Функции стереотипов: 17. Функции стереотипов.

Содержание

17. Функции стереотипов.

1. Передача относительно достоверной информации. Уже с первых контактов с чужой культурой начинается классификация новой информации и фор­мируется модель этой культуры. Это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности, выделения наи­более характерных черт данной культуры и основ поведения ее представителей – стереотипов.

2. Ориентация в инокультуре. С помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружа­ющего мира и вписаться в нее, подразделяя людей на специфические группы и предсказывая их поведение в конкретных обстоятельствах.

3. Влияния на коррекцию реальностис помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чу­жую этнические группы, сущностные появления инокультуры, благодаря чему позитивной идентичности собственной культурной группы. Возможно также достижение «ингруппового фаворитизма» — формирование более пози­тивного образа собственной культуры по сравнению с другими.

Значение стереотипов для межкультурной коммуникации. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим челове­ком. Поэтому стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его пове­дение. Таким образом, и в коммуникации вообще, и в процессе межкультурных контактов в частности стереотипы играют очень важную роль.

Не­редко при межкультурном общении и оценке партнеров по обще­нию коммуниканты изначально руководствуются сложившими­ся стереотипами, так как нет людей, абсолютно свободных от стереотипов, и реально можно говорить только о разной степени стереотипизации коммуникантов.

В межкультурных контактах стереотипы эффективны, когда они используются как первая и положительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматри­ваются как единственно верная информация о них.

Стере­отипы могут препятствовать межкультурной коммуникации, если они:

— затаивают индивидуальные осо­бенности людей: стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход приме­няется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени, несмотря на индивидуаль­ные вариации;

— повторяют и усиливают определенные оши­бочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начи­нают их принимать за истинные;

— основываются на полуправде и искажениях.

Особое место в образовании и укреплении стереотипов за­нимают средства массовой информации, поскольку:

— для многих людей средства массовой информации являются ис­точником авторитетного мнения, которое не переоценивается критически. Это происходит в том случае, когда индивид не об­ладает достаточными знаниями для формирования собст­венных мнения или установки;

— большое значение имеет статус источника информации. Совер­шенно очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или общественным деятелем. Чем выше авторитет источника информации, тем, со­ответственно, выше доверие аудитории к этой информации. Даже если некоторые индивиды критически воспримут инфор­мацию от такого источника, то она все равно закрепится в их со­знании;

— средства массовой информации способны «снять ответствен­ность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеб­лется в принятии решения, его окончательный выбор осущест­вляется с помощью одобрения авторитетом одного из вариан­тов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения у индивида исчезает всякая критическая оценка свое­го поведения, а также беспокойство за его результат, который может повлечь за собой его поведение. Все представляется пра­вильным и справедливым, так как, по его мнению, он действует с санкции авторитета.

В этом случае влияние средств массовой коммуникации сравнимо с массовым гипнозом.

Стереотипы в межкультурной коммуникации

Чеснокова Л. В. Стереотипы в межкультурной коммуникации// Концепт.–2015. –№04(апрель).–ART15107. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15107.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART15107УДК 316.77

Чеснокова Леся Владимировна,

аспирант кафедры философии ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск[email protected]

Стереотипы в межкультурной коммуникации

Аннотация.В статье рассматривается роль стереотипов в межкультурной коммуникации. Отмечается, что они являются естественным психологическим механизмом, позволяющим редуцировать сложность окружающего мира, укладыватьбеспорядочный поток впечатлений в привычные схемыи стандарты. К негативным характеристикам стереотиповследует отнести тот факт, что они излишне обобщают и упрощают черты представителей других культур, игнорируя их индивидуальные особенности. Ключевые слова:культура, стереотипы, межкультурная коммуникация, предрассудки, образ Другого.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

В нашей повседневной действительности мы постоянно сталкиваемся с заранее заданными представлениями о представителях других культур и национальностей, хотя часто даже не осознаем этого. Наше отношение к их индивидуальным и коллективным особенностям детерминировано подобными суждениями, приписывающими целой социальной группе определенные свойства характера или манеру поведения. Эти заранее заданные представления принято называть стереотипами. «Этнический стереотип (от др.греч. stereos –“твердый”+typos–“отпечаток”, “образ”) –упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и весьма устойчивый образ какойлибо этнической группы, легко распространяемый на всех ее представителей» [1]. Слово «стереотип», так же как и «клише», происходит из терминологии техники книгопечатания, которая ранее основывалась на том, что с помощью составленных на печатной пластине (стереотипе) в определенной последовательности букв и строчек можно было сделать множество одинаковых оттисков одного и того же текста.

Механизмы стереотипизации изучаются в разных науках: лингвистике, социологии, психологии, культурологии. Различают два вида этнических стереотипов: автостереотипы –представления о своей этнической общности –и гетеростереотипы –представления о других народах. Гетеростереотипы формируются как в результате личных встреч с представителями других культур, так и под влиянием литературы, кино, рекламы, средств массовой информации. Восприятие чужой культуры бываетразных уровней сложности: от профессиональных этнографических, страноведческих и социологических трудов о других культурах до крайне примитизированных, нередко идеологически негативно окрашенныхпроизведений массовой культуры. Средства массовой информациизачастую тиражируют имеющиеся стереотипы, транслируя готовые упрощенные схемы и шаблоны, которые преувеличивают черты сходства и игнорируют различия представителей других культур.Благодаря распространенности подобных источниковпри встрече с иностранцамичеловек обладает набором уже имеющихся стереотипов.
Нет людей, полностью свободных от таких клише, можно говорить лишь о разной степени стереотипизации сознания, которая зависит как от индивидуальных особенностей психики коммуникантов (степени терпимости,доброжелательности и т.п.), так и от наличия опыта межкультурной коммуникации.Чеснокова Л. В. Стереотипы в межкультурной коммуникации// Концепт.–2015. –№04(апрель).–ART15107. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15107.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

Немецкая точность, английская вежливость, французская галантность, итальянская темпераментность, финская медлительность, русский «авось»–все это стереотипные представления онациях, распространяющиеся на всех ее представителей. Формирование стереотипов связано с историей межнационального и межкультурного взаимодействия разных народов.Стереотипы играют большую роль в восприятии, осмыслении и оценке окружающей реальности, прогнозировании событий и реакции на них. Наличие стереотипов, как правило, не рефлектируется сознанием: они воспринимаются как нечто объективное и редко подвергаются переосмыслению.

«Такие “законсервированные”оценки принимаются и используются в повседневном речевом общении, даже при полном отсутствии конкретного личного опыта с представителями упомянутой национальности» [2].Стереотипы являются не только индивидуальным психологическим, но и социальным феноменом. В процессе социализации ребенок неосознанно перенимает бытующие в обществе представления относительно других групп населения. Впоследствии человек, как правило, неосознанно использует их и передает следующим поколениям. Укоренившиеся стереотипы существуют длительное время и меняются лишь под воздействием значительных перемен общественного мнения.В обыденном понимании слова «стереотип», «стереотипный» имеют негативную окраску, так как ассоциируются с чемто шаблонным и неоригинальным. Однако в межкультурной коммуникации отношение к ним не столь однозначное, так как стереотипные представления о национальных характерах в той или иной степени присутствуют в сознании каждого человека.Встречаясь с представителями других культур, человек проявляет естественную склонность воспринимать их поведение с позициисвоей собственной.
Никто не способен составить себе совершенно объективное представление об определенной группе лиц или постоянно воспринимать огромное количество аспектов окружающего мира во всех подробностях. В этом отношении склонность подводить под уже имеющиеся категории неизвестные и сложные явления действительности является естественным свойством человеческой натуры.Стереотипы существовали во всех исторических эпохах. Их содержание менялось в зависимости от экономических, политических и социальнокультурных условий. Как отмечает А. П. Садохин, в процессе интерпретации поведения представителей другой культуры «содержание казуальной атрибуции во многом определяется стереотипными представлениями каждой из сторон о другой –это представления об образе жизни, обычаях, нравах, привычках, т.е.о системе этнокультурных свойств того или иного народа. Основу таких представлений составляют упрощенные ментальные репрезентации различных категорий людей, преувеличивающих сходные качества между ними и игнорирующие различия» [3].
Невозможно быть полностью избавленным от национальных стереотипов. Психологические исследования показывают, что даже частые контакты с другими народами могут лишь увеличивать имеющиеся стереотипы. Причина заключается в том, что люди склонны к тому, чтобы при наблюдении за другими людьми обращать внимание на те особенности поведения, которые подтверждают уже имеющиеся представления. «Если при общении с представителями другой культуры наблюдается некая особенность, которая подтверждает ранее имеющиеся представления, то они еще сильнее закрепляются согласно девизу “я сам это видел”» [4]. Стереотипы являются естественной реакцией человеческой психики, облегчая интерпретацию информационных потоков.Основная причина возникновения национальных стереотипов –это человеческая склонность делить людей на «своих» и «чужих». Восприятие иных, непривычных форм Чеснокова Л. В. Стереотипы в межкультурной коммуникации// Концепт.–2015. –№04(апрель).–ART15107. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15107.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

поведения является неотъемлемой частью межкультурной коммуникации. «Образы Чужого неразрывно связаны с образами себя, с личными или коллективными представлениями о самих себе. Представления о Чужом расположены между двумя полюсами враждебности и очарованности. Образы Чужого –это социальные конструкты» [5].Негативное восприятие иных культур как минимум до конца Второй мировой войны определяло картину мира, в которой существовало четкое противопоставление своего и чужого. Другое, чуждое, непривычное, не укладывающееся в стандарты собственной культуры,часто воспринималось как угроза.

Функции стереотипов

Информирование.Стереотипы в той или иной степени содержат в себе объективную информацию об окружающем мире (хотя и являются результатом избыточного обобщения действительных черт или качеств представителей других культур).Благодаря им мы имеем некоторое представление о тех людях, с которыми никогда не сталкивались в реальной жизни и об особенностях которых знаем лишь понаслышке. Так, всем доводилось слышать, что французы галантные, немцы пунктуальные, а итальянцы шумные и темпераментные.Категоризация.Стереотипы помогают нам разбить поступающий поток информации на определенные категории. Возникновение стереотипов тесно связано с особенностями человеческого восприятия, с общими стратегиями формирования ментальных образов. Многообразие мира воспринимается нами только благодаря тому, что мы категоризируем объекты. Например, мы делимлюдей на белых и черных, больших и маленьких, толстых и худых. Стереотипный образ мышления служит тому, чтобы переработать сложную реальность.Ориентация в окружающем мире.Стереотипы позволяют нам ориентироваться в окружающем мире. Они когнитивно необходимы и служат индивидуальному и социальному ориентированию в огромном массиве информации, помогая обработать, структурировать, уложить ее в готовые схемы. Если вновь поступающая информация соответствует уже имеющимся формам, она обрабатывается, если нет –возникает когнитивный диссонанс.С помощью стереотипизации удается создать «упрощенную матрицу окружающего мира, в ячейки которой, опираясь на стереотипы, “расставляются”определенные социальные группы» [6]. В результате на основе стереотипных признаков люди распределяются по группам, всем членам которых приписывается стандартное, общее для всех мышление и поведение. Редукция сложности.С психологической точки зрения механизм возникновения стереотипов можно объяснить принципом «экономии усилий, свойственным повседневномучеловеческому мышлению. Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие их явления каждый раз поновому, а подводят их под имеющиеся категории» [7]. Постоянно меняющийся мир перегружает психику человека новой информацией и заставляет его классифицировать ее в наиболее удобные и привычные модели, наводя в мире «порядок». Это ведет к селективному восприятию получаемых впечатлений.В современной теории когнитивизма принято полагать, что «стереотипы образуют важную составную часть когнитивного аппарата для обработки сложной социальной информации. Согласно этой теории, стереотип –это ментальная схема» [8]. Система стереотипов –это упорядоченная, более или менее постоянная картина мира, в котором люди и вещи имеют свое хорошо известное место и ведут себя предсказуемо, так, как от них ожидается. Чеснокова Л. В. Стереотипы в межкультурной коммуникации// Концепт.–2015. –№04(апрель).–ART15107. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15107.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

Идентификация со своей группой.Стереотипы создают чувство групповой принадлежности и ограничивают свою группу от негативно воспринимаемых чуждых групп (функция отграничения). Они основаны на свойстве человека делить окружающий мир на «своих» и «чужих». Как правило, «свои» воспринимаютсяболее положительно, чем «чужие»,и более дифференцированно, «чужие» же –более однообразно. Подобный феномен является результатом этноцентризма –стремления судить о людях, исходя из норм своей культуры.Представители собственной культуры –этогруппа людей, которая схожа в определенных аспектах своего мышления, чувств и поступков. Осознание принадлежности к данной группе одновременно означает отграничение от других групп.

При столкновении с другой культурой обычно пытаются, «исходя из собственной культуры и привычного культурного вокабуляра, выяснить, присутствует ли в чужой культуре “Свое”и с какими альтернативными вариациями или эквивалентами там стоит считаться. При этом нередко свою сомнительную роль играют проекции» [9]. В итоге в чужой культуре находят привычные образцы поведения, но результаты находок часто оцениваются как недостаточные или неполноценные. При этом решающую роль играют собственные масштабы и перспективы. Типичным примером может послужить «универсальная» логика развития человечества,образцом для которого выступает западная цивилизация.При столкновении с чужой культурой немалую роль играет ностроцентризм, когда собственная точка зрения и собственный опыт обобщаются и абсолютизируются. Это, как правило, происходит неосознанно. Защита ценностей своей группы. Стереотипы служат образованию положительного имиджа и идентификационных образов собственной культуры. В результате стереотипизации происходит оценочное сравнение чужой и своей культур,и тем самым производится попытка защитить ценности и традиции своей группы. В связи с этим стереотипы являются «защитным механизмом, служащим для сохранения позитивной идентичности собственной культурной группы. Такое разграничение связано с понятием ингруппового фаворитизма, подразумевающего формирование более позитивного образа собственной культуры по сравнению с другими» [10]. Негативные стереотипы приписываются «чужим» для того, чтобы сохранить по контрасту положительные представления о самих себе.В процессе социализации человек неосознанно перенимает господствующие в обществе стереотипы. Как отмечает Р. Хорт, наше восприятие окружающего мира пристрастно. «Многочисленные факторы, такие как интересы, опыт, потребности, мотивы и т.д.,определяют селективное восприятие,оценку и интерпретацию воспринимаемого. В зависимости от того, какая оценка доминирует в обществе в настоящий момент, будет сформирована индивидуальная субъективная оценка в соответствии с общественно заданными субъективными категориями» [11].Очевидно, что стереотипы и предрассудки потому так распространены и не подвержены изменениям, что они содержат в себе целый ряд положительных эффектов для собственной самоидентификации: они упрощают ориентацию в сложном социальном мире, защищают нормы и ценности своей культуры, создают чувство социальной и культурной принадлежности, а также легитимируют неприязненное отношение к представителям других групп. Ослабление культурного шока. Стереотипозначает упрощение сложных социальных реалий до уровня обыденного сознания. Стереотипы упрощают и дифференцируют окружающий мир, помогая человеческому сознанию «навести в нем порядок». По Чеснокова Л. В. Стереотипы в межкультурной коммуникации// Концепт.–2015. –№04(апрель).–ART15107. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15107.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

словам С. Г. ТерМинасовой, «при всем своем схематизме и обобщенности стереотипные представления о других народах и других культурах подготавливают к столкновению с чужой культурой, снижают культурный шок» [12]. Тем самым, несмотря на присущие им недостатки, стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социокультурного окружения.

Свойства стереотипов

Упрощенность. Чем лучше человек знаком с кемлибо, тем, как правило, более дифференцирован у него его образ. Так, наиболее дифференцированными являются в нашем сознании образы родственников и близких друзей. Но, несмотря на это, образы других людей никогда полностью не соответствуют действительности. Поэтому легко себе представить, насколько примитивнее и схематичнее наши представления о людях, живущих в совершенно иных географических, экономических и культурных условиях. Поэтому неудивительно, что при общении представителей сильно отличающихся друг от друга культур с радикально противоположными нормами и ценностями часто возникает непонимание партнера по диалогу.Оценочность.Стереотипы часто эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями. Одни и те же черты, в зависимости от того, принадлежат ли они своей или чужой группе, вызывают разную оценку. То, что у представителей собственной культуры оценивается как экономность, у иностранцев воспринимается как скупость, а собственная серьезность может быть интерпретирована у других как отсутствие чувства юмора.На другом конце шкалы образов восприятия Чужого находится восхищение другими культурами, которые иногда воспринимаются какпротивоположность недостаткам собственной культуры и общества. Чужое в данном случае воспринимается как нечто привлекательное, противоположное привычкам и рутине, дающее обогащение своего опыта. Этот стереотип предлагает приукрашенные представления о других странах, отличающиеся от повседневной жизни.Ригидность.Примечательно, что даже опыт непосредственного общения с представителями других культур редко приводит к корректировке стереотипов. В этом случае существующий стереотип продолжает считаться нормой, а наш личный опыт попадает в категорию исключений, которые только подтверждают правило.Получая информацию из окружающего мира и преломляя ее через призму своего восприятия, люди склонны в большей степени доверять тем фактам, которыеподтверждают привычные, устоявшиеся мнения. «Игнорирование или умаление значимости тех сведений, которые противоречат взглядам личности или не укладываются в рамки ее взглядов и представлений, является своего рода самообманом, средством самозащиты от всего нового и непонятного» [13].По этой причине уже сформированные стереотипы с трудом поддаются модификации. Многие стереотипные представления о других народах берут начало еще в XVIII–XIXвв. и исчезают или трансформируются очень медленно и с большим трудом.Таким образом, роль стереотипов не поддается однозначной оценке. С одной стороны, они являются нормальным и необходимым результатом работы человеческой психики, позволяющим упорядочить незнакомый и непредсказуемый окружающий мир. Стереотипизация когнитивно, а потому антропологически необходима, так как благодаря формированию обобщенных образов человеку легче ориентироваться. С другой стороны, они могут стать помехой в межкультурных контактах, когда их избыточная обобщенность и недифференцированность не принимаются во внимание. В стереотипах отражается слишком упрощенный взгляд на представителей других культур, преувеличивающий черты сходства между ними и игнорирующие различия.

Чеснокова Л. В. Стереотипы в межкультурной коммуникации// Концепт.–2015. –№04(апрель).–ART15107. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15107.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 6

За стереотипами часто не удается выявить индивидуальные особенности людей, так как предполагается,что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Стереотипизация предлагает слишком статичный взгляд на общество и человека, транслируя ошибочные и устаревшие представленияи давая тем самым искаженные представления о другой культуре.Однако следует различать стереотипы и предрассудки. Если стереотипы могут содержать в себе и позитивную оценку другой культуры, то предрассудки оценивают имеющиеся межгрупповые различия более негативно и порой враждебно. Сюда относятся расизм и ксенофобия. В случае предрассудков речь идет об определенном классе глубоко укорененных социальных установок, которые базируются на минимуме личного опыта, но «склонны к очень негативным оценками едва ли могут меняться под воздействием дополнительной информации» [14].В отличие от стереотипов предрассудки не просто упрощают факты, а придают им отчетливо негативную эмоциональную оценку. В качестве наиболее известных примеров можно привести отношение к чернокожему населению США до середины XX в. или антисемитизм в Третьем рейхе.Как отмечает Р. Хорт, «роль стереотипов и предрассудков возрастает во времена войн, общественных и экономических кризисов» [15]. В это время может усиливаться количество злоупотреблений в отношении определенных социальных групп, которое легитимируется с помощью негативных стереотипов и предрассудков. Это может привести к сегрегации, дискриминации, шовинизму, тем болеечто, исходя из социального контекста, негативные представления могут быть сконструированыи актуализированы искусственно, чтобы призвать к мобилизации одной группы против другой. Следует помнить, что за внешне безобидными стереотипами и тем болеепредрассудками может скрываться значительный конфликтныйпотенциал.Таким образом, при общении с представителями других культур следует учитывать наличие как у них, так и у себя определенных клише и при необходимости корректировать ошибочные или устаревшие представления. «Осознание стереотипности собственного мышления, понимание того, что стереотипы могут искажать реальность, придавая индивидуальной личности черты, приписываемые целой группе людей (например, нации), помогает адекватно реагировать в ситуации межкультурного общения и дает возможность взглянуть на нее глазами партнера» [16]. В области восприятия чужого степень стереотипизации зависит от объема знаний о другой культуре. В последние десятилетия с ростом глобализации происходит увеличение межкультурных контактов между людьми –благодаря туризму, школьным и студенческим обменам, экономическим, политическим и культурным связям. Поэтому появляется возможность получать более объективную, дифференцированную информацию о других культурах, несводимую лишь к стереотипным представлениям.

Ссылки на источники1.Тен Ю. П. Культурология и межкультурная коммуникация. –Ростов н/Д: Феникс, 2007. –С. 93.2.Рот Ю. Межкультурная коммуникация: учеб.метод.пособие. –М.: ЮНИТИДАНА, 2006.–С. 105.3.Садохин А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации. –М.: ЮНИТИДАНА, 2004. –С. 203.4.Layes G. Interkulturelles Identitätsmanagment // Handbuch Interkulturelle Kommunikation und Kooperation. Bd. 1 (hrsg. von A. Thomas, E.U. Knast, S. SchrollMachl). –Göttingen: Vanderhoeck& Ruprecht, 2005. –S. 117–125,123.5.Lüsebrink H.J. Interkulturelle Kommunikation. Interaktion, Fremdwahrnehmung, Kulturtransfer. –Stuttgart: Metzler, 2008. –S. 83.6.Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. –М.: ЮНИТИДАНА, 2002.–C. 222.7.Там же. –С. 218.8.Heringer H.J. Interkulturelle Kommunikation. Grundlagen und Konzepte. –Tübingen: Narr, 2007. –S. 199.Чеснокова Л. В. Стереотипы в межкультурной коммуникации// Концепт.–2015. –№04(апрель).–ART15107. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15107.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7

9.Kulturvergleichende Psychologie (hrsg. von A. Thomas), 2., überarb. u. erw. Aufl. –Göttingen: Hofgrefe, 2003. –S. 553.10.Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Указ. соч. –С. 222.11.Hort R. Vorurteile und Stereotype. Soziale und dynamische Konstrukte. –Saarbrücken: VerlagDr. Müller, 2007. –S. 21.12.ТерМинасова С. Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики: учеб. пособие.–М.: АСТ, 2007. –C. 40.13.Леонтович О. А. Россия и США: введение в межкультурную коммуникацию. –Волгоград: Перемена, 2003. –C. 281.14.Quasthoff U. Soziales Vorurteil und Kommunikation–eine sprachwissenschaftliche Analyse des Stereotyps. –Frankfurta. M.: Athenäum, 1973.–S. 31.15.HortR. Op. сit. –S. 9.16.Рот Ю. Указ. соч. –C. 106.

LesyaTchesnokova,PhDstudentat chair of Philosophy, Omsk State Pedagogic University, [email protected] communication stereotypes Abstract.The paperconsidersthe role of stereotypes in intercultural communication. The authornotes that stereotypeis thenatural psychological mechanism, which can reduce the complexity of social surroundings and direct disorderly stream of impressions to habitual schemes and standards. The negative characteristics of stereotypes ascribes its unwarranted generalization and simplification of features of the other cultures.Keywords:stereotypes, intercultural communication, culture, prejudices, image of the Other.References1.Ten, Ju. P. (2007) Kul’turologiya i mezhkul’turnaya kommunikatsiya, Fenix, RostovnaDonu, p. 93 (in Russian).2.Rot, Ju. (2006) Mezhkul’turnaya kommunikatsiya: uchebnomeodicheskoye posobiye, YunitiDana, Moscow, p. 105 (in Russian).3.Sadochin, A. P. (2004) Teoriya i praktika mezhkul’turnoy kommunikatsii,YunitiDana, Moscow, p. 203 (in Russian).4.Layes, G.(2005) Interkulturelles Identitätsmanagment,in: Handbuch Interkulturelle Kommunikation und Kooperation. Bd. 1 (hrsg. von A. Thomas, E.U. Knast, S. SchrollMachl). Göttingen: Vanderhoeck& Ruprecht. S. 117–125. S. 123 (in German).5.Lüsebrink, H.J. (2008) Interkulturelle Kommunikation, Interaktion, Fremdwahrnehmung, Kulturtransfer. Stuttgart: Metzler. S. 83 (in German).6.Grushevitskaya, T. G., Popkov, V. D.& Sadochin, A. P. (2002) Osnovy mezhku’turnoy kommunikatsii,YunitiDana, Moscow, p. 222 (in Russian).7.Ibid., p. 218.8.Heringer, H.J. (2007) Interkulturelle Kommunikation. Grundlagen und Konzepte. Tübingen: Narr, S. 199 (in German).9.Kulturvergleichende Psychologie(hrsg. von A. Thomas), (2003), 2., überarb. u. erw. Aufl.. Göttingen: Hofgrefe, S. 553(in German).10.Grushevitskaya, T. G., Popkov, V. D., Sadochin, A. P. (2002) Op. cit., p. 222.11.Hort, R. (2007) Vorurteile und Stereotype. Soziale und dynamische Konstrukte.Saarbrücken: Verlag Dr. Müller. S. 21 (in German).12.TerMinasova, S. G. (2007) Voyna i mir yasykov i kultur: voprosy teorii i praktiki, AST, Moscow, p. 40 (in Russian).13.Leontovich, O. A. (2003) Rossiya i SShA: Vvedeniye v mezkkul’turnuyu kommunikatsiyu,Peremena, Volgograd, p. 281 (in Russian).14.Quasthoff, U. (1973) Soziales Vorurteil und Kommunikation eine sprachwissenschaftliche Analyse des Stereotyps.Frankfurt a. M.: Athenäum. S. 31(in German).15.Hort, R. (2007) Op. cit., S. 9.16.Rot, Ju. (2006) Mezhkul’turnaya kommunikatsiya: uchebnomeodicheskoye posobiye, YunitiDana, Moscow, p. 106 (in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived30.01.15Получена положительная рецензияReceived a positive review02. 02.15ПринятакпубликацииAccepted for publication02.02.15ОпубликованаPublished01.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Чеснокова Л. В., 2015www.ekoncept.ru

Что такое стереотипы? — Функции, причины, следствия и примеры. черты стереотипа, не обязательно репрезентативные для всех. Люди в этой группе часто считаются негативным восприятием групп, например, что они опасны или неразумны, но стереотипы также могут быть позитивными восприятиями, поскольку некоторые расы более умны, чем другие. В любом случае, они не всегда точны.

Роль стереотипов

Ранние исследования предполагали, что стереотипы используются только жесткими, подавленными и авторитарными людьми. Эта идея была опровергнута современными исследованиями, предполагающими повсеместное распространение стереотипов, и было предложено рассматривать их как коллективные групповые убеждения, а это означает, что люди, принадлежащие к одной социальной группе, разделяют один и тот же набор стереотипов.

Современные исследования утверждают, что полное понимание требует рассмотрения их с двух взаимодополняющих точек зрения: как оно разделяется внутри конкретной культуры/субкультуры и как оно формируется в сознании отдельного человека.

Связь между когнитивными и социальными функциями.

Стереотипы могут выполнять когнитивные функции на межличностном уровне и социальные функции на межгрупповом уровне, для того чтобы они работали на межгрупповом уровне, человек должен видеть себя частью группы, а принадлежность к этой группе также должна иметь отношение к индивидуальный.

Крейг МакГарти, Рассел Спирс и Винсент Ю. Изербит (2002) утверждали, что когнитивные функции стереотипов лучше всего понимаются в связи с их социальными функциями, и наоборот.

Когнитивные

Стереотипы могут помочь понять мир, они представляют собой форму категоризации, которая помогает упростить и систематизировать информацию. Поэтому информация легче идентифицируется, запоминается, прогнозируется и реагирует, это категории объектов или людей. Среди стереотипов предметы или люди максимально отличаются друг от друга, внутри них предметы или люди максимально похожи друг на друга.

Дополнительная точка зрения предполагает, что стереотипы действуют как экономия времени и энергии, что позволяет людям действовать более эффективно. Другая точка зрения предполагает, что стереотипы представляют собой предвзятое представление людей об их социальном контексте. С этой точки зрения люди используют стереотипы как ярлыки, чтобы разобраться в своем социальном контексте, и это делает задачу человека по пониманию своего мира менее требовательной к познанию.

Социальный

В следующих ситуациях общая цель стереотипов состоит в том, чтобы люди выражали свою коллективную идентичность (принадлежность к группе) в положительном свете:

  • Когда стереотипы используются для объяснения социальных событий.
  • Когда стереотипы используются для оправдания деятельности своей группы (в группе) перед другой группой (внешней группой).
  • Когда стереотипы используются для дифференциации группы как явно отличной от внешних групп.
Самоклассификация

Стереотипы могут подчеркивать групповую принадлежность человека в два этапа: они подчеркивают сходство человека с членами группы в соответствующих измерениях, а также различия личности членов группы внешняя группа в соответствующих измерениях.

Люди меняют стереотип своих рабочих групп и внешних групп, чтобы соответствовать контексту, как только внешняя группа плохо относится к члену группы, их больше привлекают члены их собственной группы, это можно рассматривать как членов, чем они могут относиться к каждому другой через стереотип из-за идентичных ситуаций.

Причины и развитие стереотипов

Огромную роль в развитии стереотипов играют изучение социального и социального восприятия, групповых норм и референтных групп.

Следовательно, стереотип является чисто приобретенным и находится под влиянием исключительно социокультурных условий, он также основан на рассказах, анекдотах, а иногда и на реальном опыте, который имеет огромную дополнительную ценность в формировании и развитии стереотипов.

С личной точки зрения, они могут иметь бессознательную самореференцию, можно представить свои собственные качества в группе и ненавидеть ее, потому что она находится в конфликте из-за тех же качеств сама по себе. Они возникают из-за чувств и эмоций человека с меньшим акцентом на характеристиках стимулирующих обстоятельств.

Однажды девочка сказала своей матери: «Мама, тебя хочет видеть женщина». Мама ответила: «Не говори женщина, скажи ее леди». Девушка ответила: «Но мама, ты всегда называешь их женщиной», это показывает, как стереотипы растут за счет социального обучения и подражания.

В великой процветающей неразберихе внешнего мира мы усваиваем то, что наша культура уже определила для нас, и мы склонны воспринимать то, что мы подобрали для нас в виде стереотипов нашей культурой.

Стереотипы вырастают из опыта, как уже указывалось, это неусваиваемый конструкт, уподобляющий разные виды переживаний по одному и тому же образцу на основе незначительного сходства или ложного сходства, они настолько убедительны и важны, что многие исследователи пытались исследовать его психологическую основу. Стереотипы часто основаны на когнитивных процессах в соответствии с последними мнениями.

Эффекты стереотипов

Существуют различные последствия, которые это может вызвать, и они следующие:

Атрибуционная двусмысленность

Это относится к неуверенности, которую испытывают члены стереотипных групп при интерпретации причин поведения других по отношению к ним. Стереотипные люди, получающие отрицательную обратную связь, могут приписать это личным недостаткам, таким как отсутствие способностей или усилий, или стереотипам и предубеждениям оценщика по отношению к их социальной группе. В качестве альтернативы положительная обратная связь может быть приписана личным заслугам или не приниматься во внимание как форма сочувствия или сострадания.

Было показано, что неоднозначность атрибутов влияет на самооценку человека. Получив положительные отзывы, стереотипные люди не уверены, действительно ли они заслужили свой успех, и, следовательно, им трудно отдать должное своим достижениям. Было показано, что в случае отрицательной обратной связи двусмысленность оказывает защитное действие на самооценку, поскольку позволяет людям обвинять внешние причины. Однако некоторые исследования показали, что этот эффект сохраняется только тогда, когда стереотипные люди могут быть абсолютно уверены, что их отрицательные результаты вызваны предвзятостью оценок.

Атрибуционная двусмысленность также может затруднить оценку способностей, поскольку оценки, связанные с производительностью, вызывают недоверие или обесценивают. Кроме того, это может привести к убеждению, что усилия не имеют прямого отношения к результатам, что подавляет мотивацию к успеху.

Угроза

Угроза стереотипа возникает, когда люди осознают наличие негативного стереотипа об их социальной группе и испытывают тревожность или опасение, что они могут подтвердить этот стереотип.

Стереотипная угроза не только подверглась широкой теоретической критике, но и несколько попыток воспроизвести ее экспериментальные данные также потерпели неудачу. Выводы, поддерживающие эту концепцию, были предложены в многочисленных методологических обзорах как продукт предвзятости публикаций.

Самосбывающееся пророчество

Стереотипы заставляют людей ожидать определенных действий от членов социальных групп. Эти ожидания, основанные на стереотипах, могут привести к самоисполняющимся пророчествам, в которых неточные ожидания в отношении поведения человека посредством социального взаимодействия заставляют этого человека действовать в соответствии со стереотипом, тем самым подтверждая ошибочные ожидания и подтверждая их. .

Дискриминация

Поскольку стереотипы упрощают и оправдывают социальную реальность, они потенциально сильно влияют на то, как люди воспринимают друг друга и относятся друг к другу. В результате они могут привести к дискриминации на рынках труда и в других сферах.

Например, Tilcsik (2011) обнаружил, что работодатели, ищущие кандидатов с гетеросексуальными мужскими чертами, с большей вероятностью прибегают к дискриминации геев, предполагая, что дискриминация по признаку сексуальной ориентации частично обусловлена ​​стереотипами. специфический, и это большой ткацкий станок на многих рынках труда.

Agerström and Rooth (2011) продемонстрировали, что автоматические стереотипы ожирения, полученные с помощью теста неявных ассоциаций, могут предсказать истинную дискриминацию при приеме на работу людей, страдающих ожирением. Точно так же эксперименты показывают, что гендерные стереотипы играют важную роль в суждениях, влияющих на решения о найме.

Последствия стереотипов

Они играют важную роль в том, как люди воспринимают и формируют впечатление о других. Как только человек классифицируется как член определенной группы, о нем можно судить с точки зрения групповых ожиданий.

При отсутствии четкого подтверждения человека можно легко рассматривать как «типичного» члена этой группы, взаимозаменяемого с другими членами группы. В отличие от таких впечатлений, основанных на категориях, воспринимающие могут вместо этого судить о людях на основе личных качеств, некоторые из которых могут быть типичными для их группы, но многие из которых нет.

Этот процесс индивидуации, хотя и позволяет избежать риска неточного или преувеличенного стереотипного типирования, требует гораздо больших затрат времени и энергии. Знание личных качеств индивидуума, а не просто предположение, что он или она обладает типичными групповыми атрибутами, требует достаточно обширного контакта и беспристрастной оценки встречающегося индивидуума. Учитывая эти требования, стереотипы могут быть процессом по умолчанию, который направляет социальное восприятие, когда потребность или желание точного впечатления не особенно насущны.

Стереотипы против обобщений

Хотя все стереотипы являются обобщениями, не все обобщения являются стереотипами.

Стереотипы — это чрезмерное круговое расширение группы людей, в то время как обобщения могут основываться больше на личном опыте, а не на общепринятом факторе.

В Соединенных Штатах определенные расовые группы были связаны со стереотипами, такими как хорошие способности к математике, легкой атлетике и танцам, они настолько хорошо известны, что средний американец не колеблясь, если бы его попросили определить, какая расовая группа в этой стране репутация отличника баскетбола. Короче говоря, когда создается стереотип, повторяется культурная мифология, уже присутствующая в конкретном обществе.

С другой стороны, человек может сделать обобщение об этнической группе, не закрепленной в обществе. Например, кто-то, кто знает некоторых людей из определенной страны и находит их тихими и замкнутыми, может сказать, что все граждане рассматриваемой страны тихие и замкнутые. Подобное обобщение не допускает разнообразия внутри групп и может привести к стигматизации и дискриминации групп, если связанные с ними стереотипы в значительной степени негативны.

Примеры стереотипов

Негативные стереотипы

  • Все блондинки тупые.
  • Если я ношу готическую одежду, я играю в рок-группе, у меня депрессия или я курю наркотики.
  • Девушек волнует только внешний вид.
  • Мальчики неряшливые и грязные.
  • Мужчин, которые не любят спорт, называют гомосексуалистами.
  • Девушки не очень хороши в спорте.
  • Все подростки бунтари.
  • Не всем детям нравится здоровая пища.
  • Только женщины с анорексией могут стать моделями.
  • У женщин, которые курят и пьют, нет морали.
  • Мужчины, которым нравится розовый, женоподобны.

Положительные стереотипы

  • Все негры — отличные баскетболисты.
  • Все азиаты — гении.
  • Все индийцы глубоко духовны.
  • Все латиноамериканцы хорошо танцуют.
  • Все цели успешны.
  • азиатов имеют высокий IQ. Они умнее большинства в математике и естественных науках, у этих людей больше шансов добиться успеха в школе.
  • афроамериканцев умеют танцевать.
  • Все канадцы исключительно вежливы.
  • Французы — романтики.
  • Все азиаты знают кунг-фу.
  • Все афроамериканцы хорошо обеспечены.
  • Итальянцы хорошие любовники.

Гендерные стереотипы | OHCHR

 Гендерный стереотип – это обобщенное мнение или предвзятое мнение об атрибутах или характеристиках или ролях, которыми обладают или должны обладать или выполнять женщины и мужчины. Гендерный стереотип вреден, когда он ограничивает способность женщин и мужчин развивать свои личные способности, заниматься профессиональной карьерой и/или принимать решения в отношении своей жизни.

Вредные стереотипы, будь то откровенно враждебные (например, «женщины иррациональны») или кажущиеся безобидными («женщины заботливые»), увековечивают неравенство. Например, традиционное представление о женщинах как о воспитателях означает, что обязанности по уходу за детьми часто ложатся исключительно на женщин.

Кроме того, гендерные стереотипы, смешанные и пересекающиеся с другими стереотипами, оказывают непропорционально негативное воздействие на определенные группы женщин, такие как женщины из меньшинств или коренных народов, женщины с ограниченными возможностями, женщины из низших каст или с более низким экономическим статусом, женщины-мигранты, и т. д.

Гендерные стереотипы относятся к практике приписывания отдельным женщинам или мужчинам определенных атрибутов, характеристик или ролей только по причине ее или его принадлежности к социальной группе женщин или мужчин. Гендерные стереотипы неправомерны, если они приводят к нарушению или нарушениям прав человека и основных свобод.

Примеры включают:

  • Отсутствие уголовной ответственности за супружеское изнасилование, считая женщин сексуальной собственностью мужчин; и
  • Неспособность расследовать, привлечь к ответственности и вынести приговор за сексуальное насилие в отношении женщин, полагая, что жертвы сексуального насилия согласились на половые акты, поскольку они не одевались и вели себя «скромно».

Неправильные гендерные стереотипы часто являются причиной дискриминации женщин. Это фактор, способствующий нарушению широкого круга прав, таких как право на здоровье, достаточный жизненный уровень, образование, брак и семейные отношения, труд, свобода выражения мнений, свобода передвижения, участие и представительство в политической жизни, эффективные средства правовой защиты, и свобода от гендерного насилия.

Запрещение гендерных стереотипов и гендерных стереотипов

Два международных договора по правам человека содержат прямых обязательств  относительно вредных стереотипов и неправомерных стереотипов.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Статья 5 :

Государства-участники принимают все надлежащие меры… для изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин с целью добиваться устранения предрассудков, обычаев и всех других обычаев, основанных на идее неполноценности или превосходства одного из полов или на стереотипных ролях мужчин и женщин;

Конвенция о правах инвалидов

Статья 8(1)(b):

инвалидов, в том числе по полу и возрасту, во всех сферах жизни.

Права на недискриминацию и равенство, закрепленные в других международных договорах по правам человека, таких как Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Конвенция о правах ребенка, также толкуются как включающие дискриминацию и неравенство, которые основаны на стереотипах, в том числе гендерных.

Публикации, исследования, отчеты и документы по теме

Гендерные стереотипы и судебная система: руководство для семинаров (2020)
PDF: английский
Соответствующие учебные материалы: английский

Руководство для судебных органов по гендерным стереотипам и международным стандартам в области прав женщин, Уругвай (2020)
PDF: Español

Руководство для прокуратуры по гендерным стереотипам и международным стандартам в области прав женщин, Уругвай (2020)
PDF: Español

Роль судебных органов в устранении стереотипов в делах о сексуальном и репродуктивном здоровье и правах – обзор прецедентного права (2017)
PDF: английский | Español

Одна страница: Гендерные стереотипы и стереотипы и права женщин (2014 г.)
PDF: английский

Устранение судебных стереотипов: равный доступ к правосудию для женщин в случаях гендерного насилия (2014 г.)
Word: английский

По заказу УВКПЧ отчет: Гендерные стереотипы как нарушение прав человека (2013 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts