Ваш подросток не хочет учиться. Кто виноват и что делать — OfficeLife
«Скучно». «Все бесит». «Мне это не надо». Родители подростков нередко сталкиваются с тем, что их ребенок вдруг теряет интерес к учебе, мотивацию и желание сидеть за учебниками. Поощрять или наказывать? Помогать или «не трогать»? И правда ли, что современные дети воспринимают информацию совсем не так, как мы, и им нужны другие книжки и учебники? Office Life обсудил эти вопросы со специалистом по работе с подростками и их родителями, медицинским психологом, гештальт-терапевтом Анастасией Салимовой.
Анастасия Салимова,
психолог, гештальт-терапевт
В первую очередь эксперт советует родителям… посмотреть на себя — не зеркалит ли подросток мамино и папино отношение к современной школе (пусть и кажется, что вы его эффективно скрываете).
— Раньше, когда подростками были сами родители современных детей, у них было меньше свободы. Ты ходишь и учишься — это твоя обязанность, это не обсуждается. Да и альтернативы-то особо не было: ни интернета, ни смартфонов, ни компьютеров с играми. Школа, библиотека, «музыкалка», спорт, улица — все.
Сейчас же у подростков больше свобод, больше вариантов времяпрепровождения, больше знаний из внешнего мира. И у родителей изменилось отношение к школьному обучению — оно стало порой критикующим и обесценивающим. Даже если родителям кажется, что они не обсуждают этого при детях, те, конечно, все считывают и видят — и дома, и в маминых-папиных соцсетях.
Для чего вообще хорошо учиться (с точки зрения подростка)
- Чтобы получить знания: подростков, у которых все еще не подавлен познавательный интерес, на самом деле много;
- чтобы получить нормальный аттестат / сдать ЦТ / поступить в вуз;
- для мамы-папы — чтобы не расстраивались;
- чтобы не выглядеть самым глупым в классе и занимать достойную позицию в коллективе;
- чтобы не ругали учителя или родители, не лишали смартфона или карманных денег и развлечений;
- чтобы что-то «заработать» оценками: например, если я хорошо окончу год, поеду в любимый лагерь.
Взрослым эти мотивы очень понятны: мы год копим на отпуск, полжизни — на квартиру. Но мы в состоянии удержать длинный фокус на цели, а подростки — не всегда. Кого-то хватает на очень короткий срок — неделю, месяц, четверть, кто-то может запланировать и весь учебный год или даже всю старшую школу, поясняет психолог.
Почему дети перестают учиться? 7 причин
Фото: Pexels / Ron Lach
Если родители замечают, что подросток потерял интерес к школе и учебе, первое, что стоит сделать, — спросить, в чем дело, советует психолог.
Вот основные причины, по которым ребенок может вдруг начать плохо учиться.
1. Ему скучно
Подростку надоедает школьное однообразие: уроки, перемены, дома снова уроки. Каждый день одно и то же. У него в кармане смартфон, в котором YouTube и игры, дома ждут PlayStation и ноутбук, хорошая погода — и можно было бы потусить с друзьями на улице… А в классе вот уже который год все те же лица, все те же скучные учебники, доска, мел, педагог, монотонно объясняющий свой предмет.
— Любому человеку действительно может быть скучно выполнять рутинную работу. Но и в этом есть одна из задач обучения: научиться удерживать свое внимание на скучных вещах. Этим он развивает, например, самоконтроль, умение ставить цели, достигать их, оценивать промежуточные этапы, — объясняет Анастасия.
2. Устал от всего
— Когда человек входит в подростковый возраст, у него сразу появляется очень много «задач», связанных с собственно взрослением: формируются рефлексии — умение посмотреть на себя со стороны, развиваются коммуникативные навыки, он учится выстраивать связи со сверстниками — помогать им и принимать помощь, развивать эмпатию. На это все уходит огромная часть его энергии.
Еще часть уходит на физиологию: гормональный всплеск и развивающуюся сексуальность. Родители не могут понять, что он и не виноват в том, что вроде сидит на математике — а мысли и мечты у него о девочке, в которую влюблен. Конечно, учеба подождет, считает он!
3. Не справляется с нагрузкой
— Изо дня в день подросток должен постигать 15 разных школьных предметов — все просто не умещается в голове, в которой и так очень много всего.
Дети жалуются, что мало интересных уроков, нет полезных для будущей специальности знаний. Они уже очень четко понимают, что из предметов пригодится им, например, для поступления или дальнейшей жизни, а что — не более чем для общего развития. Так вот, совсем не все могут в этом возрасте оценить ценность этого общего развития — им гораздо важнее прямо сегодня заниматься другими делами.
Здесь родители могут помочь расставить приоритеты. Важно услышать ребенка и помочь ему осознать, на что сейчас действительно можно «подзабить», а что именно сейчас, именно в этом, условно, 9 классе мегаважно.
Нужно помнить, что сама по себе неуспеваемость по какому-то предмету — отдельный демотиватор. Если у подростка плохие оценки по предмету, он его не понимает. Как результат — отсутствие желания учиться.
4. Наступило физическое и/или эмоциональное истощение
— Важно не переборщить с нагрузкой, — обращает внимание родителей психолог. — 15 предметов в школе, репетиторы, танцы, спортсекции, курсы: «Все, устал, больше не могу».
Детям может быть тяжело как физически, так и эмоционально — некоторые из-за слишком большой нагрузки могут скатиться в депрессивное состояние. И это уже не вопрос мотивации: нужно дать ребенку время для отдыха и восстанавливать его эмоциональное состояние.
5. Подросток чего-то боится
— Например, прямо сейчас перед экзаменом мне так страшно не сдать, опозориться, всех разочаровать, что я решил на все «забить» — будь как будет, не буду ничего делать. В этом случае нужно работать со страхом неудачи, снижать его или ваши родительские требования.
6. Неблагоприятные отношения в семье
— Для того чтобы было желание учиться, ребенку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны семьи.
7. Конфликт с учителем или одноклассниками
— Как подросток может вести себя с учителем вызывающе, так и учитель может быть к нему несправедлив — в любом случае такой конфликт отражается на успеваемости ребенка. При сложных отношениях с одноклассниками страдает не только учеба, но и психологическое состояние подростка в целом. Вмешиваться ли в конфликты родителю — нужно спросить ребенка. Если он хочет помощи — конечно, помочь: пообщаться с классным руководителем, поговорить с учителем-предметником, школьным психологом.
А помогать ли с уроками?
Общих советов, помогать ли подросткам с уроками, говорит психолог, нет — как нет и одинаковых детей.
— Здорово, когда родители не превращают квартиру в филиал школы и не делают с ребенком домашнее задание. Это бережет семью от ссор. Лучше помочь эмоционально: например, выпустить злость от ненавистных уроков.
Психолог советует обязательно говорить с ребенком.
— Спросите его, как он лучше воспринимает информацию? Может, ему нужно больше картинок/видео/аудио и меньше текста? Некоторым детям, выросшим в обнимку со смартфоном, действительно сложно воспринимать информацию в классическом виде. Если ты всю жизнь читал только соцсети и комиксы — вряд ли возьмешь в руки бумажную книгу с большим и сложным литературным произведением.
Такому ученику Анастасия Салимова советует предложить альтернативные варианты:
- по менее важным предметам можно найти популярные лекции на YouTube — их сейчас очень много, где кратко и интересно расскажут о тех процессах, на длительное изучение которых у подростка не хватает времени и желания;
- или, например, купить дополнительную учебную литературу, которая будет более сжато, чем учебник, подавать информацию.
Сегодня, к примеру, есть пособия по школьным предметам, в которых материал подается именно так, как нужно современным подросткам: никаких нудных текстов и скучных иллюстраций — картинки, схемы и таблицы, примеры из жизни, дудлы на полях. Каждому понятно, эффективно, помогает быстро подготовиться к экзаменам и тестированию — попробуйте, должно помочь.
- По важным же предметам эксперт советует усилиться, например, репетитором, онлайн- или офлайн-курсами и т.д.
Но есть много и читающих детей, которым совершенно не сложно воспринимать информацию в той форме, в которой воспринимали ее их родители.
— И это, и это нормально для современного подростка — они, как и мы, совершенно разные. Главное, чтобы вы любили и слышали своего ребенка, — резюмирует психолог.
Партнерский материал
Подросток не хочет учиться, что делать? |
С таким вопросом к нам в центр психологической помощи обращаются довольно часто. И в большинстве своём это родители учащихся 6-7 классов, то есть ребятам по 12-13 лет. Что происходит, почему в большинстве своём в прошлом послушные и успешные ученики, добрые и отзывчивые сыновья и дочери перестают выполнять домашние задания, на уроках не слушают учителей, а на справедливое возмущение родителей огрызаются или уходят, хлопнув дверью. Причин тому несколько, самая глобальная из которых – начавшаяся гормональная перестройка организма. Учитывая этот фактор необходимо обратить внимание на режим: достаточный сон (9 часов), прогулки, питание, витамины. Как правило, это первое, что грамотные родители стараются обеспечить столкнувшись с данной проблемой. Но результата либо нет, либо он недолог. Вторая из причин нежелания учится – изменение отношений к учителям. К этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя – нет. Скучно – не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на лень ребенка. Не готовы сменить школу – заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, используйте интернет-ресурсы, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное. Следующая немаловажная причина понижения интереса к учебной деятельности в том, что в подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью. Сама природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Родителям остаётся только признать тот факт, что ребёнок ходит в школу общаться, это для него сейчас важнее выполненного домашнего задания. У части детей здесь обнаруживаются проблемы, когда именно из-за несложившихся отношений с одноклассниками подросток отказывается посещать школу. Как часто выясняется, проблема с общением со сверстниками была у ребёнка и раньше, да на неё внимания не обращали: учится хорошо, дома послушен, в школе со взрослыми вежлив и предупредителен. Что делать в этом случае? Учить ребёнка общению: посещать тренинги общения, мероприятия с участием сверстников, спортивные секции и кружки. Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка — познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена – ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде – о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной самооценке. В интернете общаться – тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало – хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно — в компании.» Татьяна Черноситова
|
Помощь устойчивым подросткам в лечении
Уговорить детей пойти на прием к психологу или психиатру бывает непросто. На самом деле это общий камень преткновения для многих родителей подростков, которые борются с чем угодно, от беспокойства до СДВГ, депрессии или расстройства пищевого поведения. Вам недостаточно видеть, как они страдают, или чтобы всем вокруг было очевидно, что они не в себе и нуждаются в каком-то вмешательстве. Подростки должны хотеть стать лучше и быть готовыми работать с кем-то, чтобы это произошло. Чтобы лечение подействовало, дети должны в него поверить, хотя бы немного.
Поэтому важно понять, почему дети сопротивляются, и попытаться изменить их мнение. Вот несколько распространенных причин, по которым ребенок может отказаться от лечения:
- Они не думают, что им нужна помощь. Они могут сказать: «Я такой, какой я есть».
- Они не думают, что терапия или лекарства сработают.
- Уже пробовали, не понравилось.
- Они думают, что получить помощь неловко.
- Они защищаются. Мало того, что это обычная поза для подростков, это также понятная реакция человека, который устал постоянно бороться или привлекать к себе негативное внимание.
- Они безнадежны. Они не могут представить, что могут чувствовать себя лучше.
Понимание причины или причин, по которым ваш ребенок сопротивляется, поможет вам адаптировать свою реакцию. Как известно родителям подростков, убедить детей старшего возраста сделать то, чего они не хотят, по меньшей мере сложно. Это потому, что подростки растут, а это значит, что они хотят — и, говоря языком развития, им нужно — иметь больше контроля и независимости.
Подростки не всегда могут лучше всех судить о том, что им нужно, но для родителей очень важно дать им возможность объяснить, что они чувствуют, а затем дать вдумчивый ответ. Это не только улучшит ваши отношения с подростком, но и повысит вероятность того, что он будет вас слушать. Вот несколько стратегий, которые можно попробовать:
Сформулируйте по-другому
То, как вы обработаете кадр, очень важно. Иногда существует несправедливое предубеждение против получения помощи в связи с проблемами психического здоровья. Люди обращаются к психологам и психиатрам по той же причине, что и к другим врачам — они хотят чувствовать себя лучше. И забудьте о стереотипе Фрейда — получить помощь в этом тысячелетии, как правило, не означает «рассказать о своих самых глубоких, самых темных чувствах с каким-то парнем», как выразился Джерри Бубрик, доктор философии, клинический психолог из Института детского разума. «Правда в том, что теперь у нас есть гораздо более научно обоснованные методы лечения».
Для сопротивляющихся пациентов доктор Бубрик иногда сравнивает терапию с работой с тренером: «Если ваш сын играет в баскетбол, конечно, у него будет тренер по баскетболу. Даже профессиональным баскетболистам нужны тренеры, чтобы изучать новые стратегии, осваивать новые навыки, думать о разных способах достижения успеха. Ваш сын может пройти терапию, чтобы освоить эти навыки и практиковать их снова и снова, и в конце концов ему больше не понадобится тренер».
В зависимости от того, в чем вашему подростку нужна помощь, было бы неплохо, если бы на лечение пришла вся семья. Это хорошая стратегия, которую можно использовать, когда дети начинают защищаться, потому что она не выделяет вашего подростка как пациента — вся семья работает над этим вопросом.
Сосредоточьтесь на приоритетах вашего подростка
Иногда подростки не соглашаются с тем, что у них есть проблема, или думают, что то, с чем они борются, является частью их самих, которую нельзя или не следует лечить.
Когда дети думают, что они не могут поправиться, это иногда является симптомом их расстройства. Например, когда у детей депрессия, это влияет на их мышление, поэтому они не могут представить, что чувствуют себя лучше. Дети также могут начать отождествлять себя со своим расстройством и даже находить в нем утешение, поэтому сама мысль о лечении может на самом деле пугать.
Когда дети не думают, что у них есть проблема, или сомневаются в том, что лечение может сделать для них, клинический психолог Дэвид Андерсон, доктор философии, рекомендует начать с того, чтобы спросить подростка, что он хочет получить от этого, а не то, что вы или его дети учителей или кого-либо еще: «Мы будем работать над тем, чтобы заручиться поддержкой, сосредоточившись сначала на их приоритетах. Что они ищут на данном этапе? Какие вещи они хотели бы улучшить, например, домашнюю работу или завести друзей? Затем мы можем наметить, как то, к чему они мотивированы, может быть достигнуто в нашей совместной работе».
Это похоже на метод, называемый мотивационным интервьюированием, который представляет собой совместный подход, который некоторые терапевты используют, чтобы помочь детям разрешить их амбивалентность и найти мотивацию для того, чтобы стать лучше.
Найдите подходящего врача
Очень важно найти поставщика медицинских услуг, который хорошо подходит вашему ребенку. Если они не любят или не уважают человека, с которым работают, или думают, что могут перехитрить клинициста, это не подойдет.
Хотя это очень неприятно, вам, возможно, придется продолжать поиски, пока вы не найдете подходящего человека для своего подростка. Иногда родители решают прийти первыми сами, без ребенка, чтобы встретиться с врачом и задать несколько вопросов (хороший вопрос — как они подошли бы к работе с сопротивляющимся подростком). Клиницисты также должны иметь хорошие подсказки о том, что вы можете делать дома, чтобы помочь.
Если ваш подросток уже пытался пройти лечение, но оно не помогло, или ему не понравился человек, с которым он работал, психолог Стефани Дауд, PsyD, рекомендует спросить его, почему он так думает. Например, что не помогло или что им не понравилось в терапии? Что им понравилось? Вы можете помнить об этих качествах и работать вместе, чтобы найти терапевта, который делает больше положительных вещей. Многие дети предпочитают работать с врачами, которые являются активными участниками разговоров, а не просто пассивными слушателями.
«Найдите двух или трех терапевтов, с которыми они могут взять интервью, и скажите им, что они могут выбрать того, с которым они чувствуют себя наиболее комфортно и который, по их мнению, поможет больше всего», — предлагает доктор Дауд. «Найти подходящего терапевта чрезвычайно важно, и выбор вашего ребенка поможет ему почувствовать ответственность за собственное лечение, что чрезвычайно важно для подростков и закладывает основу для эффективной терапии».
Не сдавайтесь
Если ваш ребенок говорит «нет» в первый раз, когда вы говорите о начале лечения, продолжайте попытки. Используйте описанные выше стратегии и попробуйте спросить врачей, что бы они порекомендовали.
Также важно продолжать прислушиваться к тому, что чувствует ваш подросток и что, по его мнению, ему нужно. Важные вещи обычно не решаются в одном разговоре. Прогресс может прийти постепенно. «Если вы заложите основу, укрепив с ним связь сейчас, они с большей вероятностью обратятся к вам за поддержкой, когда будут, наконец, готовы», — говорит доктор Дауд.
Что делать, если ваш ребенок/подросток не хочет с вами разговаривать, и когда обращаться за помощью: взгляд детского психолога
Когда дети становятся старше и переходят в подростковый возраст, для них естественно хотеть проводить больше времени со своими друзьями и открываться им больше, чем своим родителям. Тем не менее, для родителей по-прежнему очень важно участвовать в жизни своих подростков и продолжать устанавливать границы. Исследования показывают, что даже будучи подростками, дети по-прежнему ценят вклад своих родителей больше, чем кого бы то ни было.
Некоторые идеи для развития общения между родителями и детьми в любом возрасте включают в себя моделирование хороших коммуникативных навыков для ваших детей, уделение времени открытому общению в рамках вашей обычной рутины и наличие более позитивных, чем негативных взаимодействий.
1. Продемонстрируйте хорошие коммуникативные навыки
Чтобы продемонстрировать хорошие коммуникативные навыки, расскажите своим детям о том, как прошел день, включая информацию, соответствующую их возрасту. Когда они разговаривают с вами, уделяйте им все свое внимание, чтобы развить в них навыки слушания.
2. Находите время для общения
Старайтесь хотя бы раз в день есть вместе всей семьей, не используя электронику во время еды, чтобы способствовать открытому общению. В некоторых семьях есть «карточки для начала разговора» или стандартные вопросы, которые все задают друг другу, чтобы убедиться, что у каждого есть возможность поделиться своими идеями или опытом.
Если вы обнаружите, что ваша семья очень занята, и вы изо всех сил пытаетесь найти время, когда вы можете быть вместе, регулярно назначайте «встречи» друг с другом и относитесь к ним так же серьезно, как к визитам к врачу или рабочим встречам.
3. Сосредоточьтесь на позитивном общении
В своей повседневной деятельности обязательно ищите способы позитивного взаимодействия со своими детьми. Вам обоим будет веселее, и вам обоим будет больше нравиться общаться, если вы не будете постоянно ссориться друг с другом. Хорошим соотношением, к которому нужно стремиться, является 5 положительных комментариев на каждый 1 отрицательный комментарий, который вы оставляете.
4. Распознайте симптомы подростковой депрессии
Однако иногда подросток уходит в себя далеко за пределы «нормального», и родители могут делать все это и многое другое и все еще не достигать своего подростка. В этих обстоятельствах ваш подросток может страдать от депрессии и/или беспокойства. Распознать, когда ребенок или подросток находится в депрессии или тревоге, может быть сложно, потому что симптомы малозаметны, и все люди время от времени испытывают грусть и беспокойство. Для детей, как и для взрослых, может быть нормальным чувствовать грусть в связи с трудными обстоятельствами, даже в течение нескольких дней.
Тяжелая депрессия, однако, включает симптомы, сохраняющиеся с течением времени. У детей симптомы депрессии могут включать:
- Чувство печали
- Повышенная раздражительность
- Мысли о самоубийстве
- Озабоченность смертью или умиранием
- Понижение оценок
- Нарастающие физические симптомы (например, боли в животе, головные боли)
- Уход от семьи и друзей
- Потеря интереса к вещам, которыми они раньше наслаждались
Существует множество тревожных расстройств, и симптомы конкретных тревожных расстройств могут сильно различаться. Однако в целом дети с клинически значимым уровнем тревожности часто беспокоятся об успеваемости в школе, здоровье или безопасности членов семьи или самих себя, факторах окружающей среды (например, погоде) и будущем. Это беспокойство может, как и депрессия, повлиять на социальные отношения, привести к снижению успеваемости и вызвать физическую боль.
Знайте, когда обращаться за помощью
Если ваш ребенок или подросток страдает депрессией или тревожным расстройством, важно понимать, что он или она не могут просто «выйти из себя» или «перестать беспокоиться». Хотя это может быть неприятно, одна из лучших вещей, которую можно сделать как родителю, — это попытаться проявить терпение, понимание и поддержку. Прислушивайтесь к тому, что говорит ваш ребенок, даже если это не имеет для вас смысла. Постарайтесь помочь своему ребенку увидеть вещи с другой точки зрения, но постарайтесь не говорить ребенку, что он или она «неправы» в своих чувствах. Если вам кажется, что вашему ребенку становится хуже, а не лучше, или вы не знаете, как помочь своему ребенку, обратитесь за профессиональной помощью к терапевту или врачу.
Без лечения депрессия и тревога у молодых людей могут оказывать долгосрочное вредное воздействие на развитие ребенка различными способами. Поэтому для взрослых важно распознавать симптомы депрессии и тревоги и действовать быстро, чтобы лечить детей или подростков с этими состояниями. Научные исследования показали, что и терапия, и лекарства могут быть полезны при лечении беспокойства и депрессии. Некоторые семьи предпочитают один подход к лечению другому, в то время как другие семьи считают комбинированный подход наиболее полезным.
Вот два примера пациентов, с которыми я работал в психотерапии, состояние которых со временем улучшилось благодаря лечению. (Имена изменены.)
История Джо (Беспокойство)История Салли (Депрессия)«Джо» и его мать всегда были очень близки, и его мать знала, что Джо беспокоился о вещах немного больше, чем другие дети его возраста. . Однако, будучи маленьким мальчиком, он все еще играл с друзьями и довольно хорошо перешел в школу. Пока он учился в начальной школе, его мать заметила, что Джо начал отказываться от приглашений на дни рождения и ночевки, говоря, что он предпочел бы просто остаться дома и тусоваться с ней. Он становился более раздражительным, а временами даже злым, когда она заставляла его делать что-то отдельно от нее.
Когда он начал терапию, Джо сказал, что он часто беспокоился о том, что с его мамой может случиться что-то плохое. Он боялся, что она может попасть в автокатастрофу, заболеть или что кто-то может ворваться в их дом и причинить ей вред. Рядом с ней он чувствовал себя в большей безопасности и мог «присматривать» за ней.
В ходе терапии мы определили ситуации, из-за которых он меньше всего боялся разлуки с мамой (например, она шла к почтовому ящику без него), и ситуации, из-за которых он больше всего боялся разлуки с мамой (например, ночевка). Изучив некоторые навыки выживания, которые помогут ему расслабиться, когда он начнет бояться, и более реалистично думать о вероятности того, что с его матерью что-то случится, Джо постепенно начал практиковаться в том, чтобы быть вдали от матери на короткие, а затем на более длительные периоды времени.
К концу терапии он смог провести ночь с друзьями, не звоня матери, чтобы она забрала его. Хотя он все еще иногда беспокоится о своей маме, он смог расслабиться и не позволил тревоге помешать ему делать то, что он действительно хотел сделать.
Когда «Салли» исполнилось 14 лет, ее родители заметили, что она больше времени проводит в своей комнате и меньше времени с семьей. Она сказала, что у нее все еще есть друзья, но ее родители не слышали, чтобы она много о них говорила, и она больше не просила пойти с ними что-нибудь сделать. Ее оценки начали падать, и Салли, которая когда-то была отличницей и отличницей, провалила пару уроков. У нее снизился аппетит, и она все время казалась уставшей. Она также начала жаловаться на головные боли и большую часть времени проводила в постели, чтобы отдохнуть. Когда ее родители спросили, что случилось, Салли просто сказала, что устала и хочет, чтобы ее оставили в покое.
Во время терапии Салли рассказала, что чувствует себя перегруженной школьными занятиями и беспокоится о том, что она не такая умная, как ее друзья. Она считала себя глупой и что она будет чувствовать себя так всегда. Со временем Салли узнала, что часто трактует ситуации негативно и предполагает, что должно произойти самое худшее.
Как только она определила эти негативные модели мышления, она смогла напомнить себе, что обычно существует более одного взгляда на ситуацию. Она практиковалась в поиске нескольких решений своих проблем и составила список нескольких вещей, которые она могла бы сделать, чтобы помочь себе почувствовать себя лучше, когда она расстроена. Депрессия Салли стала менее интенсивной, и она реже грустила. Она начала заниматься тем, что раньше ей нравилось, и ее оценки улучшились.
По данным Национального института психического здоровья, депрессия затрагивает около 11% молодых людей, а тревога затрагивает около 8% молодых людей. Показатели как депрессии, так и тревожности одинаковы у мальчиков и девочек в детстве, но в подростковом возрасте девочки чаще, чем мальчики, испытывают симптомы каждого . Существуют также различия в распространенности в зависимости от возраста, при этом депрессия и тревога чаще возникают у подростков старшего возраста.
При отсутствии лечения дети и подростки с депрессией и тревогой подвергаются более высокому риску низкой самооценки, злоупотребления психоактивными веществами, самоубийства, проблем с психическим здоровьем во взрослом возрасте и физических состояний, таких как болезни сердца и диабет во взрослом возрасте.