Расстройства воображения.
Воображение — познавательный психический процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений. Воображение как своеобразная форма отражения действительности осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее.
Некоторые расстройства психики своим возникновением иногда обязаны чрезмерной мнительности, впечатлительности и живому воображению больного. Часто непосредственным поводом для такого заболевания является неправильно понятое слово врача. Пациент здесь воображает, что он заболел опасной болезнью и у него даже «появляются» соответствующие симптомы. Такие болезни, которые возникают под влиянием неосторожного слова врача, принято называть ятрогенными заболеваниями. Сила ятрогенных воздействий врача возрастает при авторитарном, директивном стиле его отношений с больным.
Ятрогении (от лат. iatros—«врач») (Вцтке О., 1925)—общее название, обозначающее психогенные расстройства у больного вследствие неосторожных, ранящих больного слов врача (собственно ятрогения) или его действий (ятропатия), медицинской сестры (соророгения, от лат. soror — сестра), других медицинских работников. Пагубные самовлияния, связанные с предубеждениями по отношению к врачу, страхи перед медицинским обследованием, могут также привести к подобным расстройствам — эгогения (Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К., 1976). Ухудшения в состоянии больного под влиянием нежелательных воздействий других больных (сомнения в правильности диагноза, лечения и т.п.) обозначают термином эгротогения (от aegrotus—больной, Либих С.С., 1975). Еще в 193 7 г. отечественным психологом и психотерапевтом К.К. Платоновым описывались дидактогении — психогенные расстройства у учащихся, связанные с неосторожными высказываниями учителя.
Патологические формы воображения и их оценка
В клинической практике врачу нередко приходится встречаться с больными, у которых психопатологическая симптоматика может относиться как к нарушениям пассивного, так и активного воображения. Однако замечено, что все эти нарушения чаще встречаются у лиц с особым психическим складом, отличающихся чертами инфантилизма и признаками чрезмерной возбудимости воображения с наклонностью к выдумкам и фантазированию. Еще в 1905 году эти личностные особенности описывались французским психиатром Эрнестом Дюпре (1862-1921) как «мифоманическая конституция».
Патологические формы пассивного воображения. В психиатрической и общесоматической клинике оценка особенностей пассивного воображения чаще всего требуется у больных при различных видах снижения уровня бодрствования и состояний помрачения сознания, а также при нарушениях сна в связи со сновидениями.
Онейроид — сновидное, грезоподобное помрачение сознания, наблюдающееся в результате травм черепа, острых инфекционных заболеваний с лихорадкой, интоксикацией или при некоторых разновидностях острой шизофрении. При этом у больного резко активизируются процессы воображения, причем создаваемые им образы «визуализируются» в виде калейдоскопических фантастических видений, напоминающих псевдогаллюцинации.
Ониризм — больной перестает ощущать различия образов воображения в сновидениях с реальностью. При этом увиденное во сне может не восприниматься с должной критической оценкой утром. Иногда при этом и днем у больного возникают яркие сновидные образы, стоит только ему закрыть глаза. Иногда такие видения бывают и при открытых глазах — грезы по типу сна наяву или сна с открытыми глазами. У психически здоровых лиц последнее может отмечаться при ослаблении деятельности сознания — в полудремотном состоянии или в состоянии аффекта.
Галлюцинации воображения (Dupre Е.,) — разновидность психогенных галлюцинаций, фабула которых вытекает из аффективно значимых и длительно вынашиваемых в воображении идей. Особенно легко возникает у детей с болезненно обостренным воображением.
Бред воображения (Dupre Е., Logre J.B., 1914) — является вариантом бредообразования, который вытекает из склонности к фантазированию у лиц с мифоманической конституцией. Возникает остро — по «интуиции, вдохновению и озарению». Восприятие не нарушено, больной полностью ориентирован относительно места и собственной личности.
Сновидные эпилептические приступы (Ducoste, 1889) — сновидения с преобладанием красного цвета, сопровождающие или заменяющие (эквиваленты) ночной эпилептический припадок. Они всегда стереотипны — с видением угрожающих образов в виде чудовищ, химер и частей собственного тела. В дневное время такие сноподобные состояния (Jackson J.H.,1870) могут быть предвестниками (аурой) припадка при височной эпилепсии, однако при этом все же преобладают явления дереализации, феномены «уже виденного» и «никогда не виденного», «насильственные» (не подавляемые усилием воли) фантастические представления.
Патологические формы активного воображения. Главным признаком расстройств активного воображения является нарушение критичности к его продуктам и (или) их применению. Чаще всего в клинической практике врачу приходится сталкиваться с феноменом патологической лживости у ряда больных — фантастической псевдологии. Она выражается в том, что человек начинает искренне верить в созданные им самим фантазмы (фантастические идеи и образы). Этот феномен описан еще в 1891 году А. Дельбрюком как «ложь без нужды с убежденностью в правдивости высказываемой лжи». В современном понимании псевдология рассматривается в двух основных вариантах.
1. Фантазмы психотические, где воображаемое субъективно более устойчиво принимается за истину (например, как при конфабуляциях), и оно может переходить в целые сюжетные псевдологии и даже бредоподобные фантазии. Такие расстройства более характерны для различных органических заболеваний мозга с грубыми нарушениями памяти (прогрессивного паралича, сифилиса мозга, травм), а также эпилепсии и шизофрении.
2. Фантазмы непсихотические, где псевдология является сочетанием двух видов фантазирования: «для себя» («бегство» в мир мечты от действительности) и «для других» (повышение собственной привлекательности), т.
Непсихотические фантазмы как разновидность псевдологии особенно часто встречаются у лиц с истерическими психопатическими наклонностями и «мифоманической конституцией». При этом такой человек, как и всякий лгун, знает, что он лжет. Однако эта ложь патологическая — она отличается от обычной тем, что чаще всего бывает явно нецелесообразной, и больной понимает всю ее бесполезность, но противостоять своей потребности лгать не может. Псевдологи, в отличие от обычных истерических психопатических личностей, более активны и в стремлениях воплотить в жизнь свои фантастические построения, поэтому они чаще вступают в конфликт с законом. Лживость при этом заслоняет у них все остальные личностные черты.
Патологическую наклонность к вымыслам и лжи с детского возраста психиатры обычно рассматривают как проявление частичного инфантилизма. Таким личностям не хватает устойчивости, зрелости воли и суждений. Привязанности их неглубоки, так как любят они только себя. Им чуждо чувство ответственности и долга. Параллельно с созреванием личности эти психопатические проявления постепенно стихают. К возрасту 40 лет такие явления наблюдаются редко.
При оценке «патологичности» псевдологии у детей и подростков (детская лживость) следует учитывать возрастные особенности становления воображения. Ребенок получает возможность полностью отделить свои мечты, детские фантазии от реальности только к подростковому возрасту. Если период активного детского воображения (4-7 лет) по каким-либо причинам затягивается, то детская лживость постепенно может приобрести социально значимый и даже патологический характер, особенно в тех случаях, когда она становится постоянным орудием жизненной удачи. Это постепенно становится фактором деформации личности, патологического личностного развития.
У здоровых детей фантазии отличаются подвижностью и связаны так или иначе с реальностью. Патологические фантазии чаще всего достаточно стойкие, оторванные от реальности, причудливые по содержанию и сопровождаются поведенческими нарушениями.
В дошкольном возрасте (чаще в возрасте 3-5 лет) у родителей детей иногда возникают тревоги по поводу затянувшегося игрового перевоплощения ребенка в образ какого-либо персонажа сказки или даже в неодушевленный предмет. Такие случаи требуют консультации специалиста, так как они могут быть проявлением элементарных форм деперсонализации и нередко на смену им приходят иные психические нарушения (типа симптома психического автоматизма при шизофрении).
В других случаях в играх ребенка начинают доминировать манипуляции, с предметами неигрового назначения — чашки, веревочки, бутылочки. Попытки родителей отвлечь ребенка от игр с таким «любимым» предметом безуспешны, здесь уже в фантазировании ребенка усматриваются или элементы сверхценности и (или) измененности сферы влечений.
Настораживающими в плане возможности психического расстройства у ребенка являются случаи стойкого фантазирования садистического содержания и патологические фантазии типа самооговоров. Последний тип фантазирования чаще встречается в подростковом возрасте — у мальчиков это обычно «признания» в каких-либо ограблениях или участии в шпионской деятельности, а для девочек типичны самооговоры сексуального содержания.
Контрольные вопросы:
Какие расстройства наблюдаются вследствие чрезмерной мнительности больного?
Назовите формы нарушений активного и пассивного воображения.
Какие возрастные особенности становления воображения следует учитывать при оценке псевдологии у детей и подростков?
Расстройства воображения. Воображение в психологии
Воображение — удивительная и уникальная способность человека, заключающаяся в создании образов, представлений, идей и понятий. Это часть познавательного процесса, позволяющая создавать новые образы на базе полученного опыта и изменять их.
Воображение — особая форма психической деятельности, которая позволяет не только интерпретировать существующую реальность, но и видоизменять ее в процессе мышления. Благодаря воображению мы можем не только вспоминать картины прошлого, но и проигрывать сценарии будущего, оперировать эфемерными и абстрактными материями, прогнозировать результаты действий.
Виды воображения
В зависимости от степени осознанности и получаемых результатов выделяют несколько видов воображения.
- Непроизвольное воображение, которое не контролируется сознанием, позволяет видеть сновидения, в которых реальность переплетается с вымыслом, представляя самые фантастические картины.
- Произвольное воображение позволяет сознательно создавать образы и манипулировать ими по желанию.
- Репродуктивное воображение сходно с воспоминаниями, оно старается повторить картины реально существующей действительности, однако и здесь есть место вымыслу и образным дополнениям.
- Продуктивное воображение позволяет конструировать несуществующие картины, как дополняя реальность и предыдущий опыт новыми образами, так и создавая совершенно новые. Такой вид воображения также называют творческим, ведь именно воображение позволяет художникам создавать удивительные картины, писателям — сочинять никогда не происходившие истории, а изобретателям — делать небывалые открытия.
Функции воображения
Воображение — основной компонент творческой деятельности и игр, необходимый для процессов памяти и выполняющий множество других функций. Благодаря воображению можно не только предаваться мечтам о несбыточном, но и выполнять вполне практические действия в обыденной жизни.
- Планирование. Благодаря воображению человек может осуществлять планирование, программирование и прогнозирование предстоящей деятельности, заранее предполагать результат и оценивать его, учитывать возможные сценарии развития событий. Целеполагание целиком зависит от воображения.
- Познание. Воображение играет важную роль в познавательной деятельности, процессы речи, внимания, запоминания, обучения и в целом восприятия во многом зависят от воображения.
- Решение задач. Возможность создавать мыслительные образы и манипулировать ими позволяет решать различные задачи и служит неотъемлемой и важной частью процесса мышления. Воображение позволяет решать любые задачи в уме: от простейших математических действий до сложных профессиональных проблем.
- Управление эмоциями. С помощью воображения человек может управлять своими эмоциями. Это может быть практически неосознаваемый процесс представления определенных событий и вариантов их развития, благодаря которому человек может как снять эмоциональное напряжение, так и пережить негативные или положительные эмоции. Кроме того, воображение лежит в основе многих техник управления эмоциями и психическим состоянием, например в техниках визуализации.
Воображение необходимо не только в детском возрасте, когда мы слушаем сказки и играем, но и на протяжении всей жизни, каждый день. Без воображения невозможно не только творчество, но и мышление, которым обладает человек. Считают даже, что человека от животных отличает именно способность к воображению.
В отношении взрослого человека фраза «Он живет в своем выдуманном мире» не комплимент. Увлечение играми воображения воспринимается как слабость, как убегание от «реальной» жизни. Почему? Действительно ли воображение опасно? Действительно ли мир фантазии взрослому человеку в его реальной жизни совершенно ни к чему и стоит оставить все эти выдумки и сказки детям?
Если вспомнить себя в детстве или понаблюдать за детьми, то можно заметить, что большую часть времени ребенок проводит в своем выдуманном, воображаемом мире. И что удивительно, создавая этот мир, переживая вместе со своими выдуманными героями, ребенок получает вполне реальный опыт, живые эмоции и ощущения.
Что такое воображение? Словарь определяет воображение как психический процесс, заключающийся в создании образов и манипулировании ими. На этом процессе построены творчество, игра, работа человеческой памяти.
Таким образом, воображение играет самую главную роль в процессе создания чего-либо нового, будь то творческое произведение или полезное изобретение. Без воображения не существовало бы ни искусства, ни науки. Хотя с этим никто и не спорит. А если говорить о жизни обычного человека? Опасно или полезно?
Воображение позволяет человеку получить опыт, который пока по какой-то причине в реальности получить затруднительно. И таким образом, в том числе и увидеть способ как же все-таки желаемый опыт в свою жизнь привнести. Каким образом это происходит?
Существуют исследования, которые говорят о том, что за воспоминания и воображение ответственны одни и те же нейроны в головном мозге. И, по сути, получается, что для мозга нет никакой разницы, видим ли мы реальную картинку или только вообразили ее. Именно этим объясняется тот факт, что в нашей памяти со временем постепенно накапливаются ошибки и искажения.
И если в событиях недавних мы еще более-менее четко можем для себя отделить то, что произошло в реальности от того, что было достроено воображением, но чем больше проходит времени, тем более зыбкой становится эта граница. Этим же объясняют и феномен «ложных» воспоминаний. Большая часть из того, что мы воспринимаем, приходит не от органов чувств, оно создается в нашем внутреннем мире.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что опыт, пережитый человеком посредством игры воображения такой же реальный и полноценный, как и опыт, полученный в реальности. И это можно успешно использовать. Для преодоления страха, для обучения, для улучшения результатов, для формулировки своей мечты, для исполнения желаний, для проверки желаний на истинность и т.д.
Можно репетировать в своей голове важные, желательные события, события, которые, может быть, немного пугают тем, что случатся впервые. И когда они произойдут в реальности, они уже не будут страшить своей новизной, ведь в закромах сознания уже есть по этому поводу некоторый опыт.
Говорят, что некоторые спортсмены, например, горнолыжники, могут улучшить свой результат, если повторят свой маршрут в воображении несколько раз, представляя каждый поворот, каждое препятствие и даже то, как они стоят на пьедестале, получая свою награду.
Существует теория о том, что человек (его душа) приходит в этом мир за опытом. А опыт мы получаем через эмоции, чувства и ощущения. Следовательно, все действия, которые человек в жизни совершает, делаются по большому счету для того, чтобы пережить какое-либо чувство, эмоцию или ощущение, взяв, таким образом, опыт.
К этой картинке стоит еще добавить то, что язык образов – это язык, единственный, который понимает наше бессознательное. И воображение – очень хороший способ выстроить с ним коммуникацию, «загрузить» себе желаемую программу и приблизить себя, таким образом, к исполнению желания или мечты.
Воображение поможет и в таких случаях, когда не хватает смелости решиться на какую-то значимую цель по причине того, что в прошлом есть негативный опыт по этому поводу. Существую специальные техники, которые с помощью воображения помогают модифицировать негативный опыт, извлечь из него ценность и использовать уже этот трансформированный опыт как опору для того, чтобы все-таки на что-то решиться.
Многих людей сегодня волнует вопрос о пользе и вреде фантазирования. Действительно, в фантазии можно «уйти», они способны поглотить, привести к тому, что человек может возомнить о себе. Однако фантазия может перерасти в проект, произведение искусства и даже может быть использована в науке.
Например, в своих дневниках инженер-физик Никола Тесла писал: «Я не спешу приступить к практической работе. Когда у меня рождается идея, сразу же начинаю развивать её в своем воображении: меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение… Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему ».
Так в чём полезность и вредность фантазии?
Если мы обратимся к трудам отцов Церкви, то встретим высказывание святителя Феофана Затворника : «Фантазия творит совершенно новые образы, хотя из прежнего материала и большею частию по готовым или известным уже образцам. В ней должно различать деятельность хорошую – дельную – и движения беспорядочные – самовольные…».
В практике духовничества работа с образом, фантазией широко использовалась. Вспомним расхожий совет наставника для послушника. Звучал он примерно так: «Если тебе понравилась какая-либо девушка, представь ее лежащей в гробу. Тело ее покрыто струпьями…». Да, для современника звучит немного пугающе, но суть примера в том, что воображение как таковое не считалось чем-то душевредным. Душевредным считалось его неправильное использование.
Образы часто встречаются и в Евангелии – образ смоковницы, образ жемчужины как символа Царства Небесного. Это то, что мы можем назвать полезными образами по святителю Феофану Затворнику.
Интересно пишет о работе фантазии в своём труде «О хранении чувств»: «…Так, например, если кто-то ест лимон, а рядом стоит другой и смотрит на него, то у этого другого начинает выделяться слюна. Но то же испытывает и тот, кто только представит себе лимон в своём воображении?..».
Святитель Феофан Затворник указывал, что «низшие способности познания суть: наблюдение внутреннее и внешнее, воображение и память…». Иоанн Дамаскин в своём труде «Точное изложение православной веры» пишет: «Как мы знаем, вследствие чувственного восприятия в душе образуется впечатление, называемое представлением…». Поэтому само воображение опасно считать душевредной силой, как и всякую способность души. Важно научиться его использовать «в мирных целях».
Зачем ребёнку фантазировать?Мозг человека способен сохранять наш прежний опыт. Если бы он умел только это, человечество могло бы лишь приспосабливаться. Но Господь даровал человеку способность, можно сказать, пророческую, творческую – моделировать и строить будущее. И все модели сперва возникают в мышлении, как представление, как образ, а значит – как фантазия.
Воображение лежит в основе любой культурной деятельности человека, в основе художественного, научного, технического творчества. Любое новшество, изобретение, книга рождались сначала в воображении. Воображать человек начинает с детства, а значит – начинает творить.
Психолог Лев Выготский пишет:
«Один из самых важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей. Ребенок, который, сидя верхом на палке, изображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью… – все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества ».
Так действительность формирует воображение, а воображение – действительность через продукты любого вида творчества.
…Лиду привела мама. Девочке было пять лет. Худенькая, робкая, немного зажатая и смущённая. Она зашла в кабинет, как бы стараясь занимать поменьше места. Средний ребёнок в семье, Лида получала достаточно много внимания, мама не работала. Отец любил детей, проводил с ними своё свободное время.
Мама жаловалась на то, что Лида была малоэнергичной, болезненной девочкой, которая не очень-то любила играть с детьми. Родители имели высшее образование и старались давать детям много научной информации об окружающем мире, читали им и сказки. Когда я предложила девочке игрушки, она выбрала корову и собачку. В ходе игры собачка всё время хотела рассказать корове сказки, которые сочиняла сама. Корова ей запрещала, и собачка очень расстраивалась.
Когда я стала обсуждать эту проблему с мамой, оказалось, что Лида постоянно пыталась рассказать ей свои «придумки». Это были еще мало связные обрывки, иногда с пугающими маму героями, в них не прослеживался чёткий сюжет. Маму это раздражало, и она резко останавливала ребенка, потому что просто не понимала, как к этому относиться.
Я предложила Лиде рассказать о своих «придумках». Мы их рисовали, лепили. Девочка, рассказывая о них, оживала, лицо её заливалось румянцем, она определяла для меня разные роли в этих «придумках», и, похоже, у нее проклёвывался организаторский талант.
Мама заметила, что и дома Лида пытается объединить семью в какой-нибудь новой, ею придуманной игре. Конечно, игры были не всегда структурированы, понятны, правила сбивались и путались. Иногда на их прояснения уходило часа два и играть так никто и не начинал. Но вся семья, в том числе и ребенок, оживлённо участвовали в прорисовке карт и распределении ролей, поиске инвентаря и разработке сценариев игр.
Что-то так и осталось в проекте, что-то переросло в игру, но важно, помимо других положительных эффектов, то, что Лида научилась быть организатором, начала активно использовать эти навыки в общении с подругами, которые стали у неё появляться во дворе, научилась находить место своему внутреннему миру во внешнем.
Зажатость почти ушла, девочка перестала робеть, у неё появилось больше энергии. Мама стала замечать, что витальность ребёнка становилась всё более стабильной. Если мама уставала слушать «придумки», то Лида их рисовала, вырезала и каким-то образом пыталась выразить в подручных материалах. Так вырос уже целый том…
Фантазия и действительностьБытовое представление, что фантазия совсем оторвана от действительности, ошибочно. Во-первых, любая фантазия может строиться только на впечатлениях от реальности, т.е. на том, что человек воспринял.
Об этом хорошо пишет преподобный Никодим Святогорец («О хранении чувств»): «Воображение – это широкая доска, на которой изображается то, что мы видели глазами, о чём слышали ушами, что чувствовали и осязали ».
Лев Выготский раскрывает это через образ избушки на курьих ножках: её не существует, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из опыта человека. Можно добавить, что и сама сказка, читаемая ребенку на ночь, становится опытом и человека, и семьи, и рода, и страны. Выготский выводит закон о том, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.
Кстати, очень многие учёные увидели результаты своих многолетних исследований именно как вспышку воображения, как озарение. Так обрывочные пазлы представлений складываются в целостную картину, взгляд, гештальт. И эта возможность воображения также важна.
Например, ребёнок урок за уроком изучает особенности какого-либо великого события. Он узнаёт о том, что ему предшествовало, какие тогда жили люди, как они одевались, какие у них были обычаи и нравы, как они строили и развивались. Всё это должно выстроиться в картину, и это задача воображения. Такая форма работы становится возможной благодаря чужому опыту, опыту социума, и расширяет личный опыт ребёнка и взрослого.
Проблемы воображенияПроблемы возникают не тогда, когда человек использует своё воображение, а когда он относится к нему особым, можно сказать, болезненным образом. Например, магическое мышление.
В «Большой энциклопедии по психиатрии» можем прочесть о том, что магическое мышление – это в самом общем виде убеждение, что можно влиять на действительность своими мыслями, фантазиями, желаниями. В качестве нормального это явление до некоторой степени свойственно детям, до 3-5-летнего возраста считающим, что их мысли являются причиной или эквивалентом происходящего во внешней действительности, а также представителям «примитивных» культур.
Вспоминаю историю девушки, очень красивой и успешной в своей профессии, которая рассказывала мне, что её мысли и фантазии влияют на действительность.
«Вот, например, еду за рулём и хочу припарковаться. Думаю: вот бы крайнее место на стоянке было свободно. Начинаю посылать Вселенной сигнал, подъезжаю – а место свободно. И с молодым человеком я всегда воздействую на него мысленно, на расстоянии, чтобы он мне позвонил. Также я составила доску визуализации, где у меня есть всё. Вот только он не предлагает мне выйти за него замуж. А на доске у нас трое детей. Как мне достичь всего этого?».
В ответ на мои попытки поставить под сомнение силу её воздействия девушка задумалась и сказала, что она и сама часто сомневается, но на тренинге ей объяснили, что это всё работает и Вселенная всегда даст ответ.
В принципе, многого из того, что было на доске, она достигла. Купила машину, квартиру. Но во что упирается сила мысли девушки? В свободу воли другого человека. Жениться её парень не хотел, а встречались они уже много лет. И цепочка «моя мысль» – «послушная Вселенная» – «послушный парень» явно давала сбой.
Структуры магического мышления у некоторых людей сосуществуют бок о бок с другими, более поздними, более развитыми и сложными когнитивными программами. Так и в православном сознании может сочетаться несочетаемое: вера в Промысл Божий и вера в то, что человек может магически управлять обстоятельствами своей жизни и использовать, например, силу мысли или мыслеобраза для управления действительностью.
Корни проблемы«И вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3,5). Этим соблазнились первые люди, этим соблазняемся и мы, забывая, что «всякого блага Промысленник и Податель» есть Господь, начиная искать власть влиять на людей и события.
Конечно, мало кто сознательно фантазирует, что может стать «богом» в «царстве земном», но многие ощущают себя именно так и ищут тому подтверждения в обстоятельствах жизни. Так проявляет себя защита, называемая «всемогущий контроль».
У некоторых людей потребность испытывать чувство всемогущественного контроля и воспринимать происходящее с ними как обусловленное их собственной неограниченной властью совершенно непреодолима. Если личность ищет удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, есть основания рассматривать её как психопатическую.
А о достижении результатов во что бы то ни стало… Известная киноактриса Одри Хепбёрн в своих мемуарах вспоминала о том, как не стала когда-то балериной. Какой это был жёсткий удар для неё. И как впоследствии она была этому рада:
«Учительница мадам Рамбер не скрывала своего мнения: слишком высокая, слишком тощая, слишком неразвитая для таких лет. Я обещала заниматься с утра до вечера, чтобы догнать остальных, и действительно делала это, но природу не изменишь. Мадам Рамбер была резка и откровенна, за что я ей благодарна, потому что, пожалей она меня тогда, я стала бы заштатной балериной, но точно не стала бы актрисой».
Иногда наши неудачи нам так же полезны, как и удачи. Об этом всё время напоминает человеку христианство.
Здоровье и патологияИсследователи шизофрении обоснованно утверждают, что мы вынуждены проводить различие между здоровой и патологической фантазией. Здоровая фантазия является в своей основе подготовкой для действия во внешнем мире. Патологическая фантазия используется как средство для поддержания контакта с фантазийными объектами, в то же самое время отделяясь от объектов действительности.
И здесь обратимся к Гарри Гантрипу и его описаниям шизоидной личности:
«Отношение к внешнему миру…: невовлечённость и отчуждённое наблюдение… Чем больше люди отрезают себя от человеческих взаимоотношений во внешнем мире, тем более они погружаются в эмоционально заряженные фантазийные объектные отношения в своём внутреннем психическом мире; крайним пределом является состояние психотика, живущего исключительно в своём внутреннем мире».
Если попытаться подытожить смысл сказанного в цитатах великих, то начать можно с высказывания Федерико Гарсиа Лорки , что воображение – синоним способности к открытиям, а закончить словами Михаила Салтыкова-Щедрина : «Ничем не ограниченное воображение создаёт мнимую действительность ».
Вот между этими полюсами и находится наша возможность управлять своим воображением и не давать воображению управлять нами.
Анастасия Бондарук
Вопрос 46. Определение, виды, функции воображения. Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем. Развитие воображения. Воображение и творчество.
Воображение — это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.
Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.
С физиологической точки зрения, воображение — это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.
В процессе воображения системы временных нервных связей как бы распадаются и объединяются в новые комплексы, группы нервных клеток связываются по-новому.
Физиологические механизмы воображения располагаются в коре и более глубоко лежащих отделах мозга.
Воображение – это процесс мысленного преобразования реальности, способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Виды воображения
По предмету – эмоциональное, образное, словесно-логическое
По способам активности – активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное
По характеру образов – абстрактное и конкретное
По результатам – воссоздающее (мысленное воспроизведение имеющихся в действительности образов предметов) и творческое (создание образов объектов не существующих в настоящее время).
Виды воображения:
— активное — когда человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение — явление творческое, воссоздающее. Творческое активное воображение возникает в результате труда, самостоятельно создает образы, выражающиеся в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Это основа любого творчества;
— пассивное — когда образы возникают сами собой, не зависят от желаний и воли и не воплощаются в жизнь.
Пассивное воображение бывает:
— непроизвольное воображение . Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения . Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.
— произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Например, при чтении книг мы представляем себе героев, события и т.д. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Мечта – вид воображения, заключающийся в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд отличий от творческого воображения. 1) в мечте человек всегда воссоздает образ желаемого, в творческом не всегда; 2) мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия и т.п. 3) мечта всегда направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
Функции воображения.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.
Воображение несет следующие функции (по определению Р. С. Немова):
— представление действительности в образах;
— регулирование эмоциональных состояний;
Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека:
— формирование внутреннего плана действий;
— планирование и программирование деятельности;
— управление психофизиологическим состоянием организма.
Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем.
Воображение тесно связано с мышлением:
Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее;
Воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;
Воображение и мышление мотивируются потребностями личности;
В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением;
В основе воображения лежит возможность выбора образа; в основе мышления — возможность новой комбинации понятий.
Основное назначение фантазии — представить альтернативу реальности. Как таковая фантазии служит двум основным целям:
Она стимулирует творчество, позволяя создать то, чего еще нет (пока), и
Она действует как балансировочный механизм души, предлагая индивидууму средство самопомощи для достижения эмоционального равновесия (самоисцеления). Фантазия также используется в клинических целях; результаты проективных психологических тестов и методик основываются на проекциях фантазий (как это имеет место в ТАТ). Кроме того, в различных психотерапевтических подходах фантазии отводится роль разведочного или терапевтического средства.
Развитие воображения
Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.
Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже, несмотря на то, что эта деятельность — игра.
Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.
Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.
Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех — пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.
Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.
Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.
Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.
Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.
Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.
Развитие воображения в человеческом роде, рассматриваемое исторически, следует по тому же пути, как и у отдельного человека. Вико, имя которого вполне заслуживает упоминания здесь, потому что он первый увидел, какую пользу можно извлечь из мифов для изучения воображения, разделял исторический путь человечества на три последовательные периода: божественный или теократический, героический или сказочный, человеческий или исторический в собственном смысле; причем по миновании одного такого цикла начинается новый
— активная деятельности (Д. вообще) стимулирует развитие воображения
Развитие различных видов творческой деятельности и научной деятельности
Использование специальных приемов создания новых продуктов воображения как решения проблем – агглютинация, типизация, гиперболизация, схематипизация
— агглютинация (от лат. agglutinatio — приклеивание) — комбинирование отдельных частей или разных предметов в один образ;
— акцентирование, заострение — подчеркивание в создаваемом образе какой-то детали, выделение части;
— гиперболизация — смещение предмета, изменение количества его частей, уменьшение или увеличение его размеров;
— схематизация — выделение характерного, повторяющегося в однородных явлениях и отражение его в конкретном образе.
— типизация — выделение схожести предметов, сглаживание их различий;
Активное подключению чувств и эмоций.
Воображение и творчество.
Ведущей связью является зависимость воображения от творчества: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Необходимое для преобразования действительности и творческой деятельности воображение в процессе этой творческой деятельности и формировалось. Развитие воображения совершалось по мере того, как создавались все более совершенные продукты воображения.
Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам.
Изучение роли воображения в процессах научного и технического творчества осуществляется специалистами по психологии научного творчества.
Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества человека? 1) знания человека, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью; 2) наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.
Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить 4 стадии процесса творчества: 1. Подготовка (зарождение идеи). 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). 4. Проверка.
Таким образом, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям синтеза и анализа. В конечном итоге, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.
Улучшить свою жизнь и добиться поставленных целей способно помочь наше воображение. С помощью специальных методик его можно развить и использовать для собственного благополучия.
Воображением может пользоваться каждый. Эта исключительная способность напрямую связана со многими аспектами жизни. С помощью воображения каждый человек сможет воплотить свои фантазии в реальность, послав импульс головному мозгу для активных действий.
Для чего необходимо воображение
Используя принцип реализма мы лишаем себя возможности фантазировать, тем самым закрывая пути развития во многих сферах. Есть несколько причин, которые помогут вам осознать необходимость развития воображения.
1. Развитие фантазии способствует тренировке мозга , развитию гибкости ума и делает мышление более продуктивным. С помощью развития воображения вы становитесь умнее, быстрее выстраиваете логические цепочки и решаете многоходовые задачи.
2. Воображение способствует извлечению знаний из подсознания. С помощью фантазий человек аккумулирует собственную энергетику, направляя импульс мозгу для реализации творческих идей и задумок. Воображение формирует силу для успешной и продуктивной жизни с помощью неординарных решений поставленных перед вами задач.
3. С помощью воображения вы сможете достичь гораздо больших высот в карьере, ведь мышление, способное генерировать идеи, дает вам преимущество в развитии собственного бизнеса, проявления творческих наклонностей. Человек с хорошей фантазией способен на креативные свежие решения и идеи, которые помогают качественной работе.
Как развивать воображение
Психологи всерьез обеспокоены тем, что у современных детей практически отсутствует воображение и скудно развита фантазия. Во многом они усматривают вину телевизионных передач и гаджетов, которые не дают возможности развивать гибкость ума. Способ подачи простой информации не дает пищи к размышлению , и это ведет к оскудению знаний, не давая возможности задействовать те участки мозга, которые отвечают за творчество. Те же проблемы наблюдаются у взрослых, которые в угоду современным видеороликам перестали пользоваться литературой и напрягать память и мозг для решения задач самостоятельно.
Для того, чтобы активировать мозговую активность, следуйте несложным правилам, и в скором времени вы заметите положительные изменения, которые улучшат вашу память и интеллектуальные возможности.
1. Одним из ежедневных правил является мысленное моделирование жизненных ситуаций. Представляйте себе сюжеты во всех мельчайших подробностях, добавляйте новые детали. К примеру, представьте себе ваше нахождение в каком-либо месте. Добавьте в воображении тихое музыкальное сопровождение, ароматы блюд, шум города или звуки природы. Такие упражнения позволят вам с легкостью воспроизводить в воображении множество вариантов развития событий.
2. Не забывайте читать. Чтение развивает вашу фантазию, обогащает словарный запас. Часто встречающиеся литературные приемы, которые провоцируют вас на чтение между строк, нагружают мозг, позволяя ему анализировать предложенный текст, видеть героев произведения, представлять их в предложенной ситуации. Мозг — это мышца, и чем чаще вы ее напрягаете, тем более продуктивной становится ваша жизнь.
3. Заведите себе дневник, в который будете записывать свои мысли, эмоции и переживание. Мысли, проявленные на бумаге, заставляют мозг работать с удвоенной силой, подыскивая правильные слова для описания того, что с вами произошло. Этот способ также поможет вам увеличит словарный запас и научит правильно выражать мысли.
4. Общайтесь с людьми, которые буквально горят множеством идей. Их богатое воображение и энергетика будет передаваться и вам. Окунувшись в мир фантазий и новых идей, вы попросту не сможете отказаться от этого увлекательного занятия.
Характеристика, виды и формы воображения. Нарушения воображения
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
План
❑
❑
❑
❑
Общая характеристика воображения
Виды воображения
Формы воображения
Нарушения воображения
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ВООБРАЖЕНИЯ
Воображение – это психический
познавательный процесс создания
новых представлений на основе
имеющегося опыта, т.е. процесс
преобразующего отражения
действительности.
Воображение, как и мышление,
принадлежит к числу высших
познавательных процессов.
❑ Благодаря воображению человек:
❑ ставит цели;
❑ планирует свою деятельность;
❑ творит;
создает предметы материальной и духовной
культуры.
❑
❑
Воображение позволяет человеку:
❑ принимать решения при дефиците
исходной информации;
❑ формировать высоковероятностные
предположения в проблемных
ситуациях.
❑ Воображение представляется
важнейшим инструментом общения
и межличностного понимания.
❑
С помощью воображения, которое в
известной мере может
компенсировать недостаток сведений,
следователю удается активизировать
мышление, находить правильные
решения, прогнозируя конечные
результаты своих действий.
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
по степени активности и осознанности
активное
Воссоздающее
Творческое
пассивное
Преднамеренн
ое
Непреднамеренное
Активное воображение
это создание новых образов с
помощью волевых усилий.
Оно представляет собой
преднамеренное построение образов в
связи с сознательно поставленной
задачей в том или ином виде
деятельности.
Воссоздающее воображение
развертывается на основе описания,
рассказа, чертежа, схемы, символа или
знака. Человек по одному описанию
должен представить себе предмет,
который никогда им раньше не
воспринимался.
Творческое воображение
базируется на самостоятельном
создании образов, не существующих в
настоящее время, или
воспроизведении оригинальной
модификации уже имеющегося
объекта, явления.
Это нестандартный образ ранее
описанного, прочитанного,
воспринятого, неотъемлемая сторона
технического, художественного или
иного творчества.
Образы творческого воображения
создаются посредством различных
приемов интеллектуальных операций.
Пассивное воображение
это создание новых образов без какихлибо внешних побудителей.
Оно заключается в возникновении и
комбинировании представлений и их
элементов в новые представления без
определенного намерения со стороны
человека, при ослаблении
сознательного контроля с его стороны
за течением своих представлений.
Преднамеренное воображение
создает образы (грезы), не связанные с
волей, которая могла бы
способствовать их воплощению в
жизнь.
Непреднамеренное воображение
наблюдается при ослаблении
деятельности сознания, при его
расстройствах, в полудремотном
состоянии, во сне.
Формы воображения
Мечта
Формы
воображения
Фантазия
Галлюцинация
Грезы
Мечта
образ желаемого будущего.
Образы, которые человек создает в своих
мечтах, отличаются ярким, живым,
конкретным характером. Особенностью
мечты является построение тех образов,
которые неосуществимы.
Фантазия
Изменяет облик действительности,
отраженной в сознании. Для нее
характерна перестановка элементов
реальности. Фантазия позволяет найти
новую точку зрения на уже известные
факты и в связи с этим обладает огромной
художественной и научно-познавательной
ценностью. Творческая активность,
порождающая фантазию, спонтанна,
связана с личной одаренностью и
индивидуальным опытом человека.
Грезы
мысленное «блуждание» фантазии в
бодрствующем состоянии.
В грезах обнаруживается связь
воображения с потребностями
личности.
Преобладание грез в психической жизни
человека может привести его к отрыву
от реальности, уходу в выдуманный
мир, что, в свою очередь, тормозит
психическое и социальное развитие.
Галлюцинация
восприятие человеком несуществующих
объектов.
Нарушения воображения
Живое воображение иногда
приводит к некоторым
расстройствам психической
деятельности, особенно под
влиянием психотравмирующих
обстоятельств. Человек начинает
ощущать болезненные симптомы,
практически оставаясь здоровым.
Такое состояние получило название
ятрогении.
Ятрогении в сочетании с искаженным
воображением, повышенной
тревожностью в некоторых случаях
сильно травмируют психику.
У психопатических личностей
описаны бредоподобные фантазии нестойкие и изменчивые, похожие
на бред представления, нередко с
фантастическим содержанием, не
складывающиеся в определенную
бредовую систему.
В некоторых случаях
у психопатических личностей описаны
также трудно отличимые в
практической деятельности от
бредоподобных фантазий грезы наяву.
Спасибо за внимание!
English Русский Правила
Стучающий психоз с воображением
000″> 7 декабря 2017 г.
Рональд В. Пироги, MD
Психиатрические времена , том 34 № 12, Том 34, Выпуск 12
Воображение и психоз — это различные категории опыта. и не следует путать или смешивать.
В 1934 году писатель Джеймс Джойс обратился за помощью к своей дочери Люсии, страдающей серьезными расстройствами, и привел ее к доктору Карлу Юнгу для анализа. (Вскоре после этого Люсии поставили диагноз шизофрения в психиатрической клинике Бургхёльцли в Цюрихе.) Джеймс Джойс увидел прямую связь между собственным творческим гением и болезнью дочери. «Любая искра или дар, которым я обладаю, были переданы Люсии, — сказала Джойс Юнгу, — и это зажгло огонь в мозгу [Люсии]». 1 Но Юнг уловил важное различие между отцом и дочерью. Он описал их как «двух человек, идущих ко дну реки, один падает, а другой ныряет». 1 Я полагаю, что Юнг подошел к решающему различию: между непроизвольной природой психоза («падением») и произвольным актом творческого воображения («ныряние»).
Все это приходит на ум в свете статьи Марка Лукача, недавно появившейся в Нью-Йорк Таймс . 2 Лукач подробно рассказывает о множественных приступах психоза у его жены, которые, как это ни странно, имеют тенденцию повторяться во время или в преддверии Хэллоуина. Лукач так описывает первый психотический эпизод своей жены:
Он возник из ниоткуда. Она нервничала из-за своей новой работы; она потеряла аппетит; она перестала спать; у нее начался бред. Первые заблуждения были обнадеживающими. Она сказала, что говорила с Богом, который сказал ей, что с ней все будет в порядке. Джулия никогда не была очень религиозной, поэтому я был встревожен, но, по крайней мере, она слышала утешительные вещи. Но затем иллюзии повернулись против нее. Голоса говорили, что она не выживет, нет смысла даже пытаться, лучше ей не быть здесь. Так она попала в больницу в первый раз. Ей дали лекарство. Иллюзии в конце концов ушли. После этого она долгое время находилась в депрессии. Ей дали больше лекарств, и ей стало лучше. 2
Когда произошла вторая госпитализация его жены по поводу психоза, г-н Лукач начал размышлять о некоторых предполагаемых связях — или, возможно, аналогиях — между ее бредом и воображаемой деятельностью, которой он и его сын наслаждаются. Пишет что:
. . . как родитель, я люблю воображение. Я постоянно верю своему сыну [Джонасу], чтобы сделать мир более захватывающим и интересным. Есть дружелюбный койот Фред, которого мы иногда слышим ночью в близлежащих холмах; чудовищная метла в нашем шкафу, чтобы выметать страшных монстров из дома. . . Может быть, точно так же, как воображаемый мир является местом наслаждения и убежища для Джонаса, в том, что видит Джулия, есть что-то глубокое или даже полезное. Может быть. 2
Воистину жестокосердый читатель не проникся сочувствием к господину Лукачу, его жене и сыну. И те из нас, кто столкнулся с бедствием психических заболеваний в своих семьях, включая этого писателя, естественно, с сочувствием отреагируют на «взгляд с хорошей стороны» г-на Лукача на переосмысление психоза его жены. Но я думаю, что в этом взгляде на психоз есть серьезная ошибка. Как понял Юнг во время встречи с Лючией Джойс, существует огромная разница между произвольным, игривым включением воображения и непроизвольным погружением в психоз.
Жене г-на Лукача, по-видимому, поставили диагноз биполярного расстройства. Переосмысление ее психоза как «чего-то глубокого или даже полезного» — это понятная, но ошибочная романтизация психического заболевания. Это отражение более широкой модели рационализации, которая представляет серьезное психическое заболевание просто как альтернативный способ видения мира или даже как глубоко творческое столкновение со вселенной. Как отметил мой коллега Джозеф Пьер, доктор медицинских наук, в своем критическом анализе отчета Британского психологического общества (BPS):
. . . отчет BPS выходит за рамки благонамеренной попытки дестигматизировать психоз, вступая на территорию его романтизации. В нем говорится о положительных аспектах психоза, историческом почитании психотических симптомов в шаманских культурах и потенциальной связи между психозом и творчеством. Опять же, это звучит хорошо, но для человека, страдающего психотическим расстройством, в этом мало плюсов. Психотические расстройства по определению связаны с нарушениями, а не с преимуществами. И, к сожалению, несмотря на связь между творчеством и биполярным расстройством, творческая искра слишком часто угасает у больных шизофренией. 3
Также заманчиво — даже для клиницистов — рассматривать «творчество» и артистизм в том, что по сути является психотическим мыслительным процессом.4 Мы видим пример этого в произведениях французского драматурга и поэта Антонена Арто (1896 г.). -1948). Арто страдал от серьезных психических проблем на протяжении большей части своей жизни и временами, похоже, был откровенно психотическим. 5 В одном из своих писем Арто пишет: «Мой разум открыт насквозь, и снизу он накапливает темные, невыразимые знания, полные подземных приливов, вогнутых глыб и застывших вихрей». 6 Важно отметить, что затем он добавляет: «Не путайте это с изображением». Я полагаю, что Арто выразил словами свой непосредственный опыт психоза, а не участвовал в воображаемом акте, используя яркие метафоры. 4 Как заметил психиатр д-р Альберт Ротенберг:
В техническом смысле прямое излияние бессознательных процессов является непременным условием шизофрении, потому что люди, страдающие этим состоянием, неспособны выстроить защиты и другие адаптивные формы мастерства, которые держите эти процессы в секрете для большинства из нас. Если бы поэзия действительно была результатом прямого излияния бессознательных процессов, шизофрения и поэтическое творчество были бы эквивалентны. 7
Конечно, они далеко не эквивалентны. Психотическое состояние также не относится к игривому и творческому творчеству, как у Марка Лукача и его сына. Для ясности: многие люди с психотическими заболеваниями могут быть чрезвычайно творческими и «творческими», как описывает Марк Лукач, иногда черпая вдохновение в периодах своего психоза. Но эти творческие акты обычно происходят в периоды ремиссии или выздоровления. Как заключает д-р Ротенберг в своей важной книге о творчестве, «. . . полное психологическое здоровье и ясность сознания были бы оптимальными для всех видов творчества». 8
Короче говоря, воображение и психоз — это разные категории переживаний, и их не следует путать или смешивать. Действительно, я считаю, что самая полезная часть статьи г-на Лукача находится ближе к концу, когда он пишет: «Мы надеемся, что психоз никогда не вернется к Джулии. Это ужасный, дезориентирующий опыт, и я рада, что мы знаем, какие лекарства помогут ей пережить этот шторм». 2
Эта статья была опубликована 3 ноября 2017 г. и с тех пор обновлялась.
Каталожные номера:
1. Acocella J. Пожар в мозгу. Трудности быть дочерью Джеймса Джойса. Житель Нью-Йорка . 9 декабря 2003 г. http://arlindo-correia.com/140504.html. По состоянию на 3 ноября 2017 г.
2. Лукач М. Когда воображаемый мир слишком реален. Нью-Йорк Таймс . 27 октября 2017 г. https://www.nytimes.com/2017/10/27/well/family/when-the-make-believe-world-is-all-too-real.html. По состоянию на 3 ноября 2017 г.
3. Пьер Ж. Психоз отстой! Антипсихиатрия и романтизация психических заболеваний. Психология сегодня . 5 марта 2015 г. https://www.psychologytoday.com/blog/psych-unseen/201503/psychosis-sucks. По состоянию на 3 ноября 2017 г.
4. Pies RW. Поэзия и шизофрения. В: Психиатрия и литература . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса; 1985: 13-23. Литература и медицина ; том 4.
5. Антонен Арто. Энциклопедия Нового Света . http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Antonin_Artaud. По состоянию на 3 ноября 2017 г.
6. Арто А. Дальнейшее письмо обо мне. В: Корти V, пер. Антонен Арто: Собрание сочинений . Том 1. Лондон, Великобритания: Calder & Boyars; 1968:187.
7. Ротенберг А. Психоз и творчество поэзии. Психология сегодня . 22 октября 2016 г. https://www.psychologytoday.com/blog/creative-explorations/201610/psychosis-and-the-creation-poetry. По состоянию на 3 ноября 2017 г.
8. Пироги RW. Научное творчество в психиатрии. Психиатр Таймс . 26 января 2015 г. http://www.psychiatrictimes.com/psychotherapy/scientific-creativity-psychiatry. По состоянию на 3 ноября 2017 г.
Статья по теме >>>
Воображение и диаметральная модель психических заболеваний
теория сознания, навыки межличностного общения, чтение мыслей), в то время как расстройства психотического спектра противоположны, проявляются гиперментализмом.
Источник: Christopher Badcock
Что касается последнего пункта, разный возраст начала, аутистические расстройства имеют раннее начало, потому что психическое развитие прерывается в детстве, тогда как психотические расстройства обычно начинаются во взрослом/позднем подростковом возрасте, потому что нормальное развитие должно быть завершенным до того, как ментализм может быть доведен до патологических крайностей.
Как отмечают Бернард Креспи, Эмма Лич, Натали Динсдейл, Микаэль Мокконен и Питер Херд в недавнем исследовании,
Контраст между недостаточной ментализацией при аутизме и чрезмерной ментализацией при некоторых психотических и аффективных симптомах и состояниях демонстрирует, как социальное воображение может диаметрально различаться между двумя наборами условий. В этом контексте социальное воображение напрямую связано с теорией разума, эмпатией, производством нарративов и мышлением о будущем (внизу слева), а также с описанными здесь различиями этих феноменов между аутизмом и психотически-аффективным спектром.
Источник: B. Crespi et al. Познание 150 (2016) 181–199
Источник: B. Crespi et al. Cognition 150 (2016) 181–199
Хотя диаметральная модель может показаться чисто концептуальной, теперь мы знаем, что что-то поразительно похожее встроено в мозг в так называемом режиме по умолчанию по сравнению с положительными задачами нейронными сетями. Эти области коры «антикоррелированы» в том смысле, что активация одной подавляет другую, и наоборот — как и следовало ожидать, если бы они действительно были основой диаметрально противоположного психотического и аутистического познания.
После обзора соответствующей литературы Crespi and co. пришли к выводу, что «рассмотренные вместе, эти результаты показывают, что аутизм и шизофрения демонстрируют диаметральные паттерны активации режима по умолчанию и связи, и что воображение и творчество опосредуют, по крайней мере, некоторые из этих различий». Они добавляют: «В психотически-аффективном спектре люди с симптомами или диагнозами шизотипии, шизофрении, биполярного расстройства и депрессии демонстрируют явную склонность к созданию поэзии, художественной, социально-ориентированной литературы, а также абстрактных и символических изобразительных и творческих искусств, «, как я также указал в более раннем посте.
В ходе исследования были проверены две гипотезы. Во-первых, «более высокий генетический риск шизофрении связан с более высоким воображением, в соответствии с предсказаниями диаметральной модели». Авторы описывают «три линии доказательств, основанных на нарративном обзоре, мета-анализе и шкале генетического риска шизофрении, которые имеют важное значение для предсказания гипотезы о том, что воображение, как оно концептуализировано здесь, заметно снижено при состояниях аутистического спектра и дисфункционально повышено при психотически-аффективных состояниях». условия.»
Их вторая гипотеза заключалась в том, что «воображение представляет собой грань аутизма, которая лучше всего объясняет сильное мужское соотношение полов», обнаруженное при высокофункциональном аутизме. Чтобы проверить это, авторы провели систематический обзор и метаанализ половых различий по коэффициенту спектра аутизма (AQ), который был разработан как средство количественной оценки аутизма в самоотчетах как в неклинических, так и в клинических популяциях. Опросник AQ включает пять подшкал, предназначенных для измерения различных аспектов аутизма: социальные навыки, общение, переключение внимания, внимание к деталям и воображение. Результаты показаны ниже.
Результаты метаанализа систематического обзора с фиксированным эффектом, проверяющего общие гендерные различия в баллах по пяти подшкалам теста «Коэффициент спектра аутизма».
Источник: B. Crespi et al. Познание 150 (2016) 181–199.
Авторы добавляют, что
исследования показывают, что даже когда производительность не различается, мужчины и женщины демонстрируют разные нейрокогнитивные стратегии во время творческих задач, причем женщины, по-видимому, используют социальные области и области режима по умолчанию больше, чем мужчины (…). Предпочтительное использование женщинами социально-когнитивных областей в творческих задачах согласуется с их более высокими показателями AQ-воображения по сравнению с мужчинами, учитывая, что AQ-воображение в основном включает аспекты социального воображения
Как отмечают авторы, этот анализ и его результаты являются новыми в той мере, в какой они представляют собой первое совместное всестороннее исследование воображения при аутизме и психотических и аффективных состояниях и впервые связывают психологические и психиатрические с неврологическими и генетические результаты. Очевидно, что многое еще предстоит сделать, но Креспи, Лича, Динсдейла, Мокконена и Херда можно поздравить с блестящим — и действительно творческим — началом.
С благодарностью Бернарду Креспи за то, что обратил на это мое внимание.
Обнаружены нейроны, которые различают реальность и воображение
Резюме: Нейроны, обнаруженные при психозе, играют важную роль в нашей способности различать, что реально, а что воспринимается, говорят исследователи.
Источник: Университет Западного Онтарио.
Исследования Университета Нью-Вестерн показывают, что нейроны в той части мозга, которая считается ненормальной при психозе, также важны, помогая людям различать реальность и воображение.
Исследователи, доктор Хулио Мартинес-Трухильо, главный исследователь и профессор Школы медицины и стоматологии им. Шулиха Западного университета, и доктор Диего Мендоса-Холлидей, научный сотрудник Массачусетского технологического института, исследовали, как мозг кодирует визуальную информацию в реальности по сравнению с абстрактной. информацию в нашей рабочей памяти и то, как эти различия распределяются между нейронами в области латеральной префронтальной коры головного мозга. Результаты были опубликованы сегодня в Nature Communications.
«Вы можете посмотреть на мою рубашку, и тогда, если я выйду из вашего поля зрения, даже с открытыми глазами вы все равно сможете увидеть цвет моей рубашки в своем воображении», — объяснил Мартинес-Трухильо из Brain and Институт разума и Исследовательский институт Робартса при Западном университете. «Это то, что мы называем представлениями рабочей памяти или представлениями кратковременной памяти — они абстрактны, они воображаемы и существуют не в реальности, а в наших умах. Реальные объекты в нашем поле зрения мы называем перцептивными представлениями. Мы пытаемся определить, есть ли в мозгу нейроны, которые могут сигнализировать человеку, является ли представление реальным или воображаемым».
Попросив испытуемых выполнить два задания: первое, в котором они должны были сообщить направление движения облака точек, которые они могли видеть на экране компьютера, и второе, в котором они должны были сообщить направление движения облака через несколько секунд после его исчезновения на основе память об образе — они обнаружили, что нейроны в латеральной префронтальной коре кодируют воспринимаемую и запоминаемую информацию в разной степени и в разных комбинациях силы.
«Мы могли бы ожидать, что нейроны, активизирующиеся, когда мы воспринимаем зрительный объект, — это те самые нейроны, которые его запоминают; или, наоборот, что одна группа нейронов воспринимает объект, а совершенно другая группа запоминает его; но вместо этого мы обнаружили, что все вышеперечисленное в определенной степени верно», — сказал Мендоза-Холлидей, первый автор исследования. «У нас есть нейроны восприятия, нейроны памяти, а также нейроны, которые выполняют обе функции».
Было показано, что латеральная префронтальная кора дисфункциональна у больных шизофренией, страдающих галлюцинациями или бредом. Однако до сих пор исследователи не смогли точно определить источник этой дисфункции.
Используя машинное обучение, исследователи создали компьютерный алгоритм, который мог считывать схему возбуждения нейронов в префронтальной коре и надежно определять, воспринимает ли субъект облако точек или вспоминает то, что он видел раньше. Мартинес-Трухильо надеется, что, выявив конкретные нейроны, ответственные за различение реальности и воображения, они смогут лучше лечить такие расстройства, как шизофрения, из-за которых пациенты путают то, что реально, а что нет.
Было показано, что латеральная префронтальная кора дисфункциональна у больных шизофренией, страдающих галлюцинациями или бредом. Однако до сих пор исследователи не смогли точно определить источник этой дисфункции. Изображение NeuroscienceNews.com предназначено только для иллюстративных целей.«Я бы сказал, что шизофрения не является нейрохимическим расстройством всего мозга, — сказал Мартинес-Трухильо. «Это всего лишь нейрохимическое расстройство в определенных частях мозга».
В настоящее время фармакологические методы лечения этих расстройств изменяют нейрохимию во всем мозге, часто вызывая непреднамеренные побочные эффекты. Нацелившись только на определенные нейроны, ответственные за эти нарушения, Мартинес-Трухильо надеется, что они смогут минимизировать эти побочные эффекты.
Об этой исследовательской статье по неврологии
Финансирование: Финансирование предоставлено Канадским институтом исследований в области здравоохранения (CIHR), Программой научных кафедр Канады (CRC), Фондом EJLB.
См. также
Источник: Кристал Маккей – Университет Западного Онтарио
Источник изображения: Изображение на сайте NeuroscienceNews.com является общественным достоянием.
Оригинальное исследование: Исследование с полным открытым доступом «Кодирование популяцией нейронов воспринимаемых и запоминаемых зрительных признаков в латеральной префронтальной коре» Диего Мендоса-Холлидей и Хулио К. Мартинес-Трухильо в Связь с природой . Опубликовано в Интернете 1 июня 2017 г. doi:10.1038/ncomms15471
Процитировать статью NeuroscienceNews.com
[cbtabs][cbtab title=”MLA”] Университет Западного Онтарио «Обнаружены нейроны, различающие реальность и воображение». Новости нейронауки. NeuroscienceNews, 1 июня 2017 г.
Боковая префронтальная кора приматов (LPFC) кодирует признаки зрительного стимула, пока они воспринимаются и сохраняются в рабочей памяти. Однако остается неясным, кодируются ли воспринимаемые и запоминаемые признаки одними и теми же или разными нейронами и паттернами популяционной активности. Здесь мы записываем активность нейронов LPFC, в то время как обезьяны воспринимают направление движения стимула, который остается визуально доступным, или запоминают направление, если стимул исчезает. Мы находим нейроны с широким разнообразием комбинаций силы кодирования воспринимаемых и запоминаемых направлений: некоторые нейроны кодируют оба направления в одинаковой степени, в то время как другие предпочтительно или исключительно кодируют одно из них.