Эмоции классификация в психологии: Классификация эмоций

Содержание

Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.

Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии. Радость. Удивление. Печаль. Гнев. Отвращение. Презрение. Страх. Стыд. Зависть.

Всем привет, уважаемые читатели! Сегодня мы продолжаем рассматривать психическую составляющую — эмоциональные переживания, а если конкретно, то одну из форм – собственно эмоции человека.

Первую часть про переживания Вы сможете прочитать здесь:

Статья «Эмоции в психологии это? Эмоции людей список.»

Что такое собственно эмоции человека?

Эмоции — это переживание субъектом событий с разной характерной окраской, возникает как реакция на угрозы или возможности с одной стороны, и при оценке последствий или перспектив, с другой стороны

Эмоции проявляются более длительно, чем аффекты. И не носят локальный характер. Эмоции связаны в том числе с воспоминаниями, с прогнозируемыми событиями. Так, например, в переговорах «тяжелая развязка» в прошлом может вызывать отрицательные эмоции при воспоминаниях, но в то же время человек испытывает облегчение, потому что это уже закончилось, а затем опять может возникнуть страх от того, что ожидает в будущем. Эмоции различаются в зависимости от оценки явления на разных участках персональной стрелы времени.

Различают четыре основных вектора направления эмоций.

 — Удовольствие – неудовольствие.

 — Напряжение – облегчение.

 — Возбуждение – успокоение.

 — Стеничность – астеничность.

Эмоциям также свойственна амбивалентность (двойственность), когда в отношении одного и того же объекта человек испытывает разнонаправленные эмоции.

Можно выделить «фундаментальные» эмоции, которые частично пересекаются с классификацией Пола Экмана.

Скачать книгу Пол Экман «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь».

Скачать книгу Пол Экман «Психология лжи. Обмани меня»

Блок 1. Эмоции. Радость.

Радость – это положительное эмоциональное переживание, возникающее в ситуациях с исчерпывающим удовлетворением актуальных потребностей.

Радость можно разделить на несколько вариантов:

 — Восторг – человек удовлетворен происходящим с избытком. «Чаша ожиданий» субъекта переполнена.

 — Собственно, радость – «чаша ожиданий» заполнена настолько, насколько планировалось.

 — Смех – человек оказывается внезапно удовлетворенным.

 — Удовлетворенность, «тихая радость» – человек находится в состоянии спокойного удовлетворения фактом наполненной «чаши ожиданий».

Блок 2. Эмоции. Удивление.

Удивление — это эмоциональная реакция, возникающая в ситуации внезапности без выраженного оценочного окрашивания.

Удивление самая краткосрочная реакция, поскольку человек практически сразу начинает «трудиться» над событием и рационализировать его. Удивление можно разделить на ряд вариантов:

— Изумление — человек оказывается в ситуации крайнего удивления. Нередко это сопровождается шоковым состоянием. Произошедшее событие никак не вписывается в когнитивную модель мира и противоречит основным принципам, схемам категоризации знаний индивида.

— Собственно, удивление – человек сталкивается с неожиданным в условно объективной реальности.

— Сомнение – человек полагает, что причинно-следственная связь явлений, или источник некого явления, или структура, или содержание не являются правдивыми, истинными.

— Недоумение — состояние человека, возникающее при столкновении с искажениями информации, неадекватным поведением, сопоставляемыми с стандартными шаблонами, образцами, очевидным.

Блок 3. Эмоции. Печаль.

Печаль – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие в ситуации невозможности удовлетворить ключевые потребности жизнеобеспечения.

 Печаль проявляет себя в настоящем относительно прошлых событий, когда была утрата доступа к целевым ресурсам или прогностически к будущему, когда ожидается отсутствие возможности получить доступ к ценным ресурсам. Также можно выделить несколько вариантов печали:

— Скорбь/горе – данное переживание связано с потерей преимущественно живого существа, представлявшего большую ценность для человека.

— Тоска – данное переживание характеризуется длительным периодом, когда человек не может удовлетворить собственные потребности и это стимулирует его поменять данную ситуацию.

— Уныние — человек пребывает в состояние пассивного созерцания отсутствия доступа к субъективно значимым целевым ресурсам.

— Собственно, печаль — человек страдает из-за неполучение желаемого.

— Грусть – данное переживание представляет собой самую легкую степень печали. Обычно сопровождает потерю доступа к результату, ценность которого не значительна.

Блок 4. Эмоции. Гнев.

Гнев – это отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаше всего в форме аффекта, вызывается внезапными образовавшимися обстоятельствами, блокирующими удовлетворение категорически важной для человека потребности.

Совсем не обязательно, чтобы обстоятельства произошли в действительности, возможно возникновение гнева в результате собственных выводов.

Причины возникновения гнева весьма различны.

1. Это может быть «пробка» на дороге, из-за которой человек опаздывает по своим делам, т.е. возникают препятствия, блоки, мешающие получить доступ к целевым ресурсам.

2. В «пробке» на дороге соседний водитель может совершить опасный маневр и заблокировать автомобиль человека, после чего выскочить из салона собственного «четырехколесного друга» с намерением наказать «обидчика» и броситься к машине неприятеля. В результате, человек-мишень категоризует события как угрозу своей собственности или даже здоровью, жизни, и сам бросается с пистолетом на потенциального обидчика в гневе. Гнев порождается угрозой.

3. В той же самой пробке проезжающий мимо водитель может обозвать человека обидным плохим словом, что будет восприниматься как оскорбление и также вызовет гнев.

4. Автомобиль, находящийся впереди, вместо того, чтобы двигаться в прямом направлении, поскольку возник просвет в «пробке», продолжает «цепляться колесами» места. Водитель начинает испытывать гнев по отношению к «тормозному автомобилисту», потому что ситуация видится неадекватной и не соответствует ожиданиям.

5. В «пробке» водитель соседнего автомобиля может громко кричать, пребывая в состоянии гнева и «заражать» словно вирусом своим состоянием других водителей.

6. Автомобиль, проезжающий мимо на скорости может забрызгать грязью только что помытого «железного коня» человека, что вызовет опять же гнев, поскольку нарушено относительно комфортное состояние.

7. Проезжающий в попутном направлении по встречной полосе люксовый автомобиль с престижными номерами, объезжающий пробку, также способен вызвать гнев своим «несправедливым поведением» и претензией на исключительность.

8. Наконец, гнев может быть направлен против самого себя, когда человек оказался в «пробке», вместо того, чтобы заранее посмотреть в смартфоне электронную карту, отображающую текущую дорожную ситуацию и выбрать другой путь.

Гнев также может быть представлен в различных вариантах:

— Ярость – это высшее проявление гнева. Человек почти теряет способность контролировать собственное поведение.

— Злость/собственно гнев – это переживание человеком сильного напряжения, сопровождающееся желанием разрушить причину, породившую дискомфорт.

— Возмущение – это переживание человеком несправедливости по отношению к себе и «СВОИМ».

— Обида – мягкая форма гнева. Данное переживание возникает обычно как реакция человека на раздражитель, которая не реализуется «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» в достойном ответе обидчику. Возникает затяжной характер. Это гнев, растянутый во времени.

Блок 5. Эмоции. Отвращение.

Отвращение – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие при контакте с предметами, субъектами, явлениями, характеризующееся антагонистическим неприятием из-за разницы в оценках и принципах с нравственной, этической, идеологической позиции.

Отвращение тесно связано с пищей, водой, т.е. с теми ресурсами, которые необходимо регулярно восполнять в течении жизни. Качество пищи, ее съедобность, полезность являются факторами высокой важности для благополучного существования.

Отвращение в процессе эволюции способствовало выживанию особей, видов. Данное эмоциональное переживание является сигналом, регулирующим пригодность продукта для последующего поедания, установления контакта или категорического отрицания.

На отвращение оказывают не меньшее влияние социокультурные факторы, разграничивающие приемлемые формы поведения и категорически не приемлемые, отвратительные.

Отвращение помогает человеку отвергнуть то, что может нанести ему вред, ущерб. При отвращении субъект стремиться прервать контакт с предметом и отказаться от будущих столкновений. Люди различных религиозных вероисповеданий могут с отвращением относится к «ЧУЖИМ», например, «неверным». Субъект воспринимает коллегу на работе, совершившего аморальный поступок, как отвратительного человека. Пища отвратительного содержания вызывает тошноту и рвоту. Отвращение усиливается по мере усиления внутреннего диалога, связанного с «плохим» объектом и ситуаций в целом.

Блок 6. Эмоции. Презрение.

Презрение – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для межличностных отношений, возникает при расхождении оценок, убеждений и верований относительно предмета или явления.

 Так, надменный человек с презрением относится к людям, которые не соответствуют его формату представлений о том, каким надлежит быть. Проявление робости может вызвать презрение со стороны субъекта, придерживающегося взглядов, что робость – это удел слабых, а слабые — это низшая «каста».

Человек выделяет один – два ключевых критерия, которые являются лекалом для других людей. Это своеобразное «прокрустово ложе», когда все несущественное «отсекается». Человек может не уметь отстаивать свою позицию, может говорить интеллигентно и мягко, и за это быть презираемым.

Блок 7. Эмоции. Страх.

Страх – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на реальную или воображаемую опасность.

При страхе человек боится. Страх возникает, когда субъект воспринимает предмет, как несущий угрозу здоровью, жизни, благополучию собственному и «СВОИМ». Страх можно разделить на три варианта:

— Ужас — высшая степень страха. Проявляется в том, что человек в большей степени теряет способность к сознательному контролю собственного поведения. Все его психическое пространство заполнено причиной ужаса.

— Собственно, страх – это реакция, при которой человек стремиться скорее убежать от источника, несущего угрозу.

— Тревога/беспокойство — переживание, связанное с потенциальной опасностью, которая четко не локализована в пространстве и времени.

Блок 8. Эмоции. Стыд.

Стыд – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для ситуаций, когда человек осознает, что собственные мысли, действия не соответствуют своим представлениям – убеждениям — верованиям о нормативном поведении или ожиданиям значимых людей.

Различают варианты стыда:

— Вина – это переживание человеком своего поведения или поведения «СВОИХ», как не соответствующее установившимся нормам, правилам, поставленным задачам.

— Совесть – это сложное переживания человеком соотношения личных мыслей, поступков культурным, религиозным, социальным нормам, как они представлены в собственной когнитивной модели мира.

— Непосредственно стыд – это острое переживание собственной негативной оценки своих поступков.

Заказать тренинг «Переговоры — Партнерство»

Блок 9. Эмоции. Зависть.

Зависть – это отрицательное эмоциональное состояние, характеризуется переживанием несправедливости по отношению к собственной личности при сравнении с успехами других людей.

Встречаются и формы зависти по отношению к предметам за пределами человеческого общества. Некоторые люди могут испытывать зависть к цветущему дереву, к довольному коту, развалившемуся на диване. Происходит в некотором смысле очеловечивание таких объектов.

Зависть часто маскируется под плохое настроение, раздражительность, презрение, гнев.

 В основе зависти лежит острое переживание отсутствия доступа «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» к ценным и важным результатам, которое зачастую тщательно скрывается от других людей и от самого себя, в то время как у другого человека такой доступ присутствует, как это представлено в модели мира завидующего субъекта.

Зависть к тому, кто улыбается, что означает наличие хорошего настроения у человека, связана с отсутствием доступа к хорошему настроению. Не высока вероятность того, что возникнет зависть одного индивида к хорошему настроению другого, если оба в прекрасном расположении духа.

В повседневной жизни субъект в больше степени завидует тем, кого он знает, кто как он полагает не лучше, чем он сам. При этом сравнение обычно происходит с людьми, находящимися в точно таком же культурно — социальном срезе. Так, балерина завидует другой балерине, которой подарили больше цветов после концерта или дали главную роль. Балерина оценивает себя как более достойного человека вообще и в частности. Отсюда образ восприятия сложившегося положения дел оценивается как социально несправедливый. Балерина при этом вряд ли будет завидовать министру культуры либо обслуживающему техническому персоналу театра.

Наличие доступа к результату у «счастливого» соседа при зависти со стороны субъекта равноценно проявлению «несправедливости», которую человек нередко стремиться исправить, что проявляет себя в сформированном намерении «усложнить жизнь» предмету зависти.

Субъект может проявлять агрессию прямо/косвенно или усложнять жизнь самому себя, возникает аутоагрессия.

В некоторых случаях индивид учиться каждый раз справляться с завистью, рационализируя ее, и смещает фокус с агрессии, независимо от формы/направления ее проявления, на формирование намерения обрести доступ к целевым результатам, либо происходит сознательное обесценивание предмета зависти.

Полагаю, что тема про эмоциональные переживания раскрыта с моей стороны достаточно и Вы получили ответы на большинство вопросов. Но если это вдруг не так, то с удовольствием расскажу еще больше, просто в комментариях задавайте вопросы. На этом сегодня откланиваюсь и до новых встреч!

Перейти на сайт «Психолог Якимов Владислав»

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Друзья, пишите комментарии, Ваше мнение очень важно услышать другим людям! Поверьте! Иногда комментарии читают с большим аппетитом!

Ребята и девчата! Ставьте лайки, для автора это важно, хватит думать только о себе и быть зацикленными на себе, прочитали статью, отблагодарите автора своим позитивом, поставьте лайк!

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

С Вами был Владислав Якимов! До свидания! Пока!

Все статьи сайта !

Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!

Имя *

Адрес электронной почты *

Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)

Классификация эмоций в психологии и их виды кратко

«Лучше бы я ничего не чувствовала!» — вырывается из нас когда негативные эмоции захватывают. Или же «Я не могу передать словами свое внутреннее состояние!» — в случаях, когда человек переполнен позитивом. Эмоции бывают отрицательные, положительные и нейтральные.

А еще и смешанными (одновременно чувствуешь и отрицательные, и положительные эмоции), знаешь ли ты об этом? Понимать свои эмоции и эмоции других людей — важнейший социальный навык. Тебе полезно будет знать какие бывают эмоции и какие функции они выполняют.

В этой статье:

Понятие эмоций в психологииКлассификация эмоцийПоложительные эмоцииОтрицательные эмоцииНейтральные эмоцииЭмоции в психологии

Новости СМИ2

Понятие эмоций в психологии

Фото Lidya Nada on Unsplash

Если задать тебе вопрос: «Что такое эмоции?», как ты на него ответишь? Наверняка твой ответ будет таков: «Это то, что мы ощущаем». И это близко к истине.

Рассмотрим какие определения понятию «эмоции» дают ученые.

Интерес к эмоциям появился у ученых еще много веков назад.

Античные философы относились к эмоциям как к способу познания мира, рассматривая состояния удовольствия или страдания как сигналы о грядущем благе или бедствии.

В словаре под редакцией Р.С. Немова дается следующее определение: «Эмоции — класс психофизиологических явлений, представляющих собой внутренние, субъективно переживаемые физические и психические состояния, сопровождаемые приятными или неприятными ощущениями».

Словарь С.Ю. Головина дает следующее толкование: «Эмоции — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающихся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его потребностей».

По мнению В.Н. Куликова, A.T. Ковалева, эмоции — относительно кратковременные переживания средней интенсивности, например: радость, гнев, страх и тому подобные.

К. Изард считает, что эмоция — это сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственный компоненты.

А.Н. Леонтьев рассматривает эмоции как особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами.

Обобщая все определения можно сделать вывод о том, что если у человека нет потребности, то нет и эмоции. Эмоция возникает тогда, когда человек, испытывающий потребность, имеет возможность для ее реализации.

Положительные эмоции появляются тогда, когда велика оценка вероятности удовлетворения потребности. А отрицательные эмоции возникают, если человек не видит возможности удовлетворить свою потребность.

Эмоции выступают для человека в роли внутреннего компаса, который позволяет ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, в людях и самом себе. Причем эмоциональные оценки люди часто считают более достоверными, чем интеллектуальные.

Классификация эмоций

Наверное ты замечала, что эмоции очень сильно влияют на нашу жизнь. Твое эмоциональное состояние пропорционально зависимо от работоспособности, семейной жизни, режима и так далее. Классификация эмоций выстроена по этому принципу: с точки зрения влияния на человека.

Понятие, виды и функции эмоций

Выделяют стенические и астенические эмоции. Стеническими называют эмоции, повышающие жизнедеятельность организма (например, радость или удовольствие), а астеническими — угнетающие, тормозящие, пассивные (например, злость или страх).

Астенические эмоции часто трактуются как отрицательные, так как мешают человеку достигать цели и снижают работоспособность. Но астенические эмоции тоже очень важны. Они помогают нам понять, что мы находимся в опасности или что с нашим организмом что-то не так.

Проще говоря, стенические эмоции — это положительные эмоции, а астенические — отрицательные. Кроме того, тебе важно знать, что астенические эмоции способны уберечь твой организм от перенапряжения, а сильные стенические принести вред организму из-за перевозбуждения.

Положительные эмоции

Какие ты положительные эмоции можешь испытать? Вот примерный описательный список:

  • Любовь — это глубокая привязанность и устремленность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии;
  • Радость — это внутреннее чувство удовольствия, веселого настроения;
  • Удовлетворение — это состояние удовольствия при исполнении желаний и закрытии потребностей;
  • Восторг — переполняющая радость;
  • Восхищение — радостное состояние любования, сияние от красоты и благодарность за красоту;
  • Интерес — повышенное внимание, душевное влечение, умственная тяга и повышенный жизненный тонус;
  • Эйфория — это положительно окрашенный аффект или эмоция, при которой притупляются другие эмоции;
  • Симпатия — чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности человека к другим людям, одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям;
  • Экстаз — высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления;
  • Энтузиазм — эмоциональное состояние, которое отличает ярко выраженная самозамотивированность.

Отрицательные эмоции

Примерный список отрицательных эмоций, которые ты можешь ощутить:

  • Страх — негативно окрашенное эмоциональное состояние, которое возникает при угрозе и опасности;
  • Злость — чувство недоброжелательности, желание причинить вред;
  • Стыд — это эмоция, которая возникает у индивида в результате осознания им несоответствия своих поступков или своего поведения (как выдуманного, так и реально существующего) ценностям и нормам;
  • Печаль — это скорбь, вызванная внешними причинами;
  • Гнев — это аффект, имеющий агрессивный характер, направленная по отношению к чему-то или кому-то с целью нанести вред;
  • Грусть — эмоциональное состояние, когда окружающий мир кажется серым, чужим, жестким и неудобным, окрашенным в минорные тона;
  • Горе — это сильное негативное переживание при потерях;
  • Тоска — эмоциональное состояние человека, характеризующееся мучительной грустью, душевной тревогой, беспокойством;
  • Тревога — эмоциональное состояние, характеризующееся ощущением внутреннего напряжения, дурными, мрачными предчувствиями;
  • Фрустрация — состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд;
  • Ярость — сильный, бурно проявляющийся гнев, неистовство, порыв сильной страсти с агрессивным поведением, крайняя форма проявления гнева;
  • Шок — сильная негативная эмоция, сопровождающаяся физиологическими потрясениями.

Нейтральные эмоции

Эмоции, называемые нейтральными, примечательны тем, что они вовсе не имеют окраски. Эти эмоции игнорируются твоим организмом, он не дает никаких реакций — ни положительных, ни отрицательных.

  • Апатия — состояние полного равнодушия, незаинтересованности, отсутствие эмоций и чувств;
  • Любопытство — это интерес к чему-либо без цели и пользы;
  • Удивление — это эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации;
  • Созерцание — это состояние, являющееся переходным от расслабления к концентрации.

Учись понимать и определять эмоции, это поможет тебе понять других людей и себя.

Эмоции в психологии

Эмоции – это переживание субъектом событий с разной характерной окраской, которое возникает как реакция на угрозы или возможности с одной стороны, и при оценке последствий или перспектив, с другой стороны. Эмоции проявляются более длительно, чем аффекты. И не носят локальный характер. Они связаны с воспоминаниями, с прогнозируемыми событиями.

Различают четыре основных вектора направления эмоций:

  • Удовольствие – неудовольствие.
  • Напряжение – облегчение.
  • Возбуждение – успокоение.
  • Стеничность – астеничность.

Эмоциям также свойственна амбивалентность (двойственность), когда в отношении одного и того же объекта человек испытывает разнонаправленные эмоции. Есть всего 9 фундаментальных эмоций:

  • Радость – это положительное эмоциональное переживание, возникающее в ситуациях с исчерпывающим удовлетворением актуальных потребностей. Она выражается  в восторге, смехе, удовлетворенности.
  • Удивление – это самая краткосрочная эмоциональная реакция, возникающая в ситуации внезапности без выраженного оценочного окрашивания. Она проявляется изумлением, сомнением, недоумением.
  • Печаль – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие в ситуации невозможности удовлетворить ключевые потребности жизнеобеспечения. Можно выделить несколько вариантов печали: скорбь, горе, тоска, уныние, грусть.
  • Гнев – это отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаше всего в форме аффекта, вызывается внезапными образовавшимися обстоятельствами, блокирующими удовлетворение категорически важной для человека потребности. Причины возникновения гнева весьма различны: пробка на дороге или опасный маневр, оскорбление, крик, нарушение комфорта. Гнев порождается угрозой постороннего, а может быть на себя самого. Варианты гнева – это ярость, злость, обида, возмущение.
  • Отвращение – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие при контакте с предметами, субъектами, явлениями, характеризующееся антагонистическим неприятием из-за разницы в оценках и принципах с нравственной, этической, идеологической позиции.
  • Презрение – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для межличностных отношений, возникает при расхождении оценок, убеждений и верований относительно предмета или явления.
  • Страх – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на реальную или воображаемую опасность. Страх можно разделить на ужас, тревогу и беспокойство.
  • Стыд – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для ситуаций, когда человек осознает, что собственные мысли, действия не соответствуют своим представлениям – убеждениям – верованиям о нормативном поведении или ожиданиям значимых людей. Различают: вину и совесть.
  • Зависть – это отрицательное эмоциональное состояние, характеризуется переживанием несправедливости по отношению к собственной личности при сравнении с успехами других людей. Зависть часто маскируется под плохое настроение, раздражительность, презрение, гнев.

Такова классика жанра.

Классификация эмоций | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


Способы, с помощью которых мы отличаем одну эмоцию от другой, являются предметом горячих споров в исследованиях эмоций и аффективной науке.

На этой странице кратко изложены некоторые из основных теорий.

Содержание

  • 1 Основные и сложные эмоции
    • 1.1 Социальное и несоциальное отличие
  • 2-мерные модели эмоций
    • 2.1 Модель Плутчика
  • 3 Культурно-специфические эмоции
    • 3.1 Культурно-специфические фобии или эмоциональные синдромы
  • 4 Библиография
  • 5 Примечания и ссылки

Основные и сложные эмоции

Многие теоретики определяют одни эмоции как основные, тогда как другие являются сложными. Утверждается, что базовые эмоции являются биологически фиксированными, врожденными и, как следствие, универсальными для всех людей, а также для многих животных. В этом случае сложные эмоции являются либо усовершенствованными версиями основных эмоций, культурно специфичными, либо идиосинкразическими. Основная проблема состоит в том, чтобы определить, какие эмоции являются основными, а какие сложными.

Одна из проблем заключается в том, что нет единого мнения о методе определения основных эмоций. Теоретики могут указать на универсалии в выражении лица (например, Экман), отличительные физиологические симптомы (например, румянец смущения) или ярлыки, общие для разных языков. Более того, должна быть какая-то правдоподобная история развития о том, как различные небазовые эмоции могут быть основаны на базовых.

  • Ли Чи: Радость, гнев, печаль, страх, любовь, неприязнь и симпатия (Китайская энциклопедия 1-го века до н.э., цитируется в Russell 1991: 426).
  • Стоики: Удовольствие/восторг, страдание, аппетит и страх (Цицерон, Тускуланские диспуты , IV: 13-15).
  • Рене Декарт: Чудо, любовь, ненависть, желание, радость и печаль ( Страсти , 353).
  • Барух Спиноза: Удовольствие, боль и желание ( Этика , ч. III, оп. 59).
  • Томас Гоббс: Аппетит, желание, любовь, отвращение, ненависть, радость и горе ( Левиафан , часть. я, гл. 6).
  • Пол Экман (1972): Гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление.
  • Пол Экман (1999): Развлечение, гнев, презрение, удовлетворение, отвращение, смущение, волнение, страх, вина, гордость за достижение, облегчение, печаль/страдание, удовлетворение, чувственное удовольствие и стыд.
  • Джесси Принц (2004): Разочарование, паника, беспокойство, физическое отвращение, дистресс разлуки, отталкивающее самосознание, удовлетворение, стимуляция и привязанность. [1]

Социальное против несоциального Отличие

Эмоции также можно классифицировать в соответствии с теми, которые могут возникать, когда человек одинок и не думает о других, и теми, которые кажутся более социально направленными. Примеры предлагаемых социальных эмоций включают ревность, любовь, ненависть, вину и благодарность.

Объемные модели эмоций

Как по теоретическим, так и по практическим причинам некоторые исследователи определяют эмоции в соответствии с одним или несколькими измерениями. Популярная версия этого — версия Рассела (1979) размерная, или циркумплексная модель, в которой используются модели возбуждения и валентности . Совсем недавно были предложены другие измерения, например, «потенция» или сила.

Модель Плутчика

Роберт Плутчик предлагает трехмерную модель, которая представляет собой гибрид базовых-комплексных категорий и размерных теорий. Он распределяет эмоции по концентрическим кругам, где внутренние круги являются более простыми, а внешние — более сложными. Примечательно, что внешние круги также образуются за счет смешения эмоций внутреннего круга.

Культурно-специфические эмоции

Одним из препятствий на пути установления таксономии эмоций является то, что разные культуры не всегда распознают одни и те же эмоции в своих языках. В некоторых случаях экспрессивное поведение, суждения или соответствующие реакции, связанные с эмоциональным термином, отличаются. Более того, в ряде культур есть термины для обозначения эмоций, не имеющие прямого эквивалента в английском языке. Ниже приводится список терминов для обозначения эмоций, которые считаются культурно специфичными в этом смысле:

  • Gezellig (Нидерланды): То же значение, что и английское слово «уютный», но встречается в присутствии других людей (Harre, 1986, Doi, 1973, цитируется в Prinz 2004: 131). Очень похоже на немецкое слово Gemütlich .
  • Амаэ (Япония): Чувство зависимости, подобное тому, которое младенцы испытывают по отношению к своим матерям. Важно для связи людей друг с другом и заветными учреждениями. (Принц 2004: 131).
  • Иджираши (Япония): Возникает при виде того, как кто-то достойный похвалы преодолевает препятствие (Matsumoto 1994, цит. по Prinz 2004: 140).
  • Лигет (люди илонготы): Возбужденные горем, но тесно связанные с гневом, могут вдохновлять на охоту за головами (Rosaldo 1980, цит. по Prinz 147).
  • Schadenfreude (Германия): Чувство радости, вызванное восприятием чьего-то страдания.
  • Acedia (Европа Средневековья и Возрождения): Духовная апатия или отвращение к религиозным образам, предположительно возникающие из-за скуки, вызванной повторяющимся характером поклонения (Harre 19).86, цитируется в Prinz 2004: 148).
  • Малу (Дусун Багук, Малайзия): Сочетание стыда и смущения может быть вызвано присутствием человека более высокого ранга (Fessler 1999, цитируется в Prinz 2004: 156)
  • Авумбук (Байнинг, Папуа-Новая Гвинея): Грусть, усталость или скука, вызванные отъездом гостей, друзей или родственников (Russell 1991: 432).
  • Песня (народ ифалук, Микронезия): Близкая к гневу или увещеванию, с моралистическим подтекстом и отсутствием склонности к мести. (лутц 1988, цитируется в Prinz 2004: 147).
  • Fago (Ifaluk): Сочетание любви, сострадания и печали (Lutz 1988, цитируется по Prinz 2004: 147).
  • Кер (Ифалук): Приятный сюрприз (цитируется по Goldie 2000: 91).
  • Русь (Ифалук): Неприятный сюрприз, цит. по Goldie 2000: 91).
  • Nginyiwarrarringu (аборигены пинтупи пустыни Западной Австралии): Внезапный страх, который заставляет человека встать и посмотреть, что его вызвало (Рассел 1991: 431).
  • Срам (Россия): Позор, специально направленный на сексуальную непристойность, происходящую из религиозного дискурса. Также может использоваться как существительное, обозначающее половые органы, или как префикс названия места, в котором происходит сексуальная активность (например, район красных фонарей).
  • Vergüenza Ajena (Испания): Также известен как «Испанский позор». Чувство стыда за другого человека, даже если этот человек сам не испытывает стыда. Например, съеживаться при просмотре очень плохого комикса. Эмоция, как правило, более интенсивна, когда другой человек вам хорошо известен, хотя ее вполне можно испытать, когда другой человек вам не нравится. Очень похоже на голландский термин plaatsvervangende schaamte .

Prinz 2004 также цитирует патриотизм как эмоцию, характерную для западных культур.

Культурно-специфические фобии или эмоциональные синдромы

  • Witiko/Windigo (индейцы-алгонкины): Страх превращения в монстра-каннибала (Trimble, Monson, Dinges & Medicine 1984, цит. по Prinz 2004: 135) .
  • Па-ленг (Китай): Болезненный страх холода даже в жаркую погоду, связанный с дисбалансом инь-ян (слишком мало ян), (Кляйнман 19).80, цитируется по Prinz 2004: 136).
  • Лата (Малайзия): Поражает женщин среднего возраста, преувеличенный рефлекс испуга, вспышки ненормативной лексики и склонность повторять все, что они слышат. См. Мали-Мали на Филиппинах, юаней в Бирме, икота в Сибири, прыгучая мания во французских канадцах Майна (Simons 1996, цит. по Prinz 2004: 136).
  • Pibloktoq (Greenland Intuits): Страх, заставляющий больных кричать, срывать с себя одежду, ломать вещи, есть фекалии, прежде чем впасть в припадки, сопровождаемые глубоким сном и потерей воспоминаний об инциденте (Яп 19). 74, цитируется по Prinz 2004: 135). См. amok в Малайзии и phii bod в Таиланде. (Simons and Hughes 1993, цит. по Prinz 2004: 136).
  • Коро (Ассам и Южный Китай): Сильное беспокойство, что пенис, грудь или вульва втянутся в тело (Yap 1965, цит. по Prinz 2004: 136).
  • Синдром дикой свиньи (Гурурумба, Новая Гвинея): Считается, что этот синдром вызывается укусами призраков их предков. Этот синдром поражает молодых людей, достигших зрелости, которые в течение нескольких дней начинают сбегать с ума, воровать и стрелять из лука. Лечение заключается в том, что его держат над дымящимся огнем (Averill 19).80, Griffiths 1997, Newman 1965, цитируется по Prinz 2004: 136).

Prinz 2004 также называет нервную анорексию культурно-специфическим синдромом, встречающимся в западных культурах. См. также этот список фобий, некоторые из которых могут быть культурно специфичными.

Библиография

  • Экман, П. (1972). Универсалии и культурные различия в выражении эмоций на лице. В изд. Дж. Коула. Небраска Симпозиум по мотивации . Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press: 207–283.
  • Экман, П. (1992). Аргумент в пользу базовых эмоций. Познание и эмоции , 6, 169-200.
  • Экман, П. (1999). Основные эмоции. В Т. Далглиш и Т. Пауэр (ред.) The Handbook of Cognition and Emotion Pp. 45–60. Сассекс, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd.
  • Фонтейн, Дж. и др. (2007). Мир эмоций не двухмерен. Психологическая наука , 18(12), 1050-1057.
  • Голди, П. (2000). Эмоции: философское исследование . Оксфорд: Кларендон Пресс.
  • Принц, Дж. (2004). Внутренние реакции: Перцептивная теория эмоций . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Рассел, Дж.А. (1979). Аффективное пространство биполярно. Журнал личности и социальной психологии , 37, 345-356.
  • Рассел, Дж.А. (1991). Культура и категоризация эмоций, Психологический бюллетень , № 110: 426-450.

Примечания и ссылки

  1. ↑ Джесси Принц Реакции кишечника: теория восприятия эмоций (Оксфорд: Oxford University Press, 2004): стр. 157.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Классификация эмоций | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


Способы, с помощью которых мы отличаем одну эмоцию от другой, являются предметом горячих споров в исследованиях эмоций и аффективной науке. На этой странице кратко изложены некоторые из основных теорий.

Содержание

  • 1 Основные и сложные эмоции
    • 1.1 Социальное и несоциальное отличие
  • 2-мерные модели эмоций
    • 2.1 Модель Плутчика
  • 3 Культурно-специфические эмоции
    • 3.1 Культурно-специфические фобии или эмоциональные синдромы
  • 4 Библиография
  • 5 Примечания и ссылки

Основные и сложные эмоции

Многие теоретики определяют одни эмоции как основные, тогда как другие являются сложными. Утверждается, что базовые эмоции являются биологически фиксированными, врожденными и, как следствие, универсальными для всех людей, а также для многих животных. В этом случае сложные эмоции являются либо усовершенствованными версиями основных эмоций, культурно специфичными, либо идиосинкразическими. Основная проблема состоит в том, чтобы определить, какие эмоции являются основными, а какие сложными.

Одна из проблем заключается в том, что нет единого мнения о методе определения основных эмоций. Теоретики могут указать на универсалии в выражении лица (например, Экман), отличительные физиологические симптомы (например, румянец смущения) или ярлыки, общие для разных языков. Более того, должна быть какая-то правдоподобная история развития о том, как различные небазовые эмоции могут быть основаны на базовых.

  • Ли Чи: Радость, гнев, печаль, страх, любовь, неприязнь и симпатия (Китайская энциклопедия 1-го века до н.э., цитируется в Russell 1991: 426).
  • Стоики: Удовольствие/восторг, страдание, аппетит и страх (Цицерон, Тускуланские диспуты , IV: 13-15).
  • Рене Декарт: Чудо, любовь, ненависть, желание, радость и печаль ( Страсти , 353).
  • Барух Спиноза: Удовольствие, боль и желание ( Этика , ч. III, оп. 59).
  • Томас Гоббс: Аппетит, желание, любовь, отвращение, ненависть, радость и горе ( Левиафан , часть. я, гл. 6).
  • Пол Экман (1972): Гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление.
  • Пол Экман (1999): Развлечение, гнев, презрение, удовлетворение, отвращение, смущение, волнение, страх, вина, гордость за достижение, облегчение, печаль/страдание, удовлетворение, чувственное удовольствие и стыд.
  • Джесси Принц (2004): Разочарование, паника, беспокойство, физическое отвращение, дистресс разлуки, отталкивающее самосознание, удовлетворение, стимуляция и привязанность. [1]

Социальное против несоциального Отличие

Эмоции также можно классифицировать в соответствии с теми, которые могут возникать, когда человек одинок и не думает о других, и теми, которые кажутся более социально направленными. Примеры предлагаемых социальных эмоций включают ревность, любовь, ненависть, вину и благодарность.

Объемные модели эмоций

Как по теоретическим, так и по практическим причинам некоторые исследователи определяют эмоции в соответствии с одним или несколькими измерениями. Популярная версия этого — версия Рассела (1979) размерная, или циркумплексная модель, в которой используются модели возбуждения и валентности . Совсем недавно были предложены другие измерения, например, «потенция» или сила.

Модель Плутчика

Роберт Плутчик предлагает трехмерную модель, которая представляет собой гибрид базовых-комплексных категорий и размерных теорий. Он распределяет эмоции по концентрическим кругам, где внутренние круги являются более простыми, а внешние — более сложными. Примечательно, что внешние круги также образуются за счет смешения эмоций внутреннего круга.

Культурно-специфические эмоции

Одним из препятствий на пути установления таксономии эмоций является то, что разные культуры не всегда распознают одни и те же эмоции в своих языках. В некоторых случаях экспрессивное поведение, суждения или соответствующие реакции, связанные с эмоциональным термином, отличаются. Более того, в ряде культур есть термины для обозначения эмоций, не имеющие прямого эквивалента в английском языке. Ниже приводится список терминов для обозначения эмоций, которые считаются культурно специфичными в этом смысле:

  • Gezellig (Нидерланды): То же значение, что и английское слово «уютный», но встречается в присутствии других людей (Harre, 1986, Doi, 1973, цитируется в Prinz 2004: 131). Очень похоже на немецкое слово Gemütlich .
  • Амаэ (Япония): Чувство зависимости, подобное тому, которое младенцы испытывают по отношению к своим матерям. Важно для связи людей друг с другом и заветными учреждениями. (Принц 2004: 131).
  • Иджираши (Япония): Возникает при виде того, как кто-то достойный похвалы преодолевает препятствие (Matsumoto 1994, цит. по Prinz 2004: 140).
  • Лигет (люди илонготы): Возбужденные горем, но тесно связанные с гневом, могут вдохновлять на охоту за головами (Rosaldo 1980, цит. по Prinz 147).
  • Schadenfreude (Германия): Чувство радости, вызванное восприятием чьего-то страдания.
  • Acedia (Европа Средневековья и Возрождения): Духовная апатия или отвращение к религиозным образам, предположительно возникающие из-за скуки, вызванной повторяющимся характером поклонения (Harre 19).86, цитируется в Prinz 2004: 148).
  • Малу (Дусун Багук, Малайзия): Сочетание стыда и смущения может быть вызвано присутствием человека более высокого ранга (Fessler 1999, цитируется в Prinz 2004: 156)
  • Авумбук (Байнинг, Папуа-Новая Гвинея): Грусть, усталость или скука, вызванные отъездом гостей, друзей или родственников (Russell 1991: 432).
  • Песня (народ ифалук, Микронезия): Близкая к гневу или увещеванию, с моралистическим подтекстом и отсутствием склонности к мести. (лутц 1988, цитируется в Prinz 2004: 147).
  • Fago (Ifaluk): Сочетание любви, сострадания и печали (Lutz 1988, цитируется по Prinz 2004: 147).
  • Кер (Ифалук): Приятный сюрприз (цитируется по Goldie 2000: 91).
  • Русь (Ифалук): Неприятный сюрприз, цит. по Goldie 2000: 91).
  • Nginyiwarrarringu (аборигены пинтупи пустыни Западной Австралии): Внезапный страх, который заставляет человека встать и посмотреть, что его вызвало (Рассел 1991: 431).
  • Срам (Россия): Позор, специально направленный на сексуальную непристойность, происходящую из религиозного дискурса. Также может использоваться как существительное, обозначающее половые органы, или как префикс названия места, в котором происходит сексуальная активность (например, район красных фонарей).
  • Vergüenza Ajena (Испания): Также известен как «Испанский позор». Чувство стыда за другого человека, даже если этот человек сам не испытывает стыда. Например, съеживаться при просмотре очень плохого комикса. Эмоция, как правило, более интенсивна, когда другой человек вам хорошо известен, хотя ее вполне можно испытать, когда другой человек вам не нравится. Очень похоже на голландский термин plaatsvervangende schaamte .

Prinz 2004 также цитирует патриотизм как эмоцию, характерную для западных культур.

Культурно-специфические фобии или эмоциональные синдромы

  • Witiko/Windigo (индейцы-алгонкины): Страх превращения в монстра-каннибала (Trimble, Monson, Dinges & Medicine 1984, цит. по Prinz 2004: 135) .
  • Па-ленг (Китай): Болезненный страх холода даже в жаркую погоду, связанный с дисбалансом инь-ян (слишком мало ян), (Кляйнман 19).80, цитируется по Prinz 2004: 136).
  • Лата (Малайзия): Поражает женщин среднего возраста, преувеличенный рефлекс испуга, вспышки ненормативной лексики и склонность повторять все, что они слышат. См. Мали-Мали на Филиппинах, юаней в Бирме, икота в Сибири, прыгучая мания во французских канадцах Майна (Simons 1996, цит. по Prinz 2004: 136).
  • Pibloktoq (Greenland Intuits): Страх, заставляющий больных кричать, срывать с себя одежду, ломать вещи, есть фекалии, прежде чем впасть в припадки, сопровождаемые глубоким сном и потерей воспоминаний об инциденте (Яп 19). 74, цитируется по Prinz 2004: 135). См. amok в Малайзии и phii bod в Таиланде. (Simons and Hughes 1993, цит. по Prinz 2004: 136).
  • Коро (Ассам и Южный Китай): Сильное беспокойство, что пенис, грудь или вульва втянутся в тело (Yap 1965, цит. по Prinz 2004: 136).
  • Синдром дикой свиньи (Гурурумба, Новая Гвинея): Считается, что этот синдром вызывается укусами призраков их предков. Этот синдром поражает молодых людей, достигших зрелости, которые в течение нескольких дней начинают сбегать с ума, воровать и стрелять из лука. Лечение заключается в том, что его держат над дымящимся огнем (Averill 19).80, Griffiths 1997, Newman 1965, цитируется по Prinz 2004: 136).

Prinz 2004 также называет нервную анорексию культурно-специфическим синдромом, встречающимся в западных культурах. См. также этот список фобий, некоторые из которых могут быть культурно специфичными.

Библиография

  • Экман, П. (1972). Универсалии и культурные различия в выражении эмоций на лице. В изд. Дж. Коула. Небраска Симпозиум по мотивации . Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press: 207–283.
  • Экман, П. (1992). Аргумент в пользу базовых эмоций. Познание и эмоции , 6, 169-200.
  • Экман, П. (1999). Основные эмоции. В Т. Далглиш и Т. Пауэр (ред.) The Handbook of Cognition and Emotion Pp. 45–60. Сассекс, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd.
  • Фонтейн, Дж. и др. (2007). Мир эмоций не двухмерен. Психологическая наука , 18(12), 1050-1057.
  • Голди, П. (2000). Эмоции: философское исследование . Оксфорд: Кларендон Пресс.
  • Принц, Дж. (2004). Внутренние реакции: Перцептивная теория эмоций . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Рассел, Дж.А. (1979). Аффективное пространство биполярно. Журнал личности и социальной психологии , 37, 345-356.
  • Рассел, Дж.А. (1991). Культура и категоризация эмоций, Психологический бюллетень , № 110: 426-450.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts