Международной конференции по гуманистической психологии произошла наша встреча с Дэборой РЭХИЛЛИ, ученицей и последовательницей Дж. Бюджентала. Затем Дэбора и ее коллеги Роберт НЭЙДЕР, Падма КАТЕЛЛ, Ланир КЛАНСИ и др. провели в течение 1992 — 1995 гг.

в Санкт-Петербурге 3 семинара-тренинга по ЭГП. В промежутках между семинарами группа обсуждала полученный опыт, основные идеи и методические аспекты работы в этом направлении. Таким образом, в качестве базового (но не единственного) секция экзистенциально-гуманистической терапии выбрала подход Дж. Бюджентала, основные положения которого следующие. (Но прежде несколько слов о давнишней нашей проблеме: как нам их называть? Многие известные зарубежные психологи в русской транскрипции не только получают весьма своеобразную трактовку например, один из самых крупных психологов ХХ века Abraham MASLOW известен у нас как Абрахам Маслоу, хотя, если смотреть в корень, то он Абрам Маслов, а если в словарь, то Эйбрахам Мэслоу, — но приобретают сразу несколько имен, например, Рональд ЛЭЙНГ, он же ЛЭНГ. Особенно не повезло James BUGENTAL — его называют тремя и более вариантами; думается, лучше всего произносить его так, как это делает он сам — БЮДЖЕНТАЛ.)

Итак, важнейшие положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей терапией.

  1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В экзистенциально-гуманистическом подходе терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.
  2. Экзистенциально-гуманистический подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.
  3. В центре внимания терапевта, работающего в экзистенциально-гуманистическом подходе, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюджентал, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне . Субъективность — это наши переживания, стремления, мысли, тревоги … все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное — что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту.
  4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, экзистенциально-гуманистический подход ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь.
    Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.
  5. Экзистенциально-гуманистический подход задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т. д . Позиция Бюджентала: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию. Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюджентал описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них.
    На мой взгляд, такой глубиной и тщательностью разработки программы расширения субъективных возможностей терапевта вряд ли могут похвастаться другие подходы.

В планы секции экзистенциально-гуманистической терапии входит дальнейшее изучение и практическое освоение всего богатства теоретического и методического арсенала экзистенциально-гуманистического подхода. Приглашаем к сотрудничеству и участию в работе секции всех желающих занять экзистенциальную позицию в психологии и в жизни.

Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии(Братченко С.Л.)

…Мы — живущие существа, и потому в определенной степени все мы — экзистенциалисты.

(J. Bugental, R. Kleiner)

Экзистенциально-гуманистический подход не относится к числу простых. Сложности начинаются уже с самого названия. Чтобы разобраться с этим, немного истории.

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на стыке двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека; с другой стороны это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение — экзистенциальное, представленное такими именами как Карл Ясперс, Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Виктор Франкл и др.

Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления — очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С.Л. Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом семействе экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен.

Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло МЭЙ, Джеймс БЮДЖЕНТАЛ и др.

Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛ предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому.

Недавно в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии создана секция экзистенциально-гуманистической терапии. Точнее было бы сказать — официальный статус получила группа психологов и терапевтов, реально работавшая в этом направлении с 1992 года, когда в Москве в рамках Международной конференции по гуманистической психологии произошла наша встреча с Дэборой РЭХИЛЛИ, ученицей и последовательницей Дж. Бюджентала . Затем Дэбора и ее коллеги Роберт НЭЙДЕР, Падма КАТЕЛЛ, Ланир КЛАНСИ и др. провели в течение 1992 — 1995 гг. в Санкт-Петербурге 3 семинара-тренинга по ЭГП. В промежутках между семинарами группа обсуждала полученный опыт, основные идеи и методические аспекты работы в этом направлении. Таким образом, в качестве базового (но не единственного) секция экзистенциально-гуманистической терапии выбрала подход Дж. Бюджентала, основные положения которого следующие. (Но прежде несколько слов о давнишней нашей проблеме: как нам их называть? Многие известные зарубежные психологи в русской транскрипции не только получают весьма своеобразную трактовку например, один из самых крупных психологов ХХ века Abraham MASLOW известен у нас как Абрахам Маслоу, хотя, если смотреть в корень, то он Абрам Маслов, а если в словарь, то Эйбрахам Мэслоу, -, но приобретают сразу несколько имен, например, Рональд ЛЭЙНГ, он же ЛЭНГ. Особенно не повезло James BUGENTAL — его называют тремя и более вариантами; думается, лучше всего произносить его так, как это делает он сам — БЮДЖЕНТАЛ. )

Итак важнейшие положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей терапией.

  1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В экзистенциально-гуманистическом подходе терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.
  2. Экзистенциально-гуманистический подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.
  3. В центре внимания терапевта, работающего в экзистенциально-гуманистическом подходе, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюджентал, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне . Субъективность — это наши переживания, стремления, мысли, тревоги … все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное — что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту.
  4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, экзистенциально-гуманистический подход ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.
  5. Экзистенциально-гуманистический подход задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т. д . Позиция Бюджентала: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию. Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюджентал описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них. На мой взгляд, такой глубиной и тщательностью разработки программы расширения субъективных возможностей терапевта вряд ли могут похвастаться другие подходы.

В планы секции экзистенциально-гуманистической терапии входит дальнейшее изучение и практическое освоение всего богатства теоретического и методического арсенала экзистенциально-гуманистического подхода. Приглашаем к сотрудничеству и участию в работе секции всех желающих занять экзистенциальную позицию в психологии и в жизни.

Братченко С.Л.,

С.Л. БРАТЧЕНКО, доцент кафедры психологии РГПУ им. Герцена, кандидат психол. наук. Оригинал статьи опубликован в «Психологической газете» N 01 (16) 1997 г.

Гуманистическая психология и экзистенциально-гуманистическая психология – экзистенциальная терапия

Гуманистическая психология восходит к Абрахаму Маслоу как отцу-основателю, но со временем она стала тесно ассоциироваться с личностно-центрированной терапией Карла Роджера (или клиент-центрированной терапией ). ). Однако гуманистическая психология сегодня намного шире и сложнее, чем основополагающий подход Маслоу и Роджера. Широкое определение гуманистической психологии может включать множество различных подходов, в том числе личностно-центрированную терапию, эмоционально-ориентированную терапию (EFT), гештальт-терапию, фокусирование и экзистенциально-гуманистическую терапию.

Сегодня, по крайней мере в Соединенных Штатах, ученые и практики часто рассматривают экзистенциальную психотерапию как одну из гуманистических психотерапий, и исследования показывают, что это один из наиболее популярных гуманистических подходов (Paige et al., 2018). . Есть много причин для конвергенции этих методов лечения. Во-первых, с момента своего появления эти два подхода находились в тесном диалоге. Во-вторых, было предпринято много попыток совместить экзистенциальную и гуманистическую терапию (например, 9 Бюгенталя).0003 экзистенциально-гуманистическая психотерапия ). Наконец, оба подхода имеют много общих ценностей.

Сходства с экзистенциальной психологией

Оба подхода феноменологичны. Хотя термин «феноменология» является сложным термином, по поводу которого расходятся мнения многих психологов и философов, суть того, что он означает для этих подходов, заключается в том, что они ценят личный опыт и субъективность. Психология в своем стремлении стать наукой отдала предпочтение объективному. Хотя феноменологические подходы не сбрасывают со счетов важность объективных подходов, они считают важным признать ограничения объективности. Отчасти это означает, что объективное знание является лишь частью общей картины.

« здесь-и-сейчас » или терапевтический момент является общей ценностью этих подходов. Хотя прошлое важно, важно также не забывать настоящее. В «здесь и сейчас» включено обязательство понимать, обрабатывать и ценить терапевтические отношения. Эти отношения рассматриваются как реальные отношения с уникальными ограничениями, границами и контекстами. Другими словами, в то время как многие психоаналитические подходы рассматривают терапевтические отношения в первую очередь как продукт переноса, гуманистический и экзистенциальный подходы сосредотачиваются на реальном в отношениях в дополнение к паттернам переноса/контрпереноса.

Оба подхода ценят самосознание. В более общем смысле это относится ко всем глубинным психотерапиям. Однако есть еще один уникальный аспект самосознания в рамках гуманистической и экзистенциальной мысли. Самосознание в более общем смысле относится к пониманию себя, которое в первую очередь рассматривается как накопленный жизненный опыт и бессознательное знание. В гуманистической и экзистенциальной мысли самосознание также глубоко связано с человеческим состоянием и тем, как оно влияет на индивидуальное «я».

Гуманистический и экзистенциальный подходы ценят в людях изначальное добро и человеческий потенциал. Часть терапевтического процесса понимается как освобождение человека, чтобы он мог принять свои основные достоинства и потенциал. Считается, что при этом они станут более счастливыми и довольными жизнью.

Отличия от экзистенциальной психологии

В то время как оба подхода верят в человеческий потенциал и добро, экзистенциализм больше сосредоточился на потенциале зла и человеческих ограничениях. Это скорее различие процесса, чем базовые ценности. Другими словами, гуманистическая психология обычно придерживается той же позиции, что и экзистенциализм, но гуманистические терапевты не проводили столько времени, пребывая в тени или даймонизме. Это различие не следует преуменьшать, несмотря на общую основу их убеждений. Со временем гуманистическую психологию несправедливо охарактеризовали как чрезмерно «теплую и нечеткую». Многие люди уклонялись от этого теоретического подхода из-за того, что считали, что он не имеет отношения к реальным человеческим условиям. И наоборот, экзистенциалистов часто обвиняют в том, что они проводят слишком много времени в темных местах и ​​довольно болезненны. Ни одна из характеристик не является точной, однако эти характеристики временами оказывали влияние на тех, кто был привлечен к различным теоретическим позициям, и на то, как они развивались с течением времени.

Важная дискуссия между Карлом Роджерсом и Ролло Мэем подчеркивает и расширяет эти различия. Обсуждение началось со статьи, опубликованной Карлом Роджерсом в журнале Ассоциации гуманистической психологии « перспективы ». За ней последовала более поздняя статья, опубликованная Мэем (1982 г.) в Journal of Humanistic Psychology вместе с ответом Роджерса (1982 г.; обе статьи были переизданы в Miller, 1992 г.). Для Роджерса человеческое зло отличается от человеческой природы. Находится в культуре. Для мая люди врожденно имеют потенциал как к добру, так и к злу. Для Роджерса и многих психологов-гуманистов зло — это внешняя реальность, которая воздействует на людей через культуру и социализацию. Мэй выразил обеспокоенность по этому поводу отчасти потому, что он не верит, что это адекватно справляется с нашим собственным потенциалом зла.

В этом же диалоге Мэй (1982) указывает на другое важное различие, которое иногда возникает между гуманистическими и экзистенциальными терапевтами. Могут высказываться опасения, что при чрезмерном сосредоточении на клиенте и эмпатическом ответе в личностно-центрированной терапии есть некоторая цена за более глубокое подлинное вовлечение, которое требует от терапевта сосредоточения на своем собственном субъективном опыте. Иными словами, психологи-гуманисты могут иногда сосредотачиваться на клиенте за счет признания собственного опыта. При этом клиент лишается возможности более глубокого взаимодействия с терапевтом как с субъективным Я.

Эти две теории имеют разные философские корни. Гуманистическая мысль не так тесно связана с гуманистической философией, как экзистенциальная психология с экзистенциальной философией. На самом деле смешение гуманистической психологии и гуманизма в историческом смысле весьма показательно. Вообще говоря, феноменологическая, континентальная и экзистенциальная философии оказали большее влияние как на гуманистическую, так и на экзистенциальную психологию, чем на гуманистическую философию и гуманизм. Утверждая это, все же следует признать, что существует много широких подходов к гуманистической психологии и много подходов к гуманизму. Более того, гуманизм часто ошибочно понимают как антирелигиозный. Хотя некоторые формы гуманизма противопоставляются религии, существуют религиозные подходы к гуманизму, даже христианскому гуманизму. Тем не менее, неправильное представление о том, что гуманизм всегда антирелигиозен, и предположение, что гуманистическая психология коренится в гуманизме, заставили некоторых предположить, что гуманистическая психология антирелигиозна, что неверно.

Гуманистическая психология имеет тенденцию уделять больше внимания искусству терапии, субъективному и интенциональному, пренебрегая наукой о терапии, объективными и человеческими ограничениями. Хотя некоторые мыслители-гуманисты справедливо оспорили бы это утверждение, по сравнению с экзистенциальным мышлением это утверждение имеет веские основания. Экзистенциализм имеет тенденцию быть более сбалансированным. Его ценности согласуются с фокусом гуманистической психологии, но он оставляет больше места для науки, объективности и человеческих ограничений.

И гуманистический, и экзистенциальный подходы ценят аутентичность, но по-разному понимают, что это значит. Дю Плок и Тантам (2019) разъясняют, что

Здесь важны споры между гуманистами и экзистенциалистами о значении «подлинности». Гуманисты думают, что речь идет о самоутвержденной жизни — о том, чтобы быть верным своему сущностному «я». Экзистенциальные терапевты считают, что подлинность заключается в том, чтобы быть открытым и правдивым по отношению к жизни: принимать ее ограничения и границы и позволять ей проявляться как можно полнее через собственную прозрачность. (стр. 151)

Хотя я думаю, что было бы правильнее заменить «гуманистов» на «ученых-гуманистов-психологов», эта цитата проясняет важную разницу в понимании подлинности. В экзистенциальной психологии больше внимания уделяется проявлению мужества противостоять данности существования.

Наконец, можно утверждать, что экзистенциальное мышление поддерживает более гибкую основу для интеграции других подходов. Это верно даже в отношении терапии, ориентированной на решение. Хотя у меня есть некоторые опасения по поводу некоторых когнитивно-экзистенциальных подходов, в то же время я считаю сильной стороной экзистенциальной мысли то, что она достаточно адаптируема, чтобы допустить это. Экзистенциальная психология чаще используется как фрейм, объединяющий другие глубинные подходы. Хотя это все еще можно сделать с помощью гуманистической психологии, это не так естественно, как адаптироваться.

В конце концов, именно приспособляемость и равновесие являются сильными сторонами экзистенциальной психологии. Много раз в своей карьере я переоценивал, на чем лежит моя терапевтическая основа. Я обдумывал, какие подходы лучше подходят для моих ценностей — юнгианский, реляционный психоанализ или гуманистический подход. В конце концов, именно эта приспособляемость и баланс убеждают меня в том, что экзистенциальный подход является более подходящей основой по сравнению с другими подходами глубинной психотерапии.

Ссылки

дю Плок С. и Тантум Д. (2019). История экзистенциально-феноменологической терапии. В E. van Deurzen, Craig, E., Längle, A., Schneider, KJ, Tantum, D., & du Plock, S. (Eds.), The Wily world handbook of экзистенциальная терапия (стр. 135-135). 153). Хобокен, Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл.

Пейдж, Дж., Байок, Г., Эллис, С., Фальк, Дж. Годси, М.Л., Хоффман, Л., О’Нил, Дж., Ратсак, Дж., Сильвейра, Д., Сайпс, Г.С. , Вамсли Д., Уитакер А. и Ву Т. (2018 г., август). Кто занимается гуманистической психологией? Уточнение демографии. Плакат, представленный на 126-й ежегодной конференции -й Американской психологической ассоциации в Сан-Франциско, Калифорния.

Оригинальная версия добавлена ​​2004. Обновлена ​​в июле 2016 года. Обновлен январь 2020 г.

Экзистенциальная терапия-Экзидовая гуманистическая институт

О в области экзистенциальной гуманистической (E-H) терапия

Irvin Yalom считает, что действующая психотерапия не определена конкретных приемов, а определяется его отношением. Экзистенциальный терапевт, по словам Джеймса Бьюгенталя, «присутствует, когда клиент исследует свои глубочайшие жизненные трудности». К ним относятся: