Эмоции 4 базовые: у человека даже не 6, а всего 4 эмоции — T&P

4 базовые эмоции у детей

Оригинал взят у spirius в 4 базовые эмоции у детей

В период, когда ребенок маленький, он не понимает, что с ним творится, ему нужно рассказывать. Ему нужно обозначать его чувства и эмоции. Например, ребенок топает ножками, и мы говорим — я вижу, как ты гневаешься, как тебя что-то не устраивает. Мы обозначаем это, и ребенок понимает, что маму не пугает его поведение, маму это не раздражает. Чаще в жизни родители кричат на ребенка: «Сейчас же замолчи! Иначе в угол поставлю…». Они начинают раздражаться, при этом полностью игнорируя эмоцию ребенка. И ребенок тогда зажимает свои эмоции. Но так как он живое существо, он продолжает их испытывать. Он начинает их испытывать весьма странным образом.


Есть 4 базовые эмоции, которые испытывает человек:
• печаль • радость • страх • гнев

Печаль. Кому была запрещена проявление печали в детстве? Когда вы печалились, вам говорили: «Что ты делаешь такое лицо, ну-ка перестань!» Вам не давали быть в печальном настроении. Либо как-то отвлекали, либо развлекали, либо что-то делали, но печаль была запрещена.
Интересно, что на смену запрещенной эмоции, приходит какая-то другая эмоция, так называемая рэкетная эмоция. Существует эмоциональный рэкет. Я начинаю эксплуатировать другую эмоцию, которая разрешена, которая в нашем роду, приветствуется. Есть такой сценарий жизни, называется «радуй других». Kюди, которые живут по такому сценарию, в любой компании начинают сразу балагурить, шутить, как-то подбадривать всех. Как только появляется компания, они начинают работать массовиками-затейниками. Надо сказать, что это замечательная способность, но плохо когда вы это делаете фактически без выбора. Это ваше принудительное поведение, ваше принудительное поведение заводить всех. Вы просто не можете допустить, чтобы кто-то грустный сидел. Обязательно вам надо грустного рассмешить. Для окружающих такой человек очень привлекателен, душа компании. Его везде приглашают, с ним весело. Но еще одна проблема, кто бы развеселил его. Потому что у него состояние на самом деле не радужное, даже когда улыбается.

Гнев. Если вам был запрещен гнев, очень часто на смену ему как рэкет приходит страх. Такие люди часто тихие, молчуны, предпочитают быть в стороне, не любят открываться. Почему? Они на самом деле боятся. Потому что, при достаточно глубоком контакте они начинают чувствовать, как «что-то» изнутри поднимается. Они боятся вот этого «что-то», предпочитают отходить. Поднимается на самом деле гнев. И терапия у таких людей будет идти через проживание гнева, через отпускание гнева. У них был реальный повод гневаться, у них были все основания гневаться. И им просто запретили. А запретить человеку испытывать естественные эмоции, значит, подавить их. Человек — это такой вид жизни, который может трансформировать эмоции. Если же эмоции просто подавлены, то человек со стороны выглядит как контролирующий свои эмоции. Но на самом деле он их просто боится. Он их боится проявлять, проживать. Страх, что я сейчас впаду в какую-то неконтролируемую ситуацию, приводит к тому, что мы просто избегаем этих чувств. Вот это опять рэкетная эмоция.

Радость. Во многих семьях эта эмоция запрещена, особенно на Руси. «Смех без причины признак дурачины». «Много будешь смеяться, много будешь плакать». У нас есть лозунги, которые просто как сценарий передаются из поколения в поколение. Можно видеть такое семейное клише печали на лице. Мама такая, бабушка такая и дочь такая.

Страх. Часто был запрещен в детстве, особенно мужчинам. «Мальчики никогда не плачут». На самом деле, мальчики тоже боятся. Но вопреки всем его чувствам, он должен быть бесстрашный робот. Жены ожидают от мужей только правильных решений, но иногда мужчине страшно, он тоже может плакать. Это нормально. Если мужчина не доверяет себе эти чувства, он запрещает вам их испытывать. Мужчина, который не чувствовал своих слез, будет впадать в ступор при виде слез своих близких, он будет делать вид, что он не видит. И ему будет легче уйти из дома. Потому что у него в сердце будет происходить что-то непонятное, и ему станет страшно.

Каждому из нас нужно понимать, что я чувствую в данный момент времени. Потому что очень часто, на вопрос, что ты чувствуешь, человек говорит: «Я думаю, что я чувствую страх, например, или гнев…  У него контакт с умом налажен, с ментальной функцией ума, а контакт с эмоциональной функцией ума совершенно не налажен. Сначала он подумает, потом он почувствует.
Иному человеку легче что-то сделать, чем почувствовать. В этом случае начинают спрашивать, что делать? «Я почувствовала, что мне это запрещено, это запрещено, что мне делать?» Вам нужно научится чувствовать, не делать. Делать ничего не нужно! Мы уже наделали столько всего, можно бы расслабиться. Нам нужно научиться внутренней жизни, потому что внешней жизни мы уже обучились. Мы понаделали много нужного и ненужного, теперь нам нужно соприкоснуться с самим собой, соприкоснуться со своим внутренним миром и почувствовать, действительно, а что я сейчас чувствую. Иногда, одним словом это описать сложно. Потому что наши чувства глубже, шире.
Мы можем просто сказать, гнев. Но, если попросить 5 гневливых людей, которые в данную минуту находятся в состоянии гнева, описать свой гнев, то получится ровно 5 версий. Оказывается, гнев может быть разным.
Нам необходимо изучать и понимать такие моменты. Например, человек принял какое-то решение, он вам сказал какие-то слова. С вашей точки зрения, эти слова обидные. Мало того, он интонацией обидной сказал. И вы обиделись на него, и можете носить это чувство обиды не известно сколько времени. Но если перед этим он вам сказал: «Ты знаешь, я внутри сейчас весь сжался. На самом деле я сейчас вот такой маленький и железный. И мне так некомфортно внутри себя. Мне совсем нечем дышать». Он обозначил свои чувства, обидят ли вас в этом случае его слова или интонация?
Мы не умеем обозначать себя, мало того мы не интересуемся другими. Ни собой, ни другими. Какая у нас жизнь, непонятно. Как мы соприкасаемся друг с другом, совершенно непонятно. Нам предстоит научиться соприкоснуться с собой.
Научитесь вести дневник, когда у вас эмоциональное состояние, опишите это состояние, свои чувства, начиная со слов «как будто…» Вам будет более понятно. И потом вы когда-нибудь с кем-нибудь поделитесь. «Ты представляешь, иногда на меня накатывает страх, иногда у меня бывают такие состояния». Вы можете обнаружить, что периодически люди испытывают одно и тоже состояние.
Для ребенка очень важно именно эмоциональная составляющая отношений. Нужно взять за правило разговаривать с ребенком на одном уровне, нужно присесть перед ним, «глаза в глаза». Возникнет совершенно другое чувство.


Tags: old1, old2, old3, old4, old5, psycho, ребенок рождает родителей

от нейросетевой классификации эмоций к моделированию восприятия эксперта / Хабр

WISARD (1984): первая система, различающая улыбку и нейтральное выражение лица

В последние два десятилетия появляются коммерческие варианты компьютерных систем для автоматизированного анализа выражения эмоций, такие как FaceReader (Noldus Information Technology, Нидерланды, см. рис. 1), EmoDetect (Нейроботикс, Россия), аналогичные разработки компаний Affectiva, Microsoft, Amazon. Подобные системы востребованы для оценки персонала, контроля бдительности, нейромаркетинга, судебно-психологической экспертизы, проведения научных исследований в области affective science. Раньше такие задачи решались высоко квалифицированными экспертами в области анализа поведения. Такая работа крайне сложна и трудоемка. С лавинообразным ростом видеоконтента и явным недостатком экспертов использование компьютерных систем, способных надежно оценивать лицевые экспрессии по видеозаписи, стало весьма актуальным.

Рис.1. Фрагмент интерфейса программы FaceReader (Noldus Information Technology, Нидерланды)

В настоящее время de facto доминирующим является нейросетевой подход. Идея его применения основана на: 1) концепции базовых эмоций (см. рис. 2, 3) и 2) предположении о том, что по соответствующей выборке фотографий (пока еще редко видеозаписей), аннотированной экспертами, в ряде случаев, использованием методов краудсорсинга (как это делала компания Neurodata Lab), можно научить нейросеть распознавать эмоции (см. рис. 4).

Рис. 2. Базовые эмоции (радость, удивление, гнев, страх, печаль, отвращение, презрение).Рис. 2. Анкета о выражениях эмоций как сочетаниях отдельных мимических движений. Результаты анкетирования были использованы Ч. Дарвином при подготовке книги «О выражении эмоций у человека и животных», которая легла в основу дискретной теории эмоции (базовых эмоций) П. Экмана.Рис. 4. Пример отображения эмоций в программе FaceReader.

На наш взгляд, практическая реализация нейросетевого подхода имеет ряд принципиальных ограничений.

Во-первых, целый ряд ведущих психологов выражают сомнение в том, что концепция базовых эмоций (Ч. Дарвин, П. Экман, К. Изард и др.) является всеобъемлющей для описания всего спектра эмоциональных состояний человека, отражающихся на его лице.

Во-вторых, обучающая выборка, сформированная на основе фотографий, не может являться репрезентативной, поскольку выражения эмоций не являются статичными и могут описываться только в динамике как комбинация отдельных движений лица. К сожалению, обучающих выборок на основе видеоматериала хорошего качества до сих пор не создано, и, на наш взгляд, сделать это чрезвычайно сложно. Например, только для того, чтобы создать такую выборку лишь для обнаружения эмоции страха по верхней части лица на основании выделения экспертами пяти двигательных единиц FACS (Facial Action Coding System, см. ниже) с учетом их асимметрии, нам потребуется не менее 100 вариантов выражений лица одного человека, не учитывая пол, возраст, расовую, этническую принадлежность респондента и объем обучающей выборки.  Даже при грубом расчете ее минимально необходимого объема он может достигать от 500 тысяч до одного миллиона и более фрагментов видеозаписей соответствующих движений. Мы полагаем, что сделать это практически невозможно. Попытки использования баз данных с синтезированными лицами или «все взять из интернета», оказались несостоятельными. Наш опыт анализа содержания общедоступных аннотированных экспертами баз данных фото- и видеоматериалов (например: Affectiva, Cohn-Kanade, SAMM (Yap et al. , 2020) или CASME II (Yan et al., 2014)) показал, что они не могут служить источником надежных данных для обучения нейросети.

В-третьих, нельзя адекватно категоризовать выражения эмоций на лице на основании фотографии как его статического изображения, так как выражение эмоции есть процесс изменения мимики во времени. Ведущие специалисты в области оценки выражений лица, П. Экман и Э. Розенберг (Rosenberg, Ekman, 2020), считают, что  анализ эмоционального выражения лица по фотографии возможен только в контексте обучения эксперта, а реальное аннотирования лицевых экспрессий должно осуществляться по видеозаписи, то есть в динамике. Это связано с тем, что эксперт должен увидеть начало и окончание каждого движения лица и на основании сочетаний отдельных двигательных единиц FACS сделать вывод о наличии той или иной эмоции. Иначе мы можем принять особенности анатомии лица или характерные для данного человека выражения лица (например, поднятые углы бровей или копирование мимической «маски» любимого киногероя) за выражение эмоции.

Цель нашей публикации состоит в том, чтобы поделиться с IT-специалистами и специалистами в области анализа поведения человека нашими соображениями и достижениями в области разработки методологии и технологии автоматического оценивания лицевых экспрессий с помощью созданного нами ПО с акцентом на его использование при решении практических задач, а также в научных исследованиях.

Как нужно и можно анализировать лицо

Разработанная нами методология и технология оценки мимической активности (МА) основана на известной системе FACS (см. рис. 5, 6), разработанной П. Экманом и его коллегами (Ekman, Friesen, Hager, 2002) и получившей  широкое распространение как способ универсального описания движений, наблюдаемых экспертом на поверхности лица.

Рис. 5. Основные AUs (action units, двигательные единицы) системы FACS (Facial Action Coding System).

Основой анализа в системе FACS является двигательная единица – AU (Action Unit), как характерное изменение поверхности лица в форме отдельного движения (например, губ, бровей, век, носогубных складок). Согласно руководству по FACS в ходе визуального анализа лица человека выделяют ограниченный набор AUs. Особо подчеркнем, что система FACS не задает теоретико-методологические рамки для оценки мимических выражений эмоций, и, тем более, выделения определенного набора базовых эмоций.

Рис. 6. AUs (action units, двигательные единицы) системы FACS (Facial Action Coding System).

В современной литературе есть известная дискуссия о том, какие эмоции отражаются в МА, какие из них базовые и сколько их (см., например: Rosenberg, Ekman, 2020, Davidson, Scherer, Goldsmith, 2003, Davis, Panksepp, 2018, Лиза Фельдман Барретт, 2018). Поэтому мы акцентируем внимание читателей на том, что FACS – это система инвариантного описания МА, инструмент, который можно использовать для выделения на лице выражения эмоций и других сложных паттернов МА вне зависимости от того, как разные авторы понимают задачу обнаружения эмоций на лице человека. Система FACS не связана с какими-либо теоретическими предположениями о природе выражения лица, она основана на очевидной и эмпирически подтвержденной связи активности отдельных лицевых мышц и мышечных с групп с соответствующими изменениями поверхности лица. Это важно, поскольку даже профессиональные психологи нередко смешивают эти две проблемы – описание МА и ее категоризацию в виде отдельных эмоциональных экспрессий. FACS – это не более чем инструмент, способ систематической фиксации в поле восприятия определенных движений поверхности лица. Например, AU2 – это поднятие внешней части брови, AU41 – опускание надпереносья, а AU20 – растяжение губ (см. номера отдельных AUs на рис. 1). Совсем другое дело – это выделять из сочетаний AUs базовые эмоции, например, как это делают П. Экман и его соавторы, например радость определяется как сочетание AUs 6+12; 2) грусть – как сочетание AUs 1+4+15 или 1+4+15 (см. рис. 7).

Рис. 7. Сочетания двигательных единиц FACS, соответствующие выражениям базовых эмоций (Ekman, Friesen, Hager, 2002).

Два подхода к автоматическому анализу лицевых экспрессий

Компьютерная система должна с приемлемой точностью и надежностью обнаруживать разные проявления МА, например, отдельные AUs,  базовые эмоции и другие паттерны МА. Выделим два основных подхода к решению этой задачи.

Так называемый селективный подход (selective approach) основан на поиске соответствия определенных выражений лица образцам в ограниченном наборе базовых эмоций или AUs. Его характерные особенности и проблемы состоят в следующем:

  1. Используются нейросети, обученные на ограниченной и, как правило, маловариативной выборке фотографий лиц людей с выражением шести-семи базовых эмоций и отдельных AUs. Как было отмечено выше,  проблема состоит в том, для обучения нейросети нужны обучающие выборки изображений лицевых экспрессий, аннотированные опытными экспертами, а получить их крайне сложно. Тем более, создать такие выборки, где были в большом количестве представлены разные AUs, микровыражения лица (быстрые выражения лица, длительностью менее 500 миллисекунд), не говоря уже о том, что эти данные нужно собрать на разных людях. Серьезным недостатком этого подхода является то, что эксперты, аннотирующие фотографии, составляющие обучающую выборку, оценивают каждое фото на предмет выраженности в нем эмоции или какой-либо AU статически, по впечатлению, а не анализируют видеозапись, оценивая мимические проявления в динамике. На наш взгляд, это серьезная ошибка, поскольку AUs – это двигательные феномены. Нам пока не известны разработки, в которых нейросети обучались бы непосредственно на видеозаписях. По крайней мере, широко распространенные варианты программного обеспечения Face Reader или Affectiva разрабатывались с использованием большой базы аннотированных фотографий и видеофреймов с ограниченным набором интенсивно выраженных AUs.

  2. В силу особенностей используемых компьютерных алгоритмов и ограниченности обучающих выборок быстрые движения (микро выражения) лица не определяются или определяются очень плохо.

  3. В рамках данного подхода у 7-10 % популяции людей в силу их индивидуальных особенностей и/или неврологических проблем невозможно оценить эмоции по выражению лица, а также адекватно оценить AUs. Данное обстоятельство является критичным при использовании селективных систем при полностью автоматическом анализе мимики человека, например при анализе дистанционного интервью. Необходима предварительная экспертная оценка  МА человека на предмет возможности применения подобной систем. В частности, если в нейромаркетинге возможно исключить ряд респондентов с нетипичной мимикой, то в случае дистанционного автоматизированного интервью это невозможно.

  4. Необходим учет расовой и этнической принадлежности лица анализируемого человека, что требует использования для обучения нейросети соответствующих выборок. В настоящее время обучающие выборки созданы для очень ограниченного числа рас (см., например, возможности ПО Noldus Face Reader, где предлагается выбор двух рас – кавказской и Юго-Восточная Азия).

  5. При использовании системы необходима ее предварительная ручная калибровка для исключения влияния анатомической «похожести» лица на определенные эмоции.

  6. В связи с тем,  что наличие эмоций и их сочетаний на лице в связи с особенностями этого подхода представляет собой вероятностную величину, приходится использовать разные настройки чувствительности компьютерной системы. Например, компания Affectiva при настройке своего ПО предлагает пользователям в зависимости от решаемой задачи выбор из трех уровней срабатывания алгоритма обнаружения эмоций.

  7. Проблематичность описания и категоризации мимической активности детей до 5-7 лет в дискурсе выражений эмоций. В современной психологии детская мимика описывается только при помощи FACS и BabyFACS (Oster, 2004).

Комплексный подходе (comprehensive approach) к анализу мимической активности, в рамках которого мы работаем,  базируется на выделении и анализе сочетаний AUs во времени. Его особенности и преимущества следующие:

  1. Непосредственное выделение AUs как основных единиц анализа  мимической активности позволяет описывать все возможные выражения лица.

  2. Возможность оценивать быстрые движения лица (микровыражения), асимметричные выражения.

  3. Возможность оценки индивидуальных экспрессивных особенностей МА, например, обнаружение мимических гиперкинезов, индивидуальных мимических привычек (мимических маньеризмов), сложных паттернов мимики. Еще раз подчеркнем, что эти мимические феномены оцениваются как появление соответствующих движений на поверхности лица, т. е. как отдельные AUs или их комбинация, а не как итоговое «впечатление» нейросетевого классификатора.

  4. Независимость от расовой принадлежности человека, поскольку данный подход не ограничен особенностями обучающей выборки фото/видео изображений лиц.

  5. Не требуется индивидуальная настройка компьютерной системы в соответствии с особенностями анализируемой выборки и решаемой задачи, поскольку в ходе анализа конкретной видеозаписи оценивается текущие изменения МА конкретного человека.

  6. Нет возрастных ограничений по оценки базовых проявлений МА, поскольку описываются появление AUs, а не эмоции.

Особенности разработанной технологии оценки МА

При создании конкретных алгоритмов автоматизированного анализа МА мы использовали два важных методических принципа:

  1. Прямая оценка перемещений поверхности лица для обнаружения AUs и принципиальный отказ от использования нейросетей для классификации МА как метода их косвенного оценивания.

  2. Моделирование восприятия экспертом особенностей перемещений поверхности лица при обнаружении отдельных AUs с учетом топографии движений лицевой поверхности, характерной для реального движения, асимметрии, распределения пространственного внимания в ходе визуального наблюдения за движениями лица другого человека, характера процесса принятия решения о наличии/отсутствия AUs в соответствии с рекомендациями FACS (см. рис. 8).

Рис. 8. Базовые сегменты анализа поверхности лица, используемые ПО ЭмоРадар WR 5.0.

При создании  были разработаны авторские процедуры компьютерного зрения (CV), специфически ориентированных на анализ движений поверхности лица в отдельных его частях и характерные особенности проявления разных AUs. Необходимость создания новых процедур CV была вызвана тем, что стандартные процедуры OpenCV представляют собой универсальные способы преобразования изменений светового потока в паттерны движения и не ориентированы на анализ характерных сдвигов поверхности лица. Мы исходили из того, каким образом изменения света, попадающие в зрительную систему наблюдателя преобразуются в двигательные перцептивные инварианты (Гибсон, 1988). Фактически разработанные нами процедуры CV представляют собой инструменты поиска максимального соответствия механизмов зрительного восприятия современным способам анализа изменений светового потока, зарегистрированного видео камерой.

Эти новые процедуры по-разному оценивают изменения света в разных частях лица, разделенного нами на 14 симметричных зон (сегментов) анализа (рис. 2), а также в отдельных мини-сегментах с учетом вероятности появления AUs на местах перекрытия этих зон. Фактически были созданы компьютерные процедуры, позволяющие анализировать сокращение и растяжение поверхности лица в тех направлениях, которые соответствуют каждой из AUs. Например, очевидно, что метрика для обнаружения движений внутренних частей бровей вверх и друг к другу (AUs 1+4) – это совсем другая метрика по сравнению с горизонтальным сжатием нижних век (AU 7).

Описывая в целом алгоритм анализа МА, укажем, что фактически при выделении отдельных AUs нами был реализован принцип многослойного анализа МА:

  • разделение видеозаписи на отдельные кадры, выделение артефактов, оценка качества видеозаписи, построение сегментной карты лица по автоматически выделенным 68 реперным точкам, соответствующим анатомии лица;

  • анализ изменений распределения света от кадра кадру в разных сегментах лица, выделение значимых изменений, интерпретация этих изменений на поверхности лица в виде сдвигов кожи, складок, выпуклостей и вогнутостей; этот нижний уровень представляет собой сложный трехэтапный анализ изменений поверхности лица, результатом которого является первичное выделение значимых мимических событий на фоне общего «шума»;

  • сопоставление выделенных изменений друг с другом в соответствии с анатомическим строением лица и схемой FACS;

  • выделение начала и окончания отдельных AUs;

  • выделение эмоций и других сложных мимических паттернов;

  • расчет интегральных показателей МА, например: частота AUs в единицу времени,  асимметрия, сочетание AUs и речи;

  • визуализация результатов анализа на временной оси и построение таблицы результатов анализа МА;

  • сложная категоризация паттернов МА как характерных проявлений мимического поведения: истинные эмоции, эмблемы эмоций, придание эмоциональной модальности речевому высказыванию, индивидуальные мимические привычки, выделение значимых фрагментов речи и др.

В ходе нашей работы была создана система правил, на основании которых «сырые» данные об изменении света преобразуются в движение поверхностей, а они, в свою очередь, – в AUs. Фактически эти правила и их соотношения могут быть прообразом нового компьютерного языка для анализа МА.

Апробация разработанной технологии анализа МА

В настоящее время в рамках Лаборатории исследования поведения компании «Лицом к лицу» нами разработано ПО ЭмоРадар WR 5.0 для проведения полностью автоматизированного анализа МА по видеозаписям с разрешением не хуже HD, на которых лицо человека записано анфас (с поворотами головы влево-вправо, вверх-вниз не более, чем на 20 градусов) и занимающее по высоте не менее 500 px.

Всего с высокой точностью обнаруживаются 23 основных двигательных единиц: AU 1, 2, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 15, 17, 20, 24, 28, 41, 44, 43, 45, 70, 71, 72, 73, 74 а также семь базовых эмоций: радость, удивление, презрение, печаль, отвращение, страх, гнев.

ПО ЭмоРадар  работает под Windows и Ubuntu Linux.

ПО ЭмоРадар позволяет обрабатывать видеозаписи и просматривать на временной оси изменения МА, отображая на экране монитора разные эмоции и AUs.

Для эмпирической верификации точности и надежности работы созданного ПО мы использовали две базы данных микро- и макро выражений лица – CASME II (Yan et al., 2014) и SAMM (Yap et al., 2020).

ПО ЭмоРадар WR 5.0 используется для анализа видеозаписей в ходе судебно-психологической экспертизы в рамках сотрудничества с юристами и экспертами. Это ПО также использовалось для создания методики автоматизированного анализа кадровых интервью совместно с HR-службой одной из крупных промышленных компаний РФ на выборке более 17.000 видео интервью. ПО прошло апробацию в ходе экспериментального исследования магистрантами факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова поведения человека в особых условиях профессиональной деятельности в рамках проекта «Иммерсия» Института Медико-биологических проблем РАН.

Список литературы

  1. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 464 с. [Gibson J. Ecological approach to visual perception, Moscow, Progress, 1988 (In Russ)].

  2. Лиза Фельдман Баррет. Как рождаются эмоции. Революция в понимании мозга и управлении эмоциями / Пер. с англ. Е. Поникарова. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 472 с.

  3. Davidson, R. J., Scherer, K. R., & Goldsmith, H. H. (eds). Handbook of Affective Sciences. Oxford Univ. Press, 200

  4. Ekman P., Friesen W.V., Hager J.C. (2002). Facial Action Coding System (FACS): the Manual & the Investigator’s Guide. A Human Face, Salt Lake City U.

  5. Davis, Kenneth L., and Jaak Panksepp. The Emotional Foundations of Personality: A Neurobiological and Evolutionary Approach. W.W Norton & Company, 2018.

  6. Oster, Harriet, ‘The repertoire of infant facial expressions: an ontogenetic perspective’, in Jacqueline Nadel, and Darwin Muir (eds), Emotional Development: Recent Research Advances (Oxford, 2004; online edn, Oxford Academic, 22 Mar. 2012), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198528845.003.0010

  7. Rosenberg, E. L., Ekman, P. (2020). What the face reveals basic and applied studies of spontaneous expression using the facial action coding system (FACS). New York: Oxford University Press.

  8. Yan, W., Li, X., Wang, S., Zhao, G., Liu, Y., Chen, Y., Fu, X. (2014). CASME II: An IMPROVED Spontaneous Micro-Expression database and the baseline evaluation. PLoS ONE, 9(1). doi:10.1371/journal.pone.0086041

  9. Yap, C.H., Kendrick, C., & Yap, M.H. (2020). SAMM long Videos: A spontaneous Facial micro- and Macro-Expressions Dataset. 2020 15th IEEE International Conference on Automatic Face and Gesture Recognition (FG 2020). doi:10.1109/fg47880.2020.00029

Авторы: М.С. Баев (ООО «Лицом к лицу»), А.Н. Гусев (Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова), А.Е. Кремлев (Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова).

Эмоции: Часть 1. Четыре основных эмоции

Один важный аспект психического здоровья, который я усвоил за эти годы, заключается в том, что необходимо правильно обрабатывать наши эмоции. Мы все обрабатываем эмоции по-своему, и трудно судить, правильно это или неправильно.

На самом деле, смотреть на это с точки зрения правильности или неправильности будет искажено, потому что все мы растем с разными представлениями об эмоциях и создаем свои собственные способы их обработки.

Если бы наш метод обработки был здоровым, мы были бы в гармонии со своими эмоциями, и это не было бы помехой в нашей повседневной деятельности. Если это нездорово, то необработанные эмоции в конечном счете закупориваются, и мы бессознательно позволяем им вмешиваться в наше поведение.

Огромный кусок времени, который мы проводим помимо нашей личной жизни, приходится на нашу профессиональную жизнь. И очень важно создавать границы, регулировать и дифференцировать наши эмоции.

Когда у нас есть границы, мы будем знать, откуда возникает эмоция, и какие действия мы должны предпринять. Или же мы можем обнаружить, что выражаем необработанные эмоции из нашей личной жизни в нашей профессиональной жизни. Например, вы могли поругаться с супругом перед уходом в офис, и если вы не отработали это, вы можете кричать или грубить своим коллегам во время работы.

В чем разница между эмоциями и чувствами?  

В моем понимании эмоция всегда сопровождается физиологическим изменением в ответ на раздражители. Например, на собрании команды, когда ваш коллега отпускает шутку, вы смеетесь, а ваши глаза начинают слезиться, и после этого вы можете расслабиться. Это физиологическая реакция вашего тела на вашу эмоцию счастья.

С другой стороны, чувство – это ваша интерпретация эмоции на сознательном уровне. Например, после презентации вы можете сказать своим коллегам, что нервничали или боялись во время презентации. Основная эмоция обоих этих чувств — страх, но вы субъективно воспринимаете эмоцию под другим названием.

Теперь, если вы так же любопытны, как и я, вам уже должно быть интересно, сколько здесь чувств и эмоций. Ну, есть 4 основные эмоции, и есть множество чувств, которые окружают эти эмоции.

Четыре основных эмоции  

Моя система отсчета взята из транзактного анализа (ТА), одной из многих школ психотерапии. ТА предполагает наличие 4 основных эмоций, а именно:

  1. Безумие (Злость)
  2. Грустный
  3. Рад (Счастливый)
  4. Испуганный

Джордж Томсон, клинический инструктор по психиатрии, добавил к этому, объяснив, как каждая эмоция имеет определенная функция решения проблемы.

Быть злым помогает нам решать проблемы в настоящем .

Например, вместо конструктивной обратной связи, если ваш коллега дает саркастический и раздражительный отзыв, гнев и сообщение ему/ей о том, что он делает неправильно, помогает позаботиться о себе здесь и сейчас.

Быть грустным помогает нам пережить событие, которое затронуло нас в прошлом .

Например, можно поделиться своими мыслями или даже всплакнуть, когда ваш коллега, проработавший с вами 10 лет, решает перейти на другую работу, а вы возвращаетесь в офис и видите, что его место пустует. После того, как вы выражаете свою печаль, вам становится легче принять перемены и продолжать жить так, как приготовила жизнь.

Быть напуганным помогает нам преодолевать проблемы, которые мы предвидим в будущее .

Например, когда вы проводите важный вебинар для своей организации, вы можете бояться. Это поможет вам принять меры, чтобы избежать любых препятствий, с которыми вы можете столкнуться. Вы можете убедиться, что содержание хорошее, просмотреть презентацию несколько раз, чтобы избежать ошибок, проверить, могут ли люди зарегистрироваться без каких-либо хлопот, дважды проверить, своевременно ли доставляются уведомления и ресурсы по электронной почте, и так далее.

Однако быть счастливым не имеет функции решения проблем, это просто выражение того, что что бы то ни было произошло, происходит или должно произойти, все в порядке.  

Список чувств  

Благодаря доктору Глории Уилкокс у нас теперь есть замечательный ресурс под названием «Колесо чувств», который помогает нам идентифицировать наши чувства и основные эмоции, стоящие за ними. Чтобы найти баланс между комфортными и неудобными эмоциями, она расширила понятие «радость» до трех эмоций: радостной, мощной и мирной.  

В следующий раз, когда вы почувствуете, что застряли, обрабатывая свои чувства на работе или дома, используйте колесо ощущений, чтобы найти основную эмоцию, стоящую за этим чувством, и примите необходимые меры для решения проблемы.

Несколько вопросов, над которыми следует подумать в процессе:  

  1. Подходит ли это эмоция для данной ситуации?
  2. Помогают ли мои эмоции решить текущую проблему?
  3. Чувствую ли я нужные эмоции в нужный период времени (прошлое/настоящее/будущее)?

Значение эмоций  

Общая тенденция, которую я наблюдаю в рабочей культуре в настоящее время, — это суета без эмоционального регулирования, зона, свободная от эмоций в рабочем пространстве, низкая терпимость к эмоциям и полное игнорирование эмоций при принятии решений. процесс изготовления.

Эмоции не зонтики, их нельзя оставлять за дверью офиса. Независимо от того, находимся ли мы на стороне вспышки или на стороне получателя, мы можем управлять своими эмоциями, лучше осознавая их и учась замечать их и то, что вызывает в нас определенную эмоцию. И мы можем помочь другим сделать то же самое.

Я случайно наткнулся на этот отрывок из статьи @Christopher M Parsons «Рабочее место — зона, свободная от эмоций?», который, как мне кажется, в какой-то степени отвечает моему наблюдению.

Наши отношения друг с другом являются жизненно важным аспектом нашего существования в целом, и мне вспоминается фраза, которой мой наставник поделился во время моего обучения: «мы все существа, связанные отношениями». Я искренне верю в это общение. и эмоции играют важную роль в том, насколько хорошо мы взаимодействуем друг с другом.  

На этом мы заканчиваем первую часть. Надеюсь, вы сделали несколько ценных выводов. В следующей второй части этой серии статей об эмоциях я расскажу о том, как мы маскируем свои эмоции и то препятствие, которое они создают в нашей профессиональной жизни, а до тех пор оставайтесь в безопасности и берегите себя.0003

 

 

Четыре основных эмоции | Ответ-MC

2 февраля 2007 г. — Люк Галоппин

Безумие – Печаль – Радость – Испуг
Вам нужно знать, что есть четыре основные эмоции; то есть четыре основных вида топлива, которые содержат энергию, необходимую нам для перехода из одного состояния в другое. Страх, гнев, печаль и счастье — четыре основные эмоции, которые может испытать каждый человек в любой культуре. Так же, как четыре основных вкуса: горький, сладкий, кислый и соленый.

Страх, гнев и грусть не обязательно негативны. Как соленые, горькие и кислые они могут быть весьма хорошими. Нравится ли нам вкус чего-либо, это полностью субъективный вопрос. Это зависит от нашего опыта, нашего образования и компании, в которой мы находимся. Точно так же, переживаем ли мы изменения в положительную или отрицательную сторону, также зависит от нашего опыта, нашего образования и компании, в которой мы находимся. очень ценное открытие, потому что оно доказывает, что эмоции следуют за восприятием (а не наоборот).

Немного ясности

А теперь подождите, потому что здесь становится все интереснее. Есть три вещи, которые вы должны знать об эмоциях.

1. Восприятие – это выбор. В результате, любые чувства, которые мы испытываем, являются не внешним событием, а результатом нашего личного выбора того, как мы воспринимаем внешнее событие. Это основное понимание, лежащее в основе одного из ключевых моментов бестселлера «Рыба!(*): Выберите свое отношение. Каждый день вы выбираете, как вы собираетесь действовать или на какой «стороне кровати» вы просыпаетесь. Выбор за вами, и то, как вы действуете, влияет на других.

2. Эмоции — это топливо. Эмоции обеспечивают основную энергию, которая необходима, чтобы выйти из текущего состояния куда угодно.

3. Эмоции — это данные. Как только вы сможете отключить эмоцию и прочитать ценную информацию, которая скрывается за ней, вы скоро обнаружите, что эти эмоции имеют положительное значение.

В следующих абзацах давайте подробнее рассмотрим, что это означает для чувств, которые беспокоят нас больше всего.

Гнев—Ясность

Когда мы злимся, мы часто хорошо осознаем, чего мы хотим или не хотим. Это приводит нас к ясности в отношении нашей цели и цели нашей команды. Гнев помогает нам принимать решения, сохранять бдительность и не запутаться. Существует тонкая грань между разрушительным гневом и видением, которое подпитывает перемены. Они оба основаны на одних и тех же эмоциях, но с разным чувством ответственности. Когда вы позволяете расстроенным людям найти выражение своего гнева и искренне принимаете их сообщения, спросите их, что вы могли бы сделать, чтобы стать лучше.

Страх—Мужество

Когда мы боимся, это значит, что мы приближаемся к неизвестной территории. Новые возможности появляются, когда у нас хватает смелости идти в этом направлении. Страх часто работает как индикатор опасностей, но также и новых возможностей. Часто наиболее напуганные люди наиболее близки к тому, чтобы набраться смелости, чтобы справиться с неизвестным. Мужество строится на тех же эмоциях, которые могут вывести нас из себя. Удивительно, но когда вы позволяете напуганным людям выразить свою тревогу словами, они, как правило, освобождают место для смелости, чтобы справиться с трудностями, с которыми они сталкиваются.

Печаль — контакт

Суть любых отношений — контакт. Степень, в которой мы находимся в контакте, зависит от эмпатии и уверенности в себе, которые у нас есть. Цинизм, например, является скрытой формой грусти. Циничные люди часто очень хорошо чувствуют, какие отношения остаются позади в проекте изменений. Опять же, есть тонкая грань между циничными реакциями и эмоциональным интеллектом. Основная эмоция та же. Циничные люди хоть и круты, но они точно знают, кто обделен.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts