Эмоция это в психологии: Что такое эмоции (простыми словами) и Как научиться понимать свои чувства

Психология эмоций | Диплом по психологии

Понятие эмоций

Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека.

Эмоции человека всегда соотнесены с потребностями субъекта, с одной стороны, и с внешними или внутренними объектами или явлениями, с другой стороны. Эмоции отражают соответствие или несоответствие данного объекта или явления потребностям субъекта.

Формула эмоций

По мнению П.В. Симонова, возникновение положительных и отрицательных эмоций зависит от наличия актуальной потребности и оценки вероятности ее удовлетворения: Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения.

Симонов разработал следующую формулу эмоций:

Э = f [П,(Ин – Ис),…],

где:

  • Э – эмоция, ее степень, качество и риск,
  • П – сила и качество актуальной потребности,
  • Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности,
  • Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент,
  • (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта.

Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции.

Функции эмоций

  1. Отражательно-оценочная – позволяет обобщенно отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне со­знания.
  2. Сигнальная – состоит в оповещении организма (нервной сис­темы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (удовлет­ворении или неудовлетворении). Человек способен скрывать свои эмоции, но и читать чужие.
  3. Защитная состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (эмоции страха, отвращения и др.). Эти эмоции (как и все другие) сохраняются в памяти и в определенной ситуации извлекаются из нее с целью выполнения защитной функ­ции.
  4. Управляющая – эмоции являются внут­ренними регуляторами любой деятельности. Так, оптимальная про­дуктивность деятельности наступает при среднем уровне эмоций
  5. Мобилизующая – эмоции могут быть по­будителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции – субъективная форма существования мотивации.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Виды эмоций

Эмоции удовольствия, отражающие высокую вероятность удовлетворения потребности, называются положительными эмоциями; эмоции неудовольствия, отражающие низкую вероятность удовлетворения потребности, – отрицательными эмоциями.

Эмоции могут оказывать как мобилизующее воздействие на организм и психику человека (стенические эмоции), так и демобилизующее (астенические эмоции).

Виды эмоциональных состояний

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний:

  1. Чувственный, или эмоциональный, тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устра­нению или сохранению. Чувственный тон осознается как эмоцио­нальная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п.
  2. Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивно­сти. Настрое­ние имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта.
  3. Собственно эмоции — психическое отражение в форме не­посредственного пристрастного переживания жизненно­го смысла явлений и ситуаций, обусловленного отноше­нием их объективных свойств к потребностям субъекта. Это предметные специфические психические процессы и состояния,   возникающие в конкретной  обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.
  4. Чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.
  5. Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоцио­нальный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте – это неожи­данно наступающее, резко испытываемое человеком по­трясение, характеризующееся изменением сознания, на­рушением волевого контроля над действиями. Аффект оказы­вает дезорганизующее влияние на протекание психических процессов, поведение и деятельность человека.
  6. Страсть — интенсивное, обобщенное и продолжитель­ное переживание, доминирующее над другими побужде­ниями человека и приводящее к сосредоточению на пред­мете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны — начиная от телесных влечений и до осознан­ных идейных убеждений. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соот­ветствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость.

См.также:

  • Эмоциональная сфера личности
  • Фрустрация
  • Эмоциональный стресс

Определение, функции и условия возникновения эмоций. Возможные основания классификации эмоций

Внутренняя регуляция деятельности: эмоциональная и волевая. Они тесно связаны между собой. Н. Я. Грот: взаимосвязь психических процессов. Психический цикл – модель психического действия. Четыре стадии: объективное восприятие – ощущение. субъективное восприятие – чувствование. субъективная деятельность – стремление. объективная деятельность – движение.         ОВ = стимул. ОД = реакция. СВ = эмоция. СД = воля. Эмоции обеспечивают принятие объекта, а воля готовность к действию.         Б. Спиноза. Любая вещь стремится прибывать в своем существовании (развиваться). В стремлении быть заключается подлинная сущность вещи. “Душа” – сознание, “тело” – организм. Душа стремится быть и сознает свое стремление, имея ясные или смутные идеи. Стремление души быть – воля. Когда стремление души и тела едины, то это – влечение. Если оно осознается, то это – желание. Аффект – состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают способность тела к действию (и способность души к мышлению). Аффект – пассивное состояние, через которое душа переходит к большему или меньшему совершенству.

Аффект – телесное непроизвольное состояние, связанное с возможностью управлять собой. Выделение простых аффектов: удовольствие, неудовольствие, желание. “Чувствуем влечение к чему-то из-за того, что считаем добром то, к чему чувствуем влечение”. Осознание аффектов – возможность управления поведением.        Определение эмоций. Рубинштейн: эмоция – психическое отражение актуального состояния потребностей. Эмоция – субъективный эквивалент потребности. Леонтьев: мотив – предмет потребности и предмет деятельности. Функции мотива: побуждение и образование смысла. Смысл – представленность в сознании отношения мотива к цели. Эмоция – психическая представленность смысла. Психоанализ: это ключ к познанию мотивов. Различные аспекты изучения эмоций. эмоциональное явление. Впервые психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания. Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты. В качестве явления он рассматривает элементы сознания: объективные и субъективные.
Простое впечатление, связанное с объектом – объективный элемент. Любая эмоция связана с определенным предметом – предметность. Эмоция всегда – отношение к чему-то, это тесная связь с познавательной сферой. Субъективный элемент – переживание, подчеркивает приспособительный характер эмоций. Основная функция: синтез объективных элементов. Чистое ощущение – свойство объекта. Чувства задают целостность ощущения, т.е. эмоция связана с мотивом. Критерии различения чувств: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Более сложные эмоциональные явления – аффекты (процессы). Признак аффекта – продолжение во времени. Качество аффекта: преемственность чувств, их последовательность, обладающая целостностью. Аффект – форма течения чувств, которые связаны с изменением в протекании представлений. Сартр: эмоция как феномен. Феномен = описание + объяснение = “непосредственное понимание”. Феномен – то, что само себя объясняет. Человек существует в нескольких мирах. В социальном поведении – в рациональном мире (возможность умозаключать).
Мир эмоций архаичен (“магический мир”). “Пережить эмоцию – внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия сознания в иной способ существования”. Эмоция – это феномен, ее непосредственное переживание является конечным результатом. Если у человека критерий эмоциональной оценки единственный, то он живет в мире магии. Возможность анализа эмоций: отделение эмоциональной оценки от свойств объекта. эмоциональное состояние. Приспособительное значение эмоциональных состояний. Их ситуативность. Их телесное выражение. эмоциональный процесс. Теория Джемса – Ланге. Наблюдение объекта – телесные периферические изменения – их осознание – эмоция.         Физиология: не периферические, а центральные изменения. Это физиологический смысл эмоций. Психологический смысл: Клапаред. Уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть первичные оценки (чувства, которые следуют сразу же за наблюдением). Эмоция может не возникать, а чувственная оценка необходима, она обеспечивает приспособление к ситуации.
Эмоция как конечный результат может разрушить деятельность. Исследования: Шектен, 60е годы. Испытуемые участвовали в испытании лекарства, которое как бы вызывает эмоцию (на самом деле – на 10-15 минут повышают общую телесную активность). Нужно определить, какую эмоцию вызывает препарат. В каждой группе помощник экспериментатора задает образец для понимания телесных изменений. Функции эмоций. оценка. Эмоциональный критерий оценки – функция от вероятности ожидаемого события. Функция образования аффективных следов, их совокупность – аффективная память. Она накапливается. Предвосхищение ожидаемого события часто его структурирует. Эмоциональное подкрепление: собственная оценка текущих событий. Следообразование: собственная оценка прошлых событий. Структурирование: предвосхищение будущих событий. побуждение и организация. Функция мотивации. Эмоции мобилизуют организм к действию – функции не специфической активации организма. Организация: синтезирование впечатлений. Функция эвристики.
Функция смыслообразования. Эмоция организует или разрушает деятельность. экспрессия – коммуникация невербального общения. Уровни выражения: а) природный организм: эмоция как сигнал. б) социальный индивид: эмоция как знак. Шлосберг: шкала внешних выражений эмоций:Удивление,Любовь, Страх,Гнев,Отвращение, Презрение. в) личность: эмоция как символ. Непосредственное понимание субъектом собственной личностной проблемы. Юнг: чем сильнее эмоция, тем ближе она к архетипу. Это материал для анализа.        №2. Основание классификации. 1) отражаемый предмет. 2) функция. 3) уровень развития. (1) аффекты и эмоции. Если аффект переживается в самой ситуации, то эмоции могут быть и вне ее. Примеры собственно эмоций: тревожность. Рубинштейн. Три уровня эмоций: 1) “беспредметные” – состояние субъекта. 2) предметные – большинство эмоций. 3) обобщенные эмоции, связанные с мышлением. (2) а) выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации. Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно было действовать.
        Эмоции. Чувства.Базовые потребности. Конкретные условия их удовлетворения.         Б) критерий: первичная оценка ситуации. Клапаред: чувства адаптивны, эмоции могут быть неадаптивными.        Липер: эмоция выполняет функцию мотива (побуждение). Мотивы: физиологические и эмоциональные (отличаются по связи с познавательной сферой). Эмоциональные процессы отделены от перцептивных, но сходны с ними по функции. (3) Леонтьев. Три класса эмоциональных процессов: 1) аффекты. 2) собственно эмоции. 3) чувства.        1. Теории эмоций в зарубежной психологии.        2. Теории эмоций в отечественной психологии.        3. Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации.        Три группы выражения эмоций. 1) поведенческие реакции. Дарвин: мимика, пантомимика. Эмоции – рудименты природы. В них ярко проявляется приспособительный характер: эмоции в своих выражениях совпадают с характерами ориентировочных и оборонительных рефлексов. Выражение эмоций в речи. 2) физиологические вегетативные реакции.
Например, КГР – составная часть ориентировочного рефлекса. Участие эмоций в познавательной деятельности. Феномен эмоционального решения мыслительной задачи. Гештальтпсихология: “Творческое предсостояние”. Если решение приходит, ему обязательно предшествует эмоциональное решение. 3) биохимические изменения. Они могут приводить к необратимым последствиям, которые действительно угрожают жизни. follow.ru

Внутренняя регуляция деятельности: эмоциональная и волевая. Они тесно связаны между собой. Н. Я. Грот: взаимосвязь психических процессов. Психический цикл – модель психического действия.

    Четыре стадии:
  1. объективное восприятие – ощущение.
  2. субъективное восприятие – чувствование.
  3. субъективная деятельность – стремление.
  4. объективная деятельность – движение.

        ОВ = стимул. ОД = реакция. СВ = эмоция. СД = воля. Эмоции обеспечивают принятие объекта, а воля готовность к действию.

        Б. Спиноза. Любая вещь стремится прибывать в своем существовании (развиваться). В стремлении быть заключается подлинная сущность вещи. “Душа” – сознание, “тело” – организм. Душа стремится быть и сознает свое стремление, имея ясные или смутные идеи. Стремление души быть – воля. Когда стремление души и тела едины, то это – влечение. Если оно осознается, то это – желание. Аффект – состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают способность тела к действию (и способность души к мышлению). Аффект – пассивное состояние, через которое душа переходит к большему или меньшему совершенству. Аффект – телесное непроизвольное состояние, связанное с возможностью управлять собой. Выделение простых аффектов: удовольствие, неудовольствие, желание. “Чувствуем влечение к чему-то из-за того, что считаем добром то, к чему чувствуем влечение”. Осознание аффектов – возможность управления поведением.

       Определение эмоций. Рубинштейн: эмоция – психическое отражение актуального состояния потребностей. Эмоция – субъективный эквивалент потребности. Леонтьев: мотив – предмет потребности и предмет деятельности. Функции мотива: побуждение и образование смысла. Смысл – представленность в сознании отношения мотива к цели. Эмоция – психическая представленность смысла. Психоанализ: это ключ к познанию мотивов.

    Различные аспекты изучения эмоций.
  1. эмоциональное явление. Впервые психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания. Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты. В качестве явления он рассматривает элементы сознания: объективные и субъективные. Простое впечатление, связанное с объектом – объективный элемент. Любая эмоция связана с определенным предметом – предметность. Эмоция всегда – отношение к чему-то, это тесная связь с познавательной сферой. Субъективный элемент – переживание, подчеркивает приспособительный характер эмоций. Основная функция: синтез объективных элементов. Чистое ощущение – свойство объекта. Чувства задают целостность ощущения, т.
    е. эмоция связана с мотивом. Критерии различения чувств: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Более сложные эмоциональные явления – аффекты (процессы). Признак аффекта – продолжение во времени. Качество аффекта: преемственность чувств, их последовательность, обладающая целостностью. Аффект – форма течения чувств, которые связаны с изменением в протекании представлений. Сартр: эмоция как феномен. Феномен = описание + объяснение = “непосредственное понимание”. Феномен – то, что само себя объясняет. Человек существует в нескольких мирах. В социальном поведении – в рациональном мире (возможность умозаключать). Мир эмоций архаичен (“магический мир”). “Пережить эмоцию – внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия сознания в иной способ существования”. Эмоция – это феномен, ее непосредственное переживание является конечным результатом. Если у человека критерий эмоциональной оценки единственный, то он живет в мире магии. Возможность анализа эмоций: отделение эмоциональной оценки от свойств объекта.
  2. эмоциональное состояние. Приспособительное значение эмоциональных состояний. Их ситуативность. Их телесное выражение.
  3. эмоциональный процесс. Теория Джемса – Ланге. Наблюдение объекта – телесные периферические изменения – их осознание – эмоция.

        Физиология: не периферические, а центральные изменения. Это физиологический смысл эмоций. Психологический смысл: Клапаред. Уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть первичные оценки (чувства, которые следуют сразу же за наблюдением). Эмоция может не возникать, а чувственная оценка необходима, она обеспечивает приспособление к ситуации. Эмоция как конечный результат может разрушить деятельность. Исследования: Шектен, 60е годы. Испытуемые участвовали в испытании лекарства, которое как бы вызывает эмоцию (на самом деле – на 10-15 минут повышают общую телесную активность). Нужно определить, какую эмоцию вызывает препарат. В каждой группе помощник экспериментатора задает образец для понимания телесных изменений.

    Функции эмоций.
  1. оценка. Эмоциональный критерий оценки – функция от вероятности ожидаемого события. Функция образования аффективных следов, их совокупность – аффективная память. Она накапливается. Предвосхищение ожидаемого события часто его структурирует. Эмоциональное подкрепление: собственная оценка текущих событий. Следообразование: собственная оценка прошлых событий. Структурирование: предвосхищение будущих событий.
  2. побуждение и организация. Функция мотивации. Эмоции мобилизуют организм к действию – функции не специфической активации организма. Организация: синтезирование впечатлений. Функция эвристики. Функция смыслообразования. Эмоция организует или разрушает деятельность.
  3. экспрессия – коммуникация невербального общения. Уровни выражения: а) природный организм: эмоция как сигнал. б) социальный индивид: эмоция как знак. Шлосберг: шкала внешних выражений эмоций:Удивление,Любовь, Страх,Гнев,Отвращение, Презрение. в) личность: эмоция как символ. Непосредственное понимание субъектом собственной личностной проблемы. Юнг: чем сильнее эмоция, тем ближе она к архетипу. Это материал для анализа.

       №2. Основание классификации. 1) отражаемый предмет. 2) функция. 3) уровень развития. (1) аффекты и эмоции. Если аффект переживается в самой ситуации, то эмоции могут быть и вне ее. Примеры собственно эмоций: тревожность. Рубинштейн. Три уровня эмоций: 1) “беспредметные” – состояние субъекта. 2) предметные – большинство эмоций. 3) обобщенные эмоции, связанные с мышлением. (2) а) выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации. Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно было действовать.

        Эмоции. Чувства.Базовые потребности. Конкретные условия их удовлетворения.

        Б) критерий: первичная оценка ситуации. Клапаред: чувства адаптивны, эмоции могут быть неадаптивными.

       Липер: эмоция выполняет функцию мотива (побуждение). Мотивы: физиологические и эмоциональные (отличаются по связи с познавательной сферой). Эмоциональные процессы отделены от перцептивных, но сходны с ними по функции. (3) Леонтьев. Три класса эмоциональных процессов: 1) аффекты. 2) собственно эмоции. 3) чувства.

       1. Теории эмоций в зарубежной психологии.

       2. Теории эмоций в отечественной психологии.

       3. Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации.

       Три группы выражения эмоций. 1) поведенческие реакции. Дарвин: мимика, пантомимика. Эмоции – рудименты природы. В них ярко проявляется приспособительный характер: эмоции в своих выражениях совпадают с характерами ориентировочных и оборонительных рефлексов. Выражение эмоций в речи. 2) физиологические вегетативные реакции. Например, КГР – составная часть ориентировочного рефлекса. Участие эмоций в познавательной деятельности. Феномен эмоционального решения мыслительной задачи. Гештальтпсихология: “Творческое предсостояние”. Если решение приходит, ему обязательно предшествует эмоциональное решение. 3) биохимические изменения. Они могут приводить к необратимым последствиям, которые действительно угрожают жизни.

follow.ru

Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram — ға

Эмоции | Введение в психологию |

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Объяснять основные теории эмоций
  • Опишите роль лимбических структур в обработке эмоций
  • Понять вездесущую природу создания и распознавания эмоционального выражения

В повседневной жизни мы испытываем самые разные эмоции. Эмоция — это субъективное состояние бытия, которое мы часто описываем как наши чувства. Слова «эмоция» и «настроение» иногда используются взаимозаменяемо, но психологи используют эти слова для обозначения двух разных вещей. Как правило, слово «эмоция» указывает на субъективное аффективное состояние, которое является относительно интенсивным и возникает в ответ на то, что мы испытываем ([ссылка]). Часто считается, что эмоции переживаются сознательно и преднамеренно. Настроение, с другой стороны, относится к продолжительному, менее интенсивному аффективному состоянию, которое не возникает в ответ на то, что мы испытываем. Состояния настроения могут не осознаваться сознательно и не нести интенциональности, связанной с эмоциями (Beedie, Terry, Lane, & Devonport, 2011). Здесь мы сосредоточимся на эмоциях, а о настроении вы узнаете больше в главе, посвященной психологическим расстройствам.

Малыши могут быстро переключаться между эмоциями, будучи (а) очень счастливыми в один момент и (б) очень грустными в следующий. (кредит а: модификация работы Керри Чешик; кредит б: модификация работы Керри Чешик)

Мы можем быть на вершине радости или в глубинах отчаяния или. Мы можем злиться, когда нас предают, бояться, когда нам угрожают, и удивляться, когда происходит что-то неожиданное. В этом разделе будут изложены некоторые из наиболее известных теорий, объясняющих наши эмоциональные переживания, и дано представление о биологических основах эмоций. Этот раздел завершается обсуждением вездесущей природы выражений эмоций на лице и нашей способности распознавать эти выражения у других.

ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

Наши эмоциональные состояния представляют собой комбинацию физиологического возбуждения, психологической оценки и субъективных переживаний. Вместе они известны как компоненты эмоций. Эти оценки основаны на нашем опыте, происхождении и культуре. Поэтому у разных людей могут быть разные эмоциональные переживания даже при сходных обстоятельствах. Со временем было предложено несколько различных теорий эмоций, показанных в [ссылка], для объяснения того, как различные компоненты эмоций взаимодействуют друг с другом.

Теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эмоции возникают в результате физиологического возбуждения. Вспомните, что вы узнали о симпатической нервной системе и нашей реакции «бей или беги», когда нам угрожают. Если бы вы столкнулись с какой-то угрозой в вашем окружении, например с ядовитой змеей на заднем дворе, ваша симпатическая нервная система инициировала бы значительное физиологическое возбуждение, которое заставило бы ваше сердце биться быстрее и увеличить частоту дыхания. Согласно теории эмоций Джеймса-Ланге, вы испытаете чувство страха только после того, как произойдет это физиологическое возбуждение. Кроме того, разные модели возбуждения будут связаны с разными чувствами.

Другие теоретики, однако, сомневались в том, что физиологическое возбуждение, возникающее при различных типах эмоций, достаточно отчетливо, чтобы привести к большому разнообразию переживаемых нами эмоций. Так была разработана теория эмоций Кэннона-Барда. Согласно этой точке зрения, физиологическое возбуждение и эмоциональное переживание возникают одновременно, но независимо друг от друга (Lang, 1994). Итак, когда вы видите ядовитую змею, вы чувствуете страх в тот самый момент, когда ваше тело начинает реагировать на борьбу или бегство. Эта эмоциональная реакция была бы отдельной и независимой от физиологического возбуждения, даже если бы они происходили одновременно.

Каждая из теорий Джеймса-Ланге и Кэннона-Барда получила некоторую эмпирическую поддержку в различных исследовательских парадигмах. Например, Chwalisz, Diener и Gallagher (1988) провели исследование эмоциональных переживаний людей с травмами спинного мозга. Они сообщили, что люди, неспособные получать вегетативную обратную связь из-за травм, все же испытывали эмоции; однако у людей с меньшим осознанием вегетативного возбуждения была тенденция испытывать менее интенсивные эмоции. Совсем недавно исследования, изучающие гипотезу лицевой обратной связи, показали, что подавление выражения эмоций на лице снижает интенсивность некоторых эмоций, испытываемых участниками (Davis, Senghas, & Ochsner, 2009).). В обоих этих примерах ни одна из теорий не подтверждается полностью, потому что физиологическое возбуждение, по-видимому, не является необходимым для эмоционального переживания, но это возбуждение, по-видимому, участвует в усилении интенсивности эмоционального переживания.

Двухфакторная теория эмоций Шахтера-Зингера представляет собой еще один вариант теории эмоций, учитывающий как физиологическое возбуждение, так и эмоциональный опыт. Согласно этой теории, эмоции состоят из двух факторов: физиологического и когнитивного. Другими словами, физиологическое возбуждение интерпретируется в контексте возникновения эмоционального переживания. Возвращаясь к нашему примеру с ядовитой змеей на вашем заднем дворе, двухфакторная теория утверждает, что змея вызывает активацию симпатической нервной системы, которая в данном контексте определяется как страх, а наш опыт — это страх.

На этом рисунке показаны основные положения двухфакторных теорий эмоций Джеймса-Ланге, Кэннона-Барда и Шахтера-Зингера. (кредит «змея»: модификация работы «tableatny»/Flickr; кредит «лицо»: модификация работы Кори Занкера)

Важно отметить, что Шахтер и Сингер считали, что физиологическое возбуждение очень похоже в разных типы эмоций, которые мы испытываем, и, следовательно, когнитивная оценка ситуации имеет решающее значение для реальных переживаемых эмоций. На самом деле, можно было бы ошибочно приписать возбуждение эмоциональному переживанию, если бы обстоятельства были правильными (Schachter & Singer, 19). 62).

Чтобы проверить свою идею, Шахтер и Сингер провели хитрый эксперимент. Участники мужского пола были случайным образом распределены в одну из нескольких групп. Некоторым участникам вводили инъекции адреналина, которые вызывали телесные изменения, имитирующие реакцию симпатической нервной системы на борьбу или бегство; однако только некоторым из этих мужчин было сказано ожидать этих реакций как побочных эффектов инъекции. Другим мужчинам, которым вводили адреналин, сказали, что либо инъекция не будет иметь побочных эффектов, либо приведет к побочному эффекту, не связанному с симпатической реакцией, например, к зуду в ногах или головной боли. После получения этих инъекций участники ждали в комнате с кем-то еще, кого они считали еще одним субъектом исследовательского проекта. На самом деле другой человек был сообщником исследователя. Сообщник по сценарию демонстрировал эйфорическое или гневное поведение (Schachter & Singer, 19 лет).62).

Когда испытуемых, которым сказали, что они должны ожидать появления симптомов физиологического возбуждения, спросили о каких-либо эмоциональных изменениях, которые они испытали, связанных либо с эйфорией, либо с гневом (в зависимости от того, как вел себя их сообщник), они не сообщили ни об одном. Однако мужчины, которые не ожидали физиологического возбуждения в результате инъекции, с большей вероятностью сообщали, что испытывали эйфорию или гнев в зависимости от поведения назначенного им сообщника. В то время как все, кто получил инъекцию адреналина, испытали одинаковое физиологическое возбуждение, только те, кто не ожидал возбуждения, использовали контекст, чтобы интерпретировать возбуждение как изменение эмоционального состояния (Schachter & Singer, 19).62).

Сильные эмоциональные реакции связаны с сильным физиологическим возбуждением. Это заставило некоторых предположить, что признаки физиологического возбуждения, включающие учащение пульса, дыхания и потоотделение, могут служить инструментом для определения того, говорит ли кто-то правду или нет. Предполагается, что большинство из нас проявили бы признаки физиологического возбуждения, если бы вели себя с кем-то нечестно. Полиграф, или тест на детекторе лжи, измеряет физиологическое возбуждение человека, отвечающего на ряд вопросов. Кто-то, обученный читать эти тесты, будет искать ответы на вопросы, которые связаны с повышенным уровнем возбуждения, как потенциальные признаки того, что респондент мог быть нечестным в этих ответах. Хотя детекторы лжи по-прежнему широко используются, их достоверность и точность весьма сомнительны, поскольку нет доказательств того, что ложь связана с каким-либо конкретным паттерном физиологического возбуждения (Saxe & Ben-Shakhar, 19).99).

Связь между нашим переживанием эмоций и нашей когнитивной обработкой их, а также порядок, в котором они возникают, остаются предметом исследований и дискуссий. Лазарус (1991) разработал когнитивно-опосредованную теорию, которая утверждает, что наши эмоции определяются нашей оценкой стимула. Эта оценка является посредником между стимулом и эмоциональной реакцией, она является немедленной и часто бессознательной. В отличие от модели Шахтера-Зингера, оценка предшествует когнитивному ярлыку. Вы узнаете больше о концепции оценки Лазаря, когда будете изучать стресс, здоровье и образ жизни.

Два других выдающихся взгляда вытекают из работы Роберта Зайонца и Джозефа Леду. Zajonc утверждал, что некоторые эмоции возникают отдельно от нашей когнитивной интерпретации или до них, например чувство страха в ответ на неожиданный громкий звук (Zajonc, 1998). Он также верил в то, что мы могли бы небрежно назвать интуитивным чувством, — что мы можем испытывать мгновенную и необъяснимую симпатию или неприязнь к кому-то или чему-то (Zajonc, 1980). Леду также считает, что некоторые эмоции не требуют познания: некоторые эмоции полностью обходят контекстуальную интерпретацию. Его исследования в области нейронауки эмоций продемонстрировали основную роль миндалевидного тела в возникновении страха (Cunha, Monfils, & LeDoux, 2010; LeDoux 19).96, 2002). Стимул страха обрабатывается мозгом по одному из двух путей: из таламуса (там, где он воспринимается) непосредственно в миндалевидное тело или из таламуса через кору и затем в миндалевидное тело. Первый путь быстрый, а второй позволяет больше обрабатывать детали стимула. В следующем разделе мы более подробно рассмотрим нейронауку эмоционального отклика.

БИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

Ранее вы узнали о лимбической системе — области мозга, отвечающей за эмоции и память ([ссылка]). Лимбическая система включает гипоталамус, таламус, миндалевидное тело и гиппокамп. Гипоталамус играет роль в активации симпатической нервной системы, которая является частью любой данной эмоциональной реакции. Таламус служит сенсорным релейным центром, нейроны которого проецируются как в миндалевидное тело, так и в высшие области коры для дальнейшей обработки. Миндалевидное тело играет роль в обработке эмоциональной информации и отправке этой информации в корковые структуры (Fossati, 2012). Гиппокамп объединяет эмоциональный опыт с познанием (Femenía, Gómez-Galán, Lindskog, & Magara, 2012).

Лимбическая система, включающая гипоталамус, таламус, миндалевидное тело и гиппокамп, участвует в опосредовании эмоциональной реакции и памяти.

Ссылка на обучение

Поработайте с этим интерактивным трехмерным симулятором мозга Open Colleges, чтобы освежить в памяти части мозга и их функции. Для начала нажмите кнопку «Начать исследование». Чтобы получить доступ к лимбической системе, щелкните значок «плюс» в правом меню (набор из трех вкладок).

Амигдала

Миндалевидное тело привлекло большое внимание исследователей, заинтересованных в понимании биологической основы эмоций, особенно страха и тревоги (Blackford & Pine, 2012; Goosens & Maren, 2002; Maren, Phan, & Liberzon, 2013). Миндалевидное тело состоит из различных субъядер, включая базолатеральный комплекс и центральное ядро ​​([ссылка]). Базолатеральный комплекс имеет плотные связи с различными сенсорными областями мозга. Это имеет решающее значение для классической обусловленности и для придания эмоциональной ценности процессам обучения и памяти. Центральное ядро ​​играет роль во внимании и имеет связи с гипоталамусом и различными областями ствола мозга для регуляции активности вегетативной нервной и эндокринной систем (Pessoa, 2010).

Анатомия базолатерального комплекса и центрального ядра миндалины показана на этой диаграмме.

Исследования на животных показали повышенную активацию миндалевидного тела у детенышей крысы, у которых есть запаховые сигналы в сочетании с электрическим током, когда их мать отсутствует. Это приводит к отвращению к сигналу запаха, что предполагает, что крысы научились бояться сигнала запаха. Интересно, что в присутствии матери крысы на самом деле отдавали предпочтение запаховому сигналу, несмотря на его связь с электрическим током. Это предпочтение не ассоциировалось с усилением активации миндалевидного тела. Это предполагает дифференцированное влияние на миндалевидное тело со стороны 9Контекст 0072 (присутствие или отсутствие матери) определял, научились ли детеныши бояться запаха или его привлекало (Moriceau & Sullivan, 2006).

Raineki, Cortés, Belnoue и Sullivan (2012) продемонстрировали, что у крыс негативный опыт в раннем возрасте может изменить функцию миндалевидного тела и привести к подростковым паттернам поведения, имитирующим расстройства настроения человека. В этом исследовании детеныши крыс подвергались жестокому или обычному обращению в течение 8–12 дней после рождения. Было две формы жестокого обращения. Первая форма жестокого обращения заключалась в неудовлетворительном состоянии постели. У матери-крысы было недостаточно подстилки в ее клетке, чтобы построить правильное гнездо, в результате чего она проводила больше времени вдали от своих детенышей, пытаясь построить гнездо, и меньше времени кормила своих детенышей. Вторая форма жестокого обращения заключалась в ассоциативной обучающей задаче, которая включала сочетание запахов и электрического стимула в отсутствие матери, как описано выше. Контрольная группа находилась в клетке с достаточным количеством подстилки и не беспокоилась со своими матерями в течение того же периода времени. Крысята, подвергшиеся жестокому обращению, с гораздо большей вероятностью проявляли депрессивные симптомы в подростковом возрасте по сравнению с контрольной группой. Такое депрессивное поведение было связано с повышенной активацией миндалевидного тела.

Исследования на людях также указывают на связь между миндалевидным телом и психологическими расстройствами настроения или тревоги. Изменения в структуре и функции миндалины были продемонстрированы у подростков, которые либо находятся в группе риска, либо у которых диагностированы различные аффективные и/или тревожные расстройства (Miguel-Hidalgo, 2013; Qin et al., 2013). Также предполагалось, что функциональные различия в миндалевидном теле могут служить биомаркером для дифференциации людей, страдающих биполярным расстройством, от людей, страдающих большим депрессивным расстройством (Fournier, Keener, Almeida, Kronhaus, & Phillips, 2013).

Гиппокамп

Как упоминалось ранее, гиппокамп также участвует в обработке эмоций. Как и миндалевидное тело, исследования показали, что структура и функция гиппокампа связаны с различными расстройствами настроения и тревожными расстройствами. У лиц, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), наблюдается заметное уменьшение объема нескольких частей гиппокампа, что может быть результатом снижения уровней нейрогенеза и ветвления дендритов (образование новых нейронов и образование новых дендритов в существующих нейронах, соответственно). ) (Ванг и др., 2010). Хотя с помощью подобных корреляционных исследований невозможно установить причинно-следственную связь, исследования продемонстрировали улучшение поведения и увеличение объема гиппокампа после фармакологической или когнитивно-поведенческой терапии у лиц, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством (Bremner & Vermetten, 2004; Levy-Gigi, Szabó, Келемен и Кери, 2013 г.).

Ссылка на обучение

Посмотрите это видео об исследовании, демонстрирующем, как объем гиппокампа может меняться в зависимости от травматического опыта.

ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА И РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ

Культура может влиять на то, как люди проявляют эмоции. Правило культурного проявления — это один из наборов культурно-специфических стандартов, которые регулируют типы и частоту проявления допустимых эмоций (Malatesta & Haviland, 19).82). Следовательно, люди из разных культур могут иметь очень разные культурные правила проявления эмоций. Например, исследования показали, что люди из США выражают негативные эмоции, такие как страх, гнев и отвращение, как в одиночестве, так и в присутствии других, в то время как японцы делают это только в одиночестве (Matsumoto, 1990). Кроме того, люди из культур, которые склонны подчеркивать социальную сплоченность, с большей вероятностью будут подавлять эмоциональные реакции, чтобы они могли оценить, какая реакция наиболее уместна в данном контексте (Matsumoto, Yoo & Nakagawa, 2008).

Эмоциональность может быть связана с другими культурными характеристиками. Например, могут быть гендерные различия, связанные с эмоциональной обработкой. Хотя исследования гендерных различий в проявлении эмоций неоднозначны, есть некоторые свидетельства того, что мужчины и женщины могут различаться в регуляции эмоций (McRae, Ochsner, Mauss, Gabrieli, & Gross, 2008).

Несмотря на разные правила выражения эмоций, наша способность распознавать и воспроизводить выражения эмоций на лице, по-видимому, универсальна. На самом деле, даже слепые от рождения люди демонстрируют одинаковое выражение эмоций на лице, несмотря на то, что у них никогда не было возможности наблюдать эти проявления эмоций на лице у других людей. Казалось бы, это предполагает, что схема активности лицевых мышц, участвующих в формировании эмоциональных выражений, универсальна, и действительно, эта идея была высказана в конце XIX века.го века в книге Чарльза Дарвина Выражение эмоций у человека и животных (1872) . На самом деле, существуют существенные доказательства существования семи универсальных эмоций, каждая из которых связана с определенным выражением лица. К ним относятся: счастье, удивление, печаль, испуг, отвращение, презрение и гнев ([ссылка]) (Ekman & Keltner, 1997).

Показаны семь универсальных выражений эмоций на лице. (кредит: модификация работы Кори Занкера)

Делает ли вас улыбка счастливой? Или счастье заставляет вас улыбаться? Гипотеза лицевой обратной связи утверждает, что выражения лица способны влиять на наши эмоции, а это означает, что улыбка может сделать вас счастливее (Бак, 19 лет).80; Сусиньян, 2001 г.; Стрэк, Мартин и Степпер, 1988). В недавнем исследовании изучалось, как ботокс, который парализует лицевые мышцы и ограничивает выражение лица, может влиять на эмоции. Хавас, Гленберг, Гутовски, Лукарелли и Дэвидсон (2010) обнаружили, что люди с депрессией меньше сообщали о депрессии после паралича их хмурых мышц с помощью инъекций ботокса.

Конечно, эмоции отображаются не только выражением лица. Мы также используем тон нашего голоса, различное поведение и язык тела для передачи информации о наших эмоциональных состояниях. Язык тела — это выражение эмоций с помощью положения тела или движения. Исследования показывают, что мы очень чувствительны к эмоциональной информации, передаваемой через язык тела, даже если мы не осознаем этого (де Гелдер, 2006; Тамиетто и др., 2009).).

Соедините понятия: расстройство аутистического спектра и выражение эмоций

Расстройство аутистического спектра (РАС) представляет собой набор нарушений развития нервной системы, характеризующихся повторяющимся поведением, коммуникативными и социальными проблемами. Дети с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности с распознаванием эмоциональных состояний других, и исследования показали, что это может быть связано с неспособностью отличать различные невербальные выражения эмоций (например, выражения лица) друг от друга (Hobson, 19).86). Кроме того, есть основания полагать, что аутичным людям также трудно выражать эмоции с помощью тона голоса и выражения лица (Macdonald et al., 1989). Трудности с распознаванием и выражением эмоций могут способствовать нарушениям социального взаимодействия и общения, характерным для аутизма; поэтому для решения этих трудностей были изучены различные терапевтические подходы. Различные образовательные программы, когнитивно-поведенческая терапия и фармакологическая терапия продемонстрировали определенные перспективы в оказании помощи аутичным людям в обработке эмоционально значимой информации (Bauminger, 2002; Golan & Baron-Cohen, 2006; Guastella et al., 2010).

Резюме

Эмоции — это субъективные переживания, состоящие из физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Для объяснения наших эмоциональных переживаний были выдвинуты различные теории. Теория Джеймса-Ланге утверждает, что эмоции возникают как функция физиологического возбуждения. Теория Кэннона-Барда утверждает, что эмоциональное переживание происходит одновременно с физиологическим возбуждением и независимо от него. Двухфакторная теория Шахтера-Зингера предполагает, что физиологическое возбуждение получает когнитивные ярлыки в зависимости от соответствующего контекста и что эти два фактора вместе приводят к эмоциональному переживанию.

Лимбическая система — это эмоциональная цепь мозга, в которую входят миндалевидное тело и гиппокамп. Обе эти структуры участвуют в нормальной эмоциональной обработке, а также в психологическом настроении и тревожных расстройствах. Повышенная активность миндалевидного тела связана с обучением страху и наблюдается у людей, подверженных риску расстройств настроения или страдающих от них. Было показано, что объем гиппокампа уменьшается у людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством.

Способность воспроизводить и распознавать выражения эмоций на лице кажется универсальной, независимо от культурного происхождения. Однако существуют культурные правила проявления, которые влияют на то, как часто и при каких обстоятельствах могут выражаться различные эмоции. Тон голоса и язык тела также служат средством передачи информации о наших эмоциональных состояниях.

https://oea.herokuapp.com/assessments/1347

Глоссарий

базолатеральный комплекс часть головного мозга с плотными связями с различными сенсорными областями головного мозга; это имеет решающее значение для классического обусловливания и придания эмоциональной ценности памяти

язык тела выражение эмоций через положение тела или движение

Теория эмоций Кэннона-Барда физиологическое возбуждение и эмоциональное переживание происходят одновременно

центральное ядро ​​ часть мозга, участвующая в контроле внимания и имеющая связи с гипоталамусом и различными областями ствола мозга для регуляции активности вегетативной нервной и эндокринной систем

когнитивно-опосредованная теория наши эмоции определяются нашей оценкой стимула

компоненты эмоций физиологическое возбуждение, психологическая оценка и субъективный опыт

правило культурного отображения один из культурно-специфических стандартов, регулирующих типы и частоты допустимых эмоций

эмоция субъективное состояние часто описывается как чувства

гипотеза обратной связи по лицу выражения лица способны влиять на наши эмоции

Теория эмоций Джеймса-Ланге эмоции возникают в результате физиологического возбуждения

полиграф тест на детекторе лжи, который измеряет физиологическое возбуждение людей, когда они отвечают на ряд вопросов

Двухфакторная теория эмоций Шахтера-Зингера эмоции состоят из двух факторов: физиологического и когнитивного

Лицензии и атрибуции

Контент с лицензией CC, опубликованный ранее
  • Психология. Автор: : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://cnx.org/contents/[email protected]:1/Psychology. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Загрузите бесплатно по адресу http://cnx.org/content/col11629/latest/.

Глава 7.2: Эмоции — AllPsych

Психология 101 Содержание1: Как изучать психологию — 1.1: Влияние исследований на психологию — 1.2: Экспериментальные исследования — 1.3: Типы исследований3: Биопсихология — 2.1: Нейротрансмиттеры — 2.2: Мозг и Нервная система3: Введение в теории развития, личности и стадий — 3.1: Моторное и когнитивное развитие — 3.2: Эриксоновские стадии психосоциального развития — 3.3: Фрейдовские стадии психосексуального развития — 3.4: Структурная и топографическая модель Фрейда — 3.5: Механизмы защиты Эго Фрейда — 3.6: Механизмы защиты Эго Фрейда — — 3.7: Стадии морального развития Кольберга4: Введение в теорию научения и поведенческую психологию — 4. 1: Классическое и оперантное обусловливание — 4.2: Подкрепление и графики подкрепления5: Ощущение и восприятие — 5.1: Ощущение — 5.2: Восприятие6: Память, интеллект и состояния ума — 6.1: Память и забывание — 6.2: Интеллект — 6.3: Расслабление и гипноз7: Мотивация и эмоции — 7.1: M мотивация — 7.2: Эмоции8: Социальная психология — 8.1: Наш взгляд на себя и других8.2: Послушание и власть8.3: Роль групп9: Психопатология — 9.1: Классификация психопатологии — 9.2: Психические расстройства — 9.3: Стигма, стереотипы и психически больные10: Психотерапия — 10.1: Типы психотерапии10.2: Терапевты Ссылки


  • Глава 7.1: Мотивация
  • Глава 7.2: Эмоции

Что такое эмоции? Чувство? Тогда что такое чувство? Эти термины трудно определить и еще труднее понять полностью. Люди пытались понять это явление тысячи лет и, скорее всего, будут спорить еще тысячу лет. В этом разделе будут представлены различные теории, связанные с приобретением эмоций.

Общепринятое определение эмоции относится к чувственному состоянию, включающему мысли, физиологические изменения и внешнее выражение или поведение. Но что на первом месте? Мысль? Физиологическое возбуждение? Поведение? Или эмоции существуют в вакууме, независимо от того, присутствуют ли эти другие компоненты? Существует пять теорий, пытающихся понять, почему мы испытываем эмоции.

Теория Джеймса-Ланге

Теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что событие сначала вызывает физиологическое возбуждение, а затем мы интерпретируем это возбуждение. Только после нашей интерпретации возбуждения мы можем испытывать эмоции. Если возбуждение не замечается или о нем не думают, то мы не будем испытывать никаких эмоций, основанных на этом событии.

ПРИМЕР: Вы идете по темному переулку поздно ночью. Вы слышите шаги позади себя и начинаете дрожать, ваше сердце бьется быстрее, а дыхание становится глубже. Вы замечаете эти физиологические изменения и интерпретируете их как подготовку вашего тела к пугающей ситуации. Затем вы испытываете страх.

Теория Кэннона-Барда

Теория Кэннона-Барда утверждает, что мы одновременно испытываем физиологическое возбуждение и эмоции, но не уделяем внимания роли мыслей или внешнего поведения.

ПРИМЕР. Вы идете по темному переулку поздно ночью. Вы слышите шаги позади себя и начинаете дрожать, ваше сердце бьется быстрее, а дыхание становится глубже. Одновременно с этими физиологическими изменениями вы также испытываете эмоцию страха.

Теория Шахтера-Зингера

Согласно этой теории, событие сначала вызывает физиологическое возбуждение. Затем вы должны определить причину этого возбуждения, а затем вы сможете испытать и обозначить эмоцию.

ПРИМЕР. Вы идете по темному переулку поздно ночью. Вы слышите шаги позади себя и начинаете дрожать, ваше сердце бьется быстрее, а дыхание становится глубже. Заметив это возбуждение, вы понимаете, что оно происходит от того факта, что вы идете по темному переулку в одиночестве. Такое поведение опасно, и поэтому вы испытываете эмоцию страха.

Теория Лазаря

Теория Лазаря утверждает, что мысль должна предшествовать любой эмоции или физиологическому возбуждению. Другими словами, вы должны сначала подумать о своей ситуации, прежде чем вы сможете испытать эмоцию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts