Эмоции в психологии это: Эмоции: что это, виды и функции

Содержание

Читать онлайн «Эмоции и чувства», Е. П. Ильин – Литрес

Предисловие

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.

Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе; они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудвортса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), К. Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П. М. Якобсона (1958), В. К. Вилюнаса (1971), Б. И. Додонова (1987), П. В. Симонова (1966, 1976, 1981, 1987), Л. И. Куликова (1997), Г. М. Бреслава (1984, 2004). Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.

Приступить к написанию этой книги меня побудили несколько обстоятельств, но главным образом то, что, обсуждая вопросы о воле (произвольном управлении) и мотивации (Е. П. Ильин, 2000 а, б[1]), я лишь мимоходом касался роли в этих процессах эмоций человека (при рассмотрении таких мотивационных образований, как влечение, желание, интерес, потребность, или при обсуждении вопроса о положительной и отрицательной мотивации, о соотношении волевой и эмоциональной регуляции). Разговор об эмоциях в этих книгах шел вскользь, мимоходом. Образно говоря, я в этих книгах невольно загнал эмоции в «тещину комнату» хрущевской квартиры, оставив всю остальную жилую площадь воле и мотивации. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую составляющую, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (З. Фрейд, 1894; В. К. Вилюнас, 1990; Б. И. Додонов, 1987; К. Изард, 1980; А. Н. Леонтьев, 1982; П. Фресс, 1975; Я. Рейковский, 1979; П. В. Симонов, и др.). Больше того, некоторые авторы отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Так, А. М. Эткинд (1983) пишет: «…в обыденной жизни он (человек. – Å. È.) не столько рассуждает, сколько чувствует, и не столько объясняет, сколько оценивает. Собственно когнитивные процессы, свободные от эмоциональных компонентов, занимают в обыденной жизни скромное место… По-видимому, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовосприятия “холодные” попытки объяснения и понимания имеют меньшее значение, чем “горячие” акты оценок и переживаний. Когда же процессы когнитивного анализа и имеют место, то находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат» (с. 107).

Таким образом, обсуждение в данной книге вопроса об эмоциях и чувствах является как бы продолжением двух предыдущих книг. Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценки достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.

Принимая решение о написании данной книги, я понимал, что столкнусь с большими трудностями, о которых писал еще швейцарский психолог Э. Клапаред (1928): «Психология аффективных процессов – наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми, конечными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и изменяющимися только количественно. Другие же в противоположность этому полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности… Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы» (1984, с. 93). Однако настоящее понимание того, в какое дело я ввязался, понимание безумства затеянного пришло лишь в процессе написания этой книги. Я начал понимать скепсис и раздражение ряда ученых по поводу проблемы эмоций, например У. Джемса, который в конце XIX века писал: «Что касается “научной психологии” чувствований, то, должно быть, я испортил себе вкус, знакомясь в слишком большом количестве с классическими произведениями на эту тему, но только я предпочел бы читать словесные описания размеров скал в Нью-Гемпшире, чем снова перечитывать эти психологические произведения. В них нет никакого плодотворного руководящего начала, никакой основной точки зрения. Эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности, но вы не найдете в этих работах никаких логических обобщений. А между тем вся прелесть истинно научного труда заключается в постоянном углублении логического анализа» (1991, с. 274). У. Джемс сетует на то, что «во многих немецких руководствах по психологии главы об эмоциях представляют собой просто словари синонимов. Но для плодотворной разработки того, что уже само по себе очевидно, есть известные границы, и в результате множества трудов в указанном направлении чисто описательная литература по этому вопросу, начиная с Декарта и до наших дней, представляет самый скучный отдел психологии» (с. 273).

Не случайно русский психолог Н. Н. Ланге писал в то время, что «чувство занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер – “ума” и “воли”. Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда как воля, а особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты. Если собрать все научные исследования о чувствах, то получится список столь бедный, что его далеко превзойдет литература любого вопроса из области познавательных процессов, даже очень мелкого… Причин этой общей “нелюбви” много. Здесь, вероятно, играет некоторую роль и общий характер современной культуры, по преимуществу технической и внешней, и то, что рассуждения старых психологов о чувствах отталкивают нас своей риторичностью и морализациями, и то, что эта область вообще трудно поддается точным и научным методам исследования, и, наконец, то, что для психолога, как и ученого вообще, область ума и познания обыкновенно ближе и доступнее, чем область эмоций. Может быть, дело было бы иначе, если бы в разработке психологической науки женщины приняли большее участие, чем доныне» (1996, с. 255).

Представитель бихевиоризма Дж. Уотсон (1930) считал, что эмоции нельзя исследовать научно, а Е. Даффи (1934, 1941) писал, что термин «эмоция» удобен для обозначения некоторых специфических форм изменения поведения, которые не поддаются объяснению, и что он мешает точным исследованиям, поэтому от этого термина следует отказаться.

С тех пор многое изменилось. Не оправдалось предсказание М. Мейера (1933), что эмоции постепенно исчезнут из сферы психологии, но сбылось пожелание Н. Н. Ланге – профессия психолога теперь в основном стала женской. Появилось очень большое количество работ, посвященных эмоциям и чувствам, особенно в зарубежной психологической литературе. Однако и до сих пор заголовок статьи У. Джемса «Что такое эмоция?» остается актуальным как для психологов, так и для физиологов. В последние десятилетия заметна тенденция к эмпирическому изучению отдельных эмоциональных реакций, без попыток теоретического осмысления, а подчас и к принципиальному отказу от этого. Например, Дж. Мандлер (1975) доказывает бесполезность поиска определения эмоций и создания теории эмоций. Он полагает, что накопление результатов эмпирических исследований автоматически приведет к решению всех тех вопросов, ради которых и строится теория эмоций. Б. Райм (1984) пишет, что современное состояние изучения эмоций представляет собой разрозненные знания, непригодные для решения конкретных проблем. В руководстве «Human physiology» (1983) утверждается, что дать эмоциям точное научное определение невозможно. Это подтверждает и анализ определений эмоций, приводящихся в отечественной литературе (Е. В. Левченко и А. Ю. Бергфельд, 1999). Существующие теории эмоций в основном касаются лишь частных аспектов проблемы.

А. Н. Леонтьев (1971) справедливо считает, что те трудности, которые обнаруживаются при изучении этой проблемы, объясняются главным образом тем, что эмоции рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их на различные подклассы, отличающиеся друг от друга как генетически, так и функционально. В предисловии к пятому тому «Экспериментальной психологии» А. Н. Леонтьев (1975) пишет: «Совершенно очевидно (…) что, например, внезапная вспышка гнева имеет иную природу, чем, допустим, чувство любви к Родине, и что никакого континуума они не образуют» (с. 7). По этому же поводу пишут Ф. Тайсон и Р. Тайсон (1998): «Различные теории аффектов зачастую несовместимы друг с другом и запутывают читателя, потому что каждый автор пытается по-своему определить релевантные концепции и феномены, одни более явно, чем другие. Вдобавок термины “аффект”, “эмоция”, “чувство” нередко используются как взаимозаменяемые, что отнюдь не добавляет ясности концепции аффектов» (с. 173). Добавлю к этому, что нередко за чувства принимаются нравственные качества, самооценки, ощущения. Не случайно некоторые исследователи эмоций считают, что проблема находится в кризисном состоянии (И. А. Васильев, 1992). Подтверждением этому служит и то обстоятельство, что в отечественной психологии за последнюю четверть века практически не обсуждаются теоретические вопросы, связанные с эмоциональной сферой человека, не делаются попытки навести хоть какой-то порядок в используемом понятийном аппарате (появившаяся статья А. Ш. Тхостова и Т. Г. Колымба (1998) не только не проясняет затронутые в ней вопросы, но и еще больше их запутывает; например, авторы рассматривают эмоцию как знак, не учитывая, что в психологической литературе говорится о знаке эмоций; своеобразно понимание авторами различий между аффектом и эмоцией, о чем я скажу в соответствующем разделе книги, и т. д.).

 

Несмотря на большое число публикаций по проблеме эмоций, даже в солидных монографиях и учебниках для психологов многие аспекты эмоциональной сферы человека, имеющие большое практическое значение для педагогики, психологии труда и спорта, даже не обозначаются. В результате проблема эмоций и чувств оказывается представленной в ущербном виде.

Не претендуя на полное и законченное раскрытие данной темы (осуществить это практически невозможно, поэтому ряда вопросов я не касался, например влияния эмоций на интеллектуальную и физическую деятельность, а по некоторым дал только краткий обзор работ, как, например, о стрессе), я постарался дать не столько углубленное рассмотрение отдельных вопросов (хотя оно и не исключалось), сколько панорамное освещение проблемы. Главной задачей было попытаться навести хоть какой-то порядок в «эмоциональном хозяйстве», т. е., с одной стороны, развести, а с другой – сгруппировать эмоциональные явления по определенным классам, разделам, а заодно и отсечь те психологические феномены, которые не имеют отношения к эмоциональной сфере, но которые почему-то у разных авторов в ней присутствуют.

В связи с этим одной из задумок данной книги была разработка подхода к созданию дифференциально-психологической концепции структуры эмоциональной сферы человека. Можно возразить, что такая концепция существует в виде ставшей популярной теории дифференциальных эмоций С. Томкинса и К. Изарда. Однако эта теория, с одной стороны, по названию представляется слишком узкой, не охватывающей всех эмоциональных явлений, образующих мотивационную сферу человека, а с другой стороны, по содержанию – слишком широкой и неадекватной своему названию, так как в ее рамках рассматриваются не только эмоции, но и другие эмоциональные образования, эмоциями не являющиеся: эмоциональный тон ощущений (удовольствие – отвращение), чувства (любовь, зависть и др. ), эмоциональные свойства и особенности личности (например, тревожность). Мне представляется, что эмоциональная сфера личности – это многогранное образование, в которое кроме эмоций входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния (эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), – и каждое из них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки.

Таким образом, эта книга не только об эмоциях и чувствах, в ней говорится об эмоциональной сфере человека как более емком понятии, включающем и многие другие эмоциональные явления.

Я старался широко представить в этой книге исследования отечественных авторов, тем более что обобщения их публикаций отсутствуют, из-за чего, после издания в нашей стране книги К. Изарда, возник некоторый перекос в оценке значимости наших и зарубежных ученых в изучении проблемы эмоций, естественно, в пользу последних. Наконец, одной из задач являлась необходимость собрать и систематизировать методики изучения эмоциональных явлений, большинство из которых широкой психологической аудитории мало известны и трудно доступны.

Предисловие ко второму изданию

После выхода первого издания этой книги прошло пять лет. Два дополнительных выпуска книги, последовавших за первым, не смогли удовлетворить запросы читателей, постоянно обращавшихся в издательство, книжные магазины и лично ко мне в поисках этой книги, несмотря на переиздание книги К. Изарда (2005) и выход в свет книги Г. М. Бреслава (2004) под одним и тем же названием – «Психология эмоций». В связи с этим возникла необходимость второго издания моей книги с включением в нее новых данных и некоторым ее переструктурированием. Однако новое издание в основном сохранило и прежнюю идею книги (показать эволюционно-иерархическое развитие эмоциональной сферы человека – от эмоционального тона ощущений, через эмоции и чувства к эмоциональным свойствам и типам личности), и прежние структуру и содержание.

Надо сказать, что первое издание книги вызвало у психологов разные отклики. Так, уже упомянутый Гершон Бреслав во «Введении» к своей книге пишет: «Недавно вышедшее большое учебное издание Евгения Ильина вряд ли может ликвидировать этот дефицит и дать хоть в какой-то мере адекватное представление о современной научной психологии эмоций. Большинство выводов, которые в ней делает автор, или основаны на очень старой и непрофильной литературе, или носят чисто произвольный характер. При этом ни одна из излагаемых в книге методик не оценена с точки зрения ее способности давать достоверные данные. Сравнивая ее с подобными изданиями, нетрудно заметить, что эта книга – адекватное отражение общего состояния психологии в постсоветском пространстве, однако ни в коей мере она не может претендовать на роль университетского учебника» (с. 3–4).

Что касается моих претензий на университетский учебник, то это фантазия Бреслава; больше чем на учебное пособие я не претендовал и не претендую сейчас, что и обозначено в аннотации к книге в ее первом издании. В отношении же адекватного представления о проблеме эмоции в современной западной психологии сошлюсь лишь на один из последних солидных трудов зарубежных авторов (например, Дж. Капрара, Д. Сервон, 2003), который, по мнению рецензентов, дает всесторонний обзор самых последних экспериментальных достижений в психологии, однако в котором, с одной стороны, эмоции и настроение то разграничиваются, то отождествляются, а с другой стороны, к эмоциям причисляются чувства (ревность, гордость). Лично меня такое современное положение дел в проблеме эмоций не устраивает, так же как и неразведение базовых эмоциональных понятий и отсутствие их определений в учебном пособии Г. М. Бреслава (в целом безусловно полезном для тех, кто на профессиональном уровне занимается изучением проблемы эмоций). В связи с этим я высказываю свой взгляд на проблему и думаю, что имею на это право, хотя и предполагаю, что кому-то мои представления о структуре эмоциональной сферы человека могут не нравиться, как, впрочем, и появление самой книги. Ведь у некоторых психологов существует мнение, что в их «владения» другим ученым лезть не следует. Именно такая позиция и приводит к стагнации науки.

Утверждение же, что в моей книге нет хотя бы одной методики, способной давать достоверные данные, вызывает недоумение. Если Г. Бреслав не доверяет методикам Леонгарда, Спилбергера, Тейлор, Айзенка, Розенцвейга, приведенным в моей книге, зачем же он тогда описывает некоторые из них в своем учебном пособии? Многие отечественные методики изучения эмоциональных явлений были апробированы в диссертационных исследованиях, которые, судя по приводимому Бреславом списку литературы, остались ему совершенно неизвестными. В связи с этим его претензии на обобщение современной литературы по эмоциям в постсоветском пространстве выглядят совершенно необоснованными. Если исходить из того, как эта литература представлена в книге Бреслава, то создается впечатление, что отечественные ученые ничего существенного по данной проблеме не сделали, да и вообще ее не изучают.

Однако, как говорится, на вкус и на цвет товарищей нет. Поэтому имеется и другая оценка моей книги. Так, С. Степанов пишет, что «выход крупной монографии… Е. П. Ильина восполняет этот пробел (отсутствие книг по психологии эмоций. – Е. И.). Написанная исключительно обстоятельно и подробно, с упоминанием множества теорий и экспериментов, со ссылками на сотни научных источников (…) книга Ильина подобна настоящей энциклопедии по психологии эмоций. Выпущенная в серии «Мастера психологии» (наверно, именно такого уровня книги и должны в этой серии выходить), книга по форме представляет учебное пособие и в этом качестве может быть использована каждым, кто изучает психологию…» (Школьный психолог. 2002. № 4. С. 15).

Такая оценка и читательский спрос на книгу и подвигли меня на подготовку второго ее издания. В новом издании расширено научное содержание почти всех глав книги с учетом анализа отечественных и зарубежных исследований, опубликованных в основном за последние 15 лет.

Е. П. Ильин

Сентябрь 2006 г.

Глава 1


Эмоциональное реагирование

Известный ученый В. К. Вилюнас отмечает, что можно выделить два основных подхода во взглядах на эмоциональное реагирование.

В одном случае оно не является чем-то специфичным и, сопутствуя всякому психическому процессу, выполняет универсальную роль (Вундт, Грот, 1879—1880; Рубинштейн, 1999).

В другом случае эмоциональное реагирование рассматривается как самостоятельный феномен, частный механизм реагирования и регуляции, означающий, что в нормальном протекании существования животного и человека произошли какие-то отклонения (Сартр, 1984; Симонов, 1966). Близка к этому и точка зрения А. В. Вальдмана с соавторами (1976), согласно которой внутренние сигналы организма вызывают сдвиги эмоциональности в положительном или отрицательном направлении в том случае, если они выходят за пределы обычных значений. Таким образом, нарушение внутреннего гомеостаза приводит к появлению эмоционального реагирования. А это свидетельствует в пользу того, что эмоциональное реагирование является самостоятельным феноменом.

1.1. Эмоциогенные ситуации, или В каких случаях человек реагирует эмоционально

Эмоциональная реакция – это специфический ответ человека и животных на те или иные обстоятельства, ситуации, затрагивающие его интересы (потребности). Но есть ли раздражители, объекты, ситуации, которые сами по себе являются для человека эмоциогенными, т. е. вызывающими ту или иную эмоцию?

П. Фресс (1975) утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека. Следовательно, это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее оценка человеком, отношение к ней человека в связи с имеющимися у него потребностями, целями. Это оценка складывающейся для него обстановки, которая препятствует, не мешает или благоприятствует удовлетворению его потребностей, достижению целей.

Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенности ситуации, а не сами по себе обстоятельства. Обстоятельства являются лишь предпосылкой возникновения эмоциогенной ситуации, а эмоциогенными становятся только те ситуации, которые оцениваются человеком как значимые, т. е. сулящие ему или констатирующие успех или неудачу в удовлетворении потребностей (достижении целей), благополучие или опасность. Каждая ситуация для человека субъективна (плохая, хорошая или нейтральная, опасная или не опасная, выгодная или невыгодная, задевающая его интересы или нет и т. д.). Н. В. Боровикова с соавторами (1998) отчетливо продемонстрировали это на эмоциональности беременных женщин, приобретающей эгоцентрический характер. У беременных наблюдается сужение диапазона источников эмоциональных переживаний. Наибольшую значимость для большинства из них приобретают лично значимые события – все, что относится к самой женщине или ожидаемому ребенку. Социально значимые события, общественные процессы отходят на второй план. Ни одна из обследованных женщин не отмечала значительные, государственного масштаба, общественные и экономические явления в качестве источников эмоциональных переживаний. Беременную женщину радует, прежде всего, ожидание рождения ребенка, ощущение его активности внутри себя. В то же время она болезненно реагирует на критические замечания в свой адрес, на шутки, касающиеся ее внешнего вида.

По В. Вундту и Н. Гроту, любое воспринимаемое событие является значимым и вызывает эмоциональный отклик. Р. Лазарус (1968) же считает, что эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов делается заключение о наличии угрозы и невозможности ее избежать. Таким образом, по Лазарусу, эмоциогенными являются только экстремальные ситуации, которые оцениваются как таковые вследствие каузальной атрибуции.

 

Большую роль в возникновении эмоций отводит каузальной атрибуции Б. Вейнер (1985). Действительно, наблюдая за поведением человека, прежде чем эмоционально отреагировать на его поступок, мы сначала либо приписываем, либо не приписываем его поступку цель, которая противоречит нашим интересам, достоинству и т. п.

Если, например, нас кто-то толкнул, то, оценив обстоятельства, мы можем либо возмутиться (если припишем человеку сознательное намерение), либо оставить это без внимания (если подумаем, что виной всему были не зависящие от человека обстоятельства).

Эмоциональное реагирование может быть и при оценке виртуальной ситуации – например, у зрителей, плачущих в кино или на спектаклях при трогательных сценах. Именно в этом случае, пожалуй, можно говорить не о значимой ситуации, а о собственно эмоциогенной ситуации, которая по механизму эмпатии и заражения вызывает эмоциональную реакцию зрителей.

Оценка значимости ситуации может быть не только на осознаваемом уровне, но и на неосознаваемом. Эмоциональная реакция, возникающая по механизму безусловного рефлекса, – это реакция на закрепленную в генетической памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта.

П. Фресс (1975) дает следующую классификацию эмоциогенных ситуаций:

1) недостаточность приспособительных возможностей. Человек не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию при новизне, необычности и внезапности ситуации;

2) избыточная мотивация, не находящая применения, при фрустрации, при присутствии других лиц и при конфликтах.

Ограниченность этой классификации очевидна, так как она касается только случаев появления негативных эмоций.

Психология эмоций | Диплом по психологии

Понятие эмоций

Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека.

Эмоции человека всегда соотнесены с потребностями субъекта, с одной стороны, и с внешними или внутренними объектами или явлениями, с другой стороны. Эмоции отражают соответствие или несоответствие данного объекта или явления потребностям субъекта.

Формула эмоций

По мнению П.В. Симонова, возникновение положительных и отрицательных эмоций зависит от наличия актуальной потребности и оценки вероятности ее удовлетворения: Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения.

Симонов разработал следующую формулу эмоций:

Э = f [П,(Ин – Ис),…],

где:

  • Э – эмоция, ее степень, качество и риск,
  • П – сила и качество актуальной потребности,
  • Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности,
  • Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент,
  • (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта.

Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции.

Функции эмоций

  1. Отражательно-оценочная – позволяет обобщенно отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне со­знания.
  2. Сигнальная – состоит в оповещении организма (нервной сис­темы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (удовлет­ворении или неудовлетворении). Человек способен скрывать свои эмоции, но и читать чужие.
  3. Защитная состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (эмоции страха, отвращения и др.). Эти эмоции (как и все другие) сохраняются в памяти и в определенной ситуации извлекаются из нее с целью выполнения защитной функ­ции.
  4. Управляющая – эмоции являются внут­ренними регуляторами любой деятельности. Так, оптимальная про­дуктивность деятельности наступает при среднем уровне эмоций
  5. Мобилизующая – эмоции могут быть по­будителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции – субъективная форма существования мотивации.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Виды эмоций

Эмоции удовольствия, отражающие высокую вероятность удовлетворения потребности, называются положительными эмоциями; эмоции неудовольствия, отражающие низкую вероятность удовлетворения потребности, – отрицательными эмоциями.

Эмоции могут оказывать как мобилизующее воздействие на организм и психику человека (стенические эмоции), так и демобилизующее (астенические эмоции).

Виды эмоциональных состояний

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний:

  1. Чувственный, или эмоциональный, тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устра­нению или сохранению. Чувственный тон осознается как эмоцио­нальная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п.
  2. Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивно­сти. Настрое­ние имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта.
  3. Собственно эмоции — психическое отражение в форме не­посредственного пристрастного переживания жизненно­го смысла явлений и ситуаций, обусловленного отноше­нием их объективных свойств к потребностям субъекта. Это предметные специфические психические процессы и состояния,   возникающие в конкретной  обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.
  4. Чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.
  5. Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоцио­нальный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте – это неожи­данно наступающее, резко испытываемое человеком по­трясение, характеризующееся изменением сознания, на­рушением волевого контроля над действиями. Аффект оказы­вает дезорганизующее влияние на протекание психических процессов, поведение и деятельность человека.
  6. Страсть — интенсивное, обобщенное и продолжитель­ное переживание, доминирующее над другими побужде­ниями человека и приводящее к сосредоточению на пред­мете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны — начиная от телесных влечений и до осознан­ных идейных убеждений. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соот­ветствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость.

См.также:

  • Эмоциональная сфера личности
  • Фрустрация
  • Эмоциональный стресс

Первичные эмоции: определение, схема и пример

«У меня отвисла челюсть на пол!» Это распространенное выражение универсально предназначено для обозначения чувства удивления. Хотя мы все ощущаем этот мир совершенно по-разному, мы можем найти точки соприкосновения в том, как мы выражаем и воспринимаем наши основные эмоции.

  • Определим первичные эмоции.
  • Мы обсудим разницу между первичными и вторичными эмоциями.
  • Мы рассмотрим примеры первичных эмоций, а затем диаграмму первичных эмоций.
  • Мы рассмотрим различные теории и концепции первичных эмоций в психологии.

Первичные эмоции Определение

Эмоции — одна из важнейших черт человеческой природы. Наши эмоции помогают нам выживать, мотивируют наше поведение и предоставляют ценную информацию при взаимодействии с другими людьми. Книга Чарльза Дарвина Выражение эмоций у человека и животных заложила основу для широко распространенного мнения о том, что люди обладают универсальными эмоциями. В 1960, после серии экспериментов по изучению эмоций и выражений лица, Пол Экман определил шесть первичных или базовых эмоций.

Первичные эмоции (или базовые эмоции) — это основные эмоции, испытываемые людьми, включая гнев, страх, отвращение, печаль, счастье и удивление.

Первичные эмоции общепризнаны, что означает, что все люди рождаются со способностью распознавать эти эмоции, за исключением тех, кто страдает нарушениями развития, такими как расстройство аутистического спектра. Даже младенцы будут плакать, если кто-то кричит и злится, или улыбаться, когда видят, что кто-то счастлив и улыбается.

Первичные эмоции — это наши автоматические реакции в ситуации, которые обычно связаны с выражениями лица и физиологическими реакциями , сходными у разных людей и культур. Мимика позволяет выражать наши основные эмоции без необходимости словесного общения. Хотя первичные эмоции принципиально универсальны, они могут различаться по интенсивности и не всегда возникают изолированно. Мы можем злиться и бояться, когда кто-то подрезает нас на дороге, или испытывать печаль и отвращение, когда видим в новостях расовую несправедливость.

Первичные и вторичные эмоции

Первичные эмоции, особенно в терминах Дарвина, вряд ли являются пределом эмоционального опыта человека. За многими первичными эмоциями следуют вторичные эмоции или сложные эмоции.

Вторичные (сложные) эмоции — это чувства, которые человек испытывает в ответ на свои чувства.

Другими словами, вторичные эмоции — это наши чувства по поводу чувств. Вторичные эмоции, в отличие от первичных, не возникают естественным образом. Они усваиваются либо через семейные, либо социальные влияния. Например, если человека в детстве упрекали каждый раз, когда он грустил и плакал, позже в жизни он может испытывать стыд или страх за то, что ему грустно и хочется плакать.

Когнитивная обработка требуется для вторичных эмоций, тогда как первичные эмоции не требуют повторного мышления. Первичные эмоции проявляются сильно, но длятся недолго, в то время как вторичные эмоции могут быть длительными и даже усиливаться со временем. Они могут состоять из нескольких других эмоций в одну, что делает их менее узнаваемыми. Кроме того, вторичные эмоции, в отличие от первичных, не будут выглядеть одинаково у разных людей и культур. Примеры вторичных эмоций включают в себя вину, разочарование, раскаяние, негодование и замешательство.

Примеры основных эмоций

Роберт Плутичк, психолог, предложил восемь основных эмоций: гнев, страх, печаль, удивление, отвращение, радость, ожидание и доверие.

Давайте рассмотрим несколько примеров этих шести основных эмоций.

Гнев

Гнев — это эмоциональное состояние, при котором человек чувствует, что с ним плохо обращаются или ему мешают в достижении цели. Гнев может быть одной из самых опасных эмоций в самом крайнем его проявлении и может спровоцировать агрессивное поведение. Несправедливость, предательство, неприятие, обида или вид, что кому-то больно, или даже гнев другого человека могут вызвать у нас гнев. Тот, кто злится, может кричать, потеть, сжимать челюсти или кулаки или выпячивать грудь, чтобы казаться больше.

Выражение лица гнева:

  • Плотно сжатые губы
  • Жесткий взгляд/широко раскрытые глаза
  • Брови опущены и сведены вместе

Страх

Одна из наших самых основных эмоций — это страх. Хотя страх часто имеет негативные коннотации, он является ключом к нашему выживанию как вида; это то, что запускает нашу реакцию «бей или беги». Мы испытываем страх в ответ на эмоциональную, физическую или психологическую угрозу. Эти угрозы могут быть реальными или воображаемыми. Без страха мы можем не распознать, когда нам нужно справиться с потенциальными угрозами. Большая способность справляться снижает интенсивность страха. Постоянный страх может в конечном итоге стать хронической тревогой, что приведет к другим возможным расстройствам.

Испуганное выражение лица:

  • Напряженные нижние веки
  • Поднятые верхние веки
  • Опущенная челюсть/губы вытянуты назад
  • Брови приподняты

Fg. 1 Одной из наших самых основных эмоций является страх.

Отвращение

Отвращение часто возникает из-за чувства отвращения или отвращения к чему-либо. Интенсивность этого чувства может варьироваться от легкой неприязни до крайней реакции. Оскорбительные, ядовитые или загрязняющие вещества чаще всего вызывают чувство отвращения. С эволюционной точки зрения отвращение должно удерживать нас от вредных веществ или ситуаций. Некоторые триггеры отвращения, как правило, верны для большинства людей, например запах тела. Однако другие могут быть более индивидуально или культурно подвержены влиянию. Некоторые чувства отвращения не присутствуют сразу при рождении. В возрасте от четырех до восьми лет дети часто испытывают скорее отвращение , чем отвращение.

Отвратительное выражение лица:

  • Слегка оттопыренная нижняя губа
  • Верхняя губа в форме перевернутой буквы «U»
  • Сморщенный нос
  • Опущенные брови

2 90.

2 Что вызывает у вас отвращение.

Печаль

Печаль — это эмоция, характеризующаяся безнадежностью, разочарованием или горем, которая может быть вызвана потерей дорогого человека или объекта. Хотя грусть — это универсальная эмоция, которую испытывает каждый, ее причины часто носят личный и культурный характер. Другими словами, то, что делает одного человека грустным, может совершенно не повлиять на другого.

Печаль играет важную роль в освещении моментов, когда нам нужно утешение или поддержка. Печаль — более длительная эмоция. Однако, если она становится хронической и начинает мешать повседневной жизни, ее точнее охарактеризовать как депрессию.

Печальное выражение лица:

  • Глаза смотрят вниз/опущенные веки
  • Уголки губ опущены вниз
  • Брови подняты и сведены вместе

Fg. 3 Печаль сигнализирует о потребности в утешении.

Счастье

Счастье, приятное эмоциональное состояние, характеризующееся чувством наслаждения, удовлетворения и удовлетворенности, является наиболее желанной из шести основных эмоций. Счастье может быть всеобщим или личным и переживается через наши чувства. Когда люди испытывают счастье, они часто описывают это чувство как легкое, энергичное или теплое. Это может сигнализировать о дружелюбии к другим, а также сообщать, что мы не являемся угрозой.

Счастье выражение лица:

  • Сужение глаз/морщины вокруг глаз
  • Приподнятые щеки
  • Улыбка с отведенными назад губами и открытыми зубами

Удивление

Удивление – это эмоциональное состояние, возникающее после встречи с внезапным или неожиданным раздражителем. Оно краткое, неожиданное и может быть как положительным, так и отрицательным. Эта эмоция предназначена для того, чтобы помочь нам определить, что происходит, и определить, находимся ли мы в опасности. В то время как другие эмоции также могут быть краткими, удивление всегда 9.0020 кратко. В течение нескольких секунд мы получаем представление о том, что происходит, и либо испытываем другую эмоцию, либо вообще не испытываем ее. Удивление не следует путать с испугом, который является скорее физическим рефлексом, чем эмоцией. Например, если мы напуганы, мы можем подпрыгнуть или задохнуться.

Удивленное выражение лица:

  • Отвисшая челюсть
  • Верхние веки подняты (нижнее нейтральное)
  • Брови подняты, но не сведены вместе

Первичные эмоции Таблица

Мы описываем свои эмоции, используя несколько разных слов или описаний. Однако обычно эти слова могут сводиться к одной или нескольким из шести основных эмоций. Ниже приведена таблица с некоторыми примерами. Раздражение 0173

Ожесточение

Унижение

Обида

Грусть

Горе

Пренебрежение 9 9 17 900 23 900 02 0173

Вина

Сожаление

Одиночество

Страх

Тревога

Паника

Нервы

77770173

С опаской

Подавленный

Отвращение

  • 333333

    Отвращение

    Ужас

    Восстание

    900

    Счастье

    Радость

    Довольство

    Обнадеживающий

    Игривый

    Мощный

  • 16692

    Сюрприз

    Озадаченный

    Изумленный

    Потрясенный

    2

    Нетерпеливый

    Изумленный

    Первичные эмоции в психологии

    Горстка психологов подвергает сомнению само существование первичных эмоций. Они утверждают, что первичные эмоции — это не эмоции, а строительные блоки более сложных психологических черт. Кроме того, в то время как шесть выявленных основных эмоций принимаются многими психологами, другие определили дополнительные основные эмоции. Например, Кэрролл Изард (1977) определил десять основных эмоций, которые, по его мнению, наиболее часто проявляются в младенчестве. В первую очередь они основывались на выражении лица.

    К ним относятся:

    • Гнев

    • Страх

    • Радость

    • Отвращение

      6

      3

      3

      3 -Возбуждение

    • Содержание

    • Стыд

    • Удивление

    • Вина

    • Радость

    Наблюдение за выражением лица может помочь терапевту понять эмоциональные переживания своего клиента. Кроме того, как мы упоминали, первичные эмоции часто сопровождаются отчетливыми физиологическими реакциями. Терапевт может использовать эти знания, чтобы помочь клиентам с низким эмоциональным осознанием определить свои чувства. Напряженная грудь может означать страх или тревогу. Трепещущий живот может означать радость или волнение.

    Обработка и определение первичных и вторичных эмоций может быть важным инструментом, помогающим справиться с эмоциями. Поняв наши первичные эмоции, мы можем получить представление о том, к чему нам следует двигаться, а от чего следует уходить. Первичные эмоции — это реакции либо на угрозу, либо на возможность. Чтобы обработать первичные эмоции, может быть полезно сначала определить, что вызвало эту эмоцию. Затем, присутствуя и памятуя о текущем моменте, мы можем обнаружить почему была вызвана эта первичная эмоция.

    Чтобы справиться с вторичными эмоциями и обработать их, следует использовать другой подход. Во-первых, может быть полезно понять факты ситуации и настроить свои мысли так, чтобы они отражали правду. Часто наши вторичные эмоции укореняются в нас из-за прошлого опыта или даже травмы. Это может привести к неспособности видеть ситуацию объективно. Лучше притормозить и найти способ решить проблему. Определение того, какие первичные эмоции составляют наши вторичные эмоции, может улучшить наше самосознание.

    Первичные эмоции. Основные выводы

    • В 1960 году, после серии экспериментов по изучению эмоций и выражений лица, Пол Экман определил шесть основных или основных эмоций: гнев, страх, отвращение, печаль, счастье и удивление.
      • Гнев — это эмоциональное состояние, при котором человек чувствует, что с ним плохо обращаются или ему мешают в достижении цели.
      • Одной из наших самых основных эмоций является страх . Хотя страх часто имеет негативные коннотации, он является ключом к нашему выживанию как вида и запускает нашу реакцию «бей или беги».
      • Печаль — это эмоция, характеризующаяся безнадежностью, разочарованием или горем, которая может быть вызвана потерей дорогого человека или объекта.
      • Отвращение часто возникает из чувства отвращения или отвращения к чему-либо.
      • Счастье , приятное эмоциональное состояние, характеризующееся чувством удовольствия, удовлетворения и удовлетворенности, является наиболее желанной из шести основных эмоций.
      • Удивление — это эмоциональное состояние, возникающее после встречи с внезапными или неожиданными раздражителями.
    • Первичные эмоции — это наши автоматические реакции в ситуации, которые обычно связаны с выражениями лица и физиологическими реакциями , сходными у разных людей и культур.
    • Вторичные (сложные) эмоции — это чувства, которые человек испытывает в ответ на свои чувства. Когнитивная обработка требуется для вторичных эмоций, тогда как первичные эмоции не требуют повторного мышления.
    • Кэрролл Изард (1977) идентифицировал десять первичных эмоций, которые, как он обнаружил, чаще всего проявлялись в младенчестве.

    Эмоции и культура – ​​Культура и психология

    Как и следовало ожидать (после прочтения о компонентах эмоций), люди склонны реагировать одинаково с точки зрения физиологического (или телесного) выражения. Кроме того, наша способность распознавать и выражать эмоции на лице кажется универсальной. Исследования, проведенные с участием людей, слепых при рождении, показали, что у них возникает одно и то же выражение эмоций на лице (улыбается, когда счастлив, хмурится, когда грустит), несмотря на то, что у этих людей никогда не было возможности наблюдать эти проявления эмоций на лице у других людей. Это говорит о том, что движения лицевых мышц, участвующие в формировании эмоциональных выражений, универсальны и не являются результатом усвоенного поведения. Книга Чарльза Дарвина The Expression of Emotions in Man and Animals (1872) Очень похожая морфология выражений лица нечеловеческих приматов, таких как шимпанзе и орангутаны, на выражение лица человека. На самом деле, есть существенные доказательства существования семи универсальных эмоций, каждая из которых связана с определенным выражением лица.

    К ним относятся: счастье, удивление, печаль, испуг, отвращение, презрение и гнев (Ekman & Keltner, 1997).

    Экман и Фризен (1972) провели одно из первых научных исследований эмоций, в ходе которого были подняты важные вопросы о роли культуры в формировании универсальных компонентов эмоций. Затем Экман и Фризен сфотографировали людей, позирующих с разными выражениями лиц (рис. 1). С помощью коллег из разных университетов мира Экман и Фризен показали эти фотографии представителям совершенно разных культур, дали им список слов, обозначающих эмоции (переведенных на соответствующие языки), и попросили их сопоставить выражения лиц на фотографиях. с соответствующими им эмоциональными словами в списке (Экман и Фризен, 19 лет).71; Экман и др., 1987).

     

    Ранние исследования эмоций выявили семь выражений лица, которые считаются универсальными. [Изображение Icerko Lýdia, CC BY, https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Universal_emotions7.JPG]

    В разных культурах участники сопоставляли каждую картинку с одним и тем же словом эмоции на уровне выше случайного. Это привело Экмана и его коллег к выводу, что существуют общепризнанные эмоциональные выражения лица.

    • Счастье
    • Сюрприз
    • Грусть
    • Испуг
    • Отвращение
    • Презрение
    • Гнев (Экман и Келтнер, 1997).

    В то же время Экман и Фризен обнаружили значительную изменчивость показателей узнавания в разных культурах. Например, 95% участников в Соединенных Штатах ассоциировали улыбку со счастьем, и только 69% участников с Суматры сделали такую ​​же ассоциацию. Точно так же 86 % участников в Соединенных Штатах ассоциировали сморщивание носа с отвращением, но только 60 % японцев вызывали такую ​​же ассоциацию со сморщенным носом (Ekman et al., 19).87). Экман и его коллеги интерпретировали эту вариацию как демонстрацию культурных различий в том, как люди проявляют или проявляют эмоции (Экман, 1972).

    Культурные правила отображения учат нас тому, как управлять своими эмоциями. Например, во многих азиатских странах детей учат приглушать свои эмоции, особенно такие негативные, как гнев. [Изображение предоставлено john.gillespie и предоставлено Noba Project]

    Правила проявления культурных ценностей представляют собой набор культурно-специфических стандартов, которые регулируют тип и частоту проявления эмоций, которые являются социально приемлемыми (Malatesta & Haviland, 19).82). В Соединенных Штатах нас учат, что «большие мальчики не плачут», или мы смеемся над шутками нашего босса, даже если не думаем, что они смешные.

    В более позднем исследовании одновременно изучались физиологические реакции и выражение лица, и было обнаружено, что независимо от культуры люди склонны одинаково реагировать с точки зрения физиологического (или телесного) выражения. Участников из числа американцев европейского происхождения и хмонгов (произносится как «мухнг») попросили пережить различные эмоциональные эпизоды из своей жизни (например, когда они потеряли что-то или кого-то, кого любили; когда произошло что-то хорошее) (Цай, Ченцова-Даттон, Фрейре-Бебо, и Примус, 2002). На уровне физиологического возбуждения (например, частоты сердечных сокращений) не было различий в реакции участников, но их экспрессивное поведение на лице говорило о другом.

    Переживая заново события, которые вызывали счастье, гордость и любовь, американцы европейского происхождения улыбались чаще и интенсивнее, чем их коллеги-хмонги, хотя все участники сообщали, что чувствовали себя счастливыми, гордыми и влюбленными с одинаковой степенью интенсивности. Аналогичные закономерности были обнаружены в исследованиях, сравнивающих американцев европейского происхождения и американцев китайского происхождения при выполнении различных задач, вызывающих эмоции (Tsai et al., 2002; Tsai, Levenson, & McCoy, 2006; Tsai, Levenson, & Carstensen, 2000). В то время как физиологические аспекты эмоциональных реакций кажутся схожими в разных культурах, сопровождающие их выражения лица культурно различаются.

    Влияя на то, как люди выражают свои эмоции, культура также влияет на то, как люди их переживают. В Соединенных Штатах допустимо выражать негативные эмоции, такие как страх, гнев и отвращение, как в одиночку, так и в присутствии других, в то время как японцы делают это только в одиночестве (Matsumoto, 1990). Мацумото, Ю и Накагава (2008) обнаружили, что люди из коллективистских культур с большей вероятностью подавляли эмоциональную реакцию, чтобы они могли оценить, какая реакция наиболее уместна в данном контексте (Мацумото, Ю и Накагава, 2008).

    Все больше исследований демонстрируют культурные различия не только в правилах демонстрации, но и в степени, в которой люди фокусируются на лице, а не на других аспектах социального контекста (Masuda, Ellsworth, Mesquita, Leu, Tanida, & Van de Veerdonk, 2008). и на различных чертах лица (Юки, Маддукс и Мацуда, 2007) при восприятии эмоций других людей. Например, люди из Соединенных Штатов, как правило, сосредотачиваются на губах, интерпретируя эмоции других, тогда как люди из Японии, как правило, сосредотачиваются на глазах. Культурные различия существуют при оценке и интерпретации эмоциональных переживаний, которые лежат в основе выражения эмоций на лице, но есть явное преимущество внутри группы.

  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts