Экзистенциально гуманистическое направление в психологии: Основы экзистенциально-гуманистического подхода

Содержание

Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии(Братченко С.Л.)

…Мы — живущие существа, и потому в определенной степени все мы — экзистенциалисты.

(J. Bugental, R. Kleiner)

Экзистенциально-гуманистический подход не относится к числу простых. Сложности начинаются уже с самого названия. Чтобы разобраться с этим, немного истории.

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на стыке двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека; с другой стороны это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение — экзистенциальное, представленное такими именами как Карл Ясперс, Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Виктор Франкл и др.

Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления — очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи.

Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С.Л. Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом семействе экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло МЭЙ, Джеймс БЮДЖЕНТАЛ и др.

Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛ предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому.

Недавно в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии создана секция экзистенциально-гуманистической терапии. Точнее было бы сказать — официальный статус получила группа психологов и терапевтов, реально работавшая в этом направлении с 1992 года, когда в Москве в рамках Международной конференции по гуманистической психологии произошла наша встреча с Дэборой РЭХИЛЛИ, ученицей и последовательницей Дж. Бюджентала . Затем Дэбора и ее коллеги Роберт НЭЙДЕР, Падма КАТЕЛЛ, Ланир КЛАНСИ и др. провели в течение 1992 — 1995 гг.

в Санкт-Петербурге 3 семинара-тренинга по ЭГП. В промежутках между семинарами группа обсуждала полученный опыт, основные идеи и методические аспекты работы в этом направлении. Таким образом, в качестве базового (но не единственного) секция экзистенциально-гуманистической терапии выбрала подход Дж. Бюджентала, основные положения которого следующие. (Но прежде несколько слов о давнишней нашей проблеме: как нам их называть? Многие известные зарубежные психологи в русской транскрипции не только получают весьма своеобразную трактовку например, один из самых крупных психологов ХХ века Abraham MASLOW известен у нас как Абрахам Маслоу, хотя, если смотреть в корень, то он Абрам Маслов, а если в словарь, то Эйбрахам Мэслоу, -, но приобретают сразу несколько имен, например, Рональд ЛЭЙНГ, он же ЛЭНГ. Особенно не повезло James BUGENTAL — его называют тремя и более вариантами; думается, лучше всего произносить его так, как это делает он сам — БЮДЖЕНТАЛ.)

Итак важнейшие положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей терапией.

  1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В экзистенциально-гуманистическом подходе терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.
  2. Экзистенциально-гуманистический подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.
  3. В центре внимания терапевта, работающего в экзистенциально-гуманистическом подходе, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюджентал, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне . Субъективность — это наши переживания, стремления, мысли, тревоги … все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное — что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту.
  4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, экзистенциально-гуманистический подход ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь.
    Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.
  5. Экзистенциально-гуманистический подход задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т. д . Позиция Бюджентала: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию. Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюджентал описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них.
    На мой взгляд, такой глубиной и тщательностью разработки программы расширения субъективных возможностей терапевта вряд ли могут похвастаться другие подходы.

В планы секции экзистенциально-гуманистической терапии входит дальнейшее изучение и практическое освоение всего богатства теоретического и методического арсенала экзистенциально-гуманистического подхода. Приглашаем к сотрудничеству и участию в работе секции всех желающих занять экзистенциальную позицию в психологии и в жизни.

Братченко С.Л.,

С.Л. БРАТЧЕНКО, доцент кафедры психологии РГПУ им. Герцена, кандидат психол. наук. Оригинал статьи опубликован в «Психологической газете» N 01 (16) 1997 г.

Экзистенциально-гуманистическая психология

22.02.2012

Четвертая волна психологии — экзистенциально-гуманистическое психология — связана с еще одним расширением предмета психологии — нравственностью и экзистенциальными проблемами бытия в мире.

Вторая мировая война преподала нам главный урок — недостаточно знать физиологию, личность, эффективно моделировать человеческое поведение — необходимо возрождение высших ценностей, без которых человек превращается в сверхзверя, способного бессмысленно уничтожать миллионы людей и массу социальных и культурных ценностей.

Психология наконец сфокусировала свое внимание на тех проблемах, которые были естественно вплетены в общинный стиль жизни и ответы на которые были приоритетными для этико-нравственного компонента религии и духовных традиций. Психология выбрала в качестве предмета исследования проблемы времени, жизни и смерти, свободы, ответственности и выбора, общения, любви и одиночества, смысла и бессмысленности существования, поиска этого смысла, нравственные нормы и ценностные системы личности, сострадание, содействие, соучастие, помощь и поддержку, гуманизм.

Л. Бинсвангер, М. Босс, Дж. Бугенталь, Ф. Бэррон, К. Бюлер, С. Джурард, А. Маслоу, Р. Мэй, Е. Минковски, К. Роджерс, В. Франкл и др. опредметили новое смысловое поле психологии, связанное с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого помогающего поведения и сняли противопоставление альтруизма и эгоизма, предполагающее либо унижающую жертвенность, либо корыстное себялюбие.

Вслед за этическими ценностями мировых религий и духовных традиций Востока, мистических учений философии и эзотерики Европы, в 50-е годы психология возвратила человека как главную ценность и мерило всех вещей и признало главным предметом личность — как сложную уникальную целостную систему, представляющую собой не нечто заранее данное, но открытую возможность самоактуализации.

Тезис «Бог внутри тебя» трансформировался в веру в расцвет каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать и направлять свою судьбу, а этический принцип «любви к ближнему» (христианство), Любящей Доброты (буддизм) — в оптимистический взгляд «мира и любви».

Таким образом, в экзистенционально-гуманистической психологии мы можем увидеть новую нравственную психологию, которая противопоставила себя бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, считая, что главное в ней — устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (особенно творческих), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я».

В некотором смысле экзистенционально-гуманистическая психология далеко ушла от некоторых религиозно-этических учений, разработав представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье, и выделив в качестве предмета психологии высшие ценности, самоактуализацию личности, творчество, любовь, свободу, ответственность, автономию, психическое здоровье, этику межличностной коммуникации.

В этом направлении мы можем обнаружить новую позицию психолога по отношению к клиенту.

Главным является клиент со своими мотивами и целями, который не приспособляется к среде, не стремится к конформному поведению, но взращивает свое конструктивное начало.

Психолог при этом больше является мудрым наставником, полностью вошедшим в «ахимсу-гуру», в круг священных обязанностей учителя перед своим учеником, основная функция которого в создании теплой эмоциональной атмосферы, эффективной поддерживающей среды, где ему легче организовать свой внутренний, «феноменальный» мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл своего существования, разрешить свой коан жизни и распаковать базовые экзистенции.

Ключевые слова: Маслоу, Роджерс

Источник: Козлов В.В., Интегративная психология

Материалы по теме

Основные идеи и особенности гуманистической психологии

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Гуманистические теории личности

Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов

Гуманистический подход

Исходные посылки трансперсональной психологии

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Теория самоактуализации Маслоу

Литвак М.Е., Профессия психолог

Гуманистическая психология А. Маслоу

Абдурахманов Р.А., История психологии

Идеи Маслоу

Линде Н.Д., Основы современной психотерапии

Теория личности Маслоу

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Роль гуманистической и экзистенциальной терапии в лечении психических заболеваний

В области психологии гуманистическая и экзистенциальная терапия стала мощным инструментом для решения широкого круга проблем психического здоровья. Эти терапевтические подходы, которые подчеркивают личностный рост, самосознание и поиск смысла, предлагают уникальную перспективу лечения психического здоровья.

Гуманистическая терапия, основанная на вере в присущую людям доброту и потенциал, фокусируется на субъективном опыте человека и его способности к самореализации. Экзистенциальная терапия, с другой стороны, исследует основные вопросы существования, такие как смысл, цель, свобода и неизбежность смерти.

Важность лечения психических заболеваний в современном обществе невозможно переоценить. С ростом распространенности психических расстройств и растущим признанием влияния психического здоровья на общее самочувствие эффективные терапевтические подходы становятся более важными, чем когда-либо. Терапия, ориентированная на уникальный опыт и потенциал роста человека, вносит ценный вклад в эту область.

В этой статье будут рассмотрены принципы и методы гуманистической и экзистенциальной терапии, их применение в лечении психических заболеваний, а также текущие исследования и доказательства, подтверждающие их эффективность. Также будут обсуждаться критические замечания и ограничения этих подходов, интеграция этих методов лечения с другими подходами, а также этические и культурные соображения, связанные с их практикой.

Гуманистическая терапия: основные принципы и методы

Также известная как личностно-центрированная терапия, основана на вере в присущую человеку способность к росту и самореализации. Этот подход рассматривает человека как эксперта по собственному опыту и подчеркивает важность эмпатии, безусловного положительного отношения и активного слушания в терапевтических отношениях.

Личностно-центрированный подход фокусируется на субъективном опыте клиента, способствуя самосознанию и личностному росту. Терапевт действует как фасилитатор, создавая безопасную и принимающую среду, в которой клиент может исследовать свои чувства, убеждения и поведение. Такой подход побуждает клиента брать на себя ответственность за свои действия и стремиться к самореализации – реализации своего полного потенциала.

Методы, используемые в гуманистической терапии, включают активное слушание, при котором терапевт полностью взаимодействует с опытом клиента; эмпатия, когда терапевт стремится понять и разделить чувства клиента; и безусловное положительное отношение, когда терапевт принимает и ценит клиента без осуждения. Эти техники помогают построить прочные терапевтические отношения, укрепляя доверие и открытость и позволяя клиенту участвовать в глубоком самоисследовании.

Экзистенциальная терапия: основные принципы и методы

Несмотря на некоторое сходство с гуманистической терапией, она имеет свою уникальную направленность и методы. Этот подход углубляется в экзистенциальные темы жизни, такие как смысл, цель, свобода и неизбежность смерти. Он побуждает клиентов противостоять этим проблемам и брать на себя ответственность за свою жизнь.

В экзистенциальной терапии исследование уникального существования клиента и проблем, с которыми он сталкивается, занимает центральное место. Терапевт помогает клиенту противостоять своим тревогам и страхам, принять свои ограничения и сделать правильный выбор. Такой подход побуждает клиента жить аутентично и создавать свой собственный смысл и цель.

Методы, используемые в экзистенциальной терапии, включают изучение экзистенциальных вопросов, борьбу с тревогой и содействие личной ответственности. Терапевт побуждает клиента задуматься о своем существовании, противостоять своим тревогам и страхам и взять на себя ответственность за свой выбор. Этот процесс может быть сложным, но он также может привести к глубокому личностному росту и более глубокому пониманию себя и своего места в мире.

Гуманистическая и экзистенциальная терапия в лечении психических расстройств

Они предлагают целостный подход к лечению психических заболеваний, рассматривая человека в целом, а не сосредотачиваясь исключительно на симптомах. Они обращаются к основным психологическим проблемам, побуждая клиентов исследовать свои чувства, убеждения и поведение, а также стремиться к личностному росту и самореализации. Этот подход может быть особенно полезен для людей, которые борются с такими проблемами, как низкая самооценка, проблемы в отношениях и экзистенциальные проблемы.

Ключевым преимуществом терапии является устранение основных психологических проблем, а не только симптомов. Эти подходы признают, что такие симптомы, как тревога и депрессия, часто возникают из-за более глубоких проблем, таких как отсутствие смысла или цели, трудности в отношениях или борьба с самопринятием. Помогая клиентам исследовать и решать эти основные проблемы, эти методы лечения могут способствовать устойчивым изменениям и росту.

Поощрение самоанализа и самоисследования — еще один важный аспект терапии. Эти подходы верят в способность человека к самопониманию и изменению. В ходе терапевтического процесса клиентам предлагается исследовать свои чувства, убеждения и поведение, размышлять о своем опыте и делать правильный выбор. Этот процесс может привести к повышению самосознания, личностному росту и большему чувству контроля и удовлетворенности жизнью.

Приложения

Его можно применять при широком спектре проблем психического здоровья, включая депрессию, тревогу, проблемы в отношениях и борьбу с самооценкой и самопринятием. Эти методы лечения могут помочь клиентам найти смысл и цель в своей жизни, улучшить свои отношения и способствовать формированию положительной самооценки и самооценки.

При лечении депрессии и тревожности гуманистическая и экзистенциальная терапия может помочь клиентам исследовать основные проблемы, способствующие их симптомам, такие как отсутствие смысла или цели, трудности во взаимоотношениях или борьба с самопринятием. Помогая клиентам решать эти проблемы и стремиться к личностному росту и самореализации, эти методы лечения могут способствовать устойчивым изменениям и улучшению психического здоровья.

Гуманистическая и экзистенциальная терапия также может быть полезна при решении проблем в отношениях. Эти подходы способствуют аутентичности и эффективному общению, помогая клиентам открыто и честно выражать свои чувства и потребности, понимать и уважать чувства и потребности других, а также строить отношения, приносящие удовлетворение и удовлетворение.

При решении вопросов самооценки и самопринятия гуманистическая и экзистенциальная терапия способствует формированию положительной самооценки и самооценки. Они побуждают клиентов принимать и ценить себя такими, какие они есть, стремиться к личностному росту и самореализации, а также жить подлинно и в соответствии со своими ценностями и убеждениями.

Критика и ограничения

Несмотря на свои сильные стороны, гуманистическая и экзистенциальная терапия не лишена критических замечаний и ограничений. Одним из распространенных критических замечаний является отсутствие эмпирических данных по сравнению с другими терапевтическими подходами, такими как когнитивно-поведенческая терапия. Хотя есть некоторые доказательства, подтверждающие эффективность этих методов лечения, необходимы более тщательные исследования.

Другим потенциальным ограничением терапии l является ее пригодность для лиц с тяжелыми психическими заболеваниями или в кризисных ситуациях. Эти подходы делают упор на самопознание и личностный рост, что может быть неприемлемо или неосуществимо для людей, находящихся в состоянии острого дистресса или с серьезными проблемами психического здоровья.

Наконец, личные предубеждения и ценности терапевта могут влиять на терапевтический процесс в гуманистической и экзистенциальной терапии. Эти подходы требуют, чтобы терапевт был глубоко вовлечен в терапевтический процесс, сопереживал опыту клиента и способствовал его самоисследованию и росту. Это участие может быть сложным и потенциально может привести к проблемам с границами или к тому, что терапевт навязывает клиенту свои собственные ценности и убеждения.

Интеграция гуманистической и экзистенциальной терапии с другими подходами

Гуманистическая и экзистенциальная терапия может быть эффективно интегрирована с другими терапевтическими подходами, такими как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и практика осознанности. Такая интеграция может повысить эффективность терапии и обеспечить более комплексный подход к лечению психических расстройств.

Сочетание гуманистических или экзистенциальных принципов с методами когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) может быть особенно полезным. КПТ, направленная на изменение неадекватных мыслей и поведения, может дополнить акцент на самопознание и личностный рост в гуманистической и экзистенциальной терапии. Например, терапевт может использовать методы КПТ, чтобы помочь клиенту бросить вызов негативным убеждениям в себе, а также поощрять клиента исследовать свои чувства и переживания и стремиться к самореализации.

Включение практики внимательности в терапию также может улучшить самосознание и принятие. Внимательность, предполагающая сосредоточение внимания на настоящем моменте без осуждения, может помочь клиентам лучше осознать свои чувства, мысли и телесные ощущения, принять себя такими, какие они есть, и жить более аутентично.

Культурные соображения

Признание и уважение культурного разнообразия имеет решающее значение в терапии. Опыт и идентичность людей формируются их культурным происхождением, и это происхождение может влиять на их взгляды на психическое здоровье, лечение и терапевтические отношения.

Терапевты должны знать о своих культурных предубеждениях и должны стремиться понимать и уважать культурные ценности и убеждения своих клиентов. Это может включать адаптацию терапевтических методов в соответствии с культурными ценностями или изучение культурных проблем как части терапевтического процесса.

Например, в культурах, которые ценят коллективизм выше индивидуализма, акцент на индивидуальном росте и самореализации в терапии, возможно, должен быть сбалансирован с акцентом на семейные и общественные отношения. Точно так же в культурах с разными взглядами на психическое здоровье и терапию терапевтам может потребоваться адаптировать свой подход, чтобы сделать его более приемлемым и эффективным.

Подготовка и квалификация для гуманистических и экзистенциальных терапевтов

Чтобы стать гуманистическим или экзистенциальным терапевтом, требуется обширное образование и подготовка. Обычно это включает в себя получение степени магистра или доктора в области психологии или смежной области, завершение контролируемого клинического опыта и получение профессиональной сертификации.

Непрерывное профессиональное развитие и постоянный контроль также имеют решающее значение. Терапевты должны быть в курсе последних исследований и разработок в этой области, и они должны регулярно размышлять о своей практике и искать обратную связь и поддержку.

В дополнение к этим формальным требованиям гуманистические и экзистенциальные терапевты также должны обладать определенными личными качествами. Они должны быть чуткими, открытыми и уважительными, и они должны быть готовы глубоко взаимодействовать со своими клиентами и способствовать их самопознанию и росту.

Этические соображения

Этические соображения имеют первостепенное значение в гуманистической и экзистенциальной терапии. Терапевты должны сохранять конфиденциальность клиентов, получать информированное согласие и уважать автономию и достоинство своих клиентов.

Самосознание терапевта также имеет решающее значение. Терапевты должны осознавать свои собственные предубеждения и ценности и стараться не навязывать их своим клиентам. Они также должны знать о потенциальных проблемах с границами и поддерживать соответствующие профессиональные границы.

Наконец, терапевты должны осознавать свои ограничения и при необходимости должны направлять клиентов к другим специалистам. Это может иметь место, если у клиента есть потребности, которые терапевт не может удовлетворить, или если личные проблемы или предубеждения терапевта мешают терапевтическому процессу.

Исследования и доказательная практика

Исследования и доказательная практика имеют решающее значение в гуманистической и экзистенциальной терапии. Хотя есть некоторые доказательства, подтверждающие эффективность этих методов лечения, необходимы более тщательные исследования.

Текущие направления исследований в этой области включают изучение механизмов изменений в гуманистической и экзистенциальной терапии, изучение эффективности этих методов лечения для конкретных групп населения или проблем, а также разработку и тестирование новых терапевтических методов.

Необходимость дальнейших эмпирических данных в поддержку эффективности терапии очевидна. Эти данные могут помочь подтвердить эти подходы, улучшить терапевтические методы и направить обучение и практику терапевтов.

Заключение

В заключение, терапия предлагает уникальный и ценный подход к лечению психических заболеваний. Делая акцент на личностном росте, самосознании и поиске смысла, эти терапии могут помочь людям понять и решить свои психологические проблемы, жить более аутентично и стремиться к самореализации.

Несмотря на критику и ограничения этих подходов, их сильные стороны и потенциальные преимущества очевидны. Они предлагают целостный подход к лечению психических заболеваний, обращаясь к человеку в целом, а не сосредотачиваясь исключительно на симптомах. Они поощряют самоанализ и самоисследование, способствуя личностному росту и самореализации. И их можно эффективно интегрировать с другими терапевтическими подходами, обеспечивая комплексный подход к лечению психических заболеваний.

Экзистенциальная терапия — Экзистенциально-гуманистический институт

Об экзистенциально-гуманистической (Э-Г) терапии

Ирвин Ялом считает, что экзистенциальная психотерапия определяется не конкретными методами, а своим отношением. Экзистенциальный терапевт, по словам Джеймса Бьюгенталя, «присутствует, когда клиент исследует свои глубочайшие жизненные трудности». К ним относятся: