www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Подходы к классификации эмоций.
Общепринятой классификацией эмоций психология не располагает. Согласно различным точкам зрения, эмоции могут разделяться на высшие и низшие, положительные и отрицательные, вызывающие удовольствие или неудовольствие, активную деятельность или пассивное состояние, или, наоборот, возникающие только при одном из этих состояний. Различают также стенйческие и астенические эмоции, в зависимости от воздействия на общую жизнедеятельность индивидуума.
Рассмотрим различные классификации, принятые в настоящее время в психологической науке.
В классификации эмоциональных состояний А.Н. Леонтьева достаточно сложно определить ее основание. Однако можно предположить, что основанием для классификации А.Н. Леонтьева выступают 2 критерия: интенсивность эмоционального состояния и длительность. А.Н. Леонтьев выделяет следующие классы эмоциональных состояний: аффекты, собственно эмоции, настроение Так, аффекты и собственно эмоции можно классифицировать по критерию интенсивности, а собственно эмоции и настроение — по длительности протекания. А.В.Петровский к вышеперечисленным классам эмоциональных состояний добавляет следующие: стресс, чувства.
Попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Сложность классификации эмоций состоит в том, что, с одной стороны, трудно определить, является ли выделяемая эмоция действительно самостоятельным видом или же это обозначение одной и той же эмоции разными словами (синонимами), а с другой стороны, не является ли новое словесное обозначение эмоции лишь отражением степени ее выраженности.
Деление эмоций по виду контакта живых существ. П.В. Симонов в основу классификайии кладет систему из осей двух координат: отношение к своему состоянию и характер взаимодействия с объектами, способными удовлетворить имеющуюся потребность. В результате он получил четыре пары «базисных» эмоций: удовольствие – отвращение, радость – горе, уверенность – страх, торжество – ярость.
Классификации эмоций в связи с потребностями. Некоторые психологи при классификации эмоций исходят из потребностей, которые провоцируют появление этих эмоций. Б.И. Додонов (1978) предложил свою классификацию эмоций, при том не для всех, а только для тех из них, в которых человек чаще всего испытывает потребность. Основой этой классификации являются потребности и цели, т.е. мотивы, которым служат те или иные эмоции.
1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, в желании приносить людям радость и счастье.
2. Коммуникативные эмоции. Возникают на основе потребности в общении. При общении возникают разные эмоции, но коммуникативными являются только те из них, которые возникают как реакции на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости, желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик. Это чувства симпатии, расположения, чувства уважения к кому-либо, признательности, благодарности, чувства обожания кого-либо.
3. Глорические эмоции. Эти эмоции связаны с потребностью самоутверждения, славе, стремлении завоевать признание, почет. Проявляют себя эти эмоции в чувстве уязвленного самолюбия, в чувстве гордости, превосходства, в удовлетворении тем, что человек вырос в своих глазах.
4. Праксические эмоции.
Это эмоции, возникающие в связи с деятельностью, ее успешностью или неспешностью, с желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Выражаются эти эмоции в чувстве напряжения, увлеченности работой, в любовании результатами своего труда, в приятной усталости.5. Пугнические эмоции. Они связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес борьбе. Эта жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство спортивного азарта, предельной мобилизацией своих возможностей.
6. Романтические эмоции. Это эмоции связаны со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному. Проявляются в ожидании «светлого чуда», в манящем чувстве дали, в чувстве особой значимости происходящего или в зловеще таинственном чувстве.
7. Гностические эмоции. Это то, что обычно называют интеллектуальными чувствами. Проявляются эти эмоции в чувстве удивления или недоумения, чувстве ясности или смутности, в стремлении преодолеть противоречие в собственных рассуждениях, привести все в систему, в чувстве догадки, близости решения, в радости открытия истины.
8. Эстетические эмоции. По отношению к этим эмоциям существуют две основные точки зрения:
1) эстетические эмоции в чистом виде не существуют. Это переживания, в которых переплетаются различные эмоции;
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
2) эстетическая эмоция есть не что иное, как чувство красоты. По Додонову, не всякое восприятие произведения искусства вызывает эстетические эмоции. Проявляются эстетические эмоции в наслаждении красотой, в чувстве изящного, грациозного, возвышенного или величественного.
9. Гедонистические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Выражаются эти эмоции в наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца, в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге, в легкой эйфории, в сладострастии.
10. Акизитивные эмоции. Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей. Проявляются в радости по случаю приобретения новой вещи, увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при обозрении своих накоплений.
Деление эмоций на первичные (базисные) и вторичные.
Автор |
В. Вундт |
Вудвордс — Шлосберг |
Шлосберг |
П. Экман |
Р. Плутчик |
К. Изарад |
Список фундаментальных эмоций |
1. возбуждение – успокоение; |
1. удовольствие – неудовольствие; |
1. любовь, радость, счастье; |
1. гнев; |
1. гнев; |
1. интерес — возбуждение; |
2. удовольствие – неудовольствие; |
2. принятие – отталкивание; |
2. удивление; |
2. страх; |
2. страх; |
2. удовольствие — радость; |
|
3. напряжение – разрядка |
3* сон — напряжение |
3. страдание, страх; |
3. отвращение; |
3. принятие; |
3. удивление; |
|
4. |
4. удивление; |
4. отвращение; |
4. горе — страдание |
|||
5. отвращение; |
5. печаль; |
5. радость; |
5. гнев — ярость |
|||
6. презрение |
6. радость. |
6. уныние; |
6. отвращение — омерзение |
|||
7. ожидание; |
7. презрение — пренебрежение |
|||||
8. удивление |
8. страх — ужас |
|||||
9. стыд — застенчивость; |
||||||
10. вина — раскаяние |
К базовым эмоциям Изард относит те эмоции, которые имеются не только у человека, но и у животных. Остальные эмоции присущие только человеку к ним не относятся. К вторичным эмоциям Плутчик относит гордость, любовь, любопытство, скромность и т.д.
Деление эмоций на ведущее и ситуативные. В.К. Вилюнас (1986) делит эмоции на две фундаментальные группы: ведущие и ситуативные. Первую группу составляют переживания, порождаемые специфическими механизмами потребностей и окрашивающие непосредственно относящиеся к ним предметы. Эти переживания возникают обычно при обострении некоторой потребности и отражении отвечающего ей предмета. Ко второй группе относятся ситуативные эмоциональные явления, порождаемые универсальными механизмами мотивации и направленные на обстоятельства, опосредующие удовлетворение потребностей.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Подходы к классификации эмоций.
От 250 руб
Контрольная работа
Подходы к классификации эмоций.
От 250 руб
Курсовая работа
Подходы к классификации эмоций.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Классификация эмоций | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Память · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
Способы, с помощью которых мы отличаем одну эмоцию от другой, являются предметом горячих споров в исследованиях эмоций и аффективной науке. На этой странице кратко изложены некоторые из основных теорий.
Содержание
- 1 Основные и сложные эмоции
- 1.1 Социальное и несоциальное отличие
- 2-мерные модели эмоций
- 2.1 Модель Плутчика
- 3 Культурно-специфические эмоции
- 3.1 Культурно-специфические фобии или эмоциональные синдромы
- 4 Библиография
- 5 Примечания и ссылки
Основные и сложные эмоции
Многие теоретики определяют одни эмоции как основные, тогда как другие являются сложными. Утверждается, что базовые эмоции являются биологически фиксированными, врожденными и, как следствие, универсальными для всех людей, а также для многих животных. В этом случае сложные эмоции являются либо усовершенствованными версиями основных эмоций, культурно специфичными, либо идиосинкразическими. Основная проблема состоит в том, чтобы определить, какие эмоции являются основными, а какие сложными.
Одна из проблем заключается в том, что нет единого мнения о методе определения базовых эмоций. Теоретики могут указать на универсалии в выражении лица (например, Экман), отличительные физиологические симптомы (например, румянец смущения) или ярлыки, общие для разных языков. Более того, должна быть какая-то правдоподобная история развития о том, как различные небазовые эмоции могут быть основаны на базовых.
- Ли Чи: Радость, гнев, печаль, страх, любовь, неприязнь и симпатия (Китайская энциклопедия 1-го века до н.э., цитируется в Russell 1991: 426).
- Стоики: Удовольствие/восторг, страдание, аппетит и страх (Цицерон, Тускуланские диспуты , IV: 13-15).
- Рене Декарт: Чудо, любовь, ненависть, желание, радость и печаль ( Страсти , 353).
- Барух Спиноза: Удовольствие, боль и желание ( Этика , ч. III, оп. 59).
- Томас Гоббс: Аппетит, желание, любовь, отвращение, ненависть, радость и горе ( Левиафан , часть. я, гл. 6).
- Пол Экман (1972): Гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление.
- Пол Экман (1999): Развлечение, гнев, презрение, удовлетворение, отвращение, смущение, волнение, страх, вина, гордость за достижение, облегчение, печаль/страдание, удовлетворение, чувственное удовольствие и стыд.
- Джесси Принц (2004): Разочарование, паника, беспокойство, физическое отвращение, дистресс разлуки, отталкивающее самосознание, удовлетворение, стимуляция и привязанность. [1]
Социальное против несоциального Отличие
Эмоции также можно классифицировать в соответствии с теми, которые могут возникать, когда человек одинок и не думает о других, и теми, которые кажутся более социально направленными. Примеры предлагаемых социальных эмоций включают ревность, любовь, ненависть, вину и благодарность.
Объемные модели эмоций
Как по теоретическим, так и по практическим причинам некоторые исследователи определяют эмоции в соответствии с одним или несколькими измерениями. Популярная версия этого — версия Рассела (1979) размерная, или циркумплексная модель, в которой используются модели возбуждения и валентности . Совсем недавно были предложены другие измерения, например, «потенция» или сила.
Модель Плутчика
Роберт Плутчик предлагает трехмерную модель, которая представляет собой гибрид базовых-комплексных категорий и размерных теорий. Он распределяет эмоции по концентрическим кругам, где внутренние круги являются более простыми, а внешние — более сложными. Примечательно, что внешние круги также образуются за счет смешения эмоций внутреннего круга.
Культурно-специфические эмоции
Одним из препятствий на пути установления таксономии эмоций является то, что разные культуры не всегда распознают одни и те же эмоции в своих языках. В некоторых случаях экспрессивное поведение, суждения или соответствующие реакции, связанные с эмоциональным термином, отличаются. Более того, в ряде культур есть термины для обозначения эмоций, не имеющие прямого эквивалента в английском языке. Ниже приводится список терминов для обозначения эмоций, которые считаются культурно специфичными в этом смысле:
- Gezellig (Нидерланды): То же значение, что и английское слово «уютный», но встречается в присутствии других людей (Harre, 1986, Doi, 1973, цитируется в Prinz 2004: 131). Очень похоже на немецкое слово Gemütlich .
- Амаэ (Япония): Чувство зависимости, подобное тому, которое младенцы испытывают по отношению к своим матерям. Важно для связи людей друг с другом и заветными учреждениями. (Принц 2004: 131).
- Иджираши (Япония): Возникает при виде того, как кто-то достойный похвалы преодолевает препятствие (Matsumoto 1994, цит. по Prinz 2004: 140).
- Лигет (люди илонготы): Возбужденные горем, но тесно связанные с гневом, могут вдохновлять на охоту за головами (Rosaldo 1980, цит. по Prinz 147).
- Schadenfreude (Германия): Чувство радости, вызванное восприятием чьего-то страдания.
- Acedia (Европа Средневековья и Возрождения): Духовная апатия или отвращение к религиозным образам, предположительно возникающие из-за скуки, вызванной повторяющимся характером поклонения (Harre 19).86, цитируется в Prinz 2004: 148).
- Малу (Дусун Багук, Малайзия): Сочетание стыда и смущения может быть вызвано присутствием человека более высокого ранга (Fessler 1999, цитируется в Prinz 2004: 156)
- Авумбук (Байнинг, Папуа-Новая Гвинея): Грусть, усталость или скука, вызванные отъездом гостей, друзей или родственников (Russell 1991: 432).
- Песня (народ ифалук, Микронезия): Близкая к гневу или увещеванию, с моралистическим подтекстом и отсутствием склонности к мести. (лутц 1988, цитируется в Prinz 2004: 147).
- Fago (Ifaluk): Сочетание любви, сострадания и печали (Lutz 1988, цитируется по Prinz 2004: 147).
- Кер (Ифалук): Приятный сюрприз (цитируется по Goldie 2000: 91).
- Русь (Ифалук): Неприятный сюрприз, цит. по Goldie 2000: 91).
- Nginyiwarrarringu (аборигены пинтупи пустыни Западной Австралии): Внезапный страх, который заставляет человека встать и посмотреть, что его вызвало (Рассел 1991: 431).
- Срам (Россия): Позор, специально направленный на сексуальную непристойность, происходящую из религиозного дискурса. Также может использоваться как существительное, обозначающее половые органы, или как префикс названия места, в котором происходит сексуальная активность (например, район красных фонарей).
- Vergüenza Ajena (Испания): Также известен как «Испанский позор». Чувство стыда за другого человека, даже если этот человек сам не испытывает стыда. Например, съеживаться при просмотре очень плохого комикса. Эмоция, как правило, более интенсивна, когда другой человек вам хорошо известен, хотя ее вполне можно испытать, когда другой человек вам не нравится. Очень похоже на голландский термин plaatsvervangende schaamte .
Prinz 2004 также цитирует патриотизм как эмоцию, характерную для западных культур.
Культурно-специфические фобии или эмоциональные синдромы
- Witiko/Windigo (индейцы-алгонкины): Страх превращения в монстра-каннибала (Trimble, Monson, Dinges & Medicine 1984, цит. по Prinz 2004: 135) .
- Па-ленг (Китай): Болезненный страх холода даже в жаркую погоду, связанный с дисбалансом инь-ян (слишком мало ян), (Кляйнман 19).80, цитируется по Prinz 2004: 136).
- Лата (Малайзия): Поражает женщин среднего возраста, преувеличенный рефлекс испуга, вспышки ненормативной лексики и склонность повторять все, что они слышат. См. Мали-Мали на Филиппинах, юаней в Бирме, икота в Сибири, прыгучая мания во французских канадцах Майна (Simons 1996, цит. по Prinz 2004: 136).
- Pibloktoq (Greenland Intuits): Страх, заставляющий больных кричать, срывать с себя одежду, ломать вещи, есть фекалии, прежде чем впасть в припадки, сопровождаемые глубоким сном и потерей воспоминаний об инциденте (Яп 19). 74, цитируется по Prinz 2004: 135). См. amok в Малайзии и phii bod в Таиланде. (Simons and Hughes 1993, цит. по Prinz 2004: 136).
- Коро (Ассам и Южный Китай): Сильное беспокойство, что пенис, грудь или вульва втянутся в тело (Yap 1965, цит. по Prinz 2004: 136).
- Синдром дикой свиньи (Гурурумба, Новая Гвинея): Считается, что этот синдром вызывается укусами призраков их предков. Этот синдром поражает молодых людей, достигших зрелости, которые в течение нескольких дней начинают сбегать с ума, воровать и стрелять из лука. Лечение заключается в том, что его держат над дымящимся огнем (Averill 19).80, Griffiths 1997, Newman 1965, цитируется по Prinz 2004: 136).
Prinz 2004 также называет нервную анорексию культурно-специфическим синдромом, встречающимся в западных культурах. См. также этот список фобий, некоторые из которых могут быть культурно специфичными.
Библиография
- Экман, П. (1972). Универсалии и культурные различия в выражении эмоций на лице. В изд. Дж. Коула. Небраска Симпозиум по мотивации . Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press: 207–283.
- Экман, П. (1992). Аргумент в пользу базовых эмоций. Познание и эмоции , 6, 169-200.
- Экман, П. (1999). Основные эмоции. В Т. Далглиш и Т. Пауэр (ред.) The Handbook of Cognition and Emotion Pp. 45–60. Сассекс, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd.
- Фонтейн, Дж. и др. (2007). Мир эмоций не двухмерен. Психологические науки , 18(12), 1050-1057.
- Голди, П. (2000). Эмоции: философское исследование . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Принц, Дж. (2004). Внутренние реакции: Перцептивная теория эмоций . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Рассел, Дж.А. (1979). Аффективное пространство биполярно. Журнал личности и социальной психологии , 37, 345-356.
- Рассел, Дж.А. (1991). Культура и категоризация эмоций, Психологический бюллетень , № 110: 426-450.
Примечания и ссылки
- ↑ Джесси Принц Реакции кишечника: теория восприятия эмоций (Оксфорд: Oxford University Press, 2004): стр. 157.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Классификация эмоций | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Память · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
Способы, с помощью которых мы отличаем одну эмоцию от другой, являются предметом горячих споров в исследованиях эмоций и аффективной науке. На этой странице кратко изложены некоторые из основных теорий.
Содержание
- 1 Основные и сложные эмоции
- 1.1 Социальное и несоциальное отличие
- 2-мерные модели эмоций
- 2.1 Модель Плутчика
- 3 Культурно-специфические эмоции
- 3.1 Культурно-специфические фобии или эмоциональные синдромы
- 4 Библиография
- 5 Примечания и ссылки
Основные и сложные эмоции
Многие теоретики определяют одни эмоции как основные, тогда как другие являются сложными. Утверждается, что базовые эмоции являются биологически фиксированными, врожденными и, как следствие, универсальными для всех людей, а также для многих животных. В этом случае сложные эмоции являются либо усовершенствованными версиями основных эмоций, культурно специфичными, либо идиосинкразическими. Основная проблема состоит в том, чтобы определить, какие эмоции являются основными, а какие сложными.
Одна из проблем заключается в том, что нет единого мнения о методе определения базовых эмоций. Теоретики могут указать на универсалии в выражении лица (например, Экман), отличительные физиологические симптомы (например, румянец смущения) или ярлыки, общие для разных языков. Более того, должна быть какая-то правдоподобная история развития о том, как различные небазовые эмоции могут быть основаны на базовых.
- Ли Чи: Радость, гнев, печаль, страх, любовь, неприязнь и симпатия (Китайская энциклопедия 1-го века до н.э., цитируется в Russell 1991: 426).
- Стоики: Удовольствие/восторг, страдание, аппетит и страх (Цицерон, Тускуланские диспуты , IV: 13-15).
- Рене Декарт: Чудо, любовь, ненависть, желание, радость и печаль ( Страсти , 353).
- Барух Спиноза: Удовольствие, боль и желание ( Этика , ч. III, оп. 59).
- Томас Гоббс: Аппетит, желание, любовь, отвращение, ненависть, радость и горе ( Левиафан , часть. я, гл. 6).
- Пол Экман (1972): Гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление.
- Пол Экман (1999): Развлечение, гнев, презрение, удовлетворение, отвращение, смущение, волнение, страх, вина, гордость за достижение, облегчение, печаль/страдание, удовлетворение, чувственное удовольствие и стыд.
- Джесси Принц (2004): Разочарование, паника, беспокойство, физическое отвращение, дистресс разлуки, отталкивающее самосознание, удовлетворение, стимуляция и привязанность. [1]
Социальное против несоциального Отличие
Эмоции также можно классифицировать в соответствии с теми, которые могут возникать, когда человек одинок и не думает о других, и теми, которые кажутся более социально направленными. Примеры предлагаемых социальных эмоций включают ревность, любовь, ненависть, вину и благодарность.
Объемные модели эмоций
Как по теоретическим, так и по практическим причинам некоторые исследователи определяют эмоции в соответствии с одним или несколькими измерениями. Популярная версия этого — версия Рассела (1979) размерная, или циркумплексная модель, в которой используются модели возбуждения и валентности . Совсем недавно были предложены другие измерения, например, «потенция» или сила.
Модель Плутчика
Роберт Плутчик предлагает трехмерную модель, которая представляет собой гибрид базовых-комплексных категорий и размерных теорий. Он распределяет эмоции по концентрическим кругам, где внутренние круги являются более простыми, а внешние — более сложными. Примечательно, что внешние круги также образуются за счет смешения эмоций внутреннего круга.
Культурно-специфические эмоции
Одним из препятствий на пути установления таксономии эмоций является то, что разные культуры не всегда распознают одни и те же эмоции в своих языках. В некоторых случаях экспрессивное поведение, суждения или соответствующие реакции, связанные с эмоциональным термином, отличаются. Более того, в ряде культур есть термины для обозначения эмоций, не имеющие прямого эквивалента в английском языке. Ниже приводится список терминов для обозначения эмоций, которые считаются культурно специфичными в этом смысле:
- Gezellig (Нидерланды): То же значение, что и английское слово «уютный», но встречается в присутствии других людей (Harre, 1986, Doi, 1973, цитируется в Prinz 2004: 131). Очень похоже на немецкое слово Gemütlich .
- Амаэ (Япония): Чувство зависимости, подобное тому, которое младенцы испытывают по отношению к своим матерям. Важно для связи людей друг с другом и заветными учреждениями. (Принц 2004: 131).
- Иджираши (Япония): Возникает при виде того, как кто-то достойный похвалы преодолевает препятствие (Matsumoto 1994, цит. по Prinz 2004: 140).
- Лигет (люди илонготы): Возбужденные горем, но тесно связанные с гневом, могут вдохновлять на охоту за головами (Rosaldo 1980, цит. по Prinz 147).
- Schadenfreude (Германия): Чувство радости, вызванное восприятием чьего-то страдания.
- Acedia (Европа Средневековья и Возрождения): Духовная апатия или отвращение к религиозным образам, предположительно возникающие из-за скуки, вызванной повторяющимся характером поклонения (Harre 19).86, цитируется в Prinz 2004: 148).
- Малу (Дусун Багук, Малайзия): Сочетание стыда и смущения может быть вызвано присутствием человека более высокого ранга (Fessler 1999, цитируется в Prinz 2004: 156)
- Авумбук (Байнинг, Папуа-Новая Гвинея): Грусть, усталость или скука, вызванные отъездом гостей, друзей или родственников (Russell 1991: 432).
- Песня (народ ифалук, Микронезия): Близкая к гневу или увещеванию, с моралистическим подтекстом и отсутствием склонности к мести. (лутц 1988, цитируется в Prinz 2004: 147).
- Fago (Ifaluk): Сочетание любви, сострадания и печали (Lutz 1988, цитируется по Prinz 2004: 147).
- Кер (Ифалук): Приятный сюрприз (цитируется по Goldie 2000: 91).
- Русь (Ифалук): Неприятный сюрприз, цит. по Goldie 2000: 91).
- Nginyiwarrarringu (аборигены пинтупи пустыни Западной Австралии): Внезапный страх, который заставляет человека встать и посмотреть, что его вызвало (Рассел 1991: 431).
- Срам (Россия): Позор, специально направленный на сексуальную непристойность, происходящую из религиозного дискурса. Также может использоваться как существительное, обозначающее половые органы, или как префикс названия места, в котором происходит сексуальная активность (например, район красных фонарей).
- Vergüenza Ajena (Испания): Также известен как «Испанский позор». Чувство стыда за другого человека, даже если этот человек сам не испытывает стыда. Например, съеживаться при просмотре очень плохого комикса. Эмоция, как правило, более интенсивна, когда другой человек вам хорошо известен, хотя ее вполне можно испытать, когда другой человек вам не нравится. Очень похоже на голландский термин plaatsvervangende schaamte .
Prinz 2004 также цитирует патриотизм как эмоцию, характерную для западных культур.
Культурно-специфические фобии или эмоциональные синдромы
- Witiko/Windigo (индейцы-алгонкины): Страх превращения в монстра-каннибала (Trimble, Monson, Dinges & Medicine 1984, цит. по Prinz 2004: 135) .
- Па-ленг (Китай): Болезненный страх холода даже в жаркую погоду, связанный с дисбалансом инь-ян (слишком мало ян), (Кляйнман 19).80, цитируется по Prinz 2004: 136).
- Лата (Малайзия): Поражает женщин среднего возраста, преувеличенный рефлекс испуга, вспышки ненормативной лексики и склонность повторять все, что они слышат. См. Мали-Мали на Филиппинах, юаней в Бирме, икота в Сибири, прыгучая мания во французских канадцах Майна (Simons 1996, цит. по Prinz 2004: 136).
- Pibloktoq (Greenland Intuits): Страх, заставляющий больных кричать, срывать с себя одежду, ломать вещи, есть фекалии, прежде чем впасть в припадки, сопровождаемые глубоким сном и потерей воспоминаний об инциденте (Яп 19). 74, цитируется по Prinz 2004: 135). См. amok в Малайзии и phii bod в Таиланде. (Simons and Hughes 1993, цит. по Prinz 2004: 136).
- Коро (Ассам и Южный Китай): Сильное беспокойство, что пенис, грудь или вульва втянутся в тело (Yap 1965, цит. по Prinz 2004: 136).
- Синдром дикой свиньи (Гурурумба, Новая Гвинея): Считается, что этот синдром вызывается укусами призраков их предков. Этот синдром поражает молодых людей, достигших зрелости, которые в течение нескольких дней начинают сбегать с ума, воровать и стрелять из лука. Лечение заключается в том, что его держат над дымящимся огнем (Averill 19).80, Griffiths 1997, Newman 1965, цитируется по Prinz 2004: 136).
Prinz 2004 также называет нервную анорексию культурно-специфическим синдромом, встречающимся в западных культурах. См. также этот список фобий, некоторые из которых могут быть культурно специфичными.
Библиография
- Экман, П. (1972). Универсалии и культурные различия в выражении эмоций на лице. В изд. Дж. Коула. Небраска Симпозиум по мотивации . Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press: 207–283.
- Экман, П. (1992). Аргумент в пользу базовых эмоций. Познание и эмоции , 6, 169-200.
- Экман, П. (1999). Основные эмоции. В Т. Далглиш и Т. Пауэр (ред.) The Handbook of Cognition and Emotion Pp. 45–60. Сассекс, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd.
- Фонтейн, Дж. и др. (2007). Мир эмоций не двухмерен. Психологические науки , 18(12), 1050-1057.
- Голди, П. (2000). Эмоции: философское исследование . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Принц, Дж. (2004). Внутренние реакции: Перцептивная теория эмоций . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Рассел, Дж.А. (1979). Аффективное пространство биполярно. Журнал личности и социальной психологии , 37, 345-356.
- Рассел, Дж.А. (1991). Культура и категоризация эмоций, Психологический бюллетень , № 110: 426-450.