Эмоциональное общение: Эмоциональное общение | это… Что такое Эмоциональное общение?

Особенности эмоционального общения со взрослым на разных уровнях

Эмоциональное общение возникает в самом раннем возрасте. Еще не умея гулить, ребенок реагирует на присутствие мамы, радуется ее приходу. В дальнейшем, с появлением речи, навыки такого общения не пропадают, наоборот, получают более осознанное развитие, дополняют умение разговаривать. Во взрослом возрасте эмоциональное общение является важным элементом взаимодействия, который поддерживает связи между людьми, обеспечивает установление дружеских, семейных, рабочих отношений.

В этой статье:

Что же такое эмоциональное общениеПочему эмоции так важныПроблемы, связанные с эмоциональным общениемКак преодолеть проблемы эмоционального общенияЭмоциональное общение

Новости СМИ2

Что же такое эмоциональное общение

Фото автора Ebuka Onyewuchi: Pexels

Эмоции – одно из первых проявлений отношения человека к окружающему миру, в них заключается то, как он оценивает происходящее, переживает его. Ты можешь сказать на словах, что тебе нравится новая песня любимого исполнителя. Но если слова не будут иметь эмоциональной окраски или будут произнесены без улыбки, то в их правдоподобность никто не поверит.

Другой пример – комплименты. Обычно в них вкладываются эмоции, восхищение. Но если произносить их с недоброжелательным выражением лица, небрежно, то комплименты превращаются в насмешку или выражение презрения.

Особенность эмоционального общения в том, что кроме слов в нем присутствуют разные способы выражения отношения к происходящему. Среди них:

  • Мимика. Открытая улыбка говорит о доверии, счастье, радости. Натянутая улыбка – свидетельство неискренности. Хмурые брови – признак недовольства.
  • Жесты. Открытый, счастливый человек много жестикулирует; движения – активные, ничем нестесненные. При возникновении проблем или недоверия жесты становятся более зажатыми, скупыми.
  • Поза. Всем известно, что скрещенные руки и ноги – признак недоверия, стремления защититься от влияния или вторжения другого человека. Наоборот, если сидящий человек наклонен вперед, он проявляет заинтересованность.

Три правила общения

  • Интонации. Слова можно сказать, как будто выплюнуть от злости. Они могут ласкать, нежить, лелеять.

Успех эмоционального общения зависит не только от того, как ясно ты можешь выразить свои эмоции. Важно, насколько человек, с которым ты взаимодействуешь, может их расшифровать, понять и принять. На это влияют культурные, личностные особенности, уровень эмоционального интеллекта.

В одних странах принято открыто выражать свое отношение к происходящему. Если в Италии ты будешь пытаться говорить сухо, неэмоционально, окружающие могут посчитать тебя неискренней. В Японии, наоборот, в почете сдержанность. В Болгарии, если ты задашь молодому человеку, влюбленному в тебя, любит ли он тебя, он будет махать головой из стороны в сторону. Только для него это будет обозначать «да», в то время как ты решишь, что он говорит «нет».

Как видишь, основная особенность эмоционального общения – субъективность. В отличие от слов, которые в рамках одного языка всегда несут конкретный смысл и в нем трудно ошибиться, в интерпретации эмоций есть высокий риск неправильной интерпретации.

Почему эмоции так важны

И, тем не менее, эмоциональное общение необходимо. 

Представь, что ты разговариваешь с человеком, все эмоции которого скрыты под маской безразличия. Его лицо не выражает никаких чувств. Чтобы ты не сказала, оно остается прежним, не меняется. Вероятно, очень скоро ты задумаешься. Слышит ли тебя человек? Понимает ли, что ты ему говоришь? Не планирует ли он какое-нибудь зло против тебя? Или, общаясь с ним, тебе просто станет скучно.

Эмоциональное общение играет важную роль во взаимодействии между людьми:

  • Оно позволяет выразить свое отношение к происходящему.
  • Работает там и тогда, когда слова не могут выразить всю полноту чувств, или человек не имеет достаточного словарного запаса. Яркий пример – проживание в иноязычной среде.
Фото автора PICHA Stock: Pexels
  • С его помощью можно сделать коммуникацию с другими людьми более яркой. Вспомни прошлое – наверняка воспоминания о встречах, наполненных радостью или, наоборот, отчаянием, ты помнишь намного лучше, чем скучные свидания.
  • С человеком, который испытывает эмоции, интереснее общаться. Видно, что он находится рядом с тобой и причастен к разговору.
  • Эмоциональное общение мотивирует. Положительные эмоции заставляют двигаться вперед. Отрицательные ведут к необходимости остановиться, задуматься о происходящем, сделать выводы.
  • Эмоциональность – основа тесного взаимодействия, глубоких контактов и чувств.

Проблемы, связанные с эмоциональным общением

Выше уже было сказано, что проблема эмоционального общения в его субъективности. Не всегда то, что пытаешься донести средствами невербальной коммуникации, понимает твой оппонент.

Другая проблема – риск попасться на удочку манипулятора. Обычно люди доверяют тем, кто склонен эмоционально общаться, насыщать свою речь жестами, мимикой. Не правда ли, кажется, что если человек открыт, он не может обмануть. Однако есть люди, которые искусно научились имитировать эмоции и этим пользуются.

Фото автора Alex Green: Pexels

Часто происходит и так – зная о твоих переживаниях, окружающие могут воспользоваться ими, предать и обмануть тебя. Вспомни, сколько фильмов, литературных произведений построено на основе того, как девушка говорит о своих чувствах, раскрывает переживания. Тот же, кому она открылась, рассказывает о них всему миру.

Следующая проблема – участники общения могут быть слишком эмоциональными. Настолько, что после взаимодействия внутри у них остается пустота. Они отдали партнеру все свои чувства, переживания и больше ничего не чувствуют. Теперь, чтобы вернуться к нормальному состоянию, им придется долго восстанавливаться.

Общение эффективно, если все участники говорят на одном языке. Но если один человек эмоционален, ждет, что его переживания будут поняты, хочет видеть, что чувствует его партнер, а в ответ получает безразличие или закрытость, полноценное взаимодействие невозможно.

Как преодолеть проблемы эмоционального общения

Коммуникация, в которой ты раскрываешь свои эмоции, становишься жертвой манипуляторов, может сильно ранить. Однако и обратные ситуации, когда ты путаешься в своих чувствах, не можешь отличить их от переживаний партнера, доставляет дискомфорт.

Фото автора Ketut Subiyanto: Pexels

Для достижения эффективности общения рекомендуется научиться:

  • Разбираться в эмоциях. Причем объектом должны стать как твои переживания, так и эмоциональный отклик тех, с кем ты общаешься. Важный результат этого умения – способность отделять свои эмоции от чужих.
  • Облегчать эмоциональное давление. Представь, что в магазине навязчивый продавец пытается продать тебе миксер – он тебе не нужен, поскольку дома есть уже два. Тебе нужно противостоять его агрессивному напору и одновременно попытаться найти в себе ресурсы, чтобы перевести общение на более адекватный уровень. Можно грубо сказать, что тебе ничего не нужно. А можно отказаться мягко и вежливо.
  • Предвидеть эмоциональные реакции других людей. Это сложное умение, поскольку эмоции постоянно меняются, они, как уже говорилось, субъективны. И если ты будешь ориентироваться только на свои переживания, то, вероятно, попадешь в сложную ситуацию.
  • Управлять эмоциями и проявлять хладнокровие. Владея этим навыком, ты сможешь удержаться от агрессии, возмущения, других негативных переживаний, если кто-то или что-то тебя выведет из себя.

Без эмоционального общения невозможно представить свою жизнь. Смех, слезы, улыбки, отчаяние – все эти эмоции сопровождают тебя на работе, дома, в общественном транспорте. Они снимают барьеры, ведут к более продуктивному взаимодействию. В то же время могут взывать мощный внутренний дискомфорт и превратить тебя в жертву манипулятора.

Эмоциональное общение

Общаясь с людьми, мы испытываем разные эмоции. Всё зависит от внутреннего настроя: нашего и собеседника, взаимного уровня энергии, того, какие мы используем фразы и с какой интонацией их произносим, ряда других факторов. Иногда после общения с человеком становится очень хорошо, зачастую это даже необъяснимо – просто поговорили и стало легко на душе.

Эффект эмоционального резонанса в общении появляется не так часто. Вещь удивительная: на самом деле, поймать это состояние – большая удача! Обычно так происходит у людей с похожей энергетикой, два эмоциональных потока как бы сталкиваются, взаимно обогащаются, и происходит замечательная синхронизация.

Кажется, что в воздухе витает некое чувство взаимопонимания и гармонии, что-то очень светлое и радостное, движущее вперёд, волнующее и мощное, это напоминает физическое явление резонанса, когда совпадают частоты. Схожесть энергетики означает одинаковую её направленность, общие взгляды в жизни по ключевым вопросам, интересы, ценности и цели.

Можно даже сказать, если верить теории, что энергия, которую мы излучаем, имеет цвет, в незримом плане – это похожий цвет ауры людей. Но не будем глубоко погружаться в эзотерику. Эмоциональный резонанс появляется у людей с примерно одинаковым профессиональным опытом и уровнем коммуникации.

Это могут быть разные сферы, но развитие и достижения схожие. Такой же эффект достигается, когда так называемое «присоединение», на языке нейролингвистического программирования, переходит в «ведение». Иными словами, разговаривая с человеком, вы «отзеркаливаете» его по позе, интонации, тембру, манере говорить

«Присоединяетесь» к нему по ценностям, движениям и так далее. И вот чудо – вы уже общаетесь, как старые друзья, хорошие знакомые, вам кажется, что вы сто лет друг друга знаете, вам вместе здорово и всё вокруг прекрасно! Некоторые люди с высоким уровнем энергии и профессиональные коммуникаторы притягивают других волшебным образом.

Люди-магниты способны менять мировосприятие тех, с кем они общаются. Простой разговор с таким эмоционально и энергетически развитым человеком может вызвать эйфорию. Становится не просто хорошо, а прямо потрясающе и мега круто! Невозможно успокоиться какое-то время, меняется уровень энергии, кажется, что горы можно свернуть.

Когда после общения с человеком возникает эйфория – внезапно приходит сильный эмоциональный подъём, кажется, что настроение на максимуме, появляется повышенная весёлость, чувство оптимизма, если это личное общение, в таком состоянии может показаться, что это влюблённость, но на деле не всегда так.

Это может быть взаимная симпатия на фоне чего-то общего, эмоциональный резонанс – то есть вы с близким по энергетике человеком синхронизировались и перешли в какую-то качественно новую стадию взаимодействия, обычно далее всё становится понятно. Эмоциональный подъём связан с гормонами любви и счастья.

Они вырабатываются в эффективной гармоничной коммуникации. Это дофамин, который помогает нам преодолевать преграды, искать новые возможности, из-за него мы скучаем по любимому человеку, не можем уснуть. К этой же группе гормонов относятся: эндорфин, который ответственен за чувство эйфории, удовольствия, реализацию задуманного.

Сюда же можно отнести и серотонин – с его выбросом в кровь улучшается настроение, появляется чувство значимости, также благодаря ему проще бороться со стрессами. Адреналин –связан со стрессом и стимулирует к действиям, окситоцин – ответственен за нежность, привязанность, любовь, ответственность и доверие, тестостерон – связан с соперничеством, страстью, мудростью.

Таким образом, комплекс гормонов в состоянии эмоционального резонанса в разном их сочетании создаёт удивительный эффект, от которого возникают всевозможные чувства и ощущения – счастье, прилив энергии, эйфория, влюблённость, вера в высокие достижения и уверенность в будущих результатах.

Например, женщина познакомилась с мужчиной, который был старше её, внешне он ей не понравился. Но в процессе общения у них возникло чувство эмоционального резонанса. Ей стало с ним интересно, он раз за разом восхищал её в разговоре, очаровывал. Но женщина при этом понимала, что это совсем не её тип мужчины, что им просто хорошо вместе.

«Наверное, он мне не нужен», – говорила она. «Но с ним так интересно!…» В итоге общение их переросло в дружбу, романа не случилось. Но бывает и как у Анжелики с Жоффреем де Пейраком. Помнишь?  Надо отметить, что эмоциональный резонанс возникает благодаря двум сторонам. А ещё есть что-то сверхъестественное в таком эффекте.

На самом деле. Ведь объединение двух энергий, приятные чувства от общения – это как дар свыше в определённом месте в конкретный момент времени.

Эмоционально-личностное общение

Человек рождается, и с первым кормлением, с первыми материнскими прикосновениями и улыбками он начинает впитывать эмоции и чувства родных ему людей — будь то их искренняя радость при виде младенца или скрытое раздражение от его действий. Мать, угадывая желания ребенка, берет его на руки, разговаривает с ним — так начинается их общение.

Маленький ребенок абсолютно зависим от взрослых, он не может выжить без чувства безопасности, которое дают ему близкие люди. Именно поэтому он испытывает инстинктивную жизненную потребность принадлежать к семье, в которой родился.

Ребенок должен чувстовать себя частью своей семьи.

Создать понимающие и гармоничные отношения непросто. Если родители росли в доброжелательной атмосфере, то они, скорее всего, примут своих детей такими, какие они есть, и те всю жизнь будут чувствовать себя в «безопасном тылу». Но если в детстве человек страдал от невнимательности отца и матери, тогда в отношениях со своими детьми он, скорее всего, будет воспроизводить жесткий стиль отношений, который когда-то испытал на себе.

Ребенок чувствует любовь родителей и откликается на любые слова и действия родителей, приспосабливаясь к тому образу, который диктует ему семья.

Безоговорочная любовь, которую дети питают к своим родителям, опирается на детскую логику: принадлежать к семье — значит быть похожим на тех, из кого она состоит.

Первые 6 месяцев ведущей формой общения является эмоционально-личностное общение (рис. 5.1).

В среднем к двум месяцам у ребенка возникает комплекс оживления, что знаменует собой переход от новорожденности к младенчеству. Л. С. Выготский считал комплекс оживления, который проявляется в зрительном и слуховом сосредоточении, улыбках, гулении, в оживлении моторики ребенка в ответ на появление взрослого, признаком социальной ситуации «Мы», в которой ребенок связан со взрослым. Внутреннее противоречие этой ситуации, по мнению Л. С. Выготского, состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом и не имеет средств специфического воздействия на него, кроме плача и двигательной активности.

Рис. 5.1. Эмоционально-личностное общение

* * *

В первые месяцы у ребенка возникает чувство привязанности к взрослому, которое делает его очень восприимчивым к общению.

Любовь родителей к их детям не инстинктивна, и дети также не инстинктивно «влюбляются» в своих родителей сразу после рождения. Новорожденный и родители настраиваются друг на друга, обмениваясь взглядами, улыбками, голосовыми знаками.

Таким образом, в первое полугодие жизни ребенка ведущим видом его деятельности является непосредственно-эмоциональное общение.

-82-

Вопрос. Почему именно эмоционально-личностное общение должно быть ведущим на ранних стадиях развития ребенка?

Ответ. Малыша привлекают только личность взрослого и его отношение к нему. Никакие качества взрослого он еще не выделяет. Ему все равно, какими знаниями обладает взрослый, как он выглядит и во что одет.

Несмотря на примитивность такого общения, оно побуждается личностными мотивами, эмоциональностью взрослого. Средства общения носят экспрессивно-мимический характер. Внешне это выглядит как обмен взглядами, улыбками, как гуление со стороны ребенка и ласковый разговор со стороны взрослого, из которого младенец улавливает только внимание и доброжелательное отношение к себе.

-83-

Вопрос. Охарактеризуйте элементы эмоционального общения взрослого с младенцем.

Ответ. Элементы эмоционального общения следующие:

  • происходит зрительный контакт «глаза в глаза»;
  • произносятся ласковые слова;
  • поются колыбельные песни;
  • родители нежно прикасаются к младенцу.

Нередко одно появление матери поднимает настроение малыша.

Эмоциональное общение способствует хорошему настроению ребенка.

Расположение духа ребенка и находящегося рядом с ним взрослого, как правило, взаимообусловлено. Спокойный ребенок, уход за которым не осложняет жизнь родителей, может способствовать формированию доброго и мягкого к нему отношения.

В то же время взрослый чаще улыбается приятным, спокойным, улыбчивым детям. С другой стороны, раздражительный ребенок может нервировать родителей. Все это не случайно. Замечено, что у живо реагирующих на окружающую обстановку детей обычно эмоционально реагирующие матери.

-84-

Ситуация. Малыш Дима лежал в кроватке и плакал. Короткое «уа», в котором слышалось неподдельное отчаяние, разносилось по квартире. Подошла мама, склонилась над ним: «Да что же это с ним стряслось? Кто обидел нашего Димулю? Сейчас маленький плакать перестанет…»

Ребенок и вправду стал затихать. Сквозь гримасу плача пробилось подобие улыбки, он радостно задвигал ручонками, глазки заблестели.

Что же Диме было надо?

Решение. Надо было просто с ним пообщаться, непосредственно и эмоционально.

Мать обычно отвечает за психическое развитие ребенка, и только от ее мудрости, умений и психического здоровья зависит психическое здоровье ее детей, их успехи и неудачи.

-85-

Ситуация. Миша (2 месяца) легко увлекается каким-нибудь занятием, но столь же легко и забывает о нем. Потеряв игрушку, он горько плачет. Мама, предлагая ему новую, быстро приводит его в радостное состояние.

С чем связано такое ситуативное поведение Миши?

Решение. Такое ситуативное поведение детей объясняется тем, что между мотивами, побуждающими ребенка к действиям, еще не установлены какие-либо отношения. Все они равнозначны. И поэтому до 3 лет ребенок не может сознательно пожертвовать чем-нибудь привлекательным ради другой, более значимой цели. Зато даже сильное огорчение легко развеять каким-нибудь пустяком (в данном случае — предложить новую игрушку).

-86-

Ситуация. Иногда ребенку неприятны прикосновения взрослого.

Как должен поступать взрослый в таких случаях?

Решение. Каждый ребенок по-своему воспринимает прикосновения взрослого. В некоторых случаях интуитивно у детей возникают после такого физического контакта неприятные ощущения. От взрослого зависит только то, что он может или укрепить подобное ощущение, или постараться по возможности его уменьшить.

* * *

Потребность в общении у младенца возникает под воздействием определенных условий.

Он испытывает острую нужду в уходе, в заботе взрослого, то есть у ребенка ведущей является потребность устранить дискомфорт и удовлетворить органические потребности. Поэтому новорожденный подает сигналы в виде крика, гримас, аморфных движений. Причем эти сигналы не адресованы конкретному взрослому, но воспринимает их в первую очередь самый близкий человек — его мать. Все ее действия направлены на ребенка, все ее поведение обусловлено его желаниями.

К 3 месяцам ребенок воспринимает лишь экспрессивную сторону речи:

  • улыбается;
  • вокализирует;
  • активно реагирует на происходящее вокруг него.

Несмотря на это, мать общается с ребенком так, как будто тот может адекватно реагировать на ее воздействие. Это выражается в том, что она:

  • разговаривает с ним;
  • ищет ответные знаки на свое обращение;
  • удовлетворяет его потребности;
  • оценивает его поведение: поощряет, порицает и т. д.

-87-

Ситуация. Света (4 месяца) улыбается в ответ на улыбку матери, начинает активно двигаться, гулить, привлекая к себе внимание.

Как будет дочь реагировать, если мама оставит ее без внимания и уйдет по своим делам?

Решение. Света громко и обиженно заплачет. Самое обидное для испытывающего потребность в общении младенца, если взрослые не обращают на него внимания. Даже гнев мамы они воспринимают с радостью, так как чувствуют обращенность к себе. Потребность во внимании взрослого — основная потребность в общении — остается на всю жизнь. Мать должна чаще улыбаться, разговаривать с ребенком, ласкать его.

-88-

Ситуация. Аня нередко хвалит своего ребенка: «Ты — хороший», «Я тебя люблю», «У тебя все получится».

Надя же говорит своему ребенку другие слова: «Если ты будешь лучше, я буду тебя любить», «Ты хуже, чем мне хотелось бы».

Каким образом отношение Ани и Нади к своим детям повлияет на их психическое развитие?

Решение. У Ани ребенок получает позитивный настрой, мама проектирует его на хорошее отношение к самому себе, закладывает в нем умение без всякого сомнения положительно принимать самого себя («Я лучше всех»). У Нади же ребенок будет метаться в поисках собственного человеческого «Я» и мучительно сомневаться в самоценности («Я хуже всех», «Мне не за что себя уважать»).

Усвоение ребенком самооценки (позитивной или негативной) происходит на уровне его доминирующего состояния (оптимизма, активности или пассивности, апатии). Общая направленность личности «записывается» в бессознательную сферу психики ребенка.

У отзывчивых матерей дети вырастают более разговорчивыми и общительными.

-89-

Ситуация. Мама, стремясь не баловать своего малыша, не приучает его к излишнему вниманию: сухо и формально исполняет свои родительские обязанности, по часам кормит, перепеленывает, гуляет и т. д., не выражая при этом никаких радостных чувств.

Как скажется такое воспитание на психическом развитии ребенка?

Решение. Строгое, формальное воспитание пагубно для маленького ребенка. В его поведении закрепляются пассивность и привычка не ждать ответной реакции на проявление чувств. В раннем детстве закладывается основа личностного развития, поэтому необходимо уделять ребенку внимание и проявлять к нему доброжелательность. В связи с этим родителям следует заложить интерес ребенка к людям, предметам и явлениям окружающего мира.

-90-

Ситуация. Бабушка слишком требовательна к своей дочери (маме ребенка) и считает, что та недостаточно хорошо заботится о малыше. В связи с этим бабушка постоянно критикует и ругает дочь.

Как это скажется на психическом развитии младенца?

Решение. Приход своей матери будет вызывать у молодой женщины чувства тревоги и вины, которые в усиленном виде будут передаваться малышу. Если же молодая мама передаст бабушке свои материнские функции, то ребенок будет напуган, у него появится чувство «брошенности».

-91-

Ситуация. Машу, молодую супругу, раздражает то, что ее муж Андрей пытается участвовать в уходе за малышом. Ее негативные чувства передаются ребенку, и тот начинает плакать. Маша винит во всем Андрея и прогоняет его: «Не видишь, он тебя боится!».

Как такая ситуация повлияет на психическое развитие ребенка?

Решение. Мать ограждает ребенка от отцовской заботы с каменным, строгим выражением лица. Ребенок видит, с какой настойчивостью его мать пресекает попытки вмешательства в его жизнь «чужого», пугается и начинает плакать, переживает в этот момент острую тревогу. При этом сначала малыш протестует, а потом демонстрирует

То, как ребенок будет воспринимать своего отца, в первую очередь зависит от того, как строит с ним отношения мать.

Уже в годовалом возрасте ребенок чувствует, если в семье не все хорошо. Именно в этом возрасте дети начинают понимать, любят ли друг друга его родители, каковы отношения его матери и отца с их родителями.

Постепенно ребенок узнает две вещи. Первая из них состоит в том, что существование его не всегда будет безоблачным. Вторая же заключается в том, что он нуждается в родителях.

Ребенок растет, и с ним растут его тревоги. Поначалу ребенок не осознает, что многие его тревоги связаны с родителями, но скоро выясняется, что это именно так.

Смысл любых слов доходит до ребенка в последнюю очередь. А вот сдвинутые на переносице брови, кулаки, грозное выражение лица для него очень показательны.

Даже такие слова, как «Я люблю тебя», мало что значат. По крайней мере они не сопоставимы с грозным выражением лица.

* * *

Мать сразу начинает чувствовать любовь к своему малышу. У малыша же теплые чувства к ней формируются в течение первого года жизни. В этот период у младенца появляется доверие к ней и формируется привязанность к любимому человеку. Доверие появляется в процессе теплого, эмоционального общения. Ребенок утверждается в таком отношении к окружающему миру и спокойнее переносит возникающие маленькие неудобства (рис. 5.2).

От 3 до 6-7 месяцев мать и ребенок существуют в диадном единстве (нормальный симбиоз): ребенок не отделяет себя от матери и не воспринимает ее отдельно. Это важный этап в становлении отношений: в это время начинают возникать представления о своем физическом «Я», проявляться удовольствие или неудовольствие. Благодаря удовлетворению физических потребностей у младенца формируется его первый эмоциональный опыт.

Рис. 5.2. Фазы привязанности малыша ко взрослому

Период слияния матери с младенцем важен, но если он чрезмерно затягивается, то это тормозит развитие ребенка. Мать часто является причиной задержки развития ребенка, поскольку она может:

  • неосознанно задерживать его в состоянии младенчества;
  • охранять его от фрустрации;
  • сохранять его для себя и не делиться им даже с отцом.

Надо дать ребенку помочь быть самостоятельной личностью и почувствовать, что жизнь увлекательна, если ребенок находится в контакте с отцом.

Если между родителями существуют любящие и сексуально удовлетворяющие отношения, то мать «освобождает место» в жизни ребенка и для отца, который в этом случае начинает играть более заметную роль в психическом мире младенца. Тем самым отец помогает ребенку выйти из его слияния с миром матери.

Мать дает жизнь, питает, защищает, а отец побуждает к развитию. Материнский «почерк» каждой женщины индивидуален: он зависит и от ее отношений с собственным отцом, и от того, как она воспринимала общение внутри родительской пары.

Мир человека не исчерпывается измерением «ребенок — мать». В него включаются еще и отец, братья и сестры, бабушка и дедушка — все они демонстрируют ребенку различные виды взаимоотношений.

* * *

Современные мамы отмечают, что «идеальной мамой» быть трудно, хотя к этому образу любой женщине нужно стремиться. А вот быть «хорошей мамой» — это более понятно. Даже при наличии хороших взаимоотношений и любви друг к другу возможны проблемы. Усталость, раздражение, взаимные обиды и разочарование — все это неотъемлемая часть материнства.

Различные женщины выделяют отдельные качества «идеальной мамы», которые, видимо, присущи им самим или которых, возможно, им недо ставало в детстве:

  • «Хорошая мама — это порядочный человек»;
  • «Взаимоотношения с детьми должны быть на равных»;
  • «Умение и желание быть вместе со своими детьми»;
  • «Чуткость, умение угадывать, когда ребенок в чем-то нуждается»;
  • «Способность не навязывать свое мнение, а помогать, когда ребенок нуждается в этом».

Кто-то ищет в маме друга, кто-то — авторитет. Кому-то необходим тактильный контакт, а кому-то важнее общение. Хорошей маме следует знать это и по возможности этому соответствовать.

Ребенок должен принять свою маму, как и она его, безо всяких условий. В этом залог нормального психического развития ребенка и хорошего самочувствия мамы, появления у нее чувства выполненного долга.

-92-

Ситуация. Избирательное отношение ребенка распространяется не только на содержание его речи как таковой, но и на лиц, речи которых он подражает.

Одинаковое ли влияние оказывает на ребенка каждый, кто говорит с ним?

Решение. Нет, неодинаковое. К кому-то он остается равнодушным, к кому-то относится отрицательно. Ребенок быстро перенимает как запас слов, так и особенности речи у тех, кто ему по душе. Обычно это братья и сестры, которые оказываются более внимательными учителями, чем взрослые.

-93-

Ситуация. Бытует мнение: «Если ребенок лишен возможности поддерживать стабильные отношения со взрослым, ухаживающим за ним, то он не способен к крепкой привязанности».

Можно ли согласиться с этим утверждением?

Решение. Данное утверждение основывается на исследованиях ученых. У таких детей не возникает ни страха перед незнакомцем, ни специфического чувства привязанности.

* * *

В 4-5 месяцев характерен избирательный характер общения детей со взрослыми. Родным и знакомым он радуется, незнакомец, напротив, может напугать ребенка.

-94-

Ситуация. Родители Нины заметили, что в первые 2-3 месяца их дочка легко вступала в контакт с любым человеком, а к 6 месяцам стала отдавать некоторое предпочтение знакомым лицам перед чужими.

После 6 месяцев девочка стала очень избирательна в своих контактах, начала больше тянуться к родителям, неизменно отстраняясь от незнакомых людей.

С чем может быть связана такая метаморфоза?

Решение. Это, безусловно, свидетельствует о появлении у девочки чувства привязанности к родителям. У младенцев постепенно (к 6 месяцам) формируются эмоционально-психологические связи с любящим их человеком.

Материнскую любовь искусственно воссоздать нельзя: либо она есть, либо ее нет (Э. Фромм).

-95-

Ситуация. По данным М. Родхолм, отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут после их появления на свет. Им предлагали подержать ребенка на руках, поговорить с ним, погладить головку, ручки и ножки новорожденного.

Как такая ситуация скажется на последующих контактах отца с ребенком?

Решение. Такие отцы становятся более активными, проявляют больше внимания к потребностям детей, испытывают больше положительных эмоций при контактах с детьми.

Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах.

-96-

Вопрос. Как сказывается раннее общение с отцом на психическом и физическом развитии ребенка?

Ответ. Дети, чьи отцы ухаживали за ними с рождения, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми.

В семьях, где это происходило, между супругами возникает единство целей и больше согласия в принятии решений по вопросам воспитания ребенка. Мужчины в таких семьях имеют большее влияние на своих детей, а те, в свою очередь, больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение.

Сыновья хотят походить на тех отцов, с которыми у них теплые, разносторонние отношения.

-97-

Вопрос. Почему рождение так называемых «поздних детей» вызывает у мужчин более сильные и яркие эмоции?

Ответ. Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Основные трудности «незрелых» отцов в том, что они не умеют извлекать удовольствие и радость из общения с ребенком.

Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания, ориентированном на ребенка.

Отец испытывает потребность в том, чтобы научить ребенка, передать ему свой опыт, сделать ребенка своим наследником.

-98-

Вопрос. Что происходит, если в семье доминирует мать?

Ответ. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства на последующие поколения.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем детстве он является своеобразным примером, моделью для подражания, а следовательно, воздействует на формирование половой идентичности. Как замечает И. С. Кон, пассивные, отстраненные отцы оказывают незначительное влияние на формирование собственно мужских черт у своих сыновей; при этом недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских черт у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании им своих собственных детей.

-99-

Вопрос. Зависит ли гипермаскулинность или агрессивность мальчишеского поведения от отцовского влияния в семье?

Ответ. Да, зависит. При излишней зависимости от матери, от ее феминизирующего влияния подросток бунтует. В поиске своего мужского «Я» он проявляет агрессивность. Имеются данные о том, что подростки, привязанные к матери, испытывают затруднения в общении со сверстниками.

* * *

Функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку: условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь (О. Карабанова).

-100-

Ситуация. В первое время ребенок нуждается в теплом, дружеском общении с окружающими людьми, чтобы утвердиться в доверии к миру.

Значит ли это, что матери необходимо удовлетворять любые потребности ребенка и постоянно находиться около него, только бы он не плакал?

Решение. Нет, не значит. Удовлетворяя все потребности ребенка, мы тем самым задерживаем процесс его психического развития, не даем ему возможности самому включаться в речевое действие по удовлетворению собственных потребностей. Пренебрегать нельзя только теми потребностями, которые связаны с охраной жизни и здоровья ребенка.

-101-

Ситуация. Молодая мама оправдывает то, что мало разговаривает с трехмесячной дочкой, такими словами: «Чего с ней говорить, она еще мала, не поймет моих слов». «Ты не права, — возразила ей соседка. — «Ты молчишь, и она не научится говорить».

Будет ли плохо говорить дочь из-за того, что мать молчалива? Как мама должна беседовать с дочкой?

Решение. Чем больше ребенок в первые месяцы жизни слушает и чем чаще мать отвечает на малейший лепет ребенка, тем интенсивнее развиваются его способности к овладению речью. Существует два типа разговора, доставляющие удовольствие малышу.

  • Взрослый как бы говорит сам с собой, описывая все, что делает в тот или иной момент для ребенка (например: «Вот мама наливает в бутылочку молоко»).
  • Взрослый реагирует на то, что делает ребенок («Ты ударила по воде, смотри, водичка разлетается…»).

Пока малыш прислушивается к словам матери, смотрит на нее, лепечет, смеется — надо продолжать говорить. Когда ребенок гулит или лепечет, надо стараться отвечать ему, повторять те же звуки, выражая свое понимание («Я поняла: тебе нравится так сидеть»).

Можно играть со словами: ребенку нужно что-то сделать, если он услышит определенные слова («Полетели, полетели, на головку сели!»).

Чаще надо декламировать стихи. Ритмичность, повторяемость звуков привлекают внимание ребенка.

* * *

Дж. Брунер отмечает, что уже в доречевой период у ребенка формируется несколько способов общения. Первоначально это «требующий способ» — врожденные реакции дискомфорта, требования без пауз, предполагающих ответ. Затем — «просящий способ», при котором крики менее настоятельны и появляются паузы во время ожидания ответа. Затем — «обменивающий способ», когда вокализация используется, чтобы привлечь внимание матери к объекту. Наконец, «взаимодействующий» способ, при котором в совместной деятельности наблюдается разделение позиций.

-102-

Ситуация. Молодая супружеская пара живет в однокомнатной квартире. У них родился мальчик. Квартира была такая маленькая, что невольно мама все время находилась рядом с сыном и постоянно разговаривала с ним.

Вскоре семья переехала в трехкомнатную квартиру. У них появилась девочка. Ей отвели самую тихую комнату, подальше от кухни, где большую часть дня проводила мама.

Старший сын начал говорить членораздельно в 7-8 месяцев, а его сестра в десятимесячном возрасте еще только лепетала. Более того, в отличие от своего брата, который всегда светился улыбкой, девочка выросла тихой и молчаливой.

Что могло повлиять на различие в психическом развитии брата и сестры?

Дайте психологическое объяснение.

Решение. Безусловно, повлияла среда, в частности среда социальная, характер и частота общения с матерью. Для ребенка очень важно развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Здесь важно то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом. Это оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Так, ребенок, воспитанный неразговорчивым, угрюмым человеком, будет всегда не в духе.

-103-

Ситуация. В некоторых детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей воспитатели и родители часто отмечают отставание в развитии активной речи малышей: у них отмечаются небольшой запас слов и недостаточная эмоциональная выразительность.

Назовите причины подобного явления.

Как преодолевать такие недостатки речи у детей раннего возраста?

Решение. Причина данного явления в недостаточной речевой деятельности взрослых. Детям недостает впечатлений и эмоциональности, а сами они не являются примером друг для друга.

Родители, забирая ребенка на выходные дни домой, должны больше разговаривать с ним, чтобы у него совершенствовалось понимание речи взрослых, и поощрять формирование собственной активной речи ребенка.

-104-

Ситуация. Родители Кати (1 год 5 месяцев) работают и одновременно учатся на вечернем отделении института. Так как на воспитание дочери времени не остается, они отвезли Катю к бабушке в деревню.

Через год, когда дочь вернулась домой, родители обнаружили у нее неправильное произношение отдельных слов.

Чем объяснить подобное явление?

В каком возрасте наблюдается сенситивность развития речи?

Решение. Сенситивность развития речи наблюдается в возрасте от 2 до 5 лет. Поэтому развитие речи Кати быстро шло под влиянием речи бабушки. А она, видимо, говорила на местном наречии.

-105-

Ситуация. Японец Масура Ибука пишет, что он начал учить английский язык в средней школе, и его беспокоят ошибки в произношении и интонации английских слов. А вот его сосед начал учить английский язык рано, и он произносит английские слова очень правильно.

Дайте психологическое обоснование этого факта.

Решение. Это связано с сенситивным периодом усвоения языка.

-106-

Ситуация. Мама Наташи (девочке 4 месяца) все время — и на прогулке, и дома — постоянно что-то рассказывает своей дочери, напевает ей песенки.

Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней разговариваешь, она все равно ничего не понимает!».

Правильно ли поступает мама Наташи?

Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

Решение. Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя малыш и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с предметами окружающего его мира. А когда вслед за развившимся слухом разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то его запас слов будет пополняться быстрее, чем у того ребенка, с которым мало разговаривали в начальном периоде его развития.

* * *

В обобщенном виде процесс общения взрослого с младенцем можно представить в виде схемы (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Общение с младенцем

* * *

Эмоциональное общение может быть оптимальным и чрезмерным (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Эмоциональное общение

Вторая половина младенчества характеризуется тем, что ребенку уже мало, чтобы взрослый лишь демонстрировал ему свою любовь, нежность, сопереживал ему и т. п. Теперь он требует перехода к другому виду

Вернуться к оглавлению

Важность эмоционального осознания в общении

перейти к содержанию

Предыдущий Следующий

Эмоциональная осведомленность в общении часто неправильно понимается и редко, если вообще когда-либо обсуждается или изучается.

Чувства играют большую роль в общении. Эмоциональная осведомленность, или способность понимать чувства, поможет вам добиться успеха в общении с другими людьми. Если вы эмоционально осведомлены, вы будете лучше общаться. Вы заметите эмоции других людей и то, как то, как они себя чувствуют, влияет на то, как они общаются. Вы также будете лучше понимать, что другие люди сообщают вам и почему. Иногда понимание того, как человек общается с вами, важнее того, что на самом деле говорится.

Вы когда-нибудь пытались скрывать свои чувства? Большинству из нас это сделать довольно сложно. Это потому, что эмоции не лгут. Вместо того чтобы пытаться скрывать или игнорировать свои чувства, сосредоточьтесь на том, чтобы осознавать свои чувства и чувства окружающих, чтобы лучше общаться.

Вы можете улучшить свое эмоциональное восприятие, сосредоточившись на этих пяти навыках:

1. Учитывать чувства других людей. Вы когда-нибудь заканчивали разговор с кем-то и задавались вопросом: «Почему она мне это сказала?» или: «Интересно, почему он так со мной разговаривал?»

Например, коллега может рассказать вам что-то личное, что вам не кажется важным знать. Или руководитель может показаться сердитым на вас без причины. Выяснение причин может многое рассказать вам о том, что человек пытается вам сказать. Чтобы понять почему, подумайте о том, что чувствует другой человек. Подумайте о любых ситуациях, которые могут повлиять на их эмоции, и о том, как это, в свою очередь, может повлиять на то, что они вам говорят.

2. Подумайте о своих чувствах. Точно так же, как чувства других людей могут повлиять на сообщение, которое они пытаются отправить, ваши собственные чувства также могут помешать вашему общению. Когда вы чувствуете сильную эмоцию или чувство, обратите внимание на эту эмоцию и постарайтесь не позволить ей помешать вашему сообщению. Как положительные эмоции, такие как счастье, так и отрицательные эмоции, такие как гнев, могут мешать общению.

Например, если вы действительно чем-то довольны, вы можете согласиться сделать то, на что не должны или на что обычно не соглашаетесь. С другой стороны, если вы злитесь, вы можете сказать что-нибудь обидное тому, кто не имеет никакого отношения к вашему гневу. Когда вы хорошо понимаете свои собственные чувства, вы замечаете эти эмоции и стараетесь не позволять им мешать вашему общению.

3. Имейте сочувствие. Эмпатия — это способность понимать и относиться к чувствам другого человека. Как только вы научитесь распознавать чувства другого человека, вы сможете сделать еще один шаг вперед и на самом деле относиться к этим чувствам.

Например, если вы заметили, что коллега испытывает стресс, постарайтесь выяснить, почему. Если она говорит вам, что у нее стресс, потому что у нее не так много времени, чтобы закончить большой проект, вы можете посочувствовать ей, поставив себя на ее место. Это означает, что вы можете представить себя в этой ситуации и понять, что должен чувствовать этот человек.

Когда вы испытываете сочувствие к человеку, вы можете подумать о том, как бы вы хотели, чтобы с вами разговаривали или что бы вы хотели, чтобы другие люди сказали или сделали, если бы вы оказались в такой ситуации. Возвращаясь к примеру с вашим коллегой, вы можете предложить ему помощь с проектом или сказать несколько слов поддержки.

4. Работайте на доверии. Хорошее общение требует, чтобы вы установили доверие между собой и человеком, с которым вы общаетесь. Вы можете завоевать доверие других, посылая невербальные сигналы, соответствующие вашим словам.

Например, если покачать головой «нет», когда вы говорите «да», это вызовет путаницу. Разница между вашим вербальным и невербальным общением может заставить другого человека усомниться в том, говорите ли вы правду. Убедитесь, что вы всегда говорите правду, и вы сможете избежать этих запутанных ситуаций.

Также важно доверять своим инстинктам, когда дело доходит до чтения эмоций людей и невербальных сигналов. Если ваши инстинкты говорят вам, что что-то странное в том, как человек с вами общается, заставьте себя разобраться в этом. Если вы этого не сделаете, вы обнаружите, что задаете вопросы человеку, с которым разговариваете, и у вас может развиться чувство недоверия без причины.

5. Распознавайте недоразумения. Непонимание происходит, когда два человека думают, что они думают о чем-то одинаково, но на самом деле они думают о двух разных вещах. Недоразумения случаются постоянно, но эмоциональная осведомленность может помочь вам избежать недоразумений. Непонимание часто вызвано сбивающими с толку эмоциями.

Например, если ваш коллега чем-то расстроен, он может говорить с вами так, как будто он на вас зол, даже если это не так. Заманчиво уйти от такого разговора, чувствуя, что ваш коллега злится на вас, но это приведет лишь к недопониманию. Вместо этого признайте, что ваш коллега расстроен чем-то другим и, вероятно, не хотел вымещать свой гнев на вас.

Хотите узнать больше? Conover Online предлагает целую линейку продуктов для социального и эмоционального обучения.

Терри Шмитц — основатель и владелец компании Conover. Терри более 30 лет занимается разработкой систем оценивания как для образования, так и для корпораций. Он разработал сотни систем оценки для конкретных профессий, которые связаны с системами повышения квалификации.

Поиск:

Категории

  • Управление гневом
  • Управление тревогой
  • Предотвращение издевательств
  • Оценка карьеры
  • Корпоративный
  • Образование
  • Эмоциональный интеллект
  • Постановка целей и их достижение
  • Жизненные навыки
  • Новости
  • ПБИС
  • Профессиональное развитие
  • ВЫБОР
  • Мягкие навыки
  • СКОРОСТЬ
  • Без категории
  • Предотвращение насилия
  • Готовность к работе
Ссылка для загрузки страницы Перейти к началу

6.3 Эмоции и межличностное общение – общение в реальном мире

Цели обучения

  1. Дать определение эмоциям.
  2. Объясните эволюционные и культурные связи эмоций.
  3. Обсудите, как мы можем более эффективно управлять своими эмоциями и реагировать на эмоции других.

Вы когда-нибудь были в кино и громко смеялись и фыркали только для того, чтобы понять, что больше никто не смеется? Вам когда-нибудь было неудобно, когда кто-то плачет в классе или в общественном месте? Эмоции явно личные, поскольку они часто проецируют то, что мы чувствуем внутри, на окружающих, хотим мы этого показать или нет. Эмоции также являются межличностными в том смысле, что проявление эмоций другим человеком обычно вызывает реакцию с нашей стороны — возможно, поддержку, если этот человек является близким другом, или неловкость, если этот человек незнакомец. Эмоции занимают центральное место в любых межличностных отношениях, и важно знать, что вызывает эмоции и влияет на них, чтобы мы могли лучше понимать свои собственные эмоции и лучше реагировать на эмоции других.

Эмоции — это физиологические, поведенческие и/или коммуникативные реакции на стимулы, которые когнитивно обрабатываются и воспринимаются как эмоциональные (Planlap, Fitness, & Fehr, 2006). Это определение включает в себя несколько важных аспектов эмоций. Во-первых, эмоции часто внутренне переживаются через физиологические изменения, такие как учащение пульса, напряжение в желудке или холодный озноб. Эти физиологические реакции могут быть незаметны для других и, следовательно, являются внутриличностными, если только мы не демонстрируем какое-либо изменение в поведении, которое дает другим ключ к пониманию нашего внутреннего состояния, или если мы вербально или невербально не сообщаем о своем внутреннем состоянии. Иногда наше поведение является произвольным — мы игнорируем кого-то, что может указывать на то, что мы на него злимся, — или непроизвольным — мы ерзаем или избегаем зрительного контакта во время разговора, потому что нервничаем. Когда мы сообщаем о своих эмоциях, мы привлекаем внимание к себе и предоставляем другим информацию, которая может подсказать, как им следует реагировать. Например, когда кто-то, о ком мы заботимся, демонстрирует поведение, связанное с грустью, мы, вероятно, знаем, что нам нужно оказать поддержку (Planlap, Fitness & Fehr, 2006). Благодаря социализации мы учимся читать и отображать эмоции, хотя некоторые люди, несомненно, лучше понимают эмоции, чем другие. Однако, как и в случае с большинством аспектов общения, мы все можем научиться становиться более компетентными, приобретая дополнительные знания и прилагая усилия.

Первичные эмоции — это врожденные эмоции, которые переживаются в течение коротких периодов времени и появляются быстро, обычно как реакция на внешний стимул, и одинаково переживаются в разных культурах. Первичными эмоциями являются радость, страдание, гнев, страх, удивление и отвращение. Члены отдаленного племени в Новой Гвинее, которые никогда не общались с представителями Запада, смогли идентифицировать эти основные эмоции, когда им показали фотографии американцев с соответствующим выражением лица (Evans, 2001).

Вторичные эмоции не так врожденны, как первичные эмоции, и у них нет соответствующего выражения лица, которое делает их универсально узнаваемыми. Вторичные эмоции обрабатываются другой частью мозга, которая требует мышления более высокого порядка; следовательно, они не рефлексивны. Вторичные эмоции — это любовь, вина, стыд, смущение, гордость, зависть и ревность (Evans, 2001). Эти эмоции развиваются со временем, для их исчезновения требуется больше времени, и они носят межличностный характер, поскольку чаще всего испытываются по отношению к реальным или воображаемым другим людям. Вы можете бояться темноты, но чувствовать себя виноватым из-за недоброго комментария, сделанного вашей матери, или смущаться при мысли о том, что вы плохо выступили на презентации перед аудиторией. Поскольку эти эмоции требуют большей обработки, они легче поддаются влиянию мыслей и ими можно управлять, что означает, что мы можем стать более компетентными коммуникаторами, лучше осознавая, как мы переживаем и выражаем вторичные эмоции. Хотя существует больше культурных различий в значении и выражении вторичных эмоций, они все же универсальны в том смысле, что их испытывают все культуры. Трудно представить, какой была бы наша жизнь без эмоций, и на самом деле многие ученые считают, что без них нас бы не было.

Взгляд на эмоции

Как вы научились выражать свои эмоции? Как и многие аспекты общения и взаимодействия, вы, вероятно, никогда не получали никаких официальных инструкций по выражению эмоций. Вместо этого мы учимся через наблюдение, пробы и ошибки, а иногда и через четкие указания (например, «мальчики не плачут» или «улыбайтесь, когда кого-то встречаете»). Чтобы лучше понять, как и почему мы выражаем свои эмоции, мы обсудим эволюционную функцию эмоций и то, как на них влияют социальные и культурные нормы.

Эволюция и эмоции

Объединение людей в группы и создание межличностных связей было ключевым элементом продолжения и успеха нашего вида, и способность выражать эмоции сыграла свою роль в этом успехе (Planlap, Fitness, & Fehr, 2006) . Например, в отличие от других видов, большинство из нас способны контролировать свой гнев и обладают способностью к сочувствию. Эмоциональное регулирование может помочь справиться с конфликтом, а эмпатия позволяет нам разделить эмоциональное состояние другого человека, что укрепляет межличностную связь. Эти способности были важны, поскольку раннее человеческое общество становилось все более сложным, и людям нужно было жить с большим количеством людей.

Теория привязанности связана с эволюционной перспективой, поскольку исследователи утверждают, что в нашей природе, как у новорожденных, заложено создавать социальные связи с нашим основным опекуном (Planlap, Fitness, & Fehr, 2006). Это стремление к привязанности стало врожденным в процессе эволюции, поскольку ранние люди, которые были более успешными в привязанности, с большей вероятностью выживали и размножались, повторяя цикл. Теория привязанности предполагает, что у людей развивается один из следующих трех стилей привязанности в результате взаимодействия с ранними опекунами: надежная, избегающая или тревожная привязанность (Feney, Noller, & Roverts, 2000). Стоит отметить, что большая часть исследований теории привязанности была основана на некоторых социальных нормах, которые меняются. Например, хотя женщины на протяжении большей части истории человечества играли основную роль по уходу, мужчины все чаще берут на себя больше обязанностей по уходу. Кроме того, хотя в приведенных ниже примерах предполагается, что основными опекунами новорожденного являются его родители, расширенная семья, приемные родители или другие лица также могут играть эту роль.

Люди с безопасным стилем привязанности сообщают, что их отношения с родителями теплые и что их родители также имеют позитивные и заботливые отношения друг с другом. Люди с таким типом привязанности, как правило, чувствуют себя комфортно в близости, чувствуют, что могут положиться на других, когда это необходимо, и мало сомневаются в себе. В результате они, как правило, более эффективно справляются со своими эмоциями и с меньшей вероятностью испытывают сильные негативные эмоции в ответ на негативный стимул, такой как разрыв с романтическим партнером.

Люди с избегающим стилем привязанности сообщают о дискомфорте от близости и нежелании зависеть от других. У них быстро развивается чувство любви к другим, но эти чувства так же быстро теряют силу. В результате люди с таким стилем привязанности не считают любовь продолжительной или продолжительной и из-за этого испытывают общий страх перед близостью. Этот стиль привязанности может развиться из-за отсутствия связи с основным опекуном.

Люди с тревожным стилем привязанности сообщают о желании близости, но беспокоятся о том, что их покинут. Они регулярно испытывают сомнения в себе и могут винить в своем недостатке любви нежелание других брать на себя обязательства, а не собственное беспокойство по поводу того, что их оставят. Они эмоционально изменчивы и чаще испытывают сильные негативные эмоции, такие как тревога и гнев. Этот стиль привязанности мог развиться из-за того, что основные опекуны были ненадежны или непоследовательны, чередуя заботу или заботу с пренебрежением или причинением вреда.

Этот процесс привязанности приводит нас к переживанию некоторых из наших первых сильных эмоций, таких как любовь, доверие, радость, тревога или гнев, и мы учимся связывать эти эмоции с тесно связанными отношениями (Planlap, Fitness, & Fehr, 2006). ). Например, ребенок, который развивает безопасный стиль привязанности и связывает чувства любви и доверия с формированием межличностных связей, вероятно, будет испытывать те же эмоции, что и взрослый, вступающий в романтическое партнерство. И наоборот, ребенок, который развивает тревожный стиль привязанности и связывает чувство беспокойства и недоверия с формированием межличностных связей, вероятно, будет испытывать аналогичные эмоции в романтических отношениях в более позднем возрасте. Короче говоря, формируем ли мы любящие и надежные узы или непредсказуемые и ненадежные узы, влияет на наши эмоциональные тенденции на протяжении всей нашей жизни, что неизбежно влияет на наши отношения. Конечно, в более позднем возрасте у нас больше контроля над этим процессом и осознанных размышлений об этом процессе. Хотя кажется очевидным, что формирование безопасного стиля привязанности является идеальным сценарием, также неизбежно, что не у каждого ребенка будет одинаковая возможность для этого. Но хотя у нас нет контроля над стилем, который мы развиваем в детстве, мы можем лучше контролировать свои эмоции и отношения во взрослом возрасте, если уделим время развитию самосознания и коммуникативной компетенции — и то, и другое эта книга поможет вам сделать, если вы применяете полученные знания на практике.

Культура и эмоции

В то время как наше общее эволюционное прошлое диктует некоторые универсальные сходства в эмоциях, триггеры эмоций и нормы для их проявления сильно различаются. Определенные эмоциональные сценарии, которым мы следуем, имеют социальное, культурное и историческое значение. Возьмем пример «влюбиться». У жителей Запада может возникнуть соблазн критиковать практику браков по расчету в других культурах и подвергать сомнению отношения, которые не основаны на влюбленности. Однако браки по расчету были частью западной истории, а эмоциональное повествование о влюбленности лишь недавно стало частью нашей культуры. Хотя мы знаем, что совместимые ценности и общие социальные сети с большей вероятностью предсказывают успех долгосрочных романтических отношений, чем «страсть», западные нормы отдают предпочтение эмоциональной роли влюбленности в наших повествованиях и практиках ухаживания (Crozier, 2006). ). Хотя этот пример показывает, как эмоции связаны с более широкими социальными и культурными нарративами, правила и нормы проявления эмоций влияют на наши повседневные взаимодействия.

Правила отображения — это социокультурные нормы, влияющие на выражение эмоций. Правила отображения влияют на то, кто может выражать эмоции, какие эмоции могут быть выражены и насколько интенсивными могут быть выражения. В индивидуалистических культурах, где личный опыт и самоопределение являются ценностями, встроенными в культурные практики и общение, выражение эмоций рассматривается как личное право. На самом деле, внешнее выражение нашего внутреннего состояния может быть преувеличено, поскольку привлечение внимания со стороны окружающих принято и даже ожидается в индивидуалистических культурах, таких как Соединенные Штаты (Safdar et al., 2009).). В коллективистских культурах эмоции рассматриваются как более интерактивные и менее индивидуальные, что связывает их с социальным контекстом, а не с индивидуальным правом на свободное выражение. Выражение эмоций отражается на семье и культурной группе, а не только на отдельном человеке. Следовательно, эмоциональные проявления более контролируемы, потому что поддержание групповой гармонии и отношений является основной культурной ценностью, которая сильно отличается от более индивидуалистического представления о праве получить что-то из своей груди.

Существуют также культурные нормы, определяющие, какие типы эмоций можно выражать. В индивидуалистических культурах, особенно в Соединенных Штатах, существует культурное ожидание того, что люди будут проявлять положительные эмоции. Недавнее исследование задокументировало культуру жизнерадостности в Соединенных Штатах (Котчемидова, 2010). Люди ищут счастливые ситуации и сообщают о положительных эмоциях, даже если они не обязательно испытывают положительные эмоции. Позитивный настрой косвенно свидетельствует о том, что вы достигли своих личных целей, ведете комфортную жизнь и имеете здоровое внутреннее «я» (Mesquita & Albert, 2007). В культуре жизнерадостности неумение выражать положительные эмоции может привести к тому, что другие будут считать вас неудачником или порекомендуют психологическую помощь или терапию. Культурная предрасположенность к выражению положительных эмоций не универсальна. Люди, живущие на тихоокеанских островах Ифалук, не поощряют выражение счастья, поскольку считают, что это заставит людей пренебрегать своими обязанностями (Mesquita & Albert, 2007). Точно так же коллективистские культуры могут негативно относиться к выражению положительных эмоций, потому что кто-то привлекает к себе чрезмерное внимание, что может нарушить групповую гармонию и потенциально вызвать ревнивую реакцию со стороны других.

Эмоциональное выражение горя также различается в разных культурах и часто связано с религиозными или социальными ожиданиями (Lobar, Youngblut, & Brooten, 2006). Тайские и филиппинские похороны часто включают плач, более интенсивную и громкую форму плача, которая свидетельствует об уважении к умершему. Интенсивность плача варьируется в зависимости от важности умершего человека и близости отношений между скорбящим и умершим. Поэтому ожидается, что близкие родственники, такие как супруги, дети или родители, будут плакать громче, чем дальние родственники или друзья. В филиппинской культуре семья может даже нанять плачущих, чтобы символизировать важность умершего человека. В некоторых латиноамериканских культурах, находящихся под влиянием концепции мужественности или мужественности, от мужчин не ждут и не позволяют им плакать. Даже в Соединенных Штатах существуют гендерные ожидания в отношении скорбящего поведения, из-за которых некоторые мужчины воздерживаются от эмоциональных проявлений, таких как плач, даже на похоронах. С другой стороны, как вы можете видеть в видеоклипе 6.1, смерть северокорейского лидера Ким Чен Ира в 2011 году вызвала публичных скорбящих, которым некоторым подозреваемым приказали и/или заплатили, чтобы они плакали перед телекамерами.

Видеоклип 6.1

Северокорейцы оплакивают смерть Ким Чен Ира

(нажмите, чтобы посмотреть видео)

Выражение эмоций

Обмен эмоциями включает в себя передачу обстоятельств, мыслей и чувств, связанных с эмоциональным событием. Обмен эмоциями обычно начинается сразу после эмоционального эпизода. Интенсивность эмоционального события соответствует частоте и продолжительности обмена, при этом события высокой интенсивности рассказываются чаще и в течение более длительного периода времени. Исследования показывают, что люди общаются с другими практически после любого эмоционального события, положительного или отрицательного, и что обмен эмоциями приносит внутриличностные и межличностные преимущества, поскольку люди чувствуют внутреннее удовлетворение и облегчение после обмена, а социальные связи укрепляются благодаря взаимодействию (Rime, 2007). .

Наши социальные связи укрепляются за счет обмена эмоциями, потому что поддержка, которую мы получаем от наших партнеров по отношениям, увеличивает наше чувство близости и взаимозависимости. Мы также должны знать, что наши выражения эмоций заразительны из-за эмоционального заражения или распространения эмоций от одного человека к другому (Hargie, 2011). Подумайте о времени, когда кто-то вокруг вас расхохотался, и вы не могли не смеяться вместе с ним, даже если не знали, что смешного. Хотя эти переживания могут быть воодушевляющими, обратная сторона эмоционального заражения может быть неприятной. Один из моих любимых пародий из Saturday Night Live под названием «Дебби Даунер» наглядно иллюстрирует положительные и отрицательные аспекты эмоционального заражения. В пародии группа друзей и семьи отправилась в парк развлечений. Один из членов группы, Дебби, вставляет депрессивные комментарии в радостный диалог остальной группы. В течение первых двух минут пародии Дебби упоминает коровье бешенство после того, как кто-то заказал стейк и яйца на завтрак, артиста из Лас-Вегаса, которого тигр растерзал после того, как кто-то взволнован, увидев Тигра, и взрыв поезда в Северной Корее после того, как кто-то упомянул идем в центр Эпкот. Наверное, все мы работали с кем-то или у нас был такой член семьи, который, кажется, не может сказать ничего хорошего, и друзья Дебби реагируют так же, как и мы, все больше и больше разочаровываясь в ней. Пародия также иллюстрирует иногда неконтролируемые аспекты эмоционального заражения. Как вы знаете, шоу транслируется в прямом эфире, и персонажи иногда «ломают характер», увязнув в комедии. После комментария о Северной Корее Рэйчел Дратч, которая играет Дебби, и Джимми Фэллон, еще один актер в этой сцене, ненадолго ломают характер и немного смеются. Их оплошность приводит к тому, что другие актеры ломают характер, и в течение следующих нескольких минут смех распространяется (что не было предусмотрено сценарием и не должно было произойти), пока все актеры в пародии не начинают смеяться, некоторые из них неудержимо, а публика также ревет. со смехом. Этот многослойный пример отражает положительные, отрицательные и межличностные аспекты эмоционального заражения.

Чтобы словесно выражать свои эмоции, важно развивать словарный запас эмоций. Чем более конкретными мы можем быть, когда мы вербально сообщаем о своих эмоциях, тем менее двусмысленными они будут для человека, расшифровывающего наше сообщение. По мере того, как мы расширяем наш эмоциональный словарь, мы можем передать интенсивность эмоций, которые мы чувствуем, будь то легкие, умеренные или сильные. Например, счастливый мягкий, довольный умеренный и экстатический — интенсивный, — игнорируемый, — мягкий, отклоненный, — умеренный, заброшенный, — интенсивный (Hargie, 2011). Помимо передачи интенсивности ваших эмоций, вы также можете вербально сформулировать свои эмоции таким образом, чтобы иметь больший контроль над ними.

Мы можем сообщать о своих эмоциях, используя язык «Я». Это может позволить нам чувствовать себя лучше под контролем, но также может способствовать обмену эмоциями, не заставляя нашего собеседника чувствовать себя виноватым или обороняющимся. Например, вместо того, чтобы сказать: «Ты сводишь меня с ума!» Вы можете сказать: «Я начинаю очень беспокоиться, потому что мы не можем принять решение». Однако могут быть случаи, когда общение лицом к лицу невозможно или нежелательно, что может усложнить то, как мы выражаем эмоции.

В то время, когда большая часть нашего общения осуществляется с помощью электронных средств, вполне вероятно, что мы будем передавать эмоции через письменное слово в электронной почте, тексте или мгновенном сообщении. Мы также можем прибегать к ручке и бумаге, когда отправляем кому-то благодарственное письмо, открытку на день рождения или открытку с соболезнованиями. Передача эмоций через письменное (или напечатанное) слово может иметь преимущества, такие как время, чтобы составить свои мысли и передать детали того, что вы чувствуете. Есть и недостатки, в том важном контексте, что невербальное общение не может быть включено. Такие вещи, как выражение лица и тон голоса, позволяют лучше понять эмоции, которые невозможно выразить словами. Также отсутствует немедленная обратная связь. Иногда люди сразу же отвечают на текст или электронное письмо, но подумайте о том, как это расстраивает, когда вы пишете кому-то, а они не отвечают вам сразу. Если вам нужна эмоциональная поддержка или вы хотите проверить эмоциональное сообщение, которое вы только что отправили, ожидание ответа может в конечном итоге негативно повлиять на ваше эмоциональное состояние и ваши отношения.

«Критика»

Политики, извинения и эмоции

Политики, публично извиняющиеся за проступки, уже много лет фигурируют в новостях. В июне 2011 года представитель Энтони Вайнер, член Конгресса США, извинился перед своей семьей, избирателями и друзьями за публикацию откровенной фотографии в Твиттере, предназначенную для женщины, с которой он болтал, а затем солгал о ней. это. Он ушел из Конгресса чуть более недели спустя. Такие эмоции, как вина и стыд, часто являются движущей силой извинений, и исследования показывают, что извинения, передающие эти эмоции, считаются более искренними (Харели и Эйсиковиц, 2006). Однако признание и выражение вины не приводит автоматически к прощению, поскольку такие признания могут обнажить недостатки характера человека. Член палаты представителей Вайнер передал эти эмоции во время своего выступления, которое вы можете посмотреть в видеоклипе 6.2. Он сказал, что ему «глубоко жаль», выразил «сожаление» о боли, которую он причинил, и сказал: «Мне очень стыдно за мои ужасные суждения и действия» (CNN, 2001).

  1. После просмотра извинений члена палаты представителей Вайнера, чувствуете ли вы, что он был искренним? Почему или почему нет?
  2. Считаете ли вы, что политики несут более высокую этическую ответственность за извинения за проступки, чем другие? Почему или почему нет?

Видеоклип 6.2

Представитель Энтони Вайнер приносит извинения за скандал в Твиттере, пикантное фото

(нажмите, чтобы посмотреть видео)

Управление эмоциями и реагирование на них

Понятие эмоционального интеллекта возникло в начале 19 века.90-х годов и получил большое внимание в академической науке, бизнесе и образовании, а также в популярной прессе. Эмоциональный интеллект «включает в себя способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для управления своим мышлением и действиями» (Salovey, Woolery, & Mayer, 2001). Как было отмечено ранее, расширение нашего эмоционального словаря и рассмотрение того, как и когда вербально выражать свои эмоции, может помочь нам лучше различать и контролировать свои эмоции. Однако, как гласит определение эмоционального интеллекта, мы должны затем использовать результаты этого познавательного процесса, чтобы направлять наши мысли и действия.

Точно так же, как мы, вероятно, будем делиться эмоциями после эмоционального события, мы, вероятно, окажемся на стороне получателя этого обмена. Другая часть эмоционального интеллекта — это способность оценивать выражение эмоций других и коммуникативно адаптироваться. Ключевым аспектом в этом процессе является эмпатия, то есть способность понимать эмоции других и вызывать эти чувства в себе. Быть чутким имеет важные социальные и физические последствия. Выражая эмпатию, мы с большей вероятностью будем привлекать и поддерживать поддерживающие социальные сети, что имеет положительные физиологические эффекты, такие как снижение стресса и меньше беспокойства, а также психологические эффекты, такие как общая удовлетворенность жизнью и оптимизм (Guerrero & Andersen, 2000).

Когда люди делятся эмоциями, они могут ожидать различных результатов, таких как поддержка, одобрение или совет. Если кто-то высказывается, он может просто хотеть вашего внимания. Когда люди делятся положительными эмоциями, они могут хотеть признания или общего празднования. Помните также, что вы, вероятно, испытаете некоторые эмоции вместе с человеком, который разделяет их, и что интенсивность их доли может определять вашу вербальную и невербальную реакцию (Rime, 2007). Исследования показали, что ответы на эпизоды низкой интенсивности в основном вербальные. Например, если кто-то описывает ситуацию, когда он был разочарован покупкой автомобиля, вы можете подтвердить его эмоции, сказав: «Покупка автомобиля может быть очень раздражающей. Что случилось?» И наоборот, более интенсивные эпизоды включают невербальные реакции, такие как прикосновение, телесный контакт (сближение друг с другом) или объятия. Эти реакции могут сопровождать или не сопровождать вербальное общение. Возможно, вы были в ситуации, когда кто-то разделял сильные эмоции, например, узнав о смерти близкого члена семьи, и единственное, что вы могли сделать, это обнять его. Хотя быть на стороне получателя эмоционального обмена может быть непросто, ваши усилия, скорее всего, приведут к положительным результатам в вашей компетентности в межличностном общении и укреплении межличностных связей.

Ключевые выводы

  • Эмоции возникают в результате внешних раздражителей или физиологических изменений, влияющих на наше поведение и общение.
  • Эмоции, развившиеся у современных людей, помогают нам управлять сложной социальной жизнью, включая межличностные отношения.
  • На выражение эмоций влияют социокультурные нормы и правила проявления.
  • Обмен эмоциями включает вербальное выражение, которое становится более эффективным благодаря расширенному эмоциональному словарю, и невербальное выражение, которое может быть или не быть произвольным.
  • Эмоциональный интеллект помогает нам управлять своими эмоциями и эффективно реагировать на эмоции других.

Каталожные номера

CNN, Стенограммы , по состоянию на 16 июня 2001 г. http://transcripts.cnn.com/TRANSCRIPTS/1106/07/ltm.01.html.

Крозье, В. Р., Покраснение и социальные эмоции: саморазоблачение (Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, 2006).

Эванс, Д., Эмоции: наука о чувствах (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2001), 5–6.

Фини, Дж. А., Патрисия Ноллер и Найджел Робертс, «Привязанность и близкие отношения», в «Близкие отношения: справочник », под ред. Клайд Хендрик и Сьюзен С. Хендрик (Thousand Oaks, CA: Sage, 2000), 188.

Герреро, Л.К. и Питер А. Андерсен, «Эмоции в близких отношениях», в «Близкие отношения: справочник », под ред. Клайд Хендрик и Сьюзан С. Хендрик (Тысяча дубов, Калифорния: Sage, 2000), 171–83.

Hargie, O., Навыки межличностного взаимодействия: исследования, теория и практика (Лондон: Routledge, 2011), 69.

Котчемидова, К., «Культура эмоций и когнитивные конструкции реальности», Communication Quarterly 58, no. 2 (2010): 207–34.

Лобар, С.Л., Джоанн М. Янгблут и Дороти Брутен, «Межкультурные верования, церемонии и ритуалы, окружающие смерть любимого человека», Pediatric Nursing 32, no. 1 (2006): 44–50.

Мескита, Б. и Дастин Альберт, «Культурное регулирование эмоций», в Справочник по регулированию эмоций , изд. Джеймс Дж. Гросс (Нью-Йорк: Guilford Press, 2007), 486.

Планлап, С., Джули Фитнес и Беверли Фер, «Эмоции в теориях близких отношений», в Кембриджском справочнике личных отношений , под ред. Анита Л. Вангелисти и Дэниел Перлман (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2006 г.), 369–84.

Райм, Б., «Регулирование межличностных эмоций», в Справочник по регулированию эмоций , изд. Джеймс Дж. Гросс (Нью-Йорк: Guilford Press, 2007), 466–68.

Сафдар, С., Вольфганг Фридлмайер, Дэвид Мацумото, Сын Хи Ю, Кэтрин Т. Квантес и Хисако Какай, «Вариации правил эмоционального отображения внутри и между культурами: сравнение между Канадой, США и Японией», Canadian Journal поведенческих наук 41, вып.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts