Главные разновидности эмоциональных состояний
Режим работы и меры безопасности по COVID-19
- МЦ «КОРСАКОВ»
- Главные разновидности эмоциональных состояний
КЛИНИКА ГОДА
Эмоции – это психологические процессы, которые человек остро переживает. Эмоции сильно влияют на настроение, например, радость делает его хорошим. А горе делает настроение подавленным. Своим настроением можно управлять, чтобы быстро избавляться от плохого настроения. Для этого нужно разбираться в основных типах эмоциональных состояний.
Стресс
Стресс – состояние напряжения, которое появляется после длительной эмоциональной перегрузки нервной системы. Его вызывают самые разнообразные факторы – проблемы со сном, плохие отношения в семье, переработка, эмоциональные потрясения (например, потеря близкого человека или участие в военных действиях).
Человек в стрессе проявляет повышенную тревожность. Его организм сначала аккумулирует силы для противодействия опасности, а потом испытывает истощение.
Фрустрация
Такое психическое состояние возникает, если действия человека не приносят ожидаемого и желаемого результата. Это вызывает непреодолимые трудности для достижения цели.
Данное расстройство сопряжено с множеством негативных эмоций, деструктивно воздействующих на сознание, адекватность поведения, жизнь человека в целом. Также фрустрация тоже вызывает агрессию, подавленность и слезливость.
Эмоциональное выгорание
Этот синдром вызывается стрессом. Если нервная система человека долгое время испытывала эмоциональное напряжение, его эмоции «отключаются».
Главные предпосылки эмоционального выгорания:
- надоевшая работа;
- жизненная рутина;
- преклонный возраст;
- неудачи в отношениях.
Стресс снижает работоспособность, провоцирует депрессию и потерю интереса к жизни. Он сопровождается тревожностью, агрессивностью, конфликтностью, психосоматическими нарушениями.
Аффект
Аффект – проявление сильных «взрывных» эмоций, которое заканчивается достаточно быстро. Обычно состояние аффекта вызвано мгновенным внешним воздействием. В этом состоянии подсознание «перехватывает управление» у сознания – человек не отдает себе отчета в своих действиях и не может адекватно реагировать на ситуацию.
При аффекте реакция человека на внешние раздражители чрезвычайно агрессивна. Например, он бросает и ломает предметы, способен ударить, покалечить и даже убить животное или человека.
Страсть
Страсть похожа на аффект, но длится дольше. С ней справиться гораздо сложнее – страсть является мощной устойчивой реакцией психики. Она влияет на сознание, мысли, поступки. Объектом страсти может быть что угодно, например, хобби, предмету, человеку идее.
Человек думает исключительно об объекте своей страсти. Его волнует только то, что с ним связано. Такая одержимость нередко приводит к радикальным изменениям жизненного уклада: нарушается сон, питание, меняется круг и стиль общения, интересы.
Психологическая саморегуляция: полезные методы
Если человек не контролирует эмоции, не справляется с аффектом или стрессами, это отрицательно сказывается на его жизни. «Вредные» эмоции ухудшают здоровье, могут стать причиной потери работы и разрыва отношений.
Можно долгое время подавлять эмоции, но это может вылиться либо во «взрыв» и аффект, либо в затяжную депрессию. Поэтому нужно проанализировать, что вызывает сильные нежелательные эмоции и устранить источники нежелательных состояний.
Чтобы быстро успокоиться и не накапливать усталость помогут методики расслабления и контроля дыхания. «Погасить» агрессию помогут мысли и воспоминания о радостных событиях. Очень важно научиться оценивать ситуацию объективно и уметь смотреть на себя со стороны.
Чтобы избежать стресса, нужно сохранять спокойствие и меньше переживать, стараться мирно урегулировать неприятные ситуации. Иногда стресс может стать результатом длительного безделья. В этом случае рекомендуется заняться работой или хобби.
- Назад
- Вперёд
Психиатрическая клиника «КОРСАКОВ»
+7 (499) 288-19-74
(круглосуточно)
Москва, 3-я Черкизовскаая, д. 14
5 минут от м. Преображенская площадь
Парковка для пациентов
Эмоциональное состояние
Разновидность психического состояния, характеризующаяся довольно длительной подпиткой со стороны одной или нескольких эмоций; иными словами — затянувшаяся эмоция.
В любом психическом состоянии можно углядеть те или иные эмоции, но для эмоциональных состояний эмоции являются стержневыми, определяющими. Они практически целиком определяют характер состояния. Например, усталость является следствием длительной нагрузки, а не возбуждения некоторой эмоции. Счастье наоборот является именно следствием эмоции, а не изменением функциональных особенностей организма.
В любом эмоциональном состоянии есть элемент ненормальности. Это связано вот с чем. Эмоция есть инстинкт в действии.
Другое дело, что эта ненормальность может быть следствием как объективных, так и субъективных причин. Возьмем одно из самых распространенных эмоциональных состояний — тревогу.
Эмоция тревоги может затянуться из-за объективных причин (например, пропал близкий человек) и из-за субъективных (у человека хроническая тревожность — у него слишком часто запускается эмоция тревоги).В общем-то любые эмоции влияют на наш разум: они возбуждают активность нашего сознания, заставляют мысли течь в определенном направлении. Например, эмоция злости побуждает наш разум обдумывать способы воздаяния — здесь и сейчас, а эмоция обиды побуждает наш разум обдумывать скрытые способы отмщения. Верно и обратное: наш разум так или иначе тоже может подпитывать эмоции, в некоторых случаях он целиком отвечает за развитие эмоционального состояния. Если, например, человек убежден, что отомстить необходимо, если он продолжает представлять ситуацию, в которой его оскорбили, он будет продолжать вынашивать идею отомстить.
Некоторые эмоции протекают более бурно, некоторые менее. Эмоция злости протекает более бурно, чем эмоция обиды. Сама природа эмоции злости мобилизует человека, повышает его тонус, в некоторых ситуациях чрезвычайно (состояние аффекта), но это возбуждение дорого обходится организму и не может продолжаться долго. Эмоциональное состояние злости быстро заканчивается: или противник наказан, или прощен (может быть и так, что цель стала недосягаемой для мщения). Эмоциональное состояние обиды более тонкое, в нем мы вынашиваем разные планы отложенного мщения, и если даже цель стала временно недосягаемой, мы все равно обдумываем планы отмщения, выбирая наиболее эффективные и безопасные для нас самих.
Некоторые эмоции и соответственно эмоциональные состояния имеют более давнюю историю в филогенезе человека, некоторые менее. Эмоция злости (инстинкт агрессии) — одна из самых старых. Она вообще практически не нуждается в нашем разуме. В состоянии сильного аффективного возбуждения человек может убить другого, о чем впоследствии даже и не помнит, что свидетельствует о бессознательном состоянии на тот момент. Эмоция обиды более новая и уже нуждается в разуме.
Еще более молодая эмоция и еще более характерная — эмоция зависти. Про нее можно сказать, что она целиком «разумна», потому что весь смысл этого инстинкта заключается в том, чтобы сначала захотеть чего-то очень сильно (что есть у другого существа), а потом придумать способ, как завладеть этим. Как эмоциональное состояние обиды, так и зависти может продолжаться часами и днями. Человек в таком состоянии теряет аппетит, плохо спит, становится невнимательным, раздражительным и т. д. Это происходит из-за того, что его разум, с одной стороны, становится поражен страстным желанием отомстить или заполучить желаемое, а с другой стороны — сам разум генерирует новые обстоятельства, подкидывает возможные решения, поддерживая эмоциональное возбуждение.
Другой интересный пример — эмоциональное состояние счастья. Базовой эмоцией для счастья является удовлетворение — реализация некоторой потребности. Для удовлетворения характерно то, что выделяются эндорфины и другие вещества, которые цементируют собой «хорошие» нервные связи, то есть те, которые привели к достижению желаемого результата. Эмоция удовлетворения тоже затрагивает наш разум — в нашем сознании как бы сами собой вспыхивают те или иные обстоятельства, которые привели к достижению результата, эти обстоятельства и алгоритмы психической жизни, которые с ними были связаны, закрепляются. Чем дольше мы шли к желанной цели, чем сильнее было желание, тем ярче и продолжительнее эмоция удовлетворения.
При достижении некоторого порога удовлетворение приобретает такой тотальный характер, что человека начинает радовать вообще всё: и что было, и что есть в настоящее время, и что будет. Это эмоциональное состояние как раз и называют счастьем. В таком состоянии поведенческие особенности человека неудержимо перестраиваются, разрушаются старые схемы и строятся новые. Человек обретает как бы новое Я, поднимаясь на новую ступень своего развития. Он обретает новые надежды и т. д. Но не факт, конечно, что это новое качество пойдет ему на пользу. В любом случае эмоциональное состояние счастья (как и любое другое) не может и не должно продолжаться вечно.
Как показано на рисунке, еще одной важной причиной или фактором развития эмоционального состояния являются привычки. Сами того не замечая, мы в похожих ситуациях и действуем одинаково, и чувствуем одинаково, и мыслим одинаково.
- Отчаяние
- Отрицательная астеническая эмоция, эмоциональное состояние, являющееся как правило следствием переживания кризисных явлений и проявляющееся во временной подавленности, нежелании что-либо делать.
- Эмоция
- Кратковременное психическое состояние, являющееся непосредственной реакцией на то или иное событие, имеющее личностный смысл и сопровождающееся выбросами тех или иных нейромедиаторов. Конструктивный для поведения смысл эмоций — саморегуляция поведения, выражающееся в положительном или отрицательном подкреплении тех или иных алгоритмов психической жизни.
- Настроенность
- Прилагательные, отражающие психическое состояние
- Психическое напряжение
- Регуляция эмоциональных состояний
- Ресурсное состояние
- Сон
- Уравновешенность
- Функциональное состояние
Эмоциональные состояния основаны на мозге? Критика аффективного мозгоцентризма с физиологической точки зрения
. 2019;34(5):45. doi: 10.1007/s10539-019-9699-6. Epub 2019 21 августа.Джованна Коломбетти 1 , Эдер Завала 2 3 4 5
Принадлежности
- 1 1 Факультет социологии, философии и антропологии Эксетерского университета, Эксетер, EX4 4RJ UK.
- 2 2Институт живых систем, Эксетерский университет, Эксетер, EX4 4QD UK.
- 3 3EPSRC Центр прогнозного моделирования в здравоохранении, Эксетерский университет, Эксетер, EX4 4QD UK.
- 4 4Wellcome Trust Center for Biomedical Modeling and Analysis, University of Exeter, Exeter, EX4 4QD UK.
- 5 5Колледж инженерных, математических и физических наук Эксетерского университета, Эксетер, EX4 4QD UK.
- PMID: 31485092
- PMCID: PMC6704080
- DOI: 10.1007/s10539-019-9699-6
Джованна Коломбетти и др. Биол Филос. 2019.
Бесплатная статья ЧВК . 2019;34(5):45. doi: 10.1007/s10539-019-9699-6. Эпаб 201921 августа.Авторы
Джованна Коломбетти 1 , Эдер Завала 2 3 4 5
Принадлежности
- 1 1 Факультет социологии, философии и антропологии Эксетерского университета, Эксетер, EX4 4RJ UK.
- 2 2Институт живых систем, Эксетерский университет, Эксетер, EX4 4QD UK.
- 3 3EPSRC Центр прогнозного моделирования в здравоохранении, Эксетерский университет, Эксетер, EX4 4QD UK.
- 4 4Wellcome Trust Center for Biomedical Modeling and Analysis, University of Exeter, Exeter, EX4 4QD UK.
- 5 5Колледж инженерных, математических и физических наук Эксетерского университета, Эксетер, EX4 4QD UK.
- PMID: 31485092
- PMCID: PMC6704080
- DOI: 10.1007/s10539-019-9699-6
Абстрактный
Мы называем аффективным мозгоцентризмом склонность отдавать предпочтение мозгу перед другими частями организма при определении или объяснении эмоций. Мы различаем две версии этой тенденции. Согласно мозговой достаточности , эмоциональные состояния полностью реализуются мозговыми процессами. Согласно мозгу-хозяину , эмоциональные состояния реализуются как мозговыми, так и телесными процессами, но последние полностью управляются мозгом: мозг является главным регулятором телесных процессов. Мы утверждаем, что оба эти утверждения проблематичны, и используем физиологические объяснения стресса, чтобы обосновать наш основной аргумент. Эти отчеты иллюстрируют существование сложных взаимодействий между мозгом и эндокринной системой, иммунной системой, энтеральной нервной системой и даже микробиотой кишечника. Мы утверждаем, что из-за этих сложных взаимодействий между мозгом и телом мозг нельзя изолировать и идентифицировать как основу стресса. Мы также упоминаем недавние данные, свидетельствующие о том, что сложные взаимодействия между мозгом и телом характеризуют физиологию депрессии и тревоги. Наконец, мы призываем к альтернативному динамическому, системному и телесному подходу к изучению физиологии эмоций, который не отдает предпочтение мозгу, а скорее направлен на понимание того, как взаиморегулирующие мозговые и телесные процессы совместно реализуют разнообразные эмоциональные состояния.
Ключевые слова: аффективная наука; мозгоцентризм; Эмоции; микробиота кишечника; ось HPA; Стресс.
Цифры
Рис. 1
Динамическое регулирование в ГПД…
Рис. 1
Динамическое регулирование по оси HPA. Положительные (отрицательные) взаимодействия обозначены стрелками…
рисунок 1Динамическое регулирование по оси HPA. Положительные (отрицательные) взаимодействия обозначены стрелками (ребрами). После секреции глюкокортикоиды ингибируют свой собственный синтез через петли отрицательной обратной связи с гипофизом и гипоталамусом
Рис. 2
Схема циркадных (24 ч)…
Рис. 2
Схема циркадианных (24 ч) и ультрадианных (~ 1 ч) колебаний в…
Рис. 2Схема циркадианных (24 ч) и ультрадианных ( ~ 1 ч) колебаний концентрации глюкокортикоидов в плазме
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
- Тревога, депрессия и микробиом: роль кишечных пептидов.
Лах Г., Шеллекенс Х., Динан Т.Г., Крайан Дж.Ф. Лах Г. и соавт. Нейротерапия. 2018 Янв; 15 (1): 36-59. doi: 10.1007/s13311-017-0585-0. Нейротерапия. 2018. PMID: 29134359 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Ось кишечник-мозг: взаимодействие между энтеральной микробиотой, центральной и энтеральной нервной системами.
Каработти М. , Сирокко А., Маселли М.А., Севери К. Каработти М. и соавт. Энн Гастроэнтерол. 2015 апрель-июнь;28(2):203-209. Энн Гастроэнтерол. 2015. PMID: 25830558 Бесплатная статья ЧВК.
- Ось кишечник/мозг и микробиота.
Майер Э.А., Тиллиш К., Гупта А. Майер Э.А. и соавт. Джей Клин Инвест. 2015 2 марта; 125 (3): 926-38. DOI: 10.1172/JCI76304. Epub 2015 17 февраля. Джей Клин Инвест. 2015. PMID: 25689247 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Воспроизведение телесного «Я» на сцене: воплощенное познание встречается с психоанализом.
Скоролли К. Скоролли С. Фронт Псих. 2019 5 апр;10:492. doi: 10.3389/fpsyg.2019.00492. Электронная коллекция 2019. Фронт Псих. 2019. PMID: 31024371 Бесплатная статья ЧВК.
- Синдром раздраженного кишечника: модель взаимодействия мозга и кишечника.
Мулак А., Боназ Б. Мулак А. и др. Медицинский научный монит. 2004 г., апрель; 10 (4): RA55-62. Медицинский научный монит. 2004. PMID: 15260348 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Использование искусственного интеллекта для оценки аффективных состояний в животноводстве.
Нитираджан С. Нитираджан С. Передняя ветеринарная наука. 2021 авг 2;8:715261. дои: 10.3389/фветс.2021.715261. Электронная коллекция 2021. Передняя ветеринарная наука. 2021. PMID: 34409091 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Психомоторная прогностическая обработка.
Фокс С. Фокс С. Энтропия (Базель). 2021 24 июня; 23 (7): 806. дои: 10.3390/e23070806. Энтропия (Базель). 2021. PMID: 34202804 Бесплатная статья ЧВК.
- Лечение боли у сельскохозяйственных животных: основное внимание уделяется крупному рогатому скоту, овцам и свиньям.
Стигал П.В., Бустаманте Х., Джонсон К.Б., Тернер П.В. Стигал П.В. и соавт. Животные (Базель). 2021 21 мая; 11 (6): 1483. дои: 10.3390/ani11061483. Животные (Базель). 2021. PMID: 34063847 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Рекомендации
- Адольфс Р., Андерсон Д.Дж. Неврология эмоций: новый синтез. Принстон: Издательство Принстонского университета; 2018.
- Браво Дж. А., Форсайт П., Чу М. В., Эскаравэдж Э., Савиньяк Х. М., Динан Т. Г. и др. Прием внутрь штамма Lactobacillus регулирует эмоциональное поведение и экспрессию центрального рецептора ГАМК у мышей через блуждающий нерв. Proc Natl Acad Sci. 2011;108:16050–16055. — ЧВК — пабмед
- Бернетт Д. Счастливый мозг: наука о том, откуда берется счастье и почему. Нью-Йорк: Издательство HarperCollins; 2018.
- Кэннон ВБ. Мудрость тела. Нью-Йорк: WW Нортон и К. Инк; 1932 г.
- Коломбетти Г. Активная аффективность, расширенная. Топои. 2017; 36: 445–455.
Грантовая поддержка
- MR/P014747/1/MRC_/Совет медицинских исследований/Великобритания
Эмоции – Психология
Эмоции и мотивация
OpenStaxCollege
[латексная страница]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Объясните основные теории эмоций
- Опишите роль лимбических структур в обработке эмоций
- Понять вездесущую природу создания и распознавания эмоционального выражения
В повседневной жизни мы испытываем самые разные эмоции. Эмоция — это субъективное состояние бытия, которое мы часто описываем как наши чувства. Слова «эмоция» и «настроение» иногда используются взаимозаменяемо, но психологи используют эти слова для обозначения двух разных вещей. Как правило, слово «эмоция» указывает на субъективное аффективное состояние, которое является относительно интенсивным и возникает в ответ на то, что мы испытываем ([ссылка]). Часто считается, что эмоции переживаются сознательно и преднамеренно. Настроение, с другой стороны, относится к продолжительному, менее интенсивному аффективному состоянию, которое не возникает в ответ на то, что мы испытываем. Состояния настроения могут не осознаваться сознательно и не нести интенциональности, связанной с эмоциями (Beedie, Terry, Lane, & Devonport, 2011). Здесь мы сосредоточимся на эмоциях, а о настроении вы узнаете больше в главе, посвященной психологическим расстройствам.
Малыши могут быстро переключаться между эмоциями, будучи (а) очень счастливыми в один момент и (б) очень грустными в следующий. (кредит а: модификация работы Керри Чешик; кредит б: модификация работы Керри Чешик)
Мы можем быть на вершине радости или в глубине отчаяния или. Мы можем злиться, когда нас предают, бояться, когда нам угрожают, и удивляться, когда происходит что-то неожиданное. В этом разделе будут изложены некоторые из наиболее известных теорий, объясняющих наши эмоциональные переживания, и дано представление о биологических основах эмоций. Этот раздел завершается обсуждением вездесущей природы выражений эмоций на лице и нашей способности распознавать эти выражения у других.
Наши эмоциональные состояния представляют собой комбинацию физиологического возбуждения, психологической оценки и субъективных переживаний. Вместе они известны как компоненты эмоций. Эти оценки основаны на нашем опыте, происхождении и культуре. Поэтому у разных людей могут быть разные эмоциональные переживания даже при сходных обстоятельствах. Со временем было предложено несколько различных теорий эмоций, показанных в [ссылка], для объяснения того, как различные компоненты эмоций взаимодействуют друг с другом.
Теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эмоции возникают в результате физиологического возбуждения. Вспомните, что вы узнали о симпатической нервной системе и нашей реакции «бей или беги», когда нам угрожают. Если бы вы столкнулись с какой-то угрозой в вашем окружении, например, с ядовитой змеей на заднем дворе, ваша симпатическая нервная система инициировала бы значительное физиологическое возбуждение, которое заставило бы ваше сердце биться быстрее и увеличить частоту дыхания. Согласно теории эмоций Джеймса-Ланге, вы испытаете чувство страха только после того, как произойдет это физиологическое возбуждение. Кроме того, разные модели возбуждения будут связаны с разными чувствами.
Другие теоретики, однако, сомневались, что физиологическое возбуждение, возникающее при различных типах эмоций, достаточно отчетливо, чтобы привести к большому разнообразию переживаемых нами эмоций. Так была разработана теория эмоций Кэннона-Барда. Согласно этой точке зрения, физиологическое возбуждение и эмоциональное переживание возникают одновременно, но независимо друг от друга (Lang, 1994). Таким образом, когда вы видите ядовитую змею, вы испытываете страх ровно в то же время, когда ваше тело начинает реагировать на борьбу или бегство. Эта эмоциональная реакция была бы отдельной и независимой от физиологического возбуждения, даже если бы они происходили одновременно.
Теории Джеймса-Ланге и Кэннона-Барда получили некоторую эмпирическую поддержку в различных исследовательских парадигмах. Например, Chwalisz, Diener и Gallagher (1988) провели исследование эмоциональных переживаний людей с травмами спинного мозга. Они сообщили, что люди, неспособные получать вегетативную обратную связь из-за травм, все же испытывали эмоции; однако у людей с меньшим осознанием вегетативного возбуждения была тенденция испытывать менее интенсивные эмоции. Совсем недавно исследования, изучающие гипотезу лицевой обратной связи, показали, что подавление выражения эмоций на лице снижает интенсивность некоторых эмоций, испытываемых участниками (Davis, Senghas, & Ochsner, 2009).). В обоих этих примерах ни одна из теорий не подтверждается полностью, потому что физиологическое возбуждение, по-видимому, не является необходимым для эмоционального переживания, но это возбуждение, по-видимому, участвует в усилении интенсивности эмоционального переживания.
Двухфакторная теория эмоций Шахтера-Зингера представляет собой еще один вариант теории эмоций, учитывающий как физиологическое возбуждение, так и эмоциональный опыт. Согласно этой теории, эмоции состоят из двух факторов: физиологического и когнитивного. Другими словами, физиологическое возбуждение интерпретируется в контексте возникновения эмоционального переживания. Возвращаясь к нашему примеру с ядовитой змеей на вашем заднем дворе, двухфакторная теория утверждает, что змея вызывает активацию симпатической нервной системы, которая в данном контексте определяется как страх, а наш опыт — это страх.
На этом рисунке показаны основные положения двухфакторных теорий эмоций Джеймса-Ланге, Кэннона-Барда и Шахтера-Зингера. (кредит «змея»: модификация работы «tableatny»/Flickr; кредит «лицо»: модификация работы Кори Занкера)
Важно отметить, что Шахтер и Сингер полагали, что физиологическое возбуждение очень похоже между различными типами эмоций, которые мы испытываем, и, следовательно, когнитивная оценка ситуации имеет решающее значение для реальных переживаемых эмоций. На самом деле, можно было бы ошибочно приписать возбуждение эмоциональному переживанию, если бы обстоятельства были правильными (Schachter & Singer, 19).62).
Чтобы проверить свою идею, Шахтер и Сингер провели хитрый эксперимент. Участники мужского пола были случайным образом распределены в одну из нескольких групп. Некоторым участникам вводили инъекции адреналина, которые вызывали телесные изменения, имитирующие реакцию симпатической нервной системы на борьбу или бегство; однако только некоторым из этих мужчин было сказано ожидать этих реакций как побочных эффектов инъекции. Другим мужчинам, получившим инъекции адреналина, сказали, что либо инъекция не будет иметь побочных эффектов, либо приведет к побочному эффекту, не связанному с симпатической реакцией, например, к зуду в ногах или головной боли. После получения этих инъекций участники ждали в комнате с кем-то еще, кого они считали еще одним субъектом исследовательского проекта. На самом деле другой человек был сообщником исследователя. Сообщник по сценарию демонстрировал эйфорическое или гневное поведение (Schachter & Singer, 19 лет).62).
Когда испытуемых, которым сказали, что они должны ожидать появления симптомов физиологического возбуждения, спросили о каких-либо эмоциональных изменениях, которые они испытали, связанных либо с эйфорией, либо с гневом (в зависимости от того, как вел себя их сообщник), они не сообщили ни об одном. Однако мужчины, которые не ожидали физиологического возбуждения в результате инъекции, с большей вероятностью сообщали, что испытывали эйфорию или гнев в зависимости от поведения назначенного им сообщника. В то время как все, кто получил инъекцию адреналина, испытали одинаковое физиологическое возбуждение, только те, кто не ожидал возбуждения, использовали контекст, чтобы интерпретировать возбуждение как изменение эмоционального состояния (Schachter & Singer, 19).62).
Сильные эмоциональные реакции связаны с сильным физиологическим возбуждением. Это заставило некоторых предположить, что признаки физиологического возбуждения, включающие учащение пульса, дыхания и потоотделение, могут служить инструментом для определения того, говорит ли кто-то правду или нет. Предполагается, что большинство из нас проявили бы признаки физиологического возбуждения, если бы вели себя с кем-то нечестно. Полиграф, или тест на детекторе лжи, измеряет физиологическое возбуждение человека, отвечающего на ряд вопросов. Кто-то, обученный читать эти тесты, будет искать ответы на вопросы, которые связаны с повышенным уровнем возбуждения, как потенциальные признаки того, что респондент мог быть нечестным в этих ответах. Хотя детекторы лжи по-прежнему широко используются, их достоверность и точность весьма сомнительны, поскольку нет доказательств того, что ложь связана с каким-либо конкретным паттерном физиологического возбуждения (Saxe & Ben-Shakhar, 19).99).
Связь между нашим переживанием эмоций и нашей когнитивной обработкой их, а также порядок, в котором они возникают, остаются предметом исследований и дискуссий. Лазарус (1991) разработал когнитивно-опосредованную теорию, которая утверждает, что наши эмоции определяются нашей оценкой стимула. Эта оценка является посредником между стимулом и эмоциональной реакцией, она является немедленной и часто бессознательной. В отличие от модели Шахтера-Зингера, оценка предшествует когнитивному ярлыку. Вы узнаете больше о концепции оценки Лазаря, когда будете изучать стресс, здоровье и образ жизни.
Два других выдающихся взгляда возникают из работы Роберта Зайонца и Джозефа Леду. Zajonc утверждал, что некоторые эмоции возникают отдельно от нашей когнитивной интерпретации или до них, например чувство страха в ответ на неожиданный громкий звук (Zajonc, 1998). Он также верил в то, что мы могли бы небрежно назвать интуитивным чувством, — что мы можем испытывать мгновенную и необъяснимую симпатию или неприязнь к кому-то или чему-то (Zajonc, 1980). Леду также считает, что некоторые эмоции не требуют познания: некоторые эмоции полностью обходят контекстуальную интерпретацию. Его исследования в области нейронауки эмоций продемонстрировали основную роль миндалевидного тела в возникновении страха (Cunha, Monfils, & LeDoux, 2010; LeDoux 19).96, 2002). Стимул страха обрабатывается мозгом по одному из двух путей: из таламуса (там, где он воспринимается) непосредственно в миндалевидное тело или из таламуса через кору и затем в миндалину. Первый путь быстрый, а второй позволяет больше обрабатывать детали стимула. В следующем разделе мы более подробно рассмотрим нейронауку эмоционального отклика.
Ранее вы узнали о лимбической системе — области мозга, отвечающей за эмоции и память ([ссылка]). Лимбическая система включает гипоталамус, таламус, миндалевидное тело и гиппокамп. Гипоталамус играет роль в активации симпатической нервной системы, которая является частью любой данной эмоциональной реакции. Таламус служит сенсорным релейным центром, нейроны которого проецируются как в миндалевидное тело, так и в высшие области коры для дальнейшей обработки. Миндалевидное тело играет роль в обработке эмоциональной информации и отправке этой информации в корковые структуры (Fossati, 2012). Гиппокамп объединяет эмоциональный опыт с познанием (Femenía, Gómez-Galán, Lindskog, & Magara, 2012).
Лимбическая система, включающая гипоталамус, таламус, миндалевидное тело и гиппокамп, участвует в опосредовании эмоциональной реакции и памяти.
Миндалевидное тело
Миндалевидное тело привлекало большое внимание исследователей, заинтересованных в понимании биологической основы эмоций, особенно страха и тревоги (Blackford & Pine, 2012; Goosens & Maren, 2002; Maren, Phan, & Либерзон, 2013). Миндалевидное тело состоит из различных субъядер, включая базолатеральный комплекс и центральное ядро ([ссылка]). Базолатеральный комплекс имеет плотные связи с различными сенсорными областями мозга. Это имеет решающее значение для классической обусловленности и для придания эмоциональной ценности процессам обучения и памяти. Центральное ядро играет роль во внимании и имеет связи с гипоталамусом и различными областями ствола мозга для регуляции активности вегетативной нервной и эндокринной систем (Pessoa, 2010).
Анатомия базолатерального комплекса и центрального ядра миндалины показана на этой диаграмме.
Исследования на животных показали повышенную активацию миндалевидного тела у крысят, у которых запаховые сигналы сопровождаются ударом током, когда их мать отсутствует. Это приводит к отвращению к сигналу запаха, что предполагает, что крысы научились бояться сигнала запаха. Интересно, что в присутствии матери крысы на самом деле отдавали предпочтение запаховому сигналу, несмотря на его связь с электрическим током. Это предпочтение не ассоциировалось с усилением активации миндалевидного тела. Это предполагает дифференцированное влияние на миндалевидное тело со стороны контекст (присутствие или отсутствие матери) определял, научились ли детеныши бояться запаха или их привлекало к нему (Moriceau & Sullivan, 2006).
Raineki, Cortés, Belnoue и Sullivan (2012) продемонстрировали, что у крыс негативный опыт в раннем возрасте может изменить функцию миндалевидного тела и привести к подростковым моделям поведения, которые имитируют расстройства настроения человека. В этом исследовании детеныши крыс подвергались жестокому или обычному обращению в течение 8–12 дней после рождения. Было две формы жестокого обращения. Первая форма жестокого обращения заключалась в неудовлетворительном постельном состоянии. У матери-крысы было недостаточно подстилки в клетке, чтобы построить правильное гнездо, в результате чего она проводила больше времени вдали от своих детенышей, пытаясь построить гнездо, и меньше времени кормила своих детенышей. Вторая форма жестокого обращения заключалась в ассоциативной обучающей задаче, которая включала сочетание запахов и электрического стимула в отсутствие матери, как описано выше. Контрольная группа находилась в клетке с достаточным количеством подстилки и не беспокоилась со своими матерями в течение того же периода времени. Крысята, подвергшиеся жестокому обращению, гораздо чаще проявляли депрессивные симптомы в подростковом возрасте по сравнению с контрольной группой. Такое депрессивное поведение было связано с повышенной активацией миндалевидного тела.
Исследования на людях также указывают на связь между миндалевидным телом и психологическими расстройствами настроения или тревогой. Изменения в структуре и функции миндалевидного тела были продемонстрированы у подростков, которые либо находятся в группе риска, либо у которых диагностированы различные аффективные и/или тревожные расстройства (Miguel-Hidalgo, 2013; Qin et al. , 2013). Также предполагалось, что функциональные различия в миндалевидном теле могут служить биомаркером для дифференциации людей, страдающих биполярным расстройством, от людей, страдающих большим депрессивным расстройством (Fournier, Keener, Almeida, Kronhaus, & Phillips, 2013).
Гиппокамп
Как упоминалось ранее, гиппокамп также участвует в обработке эмоций. Как и миндалевидное тело, исследования показали, что структура и функция гиппокампа связаны с различными расстройствами настроения и тревожными расстройствами. У лиц, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), наблюдается заметное уменьшение объема нескольких частей гиппокампа, что может быть результатом снижения уровней нейрогенеза и ветвления дендритов (образование новых нейронов и образование новых дендритов в существующих нейронах соответственно). ) (Ванг и др., 2010). Хотя с помощью подобных корреляционных исследований невозможно установить причинно-следственную связь, исследования продемонстрировали улучшение поведения и увеличение объема гиппокампа после фармакологической или когнитивно-поведенческой терапии у лиц, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством (Bremner & Vermetten, 2004; Levy-Gigi, Szabó, Келемен и Кери, 2013 г. ).
Культура может влиять на то, как люди проявляют эмоции. Правило культурного проявления — это один из наборов культурно-специфических стандартов, которые регулируют типы и частоту проявления допустимых эмоций (Malatesta & Haviland, 1982). Следовательно, люди из разных культур могут иметь очень разные культурные правила проявления эмоций. Например, исследования показали, что люди из США выражают негативные эмоции, такие как страх, гнев и отвращение, как в одиночестве, так и в присутствии других, в то время как японцы делают это только в одиночестве (Мацумото, 19 лет).90). Кроме того, люди из культур, которые склонны подчеркивать социальную сплоченность, с большей вероятностью будут подавлять эмоциональные реакции, чтобы они могли оценить, какая реакция наиболее уместна в данном контексте (Matsumoto, Yoo & Nakagawa, 2008).
Эмоциональность может быть связана с другими культурными характеристиками. Например, могут быть гендерные различия, связанные с эмоциональной обработкой. Хотя исследования гендерных различий в проявлении эмоций неоднозначны, есть некоторые свидетельства того, что мужчины и женщины могут различаться в регуляции эмоций (McRae, Ochsner, Mauss, Gabrieli, & Gross, 2008).
Несмотря на различные правила выражения эмоций, наша способность распознавать эмоции и выражать их на лице кажется универсальной. На самом деле, даже слепые от рождения люди демонстрируют одинаковое выражение эмоций на лице, несмотря на то, что у них никогда не было возможности наблюдать эти проявления эмоций на лице у других людей. Казалось бы, это предполагает, что схема активности лицевых мышц, участвующих в формировании эмоциональных выражений, универсальна, и действительно, эта идея была высказана в конце XIX века.го века в книге Чарльза Дарвина Выражение эмоций у человека и животных (1872) . На самом деле, существуют существенные доказательства существования семи универсальных эмоций, каждая из которых связана с определенным выражением лица. К ним относятся: счастье, удивление, печаль, испуг, отвращение, презрение и гнев ([ссылка]) (Ekman & Keltner, 1997).
Показаны семь универсальных выражений эмоций на лице. (кредит: модификация работы Кори Занкера)
Улыбка делает вас счастливым? Или счастье заставляет вас улыбаться? Гипотеза лицевой обратной связи утверждает, что выражения лица способны влиять на наши эмоции, а это означает, что улыбка может сделать вас счастливее (Buck, 1980; Soussignan, 2001; Strack, Martin & Stepper, 1988). В недавнем исследовании изучалось, как ботокс, который парализует лицевые мышцы и ограничивает выражение лица, может влиять на эмоции. Хавас, Гленберг, Гутовски, Лукарелли и Дэвидсон (2010) обнаружили, что люди с депрессией меньше сообщали о депрессии после паралича их хмурых мышц с помощью инъекций ботокса.
Конечно, эмоции выражаются не только выражением лица. Мы также используем тон нашего голоса, различное поведение и язык тела для передачи информации о наших эмоциональных состояниях. Язык тела — это выражение эмоций с помощью положения тела или движения. Исследования показывают, что мы весьма чувствительны к эмоциональной информации, передаваемой через язык тела, даже если мы не осознаем этого (де Гелдер, 2006; Тамиетто и др., 2009).
Расстройство аутистического спектра и выражение эмоций
Расстройство аутистического спектра (РАС) представляет собой набор нарушений развития нервной системы, характеризующихся повторяющимся поведением и коммуникативными и социальными проблемами. Дети с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности с распознаванием эмоциональных состояний других, и исследования показали, что это может быть связано с неспособностью отличить друг от друга различные невербальные выражения эмоций (например, мимику) (Hobson, 1986). Кроме того, есть основания полагать, что аутичным людям также трудно выражать эмоции тоном голоса и выражением лица (Macdonald et al., 19).89). Трудности с распознаванием и выражением эмоций могут способствовать нарушению социального взаимодействия и общения, которые характеризуют аутизм; поэтому для решения этих трудностей были изучены различные терапевтические подходы. Различные образовательные программы, когнитивно-поведенческая терапия и фармакологическая терапия продемонстрировали определенные перспективы в оказании помощи аутичным людям в обработке эмоционально значимой информации (Bauminger, 2002; Golan & Baron-Cohen, 2006; Guastella et al., 2010).
Эмоции — это субъективные переживания, состоящие из физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Для объяснения наших эмоциональных переживаний были выдвинуты различные теории. Теория Джеймса-Ланге утверждает, что эмоции возникают как функция физиологического возбуждения. Теория Кэннона-Барда утверждает, что эмоциональное переживание происходит одновременно с физиологическим возбуждением и независимо от него. Двухфакторная теория Шахтера-Зингера предполагает, что физиологическое возбуждение получает когнитивные ярлыки в зависимости от соответствующего контекста и что эти два фактора вместе приводят к эмоциональному переживанию.
Лимбическая система — это эмоциональная цепь мозга, включающая миндалевидное тело и гиппокамп. Обе эти структуры участвуют в нормальной эмоциональной обработке, а также в психологическом настроении и тревожных расстройствах. Повышенная активность миндалевидного тела связана с обучением страху и наблюдается у людей, подверженных риску расстройств настроения или страдающих от них. Было показано, что объем гиппокампа уменьшается у людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством.
Способность воспроизводить и распознавать выражения эмоций на лице кажется универсальной, независимо от культурного происхождения. Однако существуют культурные правила проявления, которые влияют на то, как часто и при каких обстоятельствах могут выражаться различные эмоции. Тон голоса и язык тела также служат средством передачи информации о наших эмоциональных состояниях.
Было показано, что у лиц, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством, снижен объем ________.
- миндалевидное тело
- гиппокамп
- гипоталамус
- таламус
B
Согласно ________ теории эмоций, эмоциональные переживания возникают в результате физиологического возбуждения.
- Джеймс-Ланге
- Кэннон-Бард
- Schachter-Singer двухфакторный
- Дарвиновский
A
Какая из следующих эмоций не относится к семи универсальным эмоциям, описанным в этой главе?
- презрение
- отвращение
- меланхолия
- гнев
C
Какая из следующих теорий эмоций предполагает, что детектор лжи должен достаточно точно отличать одну эмоцию от другой?
- Теория Кэннона-Барда
- Теория Джеймса-Ланге
- Двухфакторная теория Шахтера-Зингера
- Дарвиновская теория
Б
Представьте, что вы обнаружили, что ядовитая змея ползет по вашей ноге сразу после приема препарата, препятствующего активации симпатической нервной системы. Что предскажет теория Джеймса-Ланге о вашем опыте?
Теория Джеймса-Ланге предсказывает, что я не буду чувствовать страх, потому что у меня не было физиологического возбуждения, необходимого для того, чтобы вызвать это эмоциональное состояние.