Синквейн о есенине: Синквейн на тему «Есенин»

Синквейн как вид текста (на примере стихотворения С.А.Есенина «Лебедушка»)

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о синквейне как разновидности текста.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, в парах, модель «1 компьютер – 1 ученик».

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма ОПДУ

1. Организационный этап. 

Игра « Я или не Я?»

Кто пришёл в класс подремать?
Кто пятёрки получать?
За окном ворон считать?
О конфетах помечтать?
Кто учить, запоминать?
А кто тайны открывать?

Надеюсь, сегодня нам удастся в полной мере получить новые знания, запомнить их, а главное – совершить открытия!

Создаёт позитивный настрой

 

фронтально

2. Актуализация знаний.

1. Прослушивание аудиозаписи «Эпизод из песни «Клён ты мой опавший…» на стихи С. Есенина

2. Чтение на карточках отрывка из стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»

– Узнали автора стихотворений, отрывки которых сейчас прозвучали? Посмотрите на портрет поэта (1 слайд: а) портрет; б) Сергей Есенин).

– Какие стихотворения С. Есенина нам знакомы? («Берёза», «Черёмуха», «Бабушкины сказки»)

Прочтите строки этих стихотворений.

– Что вы знаете о С. Есенине?

(Детство поэта прошло в селе Константиново, что близ города Рязань. Рос мальчик у бабушки с дедушкой. Бабушка рассказывала сказки, которые маленький Серёжа очень любил слушать. А если у сказки был плохой конец, он их переделывал на свой лад, но чтобы всё хорошо закончилось. Бабушка сумела предать Серёже всю прелесть народной устной и даже песенной речи. Свои стихи, когда вырос, писал, подражая частушкам).

Да, свои стихи, когда вырос, С. Есенин писал, подражая произведениям устного народного творчества. Многие из его стихов стали любимыми песнями русского народа.

Воспроизводит аудиозапись

Контролирует чтение детей

Выслушивает, уточняет и дополняет высказывания детей

Демонстрирует портрет писателя

Прослушивают

аудиозапись

Выразительно читают

Называют ФИО автора прозвучавших произведений.

Вспоминают и декламируют наизусть эпизоды из стихотворений С.А. Есенина.

Рассказывают сведения из биографии автора.

Фронтально

 

В парах

3. Сообщение темы и цели.

1. Работа с нетбуками – интерактивная игра «Анаграмма» (зашифровано название стихотворения» (2 слайд:

Тема урока: стихотворение С.А. Есенина «Лебёдушка» 

Задачи урока:

  1. Познакомиться со стихотворением С. Есенина «Лебёдушка»
  2. Дать характеристику главным героям этого произведения.
  3. Понять главную мысль этого произведения.)

Контролирует выполнение заданий, помогает, направляет.

Помогает сформулировать тему и задачи урока.

Выполняют интерактивные задания, формулируют тему урока и задачи урока

 

Модель «1 компьютер – 1 ученик»

4. Этап открытия новых знаний

I. Словарно-лексическая работа.

Давайте подготовимся к чтению.

1. Чтение слов с делением по слогам и правильной постановкой ударения (3 слайд).

2. Работа с нетбуками – знакомство с лексическими значениями слов из стихотворения, вызывающих затруднение в понимании

Демонстрирует образец правильного чтения.

Контролирует выполнение заданий, помогает, направляет.

 

Читают слова по слогам с правильной постановкой ударения

Соотносят слово, вызывающее затруднение в понимании, с лексическим значением или изображением.

Фронтально,

 

В парах

II. Знакомство с текстом произведения.

1. Чтение стихотворения.

А) учителем

Б) учениками (индивидуально, хором, по цепочке).

2. Углубление понимания прочитанного

– Опишите свои впечатления от прочитанного.

Какие чувства испытали?

Работа с нетбуками – интерактивные игры «Мозаика» –собираем слова, заменяем синонимами, «Рассыпанное предложение» –восстанавливаем предложение, объясняем смысл).

3. Анализ содержания текста

Какой жанр устного народного творчества напомнило вам стихотворение? (Народную песню или сказку).

– Найдём в произведении слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях.

– Перечитаем начало стихотворения. Какую картину изображает поэт? Предвещало ли что-нибудь беду?

– Обратим внимание на литературные приёмы, помогающие Есенину описать красоту наступающего утра –…? (Эпитеты и сравнения).

– Как поэт относится к лебёдушке? Докажите эпизодами из текста.

– Что необычного в изображении лебёдушки?

– Как автору удаётся показать, что она была хорошей матерью?

– Перечитаем самый напряжённый момент стихотворения.

– Как вела себя лебёдушка во время смертельной опасности?

– Как думаете, почему С. Есенин так завершает стихотворение, ведь он не любил историй с плохим концом?

Демонстрирует образец правильного выразительного чтения.

Задаёт наводящие вопросы

Объясняет правила игры

 

 

 

 

 

 

Задаёт вопросы по содержанию текста и для осмысления его смысла

Учатся чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи выразительно. Читают произведение выразительно.

Наблюдают за жизнью слова в лирическом произведении Подбирают синонимы к данным словам.

Объясняют смысл отдельных выражений в содержании лирического произведения.

Выборочно читают эпизоды стихотворения для обоснования своей точки зрения.

Анализируют содержание текста, литературные приёмы, использованные автором

 

Фронтально

 

 

 

 

Модель «1 компьютер – 1 ученик»

 

 

 

 

Фронтально

III. Составление характеристики героя.

1. Создание ситуации затруднения.

Кого вы назвали бы главным героем стихотворения С.А. Есенина?

– Предлагаю новый вид работы над созданием текста–характеристики героя.

– Узнайте, как он называется.

Работа с интерактивной доской – интерактивная игра «Зеркальное отражение» ( За буквами слова

« Лебёдушка» скрывается слово «Синквейн»)

Как вы думаете, что же такое « синквейн»?

– Давайте проверим ваши предположения. 

2. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа с нетбуками – задание «Всплывающие подсказки»

Синквейн родом из … французского языка ( 5 вдохновений, 5 удач)

Синквейн – это … краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам.

Запомним эти особые правила…

1 строка – одно существительное (тема)

– 2 строка – два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём.

– 3 строка – три глагола, называющих действия, которые производит существительное.

– 4 строка – фраза (предложение) из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному.

– 5 строка – синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова).

– Рифма не нужна.

3. Первичное закрепление

– Используя данный алгоритм, составим синквейн:

1. ЛебёдушкаЛебёдушка
2. Нежная. Заботливая.Хрупкая. Храбрая.
3. Заботилась. Дозорила. Спасла.Вырастила. Заботилась. Защитила.
4. Она любит детей до смерти.В опасности думает о детях.
5. Мать.Святая.

– Этот синквейн помогает нам представить характер героини.

 

 

Создаёт ситуацию затруднения

 

 

 

 

 

Побуждает к самостоятельному поиску информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает слова для справок.

Помогает в выборе лексического материала

 

 

 

 

Выполняют задания на интерактивной доске

Высказывают предположения

 

 

Осуществляют поиск информации при помощи интерактивного ресурса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают слова для синквейна.

Высказывают предположения.

Анализируют ответы одноклассников.

 

 

 

 

Фронтально

 

 

 

 

Модель «1 компьютер – 1 ученик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтально

5. Самостоятельная творческая работа.

-Мы говорили с вами, что стихотворение очень похоже на народную сказку. А во всякой сказке героя охарактеризовать помогает ещё и противопоставление. Добро становится ещё более привлекательным на фоне недоброго, злого. И в этом произведении Есенин не отказался от такого приёма.

– Что несёт в себе образ лебёдушки? (Добро, нежность, ласку, заботу).

– Кто олицетворяет противоположные качества? (Орёл).

Составьте синквейн об этом герое, проведя сравнительную характеристику с лебёдушкой.

  1. Орёл.
  2. Могучий, Чёрный. (Сильный. Хищный) (Безжалостный. Злой)
  3. Высматривал. Кинулся. Растерзал. (Погубил. Не пожалел. Уничтожил.)
  4. Не знает жалости, сожаления. (Набив желудок, уничтожил красоту.)
  5. Зло. Беда. (Угроза. Жестокость.)

 

 

 

 

 

Предлагает слова для справок.

Помогает в выборе лексического материала

 

 

 

 

 

Самостоятельно подбирают лексический материал.

Создают текст.

 

 

 

 

 

индивидуально

6. Презентация работ учащихся.

– Прочитайте свои работы.

– Выскажите мнение, чью работу можно считать удачной и почему. Какие недостатки увидели?

 

Представляют свои работы.

Анализируют достоинства и неудачи в работах одноклассников.

Осуществляют самооценку.

фронтально

7. Итог урока.

   

– Как охарактеризуете своё настроение в конце урока?

– Чем оно вызвано?

Оцените работу на уроке:

– Достигли ли мы цели урока?

– В чём это выражается, на ваш взгляд?

– Что нового узнали на уроке?

– Что выполняли с лёгкостью?

– Что осталось непонятным?

– Что было самым интересным?

Предлагает критерии для оценки работы

Аргументированно высказывают своё мнение.

Оценивают свои достижения.

Делают выводы о проделанной работе.

 

8. Домашнее задание.

   

– Проведём параллель с недавно прочитанными произведениями: кого вам напомнила Лебёдушка?

– Чем схожи эти персонажи?

– Дома составьте синквейн о героях прочитанных произведений, которые вам запомнились своей самоотверженностью. (Опирайтесь на памятку)

Задаёт наводящие вопросы.

Демонстрирует памятку для выполнения Д/з

Высказывают и обосновывают своё мнение

фронтально

Урок литературного чтения «С. А. Есенин «Поёт зима – аукает…»

МОУ Шатковская ООШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок литературного чтения

2 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела: Головкина М. Я.

2015 г.

 

Тема урока: С. А. Есенин «Поёт зима – аукает…»

Педагогическая цель: содействовать формированию умения сопоставлять картины природы, созданные писателем и увиденные в жизни.

Планируемые результаты образования:

Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают сти­хотворение; выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; рассказывают о наблюдениях за явлениями внешнего мира, пе­редают свои переживания; выделяют рифмы в тексте стихотворения.

Личностные: умеют соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы; эмо­ционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную дея­тельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; высказывают свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым сло­вам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания; находят нужные книги в библиотеке.

Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее реше­ния; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию.

   Оборудование:

— Э.Э. Кац «Литературное чтение» 2 класс, 1часть

— выставка книг с произведениями С. А. Есенина;

— диск с презентациями к уроку;

— С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»;

— запись произведения Г. Свиридова «Поёт зима-аукает..»;

— снежинки для рефлексии

Предварительная работа:

— к уроку найти и принести произведения С. А. Есенина;

— прочитать биографию С. А. Есенина;

 

 

 

 

 

План урока

    І. Мотивация к учебной деятельности.

    ІІ. Актуализация знаний.

  1. Вступительная беседа.

2. Выразительное  чтение  или наизусть стихотворения Н. А. Некрасова «Мороз-воевода»

3. Вывод по домашнему заданию. Оценивание.

ІІІ. Постановка темы и учебной задачи учащимися.

ІV. Открытие нового знания.

1.     Повторение биографии С. А. Есенина.

2.     Работа над стихотворением С. Есенина «Поёт зима – аукает…».

 1) Первичное чтение стихотворения С. Есенина «Поёт зима – аукает…» учителем.

2) Проверка первичного восприятия.

3. Чтение стихотворения учениками. Дифференцированная работа.

     1) Про себя (хорошо читающие дети работают с карточками)

     2) Вслух.

4. Словарная работа. Работа с «Толковым словарём» С. И. Ожегова. 

5. Выборочное чтение. Работа над содержанием стихотворения.

     1)  Чтение и анализ 1 строфы.

     2) Чтение и анализ 2 строфы.

     3) Чтение и анализ 3 строфы.

    4) Чтение и анализ 4 строфы.

V. Физкультминутка.

VІ. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Выразительное чтение стихотворения.  

VІІ. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу( слайд).

Исследовательская работа.    

     1ряд находят слова, которые помогают увидеть цвет зимы

        2 ряд находят слова, которые помогают услышать звуки зимы

      3 ряд соотносят стихотворение с иллюстрацией

VІІІ. Закрепление

1)Рассматривание картины И. Э. Грабаря «Зима», «Иней».

2) Прослушивание отрывка из произведения Г. Свиридова

«Поёт зима — аукает..» из кантаты «Поэма памяти С. Есенина». 

IX. Домашнее задание (вариативное).

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Вывод по уроку. Синквейн (построили в процессе анализа стихотворения).

XІ. Работа с выставкой книг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

    І. Мотивация к учебной деятельности.

      Посмотрите все в окно –

      Всё вокруг белым-бело.

      Мы уроки проведём

      И в снежки играть пойдём.

      А пока все сядем дружно,     

      Нам уже работать нужно.

    ІІ. Актуализация знаний (слайд 2)

1. Вступительная беседа.

— Какой раздел программы мы изучаем на уроках чтения? («Зимние картины»)

2. Выразительное  чтение или наизусть стихотворения Н. А. Некрасова «Мороз-воевода»

—  Какое стихотворение вы читали дома выразительно? А кто учил наизусть?

— Кто написал стихотворение?

—  Вам надо при чтении передать чувства автора. Послушаем вас. (хорошо читающие дети читают больший отрывок, который дала учитель).

3. Вывод по домашнему заданию. Оценивание.

ІІІ. Постановка темы и учебной задачи. (слайд 3)

— Попробуйте услышать в стихотворении Николая Брауна фамилию русского поэта, стихи которого будем изучать на уроке.

(Читает ученик, выделяя голосом созвучия с фамилией Есенин.)

    В этом имени – слово «есень»,

    Осень, ясень, осиный свет,

     Что-то есть в нем  

     От русских песен –

     Поднебесье, тихие веси,

     Сень берёзы

     И сень – рассвет.

     Что-то есть в нём

     И от весенней

    Грусти, юности

    И чистоты…

    Только скажут –

    — Услышали вы эту фамилию?

    «Сергей Есенин»,

     Всей России встают черты…    (Н. Браун)

— Николай Браун использовал в своём стихотворении литературный приём – звукопись.

— Определите тему урока.

Это одно из первых стихотворений, которое написал Есенин в 15 лет. Первоначально оно называлось «Воробушки».

— Зная тему урока, пользуясь опорными словами, записанными на доске, поставьте цели урока.

1)       Повторить… (биографию С. А. Есенина).

2)       Прочитать… (стихотворение С. А. Есенина «Поёт зима-аукает…»),

3)       Проанализировать… (это произведение).

4)       Учиться… (выразительно читать новое произведение).

К какому жанру относится произведение?( на доске пишу: стихотворение)

— Сегодня будем учиться читать выразительно стихотворение «Поёт зима – аукает…» замечательного русского поэта С. А. Есенина, поработаем над  его содержанием, будем учиться видеть картины, нарисованные поэтом, художниками и музыкантами, закрепим знания о литературных средствах языка.

Я попрошу вас, ребята, быть внимательными весь урок, т. к. в конце урока вы должны будете дать ответ на важный вопрос.

ІV. Открытие нового знания. (слайд 4, 5, 6)

1.     Краткое знакомство с биографией С. А. Есенина.

— Что вы помните из биографии С. А. Есенина?

— Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки в крестьянской семье. Писать стихи начал рано в 8 лет. Есенин очень любил природу и свою Родину, их воспевал он в своих стихах. Посвящал свои стихи матери, а так же писал стихи про любовь.

— Какое его стихотворение изучали на уроках чтения? («Пороша»)

2. Работа над стихотворением С. Есенина «Поёт зима – аукает…» (слайд 7)

-А сейчас познакомимся с его новым для вас стихотворением: «Поёт зима – аукает…».

— Как вы думаете, о чём это стихотворение?(на доске пишу: зима)

 1)Первичное чтение стихотворения С. Есенина «Поёт зима – аукает…» учителем.

— Подумайте, какие чувства у вас возникли при прослушивании стихотворения?

— Какие картины вы представите себе?

2) Проверка первичного восприятия.

— Какие чувства у вас возникли при прослушивании стихотворения?

— Какие картины вы представили себе?

3. Чтение стихотворения учениками. Дифференцированная работа

а) про себя: отметить слова и выражения, которые вам непонятны

(Хорошо читающие ученики читают и выполняют задание к тексту: выписать в таблицу средства художественной выразительности: олицетворение, эпитеты, сравнения, метафоры)

б) вслух

4. Словарная работа. Работа со словарём С. И. Ожегова  (слайд 8)

— Какие незнакомые слова вам встретились при чтении?

Стозвон – придуманное автором слово: звон 100 сосен. (много разных звуков в лесу – сто звонов – сложное слово, состоит из двух корней).

Сосняк – сосновый лес.

Сиротки – дети, которые остались без родителей.

Ставни- дощатая или металлическая створка для прикрытия окна. 
— «Ставни свешенные» — это, какие? (возможно оторванные, висящие на одной петле)

 Почему они такие? 
5. Выборочное чтение. Работа над содержанием стихотворения.

1)  Чтение и анализ 1 строфы.      (слайд 9,10)

— Прочитайте первую законченную смысловую часть.

— Как вы понимаете выражение «Поёт зима – аукает…»? (Воют вьюги, поют метели.)

— С кем сравнивает автор зиму? (с человеком)

— Прочитайте слова подтверждающие это. (Поёт, аукает, баюкает на доске пишу)

— Какое литературное средство языка использовал Есенин? (Олицетворение.)

— Вспомним, что такое олицетворение.

— Что значит «Мохнатый лес баюкает»?  (Всюду пушистый снег, он лежит на ветках.  Метели и ветры поют свои песни, чтобы лес спал.)

— Какое образное средство использовал поэт?  (Метафора – мохнатый. )

— Прочитайте и постарайтесь запомнить, что такое метафора.

(Этот приём, когда слова используются не в прямом значении, а в переносном, называется метафора.)

— Как понимаете выражение «Стозвоном сосняка»? (Сосен в лесу много, и все они одновременно раскачиваются и шумят.)

— Почему этими звуками можно убаюкать лес? (Они негромкие, приглушённые.)

— С каким настроение читаем первые 3 строки? (весело)

— Найдите и прочитайте строки, которые передают настроение автора.

— Почему автор назвал облака седыми? (Они сероватые.)

— Почему они плывут в далёкую страну? (Видимо им не нравится зима.)

-Какой главный приём для создания картины здесь использован? (Олицетворение и метафора.)

— С какой интонацией будем читать это предложение? Почему? (с чувством жалости)

— Так о чём же первая строфа? (О красоте зимнего леса и о грустном настроении автора.)

Прочитайте 1строфу вслух.

2) Чтение и анализ 2 строфы.              (слайд 11,12,13)

— Прочитайте строки о метелице.

— Что такое метелица? (Сильный ветер со снегом, вьюга.)

— С чем сравнивает Есенин метель? (С шелковым ковром.)

  — Автор сравнивает метелицу с ковром. Ковер – это что-то мягкое, пушистое, теплое, но он шелковый, а значит, холодный. Потому и пишет автор: «но больно холодна» .

— Какой литературный приём использует поэт? (Сравнение.)

— Вспомним, что такое сравнение.

— Найдите и прочитайте строки, где говорится о воробышках.

— Как автор характеризует воробьёв? («Игривые, детки сиротливые»).

— Как вы понимаете слово «игривые»? (Воробьи не сидят на месте, прыгают, как будто играют).

Почему воробышков сравнивают с «детками сиротливыми»? (Им холодно, они дрожат.  Детям, у которых нет родителей, тоже не хватает тепла, только душевного).

— И снова автор использует сравнение.

— Какую картину вы представили?

— Почему они прижались именно к окну? (Из дома идёт тепло. Ещё они надеются, что человек их покормит, ведь сытому не страшен холод.)

Жалко ли вам воробышков? (на доске пишу: Жалко!

— Как же надо относиться к птицам, животным, особенно, зимой?

— Что надо делать нам, людям, чтобы птицы не погибали?

— Как надо читать эти строчки? (С жалостью, с болью…)

— Прочитайте вторую строфу ещё раз, передавая ваше отношение к зиме и воробьям.

— Подумайте, какой звук часто повторяется в словах. (Звук [р].)

— Что вам напоминает этот звук? (Рёв зверя, рёв вьюги.)

— Зачем автор использует слова, где встречается звук [р]? (Чтобы передать характер метелицы – злой и свирепый.)

— В литературе этот приём называется – звукопись — аллитерация — повторение согласных звуков, придающее тексту выразительность.

— Прочитайте слова, в которых встречается звук [р].

— Какой показана зима в этих строчках: суровой или мягкой?

-С какой интонацией нужно прочитать строфу? (про метелицу — весело, про птичек- грустно)

Прочитаем эту строфу и расставим паузы.

3) Чтение и анализ 3 строфы.             

— Прочитайте 3 строфу.

— Как автор называет воробышков? (Пташки малые).

— Как  понимаете слово «пташки»? (Маленькие птички).

     — Подберите синонимы к слову озябли (очень замёрзли, продрогли, окоченели, застыли).

     — Почему автор употребил именно это слово — озябли? (оно звучит мягче, передаёт состояние птичек и отношение к ним автора, слово является просторечным, так часто говорят бабушки внукам)

— Как греются птички? (Жмутся друг к другу  поплотней).

— Почему воробышки замёрзли? (На улице мороз и ветер, они голодные, усталые).

    — Что, по вашему мнению, страшнее для птичек зимой – голод или холод? (Зимой птицам приходится очень плохо, и они надеются на наше сочувствие и помощь.)

— Какое чувство вызывают у поэта воробышки? ( Чувства грусти, жалости).

-Почему Сергей Есенин использовал в стихотворении такие  слова, как воробышки, детки, пташки, а не назвал воробышков просто воробьями, детьми, птицами? (В словах чувствуется отношение автора к воробьям, видна его любовь, жалость к этим птицам)

   — Найдите строчки, в которых  описана вьюга.

—  С кем сравнивает автор вьюгу? (Со злым человеком)

—  Какие яркие эпитеты передают состояние природы? (рев бури, ревет бешено, злиться все сильней)

— Ребята, кто мне подскажет, что такое эпитет?( это определение, прибавляемое к предмету для большей выразительности).

— Как теперь автор называет метелицу?(вьюгой)

— Какая она?(злая, сердитая)

— Как поэт изображает вьюгу? (как живое существо)

— Подтвердите словами из текста (ревет, стучит по ставням)

— Как называется этот прием? (олицетворение)

   — Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (злая и сердитаяна доске пишу:

— С какой интонацией будем читать про воробушков, про вьюгу? (про птичек- жалостливо, с нежностью, про вьюгу- с тревогой)

  — Прочитайте 3строфу вслух, расставляя паузы.

4) Чтение и анализ 4 строфы.             

-Прочитайте последнюю строфу.

       — Где нашли приют воробышки, прячась от вьюги? (у мёрзлого окна)

    — «Мёрзлое окно» — объясните значение этого выражения (окно, покрытое морозными узорами)

      — Почему «пташки дремлют у мёрзлого окна»? (От окна идёт тепло)

— Что им снится? (Им снится весна)

— Какой снится воробышкам в студёную зимнюю пору весна? («Прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна»)

— Как вы понимаете эти строки? (Весной ярко светит солнце)

— Почему воробышкам снится весна? ( Зимой им холодно, а весной- тепло)

        — Как автор относится к птичкам? Почему поэт использует эпитет «нежные» по отношению к ним? (он спрятал их от холодной вьюги)

— Почему весна в стихотворении — красавица?(ее любят, ждут, она приносит тепло, весной природа пробуждается после зимнего сна)

— Образ весны пронизан теплом. Автор в трех строчках собрал столько светлых, солнечных слов: прекрасная, в улыбках солнца, ясная, красавица весна. И в каждом слове звук «с»(звукопись-аллитерация) — символ света. Эпитеты «прекрасная» , «ясная» помогают нам представить весну во всей красе, почувствовать её еле уловимый аромат. Яркое солнце освещает всю землю: поля, леса, луга, реки. Каждая веточка, каждый кустик, каждый листик напоен солнечным теплом.  Весна идёт и ослепительной улыбкой согревает весь мир. Именно о такой красавице-весне мечтают воробышки. Именно о такой весне, мечтает и Есенин.

— С каким настроение будем читать про весну?( с радостью, с радостным)

     — Какую интонацию вы выберете для чтения этой строфы? (будем читать

с надеждой и   верой)

      — Попробуйте прочитать строфу выразительно.

   V. Физкультминутка.                       (слайд 14)

Выпал беленький  снежок.

Соберёмся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег,

Кружит, падает на всех.

VІ. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Выразительное чтение стихотворения.

— Прочитайте это стихотворение так, чтобы передать своё отношение к картинам зимы.    

Анализ чтения.

1. Прочитала без/с ошибками.

2. Ясно ли передала мысли автора, героев, их чувства.

3. Выразила ли свое отношение к прочитанному.

4. Правильно и четко ли произносила слова.

5. Читала монотонно или с нужной интонацией.

6. Правильно ли расставила паузы, выбрала ли нужный темп и громкость.

 7. Оценка

   — Какой показал поэт зиму в этом стихотворении? (сильная и могущественная)

— Дайте характеристику зиме в этом стихотворении.

— Прочитайте эпитеты, характеризующие зиму не с лучшей стороны.

   — Что такое эпитеты?

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Исследовательская работа.       (слайд 15)

       1 ряд – найти слова, которые помогают увидеть цвет зимы.

       2 ряд – найти слова, которые помогают услышать звуки зимы. (поёт, аукает, баюкает, скрип снега, звуки ветра, завывание вьюги, скрип ставен, чириканье воробышков).

          3 ряд — художник-иллюстратор нарисовал к этому стихотворению вот такую иллюстрацию. Соотнесите текст произведения и найдите художественные несоответствия на иллюстрации.

1.     Воробышки–по тексту прижались у окна, дремлют, прижавшись, друг к другу

2.     Нет метели, природа спокойна

   — Обратите внимание, поэт опять использует приём олицетворения. Есенин «оживляет» природу для того, чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный им. Олицетворение – одно из самых любимых средств художественной выразительности автора, потому что во всём, что окружало поэта, он видел жизнь: и в пшеничном колосе,  в русской берёзке…

     VІІІ. Закрепление.

1) Рассматривание картины И. Э. Грабаря «Иней».       (слайд 16)

— В стихе Есенина мало красок, зато много звуков.

— Зима бывает разная. Она преображает, околдовывает мир. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогают произведения мастеров слова, музыки, кисти. Они написаны в разное время. Каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу и в

 тоже время  в этих произведениях есть что-то общее.

        — Рассмотрите картину русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Иней».

— Что общего между стихотворением С. Есенина и картиной И. Грабаря?(тема)

— Какие чувства у вас возникли?

2) Прослушивание отрывка из произведения Г. Свиридова «Поёт зима, аукает» из кантаты «Поэма памяти Сергея Есенина».

— Многие стихи Сергея Есенина положены на музыку.

— Какая музыка по характеру, настроению соответствует стихотворению?

— Г.В.Свиридов пишет кантату “Поэма памяти Сергея Есенина”. А сейчас послушайте отрывок из кантаты Георгия Свиридова «Поёт зима, аукает» и подумайте, правильно ли вы ответили на мой вопрос.

(дети делятся своими впечатлениями о прослушанном)

IX. Домашнее задание: с. 126                     (слайд 17)

выучить наизусть стихотворение С. А. Есенина «Поёт зима – аукает…»

выучить отрывок из стихотворения

прочитать стихотворение выразительно

найти и прочитать стихи С. А. Есенина о зиме

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Вывод по уроку.              

  — Какое лирическое стихотворение читали сегодня на уроке?

  — Кто автор этого стихотворения?

— К какому жанру относится произведение?

— Какова тема этого стихотворения? (Зима)

-Какова  главная мысль стихотворения?  Какая зима? (Очень суровая и холодная зима. Птицам зимой голодно и холодно)

— Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?

-Познакомившись с этим стихотворением, что вы можете сказать о Сергее Есенине как о человеке? (Сергей Есенин любил животных, птиц, жалел их)

— У нас получилось стихотворение, состоящее из пяти строк: это – синквейн.
Зима.

Злая,беспощадная.

Поёт, аукает, баюкает.

Птицы жмутся к окну.

Жалко!

—  Удалось решить поставленные задачи?

— Поднимите  снежинку, если вам понравилось стихотворение.

— Я очень рада, что вы услышали голос зимы! Спасибо за работу.

  — Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.

XІ. Работа с выставкой книг.

— С произведениями С. А. Есенина вы можете познакомиться самостоятельно, если возьмёте и прочитаете книги с  нашей выставки, которую организовали мы с вами. Это только часть его творчества. Вы можете сами сходить в библиотеку или найти его стихи в Интернете и прочитать.

                          

Пять стихотворений Сергея Есенина – На дамбе

Капельки

 

Жемчужные капельки, прекрасные капельки, мокрые окна черной осенью.

 

Люди, живущие в весёлом забвении,

Каким величественным ты кажешься в чужих глазах

И каким ты жалким во мраке упадка.

Нет тебе утешения в мире живых.

 

Осенние капельки, сколько грусти

Ты одухотворяешь в тяжелой душе.

Тихо скользишь по стеклу, извиваясь,

Как будто ищешь чего-то веселого.

 

Несчастные люди, жизнью погубленные,

В боли ты доживаешь свои дни,

Вновь и вновь зовешь милую

Былое время ты никогда не забудешь.

 

<1912>

 

*     *     *     *     *

 

Я не буду лгать себе,

Горе поселилось в моем туманном сердце.

Почему я известен как шарлатан?

Почему я известен как скандалист?

 

Я не злодей. Я никого не грабил в лесу.

Негодяев в подземельях не расстреливал.

Я просто уличный повеса

Улыбаюсь проходящим лицам.

 

Я озорной московский плейбой.

В Твери у каждого двора собака

Узнает мою легкую походку

В закоулках.

 

Каждая оборванная лошадь

Кивает головой, приветствуя меня.

Я хороший друг животных,

Лечу их своими стихами.

 

Мой цилиндр не для того, чтобы произвести впечатление на женщин.

Мое сердце не выносит бессмысленной страсти.

Облегчает, утоляет мою печаль,

Кобыле золотой овес дать.

 

У меня нет друзей среди людей.

Я верен другому королевству.

Я готов надеть свой лучший галстук

На шею любой местной гончей.

 

Теперь мне больше не будет больно.

В моем сумрачном сердце осушено болото.

Вот почему я известен как шарлатан.

Вот почему я известен как скандалист.

 

<1922>

 

* * *

 

У меня осталась только одна забава:

Пальцы во рту — и веселый свист.

Я приобрел дурную славу

Мошенника и сплетника.

 

Ах! какая смешная потеря!

В жизни бывает много смешных потерь.

Мне стыдно, что я раньше верил в Бога.

Мне горько, что теперь нет.

 

Золотые, далёкие дали!

Безрадостность жизни сжигает все.

Я грешил и буянил

Лишь бы светить ярче.

 

Дар поэта — ласкать и царапать.

На нем роковая печать.

Я хотел жениться на белой розе

На черной жабе на этой земле.

 

Возможно, эти розовые планы

Не оправдались, не осуществились.

Но если в моей душе поселились бесы,

Значит, там жили и ангелы.

 

Именно для этой радости хаоса

Это, в последнюю минуту

Прежде чем уйти в мир иной,

Я хочу попросить всех, кто будет со мной

 

Вознаградить меня за все мои грехи,

За неверие в благодать, Русская рубашка,

Умереть под иконами.

<1923>

* * * * *

Клен без листьев, клен покрыт льдом,

Клен без листьев, клен покрыт льдом,

.0005

Что ты стоишь, сгорбившись, под белой метелью?

 

Вы что-то видели? Слышите что-нибудь?

Как будто вышел погулять за деревню

 

И, как пьяный охранник на дороге,

Упал в сугроб и отморозил ногу.

 

Ах, в эти дни я сам не так уравновешен.

Возвращаюсь с пьянки с друзьями, домой не дойду.

 

Здесь я встретил иву; там я встретил сосну.

В завывающую метель Я пел им песни лета.

 

Я вроде бы и сам такой же клен,

Только я совсем зеленый, не безлистный.

 

И, три листа по ветру, потеряв приличия,

Я обняла березу, как чужую жену.

 

<1925>

 

* * *

 

Ты меня не любишь, ты меня не жалей.

Разве я ничуть не красив?

Не глядя мне в лицо, ты дрожишь от страсти

Положив руки мне на плечи.

 

Юноша с твоей чувственной улыбкой,

Я с тобой не нежна и не груба.

Скажи, скольких ты приласкал?

Сколько рук вы помните? Сколько губ?

 

Я знаю — все они прошли, как тени,

Никогда не касаясь твоего тепла.

Ты сидел на многих коленях,

А теперь ты сидишь на моем.

 

Что с того, что твои глаза полузакрыты

И ты думаешь о ком-то другом?

Утопая в далеких воспоминаниях,

Я и сам тебя так сильно не люблю.

 

Не называйте этот пыл судьбой.

Мелка эта пламенная связь —

Так же, как я встретил тебя случайно,

Я расстанусь с тобой с улыбкой.

 

Вы продолжите свой путь

Прожигая безрадостные дни.

Только не тронь нецелованного,

Не замани необожженного.

 

Когда ты гуляешь с кем-то другим

В переулке, болтаем о любви,

Может быть, я тоже выйду на прогулку

И мы встретимся снова.

 

Повернувшись ближе к нему плечами,

Слегка склонив голову,

Ты тихо скажешь мне: «Добрый вечер…»

Я отвечу: «Добрый вечер, мисс».

 

И ничто не сотрясет душу,

Ничто не заставит ее трепетать —

Кто любил, тот не может снова полюбить,

Кто сгорел, того нельзя поджечь.

<1925>

* * * * *

Антотон Яковлев при переводе поэзии Есенина:

Сергей Веденин (1895-19255). село Константиново Рязанской губернии, но большую часть своей взрослой жизни провел в Петрограде (ранее Санкт-Петербург, позже Ленинград). Есенин называл себя «последним поэтом деревни» как в смысле своего крестьянского происхождения, так и в смысле того, что он был последним из современников, чьи стихи были в основном посвящены деревенской жизни. В письме, иногда с ностальгией, всегда с сочувствием, а часто и с почти мистической преданностью сельской России, Есенину удалось культивировать национальную идентичность и мифологию настолько сильными и сплоченными, что его творчество навсегда запечатлелось в русской культуре, а поэт стал возлюбленным. и несколько мифическая фигура — слава, которая сохранялась даже при Сталине, когда творчество поэта было занесено в черный список и восхвалять или даже читать его было рискованно для самого выживания. Один из основателей недолговечного, но влиятельного движения имажинистов (связанного с западным имажинизмом и противостоящего футуризму), Есенин был звездой, чьи публичные выступления посещали сотни или тысячи восторженных поклонников по всей стране. Он дрался с Владимиром Маяковским и был известен своими рекламными трюками. Его культовый статус сохраняется и по сей день; Практически невозможно найти русского человека, который никогда не слышал имени Сергея Есенина, и лишь немногим легче найти человека, который не знает наизусть хотя бы одно его стихотворение. Есенин был трижды несчастлив в браке; его второй женой была Айседора Дункан, а его третьей женой была внучка Льва Толстого.

Как переводчик, я обычно смотрю на человека, который только что прочитал сильное стихотворение, которое, возможно, изменит его жизнь, и вынужден передать этот опыт человеку, не говорящему на этом языке. Прежде всего, я хочу, чтобы слова были точными, чтобы передать то, что пытался передать автор, а не мои пересказы. Во-вторых, я хочу уловить энергию стихотворения, которая включает в себя метрическое и музыкальное сходство. Я обнаружил, особенно при переводе точных и часто немного необычных образов Есенина, что попытки переработать стихи, чтобы сохранить точный размер и рифму, приводят к натянутости языка и слишком большому отклонению от первоначального смысла. Так что мои переводы не являются строго метрическими или рифмованными. Тем не менее, я стремлюсь сохранить некоторое метрическое сходство, хотя и с отклонениями; перевод стихотворения, написанного четырехстопным ямбом, не будет иметь того же ритма, что и перевод стихотворения трехстопным амфибрахом. Большая часть моего процесса редактирования включает в себя переработку ритма и длины строк, чтобы приблизиться к оригиналам, при этом беря как можно меньше вольностей с оригинальными образами и идеями.

—Из предисловия переводчика к Последний поэт деревни: Избранные стихи Сергея Есенина в переводе Антона Яковлева

 

«Я не буду лгать себе» изначально появился в Revol .

 

Сергей Есенин. Русские стихи в переводах

Есенин родился в крестьянской семье и вырос в религиозно строгом доме своего деда, старообрядца. Юношей уехал в Москву и с 19 лет учился в Народном университете им. А. Л. Шанянского.С 12 по 1915 год, когда он работал корректором. Есенин был едва ли не самым русским поэтом всех времен, ибо ничья другая поэзия так не складывалась из шелеста берез, из мягкого стука дождевых капель по соломенным избам, из ржания лошадей в туманных утренние луга, от звона колокольчиков на коровьих шеях, от колыхания ромашек и васильков, от пения на окраинах деревень. Стихи Есенина не столько написаны пером, сколько вдохнуты русской природой. Его стихи, рожденные в фольклоре, постепенно сами превращались в фольклор.

Первые стихи Есенина были напечатаны в журналах в 1914 году. Еще совсем деревенским мальчишкой из Рязанской губернии, когда он приехал в петербургский мир литературных салонов в 1915 году, он писал потом, что «как будто рязанская кобыла плеснул свою мочу на выхолощенную снобистскую элиту». Он не превратился в салонного поэта; после ночи кутежа он притворялся, что ловит кузнечиков с

полей своего крестьянского детства шелковой шапкой, снятой с его золотой головы. Есенин называл себя «последним поэтом деревни» и видел себя жеребенком, обезумевшим от огнедышащего паровоза индустриализации. Он превозносил революцию, но, не понимая подчас, «куда ведут нас эти роковые события», развлекался пьянством и хулиганством.

Корни народности его поэзии были так глубоки, что оставались с ним на протяжении всех его странствий за границей. Не случайно он ощущал себя неотъемлемой частью русской природы — «Тихо, как в свою очередь / Деревья сбрасывают листья, я сбрасываю эти строки», — и что природа была одним из воплощений его собственного «я», что он был то покрытым льдом кленом, то рыжей луной. Чувство Есенина к родной земле переросло в чувство к бескрайней звездной вселенной, которую он тоже сделал человеческой и домашней: «Слезы [собачьи], как золотые звезды, / На снег стекали».

Вместе с Николаем Клюевым, Вадимом Шершеневичем и Анатолием Мариенгофом Есенин был одним из лидеров имажинизма, отдававшего приоритет форме и подчеркивавшего образность как основу поэзии. Есенин искал дружбы с Владимиром Маяковским и в то же время вел с ним полемику в стихотворной форме. Это были совершенно разные поэты. Ни один другой поэт не делал таких откровенных признаний, которые делали его уязвимым, хотя иногда они скрывались за буйным поведением. Все чувства и мысли Есенина, даже его поиски и метания, пульсировали в нем открыто, как голубые жилки под кожей, нежно прозрачной, чтобы быть несуществующей. Никогда не риторический поэт, он проявил высочайшее личное мужество в «Черном человеке» и многих других стихотворениях, когда хлопнул по столу истории собственное дымящееся, содрогающееся в конвульсиях сердце — настоящее, живое сердце, так непохожее на сердца играющих. -карточные колоды, которые ловкие поэтические карточные акулы превосходят пиковым тузом.

Злополучный брак Есенина с Айседорой Дункан усугубил его личную трагедию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts