Умер Владимир Жириновский — один из самых противоречивых и ярких политиков России
- Петр Козлов
- Би-би-си
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Valery Sharifulin/TASS
В Москве на 76-м году жизни скончался лидер ЛДПР Владимир Жириновский — бессменный депутат Госдумы всех созывов, самый эпатажный политик современной России, один из последних людей, чья политическая биография старше современной России, а политический капитал партии полностью зиждется на его личном актерском даровании и умении мастерски использовать конъюнктуру.
Жириновского многие будут помнить как автора скандальных, порой агрессивных заявлений, в том числе в адрес власти, но в главном он всегда был верным союзником Кремля — будь то поддержка внешнеполитического курса на конфронтацию с Западом и аннексии Крыма, принятие новых репрессивных законов или выгодное власти изменение Конституции страны.
- Умер Владимир Жириновский. Его жизнь в цитатах
Врачи ЦКБ около двух месяцев боролись за жизнь Жириновского после того, как в начале февраля он был госпитализирован с ковидом и значительным поражением легких. Лидер ЛДПР попал в больницу до начала вторжения России в Украину, поэтому просто не успел ничего сказать публично по этому поводу. Впрочем, его партия однозначно поддержала действия руководства России.
Его смерть, как и его жизнь, не обошлась без скандала. О его госпитализации стало известно лишь спустя неделю, а ковидом Жириновский заболел вскоре после утверждений, что сделал аж восемь уколов с вакцинами. Уже в тот момент, когда сведения о госпитализации подтвердились, в ЛДПР пригрозили подать в суд на распространителей сообщений о тяжелом состоянии политика и о том, что он якобы перестал узнавать окружающих.
Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер
Подпись к видео,Владимир Жириновский: 30 лет во власти
Представители Жириновского, напротив, настаивали, что тот настолько активно работает в палате, что приходится постоянно заряжать три его рабочих мобильных телефона.
О том, что Жириновский скоро отойдет от партийных дел, о том, что он устал, что у него ухудшилось состояние здоровья, приходилось слышать и читать на протяжении многих лет. Однако он оставался у руля своей партии и на думской трибуне до самых последних дней перед неожиданной госпитализацией.
Жириновский начал пробовать заниматься политикой еще во время обучения в Институте восточных языков при МГУ. Как утверждается в «Википедии», в конце 1960-х годов его выдворили с языковой практики из Турции власти этой страны — за раздачу значков с изображением то ли Ленина, то ли Маркса (там это сочли коммунистической пропагандой). Сам он говорил, что на значках был изображен поэт Александр Пушкин, которого из-за пышных бакенбардов турки якобы приняли за Маркса.
Позднее было письмо генсеку ЦК КПСС Леониду Брежневу с советами, как при помощи реформ добиться улучшений в сельском хозяйстве, образовании и городском управлении. К советам, конечно, не прислушались.
- Жириновскому готовят подарок к выборам: гостиницу в центре Москвы
Именно раздача, как и в случае со значками в Турции, стала одним из главных политических инструментов и козырей Жириновского в последующие долгие годы его карьеры. Будь то раздача денег москвичам или тем, кто изображал из себя простых горожан во время одной из избирательных кампаний на Манежной площади. Или раздача тумаков в Думе, где он неоднократно сходился в кулачных боях со своими коллегами.
Одной из ярких потасовок стал конфликт с депутатом Евгенией Тишковской, которую он оттаскал за волосы прямо в зале заседаний российского парламента. Правда, во время других стычек Жириновский нередко получал сдачи, в том числе во время знаменитого взаимного обливания соком из стаканчиков с Борисом Немцовым во время записи телепередачи в 1995 году.
Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер
Подпись к видео,Жириновский прочитал в Кремле «Боже, царя храни!»
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Неоднократно Жириновский вступал в конфликты и с журналистами. Например, в 1997 году прямо в центре Москвы он так рассердился на журналистку Юлию Ольшанскую, что отнял у нее микрофон, затолкав девушку в машину и разбив дверью лицо ее оператору.
А в 2014 году во время брифинга в Думе оскорбил нескольких журналисток, одна из которых была в положении. И в том, и в другом случае политику удавалось избежать серьезных последствий, а объявленный ему журналистами думского пула бойкот со временем сошел на нет.
Но самая искусная раздача, которую практиковал во время своей политической карьеры Жириновский — это раздача громких обещаний и заявлений.
Впрочем, от многих из этих заявлений, ставших, как теперь сказали бы, мемами, Жириновский впоследствии открестился. Например, в интервью «Известиям» в 2011 году он заявил, что никогда не произносил приписываемую ему фразу о том, что русские солдаты омоют сапоги в Индийском океане.
Яркий ораторский талант, помноженный на актерские способности, на протяжении более 30 лет позволял Жириновскому держать в Госдуме целую фракцию ЛДПР и стать одной из опор существующей системы власти в России.
Причем в 1993 году именно Жириновский и его ЛДПР стали главной сенсацией на парламентских выборах молодого российского государства, одержав сокрушительную победу над своими оппонентами во главе с проельцинским «Выбором России» (именно та победа подвигла одного из шестидесятников, Юрия Карякина, сказать в послевыборном телеэфире ставшую знаменитой фразу «Россия, одумайся, ты одурела!»).
На протяжении трех десятилетий Жириновский позволял себе гораздо больше того, что могли позволить себе другие. В том числе порой и критику инициатив президента Владимира Путина. Однако чутье Жириновского позволяло ему всегда оставаться на плаву.
Несмотря на громкие заявления, а порой и критику, в главном он всегда и во всем был верным союзником Кремля — будь то поддержка внешнеполитического курса на конфронтацию с Западом и аннексии Крыма, принятие новых репрессивных законов или выгодное власти изменение Конституции страны. Он обладал острым политическим чутьем и знал, где можно заработать очки критикой власти, а где нужно проявить лояльность.
Ярких примеров тому много. Например, в 2014 году он, выступая с трибуны на форуме в Ялте, в присутствии Владимира Путина предложил переименовать должность президента России, вернув название «император» или «верховный правитель». А спустя два года в Кремле, после вручения ему очередной высокой награды из рук Путина, спел «Боже, царя храни», обращаясь к президенту.
За годы своей политической карьеры Жириновский всегда был с властью — а она всегда была с ним, переняв в 2010-е годы многие тезисы Жириновского времен 1990-х годов.
Детище политика Жириновского — это one man party, партия одного актера. Большинство экспертов подчеркивает, что партия ЛДПР — это партия без идеологии. Главная ее идеология — это виртуозное мастерство Жириновского в ее, идеологии, смене в зависимости от меняющейся конъюнктуры.
А большинство избирателей ЛДПР — поклонники актерского таланта ее создателя. Найти на замену такого же актера просто невозможно, а потому его уход из жизни станет головной болью власти — ведь ЛДПР Жириновского была одним из важных столпов по контролю процесса законотворчества в России в течение последних десятилетий.
ЭПАТАЖ ЛИТЕРАТУРНЫЙ. Жизнь по понятиям
ЭПАТАЖ ЛИТЕРАТУРНЫЙ. Жизнь по понятиямВикиЧтение
Жизнь по понятиям
Чупринин Сергей Иванович
Содержание
ЭПАТАЖ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
от франц. epatage – скандальная выходка.
Художественный прием, направленный на то, чтобы не просто шокировать читателя (зрителя, слушателя), но и оскорбить его, вызвать у него обязательную реакцию протеста. И пора уже, казалось бы, привыкнуть, ибо публику эпатировали еще Пушкин, в кисейных панталонах появлявшийся среди кишиневских барышень, или Верлен, прилюдно орошавший гелиотропы в парижском кафе, но эпатаж до сих пор многими интерпретируется (и зачастую небезосновательно) как литературное (а в некоторых случаях и бытовое) хулиганство.
На заметку коммерческим издателям: можно ведь составить и своего рода антологию эпатажных текстов русских поэтов и прозаиков, открыв ее, предположим, Владимиром Маяковским («Я люблю смотреть, как умирают дети…»), продолжив Юрием Кузнецовым («Я пил из черепа отца…»), а завершив, например, Шишем Брянским («
Вплоть до рассказа поэтессы-акционистки Светы Литвак об одном из ее наиболее удачных перформансов: «Лето, дворик у входа в ОГИ, 16 июня – Блумов день, тусовка почитателей Джойса. “Тихая хрупкая женщина” в вызывающе открытом, коротком вечернем платье и светлом паричке походит к известному-художнику-акционисту Олегу Мавромати. Заведя светский разговор, я ближе придвигаюсь к художнику, пока его нога не оказывается между моими. Не прекращая беседы, я начинаю писать ему прямо на кроссовку. Я долго терпела, поэтому действие длится и длится. Художник, надо отдать ему должное, не двигается с места, продолжая бессмысленный разговор».
Возникшее, надо думать, у читателя предположение, что такого рода художественные приемы не имеют отношения к литературе, придется отклонить как неосновательное.
См. АКЦИОНИЗМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ; ИМИДЖ В ЛИТЕРАТУРЕ; НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА; СКАНДАЛЬНЫЙ РОМАН; СКАНДАЛЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ; ШОК В ЛИТЕРАТУРЕ; ЭКСГИБИЦИОНИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ
Литературный год*
Литературный год* Последний год был довольно богатым в отношении литературной жатвы.На первом месте здесь стоял пролетарский роман или, вернее, роман, писанный пролетарскими писателями. Целый ряд превосходных произведений, взволновавших всю читающую публику, и притом
МАНИФЕСТ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
МАНИФЕСТ ЛИТЕРАТУРНЫЙ от лат. manifestum – призыв.Борис Гиленсон в «Краткой литературной энциклопедии» называет манифестами «программные высказывания об эстетических принципах литературного направления, течения, школы» (1967), а Юрий Борев в своем словаре (2003) говорит о них
МЕЙНСТРИМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
МЕЙНСТРИМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ от амер. mainstream – главное течение, основное направление.Как говорится в энциклопедии «Западное литературоведение ХХ века» (М., 2004), «это слово пришло в европейские и русский языки из американской традиции и используется как нестрогий термин с
МОНТАЖ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
МОНТАЖ ЛИТЕРАТУРНЫЙ от франц. montage – сборка.Знатоки литературы, говоря о монтаже, любят указывать, что это художественное средство было открыто в 20-е годы XX века кинематографом, и прежде всего Сергеем Эйзенштейном. А киноведы и режиссеры (начнем список с самого С.
РЫНОК ЛИТЕРАТУРНЫЙ
РЫНОК ЛИТЕРАТУРНЫЙ Рынок – слово в писательской среде ругательное. Что-то вроде чудища, которое, как известно, обло, огромно, стозевно и лаяй. «Все заранее согласны, – говорит Борис Гройс, – с тем, что “истинное искусство” должно не ориентироваться на рынок, а
УСПЕХ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
УСПЕХ ЛИТЕРАТУРНЫЙ Высшая степень признания, достигаемая автором (или его произведением, проектом и т. п.) в условиях литературного рынка. Наследуя такому архаическому понятию, как «слава», и естественно совпадая с ней по ряду признаков, успех обладает тем не менее
ЭСКАПИЗМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
ЭСКАПИЗМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ от англ. to escape – убегать, уходить, отключаться.Юрий Борев в терминологическом словаре «Эстетика. Теория литературы» (М., 2003) определяет эскапистскую литературу как «художественные произведения, ориентированные по показ иллюзорной художественной
ЭТИКЕТ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
ЭТИКЕТ ЛИТЕРАТУРНЫЙ от франц. etiquette, восходящего к лат. ethica и греч. ethos – обычай, характер.Многоуровневая система предписаний, с оглядкой на которые создаются и воспринимаются литературные произведения, а также функционируют писательские и читательские
«Разрез» литературный
«Разрез» литературный Архаизмы всегда были свойственны русской поэзии.Архаический язык ее воистину архангельский. Тем и отличается русский архаический стиль от иноязычных, что направляет мысль по лествице ассоциаций к песнопению, молитве, псалтири. Напоминает, что
«Литературный плотник»
«Литературный плотник» Хотя Фолкнер предпочитал называть себя «литературным плотником», он был языковым экспериментатором, во многом обязанным устной фольклорной традиции Юга с его колоритным юмором, а также блестящей эрудиции. В круге постоянного чтения Фолкнера
Литературный очерк
Литературный очерк Литературный очерк – эпический жанр, близкий рассказу (новелле). От новеллы очерк отличается тем, что в его основу положены подлинные события, в которых участвовали реальные люди. Писатель рассказывает в нем о тех, кого он знал лично, что видел, в каких
Акции, перформансы, хеппенинги • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
Русское искусство XX векаМатериалыМатериалы
Action Art: Performances, Actions, Happenings
Objects, Installations and Ready-Mades
Conceptualism and Sots Art
The Thaw and the 1960s. The Birth of the Underground
Socialist Realism
Artistic Life in the Soviet Union after the October Revolution of 1917
Russian Avant-Garde
Russian Modern
Акции, перформансы, хеппенинги
Искусство действия от футуристов до Павленского
Объекты, инсталляции, реди-мейды
Почему искусством стали кучи мусора и меховые чашки
Концептуализм и соц‑арт
Всё про Илью Кабакова, Эрика Булатова и Комара с Меламидом
Оттепель и шестидесятые: рождение андеграунда
Как Хрущев дал жизнь неофициальному искусству
Соцреализм
Какой стиль живописи создал Сталин
Искусство после революции: художник и власть
Как и когда появилось новое советское искусство
Русский авангард
Что придумали Малевич, Кандинский, Татлин и «бубновые валеты»
Русский модерн
Как Дягилев, Бенуа и Бакст изменили русскую действительность
От футуристов до Павленского: как искусством стало хулиганство, членовредительство и странное поведение
Автор Галина Ельшевская
soundcloud.com/player/?url=https%3A//api.soundcloud.com/tracks/295484464&auto_play=false&hide_related=true&show_comments=false&show_user=true&show_reposts=false&visual=true»/>18+
Внимание: иллюстрации к этой лекции могут шокировать или расстроить вас
Искусство действия сейчас очень распространенный предмет для обсуждений. Процесс Pussy Riot, акции Петра Павленского, деятельность группы «Война», монстрации — события и фигуры у всех на слуху, потому что у всех на слуху последствия выступлений, и часто эти последствия далеко за пределами поля искусства. Тем более есть повод попробовать хотя бы слегка разобраться с этим полем. Точнее, с тем, как именно искусство действия пытается нарушить его границы и как внешний мир отвечает на эти попытки.
Искусство действия определяется разными терминами. Среди них есть совсем актуальные — например, перформанс и акция; менее актуальные — например, боди-арт; и совсем забытые вроде хеппенинга или энвайронмента.
Считается, что их придумал американский художник Аллан Кэпроу, который написал текст «Ассамбляж, энвайронменты и хеппенинги». Он говорил о хеппенинге как о художественном произведении, которое заполняет собой все больше и больше пространства — вплоть до всего земного шара. Это такой театр без сценической площадки, для которого художник прописывает сценарий и в котором по возможности должны участвовать зрители: в идеале никто не должен остаться невовлеченным. Главная цель хеппенинга — высвобождение энергии, энергии вполне абсурдистской, потому что течение жизни абсурдно и ее вольный и освободительный поток должен быть явлен во время этого действия.
В 1959 году Кэпроу устроил в Нью-Йорке абсурдистское представление «18 хеппенингов в шести частях». Оно проходило в трех комнатах, участники сменяли друг друга, кто-то выжимал апельсиновый сок, кто-то подметал, кто-то выкрикивал лозунги, кто-то просто сидел на стуле. Поскольку хеппенинги происходили в разных комнатах одновременно, никто из зрителей не мог ни включиться во все восемнадцать, ни даже все их увидеть.
Энвайронмент — это тот же хеппенинг, но менее активный по отношению к зрителю. Зритель может войти в энвайронмент совершенно незаметно для себя. Идеальный пример — настолько идеальный, что приводится даже в «Википедии», — это белые скульптурные фигуры Джорджа Сигала, размещенные в пространстве Нью-Йорка. Например, он создал памятник Освободительному движению геев и лесбиянок: белые фигуры стоят, сидят на лавочках, а рядом с ними садятся люди, прохожие. Здесь произведением является единое пространство живых и неподвижных, пространство, которое образуют реальность и искусство. Гибкость границ между реальностью и искусством — это главная тема искусства действия. Как, впрочем, вообще главная тема искусства XX века.
Джордж Сигал. Памятник Освободительному движению геев и лесбиянок. Нью-Йорк, 1992 год © Paul Stein / CC BY-SA 2.0Интересную форму энвайронмента осуществлял российский художник Анатолий Осмоловский. Это так называемое нон-спектакулярное искусство, то есть то, которое вовсе не заметно, в которое ты входишь, не понимая, что это искусство. Например, проходит некая выставка в Центральном доме художника. А в ЦДХ, как известно, грязные стены, на которые вешают картины. Что сделал Осмоловский: он взял простой лист фанеры, гладко покрасил его идеально белой краской и поставил у одной из стен. Как если бы здесь просто забыли лист фанеры. Догадаться, что пространство стало произведением искусства, довольно сложно — а называлось оно «Критика состояния стен».
Или на какой-то другой выставке Осмоловский, человек левых воззрений, решил вспомнить о революции — и сделал это так: вытащил из пола одну из паркетин, которая плохо крепилась, и заменил ее на совершенно вздыбленную, торчащую вверх, как после взрыва. Это символизировало то, как гладкое течение истории нарушается революцией. Это произведение, или действие, называлось «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов!». Рядом с паркетиной никакой таблички не было, и, конечно, никто из зрителей ничего не заметил. Человек, который входил в зону энвайронмента, не понимал, что он уже внутри искусства, — и, чтобы понять это сразу, нужен очень тонкий, очень обостренный взгляд. Зато заметили рабочие, которые решили, что это хулиганство, и выбросили революционную паркетину.
Хеппенинг и энвайронмент, как уже говорилось, не всегда различимы. Например, Клас Ольденбург называл свой хеппенинг 1961–1962 годов «Магазин» — продажу товаров из папье-маше, сопровождаемую диалогами с покупателями — как раз тотальным энвайронментом, хотя по всем признакам она была ближе к классическому хеппенингу.
Именно к классическому: более поздние хеппенинги теряют, с одной стороны, веселую легкость, а с другой стороны — экстатическую непредсказуемость. Совпадение жизни с искусством происходит в них теперь вовсе без зазора и на самом обыденном уровне. Например, тайский художник Риркрит Тиравания прославился тем, что во всех галереях, куда его приглашают, устраивает кухню, готовит тайскую еду и угощает желающих. А в одной из нью-йоркских галерей он обустроил себе квартиру, куда зрители могли прийти в гости и там же по желанию даже переночевать.
Кухня с тайской едой для посетителей выставки Риркрита Тиравании. Нью-Йорк, 2011 год © Andrew Russeth / CC BY-SA 2.0Но и само слово «хеппенинг» сейчас непопулярно. Потому что вот эта сюрреалистическая линия, связанная с непредсказуемым самовыражением и вольным выплеском энергии, — она почти прервалась. И с радикальными намерениями — теми намерениями, которые в искусстве XX века важнее воплощений, тоже произошла метаморфоза. Они правда были радикальными: Бретон, например, говорил, что лучшим произведением было бы открыть окно и стрелять в толпу, пока не кончатся патроны, а Малевич предлагал сжечь все картины, которые есть в мире, и экспонировать пепел. Но это оставалось словом, а не делом. А делом начало становиться тогда, когда хеппенинги сменились перформансами и акциями, где художник выступал уже сам по себе — порой рискуя собой и в частности собственным телом. Такое вот «дело тела».
Перформанс и акция — совсем близкие понятия, практически взаимозаменяемые. Но акция, в отличие от перформанса, может быть сведена к чистому жесту, к декларации. Например, Роберт Раушенберг в ответ на приглашение принять участие в выставке портретов прислал телеграмму о том, что данная телеграмма и есть портрет владелицы галереи, и таким образом согласился участвовать в выставке. А художник Стэнли Браун назначил своим произведением все обувные магазины Амстердама. Такого рода акции впрямую следовали предложению философа Маршалла Маклюэна рассматривать всю человеческую жизнь как произведение искусства. Перформанс же предполагает конкретное действие художника. И в этом действии он участвует собственным телом или — часто — собственной биографией и памятью.
Классический перформанс — это искусство, в котором вместо кисти и холста только само тело художника. Тогда произведением оказываются само действие, его документация и взаимодействие художника с аудиторией. Художник заранее выбирает место и время перформанса, прописывает сценарий и предугадывает реакции зрителей — но, конечно, не застрахован от того, что что-то пойдет не так. Что именно может случиться — об этом мы поговорим чуть позже, и речь пойдет не столько о реакции зрителей, сколько о реакции общества и власти.
Забегая вперед, скажем, что со временем перформанс сильно отошел от классического состояния. Точнее, оно довольно скоро перестало быть единственным. Например, появились так называемые делегированные перформансы, когда автор выступает как куратор, организуя не собственное тело, но чужие тела. Формой делегированного перформанса является перформанс массовый, народный — популярные сейчас флешмобы или монстрации, когда люди выходят на первомайское шествие с абсурдными лозунгами.
Или еще в качестве хорошей иллюстрации: в 1992 году куратор Иосиф Бакштейн устроил акцию в Бутырской тюрьме. Заключенные перекрасили тюремные стены в идеальный белый цвет, на этих стенах были развешаны работы московских концептуалистов. А затем в несколько заходов в эту тюремную галерею запускали художников, искусствоведов и разного рода вип‑персон и запирали их на час. Приглашенные «вольные» томились в неволе — и в этом насильственном вживании в чужую роль был смысл действа.
А теперь поговорим о тех формах перформанса, где художник испытывает на прочность собственное тело — а заодно и чувства и даже физиологические возможности зрителей. Таков венский акционизм, австрийское движение 1960‑х годов, — и более шокирующих образцов искусство перформанса не знало. Художник Герман Нитч в позе распятого погружал руки в кишки только что забитых животных, а его ассистенты пили их кровь: оргия должна была отсылать к древним кровавым ритуалам. Художнику Рудольфу Шварцкоглеру из той же группы ввинчивали в череп медицинский инструмент, похожий на штопор, и акция прекращалась, только когда на бинтах проступала кровь.
Герман Нитч (стоит в центре) во время одной из частей перформанса «Театра оргий и мистерий». Бингемтонский университет, Нью-Йорк, 1970 год © Harvey L. Silver / Corbis / Getty ImagesШварцкоглер, более других своих товарищей склонный к самоистязаниям, выпал из окна — и очень вероятно, что это было самоубийство. Многие считают, что он повторял знаменитый «Прыжок в пустоту» Ива Кляйна — вот только Ив Кляйн не прыгал в пустоту, это был фотомонтаж. Перед тем как совершить самоубийство, Шварцкоглер якобы провел шокирующую акцию, на которой по куску отрезал собственный член. На самом деле он этого не делал: и акция, и серия фотографий, которые от нее остались, были постановочными. И ходил слух, что Шварцкоглер выбросился из окна из-за того, что люди поверили, что он сделал это на самом деле.
«Прыжок в пустоту» Ива Кляйна. 1960 год © Bridgeman Images / FotodomЭто очень важный сюжет для акционизма. То, что происходит во время перформанса, — это одно. То, что остается задокументированным, — другое. И то, как перформанс расходится в слухах, новостях и остается в народной памяти, — третье.
Венские акционисты повлияли на всю последующую историю перформанса — и на русских художников тоже. Венцы забивали скот — а потом Олег Кулик на акции «Пятачок раздает подарки» раздавал парное мясо только что забитой свиньи в московской галерее «Риджина». Венский акционист Гюнтер Брус мастурбировал под австрийским флагом, распевая гимн (за это его заберут в тюрьму). А потом Александр Бренер мастурбировал с вышки на месте разобранного бассейна «Москва». Вот американский акционист Крис Бёрден ползает по стеклу в одних трусах (Бёрден прославится акцией «Выстрел», в которой попросил ассистента прострелить ему руку). А потом босиком по стеклу ходит российская акционистка Елена Ковылина, поднося гостям выставки красную икру. И точно так же в акции «Исподнее» идет по дорожке из битого стекла Лиза Морозова в ночной рубашке и читает свои детские дневники — это работа с личным и с самым сокровенным и болезненным.
Перформанс Лизы Морозовой «Homo libero» на выставке «Зоопарк художников» в Государственной галерее на Солянке. Москва, 2013 год © Фотография Сергея Фадеичева / ТАССИ здесь мы выходим еще к одному измерению перформанса — которое на Западе называется living art, то есть искусство жизни, когда искусство и жизнь автора слиты воедино. Чаще всего такое слияние жизни и искусства героическое. Один из самых невероятных и действительно героических примеров — это пять перформансов художника Тейчина Сье из Тайваня. Каждый из них длился по году. Первый год Тейчин Сье сидел в клетке. У него были еда и вода, но он запретил себе говорить, читать, писать, смотреть телевизор — мог только думать и, так сказать, познавать себя. Зрители допускались к нему раз или два в месяц. В течение следующего года он каждый час отмечал факт собственного присутствия в квартире с помощью табельных часов и фотоаппарата — соответственно, не имея возможности засыпать или покидать квартиру дольше чем на 59 минут. На третий год он запретил себе заходить в помещения и даже прятаться от дождя под навесами — жил под открытым небом; этот перформанс был прерван на 15 часов: его забрала полиция, и Тейчин Сье был в отчаянии, потому что участок — это крыша. Четвертый год — самый страшный: это был перформанс на двоих. К художнику длинной веревкой была привязана другая участница, Линда Монтано, и год они провели неразлучно. Их отношения были лишены эротики: им было запрещено касаться друг друга, но каждый из них зависел от другого. Известно, что они много ссорились и вообще этот год дался им мучительно. Наконец, на пятый Тейчин Сье обязался не говорить об искусстве, не читать о нем, не заниматься им и не смотреть на него. А после этого на тринадцать лет обязался заниматься искусством без зрителя, никому не показывая результатов своего труда.
Клетка, в которой Тейчин Сье провел один год© Levent Ali / CC BY-ND 2.0; MoMALiving art тоже часто принимает болезненные формы. Один из ярчайших примеров самоистязания — опыт русского художника Олега Мавроматти. Прологом служила самая известная его акция — «Не верь глазам». Художник был распят на кресте с вырезанной на спине бритвой фразой «Я НЕ СЫН БОГА», после чего Мавроматти обвинили в оскорблении чувств верующих и он был вынужден покинуть страну. И вот, уже живя в Болгарии, он устроил свой самый страшный перформанс. Акция называлась «Свой/Чужой» и предполагала возможную смерть в прямом эфире. На неделю было объявлено онлайн-голосование, жить Мавроматти или умереть. Когда число голосов за смерть достигало определенных цифр, художника больно било током. Если бы по итогам голосования голосов за смерть оказалось вдвое больше, то электрический импульс его бы убил. К счастью, этого не случилось.
Перформанс «Божий промысел» членов «Секты абсолютной любви». Москва, 1995 год Во время акции Император Вава (слева) и Олег Мавроматти (справа) зашили рты. © Фотография Валерия Христофорова / ТАССРиск, на который идет художник, — очень важная вещь в героической версии перформанса. И здесь ключевая фигура — Марина Абрамович. У нее была серия перформансов под общим названием «Ритм». В 1974 году на перформансе «Ритм 0» она на шесть часов была заперта в галерее с публикой и 72 предметами, среди которых были как безобидные вроде винограда и хлеба, так и разные колющие и режущие орудия и пистолет. Зрители могли делать с этими предметами и с ее телом все что угодно. Они и делали: платье на ней изрезали, ее саму раздели, искололи и изрезали и едва не убили — один зритель взял пистолет, но другой вырвал его у него из рук. На контрасте можно вспомнить акцию Йоко Оно, которую та проводила в 1964 году в рамках движения «Флуксус»: каждый из зрителей мог отрезать по кусочку от ее платья — но это ничем ей не грозило. Всего через 10 лет планка опасности в перформансе была поднята очень высоко.
1 / 4
Кадр из видеозаписи перформанса Марины Абрамович «Ритм 0». 1974 годMarina Abramovic Institute / vimeo.com
2 / 4
Кадр из видеозаписи перформанса Марины Абрамович «Ритм 0». 1974 годMarina Abramovic Institute / vimeo.com
3 / 4
Кадр из видеозаписи перформанса Марины Абрамович «Ритм 0». 1974 годMarina Abramovic Institute / vimeo.com
4 / 4
Кадр из видеозаписи перформанса Марины Абрамович «Ритм 0». 1974 годMarina Abramovic Institute / vimeo.com
Опасность бывает не только для здоровья, но и для социальной жизни. Неизвестно, на что рассчитывал российский акционист Авдей Тер-Оганьян, когда устраивал свою акцию «Юный безбожник» (она же «Поп-арт») в Манеже. Иногда говорят, что он рубил топором иконы, но на самом деле он рубил дешевые софринские репродукции икон. Тем не менее ему пришлось покинуть страну из-за уголовного преследования.
Авдей Тер-Оганьян во время акции «Юный безбожник» («Поп-арт») в Манеже. Москва, 1998 год © Архив галереи «Риджина»Известны случаи, когда искусство пыталось полностью стереть границы между собой и жизнью, а жизнь отвечала самым радикальным образом. Так, один из классиков перформанса Бас Ян Адер в своих работах отыгрывал поэтику неудачи. Например, он ехал на велосипеде — а потом падал на нем в амстердамский канал. Он залезал на дерево и на крышу — и срывался оттуда. А последний его перформанс назывался «В поисках чудесного». Его центральной частью было плавание из Америки в Англию на крошечном суденышке, которое на такое плавание рассчитано не было. Он готовился два года, документировал все акты подготовки, договаривался с лондонскими галереями о выставке по прибытии. В конце концов его яхту нашли, а его самого — нет.
Кстати, о поэтике неудачи. Ровно эту же поэтику отыгрывал российский акционист Александр Бренер. Многие его акции — про то, что ничего не получается. Не получается заняться сексом с собственной женой на подножии памятника Пушкину в центре Москвы — потому что холодно. Не получается вызвать Ельцина на бой на Лобном месте: Бренер на бой приходит, а Ельцин — нет. И самый наглядный пример — это 1994 год, когда в ЦДХ проходила огромная выставка «Художник вместо произведения», посвященная акционизму и его документации: на вернисаже появился Бренер, одетый в одни только прозрачные женские колготки, с криком: «Почему меня не взяли на эту выставку?» Но даже охрана не спешила его хватать. Таким образом, Бренер, во-первых, все-таки был представлен на выставке акционизма — и абсолютно по заслугам. Во-вторых — он отыграл образ неудачника, такого Акакия Акакиевича, которого все обижают и на выставку не берут.
Тема неудачи есть даже в той акции Бренера, про которую знает весь мир. В 1997 году он нарисовал знак доллара на картине Малевича в амстердамском музее Стеделик. За это его посадили в голландскую тюрьму — но это не единственная неудача. В этой работе была отсылка к очень известному произведению Роберта Раушенберга, которое называется «Стертый рисунок де Кунинга». Раушенберг частично стер рисунок голландско-американского художника Виллема де Кунинга и выставлял его как свое произведение. Так был поставлен вопрос: кто автор этого палимпсеста — автор изначального рисунка де Кунинг или Раушенберг, который стер его и выставил эту бумажку. Похожая история и здесь: Бренер как бы присваивал супрематическую картину своим знаком доллара. И если бы современное искусство действительно отрицало все иерархии, как это оно о себе заявляет, автором этой работы признали бы Бренера. Но на деле вопрос о равенстве художников Бренера и Малевича даже не обсуждался, и Малевича благополучно отреставрировали.
Перформанс Александра Бренера во время выступления Евгения Евтушенко в Политехническом музее. Москва, 1995 год© Фотография Валерия Христофорова / ТАССГораздо более успешно присвоением разных вещей и людей как своих произведений занимался итальянец Пьеро Мандзони. В 1960-е годы он не раз потряс художественную общественность, прежде чем умереть в неполные 30 лет. Он продавал закатанные жестяные банки, на которых была надпись «Дерьмо художника» и подпись. «Дерьмо художника» Мандзони разошлось за огромные деньги, оно находится в крупных музеях и частных коллекциях. Это был 1961 год — то есть сейчас консервам уже много-много лет, а что внутри — никто не знает. Вторая его работа такого рода называлась «Дыхание художника»: Мандзони надувал шарики и продавал их. В обеих акциях Мандзони одновременно издевался и над романтическим образом художника, который творит только возвышенное, и над обществом потребления, которое готово под видом искусства купить что угодно. А еще он продавал собственные отпечатки пальцев, писал картины на живых людях, объявил нескольких человек произведениями искусства, например Умберто Эко, а также соорудил пьедестал, встав на который каждый человек становился произведением искусства.
Пьеро Мандзони. Дерьмо художника. 1961 год © Mark B. Schlemmer / CC BY 2.0Художник, в работах которого одновременно есть и шок, и опасность, и смех, — это Олег Кулик, известный как человек-собака. Его выступления во многом восходят и к древнегреческим философам-киникам, и к традициям русского юродства, и даже к венскому акционизму — к тому, как в 1968 году Вали Экспорт, шокируя прохожих, водила по улицам на поводке Петера Вайбеля. Кулик никогда не скрывал вторичности своих акций. Была знаменитая акция Йозефа Бойса «Я люблю Америку, Америка любит меня»: Бойс прилетает в Америку, но не ступает на американскую землю — прямо с самолета его несут в комнату с койотом, и они живут там вдвоем. На это Кулик ответил сразу двумя акциями. Первая, 1996 года, осуществленная в Берлине, называлась «Я люблю Европу, а она меня нет»: голый Кулик стоял на четвереньках и лаял — а вокруг него стояли двенадцать овчарок, еле сдерживаемых полицейскими. Двенадцать — по числу звездочек на флаге Евросоюза, который тогда только образовался. Вторая акция называлась «Я кусаю Америку, Америка кусает меня»: в 1997 году человек-собака прибыл в США в ошейнике и стал нарушать американские нормы политкорректности — он жил в клетке в художественной галерее, дверь в клетку была открыта, он оттуда выбирался и приставал к дамам, которые, по его словам, были этому только рады. Травестирование и пародирование высоких образцов — в данном случае Бойса — в случае Кулика связано еще и с отыгрыванием «русскости». Во всех ее псевдопатриотических и даже политических коннотациях. Русское — это дикое, непредсказуемое (может укусить), но оттого и свободное; оно ближе к природе, чем к цивилизации; оно призвано удивлять Запад — но и пугать тоже.
Олег Кулик во время одного из своих перформансов. 1990-е годы © Фотография Игоря Стомахина / igor1.livejournal.comКстати, о политическом — это тоже важная составляющая сегодняшних перформативных практик. И здесь надо сказать про Pussy Riot — девушек, станцевавших на солее в храме Христа Спасителя, спевших протестную песню и снявших этот танец для своего панковского музыкального клипа. То, что начиналось как акт искусства, благодаря вмешательству властей стало делом вполне политическим, и результат был реальным: приговор в два года тюрьмы.
Такая плавающая принадлежность очень характерна для политического перформанса: тут Pussy Riot оказывались причастными некоторой традиции.
Акция панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве. 2012 год © Фотография Мити Алешковского / ТАССТак, в 1940–50-е годы во Франции довольно активно действовала группа леваков, называвших себя леттристами (из этого круга потом вырастет Ситуационистский интернационал и в конечном итоге восстание 1968 года). В 1950 году группа леттристов пробралась в Нотр-Дам на Великое пасхальное богослужение, которое транслировалось по телевизору в прямом эфире. Они связали и раздели священника; один из них, по имени Мур, надел его одежду, вышел на кафедру и оттуда оповестил всех, что Бог умер, а католическая церковь — зло. Их арестовали, но вскоре отпустили — ни о какой «двушечке» речи не шло.
Перформансы с сильной политической составляющей бывали и вполне масштабными. Например, в 1972 году Йозеф Бойс, руководивший кафедрой искусств в Дюссельдорфе, попытался устроить студенческую революцию. Он возглавил группу студентов, которых Академия искусств отказалась принять к нему на учебу. Они забаррикадировались в учебном здании. Туда вызвали полицию, всех вывели, а Бойса выгнали из академии — это событие запечатлено в его работе под названием «Демократия — это весело».
В российском искусстве политические акции случались и задолго до Pussy Riot и Павленского. В 1975 году в Ленинграде Игорь Захаров-Росс сжег муляж советского паспорта — акция называлась «Хочу в Америку». Два года спустя в Гатчине он устроил перформанс под названием «Загон»: построил тесный бумажный шатер, внутрь которого были заведены зрители, после чего шатер подожгли, и он взмыл в воздух — это была настоящая игра с огнем. Вскоре после этого Захарова-Росса лишили гражданства и обязали покинуть СССР.
В рамках короткой лекции невозможно даже перечислить все значительные фигуры российского акционизма. Но нельзя не упомянуть Петра Павленского, который, конечно, и продолжает традиции венского акционизма, и являет собой living art в предельном его проявлении. Все знают про его акции: и про зашитый рот (акция «Шов» в защиту Pussy Riot), и про колючую проволоку, обмотавшую тело (акция «Туша»), и про мошонку, прибитую к Красной площади (акция «Фиксация»), и про отрезанную мочку уха (акция «Отделение»), и про подожженную дверь здания ФСБ на Лубянке (акция «Угроза»). У этих акций невероятно высокий политический градус.
Петр Павленский во время акции «Туша» на Исаакиевской площади перед зданием Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2013 год © Фотография Сергея Ермохина / ТАСС / «Интерпресс»Завершая разговор, стоит сказать, что у российского акционизма интересная история и предыстория. Он начинается в эпоху авангарда, но те акции, которые чаще всего вспоминают, обычно довольно безобидны. «Пощечины общественному вкусу» — это желтая кофта Маяковского, это футуристический грим, это Малевич с деревянной ложкой в петлице и Крученых с морковкой, одним словом, довольно вялый эпатаж. Между тем именно в это время в России существовал и выступал настоящий перформер, который называл себя футуристом жизни. Его звали Владимир Гольцшмидт, и настоящие футуристы совершенно не спешили числить его среди своих. Они относились к нему презрительно, считали его не человеком нового искусства, а эстрадником и цирковым борцом, если не цирковым клоуном. На своих выступлениях Гольцшмидт читал лекции о футуризме и чудовищные футуристические стихи — а еще о его голову можно было разбивать доски: и он сам это делал, и приглашенные зрители тоже. Гольцшмидт же известен тем, что он и две ассистентки прошли голыми по Петровке, держа в руках полотнище с надписью «Долой стыд». Вот такая генетика — от первого «футуриста жизни» до сурового Павленского — и есть история русского акционизма.
Что еще почитать об актуальных формах искусства:
Колейчук В. Кинетизм. М., 1994.
Мизиано В. «Другой» и разные. М., 2004.
Перчихина М. Чтение Белой Стены. М., 2011.
Савчук В. Конверсия искусства. СПб., 2001.
Турчин В. По лабиринтам авангарда. М., 1993.
Мифология медиа. Опыт исторического описания творческой биографии. Алексей Исаев (1960–2006).М., 2013.
Ликбез № 1
Русское искусство XX века
Лекция 8 из 8
Ликбез № 1
Русское искусство XX века
Александр Ливергант: «Какая-то муха меня укусила, и за последние 11 лет я написал 10 книг»
Жизнь в правой и левой комнатах, удивительная находка в лондонском букинистическом магазине, поездка по Европе на «жигулях» в 1989 году и первые переводы. Писатель, переводчик и главный редактор журнала «Иностранная литература» Александр Яковлевич Ливергант — в новом выпуске «Ученого совета»
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь
яркая личность в предложении
Эти слова часто используются вместе. Вы можете перейти к определению яркого или определение личности. Или посмотрите другие комбинации с личностью.
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Она привлекала толпы своей эклектичной смесью стилей и яркой индивидуальностью .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Он известен своей яркой индивидуальностью и яркой одеждой.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Тибодо больше всего запомнился своей яркой индивидуальностью .
От
Википедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Обычно считая себя маргиналами и эксплуатируемыми, они были привлечены его дурной славой, яркой индивидуальностью и харизмой.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Тем не менее, в свои более поздние годы он прославился своим громким голосом и ярким характером .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Он был харизматичным, ярким личностью , получившим известность и богатство во время возвращения популярности скейтбординга после успеха катания на вертоле.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Его яркая личность привлекла множество последователей и поклонников.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Робинсон был известен как яркая личность за пределами ринга.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Bauer подвергся критике за многочисленные штрафы за превышение скорости и яркую личность .
От
Википедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Дэнни необычайно яркая личность .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Хотите узнать больше?
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Пройди тест сейчас
Слово дня
ходить по яйцам
быть очень осторожным, чтобы никого не обидеть и не расстроить
Об этом
Блог
Ласкать, похлопывать и толкать локтем: глаголы для прикосновения и удара (1)
Подробнее
New Words
директор по первым впечатлениям
Больше новых слов
Когда Пэтси Клайн прорвалась как феномен музыки кантри | В Смитсоновском институте
Костюм для выступлений в западном стиле, который носила Пэтси Клайн и который сшила ее мать. На костюме есть нашивки в форме пластинок, вышитые названиями некоторых пластинок Клайна.Жаклин Нэш / NMAH
21 января 1957 года Пэтси Клайн дебютировала на национальном телевидении в программе «Разведчики талантов Артура Годфри», которая транслировалась по понедельникам вечером на канале CBS. В шоу приняли участие агенты и менеджеры со всей страны, представившие последних артистов, с которыми они подписали контракт. Мать Клайна, Хильда Хенсли, притворилась ее менеджером, чтобы обеспечить им место на записи в Нью-Йорке.
Клайну было 25 лет, и он нервничал. Если она не получит перерыв в ближайшее время, ей, возможно, придется попрощаться с кантри-музыкой. Она выросла в хоре своей баптистской церкви в Винчестере, штат Вирджиния, и в 1955 году поехала в Нэшвилл, чтобы записать несколько песен для 4-Star Records, которые позже сдали треки в аренду Decca. Но после десятилетия суеты, включая несколько выступлений в «The Grand Ole Opry» и бесчисленное количество ночей с пением в музыкальных заведениях и на местной радиостанции WINC, Клайн так и не нашел поддержки в индустрии.
По общему мнению, Клайн и ее мать были очень близки. Хильде было всего 16 лет, когда родилась Пэтси, а отец Пэтси, Сэмюэл Хенсли, бросил семью, когда она была еще подростком. Вместе Хильде и Пэтси удалось прокормить себя (у Пэтси также был младший брат Сэмюэл-младший и младшая сестра Сильвия Мэй). В 1953 году Пэтси вышла замуж за Джеральда Клайна, но к 1956 году они расстались, а в следующем году развелись. Это был долгий путь к звуковой сцене CBS.
«Не уходи, Пэтси, дорогая. Ты выиграла это.»
Клайн в рекламном кадре 1960 года от Decca Records. ВикипедияВ тот январский вечер Клайн очаровала нацию глубоким, уверенным исполнением песни «Walkin’ After Midnight», которую она записала в прошлом году. Клайну эта песня не понравилась, но публика отреагировала с таким энтузиазмом, что чуть не сорвала аплодисменты в студии. — Не уходи, Пэтси, дорогая, — сказал Годфри, когда Клайн закончил. «Вы выиграли это». Decca изо всех сил старалась выпустить песню как настоящий сингл. Несколько недель спустя это был первый хит Клайна, поднявшийся на 2-е место в кантри-чарте и на 12-е место в поп-чарте. Было продано более миллиона копий.
Музыка кантри тогда находилась в переходном состоянии. Рок-н-ролл стал доминировать в чартах, и песни, которые звучали слишком традиционно — все, в чем было слишком много педальной стали или скрипки, или слишком много текстов о семье и Боге, — казались безнадежно старомодными. Начиная с середины 1950-х годов, гитарист и продюсер Чет Аткинс помогал создавать так называемый «нэшвиллский звук», который сглаживал острые углы кантри-музыки, опираясь на бэк-вокал, тщательную оркестровку и глянцевое исполнение. Аткинс был фигурой, вызывающей разногласия — пуристы обвиняли его в нейтрализации жанра, — но его усилия сохранили коммерческую актуальность музыки кантри, создав пространство для исполнителей, склонных к поп-музыке, таких как Клайн.
По мере того как жанр достиг новых успехов, кантри-музыканты одевались во все более яркие наряды. Блестящие, часто самореферентные костюмы были важной частью кантри, по крайней мере, с 1940-х годов, когда гитарист и исполнитель йодлера Джин Отри начал щеголять десятигаллонным Stetson, разжигая повальное увлечение ковбойским снаряжением. Тем не менее, когда кантри стал более попсовым, появление на сцене в каком-то блестящем, экстравагантно украшенном наряде стало еще более важным, особенно для новой певицы, отчаянно пытающейся сделать себе имя.
Вся индустрия двигалась в направлении расшивания блестками: в конце 1940-х годов украинский иммигрант по имени Нуди Кон (урожденная Нута Котляренко в Киеве в 1902 году) начал шить сложные предметы одежды в своем гараже в Лос-Анджелесе и продавать их танцовщицам и танцовщицам. Голливудские актеры, в том числе кантри-певец, ставший звездой вестернов Рой Роджерс. Костюмы Кона были великолепно показными, со стразами, бахромой и кожаным пэчворком. Никакая степень украшений не была слишком абсурдной, и костюмы Nudie стали обязательным условием для звезд кантри. Элвис Пресли появился в экстраординарном золотом костюме Nudie из ламе для обложки своего 19-летия.59 альбом 50 000 000 поклонников Элвиса не могут ошибаться. (Предположительно, Пресли заплатил за произведение 2500 долларов.) Идея заключалась в том, чтобы выделиться на переполненной сцене, полной оркестрантов и бэк-вокалистов, чтобы недвусмысленно показать, что в комнате находится звезда.
В 1958 году, предположительно вдохновленная блеском знаменитых костюмов Нуди, мать Клайн сделала ей розовый костюм с шерстяными нашивками в форме пластинок с названиями синглов ее дочери, выписанными розовыми стразами: «Давай, входи» на левом плече. , «Розы бедняка» на правом плече, «Останови мир» на левой ноге, «Да, я понимаю» на правой ноге и, наконец, «Прогулка после полуночи» на спине. Клайн часто носила его, в том числе в следующем году на параде ежегодного фестиваля цветения яблони в Шенандоа в ее родном городе.
Творение Хильды так же эффектно, как и любой костюм Нуди, возможно, даже красивее своими украшениями ручной работы — переливами вышивки Хильды, черной окантовкой. Вы можете себе представить сияющую Хильду, когда она работала над костюмом. Любовь видна в каждом стежке. Он сияет ярче, чем любой горный хрусталь.
Рекомендуемые видео
Пропавший континент, на поиски которого ушло 375 лет
Загрузка
Лучшее из BBC Future | Геология
Пропавший континент, который искали 375 лет
(Изображение предоставлено Getty Images)
Автор Зария Горветт все время на виду. Но загадки о массиве суши все еще остаются.
A
По мере приближения к концу еще одного необычного года BBC Future оглядывается на некоторые из наших любимых историй для нашей коллекции «Лучшее за 2021 год». Узнайте больше о нашей подборке здесь.
Это был 16:42, и Абель Тасман был на миссии. Опытный голландский моряк с яркими усами, бородистой бородкой и склонностью к грубому правосудию (позже он пытался повесить часть своей команды по пьяной прихоти) был уверен в существовании огромного континента в южном полушарии и был полон решимости Найди это.
В то время эта часть земного шара была еще в значительной степени загадочной для европейцев, но они непоколебимо верили, что там должен быть большой массив суши, заранее названный Terra Australis — , чтобы сбалансировать свой континент на севере. Фиксация восходит к древнеримским временам, но только сейчас ее собирались проверить.
Итак, 14 августа Тасман отплыл с базы своей компании в Джакарте, Индонезия, на двух небольших кораблях и направился на запад, затем на юг, затем на восток, в конце концов остановившись на Южном острове Новой Зеландии. Его первая встреча с местным народом маори (который, как считается, поселился здесь несколькими веками ранее) не удалась: на второй день несколько человек выплыли на каноэ и протаранили небольшую лодку, которая переправляла сообщения между голландскими кораблями. Четыре европейца погибли. Позже европейцы обстреляли из пушки еще 11 каноэ — неизвестно, что стало с их целями.
На этом его миссия подошла к концу – Тасман назвал роковое место Морденерс (Убийца) Бухта, без особой иронии, и через несколько недель отплыл домой, даже не ступив на эту новую землю. Хотя он считал, что действительно открыл великий южный континент, очевидно, что это вряд ли была коммерческая утопия, которую он себе представлял. Он не вернулся.
(К этому времени об Австралии уже было известно, но европейцы думали, что это не тот легендарный континент, который они искали. Позже он был назван в честь Terra Australis , когда передумали).
Мало ли Тасман знал, он был прав с самого начала. Был пропавший континент.
Возможно, Абель Тасман действительно нашел великий южный континент, хотя он не осознавал, что 94% его территории находится под водой (Фото: Alamy)
Te Riu-a-Māui на языке маори. Огромный континент площадью 1,89 миллиона квадратных миль (4,9 миллиона квадратных километров) примерно в шесть раз превышает размер Мадагаскара.
Хотя мировые энциклопедии, карты и поисковые системы какое-то время были непреклонны в том, что континентов всего семь, команда уверенно сообщила миру, что это не так. В конце концов, их восемь – и последнее дополнение бьет все рекорды как самое маленькое, самое тонкое и самое молодое в мире. Загвоздка в том, что 94% его находится под водой, и лишь горстка островов, таких как Новая Зеландия, выступает из его океанских глубин. Все это время он прятался на виду.
«Это пример того, как что-то очень очевидное может занять некоторое время, чтобы раскрыть его», — говорит Энди Таллох, геолог из Новозеландского исследовательского института Crown Research Institute GNS Science, который был частью группы, открывшей Зеландию.
Но это только начало. Четыре года спустя континент остается таким же загадочным, как и прежде, его секреты ревностно охраняются под водой на глубине 6 560 футов (2 км). Как он образовался? Что раньше там жило? И как долго он был под водой?
Трудоемкое открытие
На самом деле Зеландию всегда было трудно изучать.
Более чем через столетие после того, как Тасман открыл Новую Зеландию в 1642 году, британский картограф Джеймс Кук отправился в научное путешествие в Южное полушарие. Его официальные инструкции заключались в том, чтобы наблюдать за прохождением Венеры между Землей и Солнцем, чтобы вычислить, как далеко находится Солнце.
Возможно, из-за особенностей геологии ближайший родственник загадочной птицы киви родом с Мадагаскара (Фото: Alamy)
Но он также носил с собой запечатанный конверт, который ему было приказано открыть, когда он выполнит первое задание. В нем содержалась сверхсекретная миссия по открытию южного континента, который он, возможно, проплыл прямо перед тем, как достичь Новой Зеландии.
Первые настоящие подсказки о существовании Зеландии были собраны шотландским натуралистом сэром Джеймсом Гектором, который в 1895 году участвовал в путешествии по исследованию ряда островов у южного побережья Новой Зеландии. Изучив их геологию, он пришел к выводу, что Новая Зеландия «остаток горной цепи, которая образовывала гребень большой континентальной области, простиравшейся далеко на юг и восток, и которая теперь затоплена…».
Несмотря на этот ранний прорыв, знания о возможной Зеландии оставались неясными, и до 1960-х годов происходило очень мало. «В этой области все происходит довольно медленно», — говорит Ник Мортимер, геолог из GNS Science, руководивший исследованием 2017 года.
Затем, в 1960-х годах, геологи наконец пришли к соглашению об определении того, что такое континент — в широком смысле геологическая область с большой высотой, большим разнообразием горных пород и толстой корой. Он также должен быть большим. «Ты просто не можешь быть крошечным кусочком», — говорит Мортимер. Это дало геологам почву для работы: если бы они смогли собрать доказательства, то смогли бы доказать, что восьмой континент существует.
Вам также могут понравиться:
- Тайна потерянной римской травы
- Как математика появилась из потерянной исламской библиотеки
- Забытые продукты, которые могут возбуждать наши вкусовые рецепторы
Тем не менее, миссия застопорилась — открытие континента сложно и дорого, и Мортимер отмечает, что срочности не было. Затем в 1995 году американский геофизик Брюс Люендык снова описал этот регион как континент и предложил называть его Зеландией. Отсюда Таллох описывает свое открытие как экспоненциальную кривую.
Корабли Тасмана покинули Новую Зеландию после кровавого столкновения с народом маори, но он считал, что нашел легендарный южный континент. вступил в силу и, наконец, дал серьезную мотивацию. В нем говорится, что страны могут расширять свои юридические территории за пределы своей исключительной экономической зоны, которая простирается на 200 морских миль (370 км) от их береговых линий, чтобы претендовать на свой «расширенный континентальный шельф» — со всеми полезными ископаемыми и нефтью, которые он включает.
Если бы Новой Зеландии удалось доказать, что она является частью большего континента, она могла бы увеличить свою территорию в шесть раз. Внезапно появилось изобилие средств на поездки для обследования местности, и доказательства постепенно накапливались. С каждым собранным образцом горной породы положение Зеландии улучшалось.
Окончательную расцветку добились спутниковые данные, которые можно использовать для отслеживания крошечных изменений земной гравитации в разных частях земной коры для составления карты морского дна. С помощью этой технологии Зеландия отчетливо видна как бесформенная масса, почти такая же большая, как Австралия.
Спутниковые данные можно использовать для визуализации континента Зеландия, который выглядит как бледно-голубой перевернутый треугольник к востоку от Австралии (Фото: GNS Science)
из самых больших морских территорий в мире. «Это довольно круто, — говорит Мортимер, — если подумать, на каждом континенте планеты есть разные страны, [но] в Зеландии всего три территории».
Помимо Новой Зеландии, континент включает в себя остров Новая Каледония — французскую колонию, известную своими ослепительными лагунами, — и крошечные австралийские территории острова Лорд-Хау и пирамиды Болла. Последний был описан одним исследователем 18-го века как «не больше лодки».
Таинственное растяжение
Зеландия изначально была частью древнего суперконтинента Гондвана, который сформировался около 550 миллионов лет назад и по сути объединил всю землю в южном полушарии. Он занимал угол с восточной стороны, где граничил с несколькими другими, включая половину Западной Антарктиды и всю восточную Австралию.
Затем, около 105 миллионов лет назад, «из-за процесса, который мы еще не до конца понимаем, Зеландия начала отрываться», — говорит Таллох.
Континентальная кора обычно имеет глубину около 40 км, что значительно толще океанической коры, толщина которой обычно составляет около 10 км. Из-за напряжения Зеландия растянулась настолько, что ее кора теперь простирается только на 20 км (12,4 мили) вниз. В конце концов тонкий континент опустился — хотя и не до уровня обычной океанической коры — и исчез под водой.
Несмотря на то, что Зеландия тонкая и находится под водой, геологи знают, что Зеландия является континентом из-за видов горных пород, найденных там. Континентальная кора, как правило, состоит из магматических, метаморфических и осадочных пород, таких как гранит, сланец и известняк, в то время как дно океана обычно состоит только из магматических пород, таких как базальт.
Когда суперконтинент Гондвана распался, его фрагменты разлетелись по всему земному шару. Многие из его древних растений до сих пор живут в австралийском лесу Дорриго. (Фото: Getty Images)
Необычное происхождение восьмого континента делает его особенно интригующим для геологов и более чем озадачивающим. Например, до сих пор непонятно, как Зеландии удалось удержаться вместе, когда она такая тонкая, и не распасться на крохотные микроконтиненты.
Еще одна загадка заключается в том, когда именно Зеландия оказалась под водой и действительно ли она когда-либо состояла из суши. Части, которые в настоящее время находятся над уровнем моря, представляют собой хребты, образовавшиеся в результате смятия Тихоокеанской и Австралийской тектонических плит. Таллох говорит, что мнения разделились относительно того, всегда ли он был затоплен, за исключением нескольких небольших островов, или когда-то был полностью сушей.
Это также поднимает вопрос о том, что там жило.
Обладая мягким климатом и площадью 39 миллионов квадратных миль (101 миллион квадратных километров), Гондвана сама была домом для огромного количества представителей флоры и фауны, включая первых четырехногих наземных животных, а позднее и множество самые большие из когда-либо живших – титанозавры. Так могут ли скалы Зеландии быть усеяны их сохранившимися останками?
Споры о динозаврах
Ископаемые наземные животные редко встречаются в Южном полушарии, но останки некоторых из них были найдены в Новой Зеландии в 1990-х годах, включая реберную кость гигантского длиннохвостого динозавра с длинной шеей. (зауропод), клювовидный травоядный динозавр (гипсилофодонт) и бронированный динозавр (анкилозавр). Затем, в 2006 году, на островах Чатем, примерно в 800 км к востоку от Южного острова, была обнаружена кость стопы крупного хищника, возможно, одного из видов аллозавра. Важно отметить, что все окаменелости относятся к периоду после того, как континент Зеландия отделился от Гондваны.
Высота птицы-слона составляла 3 м (9,8 фута), а фрагменты ее яичной скорлупы до сих пор усеивают пляжи. острова могли быть убежищами, в то время как остальные были затоплены, как и сейчас. «Об этом ведутся долгие споры о том, возможно ли иметь наземных животных без непрерывной суши — и были бы без нее они уничтожены», — говорит Руперт Сазерленд, профессор геофизики и тектоники в Университете Виктории в Веллингтоне.
Сюжет дополняется одним из самых странных и любимых обитателей Новой Зеландии, киви – приземистой нелетающей птицей с усами и перьями, похожими на волосы. Как ни странно, его ближайшим родственником считается не моа, который является частью той же группы бескилевых и жил на том же острове до его исчезновения 500 лет назад, а еще более гигантская птица-слон, которая бродила по лесам. Мадагаскара до недавнего времени, 800 лет назад.
Находка натолкнула ученых на мысль, что обе птицы произошли от общего предка, жившего в Гондване. Потребовалось 130 миллионов лет, чтобы полностью распасться, но когда это произошло, остались фрагменты, которые с тех пор были разбросаны по всему земному шару, образуя Южную Америку, Африку, Мадагаскар, Антарктиду, Австралию, Аравийский полуостров, Индийский субконтинент и Зеландия.
Это, в свою очередь, предполагает, что по крайней мере часть ныне затопленной Зеландии все время оставалась над уровнем моря. За исключением того, что около 25 миллионов лет назад весь континент — возможно, даже вся Новая Зеландия — был погружен под воду. «Считалось, что все растения и животные должны были колонизироваться впоследствии», — говорит Сазерленд. Так что же случилось?
Новая Зеландия — одна из самых высоких точек Зеландии, поднятая тектоническими плитами (Фото: Alamy)
Хотя собрать ископаемые со дна Зеландии напрямую невозможно, ученые исследовали его глубины путем бурения. «На самом деле самые полезные и характерные окаменелости — это те, которые образуются в очень мелководных морях», — говорит Сазерленд. «Потому что они оставляют записи — есть миллионы и миллионы крошечных, крошечных окаменелостей, которые очень своеобразны».
В 2017 году команда провела самые обширные исследования региона и пробурила морское дно на глубину более 4101 фута (1250 м) на шести разных участках. Собранные ими керны содержали пыльцу наземных растений, а также споры и оболочки организмов, обитавших в теплых мелководных морях.
«Если у вас есть вода, которая известна только вам, глубиной 10 м (33 фута) или около того, то велика вероятность, что вокруг была и земля», — говорит Сазерленд, который объясняет, что пыльца и споры также намекают на на возможность того, что Зеландия не была так затоплена, как предполагалось.
(буквальный) поворот
Еще одна давняя загадка может быть найдена в форме Зеландии.
«Если вы посмотрите на геологическую карту Новой Зеландии, вы увидите две вещи, которые действительно выделяются», — говорит Сазерленд. Одним из них является Альпийский разлом, граница плиты, которая проходит вдоль Южного острова и настолько значительна, что ее можно увидеть из космоса.
Красная полоса горных пород — срединный батолит — должна пройти всю Зеландию по диагонали, но вместо этого она искривлена (Источник: GNS Science)
Второе — это геология Новой Зеландии. — как и у более широкого континента — странно изогнута. Оба разделены пополам горизонтальной линией, где сходятся Тихоокеанская и Австралийская тектонические плиты. Именно в этот момент кажется, что кто-то взял нижнюю половину и скрутил ее, так что ранее непрерывные ленты скалы не только больше не выстраиваются в линию, но и располагаются почти под прямым углом.
Простое объяснение этому состоит в том, что тектонические плиты сдвинулись и каким-то образом деформировали их форму. Но как именно и когда это произошло, до сих пор неясно.
«Есть разные интерпретации, но это довольно большая неизвестная вещь», — говорит Таллох.
Сазерленд объясняет, что континент вряд ли раскроет все свои секреты в ближайшее время. «Довольно сложно делать открытия, когда все находится на глубине 2 км (1,2 мили) под водой, а слои, которые вам нужно взять, также находятся на глубине 500 м (1640 футов) под морским дном», — говорит он.