Эрик Эриксон — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, психолог
Биография
Эрик Эриксон — психолог и психоаналитик, изучавший развитие психики в ходе онтогенеза и разработавший эпигенетическую теорию развития личности. Ему принадлежит создание термина «кризис идентичности». Ученый реализовался как теоретик и практик, преподавая в престижных учебных заведениях и ведя приемы в клиниках. Кроме того, он стал автором книг по профильному направлению.
Детство и юность
Эрик Хомбургер Эриксон родился 15 июня 1902 года во Франкфурте-на-Майне и оказался плодом тайной связи Карлы Абрахамсен и неизвестного датчанина еврейского происхождения. В этот период женщина была замужем за биржевым маклером Вальдемаром Саломонсеном, поэтому сын получил его фамилию.
Спустя время Карла окончила курсы медсестры и сбежала в Карлсруэ, где прошли юные годы Эрика. В 1904-м мать мальчика сочеталась браком с педиатром Теодором Хомбургером. Спустя 7 лет отчим официально усыновил ребенка. Карла воспитывала сына в еврейских традициях.
Внешность мальчика не соответствовала национальности. В Еврейской религиозной школе приятели высмеивали его за светлые волосы и голубые глаза, а в обычной школе он терпел издевки за вероисповедание. Смешение идентичностей спровоцировало внутренний конфликт, и юноша все чаще задумывался о своем происхождении.
Будучи гимназистом, Эрик увлекался искусством, языками и гуманитарными науками. Отчим хотел, чтобы по окончании школы он поступил в медицинский институт, но пасынок стал учеником художественной школы в Мюнхене.
Вскоре молодой человек оставил обучение. Некоторое время он путешествовал по Европе, посещая города Германии и Италии в компании друга детства Питера Блоса. Эриксон зарабатывал продажей эскизов, но понимал, что никогда полноценно не свяжет биографию с искусством. Вернувшись в Карлсруэ, он принял предложение Блоса переехать в Вену и стать учителем живописи в местной школе.
Педагогический талант наставника оценила богатая заказчица, которая наняла его для обучения детей. Слухи о том, что Эриксон отлично ладит с малышами и подростками, разошелся по округе. Наставника начали приглашать другие родители. Среди них были друзья Анны и Зигмунда Фрейд.
Личная жизнь
Эрик Эриксон женился в 1930 году. Его избранницей стала танцовщица и художница из Канады Джоан Моуэт Серсон. Знакомство пары состоялось на балу. Жена подарила мужчине двух сыновей и дочь. Находясь в браке, психолог принял христианство.
Когда в 1933-м стало ясно, что приход к власти Адольфа Гитлера влечет за собой нацистскую угрозу, Эрик вместе с супругой и детьми уехал в Копенгаген. Обеспечить датское гражданство не получилось, поэтому семья перебралась в США, где этот вопрос не стоял так остро, а строить личную жизнь было проще.
В конце 1930-х психолог взял фамилию Эриксон, а фамилия отчима стала вторым именем.
Научная деятельность
В возрасте 25 лет Эрик познакомился с четой Фрейд. Дочь психоаналитика Анна помогла ему стать слушателем лекций в Венском психоаналитическом институте. Молодой человек занялся детской психологией. Параллельно он изучал методику Монтессори, в основе которой лежит внимание к развитию ребенка и этапам половых изменений. В 1933-м психолог получил диплом.
Переехав в США, Эриксон стал первым детским психоаналитиком в Бостоне. Поначалу работал в Массачусетской больнице, затем в Центре судьи Бейкера и Гарвардской медицинской школе. Он также был врачом психологической клиники. В 1936-м Эрику предложили должность в Медицинской школе и Институте социальных отношений в Йельском университете. Помимо психоанализа, исследователь занимался изучением связи антропологии и психологии, взаимодействуя с авторитетными представителями обоих направлений.
В 1938 году Эриксон завершил работу в Йеле и отправился в Южную Дакоту, чтобы наблюдать за племенем сиу, а затем ознакомился с традициями племени юрок в Калифорнии. Сопоставив особенности детского развития в сообществах, психолог нашел различия. Они мотивировали ученого на исследования в области воздействия на психику событий, происходящих в подростковом возрасте. Спустя год вместе с семьей Эриксон переехал в Калифорнию, где присоединился к команде Института социального обеспечения Беркли, исследующего детское развитие. Он также практиковал в Сан-Франциско.
На новом месте Эрик повторно отправился в племя юрок и завершил второе исследование. В 1950-м опубликовали книгу «Детство и общество», которая принесла ему известность. В ней описывались мысли относительно мира детства и влияния на него социума. В том же году ученый покинул стены Калифорнийского университета.
В период с 1951 по 1960 год Эрик Эриксон преподавал в Центре Остина Риггса и работал с эмоционально неблагополучными молодыми людьми. Параллельно он выступал в Университете Питтсбурга в качестве приглашенного профессора. В 1958-м опубликовали книгу ученого под названием «Молодой Лютер».
Вернувшись в Гарвард в конце 1960-х, он занимал должность профессора вплоть до 1970-го. В 1968-м вышла книга Эриксона «Идентичность: юность и кризис». В 1973-м исследователь выступил чтецом на Джефферсонской лекции и получил высшую награду США от Национального гуманитарного фонда.
Ученый сделал весомый вклад в психологию. Принимая теорию Фрейда, он не концентрировался на идее отношений детей и родителей, а ставил во главу угла интерес к личности. Его теория развития личности разделяла психологическое становление не на 5 этапов, а на 8 стадий жизненного цикла. Кроме описанных Фрейдом фаз, в схеме появились еще 3 периода взрослого состояния.
Рассуждая о путанице в идентичности, Эриксон создал следующую периодизацию стадий развития: орально-сенсорная, мышечно-анальная, локомоторно-генитальная, латентная, подростковая, ранняя зрелость (молодость), средняя зрелость, поздняя зрелость (старость).
Он придавал большое значение эго, считая, что его идентичность позволяет каждому человеку быть индивидуальностью. Ролевые искажения ведут к тому, что субъект может не состояться как член социума. Исследователь считал, что окружающая среда в значительной мере влияет на адаптацию ребенка, формирование самосознания и идентичности. Эго отвечает за гармонию с окружением, личностный рост и реализацию, уверенность в своих силах.
Смерть
Эрик Эриксон скончался 12 мая 1994 года. Причиной смерти оказались сопутствующие преклонному возрасту заболевания. Последнее пристанище он нашел в городе Харуич, в штате Массачусетс. Вместе с супругой психолог похоронен на кладбище конгрегационалистской церкви.
Труды ученого востребованы и по сей день, а его фото размещают в учебниках и книгах о возрастной психологии.
Библиография
- 1950 — «Детство и общество»
- 1958 — «Молодой Лютер. Историко-психоаналитическое исследование»
- 1959 — «Идентичность: юность и кризис»
- 1969 — «Истина Махатмы Ганди: о происхождении воинствующего ненасилия»
- 1978 — «Взрослый период»
- 1986 — «Жизненная вовлечённость в старости»
- 1987 — «Жизненный цикл завершён»
Интересные факты
- В произведениях автор описывал путаницу идентичности, с которой столкнулся лично. Мужчина признавался, что она приводила его к состоянию, граничащему с неврозом и психозом. В решении проблемы помогла смена фамилии. Дети психолога обрадовались изменениям, ведь их больше не дразнили «гамбургерами».
- Эрику Эриксону часто приписывают родство с Милтоном Эриксоном, другим специалистом в области психологии, но они были однофамильцами. Зато сын Эрика Кай стал известным в США социологом.
- В 1970 году библиография ученого пополнилась книгой «Истина Ганди», за которую он получил Пулитцеровскую премию в области нехудожественной литературы.
- Психолог сформулировал «Золотое правило поведения» для тех, кто регулярно связан с коммуникациями. В соответствии с этим нужно вести общение так, чтобы оно давало новые силы и энергию всем его участникам.
- Эго-психология стала одним из направлений неофрейдизма.
Эрик Хомбургер Эриксон — краткая биография
Полное имя: | Эрик Хомбургер Эриксон |
Дата рождения: | 15 июня 1902 г. |
Место рождения: | Франкфурт-на-Майне, Германия |
Знак зодиака: | Близнецы |
Деятельность: | Ученый, психолог, психоаналитик |
Дата смерти: | 12 мая 1994 г. (91 год) |
Содержание:
- Детство и юность
- Краткая биография
- Личная жизнь
- Вклад и значимость
Эрик Эриксон (1902-1994) – психоаналитик, разработавший теорию стадий психосоциального развития. Ввел в научный обиход термин «кризис идентичности».
Детство и юность
Происхождение Эрика весьма запутано и своеобразно. Он родился 15 июня 1902 года в Германии у Карлы Абрахамсен в результате случайной связи. О его отце ничего неизвестно (предположения, что он — датчанин), мать – еврейка. Она была замужем за Саломонсеном, чью фамилию и присвоили новорожденному. Карла выучилась на медсестру, развелась, уехала в Карлсруэ и заключила брак с врачом-педиатром Хомбургером. В семь лет Эрику поменяли фамилию, а в девять он был усыновлен отчимом. В семье поддерживали еврейские традиции.
Эрик Эриксон в детстве
В еврейской школе мальчика дразнили и не принимали в компанию, его внешность отличалась от типичных для его национальности черт. Другие же сверстники, не евреи, не считали его своим за вероисповедание. Юношу интересовали языки, гуманитарные дисциплины, искусство. Он поступил в художественную школу Мюнхена. Эрик не доучился и отправился в путешествие с другом Питером. Вместе с ним он остановился в Вене, где занялся преподаванием живописи детям.
Краткая биография
- В столице Австрии Эрик познакомился с Фрейдами и заинтересовался психологией. Это произошло с ним в 25 лет, когда Эриксон с подачи Анны послушал лекции ее отца Зигмунда о психоанализе. Он начал изучать детскую психологию, в частности, методику Монтессори. Его особенно волновали вопросы идентичности, связанные с отсутствием у него сведений об отце, неполных данных об этнической и национальной принадлежности.
- В 1930-м году женился на Джоан, принял решение стать христианином. В те же годы, 30-е, официально закрепил за собой фамилию Эриксон. Он взял этот псевдоним, так и не разузнав правды о биологическом отце, что гложило его, и Эрик словно обозначил, тем самым, что он сам себе отец.
- В 1933-м г. к власти в Германии пришел Адольф Гитлер. Эриксоны почувствовали угрозу и попытались эмигрировать в Данию. С гражданством дела уладить не удалось, и семейство выбрало для переезда США. Там Эрик, набравшись достаточно знаний и опыта (отучившись в психоаналитическом институте), стал практиковать как первый детский психоаналитик.
- В 1936-м году Эрик исследовал взаимосвязи антропологии и психологии, преподавая и развиваясь как научный специалист в Йельском университете. Он знакомится с выдающимися учеными Мид, Левином, Бенедикт, что укрепляет его желание прогрессировать и продолжать исследования.
- Через два года ученый отправился изучать особенности поведения детей, их развития в племенах в Южной Дакоте, Калифорнии. Это был уникальный и ценный опыт изучения чужих культур и традиций, сравнение с американской, что позволило ему прийти к прорывным идеям в психологии.
- По результатам длительных исследований он выпустил труд «Детство и общество» в 1950 году. В нем психолог описал, как социум влияет на ребенка, развитие его личности и влияние на детскую психику. Появились понятия жизненного цикла, психобиографии.
- Эрик продолжил научные измышления. В 1951-1960 годы он преподавал в Центре Остина Риггса, был приглашенным профессором в университете в Питтсбурге. Занимался с эмоционально нестабильными подопечными, а также с людьми, вернувшимися с войны. Молодые военные, привыкшие убивать ради высших целей и наблюдать смерть, не могут встроиться обратно в систему ценностей мирного сообщества. Психолог определил, что их проявляющаяся отчужденность от социума обусловлена не тем, что от них сознательно отказываются другие, а трудностями самого бывшего военного принять новые правила жизнедеятельности. Итоги работы с ними Эриксон зафиксировал в книге «Молодой Лютер», вышедшей в 1958-м. В ней он описывает концепцию «моратория» — свойственного молодежи состояния бездействия, ухода в себя, размышлений перед вступлением в период зрелости (на основе проанализированного чужого и собственного опыта). В той же книге Эрик пишет о кризисе идентичности и способе его преодоления на конкретных примерах своих пациентов (в том числе военнослужащих).
- В 1950-м г. Эриксона заподозрили в связях с коммунистами, поддержке их идей, сочувствии к ним. От него потребовали полной лояльности действующей власти и партии в США. Ученый отказался клясться в этом и оставил университет Беркли, где на тот момент работал.
- В 1954-м вышла работа психоаналитика
- В 60-е и до 70-го гг. Эрик преподавал в Гарварде. Он не переставал вести практику в клинических больницах.
- В 1968 году вышел значимый труд Эриксона «Идентичность: юность и кризис», где в полной мере раскрывается упомянутый термин, причины возникновения кризиса, говорится о важности социализации.
- В 1970-м удостоен Пулитцеровской премии за художественную книгу «Истина Ганди».
- Эриксон работал над теорией личности в течение 20 лет, публикуя таблицу периодизации развития в 1959, 1963 и 1968-м годах. Он предложил 8 стадий развития личности, опираясь на теорию Фрейда. Вместо генитальной фазы рассматривал понятие юности и присовокупил три стадии для описания более зрелых пожилых лет. Разработал и теорию адаптации, соответствующей каждому возрасту на определенном этапе.
- После 1970-го Эрик активно не преподавал, впрочем, продолжая трудиться как ученый. Они с женой поселились в Сан-Франциско и совместно проводили дальнейшие наблюдения. Главной темой его работ и задач было описание последней стадии жизни человека – старости.
- Эрик умер 12 мая 1994 года. Ему был 91 год. Похоронен в Хариуче Массачусетсе.
Психоаналитик Эрик Эриксон
Личная жизнь
Эрик сочетался браком с творческой женщиной Джоан Моват Серсон в 1930 году. Она была танцовщицей и художницей из Канады. Примечательно, что супруга мечтала заниматься психологией, но в результате оставила эту стезю мужу, а он так и не состоялся как художник, словно «уступив» эту дорожку любимой. Через три года пара переехала в США, куда также эмигрировали его сестры. Джоан родила Эрику дочку и двух сыновей. С женой Эрик прожил всю жизнь рука об руку.
С дочерью Сью
Кай Т. Эриксон – старший ребенок, стал социологом. Дочка Сью занялась психотерапией. Второго сына звали Джоном.
С женой и детьми
Вклад и значимость
Эриксон стал основоположником нового направления в психоанализе – неофрейдизма, благодаря своей концепции об идентичности. Он дополнил и развил описанные Фрейдом фазы жизненного цикла личности, добавив к пяти еще три стадии.
Эрик Эриксон
Оказал значительное влияние на проблемы, связанные со взаимодействием человека с обществом. Доказал, что среда во многом определяет сформированное в будущем самосознание ребенка, степень его адаптации в социуме влияет на самооценку, самоопределение подрастающего человека. Эрик создал психологию эго, предложил прогрессивную теорию личности, внес вклад в психологию религии, детскую психологию.
Его труды до сих пор цитируются, применяются на практике психологами, психоаналитиками, зачитываются любителями психологии.
Эрик Эриксон Биография
Эрик Эриксон был психологом 20-го века, который разработал теорию психосоциального развития и концепцию кризиса идентичности.
МолодостьЭрик Эриксон родился во Франкфурте, Германия, в 1902 году. Эриксон никогда не знал своего отца; его воспитывали мать и отчим, которые женились в 1905 году. В юности он боролся со своей идентичностью, поскольку чувствовал, что отчим никогда полностью не принимал его, как своих дочерей. Эриксон вырос под фамилией отчима; в конце концов он принял имя Эриксон в 1939.
После знакомства с Анной Фрейд во время работы в Вене Эриксон решил заняться психоанализом. Он изучал развитие ребенка в Венском психоаналитическом институте с помощью метода Монтессори, который фокусировался на психосексуальных стадиях и стадиях развития. Эриксон получил диплом института, но формальной степени так и не получил. Вместо этого его знания были основаны на его опыте и обширном чтении.
Эриксон женился на Джоан Серсон, танцовщице и художнице, в 19 лет.30, который помог ему разработать теорию психосоциального развития. Эриксон, его жена и маленький сын бежали от нацистского восстания в Соединенные Штаты в 1933 году. Пара вырастила троих детей.
Профессиональная жизньЭриксоны впервые поселились в Бостоне, где он стал первым мужчиной, практикующим детский психоанализ в районе Бостона, а также работал в Гарвардской медицинской школе, Консультационном центре судьи Бейкера и Гарвардской психологической клинике, где он вступил в контакт с психологом Куртом Левиным и антропологами Маргарет Мид и Грегори Бейтсоном. Между 1936 и 1939 Эриксон работал в Йельском институте человеческих отношений и профессором Йельской школы медицины. Находясь там, он в течение года проводил исследование детей сиу в индейской резервации Южной Дакоты.
Когда Эриксоны переехали в Калифорнию в 1939 году, он работал в Калифорнийском институте защиты детей и преподавал в Калифорнийском университете в Беркли и Сан-Франциско. Он продолжал изучать детей коренных американцев и тесно сотрудничал с племенем юрок. Эриксон оставался на факультете Калифорнийского университета до 19 лет.51, когда от него потребовали подписать присягу на верность, заявив, что он не коммунист. Эриксон отказался подписать присягу на основании Первой поправки, хотя он и не был коммунистом, и впоследствии был вынужден уйти из университета. Эриксон вернулся в Массачусетс, где продолжал уделять внимание эмоционально неблагополучной молодежи в Центре Остина Риггса. Эриксон завершил свою профессиональную карьеру, проработав последний раз профессором человеческого развития в Гарварде, продолжая при этом проводить поведенческие исследования и публиковать эссе. Эриксон скончался в Массачусетсе в 19 лет.94.
Вклад в психологиюЭриксон повлиял на психологические теории, расширив первоначальные пять стадий развития Зигмунда Фрейда. Являясь пионером в изучении жизненного цикла, Эриксон считал, что каждый человек проходит через восемь стадий развития. Эриксон подчеркивал, что окружающая среда играет важную роль в самосознании, адаптации, человеческом развитии и идентичности.
Каждая из эриксоновских стадий психосоциального развития фокусируется на центральном конфликте. В теории развития Эриксона дети не проходят каждую стадию автоматически по заранее установленному графику. Вместо этого люди сталкиваются с общими проблемами на протяжении всей жизни, и то, как они отвечают на эти проблемы, определяет, будут ли они развиваться дальше или застрянут на определенной стадии развития. Восемь этапов Эриксона и связанные с ними задачи включают в себя:
- Младенчество: базовое доверие против базового недоверия. Ребенок либо разовьет базовое доверие к своему опекуну, либо начнет воспринимать мир как опасное место, в зависимости от того, получает ли ребенок чуткий, заботливый уход.
- Раннее детство: самостоятельность против стыда и сомнений. У детей может развиться либо чувство компетентности и независимости, либо чувство глубокого стыда. Это развитие тесно связано с приучением к туалету.
- Дошкольные годы: инициатива против вины. У детей развивается чувство инициативы, если они могут исследовать свое окружение и обнаруживают, что способны делать что-то самостоятельно. Если ребенка заставляют чувствовать вину за то, что он делает свой собственный выбор, у него разовьется чувство вины, а не инициативы.
- Школьный возраст: трудолюбие против неполноценности. На этом этапе ребенок сравнивает себя с другими и либо развивает чувство трудолюбия и трудовой этики, либо чувствует себя неадекватным.
- Подростковый возраст: идентичность и смешение ролей. В этот период у подростков может возникнуть кризис идентичности, когда они ставят под сомнение свою роль в мире и будущие цели. Если родители позволяют молодежи исследовать мир, они разовьют свою собственную идентичность, но у тех, кого наказывают за автономию, может возникнуть путаница ролей.
- Ранняя взрослость: близость против изоляции. Развитие крепких дружеских и здоровых интимных отношений помогает людям развивать близость, но люди, которые не справляются с этой задачей, могут оказаться в изоляции.
- Средний возраст: генеративность против стагнации. Люди, которые развивают целеустремленность — благодаря воспитанию детей, хобби или карьере — преуспевают в этот период, но те, кто не находит смысла или ценности в своей деятельности, могут застаиваться.
- Старость: целостность эго против отчаяния. Люди могут с любовью оглядываться на свою жизнь или испытывать непреодолимое чувство сожаления и отчаяния.
Жена Эриксона добавила девятую стадию, основываясь на опыте пары в глубокой старости. Она утверждала, что по мере того, как тело разрушается, автономия становится невозможной. Задача на этом этапе состоит в том, чтобы начать видеть себя связанным с другими и видеть смерть как естественную часть жизненного процесса.
Эриксон продолжил развитие психологии эго, подчеркнув, что эго — это не просто путь для Ид к осуществлению своих желаний, как утверждал Фрейд, но важная психологическая структура сама по себе. Эриксон расширил фрейдистский психоанализ в широко известной книге Детство и общество , опубликовано в 1950 году.
Книга Эриксона Правда Ганди: об истоках воинствующего ненасилия получила Пулитцеровскую премию Эриксона и Национальную книжную премию. Он также написал книгу «Молодой человек Лютер: исследование психоанализа и истории» , основанную на Мартине Лютере. Он был выбран для чтения лекций Джефферсона по гуманитарным наукам в 1973 году. Институт Эриксона Эрик Эриксон | Институт Эриксона Перейти к основному содержанию
Чтобы отразить этот уникальный подход, школа была переименована в 1969 году в честь известного психоаналитика Эрика Х. Эриксона, бывшего коллеги соучредителя Института Эриксона Марии Пирс. Он первым предположил, что дети — это не просто биологические организмы, но и продукты общественных ожиданий, предрассудков и запретов.
Об Эрике Эриксоне
Один из самых влиятельных психоаналитиков 20 века Эрик Эриксон родился в 1902 году во Франкфурте-на-Майне, Германия. После окончания средней школы он переехал во Флоренцию, чтобы продолжить свой интерес к искусству, и в 1927 году стал учителем рисования в психоаналитически просвещенной школе для детей, основанной Дороти Берлингхэм и Анной Фрейд в Вене.
Этот переезд изменил его жизнь и карьеру. Он получил сертификат школы Марии Монтессори, а затем приступил к психоаналитическому обучению в Венском психоаналитическом институте. К 19В 36 лет он присоединился к Институту человеческих отношений, входящему в состав отделения психиатрии Йельского университета.
Наследие Эриксона
Самой известной работой Эриксона является его теория о том, что каждый этап жизни связан с определенной психологической борьбой, борьбой, которая вносит свой вклад в один из основных аспектов личности. Его прогрессия в развитии — от доверия к автономии, инициативе, трудолюбию, идентичности, близости, продуктивности и целостности — была задумана как последовательная реорганизация структур эго и характера. Каждая фаза была потенциальным корнем более позднего здоровья и патологии.
Сосредоточившись как на социальном, так и на психологическом уровне, стадии Эриксона представляли собой квантовый скачок во фрейдистской мысли, которая подчеркивала психосексуальную природу развития. Хотя большая часть его теоретической работы с тех пор подверглась сомнению, базовая концепция развития Эриксона — конфликт, обсуждаемый в контексте отношений, — продолжает освещать наше мышление, как и концепция кризиса идентичности, путаница ролей, которую впервые определил Эриксон.
Человеческое развитие в социальном контексте
Еще одним долговременным вкладом является акцент Эриксона на том, чтобы поместить детство непосредственно в контекст общества. Он выдвинул идею о том, что дети — это не просто живущие биологические организмы и не продукт изолированной психики. Скорее, они развиваются в контексте ожиданий, запретов и предрассудков общества.
Еще одним важным вкладом работы Эриксона является представление о том, что личность формируется на протяжении всей жизни, а это означает, что опыт более поздних лет жизни может излечить или облегчить проблемы в раннем детстве.