Свобода и ответственность философия: Ошибка 403 — доступ запрещён

Что такое свобода и зачем она нужна?

Не существует такой философской системы, которая предлагала бы непротиворечивое исчерпывающее решение проблемы свободы. Каждый мыслитель по-разному рассматривал эту тему. Предлагаем рассмотреть разные идеи о свободе и то, как они менялись.

В Древней Греции понятие свободы было скорее общественным, чем индивидуальным. Свободным человеком считался тот, кто служил ради всеобщего блага. Эту идею развивал Платон. В его поздних диалогах отмечалось, что высшей формой свободы является дружба, которая реализуется в «совершенном» обществе полиса. Сократ также поддерживал идею, что свобода есть способность стремиться к добру и благу.

Позднее Аристотель в своих учениях вышел за рамки полисного мышления. По его мнению, свобода есть достижение счастья благодаря возможности руководствоваться собственными желаниями и волей.

После распада греческой полисной системы в IV веке понятие свободы стало соотноситься все же с индивидом, а не с обществом. В стоицизме свобода индивида состояла в том, что он мог своим разумом и волей противостоять судьбе. Древнегреческий философ-стоик Эпиктет понимал под свободой собственные стремления: «Свободным является тот, у которого все происходит по собственным решениям». Но в то же время говорил о необходимости следовать Божьей воле. В этом и проявляется диалектическое понимание свободы в стоицизме.

В эпоху Средневековья с развитием христианских идей стало меняться и понимание свободы. В центре внимания стоял вопрос о Боге. Филон Александрийский, представитель еврейского эллинизма, считал, что свободным может быть только Бог, а человеку стоит следовать его воле.

Философ Августин Аврелий считал, что зло исходит не от Бога, а от людей. А причина всех бед кроется в свободе выбора и неумении ею распоряжаться. Человек, по его мнению, должен следовать нравственному долгу, соблюдать заповеди. Только так он может быть спасен.

В эпоху Ренессанса в центре оказалась не религия и библейские тексты, а сам человек. Пико делла Мирандола считал, что люди обладают свободой воли, дарованной им Богом. Благодаря этому человек способен менять мир и общество к лучшему. Следуя своей воле, человек может как подняться, так и опуститься, он может быть либо «зверем», либо «ангелом» или «сыном Божьим». Мартин Лютер же считал свободу «иллюзией человеческой гордыни» и утверждал, что воля человека находится во власти Бога.

Представители немецкой классической философии развивали парадоксальные идеи о свободе. Иммануил Кант в своей работе «Критика чистого разума» связывал свободу с законами космоса. С одной стороны, он воспринимал свободу как постулат деятельности индивидов и их взаимодействия. С другой стороны, человек есть часть природы и должен подчиняться ее законам. Он может в течение своей жизни руководствоваться той или иной точкой зрения: быть пассивным или принимать решения и самостоятельно строить свою жизнь.

Немецкий философ Георг Гегель считал свободу основным принципом существования. Свобода — это результат деятельности духа. При этом чем больше свободы, тем больше неопределенности. Так, каждое действие закрывает перед нами тысячи возможностей, из-за чего появляется тревога. Из-за этого человек никогда не удовлетворен: ему всегда кажется, что другой сценарий может оказаться лучше.

Фридрих Ницше ввел такие ключевые понятия, как «воля к жизни» и «воля к власти». Они описывают то, что философ считал движущей силой в людях, — амбиции и стремление улучшить жизнь. Эта концепция привела к идее о господстве сильных и решительных над слабыми и безвольными.

В XX веке начала формироваться философия экзистенциализма, которая рассматривала интимную сферу переживаний человека. Одну из наиболее известных идей свободы развивал Жан-Поль Сартр. Он не считал свободу чем-то данным свыше. Человек, в отличие от других существ, имеет множество вариантов действий, каждый из которых открывает спектр возможностей. И каждое решение начинает причинно-следственный ряд событий.

Особое внимание теме свободы уделял Эрих Фромм. В 1941 году он написал книгу «Бегство от свободы». Фромм выделил два вида свободы: «свобода от» и «свобода для». Благодаря последней человек обретает независимость, а из-за «свободы от» отделяется от окружающего мира и становится одиноким. «Свобода для» — позитивная, в этом состоянии индивид является независимым, но в то же время не изолированным. Достичь этого можно путем активного проявления эмоциональных возможностей и самореализации.

Сегодня формируются все новые представления о свободе. В эпоху развития индивидуализма этот вопрос становится все острее, а вместе с ним и вопрос ответственности. Философия Нового времени сформировала основные категории, на основе которых создаются актуальные концепции человеческой свободы, либерализма и философии права.

Любовь Карась

Теги

#наука

#эрудиция

Свобода и ответственность личности — презентация онлайн

Похожие презентации:

Религия. Искусство. Мораль

Создание сети центров по подбору гувернеров пенсионного возраста «Бюро бабушкиных услуг»

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Даосизм — китайское традиционное учение

Вербальные и невербальные средства общения

Готы (субкультура)

Где логика

Конфликты и способы их разрешения

Демографическая проблема

1. Свобода и ответственность личности

СВОБОДА И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЛИЧНОСТИ
Подготовила Протасова С.И.

2. Понимание свободы

Свобода – познанная
необходимость
Свобода- это возможность
поступать так как тебе хочется
Последствия
Последствия
Если всё однозначно необходимо, если
практически нет случайностей, то человек
превращается в автомат, робот,
действующий по заданной программе
Полный произвол по отношению к
другим людям, невозможность
установления каких-либо устойчивых
связей

3. Свобода

Свобода- это специфический
способ
бытия человека, связанный
с его способностью выбирать
решение и совершать
поступок в соответствии со
своими целями, интересами,
идеалами и оценками,
основанными на осознании
объективных свойств и
отношений вещей,
закономерностей
окружающего мира

4.

Свобода и ответственностьСвобода и ответственность- две стороны
сознательно деятельности человека.
Свобода порождает ответственность,
ответственность направляет свободу.

5. Ответственность

Ответственностьсоциально- философское и
социологическое понятие,
характеризующее
объективный, исторически
конкретный вид
взаимоотношений между
личностью, коллективом,
обществом с точки зрения
сознательного
осуществления
предъявляемых к ним
взаимных требований

6. Ответственность

Ответственность,
принимаемая
человеком как основа
его личной
нравственной
позиции, выступает в
качестве фундамента
внутренней мотивации
его поведения и
поступков
Только свободная и
ответственная
личность может
полностью
реализовать себя в
социальном поведении
тем самым раскрыть
свой потенциал в
максимальной степени
Свобоода (личности) —
способность человека
совершать поступки в
соответствии со своими
целями, интересами и
идеалами. Свобода
человека выражается в
возможности выбирать
и воплощать в жизнь
решение в той или
иной ситуации.
Свобода — один из основных компонентов
мирового стандарта демократии и
критерий общественного
прогресса (свобода
слова, собраний, печати; религиозная
свобода, свобода совести и т. п.). Свобода
необходима человеку для реализации его
социального предназначения.
В истории общественной мысли
категория свободы всегда занимала
важное место. Стремление к
обретению свободы
сопровождалось поисками
устойчивого равновесия между
свободами и интересами всех
членов общества. Во Всеобщей
декларации прав
человека говорится, что при
осуществлении своих прав и
свобод человек должно
подвергаться только таким
ограничениям, которые
обеспечивают признание и
уважение прав других людей.
Деятельность человека ограничена
природными условиями и социальными
нормами, объективно обусловленным ходом
развития событий. Необходимость
подчиняться им наполняет понятие свободы
дополнительным смыслом.
Волюнтаризм и фатализм — два типа мировоззрения,
в которых в крайней форме выражены два
противоположных взгляда на соотношение свободы и
необходимости. Волюнтаризм рассматривает волю
человека как первооснову всего сущего, которая
главенствует над необходимостью, объективными
историческими и социальными процессами.
Фатализм — абсолютизация необходимости, которая
господствует над всеми процессами в мире и
предопределяет действия человека, лишая его
возможности выбора.
Свобода означает
ответственность.
Вот почему
большинство людей
боится свободы.
(Д.Б. Шоу)

14. О. Мальдештам

О свободе небывалой
Сладко думать у свечи.
— Ты побудь со мной сначала,Верность плакала в ночи,Только я мою корону
Возлагаю на тебя,
Чтоб свободе, как закону,
Подчинился ты, любя…
— Я свободе, как закону,
Обручен,и потому
Эту легкую корону
Никогда я не сниму.

Нам ли, брошенным в пространстве,
Обреченным умереть,
О прекрасном постоянстве
И о верности жалеть!
Свобода состоит в том, чтобы зависеть
только от законов. (Вольтер)
Свобода — это право
делать всё, что
дозволено законом.
(Шарль Монтескье)
Не хочу моей свободы,
Совесть на мечты менять:
Гладки воды, коль погоды
Их не могут колебать.
Власть тогда моя высоока,
Коль я власти не ищу».
— Гавриил Державин, «Свобода», 1803

English     Русский Правила

Свобода и ответственность | Издательство Принстонского университета

Свобода и ответственность

Хилари Бок

Скидка 30% по коду PUP30

электронная книга ISBN: 9781400822737 Доступно как EPUB или PDF 38,50 долларов США / 31,50 фунтов стерлингов

55,00 $ / 45,00 £

Об аудио и электронных книгах

Аудиокниги и электронные книги, приобретенные на этом сайте, должны быть доступны в приложении Princeton University Press.
Узнайте больше об аудио и электронных книгах.

Философия

  • Хилари Бок
      Купить это
      • Скачать обложку

      Можем ли мы примирить идею о том, что мы являемся свободными и ответственными агентами, с идеей о том, что то, что мы делаем, определяется в соответствии с законами природы? На протяжении веков философы разными способами пытались показать, что мы можем. Хилари Бок использует здесь новый подход, стремясь показать, что эти две идеи совместимы, проводя различие между практическим и теоретическим рассуждениями.

      Бок утверждает, что когда мы занимаемся практическими рассуждениями  — такими, которые включают в себя вопрос «что мне делать?» и просеивая альтернативы, чтобы найти наиболее оправданный образ действий — у нас есть основания считать себя ответственными за то, что мы делаем. Но когда мы занимаемся теоретическими рассуждениями — «поиском причинно-следственных объяснений событий», — у нас нет причин применять такие понятия, как свобода и ответственность. Бок утверждает, что аргументы либертарианцев против «компатибилистских» оправданий моральной ответственности терпят неудачу, потому что они описывают человеческие действия только с точки зрения теоретических рассуждений. Чтобы обосновать это утверждение, она исследует, какие концепции свободы воли и моральной ответственности имеют отношение к практическим рассуждениям, и показывает, что эти концепции не уязвимы для многих возражений, которые либертарианцы направляют против компатибилистов. Бок заключает, что истинность или ложность утверждения о том, что мы являемся свободными и ответственными агентами в том смысле, в каком излагаются эти концепции, в конечном счете не зависит от детерминистских представлений о причинах человеческих действий.

      Четко написанный и убедительно аргументированный, Свобода и ответственность является важным дополнением к текущим дебатам о некоторых из самых старых и глубоких вопросов философии.

      Хилари Бок — адъюнкт-профессор философии в колледже Помона.

      «Первоначальный вклад [Бока] состоит в том, чтобы показать более подробно, чем другие современные теории, как практическое рассуждение участвует в улучшении нашего характера — как оно предназначено для приведения воли в соответствие с идеалами или стандартами». — Роберт Кейн, 9 лет0046 Times Literary Supplement

      » Свобода и ответственность является важным вкладом в дискуссию о свободе воли и моральной ответственности. Он предлагает творческую и сложную защиту компатибилизма, защиту, которая разделяет компанию с обычными дискуссиями и аргументативными стратегиями. Ее стоит прочитать», — Майкл МакКенна, , этика, ,

      .
      • Правил и офиса
        Мелисса Лейн
      • Религия Спинозы
        Клэр Карлайл
      • Басня Мандевиля
        Робин Дуглас
      • Безусловное равно
        Энн Филлипс
      • Этика в реальном мире
        Питер Сингер

      Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книг, идей и специальных предложений.

      Будьте в курсе последних книжных новостей.

      Свобода и ответственность — Сартр

      Для Сартра люди живут в тоске или чувстве тотальной и глубокой ответственности не потому, что жизнь ужасна, а потому, что, как он говорит:

      «Человек обречен быть свободным; потому что однажды брошенный в мир, он несет ответственность за все, что делает».

      Мы рождаемся без выбора, но здесь мы рождаемся в мире с такой большой свободой выбора, в то же время несем ответственность за все, что мы выбираем делать в этом существовании, чего мы не выбирали. Мы обречены быть свободными.

      В экзистенциализме это известно как брошенность , слово, придуманное Мартином Хайдеггером. Это условие существования индивида, брошенного в абсурд материального мира, произвольно рожденного в данной семье, внутри данной культуры, в данный момент человеческой истории. Хайдеггер называет эти «данности» фактичностью.

      Мартин Хайдеггер

      Сартр отмечает, что эти ограничивающие вещи, над которыми мы не имеем контроля, не ограничивают нашу свободу. Как он говорит: «Свобода — это то, что вы делаете с тем, что с вами сделали».

      Так как существование предшествует сущности , то нет замысла человека, нет Бога. Для Сартра феноменология должна быть атеистической. Предположение, что Бог существует и сотворил все, означало бы, что сущность предшествует существованию, что противоречит точке зрения Сартра. Следовательно, сначала мы существуем, и только потом мы пытаемся осмыслить вещи с помощью науки, религии, политической идеологии, философии или чего-то еще.

      Это сильно отличается от взгляда Кьеркегора на экзистенциализм, для него нельзя делать экзистенциализм без Бога, для Сартра все наоборот. Как видите, у этих экзистенциалистов действительно разные идеи, даже если они относятся к одному и тому же философскому движению.

      Søren Kierkegaard

      Сартр пытается перестроить идею свободы, вырванную из христианской культуры, избавившись от власти Бога над человеческой жизнью. Он считает, что если Бог существует, то человек не свободен, а если человек свободен, то Бога не существует. Если Бог мертв, или как Достоевский сказал:

      «если Бога нет, то все дозволено».

      Итак, если нет ничего предопределяющего нашу человеческую природу, то мы должны быть свободны. Затем мы можем начать придавать смысл нашей жизни. Когда мы существуем, наша работа состоит в том, чтобы раскрыть нашу сущность. Свобода — один из важнейших аспектов философии Сартра, позволяющий понять, насколько вы на самом деле свободны.

      Однако, как только вы осознаете, что вы полностью свободны – вы начинаете бояться того количества возможностей, которые перед вами открываются, все возможно.

      Это вы должны решить смысл своей жизни, когда вы понимаете, что ваша свобода совершенно неуправляема и неуправляема, это вызывает своего рода головокружение или тошноту, поэтому Сартр считает свободу осуждением.

      Человек есть не что иное, как его жизнь и поступки, и это ужасно.

      📚 Рекомендации по книгам

      Как сотрудник Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках без каких-либо дополнительных затрат для вас.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts