Эмоциональная сфера личности Понятие об эмоциях
Эмоции (от лат. волновать, возбуждать) – это особые психические явления, которые содержат в себе субъективную оценку значимости для человека всевозможных событий, предметов, явлений и людей в форме переживаний. Они проявляются главным образом в биологически обусловленных переживаниях, связанных с потребностями организма и активизирующих или тормозящих деятельность.
Являясь субъективным психическим отражением жизненного смысла предметов, явлений и событий, эмоции проявляются в форме непосредственного ситуационного переживания, выражающегося оценочным отношением к развивающимся событиям. Субъективный характер этих отношений ведет к тому, что одинаковые раздражители могут вызывать совершенно непохожие реакции у разных индивидов. Так, если профессиональная деятельность чрезвычайно затруднена или работник не справляется с заданиями, допускает серьезные ошибки, то появляются неудовлетворенность, разочарование или подавленность и даже гнев.
В структуре эмоционального явления можно выделить три компонента: предмет, эмоциональное переживание и потребность (мотив).
Предметом эмоций представляет любое значимое для человека событие, явление, в связи с которым и по поводу которого возникает эмоциональное переживание. Такие значимые события и ситуации называются эмоциогенными. Однако человек далеко не всегда осознает предметное содержание своих эмоций.
Центральным компонентом эмоционального явления представлен эмоциональным переживанием. Эмоциональное переживание – субъективная реакция, которая возникает при столкновении человека с эмоциогенной ситуацией. Эмоциональное переживание возникает непроизвольно и всегда осознается человеком. Оно в той или иной степени изменяет сознание и весь внутренний мир душевный мир человека, а также его физиологические процессы. Потребность (мотив) составляет третий структурный компонент эмоционального явления. Она выступает как внутреннее психологическое основание для эмоциональной оценки значимости чего-либо для человека. Значимость той или иной ситуации определяется тем, в какой мере связана она с актуальной в данный момент потребностью, препятсявует или способствует их удовлетворению. Значимость всегда задана потребностями. Поэтому при их отсутствии эмоции не возможны. Эмоциональные переживания можно рассматривать как субъективные реакции на значимые для удовлетворения потребностей и мотивов человека жизненные ситуации.Основными функциями эмоций являются: оценочная, сигнальная, побудительная и коммуникативная, функция воздействия на физиологические и познавательные процессы и др.
Первая и наиболее важная функция эмоций состоит в первичной оценке субъективной значимости для человека окружающих предметов, явлений, людей, различных событий, собственных мыслей и т. д. Причем эмоциональные оценки представляются нам значительно более достоверными и личностно значимыми, чем интеллектуальные.
Эмоции сигнализируют человеку о сотоянии его потребностей. При актуализации нужды в чем-либо возникают соответствующие эмоциональные переживания (голода, жажды и т.д.), которые называются потребностными.. В зависимости от состояния потребности могут усиливаться, ослабляться, исчезать совсем, меняться на противоположные по знаку. Они составляют эмоциональную основу и субъективную форму существования потребностей.
Эмоции обладают также побудительными функциями, то есть выступают как довольно мощные источники активности. Побудительные возможности эмоций напрямую зависят от их силы и знака. Чем сильнее эмоция, тем больше побудительными возможностями она обладает (сильная и слабая боль, страх, стыд). Отрицательные эмоции обладают противоположными побудительными свойствами.
Эмоции оказывают сильное воздействие на физииологическиие функции человека, поскольку образуют совместно с ними единую психофизиологическую систему. Поэтому эмоции всегда сопровождаются большими или меньшими изменениями функций организма. На эмоциональной основе возникает большинство болезней и преждевременное старение (или омоложение).
Аналогичное воздействие эмоции оказывают на сознание и все познавательные процессы человека. Под влиянием эмоций их возможности и функциональные характеристики могут изменяться (улучшаться или ухудшаться).
Эмоции являются внутренними психическими процессами. Однако они довольно хорошо выражаются во вне (мимика, действия, движения, жесты, позы, интонации).
Понятие «эмоциональная сфера». Ее структура, содержание и условия развития
Автор: Тихонова Светлана Вадимовна
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.
Дата публикации: 01.02.2019 2019-02-01
Статья просмотрена: 5656 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 3 (pdf)
Библиографическое описание:Тихонова, С. В. Понятие «эмоциональная сфера». Ее структура, содержание и условия развития / С. В. Тихонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56158/ (дата обращения: 09.02.2023).
Дети очень разные. Но все они нуждаются в нашей ласке любви и заботе: и забияки, и задиры, и тихони. Изучение эмоциональной сферы, создание благоприятных условий развития одна из важнейших задач современного общества.
Проблема изучения, состояния и условий результативного развития эмоциональной сферы ребенка — одна из актуальных в современной психолого-педагогической науке. Частью целостного процесса психического развития детей является вырабатывание эмоциональной сферы. Основы его исследования заложены в трудах П. П. Блонского и Л. С. Выготского [4]. Формирование и развитие эмоций, их дифференциация, обогащение и усложнение эмоциональной сферы, повышение высших чувств — очень сложный, медленный, неоднозначно опосредованный процесс. Только что появившийся на свет новорожденный имеет очень ограниченный набор эмоциональных реакций — комплекс новорожденного [5].
Эмоциональное созревание зависит от правильности чередования фаз эмоционального развития в первом месяце жизни. В дальнейшем большую роль приобретает способность к обучению. В результате обучения происходит закрепление определенной эмоции с системой выразительных движений [3, 7]. Основываясь на механизм окружающей среды взрослых людей, и у него образуется новая потребность — потребность в общении [6]. Н. Я. Фигурин и М. П. Денисова описали эту новую форму реагирования, назвав «комплексом оживления». Выражается эта реакция в появлении улыбки и голосовой реакции на лицо знакомого взрослого [2].
К восьми месяцам у ребенка оформляется нервный аппарат для выражения эмоций. В дошкольном возрасте формируются и проявляются возможности детей сдерживать некоторые свои эмоции, с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций при их реальном отсутствии.
Чувства ребенка-дошкольника к определенному времени теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются те эмоции, которые трудно контролируются. Это эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д.
Развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы оказывает свое влияние на эмоциональное развитие, что приводит к их интеллектуализации. На протяжении периода дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром. с 4 до 5 лет дошкольники осознают собственную индивидуальность, понимают моральные доводы, заинтересованы во взаимодействии с другими детьми, лучше осведомлены в чувствах других людей.
У ребенка в возрасте 4–5 лет начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует осознанию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6–7 лет. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.Основными моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:
− освоение социальных форм выражения эмоций;
− формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
− благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
− эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Когда близкие взрослые, родители любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности.
Ребенок растет и развивается жизнерадостный, активный физически и психически, когда к нему хорошо относятся признают его права, постоянно внимательны. Эмоциональное благополучие способствует полноценному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.
Личность ребенка формируют эмоции. Эмоции так же могут утомлять ребенка до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Ему необходимо отдохнуть от своих собственных чувств.
Эмоции — это важнейшая сторона психики ребенка, характеризующая переживание им действительности. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются: овладение социальных форм выражения эмоций; формирование чувства долга, дальнейшее развитие эстетических, интеллектуальных и моральных чувств; становление эмоций благодаря речевому развитию осознанными. В целом эмоции отбирают позицию, из которой ребенок будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга.
Во ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяется вопросам по охране и укреплению физического и психического здоровья дошкольников, их эмоционального благополучия, развитию у детей социального и эмоционального интеллекта. Быть с эмоциями в ладу порой гораздо важнее, например, эрудиции. На современном этапе развития психолого-педагогических технологий актуальным становится вопрос направленности, способов и средств развития эмоциональной сферы ребенка.
Литература:
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 96 с.
- Изард, К. Э. Психология эмоции [Текст] / К Э. Изард. — СПб.: Питер, 2000. — 280 с.
- Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. -164 с.
- Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст] / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. — М.: «Генезис», 2007. — 282 с.
- Кэмпбелл, Р. Как справиться с гневом ребенка [Текст] / Р. Кэмпбелл. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 190 с.
- Леви В. Детская агрессия: как вникать и что делать [Текст] / В. Леви // Семья и школа. — 2010. — № 3. — С. 16–18
- Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития [Текст] / В. И. Лубовский, Г. Р. Новикова, В. Ф. Шалимов // Дефектология. — 2016. — № 5. — С. 34–37.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, чувство долга, эмоция, чувство, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональное развитие, эмоциональное развитие ребенка, дальнейшее развитие.
Похожие статьи
Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале…Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших
ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие…
Средства и методы
развития эмоциональной сферы ребенкаЭмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений
Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка
Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его. ..
Эмоции в развитии ребенка дошкольного возрастаВажнейшим компонентом эмоционального развития ребенка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно способности к
Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни.
Психолого-педагогические аспекты
развития эмоциональной…Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, таким образом, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и. ..
Формирование
эмоциональной сферы дошкольников через…О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник.
Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития…эмоциональная отзывчивость, ребенок, взрослый, развитие, эмоциональная сфера, дошкольный возраст
Раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности.
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного. ..Сущностью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является: выражение эмоциональных форм в социальной сфере; чувство долга развивается в эстетических, интеллектуальных и моральных чувствах…
Способы
развития эмоционального интеллекта у детей…Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством…
Педагогические условия
развития эмоциональной отзывчивости. ..Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений…
Похожие статьи
Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале…Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших
ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие. ..
Средства и методы
развития эмоциональной сферы ребенкаЭмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений
Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка
Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его…
Эмоции в развитии ребенка дошкольного возрастаВажнейшим компонентом эмоционального развития ребенка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно способности к
Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни.
Психолого-педагогические аспекты
развития эмоциональной…Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, таким образом, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и…
Формирование
эмоциональной сферы дошкольников через…О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник.
Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития. ..эмоциональная отзывчивость, ребенок, взрослый, развитие, эмоциональная сфера, дошкольный возраст
Раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности.
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного…Сущностью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является: выражение эмоциональных форм в социальной сфере; чувство долга развивается в эстетических, интеллектуальных и моральных чувствах. ..
Способы
развития эмоционального интеллекта у детей…Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством…
Педагогические условия
развития эмоциональной отзывчивости…Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений. ..
определение эмоциональной сферы | Английский словарь для учащихся
1 прил Эмоциональный означает, связанный с эмоциями и чувствами.
usu ADJ n (=психологический)
Мне нужна была любовь этого мужчины и эмоциональная поддержка, которую он мне оказывал… Жертвы остаются с эмоциональными проблемами, которые могут длиться всю жизнь.
♦ эмоционально нареч ADV adj/-ed
Вы хотите сказать, что испытываете ко мне эмоциональную привязанность?
2 прил Эмоциональная ситуация или проблема вызывает у людей сильные чувства. (=эмоциональный)
Это очень эмоциональный вопрос. Как вы можете выступать за продажу слоновой кости?
♦ эмоционально adv ADV adj/-ed
В эмоционально заряженной речи он сказал, что уходит в отставку.
3 прил Если кто-то испытывает или становится эмоциональным, он показывает свои чувства очень открыто, особенно потому, что расстроен.
Он очень эмоциональный человек…, я уже не так эмоционален, как когда-то.
эмоциональный капитал
Когда люди говорят об эмоциональном капитале компании, они имеют в виду все психологические активы и ресурсы компании, например, как сотрудники относятся к компании. (БИЗНЕС) n-uncount
Британские организации не питают свой интеллектуальный и эмоциональный капитал.
Перевод английского словаря Cobuild Collins  
Смотрите также:
эмоциональный капитал, эмоционально, эмоция, смайлик
Collaborative Dictionary English Cobuild
|
Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи…) |
Чтобы добавлять слова в свой словарь, станьте участником сообщества Reverso или войдите в систему, если вы уже являетесь его участником. Это просто и занимает всего несколько секунд:
Или зарегистрируйтесь традиционным способом
Диагностика нарушений эмоциональной сферы у пожилых людей
Аведисова А.С. Антиастенические препараты как терапия первого выбора при астенических расстройствах, Росс. Мед. ж. , 2004, том. 12, нет. 22, стр. 1290–1292.
Google Scholar
Аксенов М.М., Стоянова И.Я., Цыбульская Е.В. и др. Психологические особенности пожилых больных с непсихотическими расстройствами // Вестн. Тосмк. Гос. Педагог. ун-т , 2015, том. 3, нет. 156, стр. 58–63.
Google Scholar
Беспалько И.Г., Школа для психологической экспрессдиагностики слабоструктурированных депрессивных расстройств: пособие для психологов и врачей (Шкала психологической экспресс-диагностики слабоструктурированных депрессивных расстройств: Пособие для психологов и врачей), СПб: СПб. Научно- исслед. Инст. я. В.М. Бехтерева, 2004.
Google Scholar
Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Применение интегративного теста тревожности: методические рекомендации . СПб: СПб. Научно-Исслед. Инст. я. В.М. Бехтерева, 2005.
Google Scholar
Вассерман Л.И., Вукс А.Я., Иовлев Б.В. и др., Школа для психологической экспресс-диагностики уровня невротической астении (УНА): Пособие для психологических врачей 9012 Диагностика степени невротической астении: Пособие для врачей и психологов. СПб: СПб. Научно-Исслед. Инст. я. В.М. Бехтерева, 1999.
Google Scholar
Вейн А.М., Вознесенская Т.Г., Голубев В.Л., Дюкова Г.М., Депрессия в неврологической практике , Москва: Мед. Поставить в известность. Агентство, 2007.
Google Scholar
Вознесенская Т.Г. Депрессия в пожилом возрасте, Consilium Med. , 2009, том. 11, нет. 2, стр. 74–79.
Google Scholar
«>Горбунов В.В., Патогенетическое значение динамики сердечного ритма у больных нестабильной стенокардией на фоне тревожно-депрессивных расстройств , Автореф. науч. мед. наук. Чита, 2001.
Google Scholar
Дубенко А. Е., Коростий В. И. Депрессия и деменция: сопутствующая патология, дифференциальная диагностика и методы ведения больных // Нейроньюс . 2014. № 1. 2/1, стр. 22–27.
Google Scholar
Дюкова Г.М. Астенический синдром: диагностика и терапия, Клин. Эффект. Неврол. Психиатр. , 2012, вып. 1, стр. 16–22.
Google Scholar
«>Ильин Е.П., Эмоции и чувства , СПб: Питер, 2001.
Google Scholar
Калын Я.Б., Психическое здоровье лиц пожилого и старческого возраста: клинико-эпидемиологическое исследование , Автореф. Google Scholar
Карпухин И.Б., Психиатрические непсихотические расстройства городского пожилого населения, не получающего психиатрической помощи , Автореф. науч. мед. наук, Казань, 2005.
Google Scholar
Колютская Е.В. Тревожные расстройства: диагностика и терапия, Рос. Мед. ж. , 2005, том. 13, нет. 15, стр. 1009–1011.
Google Scholar
«>Краснов В.Н., Депрессии и сердечно-сосудистые заболевания, Практ. Врач , 2002, вып. 2, стр. 18–22.
Google Scholar
Ларева Н.В., Валова Т.В. Тревога и депрессия у пожилых больных артериальной гипертензией и ишемией сердца // Сиб. Мед. ж. (Иркутск) , 2013, вып. 117, нет. 2, стр. 53–56.
Google Scholar
Лебедева В.Ф. Клинические особенности психических расстройств пожилых людей в общей практике // Сиб. Вестн. Пейхиатр. Наркол., 2005, вып. 3, стр. 81–84.
Левин О.С. Васенина Е.Е. Депрессия и деменция у пожилых людей: диагностические и терапевтические аспекты // Фарматека . 19, нет. 252, стр. 76–80.
Google Scholar
Местечко В.В., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Эпидемиологическая характеристика непсихотических психических расстройств у лиц пожилого возраста в Архангельской области, Усп. Геронтол. , 2012, том. 25, нет. 4, стр. 654–660.
КАС Google Scholar
Михайлова Н.М., Сиряченко Т.М. Тревожные расстройства в пожилом возрасте // Росс. Мед. ж. , 2006, вып. 29, стр. 14–16.
Google Scholar
Международная классификация болезней: Классификация психических и поведенческих расстроений. Клинические описания и указания по диагостике (Международная классификация болезней: Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и рекомендации по диагностике), СПб: Всемирная организация здравоохранения, 1994.
Незнанов Н.Г., Залуцкая Н.М., Осипова В.А., и др. и др., Ранняя диагностика коморбидных психических расстройств в пожилом возрасте . СПб.: СПб. Научно-Исслед. Инст. я. В.М. Бехтерева, 2011.
Google Scholar
Новикова Н.А., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Качество жизни при психосоматических заболеваниях // Пробл. соц. Гиг., Здравоохр., Истор. Мед. , 2002, вып. 5, стр. 7–11.
Google Scholar
Оганов Р.Г., Деев А.Д., Погосова Г.В. и др. Депрессивные симптомы ухудшают прогноз сердечно-сосудистых заболеваний и сокращают продолжительность жизни больных артериальной гипертензией и ишемией сердца, Кардиология , 2011, вып. 2, стр. 59–66.
Google Scholar
Погосова Г.В., Депрессия как фактор риска развития ишемии сердца и прогноз коронарной смерти: десятилетие исследований, Кардиология , 2012, №1. 12, стр. 4–11.
Google Scholar
Подрезова Л.А., Маркина Т.Р., Сейкум Ю.В. Психические расстройства у пожилых терапевтических больных, Альманах Клин. Мед. , 2014, вып. 35, стр. 89–93.
Google Scholar
Раевский А.А. Осипова В.А. Нарушения эмоционального состояния пожилых больных с органическими поражениями головного мозга: обзор литературы. проф. Клин. Мед. , 2012, вып. 3, стр. 121–125.
Google Scholar
Российский статистический ежегодник (Российский статистический ежегодник), М.: Росстат, 2011.
Ряховский В.В., Близкие исходы депрессии у лиц инволюционного и пожилого возраста , Автореф. науч. мед. наук, Москва, 2011.
Google Scholar
«>Смулевич А.Б., Депрессии при соматических и психических заболеваниях , Москва: Мед. Поставить в известность. Агентство, 2003.
Google Scholar
Собчик Л.Н., МЦВ–метод цветовых выборов: Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: Практическое руководство (Метод выбора цвета. Модифицированный восьмицветный тест Люшера: Практическое пособие), СПб: Речь, 2001.
Google Scholar
Сукиасян С.Г., Минасян А.М., Клинические беседы для ранней диагностики соматических психических расстройств, Обозр. Психиатр. Мед. Психол. , 1994, вып. 2, стр. 73–76.
Google Scholar
«>Яхно Н.Н. Когнитивные и эмоционально-аффективные расстройства при дисциркуляторной энцефалопатии, Захаров В.В., Рос. Мед. ж. , 2002, вып. 10, стр. 539–542.
Google Scholar
Андраде, Л., Итон, В.В., и Чилкоут, Х., Сопутствующая патология панических атак и большой депрессии в течение жизни в популяционном исследовании. Профили симптомов, Br. J. Psychiatry , 1994, vol. 165, нет. 3, стр. 363–369.
Артикул КАС пабмед Google Scholar
Болдуин, Р. и Уайлд, Р., Лечение депрессии у пожилых людей, Adv. Лечение психиатрии. , 2002, том. 10, стр. 131–139.
Артикул Google Scholar
Бек А.Т., Эпштейн Н., Браун Г. и др. Инвентаризация для измерения клинической тревоги: психометрические свойства, J. Consult. клин. Психол. , 1988, том. 56, стр. 893–897.
Артикул КАС пабмед Google Scholar
Бек, А.Т., Уорд, С.Х., и Мендельсон, М., Реестр для измерения депрессии, Arch. Общая психиатрия , 1961, том. 4, стр. 561–571.
Артикул КАС пабмед Google Scholar
Бикман, А.Т. Коупленд, Дж. Р., и Принс, М. Дж., Обзор распространенности депрессии среди населения в пожилом возрасте, J. Psychiatry , 1999, vol. 174, стр. 307–311.
Артикул КАС Google Scholar
«>Карни, Р.М., Фридланд, К.Е., Миллер, Г.Э., и др., Депрессия как фактор риска сердечной смертности и заболеваемости: обзор потенциальных механизмов, J. Psychosom. Рез. , 2002, том. 53, нет. 4, стр. 897–902.
Артикул пабмед Google Scholar
Glaesmer, H., Gunzelmann, T., Braehler, E., et al., Травматический опыт и посттравматическое стрессовое расстройство среди пожилых немцев: результаты репрезентативного опроса населения, Междунар. Психогериатр. , 2010, том. 22, нет. 4, стр. 661–670.
Артикул пабмед Google Scholar
Goncalves, D. C. и Byrne, G.J., Вмешательства при генерализованном тревожном расстройстве у пожилых людей: систематический обзор и метаанализ, J. Anxiety Dis. , 2012, том. 26, нет. 1, стр. 1–11.
Артикул Google Scholar
Гамильтон, Массачусетс, Шкала оценки депрессии, Дж. Нейрол. Нейрохирург. Психиатрия , 1960, вып. 23, стр. 56–62.
Артикул КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Koenig, H.G., George, L.K., Peterson, B.L., et al., Депрессия у госпитализированных пожилых людей с соматическими заболеваниями: распространенность, характеристики и течение симптомов в соответствии с шестью диагностическими симптомами, Am. J. Psychiatry , 1997, vol. 154, стр. 1376–1383.
КАС пабмед Google Scholar
Lamers, F. , van Oppen, P., Comijs, H.C., et al., Характер сопутствующих тревожных и депрессивных расстройств в большом когортном исследовании: Нидерландское исследование депрессии и тревоги (NESDA), J. клин. Психиатрия , 2011, т. 1, с. 72, стр. 341–348.
Артикул пабмед Google Scholar
Parker, G., Hyett, M., Hadzi-Pavlovic, D., et al., ГТР — это хорошо?: генерализованное тревожное расстройство предсказывает лучший пятилетний исход после острого коронарного синдрома, Психиатрия, Рез. , 2011, том. 188, нет. 3, стр. 383–389.
Артикул Google Scholar
Pennix, B.W., Beekman, A.T., Honig, A., et al., Депрессия и сердечная смертность: результаты лонгитюдного исследования на базе сообщества, Arch. Общая психиатрия , 2001, том. 58, нет. 3, стр. 221–227.
Артикул Google Scholar
«>Radloff, L.S., Шкала CES-D: шкала самооценки депрессии для исследования населения в целом, Appl. Психол. Изм. , 1977, том. 1, стр. 385–401.
Артикул Google Scholar
Сметс, Е.М.А., Гарссен, Б., Бонке, Б., и др., Многомерная инвентаризация усталости (MFI) психометрические качества инструмента для оценки усталости, J. Psychosom. Рез. , 1995, том. 39, стр. 315–325.
Артикул КАС пабмед Google Scholar
Spielberger, C.D., Gorsuch, R.L., and Lushene, R. E., Manual for the State-Trait Anxiety Inventory , Palo Alto, CA: Consult. Психол. Пресса, 1970.
Google Scholar
Spitzer, R.L., Kroenke, K., and Williams, J.B.W., Валидация и полезность версии PRIMEMD с самоотчетом: исследование первичной медико-санитарной помощи PHQ, JAMA, J. Am. Мед. доц. , 1999, том. 282, нет. 18, стр. 1737–1744.
Артикул КАС Google Scholar
Wewers, M.E. и Lowe, N.K., Критический обзор визуальных аналоговых шкал в измерении клинических феноменов, Рез. Нурс. Здоровье , 1990, вып. 13, стр. 227–236.
Артикул КАС пабмед Google Scholar
Зигмонд, А.С. и Snaith, R.P., Больничная шкала тревоги и депрессии, Act. Психиатрия Сканд. , 1983, том. 67, стр. 361–370.
Артикул КАС Google Scholar
Голубева Е.Ю., Данилова Р.И. Р.И., Соловьев А.Г. Социально-экологические подходы к оценке потребности в уходе за пожилыми людьми // Экол. Чел. , 2005, вып. 9, стр. 48–53.
Google Scholar
Жмуров В.А., Большая энциклопедия по психиатрии , Москва: Джангар, 2010.
Google Scholar
Корнетов Н.А. Депрессия в пожилом возрасте: диагностика, курс лечения , специфическая терапия // Неврол. Вестн. , 2014, том. 46, нет. 3, стр. 90–96.
Google Scholar
Семке В.Я., Цыганков Б.Д., Одарченко С.С. Основы пограничной геронтопсихиатрии . М.: Медицина, 2006. 9.0006
Google Scholar
Школа астенического состояния. Практикум по психологии состояния (Шкала астенического состояния. Практическое пособие по психологии состояний) / Под ред. Прохорова О.А. СПб: Речь, 2004. С. 127–129.
Блей, С.Л. и Marinho, V., Тревожные расстройства в пожилом возрасте, Curr. мнение Психиатрия , 2012, т. 1, с. 25, нет. 6, стр. 462–467.
Артикул пабмед Google Scholar
Потвин О., Хадон С., Дион М. и др., Тревожные расстройства, стр. депрессивные эпизоды и когнитивные нарушения без деменции у пожилых мужчин и женщин, проживающих в сообществе, Int. Дж. Гериатр. Психиатрия , 2011, т. 1, с. 26, стр. 1080–1088.
Google Scholar