Этап автономной детской речи обычно приходится на: Активизация речевого развития детей дошкольного возраста

Этапы первичного освоения языка. Автономная детская речь | Методические разработки | Педагогическое мастерство

Автор: Сафина Любовь Александровна

Организация: ГБОУ Школа № 1376

Населенный пункт: г. Москва

Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспективы его развития. Однако овладение речью происходит не сразу, а проходит ряд этапов.

На первом году жизни речи еще нет. Ее заменяют другие, невербальные средства общения — эмоциональные выражения, мимика, а затем жесты, позы, локомоции, вокализации.

 На третьем году жизни ребенок в основном усваивает человеческий язык и начинает общаться с помощью речи.

 Между этими двумя периодами существует удивительный этап, когда ребенок начинает говорить, но не на нашем, а на каком-то своем, детском языке. Этот этап в детской психологии называют этапом «автономной детской речи».

«Детский язык» отличается от взрослого, во-первых, звучанием слов, а, во-вторых, их значением. Звуковой состав первых слов ребенка резко отличается от звукового состава наших слов. Иногда это совершенно не похожие на слова взрослых звукосочетания (например «адика», «капа», «гилига»), иногда обломки наших слов («па» — упала; «бо-бо» — больно; «ка» — каша и т.д.), иногда сильно искаженные слова взрослых, но сохраняющие их ритмический рисунок. Но во всех случаях это не воспроизведение слов взрослого, а изобретение своих собственных звукосочетаний.

Другая особенность детских слов — своеобразие их значения. Ни одно из слов детской речи не может быть правильно переведено на наш язык, потому что дети видят и обозначают предметы совершенно по-другому. Например, ребенок может называть словом «кх» самые разные предметы — кошку, шубу, мамины волосы, одеяло — словом, всё мягкое и пушистое. 

Период автономной детской речи есть в развитии каждого ребенка. В этот период нельзя сказать, есть у ребенка речь или нет, потому что у него нет речи во «взрослом» смысле слова, и в то же время он уже говорит.

Следующий этап развития речи ребенка знаменуется появлением его первых настоящих слов. Настоящие слова.  Определить точную дату появления первых слов ребенка не так-то просто. Есть дети, которые уже в 11–12 месяцев говорят более 100 слов, а бывает  когда до 3 лет ребенок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие. Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (понимание речи) и активное (говорение). Обычно пассивная речь опережает активную.

 До определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. И у некоторых детей этот период сильно затягивается. Ребенок может вплоть до двух лет, хорошо понимая всё, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова — либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепета. И все-таки, при этом, если ребенок живет в нормальных условиях, его речь развивается.

Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно.

Если ребенок понимает обращенную к нему речь, если вы создаете все необходимые условия для его нормального развития, значит, он рано или поздно заговорит.

Почему ребенок начинает говорить? Слово — это, прежде всего, знак, т.е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должен стоять какой-то предмет, который оно обозначает, т.е. его значение. Если такого предмета нет, если мать и  ребенок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребенком и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова.

Если же мама играет с ребенком в игрушки, его действия и эти самые игрушки становятся предметом (или содержанием) их общения. Однако в том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребенка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления.

 Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия:

1) потребность в общении со взрослым;

2) потребность в предмете, который нужно назвать.

Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка с взрослым или содержательного, делового общения с ним создает необходимость назвать предмет и значит произнести свое слово.

Значит, главное — это не просто говорить, но играть с ребенком и разговаривать по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно заниматься вместе.

Первоначально у малыша нет никакой потребности называть предмет словом. Такая потребность должна возникнуть, и передать ее может только взрослый.

В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка.

 На первом этапе таким центром является предмет. Ребенок тянется к нему, сопровождая свои попытки мимическими и интонационно-выразительными движениями.

На втором этапе центром ситуации становится взрослый. Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства. Вместо попыток достать предмет появляются указательные жесты, активное лепетное говорение (дай-дай-дай) и другие способы воздействия. Такое поведение направлено на то, чтобы вывести взрослого из состояния нейтралитета и обратить его внимание на свои попытки. Однако, если взрослый «не сдается» и ждет нужного слова, ребенок наконец пробует его произнести.

На третьем этапе центром ситуации становилось именно слово. Ребенок начинает не просто смотреть на взрослого, но сосредотачивается на его губах, присматривается к артикуляции. Пристальное рассматривание «говорящих», шевелящихся губ явно свидетельствует о том, что ребенок не только слышит, но и видит нужное слово. Поэтому, разговаривая с маленькими детьми, важно отчетливо артикулировать каждый звук, чтобы было понятно, как этот звук производится. После этого обычно появляются первые попытки произнести слово.

Без достаточно развитой потребности в общении с взрослым и совместной с ним игре первые слова появиться не могут. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, который превращает слово в предмет  внимания ребенка.

Поэтому очень важно в этом возрасте больше разговаривать с малышом, обсуждать повседневные действия, рассказывать и читать детские стишки, потешки и т.д. Первые активные слова ребенка появляются во второй половине второго года жизни. В этом возрасте происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи.

 Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Дети уже не только могут слушать и понимать обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью.

Они уже пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости.

Подведем итог вышесказанного. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо, чтобы речь взрослых соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т. д.), и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

Так же, важное значение для своевременного развития речи ребенка имеет отношение к нему взрослого.

Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его речь.

Воспитательные воздействия должны проводиться постоянно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

Список используемой литературы:

  1. Бородич А.М. Методика развития речи у детей. — М.: Просвещение, 1981.
  2. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. — М.: Просвещение, 1970.
  3. Иванова С.Ф.   Речевой слух и культура речи   Москва, Просвещение, 1970 г    
  4. Максаков А.И.   Правильно ли говорит ваш ребенок  Москва, Просвещение, 1988 г.
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.
  6. Фомичева М.Ф.   Воспитание у детей правильного произношения Москва, Просвещение, 1989 г.

 

Опубликовано: 07.12.2015

Автономная речь ребенка, ее признаки и функции — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного…

Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда…

Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного…

Интересное:

Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является. ..

Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль…

Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме, и по смыслу. Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них. Встречаются слова, не похожие на соответствующие слова взрослых (например, «ика» — шкаф, «гилигилича» — карандаш), слова — обрывки слов взрослых («как» — каша, «па» — упала), слова — искажения слов взрослых, сохраняющие их фонетический и ритмический рисунок («тити» — часы, «ниняня» — не надо), звукоподражательные слова («ав-ав» — собака, «му-му» — корова).

Еще более интересны семантические различия. Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши «взрослые» понятия. Для нас слово чаще всего связано с определенной группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно функциональному признаку. Так, «часы» — вещь, с помощью которой мы определяем время. Это предметное значение имеют все часы, обозначаемые нами одним словом, — и большие, и маленькие, и круглые, и квадратные, и ручные, и стенные с маятником. Ребенок не может так обобщать предметы. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Можно выделить ряд особенностей автономной речи. Автономная речь возникает только при яркой аффективной окраске воспринимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка, переживающего эту ситуацию. Поэтому говорят, что образование многозначных слов имеет эмоционально-действенный характер.

Еще одна особенность автономной речи — своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний. Автономная детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи почти невозможно, хотя здесь могут помочь неязыковые средства — жесты и выразительная мимика ребенка, сопровождающие непонятные слова.

С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст (от одного года до трех лет) является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Этот возраст связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки через общение со взрослым. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для полноценного психического развития маленького растущего человека.

Раннее детство является сензитивным периодом к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Условия речевого развития. Переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях — при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Этапы речевого развития.

Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи.

Пассивная речь. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. Речь взрослого, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. К этому времени ребенок начинает понимать и инструкции взрослого относительно совместных действий. Тем не менее, примерно до 1,5 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря.

Прежде всего ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. Все это — имена существительные, и они обычно приобретаются в течение второго года жизни. К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам.

Активная речь. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемых. Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени дети обычно имеют уже представления об окружающем мире в виде образов. В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается связать имеющиеся у него образы с сочетаниями звуков, произносимыми взрослыми в его присутствии при наличии в поле зрения соответствующих предметов или явлений.

Грамматика речи. Первый период речевого развития, охватывающий возраст от 1 года до 1,5 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в основном в неизменном виде.

Второй этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. На втором году жизни резко возрастает активный словарь ребенка. До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту—1200—1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи.

Растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3.

Предложения. Вначале ребенок пользуется однословными предложениями, выражающими какую-либо законченную мысль. Такие слова-предложения возникают в связи с некоторой конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией. Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Смысл таких двухсловных предложений тот же самый: некоторая мысль или целостное высказывание. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»).

В этом возрасте дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

Грамматика речи. Второй период речевого развития представляет собой начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания.

Третий этап речевого развития соответствует возрасту 3-х лет. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: «Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?» «Я папин и мамин сын, всех дядей племянник, бабушкин и дедушкин внук». «Ты — большая, а я маленький. Когда я буду длинный— до ковра… до лампы… тогда я буду большой».

Самое важное приобретение речи ребенка на третьем этапе речевого развития — то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.

Функции детской речи.

Коммуникативная функция детской речи связана с использованием речи как средства общения, управления поведением других людей и саморегуляцией. В возрасте от года до трех лет расширяется круг общения ребенка — он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Что проговаривает ребенок, общаясь со взрослыми? В основном, практические действия ребенка или ту наглядную ситуацию, в которой протекает общение. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же ребенок вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу. Семантическая функция детской речи связана с определением смысла слов и приобретением словами обобщенных значений. Между одним и тремя годами жизни ребенка существует этап речевого развития, когда в речи ребенка появляются многозначные слова. Их количество относительно невелико, от 3 до 7% словарного запаса ребенка. Далее происходит распад многозначных слов, слова в речи ребенка приобретают устойчивые значения.

В возрасте от одного года до 1,5 лет в речи ребенка можно выделить ступени развития словесных обобщений. На первой ступени ребенок группирует предметы по внешним, наиболее ярким и бросающимся в глаза признакам. На второй ступени обобщение происходит по функциональным признакам, т. е. по той роли, в какой предметы используются в детской игре. Третья ступень характеризуется умением вычленять общие и устойчивые признаки предметов, отражающие их природу и независимые от ситуационного, функционального использования данных предметов.

Познавательная функция речи. Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. В 2-3 года, возникает понимание речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа — взрослые должны этому специально научить.

Возникновение познавательной функции речи определяет важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее идеальном, понятийном отражении в языке.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой…

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни…

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций. ..



Воспитание автономных детей начинается за обеденным столом

Детство моего отца в маленьком городке в Америке было отличным источником историй, которые он рассказывал мне, когда я рос. Одна из этих историй вращалась вокруг большой песочницы в квартале от его дома. Однажды вечером, играя там, он услышал разговор из соседнего дома Джонсонов*.

Семья обедала, но не все ладилось. Тишину отцовского набега на песочницу нарушил низкий голос мистера Джонсона, который проревел — предположительно, на свою маленькую дочь Сьюзи — «СЪЕШЬ… СВОЙ… УЖИН!»

Твердое требование мистера Джонсона, чтобы его ребенок сосредоточился на еде, поставленной перед ней, является редкостью в современной Америке. Вместо этого многие родители идут навстречу пожеланиям своих детей, вплоть до того, что просят отдельную еду для детей, когда посещают дом друга на ужин.

Это был опыт, описанный в недавнем письме к Slate . Как поясняет автор письма:

Мы проводим много времени с другими семьями в ситуациях, когда одна семья отвечает за приготовление еды для всей группы. Дети многих наших друзей разборчивы в еде, и это подкрепляется родителями, которые готовят или ожидают специальные детские блюда в дополнение к основному приему пищи.

Далее он объясняет, что удовлетворение потребностей детей всегда приводит к проблемам:

Приготовление отдельного обеда для детей сигнализирует о том, что они более особенные, чем все остальные, или что они никогда не должны быть чем-то меньшим, чем полностью довольным. В нем говорится, что в групповых ситуациях благополучие группы стоит на втором месте по сравнению с их счастьем, и что нет никаких ожиданий быть вежливым или благодарным хозяину.

Самоуважение и независимость сегодня имеют большое значение, особенно для родителей, которые хотят поступать правильно со своими детьми. Они далеки от того, чтобы делать что-либо, что могло бы помешать самовыражению их ребенка или потенциалу вырасти во всестороннюю независимую личность. Отказ им в еде, которую они любят, или принуждение их есть что-то, что им не нравится, может иметь негативные и долгосрочные последствия для детской психологии! Лучше дать им то, что они хотят, даже если это неудобно для родителей или окружающих.

Карен Ле Бийон, автор книги Французские дети едят все , когда-то так думала. «Поощрение независимого питания было важным шагом в построении автономии, верно?» — спрашивает она в своей книге. «Дети должны сами отвечать за то, что едят, верно?»

Переезд во Францию ​​изменил ее мнение. Она пишет:

В основе французского подхода к детскому питанию лежит убеждение в том, что родители должны активно обучать своих детей еде, мягко и авторитетно. В глубине души я знал, что этот подход — гораздо более авторитетный, чем мой подход — может принести пользу моим детям. Но я долго этому сопротивлялась.

В конце концов она узнала, что этот авторитетный подход к еде детей — это способ, которым французы учат своих детей быть всесторонне развитыми взрослыми — «хорошо говорить, хорошо воспитаны и хорошо себя вести». Такое авторитетное обучение часто прививает этим детям естественную и здоровую самооценку, ту самую самооценку, которую американские родители пытаются привить, позволяя своим детям ходить по ним.

Может быть, мы делаем что-то в обратном порядке? Достигаем ли мы желаемых результатов не тем, что уступаем требованиям наших детей, а мягко и твердо ведем их по пути, которому время и опыт научили нас быть мудрыми путями?

*Имена изменены.

[Изображение предоставлено ВВС США, фото Сабрины Файн]

Развитие автономии у детей | La Petite Crèche

Автор: Маленькая детская На: 07 апреля 2021 г. Актуальные Комментариев нет

По мере того, как дети растут, их мозг бесконечно развивается, впитывая информацию, как губка. Однако, в отличие от взрослых, у детей от природы отсутствуют умственные и физические способности, а значит, и самостоятельность. Развитие самостоятельности приносит много пользы детям. Одним из них является воспитание уверенности в себе, чтобы брать на себя и преодолевать жизненные трудности. Это придает смысл их жизни и побуждает их жить.

Что означает «автономия» у детей?

Автономия буквально означает свободу от внешнего контроля или влияния; независимость’ в словаре. В раннем детстве это способность ребенка действовать по своей воле и выполнять задания самостоятельно, без помощи взрослого.

Преимущества автономии

Естественно, как родители, мы стремимся чрезмерно защищать наших детей, поскольку мы не желаем, чтобы они пережили какой-либо вред или боль. Однако важно не переусердствовать с защитой и препятствовать их открытиям, так как это может подорвать их уверенность и превратить их в боязливых и робких детей. Хотя мы хотим добра для наших детей, мы должны осознавать свои действия, поскольку они могут повлиять на характеристики детей, когда они вступят во взрослую жизнь.

Автономия поможет вашему ребенку преодолевать и решать жизненные проблемы и проходить их «безопасно», научившись справляться с неудачами. В результате у детей разовьется уверенность, чувство собственного достоинства и они почувствуют себя более способными делать свой собственный здоровый выбор. Бонус в том, что на этом пути они усваивают семейные ценности, социальные нормы и необходимые навыки, чтобы выжить во взрослой жизни!

Как поощрять автономию?

Когда дети учатся быть самостоятельными, они естественным образом вырастают и становятся независимыми взрослыми благодаря новым навыкам, приобретенным в детстве. По мере того, как ребенок растет, вы можете узнавать о его/ее усилиях дома на очень простых примерах, таких как надевание обуви, прием пищи и самостоятельное одевание.

Ниже приведены некоторые способы и примеры, которые помогут им развить автономию по мере их роста от младенцев до дошкольников.

Младенец (0-1 год)

В этом возрасте дети не способны решать задачи и принимать решения. Тем не менее, мы можем поощрять их «участвовать» в простых задачах, например, оставаться неподвижными во время смены подгузника, отвлекаясь на игрушку.

Малыш (1-3 года)

С маленькими детьми мы говорим об автономии как о «самодостаточности», то есть о поведении, которое позволяет человеку позаботиться о себе. В основном это касается моторной автономии: движения, одежды, кормления и уборки. Для ребенка, таким образом, речь идет о его способности «самостоятельно совершать» акты повседневной жизни, принимать активное участие. Помимо этого поведения, автономия также обнаруживается на психологическом уровне, а именно: игра или даже засыпание в одиночестве.

Период от 18 до 36 месяцев является решающим в развитии самостоятельности и самооценки. Именно в этом возрасте дети начинают хотеть делать что-то самостоятельно. Но на этом этапе ребенок, скорее всего, неуклюж, не торопится с выполнением заданий, допускает ошибки, например, надевает не ту сторону обуви и т. д. В это время ребенок больше всего нуждается в поддержке взрослых, чтобы чувствовать себя уверенно. что взрослый верит и доверяет ему. Это помогает повысить самооценку ребенка и побуждает его продолжать попытки, пока он не добьется своего!

Они могут начать с простых задач, таких как складывание игрушек в нужные коробки. Когда ребенок исследует рискованную ситуацию, вместо того, чтобы сказать «Не ходи, это опасно!» или «Будьте осторожны, иначе вы можете упасть!», скажите вместо этого: «Идите вперед, но будьте осторожны, пол скользкий». Эти слова побуждают его столкнуться со своими страхами, вводя понятие безопасности. Это также время любезно подбодрить ребенка после того, как он совершит ошибку. Вы родитель и образец для подражания ребенка. Вы можете показать ребенку, как выполнить желаемое задание. Для воспитания самостоятельного ребенка необходимы несколько условий и поддержка взрослых. Ключевая фраза Марии Монтессори гласит: «Помоги мне сделать это одному» — это означает, что ребенку нужно выполнять задания «вместе со взрослым», прежде чем он сможет сделать это самостоятельно.

Дошкольник (3-6 лет)

У детей в этом возрасте есть определенный выбор! Поощряйте их делать собственный выбор. Например, «надеть красную или синюю рубашку?» Усложняйте их задачи, например, надевайте на себя обувь. Вы также можете поощрять ребенка выполнять задания, которые он никогда раньше не выполнял.

Автономия в La Petite Creche

В нашем детском саду ежедневное наблюдение нашей команды, а также частый обмен мнениями с семьями позволяют нам следить за развитием ребенка. Мы адаптируемся к их темпу и поддерживаем их стремление к независимости. Не существует жесткого правила для определения возраста, в котором ребенок должен самостоятельно одеваться, есть самостоятельно, следить за своей гигиеной и т. д. Ребенок демонстрирует нам, а мы позволяем ему испытать свои способности по собственной воле!

Мы поддерживаем его способности, но остаемся доступными для помощи ребенку в начале его самостоятельности, которая иногда может быть хаотичной.

Возьмем, к примеру, ребенка, который хочет сам обуться. Мы демонстрируем это ему, затем даем ему попробовать. Мы не берем на себя инициативу, заставляя детей самостоятельно надевать обувь только потому, что они «достаточно взрослые» для этого. Автономия требует предпосылок, а также степени эмоционально-психологической зрелости ребенка. Обычно у детей бывает «чувствительный период», когда они хотят делать определенные вещи самостоятельно. Мы используем эти моменты, чтобы продвигать их стремление к автономии и предлагать им занятия или задачи, которые они могут выполнять самостоятельно!

Когда малыш начинает принимать активное участие во время еды, мы работаем по принципу «двух ложек»: одна ложка для взрослого, одна ложка для ребенка. Таким образом, путем подражания и экспериментирования ребенок может попытаться пользоваться ложкой так, как ему заблагорассудится. Опыт может быть немного беспорядочным, но мы позволяем ему попробовать. Таким образом, ребенок учится правильно обращаться с ложкой и в конечном итоге ест самостоятельно. Как только он это сделает, он впоследствии откажется от помощи.

Другие примеры:

У каждого ребенка есть своя полка, где он может оставить свои вещи. Он имеет возможность взять свое одеяло или соску по своему желанию, в зависимости от своих потребностей.

Для детей, которые могут сморкаться самостоятельно, мы предлагаем коробки с салфетками, расположенные на доступной высоте.

Во время бесплатных занятий ребенок выбирает занятие. В зависимости от своих способностей он руководствуется взрослым в выполнении деятельности. Затем ребенок кладет оборудование туда, где он его взял.

Также с целью развития самостоятельности детей и повышения их самооценки у детей есть обязанности в нашем детском саду, например, раздача бутылок с водой всей группе. Они могут наполнить свою бутылку водой из кулера с водой или без помощи взрослых.

Самостоятельность также включает в себя приучение к горшку/туалету. При переодевании ребенок проявляет свою автономию через свои инициативы, такие как надевание нового подгузника, выброс грязного подгузника в мусорное ведро и после этого мытье рук. По согласованию с семьей ребенка для успешного обучения мы поощряем использование горшка или туалета. Это также время, когда ребенок может практиковаться в одевании самостоятельно.

Вы также можете прочитать: Попрощайтесь с подгузниками!

  • Позвольте ребенку делать ошибки. Не возлагайте на ребенка никаких надежд и не ждите, что он/она добьется успеха с первых нескольких попыток. Кроме того, убедитесь, что предлагаете реалистичный выбор.
  • Во время неудач поощряйте ребенка продолжать попытки.
  • Убедитесь, что процесс принятия решений или задачи подходят для возрастной группы ребенка.
  • Не мешайте ребенку, а поддерживайте его, признавая и уважая его усилия.

Источники:

    1. https://complexcareathomeforchildren.com/prepare-your-child/encourage-autonomy/
    2. https://www.cdc.gov/ncbddd/childdevelopment/positiveparenting/infants.html
    3. https://www.goodtherapy.org/blog/how-parents-can-foster-autonomy-encourage-child-development-0704184
    4. «Слово нашего педагогического директора… Как направлять ребенка в развитии его самостоятельности?» Мария Рафель Ламрани Алауи, педагогический директор группы La Petite Ecole.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts