Эмоциональный тон это: Эмоциональный тон — Психологос

Эмоциональный тон — Психологос

Эмоциональный тон — привычное внутреннее состояние человека, которое определяет его основной настрой по жизни. Эмоции – практически мимолетны: радость сменяет спокойствие, удивление – заканчивается смехом, и сменяющиеся эмоциональные волны на наше настроение в целом не сильно влияют. Настроение человека определяет его эмоциональный тон.

Так, например, в музыке, есть разные тональности – мажорные и минорные. В каждой тональности можно сыграть самые разные ноты, но общий настрой произведения будет зависеть от тональности: если мажорные – это будет бодрая и радостная музыка, а если тональность минорная, то, что бы музыкант не играл, вы услышите щемяще-грустную или тревожную мелодию. Если у человека привычный высокий эмоциональный тон – его частые эмоции радость, интерес, довольство собой и жизнью – все то, что мы привыкли понимать под словами «хорошее настроение». Привычка к низкому эмоциональному тону влечет за собой менее приятный список – страх, злость, скука, тоска.

Есть люди высокотонные, есть низкотонные. Смотри Шкала эмоциональных тонов

Эмоциональный тон и возраст

Эмоциональные тона с возрастом меняются. Обычно, к сожалению, эти изменения заключаются в спаде от высоких тонов к низким. Сделать счастливым и радостным ребенка просто: он легко радуется самым простым мелочам: радуге в небе, найденному красивому листочку, дождику. Время идет, и привычка к хорошему настроению сменяется спокойствием: энергия уже не та, радоваться всякой мелочи не пристало взрослому человеку. Конец этого пути легко увидеть: пожилые и старые люди склонны заполнять собой поликлиники и беседовать об ужасах жизни… Это самый типичный вариант развития. Но — возможен и другой!

Как обеспечить стабильно высокий эмоциональный тон

  • Делитесь своим хорошим настроением с окружающими

Улыбка – это ваше все. Приучите себя улыбаться, когда вы говорите с кем-то, и ищите возможность добиться улыбки в ответ. Говорите комплименты.

Делайте маленькие, неожиданные и приятные подарки!

  • Следите за ключевыми словами вашей речи

«Проблема! Ужас! Кошмар! Мне всегда приходится… Снова надо… А эти гады!» — у тех людей, которые пользуются таким словарем, настроение редко бывает на высоте. Чаще используйте, как свои ключевые слова, позитивные формулировки: «Доброе утро! Интересно! Хорошо… Как приятно слышать! Спасибо вам!»

Самое интересное, что и те, и другие слова могут одинаково справедливо сопровождать одну и ту же ситуацию…

  • Контролируйте свой внутренний текст

Когда мы говорим, кроме внешнего, есть еще внутренний текст: текст, который мы проговариваем про себя. А что вы проговариваете про себя?Пусть и внутри вас поддерживают жизнеутверждающие фразы: замените во внутреннем лексиконе слово «трудно» на слово «интересно», «неудача» на «творческая ситуация», возмущенные тирады — на «любопытно». Проведите этот эксперимент – результаты вас порадуют!

  • Живите с удовольствием

Красивые облака над городом, подсвеченные заходящим солнцем… Свежий, холодный и бодрящий воздух раннего утра. Горячая чашка ароматного чая… Приучите себя видеть в жизни — лучшее.

В одно окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь,
Другой — листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое!
В одно окно смотрели двое.

Верните себе детское умение радоваться даже мелочам!

Тренинги по теме:

  • Тренинг «Управление эмоциями», Тренинговый центр «Синтон»

Эмоциональный тон ощущений

Эмоциональный тон ощущений является филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией. Он связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения. Поэтому Н.Н. Ланге относил их к элементарным физическим чувствам. Он писал, что «…чувство удовольствия и страдания является показателем лишь наличного в данный момент соответствия между впечатлением и требованием организма. Оно есть свидетель, а не пророк». Следовательно, как подчеркивает П.В. Симонов, это контактный вид эмоционального реагирования. Именно это отличает, по его мнению, эмоциональный тон ощущений от других эмоциональных реакций.

При отвращении, страдании, удовольствии взаимодействие всегда уже имеет место. Его не удалось предотвратить, поэтому его можно только ослабить, прекратить или усилить.

Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений: приятный или неприятный запах химических веществ или вкус продуктов; приятный или неприятный звук, раздражающее или радующее глаз сочетание цветов и т.д.

Выделение в конце XIX – начале XX века эмоционального тона ощущений из ощущений было существенным шагом вперед в изучении эмоциональной сферы человека и животных. Ведь в это время наличие эмоционального тона («чувства») как особого вида психических явлений (В. Вундт, О. Кюльпе) оспаривалось многими психологами. Немецкий психолог Т. Циген (1909) полагал, что «чувство» является одним из свойств ощущения наряду с качеством и интенсивностью. Польский психолог В. Витвицкий (1946) утверждал, что эмоциональный тон – это особый вид психического ощущения.

Н.Н. Ланге (1996) писал, что «обычная речь и даже недостаточно точное психологическое наблюдение… постоянно смешивают эти два ряда явлений. Их различение оказывается особенно трудным в случае органических ощущений и кожных. Если чувство приятности или неприятности цвета или запаха сравнительно легко отличается нами от самого цвета или запаха, то в кожной боли, в щекотке, а особенно в органических ощущениях пищеварительного тракта и вообще физическом самочувствии ощущения тесно сливаются для наблюдателя с соответствующими чувствами.

Поэтому даже некоторые психологи, например К. Штумпф, говорят в этом случае о чувствах – ощущениях, а это ведет их затем к резкому противоположению таких низших чувств высшим, как совершенно от первых отличным. Но именно это-то следствие и является для нас показателем неприемлемости смешения чувств с ощущениями. Тот, кто видит, что высшие чувства по существу подобны физическим (эмоциональному тону ощущений), будет остерегаться по этому самому отождествлять эти последние с соответственными ощущениями. Если бы физические чувства были ощущениями, то высшие должны бы оказаться таковыми же, что, однако, уже явно неприемлемо.

Следовательно, и при органических ощущениях должно провести границу между собственно ощущениями и вызываемыми ими физическими удовольствием и страданием, хотя это не всегда легко». В связи с этим Н.Н. Ланге провел сравнительный анализ характеристик ощущений и эмоционального тона ощущений (табл. 1).

К двум последним пунктам этой таблицы нужно сделать поправку: на уровне переживаний эмоциональный тон ощущений выражается в удовольствии или неудовольствии (отвращении).

Несмотря на различение ощущений и эмоционального тона ощущений, до сих пор встречаются отголоски старых представлений. Так, в разряд эмоций заносится боль, хотя её нельзя отнести даже к эмоциональному тону ощущений. Боль – это ощущение, а возникающий под ее воздействием эмоциональный тон ощущений называется страданием.

Таблица 1
Сравнительные характеристики ощущения и эмоционального тона

ОщущениеЭмоциональный тон
Нейтрально, безразличноЭмоционально окрашен: приятно — неприятно
Зависит от строения периферического органа ощущения Однороден, независим от строения органа ощущения
Имеет объективный характер (сладкое для любого человека сладкое)Имеет субъективный характер: то, что одному приятно, другому противно
Является первичным и самостоятельным феноменомНе возникает самостоятельно, а в его основе лежит ощущение, представление, вспоминание
Становится отчетливее и яснее, когда на него обращают вниманиеПрисуща неясность и расплывчатость, а при обращении па него внимания делается не яснее, а слабее и даже совсем исчезает

Функции эмоционального тона ощущений. Первая функция эмоционального тона ощущений, на которую в основном указывают многие авторы, – ориентировочная, которая состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него надо избавиться. «Чувство удовольствия влечет за собой повышение жизнедеятельности и движения, направленные на сохранение и усиление приятного впечатления, а неудовольствие и страдание, обратно, понижают жизнедеятельность и вызывают движения оттягивания, обороны, самозащиты», – писал Н.Н. Ланге. Наличие эмоционального тона ощущений дает организму при встрече с незнакомым объектом возможность сразу принимать хотя и предварительное, но зато быстрое решение вместо сопоставления нового объекта с бесчисленными типами других известных объектов.

Как пишет П.К. Анохин, благодаря эмоциональному тону «…организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, может со спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состояния, сведя их, так сказать, к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие».

Правда, как отмечает П.В. Симонов (1966), это приспособительное значение эмоционального тона нельзя преувеличивать. Вкусовые свойства некоторых вредных веществ могут вызывать ощущение удовольствия, а неприятный на вид и вкус продукт может быть полезным для организма. Но это лишь исключение из правила, согласно которому эмоциональный тон аккумулирует в себе наиболее общие и часто встречающиеся признаки полезных и вредных факторов, устойчиво сохранявшиеся на протяжении миллионов лет естественного отбора и ставшие, по выражению П.К. Анохина (1964), «пеленгами».

В. Витвицкий показал, что наиболее сильное переживание приятного или неприятного появляется не при первой, а при повторной встрече с эмоциональным раздражителем. Очевидно, не всякий контактный раздражитель способен «с ходу» вызывать отчетливый эмоциональный тон ощущений, определяющий полезность или вредность его организму. «Вызревание» эмоционального тона ощущений происходит постепенно.

С другой стороны, этот же автор обнаружил явление адаптации к эмоциональным раздражителям. Длительное действие раздражителя приятного характера приводит к снижению, притуплению ощущения приятного. Если же раздражитель сменить или временно прервать его действие, ощущение приятного возникает с прежней силой. Происходит адаптация и к неприятному тону ощущений, если он не резко выражен. Вопрос, однако, в том, является ли эта адаптация действительно эмоциональной, независимой от адаптации, имеющей место в отношении физических ощущений, или же она является следствием последней, т.е. восприятия длительно действующего раздражителя одной и той же интенсивности как более слабого.

Второй функцией эмоционального тона ощущений является обеспечение обратной связи, задача которой – сообщать человеку и животным, что имевшаяся биологическая потребность удовлетворена (и тогда возникает положительный эмоциоиальный тон – удовольствие) или не удовлетворена (и тогда возникает отрицательный эмоциональный тон – неудовольствие).

Третья функция эмоционального тона ощущений, на которую обычно не обращают внимания и которая вытекает из второй функции, связана с необходимостью проявлять определенные виды поведения до тех пор, пока не будет достигнут нужный организму результат. В самом деле, очевидно не случайно, как отмечает П.В. Симонов (1966), в эволюции сформировался механизм, по которому извержение семени при половом акте происходит не при определенном количестве фрикционных движений или через определенное время после начала акта, а при оргазме, т.е. при получении человеком максимального удовольствия от полового акта. А это заставляет животное и человека добиваться оргазма для удовлетворения потребности в приятном ощущении. Такую же роль играет ощущение сытости, появляющееся во время еды, положительный тон при исчезновении ощущения жажды и т.д.

То же происходит и при торможении определенного поведения, если организму оно нежелательно и вредно в данный момент; тогда возникает ощущение отвращения к объекту, ранее вызывавшему удовольствие. П.В. Симонов отмечал, что в случае расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта требуется на время прекратить употребление пищи. Для этого патологические процессы во внутренних органах возбуждают нервные структуры «центра отвращения». Теперь любое раздражение, адресованное к пищевому центру, от непосредственного контакта с пищей до ее вида, запаха лишь усиливает отвращение и тем самым предотвращает попадание пищи в желудочно-кишечный тракт, способствуя течению восстановительных процессов. В этом случае животное или человек тоже вынужден вести себя определенным образом до тех пор, пока отвращение к пище не исчезнет и организмом не будет достигнут нужный ему результат, т.е. пока не произойдет выздоровление.

Механизмы возникновения эмоционального тона ощущений. Как отмечает В.К. Вилюнас (1979), «факт эмоционального восприятия субъектом безусловных раздражителей долгое время оставался без должного внимания… Между тем есть основания утверждать, что к ответной реакции побуждает субъекта не вызывающее боль воздействие, а сама боль, не пищевое подкрепление, а положительное эмоциональное его восприятие, то есть не сам по себе раздражитель, а то эмоциональное состояние, которое он вызывает». Это эмоциональное состояние, возникающее по механизму безусловного рефлекса, и есть эмоциональный тон ощущений.

У животных и человека в головном мозге имеются «центры удовольствия» и «центры неудовольствия» (особенно много тех и других в подбугорной гипоталамической области, в миндалевидном ядре, зоне перегородки), возбуждение которых и дает соответствующие переживания. Физиологи Дж. Олдс и П. Милнер (1954) вживили в мозг крысы электрод, с помощью которого они раздражали нервный центр удовольствия. Затем они научили крысу самораздражать этот центр, для чего она должна была нажимать лапкой на рычажок, замыкая, таким образом, электрическую сеть. Испытываемое при этом крысой удовольствие приводило к тому, что она нажимала на рычажок несколько тысяч раз подряд. Опыты с самораздражением затем были проведены и на других животных, в том числе на обезьянах.

Сходные явления наблюдались и в клинике нервных болезней, когда по медицинским показаниям больным людям вживляли в мозг на длительное время электроды, стимулируя через них определенные участки мозга. Возбуждение с терапевтической целью участка мозга, вызывающего чувство удовольствия, приводило к тому, что после сеанса больной ходил за врачом и просил: «Доктор, пораздражайте меня еще» (из рассказа В. М. Смирнова, сотрудника Н.П. Бехтеревой).

Имеются данные, что «зоны удовольствия» и «зоны неудовольствия» располагаются около центров органических потребностей. Так, «центры удовольствия» нередко локализуются в нервных структурах, связанных с пищевой и половой активностью, а «центры неудовольствия» совпадают с центром оборонительного рефлекса, зонами болевой чувствительности, голода и жажды.

Генезис эмоционального тона ощущений. О целесообразности наличия эмоционального тона ощущений, а проще – удовольствия или неудовольствия (отвращения), получаемого от ощущений, писали еще Аристотель, Спиноза и др. Г. Спенсер полагал, что соответствие удовольствия полезным для организма раздражениям, а неудовольствия – вредным выработалось постепенно в долгой эволюции. Поэтому Н.Н. Ланге пишет, что появление чувственного тона ощущений нам задано природой и не зависит от нашей воли.

По П.В. Симонову (1970), эмоциональный тон ощущений в некоторых случаях является своеобразным эффектом видовой памяти. Так, наследственно обусловленным является неприятный эмоциональный тон болевого ощущения и приятный эмоциональный тон ощущений типа оргазма. По его мнению, эмоциональный тон аккумулирует в себе наиболее общие и часто встречающиеся признаки полезных и вредных факторов, устойчиво сохранявшиеся на протяжении миллионов лет естественного отбора. Этим, безусловно, можно объяснить воздействие на животных и человека запахов пищи, одни из которых аппетитны, а другие вызывают рвоту.

Однако ряд случаев, связанных с появлением положительного эмоционального тона ощущений (в частности, при восприятии различных по качеству цветов), трудно оценить с точки зрения полезности или вредности действующего раздражителя. Еще Леман отмечал, что желтый цвет вызывает веселое настроение (Н.Н. Ланге добавляет сюда и красный с оранжевым), голубой цвет приятен, но холоден, зеленый цвет успокаивает, а фиолетовый вызывает меланхолию. Н.Н. Ланге писал, что цвета чистые и яркие нравятся, а цвета бледные и «грязные», т. е. смешанные и темные, не нравятся, вызывают неудовольствие. Так же и звуки: высокие тоны имеют веселый характер, а низкие – серьезный и торжественный. Кроме того, биологическое значение удовольствия – неудовольствия у человека может полностью извращаться. То, что для ребенка является крайне неприятным ощущением (лук, горчица, перец), для взрослого является предметом наслаждения, поскольку у него формируется потребность в острых вкусовых ощущениях.

Наконец, появление удовольствия – неудовольствия определяется не только качеством раздражителя, но и его силой. Известно, что раздражитель, вызывавший приятное ощущение, при его большой силе становится неприятным и даже вызывает боль. Следовательно, природа должна была предусмотреть и другой параметр раздражителей – не только их качество, но и оптимальную зону их интенсивности. Очень интенсивное удовольствие называется экстазом, а очень сильное неудовольствие – страданием. В связи с этим нельзя не упомянуть предложенный П.В. Симоновым (1970) принцип относительности положительных эмоциональных оценок. Автор отмечает, что многократное повторение «приятных» воздействий ведет к нейтрализации положительных оценок, а нередко и превращению их в отрицательные. Поэтому стимулов однозначно и стабильно «приятных» нет.

Следовательно, привязка удовольствия – неудовольствия к полезности или вредности раздражителя для организма должна учитывать не только качество раздражителя, но и его интенсивность. Кроме того, неудовольствие возникает и при отсутствии раздражителя.

Как позитивность влияет на ваш успех

Эмоции играют огромную роль в нашей повседневной жизни, и они  настолько заразительны , что КРИТИЧЕСКИ  вы понимаете влияние низкого эмоционального тона на вашу организацию и, что наиболее важно, на что вы можете сделать об этом!

Вы когда-нибудь работали с человеком, который всегда был в плохом настроении или настроен отрицательно?

Как это повлияло на вас? Можете ли вы описать, какое влияние это оказало на остальную часть вашей команды… как насчет того, как это повлияло на ваши результаты?

Этот мастер-класс фокусируется на переводе настроения и эмоций в позитивный регистр – возможно ли это? И если да, то КАК вы повышаете эмоциональный тон вашей команды?

Подпишитесь на ПОДКАСТ мастер-класса Great Managers®

          

[Видеозапись ниже]

Добро пожаловать

Добро пожаловать на вебинар мастер-класса Great Managers® и наставничества.

Целью наших мастер-классов является предоставление вам новой информации, взаимодействие с вами и взаимодействие. Плюс, конечно, отвечая на ваши вопросы и поддерживая вас в вашем обучении.

Что мне больше всего нравится в этих мастер-классах, так это то, что их посещают люди из самых разных организаций. Это отличная возможность учиться друг у друга и поддерживать друг друга в обучении.

То, что я покажу вам на этом мастер-классе:

  • Поможет вам понять связь между эмоциями и результатами
  • Дайте вам несколько стратегий для повышения эмоционального тона в вашей команде и бизнесе.

Эмоции — одна из тех вещей, которые могут многое сорвать на работе.

 

Я до сих пор время от времени работаю с людьми, которые говорят что-то вроде: «Давайте оставим эмоции в покое» или «На рабочем месте нет места эмоциям».

Реальность такова, что эмоции повсюду.

Факты об эмоциональном тоне на работе

Каждый день люди проявляют человечность на работе.

Они забирают свое счастье, свое волнение, свой энтузиазм, а также свое расстройство, разочарование, свой гнев, свою печаль и свои заботы.

Также их модели настроения; они также берут их в работу.

Они вкладывают в работу всю себя, и это приводит к эмоциям на работе.

В жизни людей происходят разные события.

У них есть интересные вещи, но есть и трудные.

У них могут быть личные проблемы, проблемы со здоровьем, финансовые проблемы или проблемы в семье.

Люди постоянно подвергаются воздействию широкого спектра потенциально возбуждающих стимулов или триггеров.

Все мы знаем, что неадекватные или неконтролируемые эмоциональные реакции на такие раздражители могут помешать нашей адаптации на рабочем месте или даже в обществе.

Итак, люди проводят в той или иной форме эмоциональную регуляцию или приспособление большую часть времени.

Люди по-разному справляются с эмоциями.

Некоторые люди очень чувствительны и принимают все очень близко к сердцу.

Вы бы знали, если бы в вашей команде были такие люди.

Другие люди довольно прозаичны и гораздо лучше умеют разделять эмоции. Они могут отложить их в сторону и просто заняться тем, что происходит.

Важно знать, что регулирование эмоций — это навык . Это навык, которому можно научиться и развить в любой момент жизни, и у всех нас есть этот навык на каком-то уровне.

У одних это получается лучше, чем у других.

Люди, которые лучше в этом разбираются, как правило, лучше, потому что они либо приобрели навыки, либо в их жизни были действительно хорошие образцы для подражания, которые помогли им в этом обучении.

Сейчас мы рассмотрим исследования этих эмоций и то, что мы называем позитивным эмоциональным тоном.

Что говорят исследования об эмоциональном тоне

Коэффициент позитивности

Мы используем коэффициент позитивности в Академии великих менеджеров в отношении обратной связи.

Это взято из книги Барбары Фредриксон под названием «Позитивность» и от другого исследователя по имени Марсиал Лосада.

Коэффициент можно использовать несколькими способами. Это связано с позитивными эмоциональными состояниями и устойчивостью, или с тем, что Фредриксон называет «процветанием» 9.0008 .

Вот что нам нужно. Мы хотим, чтобы наши организации, наши команды процветали.

Есть ряд других исследователей, которые используют этот материал. Я упомянул Марсиала Лосаду; он на самом деле придумал само соотношение, математически путем исследования, а затем сотрудничал с Фредериксоном.

Есть такие люди, как Джон Готтман и Роберт Шварц, которые тоже об этом говорят.

Ласада хорошо известен своей работой в бизнесе. Фредериксон хорошо известна своей работой с отдельными людьми и жизнью в целом, а Готтман хорошо известен своей работой в области отношений и изучением супружеских пар.

Исследование Лосада проводилось с участием более 60 команд, и он использовал целый ряд средств. Он использовал видеокамеры и компьютеры, кодируя все, что эти 60 команд делали в течение определенного периода времени, включая заявления людей, комментарии друг к другу, их взаимодействие и все их общение.

Исследователи закодировали всю эту информацию в положительные и отрицательные категории, и они обнаружили следующее:

  • Высокоэффективные команды 6:1 – , оценки клиентов, оценки начальства, коллег и подчиненных), соотношение было шесть к одному. Таким образом, положительных взаимодействий было в шесть раз больше, чем отрицательных.
  • Смешанная производительность 2:1 –  В командах со смешанной производительностью соотношение было два к одному. Но они также обнаружили, что на этом уровне он был довольно нестабилен и мог легко соскользнуть назад.
  • Низкая производительность ниже 1:1 –  В командах с низкой производительностью было ниже 1:1. Так что там, где команды не получали результатов, когда они смотрели на данные, связанные с их взаимодействиями, это было меньше, чем 1:1.

Все исследователи, которых я упомянул, нашли переломный момент 3:1.

Только здесь, при этом соотношении и выше, позитивность находится в достаточном количестве, чтобы способствовать процветанию человечества и быть устойчивой.

Вот почему мы используем его для обратной связи. Это помогает вашей команде процветать, но также важно с точки зрения вашего собственного эмоционального состояния.

Вы находитесь в положительном состоянии в три раза чаще, чем в отрицательном?

Невозможно все время быть в позитивном состоянии, потому что мы люди, и жизнь подбрасывает нам разные вещи, но интересно узнать, каков ваш текущий коэффициент.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts